Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Нет ничего в умечего прежде не было в ощущениях

Работа добавлена на сайт samzan.net:


№24.Английский эмпиризм XVII в.

Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией нового времени.

эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.

Эмпиризм подчеркивает ,что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность этих знаний проверяется также в ходе опыта и эксперимента.(Бэкон,Гоббс,Локк).

Основной принцип философии эмпиризма гласит: «Нет ничего в уме,чего прежде не было в ощущениях».

Бэкон высоко оценивает жизнь науки в обществе ,находит отражение в ряде его изречений:

Знание-сила;

Мы можем столько ,сколько знаем;

Силой знания становится,когда оно истино.

Роль и назначение науки он видит в господстве человека над природой.Он критикует средневековую фил-ю и схоластику,кот.оторваны от реальной действительности от практики и за ее дедуктивный метод.Восхождение от общего к частному.

Ср.философия яв-ся препятствием на пути постяжения истины.препятствие-идолы.

1)Идолы рода-рассм.природу по аналогии с собой;2)Идолы пещеры-каждый трактует действительность по своему;3)Идолы площади-некритическое отн-е человека к истинности ,хотя они могут исходить из авторитета.4)Идолы театра-внешне кажущиеся знания-истины,но в реальности –ложные.

Гоббс говорил о том ,что ощущение яв-ся истоком и основой всей познавательной деят-ти человека.

Эмпиризм философии  Гоббса проявился и в его учении о природе и человеке.

Дж.Локк тоже придерживался принципов эмпиризма.Всвоих работах основное внимание он уделил проблемам теории познания.Как и его предшественники ,Локк отстаивал тезис о получении истинного знания,прежде всего из опыта с помощью деятельности органов чувств.

№25Социально-политические концепции в философии Нового времени.

Социально-политические концепции в философии XVII в. получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII в, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588-1679), создавая философскую систему и стремясь охватить все области знания, выделил одну главную проблему, ради которой и строилась вся система: проблема государства, законности, мира и порядка в нем.

Гоббс различает два состояния общества: естественное и гражданское.

В начале человеческой истории сущ-ло естественное состояние общества.В то время еще не было ни собственности, ни морали , ни права. В этом состоянии, считает  Гоббс, все люди равны от природы, "природа дала все всем", из-за чего возникает "равенство надежд на достижение цели"; в нем каждый хочет не только сохранить свою жизнь и свободу, но и приобрести господство над другими.

Гражданское общество хар-ся тем,что оно принуждает выполнять законы разума,издавая»гражданские» законы,кот.держат людей в рамках допустимого.Гражданские законы опираются на силу государства и они уже обязательны для исполнения всему людьми.

По сути дела,Гоббс изложил концепцию политического абсолютизма,т.е. безграничной власти гос-ва ,неподконтрольной обществу и противостоящей ему.

Дж Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние "войной всех против всех". Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу.

Свою концепцию он строит на положении сенсуализма,суть кот.заключается в том ,что все знания происходят из чувственноговосприятия внешнего мира. Он выделяет в своей концепции 2 опытного знания:внешний опыт-дает нам знания о свойствах,качествах вещей;внутренний опыт-обрабатывает эти знания.

№26Социально-философские учения эпохи Просвящения

Эпоха просвящения-18 век.Однако,просвятительская идея зародилась раньше в 17в-в Англии.

Философия просвятителей была-материалистической.

Материализм сущ-л в 2хформах:непоследовательный материализм(Монтескье,Вольтер,Ж-Ж Руссо).Хар-ся деизмом,допускающий существования Бога,кот.после сотворения им мира уже якобы не вмешивался в его дальнейшее развитие.;последовательный материализм(Дидро,Гольбах и др.)Стремясь обьяснить мир естественными причинами ,он пытается распространить этот подход и к явлениям общественной жизни и истории.

Социально-философские учения:

Учение о материи:Материя рассматривалась как вечная субстанция(первооснова)всего сущего,представленная ,прежде всего в форме природы.По убеждению Гольбаха(она всегда существовала сама по себе,в ее лоне зарождается все;)По убеждению просвятителей мир имеет материально-корпускулярное строение,т.е. состоит , в итоге, из простых и неделимых частиц (молекул).Пустоты и случайности в природе нет, а имеет место лишь бесконечная и многогранная материя.

Учение о человеке:Французские просвятители придерживались убеждения о том ,что человек существовал не всегда ,а появился лишь на определенной ступени «лестницы природы».По выражению Дидро:человек-это необходимо организованная часть материи.Он появился из неогранической природы при наличии благоприятных предпосылок и посредством соединения необходимых материальных веществ.

Ламетри,полагал что человек –это прекрасное чудовище ,возникшее естественным путем.(от обезьян). И т.д.

Учение о обществе: Просвятители рассматривали развитие общества и человека с натуралистических позиций.Им представлялось что действия людей мотивированы вполне естественными причинами(потребности, страсти),а не неким божественным планом. Основное, что мешает устроить общественную жизнь людей(по-человечески) это массовые заблуждения и иллюзии людей и прежде всего религия ,как фантастическая форма общественного сознания.

№27 Критическая философия Канта

Критическая философия Канта заключается в том,что  философ сделал предметом своего пристального и критического исследования человечекий разум,его структуру,познавательные способности и их пределы.

Идея разума ведет к аморальности,истина и добро-совместимы лишь в качестве исключения.Где истина и благо тождействены друг другу. Согласно Канту не доводы разума , а веление совести является источником морали. Для него характерно ,что разум проявляется при успевании и быть богатым за счет другого.

Находясь под влиянием духа Просвещения, Кант, тем не менее ,поставил и осмыслил проблему границ познания, и это означало «покушение» на особый статус науки, как якобы  универсальной формы познания мира. В этом и состоит суть критики разума, предпринятой этим немецким философом.

В рамках критического периода философ разработал учение о морали и нравственности, сформулировал основной (в его представлении) закон нравственного поведения.

№28Этическое учение И.Канта.

Вершиной развития его философии является этика,она обозначена как критика практического разума.

Основой его этики яв-ся идея о человеке ,как высшей ценности.

Все можно использовать как средство,лишь человек является целью ,человек как цель общественного развития.

Важным понятием в развитии учения И. Канта является мысль о человеческом достоинстве. Философ был убежден, что этика является важной частью философии, в которой главным предметом изучения является человек как феномен. Существенным измерением человеческого бытия выступает нравственность.

Этическое учение Канта развило специфику морали.

Согласно учению Канта, этика – определение моральных качеств человека, которому следует ответственно исполнять свой долг перед собой и обществом.

Кант задается вопросом  о моральных нормах.Отмечает ,что эти нормы не могут быть выведены из религии и из опыта.Эти нормы существуют в душе человека.Эти нормы-есть внутреннее состояние человека и совесть,как осн.морали по Канту,также является врожденным феноменом.

Что такое этика Канта? Это высоконравственная теория о проблемах свободы, где огромная роль отводится человеческой личности.

№29 Основные идеи «Энциклопедии философских наук» Гегеля.

Гегель яв-ся вершиной нем-класс.философии.Мировозренческая позиция-объективный идеализм.

В основе лежит-абсолютная идея ,как пишет философ ,есть основание всего.-это некий единый универсальный мировой разум,выступающее как творческое начало бытия,духовная субстанция всех вещей,явлений и процессов действительности.

Его идея в своем развитии и становлении проходит 3 стадии:стадия логики, стадия природного бытия,стадия духа.

Этим 3-м стадиям соотв-т и 3 части его основного труда,кот. именуется  энциклопедия филос.наук:

-наука логики; -философия природы; - философия духа;

1) наука логики-это наука о чистой идеи. В ней раскрывается абсолютная идея сама по себе,как идея в себе.Здесь изложен диалектический метод мышления и законы развития действительности, раскрыта духовная обусловленность протекающих в мире процессов.

Он начинает с чистого бытия –т.е. ничто. Чистое бытие и ничто не равны имеют место противоречие и развитие.Но в ходе развития происходит «нечто».это бытие обретает кол-во и качество как опред-е хар-ки.

2)Философия природы-сложная часть энциклопедических наук.Гегель сознательно принижает роль окруж.природы,видя в ней нечто бессознательное и несамодостаточное,всего лишь «бытие вне идеи».Он отмечал что абсолютная идея свободно отпустила себя в качестве природы.По убеждению,Гегеля в природе нет саморазвития.

3)Философия духа.Абсолютная идея покидая природу возвращается вновь к себе но уже в качестве абсолютного духа(обогащенная).

Состоит из блоков:

Субъективный дух-физиология чел,соотношение души и тела,души и сознания и т.д.(проблема человека)

Объективный дух-семья,нравственность,право,гос-во ит.д.(проблемы гос-ва,права)

Абсолютный дух-проблема религии,искусства и философии.

Все пронизано диалектикой (диалектика- есть наука о наиболее общих законов развития природы ,общества ,явлений.)

№30 Философия истории Гегеля

По опред-ю философа история-это прогресс духа в сознании свободы ,развитие абсолютной идеи во времени.

Гегель выделил важнейшие ступени мировой истории:восточный мир,греческий,римский и германский мир. По убеждению философа на Востоке(Китай,Индия,Персия).еще не сущ-ло свободы индивида.Здесь был свободен лишь –деспот,и поэтому духу этих народов присуще повиновение,покорность.

В Греции и Риме- были свободны некоторые- граждане и поэтому здесь появляется прекрасная индивидуальность,

Германский(христианский) мир воплощался Гегелем как всеобщей свободы,кот. Исходит от христианской религии.Здесь история якобы достигает своей высшей точки и завершает себя.

Гегелевская трактовка развития всемирной истории может быть определена как европоцентризм,поскольку здесь за европейскими народами признается некая особая роль, а все иные народы рассматриваются как неисторические ,несостоявшиеся.

№31 Противоречия между методом и системой  Гегеля.

Очевидным проявлением этого противоречия яв-ся ,например,убежденность философа в том ,что природа не развивается во времени, а всего лишь разнообразит свои формы в пространстве.

Метод Гегеля-диалектический.Согласно этому методу весь мир находится в развитии  и процесс развития-бесконечен.

Система –его философия.

Диалектический метод никак не соответствует стремлению философа придать своей системе хар-р абсолютного,завершенного знания.

Природа должна развиваться, согласно диалектики .В его философии она лишена развитии.

№32 Антропологический материализм Л.Фейербаха.  

Один из первых и наиболее последовательных критиков гегелевской философии..Фейербах-это завершение нем.-класс.философии,ее отрицание с позиции материализма.

Творчество Фейербаха наз-ся антропологическим  материализмом,поскольку автор основным предметом брал живого человека в единство его телесных и психических хар-к и рассматривал это существо в контексте его природной обусловленности.

Фейербах развивал антропологический принцип в философии ,кот. в его представлении , означает сведение сверхъестественного к естественному ,рассмотрение человека в единстве всех сторон его природы (важнейшие хар-ки ,качества).

Он говорил что человек- это неотъемлемая часть  природного мира , и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией,психологией,историей.

Антропологизм в философии- это отказ от умозрительных конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы ,восприятие человека как ее венца ,посредством кот.природа узнает и познает саму себя. По убеждению философа ,человек существует для того чтобы познавать ,любить и хотеть.

№33Фейербах о сущности религии.

По убеждению Фейербаха ,основой религиозного сознания яв-ся чувства зависимости и слабости человека.Религия зарождается  в подлинной глубине человека –в его сердце как воплощении его чувственности .

Религиозное чувство ,т.об. неискоренимо потому что оно имеет под собой психологические корни- неудовлетворенные желания человека и переживания в связи с этим.

Идея Бога,по Фейербаху ,это отчуждение родовой сущности человека,его души.

Религия-обман простого человека.

Стремление к Богу есть выражение желания преодолеть свои слабости и несовершенства.Бог- это то.,чем человек хочет стать и быть ,а место его рождения- страдания  и надежды человека,ситуация его оторванности от общества.

№34 Бытие и его модели.Субстанциональность бытия.

Антология - учение о бытии. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека. Немецкий философ Л. Фейербах утверждал, что человек под бытием понимает наличность, для-себя-бытие, реальность (www.philosophy.ru). Бытие - все то, что существует тем или иным способом.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия: * Небытия  нет, есть только бытие. Небытие - разновидность бытия (Зенон). * Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода - атомисты). По Платону бытие - мир идей(выражает сущность), небытие - это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие - это две категории, перетекающие друг в друга. * Есть только небытие (Чанышев).

Модели(формы)бытия:

1)Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком.

Природное бытие есть бытие вещей, независимых от человека и его сознания.

Материальное бытие, произведенное человеком, или «вторая природа» - это, не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. Это бытие, возникнув по воле человека однажды, затем живет независимой от него жизнью.

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие. В нем пересекаются:1) бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи;

2) бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS;

3) бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе.

№35 Материя и ее атрибуты.

Материя - это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит.( Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.)

Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение "чего-то" конкретного, а не движение вообще или "само по себе", движение "ничего".

Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно.

Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной.

Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.

Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

№36Диалектика как учение о развитии

Диалектика –есть наука о наиболее общих законов развития природы,общества и явлений.

Развитие является основным предметом изучения диалектики.

Таковы самые главные признаки развития: 1) качественный характер изменений; 2)их необратимость, и 3) направленность.

Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Субъективная - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании.

Диалектика как учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах.

Говоря о диалектике, мы определили ее, прежде всего, как учение о всеобщей связи явлений и их развитии. В этой характеристике выделяются два главных принципа диалектики - всеобщая связь и развитие.

Метофизика-это метод познания противоположный диалектическому. (наука на опред.этапе использовала метофизический метод –расчленение живого,целого и иследовала его по частям.) Энгельс высказывал о том ,что в 18 веке наука расчленяла целое ,живое и исследовала его по частям,в 19 веке наука обращается к диалектике-понять целое в движении и развитии.

№37 Понятие закона .Классификация законов.

Закон-есть объективное существенное повторяющейся связь между предметами  и  явлениями действительности.

Закон по содержанию-объективен,по форме- субъективен.Связи существуют объективно.Каждая наука направлена на открытие закона связи.В реальной действительности нет никакого закона.Законы формирует –наука(человек),поэтому по форме они субъективны ,т.к. их формулирует-человек.

Классификация законов:

  1.  Частные-действуют в пределах научной сферы (в обл.матем_)
  2.  Общие-– это такие, которые не будучи всеобщими, тем не менее, выражают связи, общие для наук о материальной действительности (закон сохранения энергии).
  3.  Всеобщие законы –законы,кот. Распределяются на все сферы реальности (законы диалектики)Диалектика-наука о наиболее общих законов развития природы,общества,яв-й.
  4.  Законы функционирования(закон всемирного тяготения) и развития(со-е законы)- позволяют понять различные аспекты деятельности кибернетических систем (в частности их поведение), то закон имеет дело с развитием систем в процессе их эволюции, совершенствования, самоорганизации.
  5.  Динамические (те законы кот.предсказывают-зак.механики) и статистические законы(те законы ,результат кот.вероятный)

№38 Закон единства  и борьбы противоположностей как ядро динамики

Закон единства и борьбы противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности.

Закон как ядро диалектики –основополагающий,выражает источник развития.

Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

-они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

-взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;

-взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Источником развития нашего мышления- знание и не знание-противоречие. «Чем больше мы знаем тем больше мы не знаем».

Например, студен ту предстоит экзамен (контрольная работа, опрос и т. п.). Его беспокоит противоречивая ситуация: с одной стороны, экзамен нужно сдать обязательно, т. е. ситуация требует наличия достаточного объема знаний; с другой — знаний нет или их мало. Это противоречие можно решить двумя путями:

-выучил материал, и студент — уже другой человек, он умнее, т. е. развился в сторону совершенства в этой области знания;

-решил отказаться и от знаний, и от экзамена, и от учебного заведения — тоже стал другим человеком, уже избавился от стремления к совершенству в этой области, т. е. развился в сторону деградации на этом жизненном пути.

№39 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера".

Каждый предмет обладает своей спецификой, особенностями, отличается от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными.

Что такое качество? Это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Это то, что делает вещь именно данной вещью. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других.

Качества объективны, т.е. существуют независимо от нашего сознания, они объективно присущи предметам и явлениям. Противоположна качеству категория количество.

Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Количество выражается числом, объемом, величиной, отражает интенсивность протекания пресса и т.д. Количество является важнейшей характеристикой предметов и явлений.

Качество и количество диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимоисключают и обусловливают друг друга. Качественная определённость вещи не существует без количественной и наоборот

Мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество.

Нарушение меры всегда не только в природных яв-й ,но и в наших отн-х ,порождают новым качествам.

№40 Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания - один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

Слабость закона: не всегда имеет место отрицание старого( Марксизм отрицает религию, Октябрьская революция в России,если бы победила,далее все б разрушила).

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

№41 Понятие детерминизма и индетерминизма.Взаимосвязь причины и следствия.

Детерминизм-признание объективно причинно-следственной связи.

Индетерминизм-отрицание подобной связи

Все явления действительности нах-ся во взаимосвязи; одно явление оказывает на другое.При этом роль и функции этих предметов и явлений различна.

В этой взаимосвязи одно из них выступает причиной ,другое-следствием,т.е. причиной является то,что оказывает воздействие и приводит к измене6нию другого явления.

Следствие-есть результат воздействия причины. В детерминизме-это объективная связь.

У Юма –позиция субъективного идеализма(отрицает объективный хар-р этой связи).

Если одно явление следует за другим это вовсе не означает ,что одно из них яв-ся причиной , а другое следствие.

Пример: Если за днем наступает ночь ,это не означает,что день является причиной ноч

Позиция Юма –позиция отрицающая объективный хар-р,причиной следствие связи (идетерминизм).

№42Взаимосвязь необходимости и случайности.Метофизическая трактовка необходимости и случайности.

Необходимость и случайность связаны с категорией детерминизма. Необходимость выступает в качестве определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности.

Необходимость — это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Пример — развитие организма человека.

«Необходимость» — это то, чего нельзя обойти, что «не-обойти»

Случайность же — то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому.

Следствие должно происходить в жесткой необходимостью.Случайность связано с возможностью.

В реальной действительности- абсолютная случайность  не существует,случайность имеет причину,но в другой связи.

Имеет место метафизических понятий,кот. Исходят из Демакрита.

Согласно Демакриту: «Все в мире необходимо».

№43 Возможность и действительность.Процесс становления и развития личности в контексте возможности и действительности.

Возможность и действительность эти категории тесно взаимосвязаны с предыдущим,т.е. связь может выступать в роли необходимости,но так же  может выступать как в момент случайности.

под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью.

Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.

Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.

                Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее,                        содержащееся в настоящем.

Развитие реальной действительности воплощает в себе некое начало,кот.модет вообще реализоваться  ,она выступает в форме возможности. Реализованная возможность- выступает как действительность.

Родившийся человек обладает генетической предосположностью выполнению тех или иных действиям( природные задатки-нетождественные способности).

Рубейнштейн замечает,что между задатками и способностями огромное временное поле деятельности.Задатки-это способность развития действительности.Способности- действительность.

Чтобы задатки превратить в способности нужен ряд условий:

  1.  Работоспособность
  2.  Среда,кот.формирует отношение(семья,школа и т.д.)

№44 Сознание: происхождение,сущность,структура и функции.

Сознание – это вторая после материи предельно широкая философская категория.

В трактовке сознания существовали и существуют различные точки зрения. Все зависит от того, как те или иные философы решают основной вопрос философии и прежде всего вопрос о природе мира. Объективный идеализм отрывает сознание от природы, материи и наделяет его сверхприродной сущностью (Платон, Гегель и др.).

Материализм исходит из того, что материя первична, а сознание вторично. Оно есть свойство материи. Однако само это свойство понималось по-разному. Гилозоизм (от греч. hyle – материя, zoe – жизнь) считал, что сознание является свойством всей материи (Б. Спиноза, Д. Дидро и др.). Панпсихизм признает всеобщую одушевленность природы (К. Циолковский). С точки зрения диалектического и современного материализма сознание - это функция мозга, отражение внешнего мира.

Сущность сознания- соц-ый феномен-оно лишь только зарождается в обществе. (Человек становится личностью только в обществе).

Личность –гены(природные задатки),-СОЦИУМ

Энгельз пытается обьяснить сознание как «Роль труда превращение человека из обезьяны»

Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных человеком знаний о природном и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия, суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы – внутренние чувства и ощущения человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т.д.

5. Самосознание – это знание самого себя, ориентированность на отражение и осмысление своих внутренних чувств, интересов, мотивов поведения, действий и т.д.

Функции сознания: 1) Познавательная 2) Преобразовательная-через деят-ть 3)Оценочная 4)Коммуникативная

№45 Самосознание и его роль в развитии личности. Искусство как уникальное средство формирования самосознания

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще

Самосознание-это активность познавательной деятельности ,направлено не на внешние объекты ,а на самого себя .

Осознание самосознания и осознание самого себя играет оч.важную роль в развитии.

В самосознании при попытки понять самого себя есть : - заниженная,завышенная и адыкватная самооценка.

1,2-негативно сказывается на саморазвитии. Юнг говорит «Завышенная оценка-защитная реакция».

К основным направлениям становления и формирования самосознания следует отнести:

- открытие своего внутреннего мира;

- осознание необратимости времени (осознание смысла жизни, ее перспектив, целей, бренности человеческого тела);

- формирование целостного представления о самом себе (от внешних факторов - к внутренним моратьно-психологическим, характеризуетстся полярностью и противоречивостью);

- формирование самоуважения;

- осознание и формирование отношения к сексуальной чувствительности (следует учитывать тендерные различия в ее формировании).

№46 Сознание  и бессознательное

Бессознательное — сложный феномен, «свое другое» сознания (неосознанное, подсознательное, досознательное). Хотя человек, прежде всего существо сознательное, но бессознательное занимает большое место в его духовной жизни. Например, далеко не все последствия наших поступков мы осознаем. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. Среди них (кроме упомянутых) называют сновидения, обмолвки, оговорки, утрату полноты ориентировки во времени и пространстве, некоторые патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

Было бы неверно приравнивать бессознательное к животной психике. Однако понятие «психика человека» шире понятия «сознание». Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное. Фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного.

 




1. Контрольная работа- Методи і стилі керівництв
2. Основы драматургии классической режиссуры и актерского мастерства для студентов 1 курса специальности
3. на тему Народовластие и будущее решили проблему окрестив ее МэриМари
4.  Усний та письмовий; 2
5. правовое содержание предмет и метод соответствующей концепции юриспруденции
6. Тема 17 Название темы- Припасовка каркаса цельнолитого мостовидного протеза облицованного композитом
7. Транссиб цели сооружения проектирование и строительство магистрали.html
8. Брежнев, портрет лидера застоя
9. Тема 1. Теоретичні основи функціонування митнотарифної системи країни План Поняття та о
10. Лабораторна робота 9 лабораторія основ електродинаміки методичні вказівки
11. Космическое право
12. Статья- Искусство середины XVIII века
13. РЕФЕРАТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ Явления сознания как предмет экспериментального психологического изучени
14. правовых систем место и роль государства и права в жизни общества в различные периоды истории; особенности
15. Тема 8 Финансовое планирование на предприятии Планирование входит в число общих функций управления прис
16. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
17. Электропривод и обрабатывание фурмы(расчет)
18. Игры песни стихи как средство развития коммуникативных навыков в начальной школе.html
19. Подготовка и повышение квалификации учителей в Ярославской губернии в конце 19 - начале 20 века
20. Слуцкий Б