Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Самостоятельная работа студентки 31-И группы Мешковой Анастасии
По дисциплине «История России XVIII XIX вв»
Тема: «Общественная мысль России первой половины XIX века»
1. Консерватизм идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.
Либерализм идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности, непременно включающий в себя право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность.
Западничество сложившееся в 18301850-х годах направление русской общественной и философской мысли, сторонники которого выступали за ликвидацию крепостного права и признание необходимости развития России по западно-европейскому пути.
Славянофильство литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов.
Социализм учения, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; или общественный строй, воплощающий эти принципы.
Направление общественной мысли идеи и убеждения, распространенные в обществе.
«Теория официальной народности» - принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, сформулированное С.С. Уваровым, выделявшее три главных начала, без которых Росси благоденствовать не может: православие, самодержавие, народность.
2. Почему «декабризм» называют «феноменом социально-политической жизни России»?
Крепостнический строй, вступивший в стадию разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как причина бедствий страны, ее отсталости, которая все более унижала патриотические чувства духовной элиты. Его ликвидация осознавалась русскими дворянами как задача, открывающая стране дорогу к прогрессу.
Война 1812 г. продемонстрировала потенциал России, патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. В ходе походов дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе.
Политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, перемежающийся попытками возвратиться к политике реформ. Угасание надежд в царе-реформаторе вызвало сплочение передовых людей эпохи, решившихся воплотить в жизнь то, что не сумел совершить император.
Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители привилегированного сословия дворянства. Феномен дворянской революционности во многом объясняется их высокими моральными качествами. Декабристские организации состояли из офицеров, поэтому их выступление имело форму военной революции. Декабристы не опирались на какой либо социальный слой и не стремились найти поддержку народа, хотя шли на риск во имя него.
Кроме того формированию идеологии декабристов способствовали идеи европейского Просвещения (теории народного суверенитета, парламентаризма, демократии, социальной справедливости, разделения властей) в особенности его революционного направления, а также опыт американской и Великой французской революций.
Таким образом складывание всех этих факторов способствовало развитию революционных настроений в среде русского дворянства что и объясняет «декабризм» как «феномен социально-политической жизни России».
3. Почему «Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина является примером консервативных взглядов? (подтвердить цитатами)
Н.М. Карамзин пишет, что Александр необдуманно усердствует в деле улучшения России, он пишет, что император скорее мог бы достигнуть сей цели, оставив прежние формы, но двигая их к добру. Автор «Записок о древней и новой России» отмечает, что «одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают основу империи и благотворность коих остается доселе сомнительною».
Свои рассуждения об освобождении крестьян Н.М. Карамзин заключает обращением к монарху: «Государь! История не упрекнет тебя злом, которое прежде тебя существовало, но ты будешь ответствовать богу, совести и потомству за всякое вредное последствие твоих собственных уставов».
Н.М. Карамзин, как положено консерватору своего времени, считает, что ценность самодержавия необходима, так же как ценность родового дворянства.
4. Какие идеи, содержащиеся в докладе С.С. Уварова позволили оппонентам называть его труд «теорией официальной народности»? (подтвердить цитатами и фактами)
Термин "Теория официальной народности" впервые употребил в своих статьях историк А. Н. Пыпин, вложив в него свое понимание основы крепостнической идеологии, предложенной министром просвещения С.С. Уваровым.
Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» от 19 ноября1833 года.
В своем докладе он утверждал, что началами «которые составляют собственность России... без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить имеем мы три главных: Православная Вера, Самодержавие, Народность». Заявляя, что самодержавие составляет «главное условие политического существования России», Уваров приписывал русскому народу искони присущую религиозность и неизменную покорность самодержавно-крепостническому строю. Также он считал что основой народности является самодержавие и монархическое управление страной, и что именно народное воспитание должно обеспечить единство и прочность России («Время, обстоятельства, любовь к Отечеству, преданность Монарху, все должно нас уверить в том, что пора нам, особенно касательно народного воспитания, обратиться к духу Монархических учреждений и в них искать той силы, того единства, той прочности, коих мы слишком часто думали открыть в мечтательных призраках равно для нас чуждых и бесполезных, следуя коим нетрудно было бы наконец утратить все остатки Народности, не достигнувши мнимой цели Европейского образования»). Все эти идеи Уварова вполне соответствовали официальной внутренней политике Российского государства периода правления Николая I.
5. Является ли парадоксальным утверждение П.Я. Чаадаева «я написал известное письмо исключительно из любви к Родине»? (подтвердить цитатами)
Я не считаю это утверждение парадоксальным, потому что П.Я. Чаадаев любит Россию той любовью, для которой нужно знать объект своей любви со всеми его достоинствами и недостатками. В своей «Апологии сумасшедшего» написал: «я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее». Таким образом П.Я. Чаадаеву было важно не восхвалить Россию для утешения и утверждения патриотизма, а с утвердившейся, зрелой любовью к своей стране смотреть в лицо проблемам и недостаткам, чтобы искать предназначение нации.
6. Каким видели будущее славянофилы? (подтвердить цитатами)
«Россия страна совершенно самобытная, вовсе не похожая на другие государства и страны… пути [России и западноевропейских стран] совершенно разные, разные до такой степени, что никогда не могут сойтись между собою… Россия хранит власть добровольно, свободно» (К.С. Аксаков «О том же»). Таким образом, К.С. Аксаков видел будущее России в добровольном хранении власти народом. «С обоих же сторон [власти и народа], так как не было принуждения, а было свободное соглашение, должна быть полная договоренность» (К.С. Аксаков «О том же»)
Идеальной формой правления славянофилы считали монархию с Земским собором: «государево и земское право вот слова, которые слышались из уст народа, вот слова, которые слышались из уст государя» (К.С. Аксаков «О том же»).
Они видели будущее в возвращении к допетровской России: «…несколько прекрасных начал, прежде утраченных и забытых…это то воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться…нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и жизнь. Надежда наша велика на будущее» (А.С. Хомяков «О старом и новом»).
7. Каким видели будущее России западники? (подтвердить цитатами)
Западники жалели о том, что Россия не пошла по европейскому пути развития. Будущее России они видели в присоединении к этому пути, как к более близкому, чем восточный, пути великих народов Европы. «Это происходит оттого, что мы никогда не шли об руку с другими народами; мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим, ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты воспитанием человеческого рода» (П.Я. Чаадаев «Философические письма» Письмо первое)
8. Почему «великий спор» называют так же «салонной» или «журнальной» полемикой? (подтвердить фактами).
«Великий спор» так называют, так как спор велся в салонах или на страницах журналов. Например, П.Я. Чаадаев опубликовал «Философические письма» в журнале «Телескоп» в 1836 году. После публикации статьи А.С. Хомякова, появилась публикация статьи И.В. Киреевского «Ответ А.С. Хомякову», что подтверждает проведение дискуссии на страницах журналов.
9. Какими были самые яркие известные публикации журнала «Колокол»? Почему его издатель создавал журнал в Лондоне?
Лицо газеты определяли выступления Герцена и Огарева, а также статьи, заметки и письма из России, программные документы подпольных революционных организаций (например, «Земли и воли»), материалы по истории освободительной борьбы, секретные правительственные постановления. Печатались стихи М.Ю.Лермонтова, («Увы! как скучен этот город…»). Герцен публиковал в «Колоколе» отрывки из «Былого и дум», в 1859 была опубликована статья Герцена “Very dangerous!!!” («Очень опасно»).
Колокол был запрещен в России, поэтому издавался в Лондоне.
10. Как отражена динамика политических взглядов деятелей русской культуры первой половины XIX века в творчестве А.С. Пушкина? К какому идейному направлению можно отнести взгляды поэта? (подтвердить цитатами)