Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тематики и информатики КУРСОВАЯ РАБОТА по информатике ВАРИАНТ 14- Визуализация численных ме

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

Министерство РФ по связи и информатизации

ГОУ ВПО «Сибирский государственный университет

телекоммуникаций и информатики»

Уральский технический институт связи и информатики (филиал)

Кафедра физики, прикладной математики и информатики

КУРСОВАЯ РАБОТА

по информатике

ВАРИАНТ №14:

«Визуализация численных методов.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений».

Исполнитель:

студент гр. ОЕ-71

Паньшин А.А.

Руководитель:

Доцент Минина Е.Е

Екатеринбург

2008

Введение

Дифференциальными называются уравнения, связывающие независимую переменную, искомую функцию и ее производные. Решением ДУ называется функция, которая при подстановке в уравнение обращает его в тождество. Лишь очень немногие из таких уравнений удается решить без помощи вычислительной техники.

Если решить сложно или невозможно, используют численные методы, то есть приближенные значения. В числовых методах обязательно используют начальные условия, чтобы исключить константу.

Числовые методы позволяют построить интегральную кривую по точкам. В зависимости от того, сколько точек используется для расчета очередной точки интегральной кривой, все численные методы делятся на одношаговые и многошаговые. В нашем случае мы используем одношаговые численные методы.

Основные цели и задачи работы:

Цель моей работы- ознакомление, изучение основ системы программирования Microsoft  Visual  Basic и приобретение начальных навыков решение ДУ в Microsoft  Visual  Basic

1. Постановка задачи

Решить методами Эйлера и Эйлера модифицированного задачу Коши для дифференциального уравнения 1-го порядка 2*x*y*dx-(x+1)=0

на отрезке [0; 0.8] с шагом h=0.05 и начальным условием: Y(0) = 4. Общее решение: y=exp(2*x)*C/(x+1)^2

Ответ должен быть получен в виде таблицы результатов:

X

Y(1)

Y(2)

YT

X0

Y0(1)

Y0(2)

Y(X0)

X1

Y1(1)

Y1(2)

Y(X1)

Xk

Yk(1)

Yk(2)

Y(Xk)

Где: Y(1) - решение, полученное методом Эйлера, Y(2) – решение, полученное методом Эйлера модифицированного, YT – точное решение дифференциального уравнения.

Данные таблицы визуализировать на форме в виде графиков.

Перед вычислением последнего столбца таблицы результатов необходимо из начальных условий вычесть значение коэффициента c, используемого в общем решении.

2. Описание используемых методов

Метод Эйлера

 Этот  метод  называют   методом  Рунге-Кутта  первого   порядка точности.

Данный метод одношаговый. Табулирование функции происходит поочередно в каждой точке. Для расчета значения функции в очередном узле необходимо использовать значение функции в одном предыдущем узле.

       Для решения поставленной задачи выполняем следующие действия:

  •  Строим оси координат;
  •  Отмечаем точку A(0; 4) – первую точку интегральной кривой;
  •   Ищем угол наклона касательной к графику в точке A:

  •  Строим касательную AB в точке А под углом α0;
  •  Находим х1 по формуле: xi = х0 + ih, где h – шаг интегрирования

x1 = 0 + 1 · 0.05 = 0.05;

  •  Проводим прямую x = x1 = 0.05  до пересечения с прямой AB, отмечаем точку B(x1; y1);
  •  Ищем  y1:

Из прямоугольного треугольника  ,

Δy = y1 y0,

 y1 y0= Δx· tg α0

Δx = x1 – x0 = h => y1 = y0 + h · (f(x0; y0)) = 4 + 0.05  f(0;4) = 4+0.05*0= 4

Следовательно, точка B имеет координаты (0.05; 4).

Следующую точку будем искать аналогичным способом по формуле расчета очередной точки интегральной функции:

(*)

Метод Эйлера модифицированный

Для уменьшения погрешности вычислений часто используется модифицированный метод Эйлера. Этот метод имеет так же следующие названия: метод Эйлера-Коши или метод Рунге-Кутта второго порядка точности.

Для решения поставленной задачи выполняем следующие действия:

  •  Строим оси координат;
  •  Отмечаем А(0; 4) – первую точку интегральной кривой;
  •  Ищем угол наклона касательной к графику в точке A:

  •  Строим касательную AB в точке А под углом α0;
  •  Находим х1 по формуле: xi = х0 + ih, где h – шаг интегрирования

x1 = 0 + 0.05 · 1 = 0.05;

  •  Делим шаг интегрирования на два отрезка и отмечаем x1/2= x0 + h/2, проводим прямую из этой точки до прямой AB, отмечаем точку B(x1/2; y1/2);
  •  Ищем координаты В:

x1/2 = x0 + h/2 = 0 + 0.025 = 0.025

y1/2 = y0 + h/2 · f(x0; y0) = 4 +  0.025· 0= 4

Следовательно, точка B имеет координаты (0.025; 4);

Ищем угол наклона касательной к графику в точке B:

Tgα1=2*0.025*4/0.025+1=0.1951 рад. α1=0.1977

  •  Строим касательную BC в точке B под углом α1;
  •  Проводим прямую x1 = 0.05 до пересечения с прямой BC, отмечаем точку C с координатами (x1; y1);
  •  Ищем y1 :

y1 = y1/2 + h/2(f(x1/2;y1/2)) = 4 + 0.025 · 0.1977 = 4.0049

Следовательно, точка C имеет координаты (0.05; 4.0049).

yi+1 = yi + hf(xi + h/2, yi + h/2 ∙ f(xi, yi))

3. Блок-схемы основных процедур.

Блок-схема функции

Блок-схема метода Эйлера.

Блок-схема методом Эйлера модифицированным.

 

Блок-схема графика.

Блок схема программы.

4. Формы программы.

Исходный вид формы программы.

Итоговый вид формы программы.

5. Листинг программы на языке Visual Basic.

Dim x(50) As Single, y(50) As Single, k(50) As Single, z(50) As Single, p(50) As Single

Private y0 As Single

Private x0 As Single

Private xk As Single

Private C As Single

Function f(t As Single, q As Single) As Single

f = 2 * t * q / t + 1

End Function

Private Sub Command2_Click()

x0 = Val(Text1.Text)

xk = Val(Text2.Text)

y(0) = Val(Text4.Text)

h = Val(Text3.Text)

p(0) = y(0)

z(0) = y(0)

n = Round((xk - x0) / h)

C = (y(0) * (x0 + 1) ^ 2) / Exp(2 * x0)

MSFlexGrid1.Rows = n + 2

MSFlexGrid1.Cols = 4

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 0) = "X"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 1) = "P"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 2) = "Yэ"

MSFlexGrid1.TextMatrix(0, 3) = "Yэм"

Max = y(0)

Min = y(0)

For i = 1 To n

x(i) = x0 + i * h

p(i) = Round(C * (x(i) * x(i) * x(i)) )

y(i + 1) = Round(y(i) + f(x(i), y(i)) * h )

z(i + 1) = Round(z(i) + f(x(i) + h / 2, z(i) + h / 2 * f(x(i), z(i))) * h)

If y(i) > Max Then Max = y(i)

If y(i) < Min Then Min = y(i)

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 0) = Str(x(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 1) = Str(p(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 2) = Str(y(i))

MSFlexGrid1.TextMatrix(i + 1, 3) = Str(z(i))

Next i

Picture1.Cls

kx = (Picture1.Width - 1200) / (xk - x0)

ky = (Picture1.Height - 1200) / (Max - Min)

Label4.Caption = Str(Min)

Label5.Caption = Str(Max)

Label6.Caption = Str(x0)

Label7.Caption = Str(xk)

For i = 0 To n - 1

z1 = Round(720 + (x(i) - x0) * kx)

z2 = Round(5400 - (y(i) - Min) * ky)

z3 = Round(720 + (x(i + 1) - x0) * kx)

z4 = Round(5400 - (y(i + 1) - Min) * ky)

z5 = Round(5400 - (p(i) - Min) * ky)

z6 = Round(5400 - (p(i + 1) - Min) * ky)

z7 = Round(5400 - (z(i) - Min) * ky)

z8 = Round(5400 - (z(i + 1) - Min) * ky)

Picture1.Line (z1, z7)-(z3, z8), vbRed

Picture1.Line (z1, z2)-(z3, z4), vbGreen

Picture1.Line (z1, z5)-(z3, z6), vbBlue

Next i

End Sub

Private Sub Command1_Click()

End

End Sub

6. Решение задачи в MathCAD.

Заключение

В данной курсовой работе я изучил численные методы решения задачи

По окончании работы я научился работать в  среде программирования Visual Basic 6.0. и MathCad.

Я, в своей курсовой работе решал уравнение двумя методами: методом Эйлера и методом Эйлера модифицированного.Я выяснил, что метод Эйлера модифицированный имеет меньшую погрешность, чем метод Эйлера.


Eiler

i=0,…,N-1

x(i)=x0+h*i

yi=yi-1+h*f(xi-1,yi-1)

end

Eiler mod

=(xk-x0)/N

i=0,…,N-1

x(i)=x0+h*i

Yi=y(i-2)+h*F(x(i-2)+h/2,y(i-2)+h/2*F(x(i-2), y(i-2))

end

end

F=2*g*m/g+1

F(g,m)

Graphic

x0, xk, y0, h

N=Round((xk-x0)/h)

MSFlexGrid1.Rows=n+2

MSFlexGrid1.TextMatrix(0,0)=”X”

MSFlexGrid1.TextMatrix(0,1)=”YЭ

MSFlexGrid1.TextMatrix(0,2)=”YЭМ

MSFlexGrid1.TextMatrix(0,3)=”P”

x(0)=x0

y(0)=y0

c=y0*(x0+1)^2/exp(2*x0)

y1(i+1)=y1(i)+h*F(x(i),y1(i))

For i=0 to N

x(i)=x0+h*i

Z(0)=y0

y2(i+1)=y2(i)+h*F(x(i)+h/2,y2(i)++h*F(x(i),y2(i))/2

Y(i)=exp(2*x(i)) *C/(x(i)+1)^2

min=Y(0)

For i=0 to N

Y(i)<min

min=y(i)

max=Y(0)

For i=0 to N

Y(i)>max

max=Y(i)

kx = (Picture1.Width - 1200) / (xk - x0)

ky = (Picture1.Height - 1200) / (Max - Min)

нет

да

нетт

да

p(0)=y0

For i=0 to N-1

p1=720+(x(i)-x0)*kx

p2=5400-(y1(i)-min)*ky

p3=720+(x(i+1)-x0)*kx

p4=5400-(Y(i+1)-min)*ky

p5=5400+(p(i)-min)*ky

p6=5400-(p(i+1)-min)*ky

p7=5400-(z(i)-min)*ky

P8=5400-(z(i+1)-min)*ky

Picture1.Line(p1,p2)-(p5,p6),vbRed

Picture1.Line(p1,p3)-(p5,p7),vbGreen

Picture1.Line(p1,p4)-(p5,p8),vbBlue

end

Programma

x0, xk, y0, h

h=(xk-x0)/N

c=y(0)*(x0+1)^2/exp(2*x0)

i=0,…,N

x(i)=x0+h*i

y1(i+1)=y1(i)+h*F(x(i),y1(i))

y2(i+1)=y2(i)+h*F(x(i)+h/2,y2(i)++h*F(x(i),y2(i))/2

Y(i)=( exp(2*x(i)) *C/(x(i)+1)^2

x(i),y1(i),y2(i),Y(i)

end




1. Человек, слово и контекст
2. видавництводрукарняпокупець споживачу Орієнтація щодо видавничих програм і характ
3. Детские страхи и методы борьбы с неврозом страха
4. 27.12 493EU 487 Sol Tenerife 4 16
5. Законы психологической защищенности
6. Баннер англ. bnner флаг транспарант графическое изображение рекламного характера
7. П Я Григорьев
8. 1953 гг СССР понес в ВОВ колоссальные потери- людские потери- потери среди военных- 85 млн
9. которая выдержала много изданий и была переведена на несколько языков
10. XIV від 16 липня 1999 року N 997XIV від 11 січня 2000 року N 1366XIVвід 22 червня 2000 року N 1841III від 21 грудня 2000 року N 2182III
11. Планирование и исследование деятельности автотранспортного предприятия
12. Орфоэпические ошибки
13. Машины ВПРС-02 (ВПРС-08), их устройство и работа
14. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания
15. Понятие о нервных центрах
16. . Его используют при переломах обширных ранах и ожогах
17. . Понятие виды и классификация таможенных процедур.
18. Образование кхмерского государства Ченла
19. 1; в чистой культуре их выделил Фляйзен 1883 и Розенбах 1184
20. IG наиболее известный псевдоним американского рэпера по имени Кристофер Джордж Латор Уоллесангл