Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

философская революция XVII век

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Культура Европы и Америки в Новое время.

План:

  1.  Формирование новоевропейской культуры. Научно-философская революция XVII век.
  2.  Просвещение-главное духовное движение XVIII век.
  3.  Технический переворот. Революция в физике и её влияние на культуру.
  4.  Художественная культура Европы и Америки XIX- начало XX века. Основные направления.

Литература:

Культурология. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону, 1999,с.250-288.

Полищук В.И. Культурология Учебное пособие М.,1999, с.382-418.

Бахтин М.М Литературно-критические статьи. М.,1997.

Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М.,1987.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Вопросы философии. 1989. №3-4.

Европейский романтизм. М.,1979.

Сучков Л. Исторические судьбы реализма. М.,1983.

1. Культура Нового времени (XVII-XIX вв.)-период развития современной, промышленной цивилизации, которому соответствует рационалистический тип сознания.

Возникает этот тип культуры на основе буржуазного способа производства.

Культура Нового времени-первая культура, в которой установка на новаторство стало доминантой. Понятие «традиционное» получает негативный смысл. Новое имеет ценность в силу того, что оно новое.

Ф. Бэкон свой ведущий труд называет «Новый органон», а Дж.Вико -«Новая наука о природе наций», открытую Америку европейцы назвали Новым светом, а свою историю - Новой историей.

В Новое время эсхатологическое и аскетическое мироощущение средневековья в целом сменяется антропоцентрическим. Народные движения и Реформация (XV-XVI вв) явились прологом буржуазных революций в Нидерландах, Англии, Франции (XVII-XVIII вв).

В этот период складываются нации, национальные государства и национальные культуры.

XVII век-период формирования Новоевропейской культуры, начальная стадия становления буржуазного способа производства.

В этот период возрастает роль техники. Уже в середине XVI веке появляется мануфактуры ( от лат. -ручное производство), приведшие, благодаря разделению труда, к более высокой его производительности. Затем развивается и промышленность. Для европейской жизни становятся характерным  появление биржи, банков, ярмарок, рынка в целом. В условиях новоевропейской культуры рынок становиться не только экономической, но и культурной категорией.

Развитие буржуазного способа производства порождало потребность в прикладных науках. XVII век вошёл в историю новоевропейской цивилизации как век научно-философской революции. Научная революция начиналась в математике, объединив в себе аксиоматическое дедуктивное и опытное (экспериментальное) знания.

Особенностью эпохи было то, что наука перестала быть занятием ученого-одиночки.  Появляются научные общества, академия наук, Лондонское Королевское общество, Парижская естественно-научная академия.

Религия и церковь не теряли и даже не ослабляли своих позиций. В то же самое время в массовое сознание входит рационализм, становясь отличительной чертой образа мысли, образа жизни человека Нового времени.

Иногда XVII век называют «веком гениев». В математике,  механике, физике, химии, астрономии  и других науках было сделано множество открытий и изобретений. Именно в это время появляются лозунг: «Знание- сила» (Ф.Бэкон).

Одним из основателей рационализма - французский философ и математик Р.Декарт (1596-1650), утверждал, что человек постигает мир посредством разума.  Р.Декарт как математик заложил основы аналитической геометрии как физик - сформулировал  закон сохранения количества движения, как физиолог,- представление о рефлексах. Ему принадлежат знаменитые слова : ”Godito ergo sum”- «Я мыслю, следовательно, я существую».

Английский философ, материалист, родоначальник экспериментальной науки и индуктивного способа познания Ф.Бэкон (1561-1626) считал главным источником знания опыт, а не божественное откровение.

Выдающимися философами XVII века были английский философ Т.Гоббс (1588-1679), английский философ Дж.Локк (1632-1704), нидерландский философ Б.Спиноза (1632-1677), философ и математик Г.Лейбниц (1646-1716).

Создание экспериментального метода исследования (Г.Галилей, Ф.Бэкон, И.Ньютон),  механической гипотезы, механической модели (Р.Декарт), дифференциальное и интегральное исчисления (Г.Лейбниц и  И.Ньютон),-  благодаря этим выдающимся открытиям стала возможна первая всеобъемлющая  научная картина мира.

В XVII веке пространство и время стали важнейшим объектом науки и философии (Ньютон, Лейбниц, Кларк).

Телескоп Галилея и микроскоп Левенгука открыли человеку пространство, несоизмеримое с его обычным опытом и представлениями.

Г.Галилей и И.Кеплер развили гелиоцентрическое учение Н.Коперника, открыли законы движения планет. Исследования Г.Галилея («Колумба неба») подтверждали мысль Дж.Бруно о неисчерпаемости миров во Вселенной.

Математик, механик, физик и астроном И.Ньютон (1643-1727) открыл важнейшие законы механики, закон всемирного тяготения, одновременно с Лейбницем и совершенно независимо от него разработал дифференциальное и интегральное исчисления. Открытия Ньютона в области оптики (дисперсия света, интерференция и дифракция) позволили сконструировать мощный телескоп.

Б.Паскаль (1623-1662), доказал наличие атмосферного давления. Б.Паскаль, Г.Ферма и Х.Гюйгенс заложили основы теории вероятностей.

Новый взгляд на мир встречал упорное сопротивление со стороны христианской церкви. В Италии, Испании господствовали инквизиция, орден иезуитов. Наибольших успехов в ликвидации средневековых структур добились именно протестантские страны-Англия, Голландия. Во Франции господствовал абсолютизм.

Выражением драматизма, противоречий эпохи становиться художественная культура.

Выдающиеся  представители художественной культуры  XVII века-архитекторы Ф.Барромини,  Л.Бернини, художники Рембрант ван Рейн, П. Рубенс, Д.Веласкес, драматурги  П.Корнель, Х.Расин, Ж.Б.Мольер, поэты Ж.Лафантен, П.Буало.

Основные художественные стили Нового времени – классицизм и барокко.

Для стиля Барокко  (итал.barocco-странный, вычурный)  характерна грандиозность, пышность, и ослепительность (архитектор Ф.Барромини, архитектор и скульптор Л.Бернини). В нём соединяются монументальность и динамизм, иррациональность и рассудочность (художник П.Г.Рубенс, композитор И.С.Бах).

Во Франции широкое распространение получил классицизм (от лат. Classicus-образцовый), выражающий стремление к разумному, гармоничному строю жизни, стабильности и порядку. Для классицизма  характерно героически возвышенное начало, гражданская направленность (трагедии П.Корнеля, Ж.Расина, комедии Ж.Б Мольера, поэзия Лафонтена, П.Буало, картины Н.Пуссена). Классицизм в музыке связан с творчеством И.Гайдна, В.А.Моцарта, Л.Бетховена.

2. XVIII век –век Просвещения. Для него характерна относительная стабильность вплотьдо1789г. (Французская буржуазная революция).

Культура разделилось на два разных мира: мир аристократии и мир третьего сословия, буржуазии.

Просвещение-это широкое антифеодальное движение. Идеология выражала интересы буржуазии.

Выдающиеся просветители XVIII века-Вольтер, Ж-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Д.Дидро,  П.Гольбах, К.Гельвеций-во Франции, Гёте и Шиллер в Германии, Юм в Англии, Н.В.Ломоносов и Радищев в России. Просветители-гуманисты выступали как защитники свободы, развития личности, противники рабства и деспотизма. Это материалистическая и преимущественно атеистическая идеология, ставшая предпосылкой  Французской буржуазной революции с её лозунгами Равенства,Свободы, Братства. На идее просвещения создавались  Северо-Американские Соединённые Штаты. В итоге Американской войны за независимость, буржуазной революции во Франции, промышленной революции в Англии образуется современный тип общества - промышленная цивилизация.

Просветители видели причины неблагополучия в обществе в невежестве людей. В 1751-1780 годах была создана 35 - томная «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел», организатором издания которой был Д.Дидро.

Наряду с механикой и математикой было сделано множество открытий в физике, биологии, географии, химии ,геологии. В физике-теория света (Гюйгенс), теория атмосферного электричества (Ломоносов), в химии (исследование химических элементов, процессов горения и окисления (Лавуазье). Выдающиеся достижения были сделаны в области общественных наук (трудовая теория стоимости А.Смита 1723-1790, автора «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776)).

Разделение труда и достижения в естественных науках, убеждение в механизируемости производства привели к перевороту в промышленности. Промышленный переворот начинается в Англии в 60 годах XVIII века. Происходит переход к машинному производству (механическая прялка-«Дженни», паровая машина Дж.Уата (1784)). Промышленный переворот в мировоззренческом отношении  выразился в преувеличенной оценке роли техники. По-гречески «техне»-«искусство», «мастерство». Сущность техники выражает в разделении естественной органической целостности для последующего механического искусственного объединения. Мировоззрение носило технический характер.

В XVIII веке в Европе открывается множество учебных заведений. Так, например, к концу XVII века во Франции действовали более двадцати университетов, Академия наук, Парижская обсерватория, Королевский колледж.

В эпоху  Просвещения происходит процесс созревания правосознания буржуазного общества.

Большую роль сыграл, выдвинутый  Ш.Монтеске принцип разделения  властей на законодательную, исполнительную и судебную. Получает развитие теория естественного права и Общественного договора.

Главным принципом естественного права  является апелляция к природе, естественному началу всех вещей.

У Т.Гоббса естественное право сил сменяется  гармонией естественных  и  гражданских законов  государства. Государство  является необходимым условием  культуры. Дж.Локк разрабатывает идеальную  модель государства,                            основанную на естественном праве и  общественном договоре. Дж.Локк-родоначальник буржуазного либерализма.

Идеи Общественного договора Ж-Ж.Руссо становятся в годы Французской революции 1789г. основой деятельности якобинцев.

В годы революции  теории просветителей стали  главным орудием  борьбы  прогрессивных  сил с феодализмом.

В распространение идей Просвещения активно включается художественная литература и драматургия (Д.Дефо, Д.Свифт, Г.Филдинг).

Идеи Просвещения встречали упорное сопротивления  королевской власти,  упрочившей союз с церковью и высшим дворянством. Борьба переносится и в сферу культуры: сжигались  публично «мятежные», «нечестивые» книги, их авторов ожидали Бастилия или Венсенский замок.

В художественной культуре основным остается стиль барокко, соединивший в себе старые традиции с идеями  демократического  свободомыслия.

Тяжёлой торжественности барокко противостоял стиль «рококо» (фр. Rococo-«галантный стиль», «стиль Людовика XV»,  от фран. Rocaille-украшение из раковин), получивший такое название за вычурность, манерность. Для   рококо характерна декоративная театральность, хрупкость и условность образов. Одним из излюбленных мотивов в декоративном убранстве становится стилизованная раковина.

Возникнув в аристократической среде, стиль рококо постепенно получает распространение и в средних городских и сельских слоях. Его наивысшие  достижения связаны с архитектурой, убранством интерьера (архитекторы Ж.Бофран и Ш.Натуар; художники Ф.Буше, Ж.М. Натье, композиторы Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо).

В XVIII в. дальнейшее свой развитие получает классицизм.  

Величайшие представители культуры XVIII  века не сковывали себя условностями, «правилами стиля» (Гёте, Бах, Моцарт и др).

3. В XIX веке буржуазная цивилизация достигла своей зрелости. В основе культуры-рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм.

XIX век в истории мировой культуры занимает особое место. Испанский философ Х.Ортега-и-Гассет писал: «Три фактора сделали возможным создание нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техники». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия  раньше, XIX век провёл их в жизнь (Ортега - и - Гассет Х. Восстание масс. Вопросы философии.- №3, 1989, с.137-138).

В XIX веке в большинстве стран Европы и США происходит промышленный переворот, происходит скачок в развитии науки и техники,  подготовленный открытиями, в первую очередь в физике.

В 1831 году М.Фарадей открывает явление электромагнитной индукции. Начинается эпоха электричества. Электрическая лампочка (П.Яблочков, А.Лодыгин, Г.Эдисон), электродвигатель, мощная паровая турбина, телефон, телеграф, радио, - все эти открытия и изобретения XIX века.

XIX век-время интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии, химии.  П.Сорокин подсчитал 8527 открытия и изобретения XIX века. Он отмечал что, «лишь только один XIX век принёс открытий и изобретений  больше чем, все предшествующие столетия  вместе взятые.

Познание раздвигает границы  мира вглубь и вширь. Возникли новые способы преодоления  времени и пространства. Более совершенные средства передвижения и связи позволили приблизить любую точку планеты.

В этот период формируется мировая культура как целое, как единство многообразия.

 

 

4. Художественная культура XX веков характеризуется борьбой противоположных направлений, многослойностью, разнообразием стилей, отсутствием единой эстетической доминанты.

В конце XVIII – началеXIX  веке в бурях революций и войн, потрясших Европу и Америку зародился романтизм, в первую очередь как результат неудовлетворенности итогами буржуазной революции.

Первоначально термин «романтизм» применялся для характеристики художественного направления в литературе (В.Гюго, Ж.Санд, Д.Байрон,А.Жуковский), позднее в музыке и изобразительном искусстве.

Постепенно романтизм становится общекультурным движением, а не только направлением, стилем, подобно классицизму или барокко. Романтизм – культурно – исторический тип, охватывающий не только искусство, но и разнообразные явления – от философии до моды на прически и костюмы. Ю.Лотман ,известный библиограф А.С. Пушкина , характеризует романтическое поведение дворянской молодежи России первой трети XIX века: «Романтически настроенный человек определяет себя именем какого – либо из персонажей расхожей мифологии романтизма: Демона или Вертера…, Гяура или Дон-Жуана. Между людьми своего окружения он также распределял роли литературных (или исторических) героев. Полученный таким образом искусственный мир становится двойником бытовой реальности. Более того для него он был более реален, чем «пошлая» окружающая действительность». *

(*Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Биография писателя. М.,1981.)

Двоемирие – противопоставление реального и  воображаемого миров – организующий принцип романтической художественно-образной модели.

Сущностной стороной романтизма является утверждение прекрасного идеала, как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах.

Романтический герой разочарован, он в пути, он бежит от действительности, совершая путешествия во времени и пространстве. Отсюда идеалы свободы и чистоты, интерес к деревне, к природе, к духовности народа, к национальному фольклору в творчестве писателей-романтиков (В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов) Романтический герой уходит от действительности в  иные страны (восточная тема в творчестве Д.Байрона, полотна Э.Делакруа). Романтический герой уходит от действительности в собственный мир , воображаемый фантастический мир (романтический мир, фантастические миры сказок Э.Т.А. Гофмана, музыки Р.Вагнера). Романтики идеализируют прошлое, его нравы, особенно средневековье (В.Скотт)

Искусству романтизма свойственны исключительность героев, страстей, контрастность ситуаций,  напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик. Яркие представители романтизма в художественной литературе: Д.Байрон, В.Гюго, Э.Т.А. Гофман, В.А. Жуковский, В. Скотт, в музыке -Ф.Шуберт, Ф. Шопен, Р.Шуман, Р. Вагнер), В изобразительном искусстве: Айвазовский, Кипренский, Делакруа.

С 40 годов XIX века в европейской культуре утвержлается критический (социально-исторический)реализм. Реализм не только художесвеное направление, но и творческий метод. Это тип культуры, исторически и  типологически конкретная форма художественного сознания. Критический реализм XIX века наследует лучшие черты реализма XVII-XVIII веков, являясь формой сознания Нового времени, кульминационной точкой его культуры. Отрицательное отношение к буржуазной действительности, связанное с нарастанием социальных противоречий в обществе, объединяет реализм с романтизмом. В отличие от романтиков, уходящих от действительности, реалисты стремятся проникнуть в жизнь общества, изобразить «типические характеры» в «типических обстоятельствах», выявить цепь причин, приведших к поступкам героев. Народность, правдивость, историзм – основные черты критического реализма.

Ведущей формой реалистического искусства становится роман. Жанр социального романа позволил раскрыть писателям проблемы общества, противоречия между бедностью и богатством, личной независимостью и вещной зависимостью.

Критический реализм представлен в художественной литературе такими всемирно известными именами как Стендаль, О.Бальзак, Э. Золя – во Франции: Ч. Диккенс, Д.Голсуорси – в Англии, А.И. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой – в России.

Реализм в изобразительном искусстве представлен именами таких выдающихся мастеров как Дж. Констебель (в Англии), О.Домье, Г. Курбе – во Франции. В России художники передвижники (члены товарищества передвижных выставок, созданного в 1870 г.) – И.Е. Репин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, Н.Н. Ге, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.И. Левитан.

Традиция реализма в конце XIX-XX в. продолжили писатели Т.Драйзер, Р.Роллан, Г и  Т. Манн, Э.М. Ремарк, Э.Хемингуэй.

Сложным противоречивым явлением в художественной культуре второй половине XIX в. является декаданс (Decadence – от франц. «упадок»), объединявший различные направления в искусстве, отмеченные настроениями безнадежности, пессимизма. Эти черты проявились в символизме, эстетизме.У истоков символизма стоял Ш. Бодлер с его книгой «Цветы зла» (1857), передающей настроения подавленности, страха. К концу XIX в. символизм охватывает музыку ( А.Скрябин), живопись (М.А. Врубель), театр (М. Метерлинк).

Представителем Английского эстетизма, теоретиком «искусства для искусства» является Оскар Уайлд (1854-1900), автор знаменитого романа – символа «Портрет Дориана Грея». Его призыв – уйти в мир прекрасного. О. Уайлд считает, что не искусство подражает жизни, а жизнь искусству.

В последней трети XIX века возникает импрессионизм (фр. Impressionnisme, impression-впечатление). Наиболее яркое выражение импрессионизм получил во французской живописи (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар). Импрессионисты стремились передать непосредственные как бы мимолетные впечатления, запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости. Они разработали систему пленэра (от фр. plain air – вольный воздух) – живописи на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской), для которой характерна передача естественного освещения, воздушной среды, воспроизведение реальных оттенков света, непосредственно наблюдаемых в природе. Они писали раздельными мазками «чистого цвета», точно воссоздавая цветотени. Традиции импрессионизма в конце XIX в.- начале XX в. продолжили постимпрессионисты (П.Сезанн, В.ван Гог, П.Гоген).

Импрессионисты искали новые формы, разрабатывали новые приемы изобразительности.

В XIX веке развитие техники приводит к развитию принципиально новых форм художественной культуры, способов художественного творчества. Зарождается киноискусство, фотография, реклама, так называемая «индустрия зрелищ», ставшая составной частью «массовой культуры» XX века.

 




1. О внешнеэкономической деятельности 959XII от 16
2. 100мг При снижении уровня глюкозы в крови до 17 ~ 22 ммоль-л 3040 мг развиваются судороги потеря сознания а т
3. ВАРИАНТ1. Документ это средство фиксаций на специальном материале различным способом фактов и явлений из жиз
4. Берлин~Амстердам БрюссельПрагаЛьвов Январь.
5. Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга)
6.  Педагогічне спостереження цє планомірний аналіз і оцінка індивідуального методу організації навчально
7. Имперские вопросы России
8. Экологический тур в Чехию
9. тема и время Так же как и при общественном смотре знаний организация учебной встречи состоит из подготовки
10. это и есть круговорот воды в природе
11. темах автоматического управления различными объектами важную роль играет информация полученная от датчико
12. Бригада мэра в период 22 по 26 Понедельник
13. Контрольная работа 2 Вариант 1 CMBRIDGE 1
14. то необычном городе
15. на тему- ldquo;ФІЛОСОФІЯ ХХ СТОЛІТТЯrdquo; Виконала- студентка 205 групи м Дарія Короткова.
16. Вступление Украины в 2008 году во Всемирную торговую поможет ей избегать дискриминации в международной торгов
17. Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места
18. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
19. а нижняя часть атмосферы тропосфера стратосфера гидросфера и биосфера а также антропосфера проникают др
20. Учет денежных средств