Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Первомайская сош р

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Эссе как вид творческой работы

Материалы подготовила

Халяпина Л.Н. –

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первомайская сош»

р.п. Первомайский

Тамбовской области

 

Понятие «личности»  ученика в современном образовании – доминирующее понятие. В связи с чем деятельность педагога должна быть направлена на раскрытие заложенных в нем возможностей.

Концепции современного литературного и языкового образования школьников сегодня ориентированы на создание условий для личностного развития учеников, становления их читательской и творческой самостоятельности.

В последние годы программы по литературе и русскому языку, современные учебники и учебные пособия включают те жанры, которые в большей степени направлены на самораскрытие личности, выявление ее внутреннего своеобразия, среди них — письмо, исповедь, страницы из дневника, путевые заметки, лирические очерки, отзывы, рецензии, эссе. Последний вид творческой работы в словесной культуре уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих» (М. Монтень).

Следует учитывать и еще одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников — его интегративное свойство, возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Современная философия образования также вырабатывает стратегию предоставления школьнику возможности знакомства с различными формами описания мира и человека, выбора и осуществления собственного поиска. А разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной. В более узком смысле — о связи художественной литературы, словесного творчества с философией, религией, историей, другими видами искусства и т. д.

Конечно, не каждый ученик, способен писать в жанре эссе. Но его можно и нужно учить этому. Этот жанр должен найти свое место в работе с творческими детьми.

В процессе подготовки учащихся к созданию эссе определяют следующие этапы:

• знакомство с эссе как жанром литературного произведения и разъяснение основных жанрообразующих признаков;

• узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);

• анализ ученических образцов и творческие задания для учащихся.

Знакомство с эссе

как жанром литературного произведения

Первый этап обучения предполагает знакомство с определением жанра эссе как литературного произведения. Эссе (с франц. — попытка, проба, очерк, от лат. — взвешивание,— взвешиваю) — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на, определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо... Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Учащихся на основании данной словарной статьи выделяют основные признаки эссе:

небольшой объем;

конкретную тему;

открытое личностное ее осмысление;

свободную композицию;

парадоксальность;

афористичность;

разговорную интонацию и лексику.

Основная цель эссе: «...Главное — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» [Ванштейн О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учеба. 1985. № 2.].

Родоначальник эссе — французский философ Мишель Монтень (1533—1592). С издания его «Опытов» в 1580 году в словесной европейской культуре бытует этот жанр.

Вопросы учащимся:

1. Случайно ли эссе появляется в эпоху Возрождения, когда утверждались человеческая воля, свобода, личная ответственность, достоинство человека? О чем свидетельствует тот факт, что у эссе есть индивидуальный творец?

2. Каково отличительное свойство этого жанра?

Обобщение первых выводов: с тех пор как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, его отличает выраженный индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи, который описывает или переживает автор эссе. Это первое свойство жанра.

Наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Это следующий признак жанра. Характеризуется явление с разных сторон, не охватывая при этом его полностью. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них присутствует предлог «о», так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой рассуждения автора, или вообще не связано напрямую с тематикой эссе. Не случайно и наличие союзов «как» и «или».

Упражнение.

Прочитать названия эссе и проследить указанное свойство:

«О совести»,  «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень);

«О собеседнике», «О природе слова», «Разговор о Данте» (Осип Мандельштам);

«Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков);

«Как читать книгу» (Иосиф Бродский);

«Правда о Набокове, или Бабочки по Фрейду» (Игорь Клех).

Характеризуют ли данные заголовки особенности мыслительного процесса эссеиста? Можно ли, опираясь только на названия, заранее судить о содержании работ?

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. Таким образом знакомим учащихся с разновидностями эссе.

Следует учитывать и еще одну особенность этого жанра. В нем могут соединиться различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и религиозный. Например, философское эссе "Может содержать литературные и критические оценки, а литературно-критическое — философские проблемы.

               Следующей особенностью эссе является то, что оно может воплощаться в различные литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово, и др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе тем не менее сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.

Задание.

Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют авторы. Встречали ли вы эссе, написанные в других формах? Подберите свои примеры.

«Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам);

«Похвала скуке» (Речь, которая была произнесена перед выпускниками Дартмутского колледжа в июне 1989 г.) и «Письмо президенту» (Иосиф Бродский);

«Ответ на анкету», «Неотправленное письмо певице» (Герман Гессе);

«Заметки о Стендале» (Марсель Пруст);

«Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер).

Для автора эссе главное (как уже отмечалось) — личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

Выявив специфику эссе как жанра,  можно уточнить жанровые признаки:

  •  подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора (как существенный жанрообразующий фактор);
  •  свободное владение темой;
  •  открытость жанра,
  •  его «пограничностъ» и интегративность (включение различных способов освоения действительности, воплощение в разных литературных формах).

Указать разновидности эссе:

  •  философские,
  •  литературно-критические,
  •  исторические,
  •  художественные и др.

Обратить внимание на средства художественной выразительности, используемые авторами.

Какой из признаков считать ведущим? Эссе — это непременно диалог, полемика, и прежде всего — с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, замысловатыми узорами его рассуждений, пытается разгадать загадку эссе. Вот на поиск такой оригинальной идеи (даже на довольно традиционном материале) должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр.

Обучение учащихся умению отличать эссе по жанровым признакам

Второй этап подготовки учащихся — предполагает анализ образцов эссе. Например, текст В.Набокова, позволяющий показать, как эссе интегрирует возможности других жанровых систем, включая очерковое начало.

Владимир Набоков

Кэмбридж

Есть милая поговорка: на чужбине и звезды из олова. Не правда ли? Хороша природа за морем, да она не наша и кажется нам бездушной, искусственной. Нужно упорно вглядываться, чтобы ее прочувствовать и полюбить; а, спервоначала, оранжерейным чем-то веет от чуждых деревьев, и птицы все на пружинках, и заря вечерняя не лучше сухонькой акварели. С такими чувствами въезжал я в провинциальный английский городок, в котором, как великая душа в малом теле, живет гордой жизнью древний университет. Готическая красота его многочисленных зданий (именуемая колледжами) стройно тянется ввысь; горят червонные циферблаты на стремительных башнях; в проемах вековых ворот, украшенных лепными гербами, солнечно зеленеют прямоугольники газона; а против этих самых ворот пестреют выставки современных магазинов, кощунственные, как цветным карандашом набросанные рожицы на полях вдохновенной книги. Взад в вперед по узким улицам шмыгают, перезваниваясь, обрызганные грязью велосипеды, кудахтают мотоциклы и, куда ни взглянешь, везде кишат цари города Кэмбриджа — студенты: мелькают галстухи наподобие полосатых шлагбаумов, мелькают необычайно мятые, излучистые штаны, всех оттенков серого, начиная с белесого, облачного и кончая темно-сизым, диким, — штаны, подходящие на диво под цвет окружающих стен.

По утрам молодцы эти, схватив в охапку тетрадь и форменный плащ, спешат на лекции, гуськом пробираются в залы, сонно слушают, как с кафедры мямлит мудрая мумия, и, очнувшись, выражают одобренье свое переливчатым топаньем, когда в тусклом потоке научной речи рыбкой плеснется красное словцо. После завтрака, напялив лиловые, зеленые, синие куртки, улетают они, что вороны в павлиньих перьях, на бархатные лужайки, где до вечера будут щелкать мячи, или на реку, протекающую с венецианской томностью мимо серых, бурых стен и чугунных решеток, — и тогда Кэмбридж на время пустеет: дюжий городовой зевает, прислонясь к фонарю, две старушонки в смешных черных шляпах гагакают на перекрестке, мохнатый пес дремлет в ромбе солнечного света... К пяти часам все оживает снова, народ валом валит в кондитерские, где на каждом столике, как куча мухоморов, лоснятся ядовито-яркие пирожные.

Сижу я, бывало, в уголке, смотрю по сторонам на все эти гладкие лица, очень милые, что и говорить, — но всегда как-то напоминающие объявления о мыле для бритья, и вдруг становится так скучно, так нудно, что хоть гикни и окна перебей...

Между ними и нами русскими, — некая стена стеклянная; у них свой мир, круглый и твердый, похожий на тщательно расцвеченный глобус. В их душе нет того вдохновенного вихря, биения, сияния, плясового неистовства, той злобы и нежности, которые заводят нас, Бог знает, в какие небеса и бездны; у нас бывают минуты, когда облака на плечо, море по колено, — гуляй, душа! Для англичанина это непонятно, ново, пожалуй, заманчиво. Если, напившись, он и буянит, то буянство его шаблонно и благодушно, и, глядя на него, только улыбаются блюстители порядка, что известной черты он не переступит. А с другой стороны, никогда самый разъимчивый хмель не заставит его расчувствоваться, оголить грудь, хлопнуть шапку оземь... Во всякое время — откровенности коробят его. Говоришь, бывало, с товарищем о том, о сем, о стачках и скачках, да и сболтнешь по простоте душевной, что вот, кажется, всю кровь отдал бы, чтобы снова увидеть какое-нибудь болотце под Петербургом, — но высказывать мысли такие непристойно; он на тебя так взглянет, словно ты в церкви рассвистался.

Оказалось, что в Кэмбридже есть целый ряд самых простых вещей, которых, по традиции, студент делать не должен. Нельзя, например, кататься по реке в гребной лодке, — нанимай пирогу или плот; не принято надевать на улице шапку — город-де наш, нечего тут стесняться; не полагается здороваться за руку, — и, не дай Бог, при встрече поклониться профессору: он растерянно улыбнется, пробормочет что-то, споткнется. Немало законов таких, и свежий человек нет-нет да и попадет впросак. Если же буйный иноземец будет поступать все-таки по-своему, то сначала на него подивятся — экий чудак, варвар, — а потом станут избегать, не узнавать на улице. Иногда, правда, повернется добрая душа, падкая на зверей заморских, но подойдет она к тебе только в уединенном месте, боязливо озираясь, и навсегда исчезнет, удовлетворив свое любопытство. Вот отчего, подчас, тоской набухает сердце, чувствуя, что истинного друга оно здесь не сыщет. И тогда все кажется скучным, — и очки юркой старушки, у которой снимаешь комнату, и сама комната с ее грязно-красным диваном, угрюмым камином, нелепыми вазочками на нелепых полочках, и звуки, доносящиеся с улицы, — крик мальчишек-газетчиков: пайпа! пайпа!..

Но ко всему привыкаешь, подлаживаешься, учишься в чуждом тебе подмечать прекрасное.

Блуждая в дымчатый весенний вечер по угомонившемуся городку, чуешь, что, кроме пестряди и суеты жизни нашей, есть в самом Кэмбридже еще иная жизнь, жизнь пленительной старины. Знаешь, что ее большие, серые глаза задумчиво и безучастно глядят на выдумки нового поколения, как глядели сто лет тому назад на хромого, женственного студента Байрона и на его ручного медведя, запомнившего навсегда родимый бор, да хитрого мужичка в баснословной Московии.

Промахнуло восемь столетий: саранчой налетели татары; грохотал Иоанн; как вещий сон, по Руси веяла Смута; за ней новые цари вставали золотыми туманами; работал Петр, рубил сплеча и выбрался из лесу на белый свет; — а здесь эти стены, эти башни все стояли, неизменные, и все так же, из году в год, гладкие юноши собирались при перезвоне часов в общих столовых, где, как ныне, лучи, струясь сквозь расписные стекла высоких окон, обрызгивали плиты бледными аметистами, — и все так же перешучивались они, юноши эти, — только, пожалуй, речи были бойче, пиво пьянее...

Я об этом думаю, блуждая в дымчатый весенний вечер по затихшим улицам. Выхожу на реку. Долго стою на выгнутом, жемчужно-сером мостике, и поодаль мостик такой же образует полный круг со своим отчетливым, очаровательным отражением. Плакучие ивы, старые вязы, празднично пышные каштаны холмятся там и сям, словно вышитые зелеными шелками по канве поблекшего, нежного неба. Тускло пахнет сиренью, тиневеющей водой... И вот по всему городу начинают бить часы... Круглые, серебряные звуки, отдаленные, близкие, проплывают, перекрещиваясь в вышине и на несколько мгновений повиснув волшебной сеткой над черными, вырезными башнями, расходятся, длительно тают, близкие, отдаленные, в узких, туманных переулках, в прекрасном вечернем небе, в сердце моем... И глядя на тихую воду, где цветут тонкие отражения — будто рисунок по фарфору, — я задумываюсь все глубже, — о многом, о причудах судьбы, о моей родине и том, что лучшие воспоминания стареют с каждым днем, а заменить их пока еще нечем...

Вопросы и задания

1. Проанализируйте композицию эссе. Как определил жанр этого произведения сам автор? Как перекликаются первые три предложения текста и последнее?

2. В чем смысл названия? Как заголовок отражает одно из свойств жанра?

3. Можно ли назвать эту работу очерком или путешествием по Кэмбриджу?

4. Обратите внимание на синтаксическую организацию текста.

5. Каковы его лексические особенности?

6. По мнению современного русского эссеиста Виктора Ерофеева, «у набоковской прозы учатся прекрасному русскому языку». Обратите внимание на роль определений, метафорических эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений, на и прозрачность синтаксических конструкций.

Творческое задание

Вспомнить свои впечатления от путешествий, встреч с другими уголками страны и мира и написать вступление к такому воспоминанию, а затем определить, к какому жанру (эссе, очерку, путевым заметкам, воспоминаниям, страничкам из дневника) отнести свою работу и почему.

Эссе сопоставимо с близкими по форме жанрами: письмом, беседой.

Образцы творческих работ учащихся в эпистолярном стиле

Работы учащихся после прочтения отрывка из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»: письма от лица литературного героя, странички из дневника, сочинения на тему «Прекрасное святое воспоминание, сохраненное с детства».

Прочитать образцы творческих работ. К какому жанру их отнести: письма, сочинения, лирического размышления автора, воспоминания или другого? Аргументируйте свою точку зрения.

Счастье, имя твое — молодость.

Лафонтен

Дорогая Олеся!

Я пишу, так как очень соскучилась, потому что ты одна из немногих девочек, которым я доверяю и отношусь как к сестре.

Мы с тобой давно не виделись, но я до сих пор помню, как в детстве мы играли в прятки в деревне в осеннем сказочно-пестром лесу. Немного потускневшие солнечные лучи пробивались сквозь золотые и малиново-зеленые листья, наполняя светом густые заросли малины. Голубое озеро, отражавшее пушистые облака, мягкая трава, еще не успевшая пожухнуть, теплое солнышко и птицы, которые радовали слух и поднимали настроение, — все это запомнилось мне навсегда.

Помнишь, как мы пили чай на веранде? Помнишь того большого кузнечика, который пел серенады каждый вечер? Помнишь, как мы смотрели на закат и представляли себя облаками, потерявшимися в бездонной красоте вечернего неба. А те цвета: фиолетовый, багровый, красный, оранжевый? Мы мечтали взлететь и отправиться в страну наших желаний, заблудиться в нежном свете садящегося солнца, лепить снеговика из мягких добрых облаков. Мы хотели погнаться за ветром, оседлав тучку. А когда наступала ночь, можно было забраться на какую-нибудь красивую звезду и слушать мелодию восходящей луны.

Ах, это время прошло, и теперь ты переехала в другой город, и все это осталось в наших воспоминаниях. Но как хочется иногда вернуться туда, в тот лес, в тот домик у озера, в то незабываемое детство.

Аня Щ.

«Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства»

(из дневника Коли Красоткина)

День сегодня прошел удивительно прекрасно и ужасно одновременно. Хоронили Илюшечку. До сих пор стоит у меня в глазах это худенькое тельце, и ручки, сложенные на груди, и личико, да, главное — личико, бледненькое и... мне почему-то показалось — счастливое. Даже самому странно становится, когда вспомню эту мысль.

А может, оно действительно было счастливым? Хотя бы потому, что перед смертью он твердо знал: отца его не бросят, поддержат, возможно, спасут от сумасшествия. А еще потому, что смерть сблизила нас, всех мальчиков.

Странно и даже страшно, но так сойтись, так сдружиться мы смогли только у постели умирающего Илюши. Это недолгая, но такая святая, такая прекрасная дружба длилась всего несколько дней, но это чудное, пережитое нами чувство останется в памяти навсегда. Мы разлетимся, словно птицы, в разные стороны, расстанемся и не встретимся больше никогда. Но не сможем забыть ни Илюшечки, ни Алеши Карамазова, ни этих малышей — Смурова и Карташова, которые, один Бог знает зачем, пережили с нами и эту святую дружбу, и эту страшную трагедию.

Я шел с кладбища, не видя ничего вокруг. Только позже у Илюшечкиного камня понял, что светило солнце и вокруг было хорошо. Все радовались замечательной погоде, и никто не знал о нашем горе. А я шел и плакал, плакал испепеляющими слезами, которые бы не могли остановить ни я, ни сам Бог. И мне казалось, что все вокруг, узнай они нашу историю, плакали бы так же, как и я.

Но ни разу за сегодняшний день мне не стало стыдно за мои слезы, хотя мне уже практически четырнадцать лет, и я не должен плакать, как эти мальчики Карташов и Смуров. И, несмотря на это, мне не только сегодня не было стыдно, но и никогда не будет, потому что за святое стыдится нельзя. Когда я произнес об этом Алеше, он улыбнулся и заметил, что я вырос. Может, это правда...

А потом, когда мы стояли у камушка и Алеша говорил слова, которых нет прекрасней на свете и которые я запомню на всю жизнь: «...ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь из жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского дома», — я понял эти слова, я был восхищен ими, и мне показалось, будто с неба на меня полилось что-то прекрасное, исцеляющее мое горе.

Святая дружба, святое горе, святые слезы... хотя, что же мы за люди, если за настоящую дружбу надо платить смертью?!

Аня Т.

Вопросы и задания

Сопоставьте два сочинения, имеющие признаки эпистолярного жанра. Какие особенности содержания, стиля, выбор адресата, на ваш взгляд, влияют в каждом конкретном случае на окончательное определение жанра каждого сочинения?

Творческое задание

Написать свой вариант творческой работы в эпистолярном стиле. Какова будет тема письма (странички дневника), какова цель: общение с конкретным собеседником, размышление, адресованное широкому кругу читателей, в том числе самому себе, создание произведения в определенной форме (проникновение в личный мир литературного героя)?

Спрогнозировать возможный жанр сочинения.

Эссе на одну и ту же тему, написанные разными авторами

Следующий вариант задания предполагает сравнение эссе на одну и ту же тему, написанных

разными авторами. Цель такого сопоставления — показать творческие возможности в рамках одного жанра и вычленить жанровые особенности эссе.

Константин Победин

Музыка

Бабушка Елена была глухая. Слух она потеряла в середине жизни, но не до такой степени, чтобы быть вовсе отрезанной от мира. Слуховой аппаратик с проводками и динамиком вставлялся в ухо, как пробка. Еще был наушник для пользования радио.

Бывало, что-нибудь по хозяйству делает бабушка: гладит, шьет, и в тишине чему-то улыбается. Это значит, хорошую музыку передают.

С музыкой в моей жизни связано не так уж много воспоминаний. Пожалуй, это — самое яркое. Было лето, и я грыз что-то кислое в саду. Из дома донесся страшный, что называется, нечеловеческий вопль. Я подавился и бросился на помощь. Куда? Кому?

В комнате у электроплитки стояла бабушка Елена, что-то помешивала в кастрюльке, в ухе чернел радионаушник. Она стояла в адском, истошном завывании безмятежно, как праведница в костре. Слушая своего Шопена, бабушка не подозревала, что наступила коту Барсику на хвост, да так ловко, что он не мог даже извернуться и укусить хозяйку за ногу. Как он не сошел с ума от такой долгой и жестокой боли? Впрочем, надо уточнить, бывают ли сумасшедшими коты.

Из этого воспоминания для меня совершенно неопровержимо следует вывод: все то, что мы не в состоянии воспринять, потрогать, использовать и посему склонны считать несуществующим, — вполне существует, порою рядом, и, возможно, страдает, глядит с мольбою в наши невидящие глаза.

Вопросы и задания

1. Прочитайте эссе К. Победина и найдите один из признаков жанра — «решающую идею» автора.

2. Докажите, используя этот текст, что заголовок эссе полностью не исчерпывает его содержание. Как вы думаете, почему писатель выбрал такое название?

3. С чем это связано? Стало ли такое название для вас неожиданным?

4. На какие средства художественной выразительности, используемые в эссе, вы обратили внимание?

5. Сравните только что прочитанное эссе К. Победина с эссе такого же названия Е. Шварц.

Елена Шварц

Музыка

Еще похожа музыка на то, как бабу пьяную ведут ее два сына, она то в плач, то в смех, то клонится упрямо, они же, опустив глаза, ее ведут — ну, мама, мама...

Тот, кто стыдится больше, — тот ум, а другой — чувство. В книге об инквизиции я видела картинку, как два мужичка ведут под руки одержимую, и это навело меня на мысль о музыке и вообще — о творчестве. Мне во вдохновении часто хочется, чтоб меня поддерживали, чтобы кто-то был рядом, но если б это случилось, оно бы исчезло. Во вдохновении трудно стоять и трудно быть неподвижной, и подвижной трудно, лишаешься всех земных сил, отдаешь их чему-то, потому и хочется, чтобы поддерживали. В творчестве (и в святости тоже) — много женственного, и то и другое — восприятие силы. Да человек и вообще — женщина по отношению к Богу.

Вопросы и задания

1. В чем необычность авторского вступления? Какие языковые средства задают прозаической речи некоторый ритм? Какие аллегорические образы использует автор?

2. Какие интересные выводы рождаются в результате многочисленных писательских ассоциаций?

3. Как в эссе Е. Шварц заголовок отражает содержание работы (приблизительно, как часть к целому, не связан с содержанием)?

4. Сопоставьте два прочитанных текста на одну тему. Найдите общий для их авторов образ. Как каждый из писателей его использует?

5. Вспомните дилетантские, по собственному утверждению Германа Гессе, суждения о музыке в ранее прочитанном его эссе «Неотправленное письмо к певице». Закономерно ли такое определение для эссеиста, почему?

6. Какие размышления писателей об искусстве вам показались особенно интересными, запомнились?

Знакомство учащихся с приемом ассоциации при создании эссе

Очень важно при анализе текстов эссе воспринимать ассоциации художников слова. Вообще развивать и тренировать ассоциативное мышление. Можно предложить учащимся ряд упражнений, предварительно напомнив, что люди, создающие эссе, обладают особым ассоциативным мышлением.

Вопросы и задания

1. Прочитайте несколько данов (главок) из «Записок у изголовья» японской писательницы XI века Сэй Сёнагон [Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Пер. М.Коровина, В.Марковой. – СПб., 1999], чьи произведения положили начало эссе в литературе Востока.

2. Найдите в предложенных зарисовках новые, неожиданные сравнения в размышлениях писательницы об обычных явлениях.

То, что пролетает мимо

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.

То, что далеко, хотя и близко

Празднества в честь богов, совершаемые перед дворцом.

Отношения между братьями, сестрами и другими родственниками в недружной семье.

Извилистая дорога, ведущая к храму Курама.

Последний день двенадцатой луны и первый день Нового года.

То, что человек обычно не замечает Дни зловещего предзнаменования.

Как понемногу стареет его мать.

То, что нельзя сравнить между собой

Лето и зима. Ночь и день. Ненастье и солнечная погода.

Старость и юность. Белое и черное. Любимый и ненавистный.

Он все тот же, но каким он казался тебе, пока ты любила, и каким кажется теперь! Словно два разных человека.

Огонь и вода. Толстый и тонкий. Женщина, у которой длинные волосы, и женщина с короткими волосами.

Вопросы и задания

Попытайтесь создать небольшие фрагменты по типу японских данов, используя прием ассоциации. Возможные темы: «То, что близко, хотя и далеко», «То, что прекрасно», «То, что вызывает уверенность». Придумайте свои темы для аналогий.

Анализ ученических сочинений как один из этапов обучения написанию эссе

Сочинение Дарьи С. на тему «Грамматика любви» в произведениях И. А. Бунина» и попросим учащихся рассмотреть эту работу с точки зрения требований, предъявляемых к школьному сочинению.

«Грамматика любви» в произведениях И. А. Бунина

...Что такое любовь?

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной,

Их съединенье, сочетанье

И... поединок роковой.

Любовь многолика. Она нежна и жестока, эгоистична и самоотверженна, возвышенна и чувственна одновременно. Любовь, как мир, стара и молода, как каждая новая весна. Она ничуть не изменилась за тысячи лет человеческой истории. Какой она была во времена Древней Греции, во времена Ромео и Джульетты, такой остается и сейчас. Вечно юная, прекрасная и трагичная, она и в произведениях последнего русского классика, любимого моего писателя — И. А. Бунина, в особенности в сборнике рассказов «Темные аллеи».

Они чудесны эти «Темные аллеи», ароматные, яркие, свежие. Они словно оставляют после себя чуть уловимый запах цветущих лип, полевого дождевого ветра, свежего сена, сосновой хвои...

Чудные, обворожительные, и вместе с тем близкие и понятные женщины живут в этих рассказах. Галя Ганская, Таня, Руся, Антигона, Натали — какое великолепие красок, какая точность линий! Настоящая портретная галерея. На фоне этих пленительных женщин статичными и невыразительными выглядят мужчины, которые все кажутся на одно лицо. Но и в них есть скрытая нравственная сила, есть мощь духа и высокая мораль. Бунинские герои умеют быть чуткими и благородными, нежными и поэтичными, поэтому любовь не проходит для них бесследно, а оставляет глубокие шрамы в их душах. Влюбленные в женщину, они готовы «встать перед ней на колени и поцеловать ее ноги за все, что она дала им на земле». Похожи ли они на своего создателя? Наверное, да. И даже если у самого Бунина ничего в жизни подобного не было (а это, конечно, маловероятно), он, должно быть, много личного дал своим героям...

Любовь поражает действующих лиц внезапно, как «солнечный удар», «мелькает и с бешеной быстротой несется», так что «голова сразу оледеневает и стягивается, сердце рвется и замирает». Полное тоски и невыразимой муки, оно становится похоже на «тяжкую чашу», и этот груз несет в себе вместе с героем и автор...

Бунин также чувственен, как и его герои, и в прозу свою, наверное, первым из русских писателей вносит эротику. Он не уклоняется от подробных натуралистических описаний, но целомудрие поэта не дает его книгам превратиться в пособие по любовной науке. Они поют и бурную любовь, и ласковую тишину ее, и огонь страсти, и братскую нежность. Но он знает, что любовь в самом счастье своем страшна, жутка и требовательна. И «в жизни каждого из нас найдется... какой-нибудь особенно тяжкий грех», когда «с едкой гримасой» герой стреляет в возлюбленную или становится причиной ее самоубийства. Большая любовь — это всегда большая трагедия:

— А зачем он себя застрелил?

— Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя...

Но «в синем небе стоят кое-где белые прекрасные облака», и только воспоминания тревожат старого поэта.

Какая сладость все, что прежде

Ценил так мало, вспоминать!

К сожалению, «ту звезду, что качалась в темной воде, я теперь в небесах никогда не найду» и «молодого былого нет давно и меня».

Заново прожив в своих историях жизнь, воскресив цвета и запахи, поэт вернулся в современную ему действительность, в изгнание, в абсурдную и жестокую войну, и прорвавшиеся боль и тоска выразились в трагедиях, к которым писатель мстительно приводит своих героев. Как просто: «Он искал ее в Гаграх, Геленджике, в Сочи... позавтракал в гостинице... пил кофе... лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Или: «Понесся под уклон, навстречу... грохочущему и слепящему огнями паровозу». Или: «...в декабре она умерла на Женевском озере».

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! —

повторяю я слова Ф. И. Тютчева. Как же больно и тяжело приходится всем влюбленным в этом мире! Почему трагедия сопровождает всякое большое чувство, а смерть, как в насмешку, уносит у нас самое дорогое, бесценное? Наверное, петь радостную песню со счастливым концом было пожилому и больному писателю не под силу, не в радость, да и не ко времени. А может быть, такое уж у любви свойство — оставлять шрамы на сердце и незаживающие раны в душе...

Вопросы и задания

Доказательно и убедительно ли автор раскрывает тему, достаточно ли подробно анализирует избранные произведения, удалось ли ему выявить позицию писателя, продемонстрировано ли в сочинении знание биографических и критических работ о Бунине?

Вывод: что это сочинение требует нетрадиционного подхода в рассмотрении:

1. Каким представляется взгляд автора сочинения, несмотря на традиционность темы?

2. Сформулируйте «решающую мысль» этой работы.

3. Какие сопоставления показались неожиданными?

4. Интересен ли тот поток лирических ассоциаций, к которым прибегает ученица?

5. Как бы вы оценили язык и стиль сочинения, его интонацию?

6. В какой мере раскрывается личность пишущего?

Заключительный  этап  подготовки  учащихся — творческий.

Именно на этом этапе школьники смогут реализовать полученные навыки. Он подразумевает возможность выбора тем и объектов для размышления и для творчества: от создания пограничных жанров — очерка, письма, беседы, зарисовки, этюда (задания такого плана мы предлагали учащимся на протяжении первых двух этапов) до написания эссе.

Составление текста эссе по заданному началу.

Продолжите рассуждения по затронутой автором проблеме.

Для чего человек учится? Такой простой вопрос. А ответить на него непросто. Точнее, ответит-то, наверное, всякий: человек учится для того, чтобы не только знать, но и понимать, чувствовать, действовать, трудиться. Но в реальной жизни, в реальной школе всегда ли такую именно ставят цель? Всегда ли высокие знания рождают убеждения, а интеллект сосуществует с человечностью? Ведь главное все же не оценка в журнале, а цена человека. (И.П. Руденко)

После того как школьники уже хорошо познакомились с особенностями жанра эссе, подробно анализировали различные образцы этого жанра, в том числен пробы пера своих сверстников, предложить им написать эссе, обратившись, например, к одной из современных проблем: «Пушкин для меня...», «О чем задумывается мой сверстник сегодня?», «Мир виртуальной реальности. По лабиринтам компьютерного мира», «Телевидение сегодня», «Наш современный мир», «Книги в моей жизни», «Мир рекламы. Какое он?», «О времени и о себе», «Милосердие и жестокость в современном мире», «Смертная казнь или право на жизнь?» и другие по выбору учителя и учащихся.

Заявленная проблема может стать или темой сочинения, или поводом для размышлений — в этом случае тему следует уточнить.

Предполагает ли заданная проблематика, на их взгляд, жанр сочинения-эссе?

Обращение к жанру эссе может быть связано и с внеклассной работой по литературе и русскому языку — участием школьников в различных видах творческого телекоммуникационного общения: в современных электронных версиях художественно-публицистических журналов, в конкурсах и викторинах, других телекоммуникационных проектах, где нередко преобладает эссе как емкий и мобильный жанр.

Используемая литература

  1.  Ванштейн О. Для чего и для кого писать эссе? // Литературная учеба. 1985. № 2.
  2.  Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 классы. – М.: Дрофа, 2002
  3.  Потёмкина Т.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику: А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. «Русский язык. Грамматика. Текст.Стили речи. 11 классы». – М.: Материк-Альфа, 2006.
  4.  Сэй Сёнагон. Записки у изголовья. Пер. М.Коровина, В.Марковой. – СПб., 1999




1. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук Київ 2006 Д
2. Проектирование железнодорожного пути
3. на тему- Мотивация и результативность организации
4. Лекція 910 Метод спостереження в соціальнопедагогічних досліджень
5. воспитательной работе ЛГТУ
6. . Принципы и правовые основы Поручительство; Платежное обязательство
7. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ХИМИИ
8. абстиненты лица не употребляющие спиртные напитки или употребляющие их не чаще 2.
9. Информационные технологии в антикризисном управлении
10. Маяковского на БобрикГоре в г
11. Методы системного анализа
12. Финансовая система государства
13. Вальдорфские школы ’ госстандарты и аттестаци
14. Разработка кадровой стратегии в семи шагах
15. Канашская основная общеобразовательная школа Выступление агит
16. Белгородский строительный колледж Специальность 270802 Строительство и эксплуатация зданий и соору
17. Детский сад комбинированного вида ПО ЭХЗ структурное подразделение Сибирячок ДОУ 29
18. жизненная форма организма; жизненные формы растений; жизненные формы животных 7 Классификация живых орга
19. Изложение- Рюноскэ Акутагава. В чаще
20. церебральная дистония по гипертоническому типу