Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Костюм

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 19.5.2024

Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра культурологи и искусствоведения

Реферат

по дисциплине «Культура повседневности»

на тему:

«Костюм. Тип средневековой красоты. Косметика и парфюмерия в Средневековье.»

Работа выполнена

студенткой 3 курса ГФ ОНПУ группы ИК-111

Кучиеру М.И.

Работа проверена

   доцент Крупенина Л.В.

Одесса

2013

Содержание

 I.Костюм в период средневековья…………………………………………………………

   1.1  Развитие конструирования и моделирования костюма……………………………

   1.2 Декоративное решение одежды, ткани, цвет, орнамент……………………………

   1.3 Мужской костюм……………………………………………………………………..

   1.4 Женский костюм………………………………………………………………………

 II.Тип средневековой красоты…………………………………………………………...

    2.1 Идеал красоты………………………………………………………………………...

 III.Косметика в Средневековье…………………………………………………………..

    3.1. Парфюмерия и косметика средневековья…………………………………………..

Введение.

Исторический костюм дает полное представление от той или иной эпохе человечества. В своей работе я расскажу о костюме в период средневековья, то как его декорировали и как он менялся на протяжения этого века. Какая ткань использовалась для шитья одежды, какой орнамент. В эпоху средневековья костюм состоял из драпирующихся, распашных и накладных одежд. В своей работе я расскажу про мужской и женский костюм. Особенно ценные источники для изучения костюма - это произведения искусства Средневековой эпохи: фрески на стенах, живописные портреты, картины, скульптура.

 Так же я расскажу про тип средневековой красоты. В средние века земная красота считалась греховной. В средние века макияж запрещён  церковью, поскольку он искажает божьи создания. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность очень ценится в девушках той эпохи. Но даже в те непростые времена существовал свой стандарт красоты. Очень бледная кожа, вьющиеся золотистые волосы, удлиненный овал лица, большие глаза, маленький рот - в моде была ангельская внешность. Ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть все - рост, кисти рук, ступни, грудь.

В моей работе затронута тема о косметике и парфюмерии в Средневековье. Под влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека - аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие глаза, маленький рот - ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела. И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб - обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, предварительно вымоченную в уксусе. Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.

 

Объект: Объектом исследования моей реферативной работы  является: костюм, тип средневековой красоты и косметика средневековья.

   Цель: Исследовать, узнать по подробнее про костюм, тип средневековой красоты и косметику в средневековье, рассмотреть феномен моды и ее истории.

   Предмет: Предметом является костюм, косметика, тип средневековой красоты в эпоху средневековья.

   Задачи: Рассмотреть и определить роль костюма, тип средневековой красоты и косметику средневековья.

   

I. Костюм в период средневековья.

   1.1  Развитие конструирования и моделирования костюма.

  Примитивный крой, появившийся в глубокой древности на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, бытовал в европейской одежде вплоть до Х-XI в. Возникшее затем различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды, создания облегающих скульптурных ее форм.

 Эта большая и важная реформа европейского костюма осуществляется в средние века не сразу, а на протяжении почти 400 лет (ХII-ХV в.). В ее осуществлении можно выделить такие наиболее характерные этапы:

 XII в первая половина XIV в. Мужская и женская одежда длинная, облегающая. Облегание достигается с помощью кроя: в одежде проектируют 3 шва, боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой. Пояс не затягивает талию, а только подчеркивает ее и является декоративным украшением. Одежда преимущественно накладная, только плащи драпированные.

Вторая половина XIV в. - 1-я четверть ХV в. (период готики). Появление короткой мужской одежды и дальнейшее обогащение форм длинной женской одежды. Широкое распространение различных видов распашной одежды. Интенсивное развитие конструирования одежды, что было связано с блестящим развитием архитектуры, оказавшей влияние как на внешние формы костюма, так и на его конструктивное решение. Прежде всего был реконструирован костюм рыцаря, который состоял из цельной металлической кольчуги. Ее монолитность и тяжеловесность ограничивали движения воина, были крайне неудобны в походе и в бою, нередко даже служили причиной болезни. Монолитную кольчугу расчленили на отдельные части - латы, соединив их шарнирами, крючками, пряжками на участках движения. Таким образом, были найдены формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры: спинки, переда, рукавов. На ткани эти отдельные части или детали кроя стали располагать с учетом ее пластических свойств (растяжимости долевых и поперечных нитей). Для создания объема делается вытачка, линии проймы и оката рукава подкраиваются овально. Соединение рукава с проймой - непостоянное, с помощью тесьмы, шнуровки. Одежду стали также разрезать в поперечном направлении по линии талии. Это обеспечило максимальное прилегание, позволило избежать заломов и поперечных складок, которые образовывались при шнуровке цельного платья. Вместе с тем используются пластические возможности косого кроя в верхней одежде типа упелянд. В костюме готики, как и в остальных видах искусства этого периода, есть две противоречивые тенденции: закрыть тело, нивелировать его формы, как того требует христианская мораль, и обтянуть фигуру узким кроеным костюмом, подчеркнуть красоту естественных форм человеческой фигуры. Период готики был временем расцвета конструирования и моделирования одежды, формирования моды, относительно быстрой смены форм одежды в пределах общего художественного стиля.

 Вторая четверть XV в. - период изысканных форм франко - бургундской моды, которые выразились прежде всего в социально-классовой обособленности костюма феодала: удлиненные одежды, волочившиеся по земле, узкие облегающие формы, сковывающие движение, свисающие рукава, длинные носки туфель, грандиозные головные уборы. S - образная изогнутость силуэта. Чтобы создать такой силуэт, женщины подкладывали на живот небольшие простеганные подушки - босы. Для удлинения шеи женщины брили затылки, для удлинения овала лица - лбы.

 1.2 Декоративное решение одежды, ткани, цвет, орнамент.

 Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды эпохи средневековья можно выделить следующие:

1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов и линии соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками (из дорогой отделочной ткани), фестонами, мехом горностая, куницы;

2) использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов (зеленых, красных, синих, желтых);

3) появление в отделке костюма объемной орнаментации - лент, бахромы, кистей;

4) украшение ткани золотыми и серебряными бубенчиками (в хронике того времени рассказывается, что на одном из турниров на рыцаре звучало сразу 500 бубенцов, прикрепленных к одежде, обуви, шляпе);

5) появление перчаток, украшенных драгоценными камнями и золотом;

6) подчеркивание отделкой (в общей композиции костюма) значения детали, узла (например, шнуровка с лентами).

 В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка. Расцвет ремесленного производства в городах в готический период привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей, разнообразию их орнаментации. Получают распространение шелк, парча, бархат, эластичные сукна.

Великолепную шерстяную ткань - шарлах - преимущественно красного цвета изготовляли в Англии, Нидерландах. Бархат - ткань с льна и хлопка - в Германии. Лучшим сортом шелка был пурпур, изготовляемый в Венеции.

Цветовая гамма яркая, чистая: огненно - красный, карминовый, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают своеобразные темные и приглушенные цвета. Например цвет рыжевато-бурый.

 Ткани были преимущественно гладкие. Затем становятся модными набивные и тканые узоры с эффектами тиснения, украшенные золотой и серебряной нитью. Рисунок - изображение в круге или ромбе точек, крестов, геральдических животных, птиц с серебряными крыльями и золотыми зубами. С XV в. модны растительные узоры: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы. Готическая роза - символ молчания и любви - состояла из семи лепестков с толстыми стеблями и зубчатыми листьями, которые переплетались в узоре с гранатами (также символ любви), ананасами и другими пышными растениями. Фон и орнамент всегда резко контрастировали по цвету. Горизонтальная кайма византийского типа вытесняется узором по всей поверхности ткани.

   1.3 Мужской костюм.

 Период раннего средневековья (VI-XII в.). Изображения костюма варваров имеются на известном триумфальном сооружении Древнего Рима - колонне Траяна. Костюм состоял из короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, коротких штанов, чулок из ткани, кожаных башмаков и шерстяной накидки, застегнутой на правом плече. На голову надета небольшая конусообразная шапка.

 Такой костюм оставался у знати в империи Карла Великого (VIII в.). Наряду с ним появляются узкие длинные штаны из двух половинок, длинные широкие туники, надеваемые одна на другую. Начиная с XI в. (романский период) форма мужского костюма находится под влиянием формы рыцарских доспехов. Одежда становится более короткой и разнообразной формы.

Блио - глухая накладная одежда с низкой отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди, талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Общая длина достигает линии коленей - середины икр. Рукава блио цельнокроеные узкие с воронкообразным расширением низков. Через боковые разрезы нижней части просматривается длинная нижняя туника яркая и контрастная по цвету.

Шоссы - узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна. Вверху они прикреплялись шнурком к поясу плечевой одежды. До ХV в. штанины не сшивались между собой, позднее их соединили с помощью переднего и заднего клиньев.

 Нарамник лежит в основе многих видов средневековой одежды, мужской и женской. Это прямоугольный или овальный кусок ткани, перегнутый по линии плеч, с разрезом для головы, не сшитый по бокам. Различная длина и манера ношения разнообразят этот вид одежды.

 Мода мипарти распространяется в одежде знатных феодалов в ХIII в. и связана с использованием цветов и знаков феодального герба. Рукава, половинки переда, штанины, обувь окрашиваются в разные цвета, украшаются гербовыми знаками.

 В ХIII в. появляется сюрко, сшитое по бокам, с глубокими проймами . Сюрко носится поверх котт, откуда произошел и сам термин. Котт вытесняет в ХIII в. блио. Это не только конкретный вид одежды, но и понятие, близкое по смыслу к русскому «платье». Именно с этого времени оно прочно войдет в терминологию костюма.

Период позднего средневековья (XIV-ХV в.). Развитие кроя приводит к тому, что в одежде, в ее силуэтных и конструктивно-декоративных линиях появляется разнообразие.

 Мужской костюм развивается на основе двух силуэтов: прилегающего и свободного, расширенного книзу. Прилегающий силуэт отличается от силуэта романского периода прежде всего расширенной линией плеча, что конструктивно достигалось за счет оката рукав и специального ватного валика - прокладки. Конструктивные и декоративные линии подчеркивали грудь и тонкую, несколько заниженную талию, оформленную поясом.

Длина одежды прилегающего силуэта не заходила за линию бедер. Историк костюма М. Н. Мерцалова так характеризует мужской костюм этого периода: «Пропорции нового мужского костюма в сочетании с остроносой обувью и высоким головным убором слегка конусообразной формы, как бы вытягивали фигуру, она казалась не только более высокой, но и подчеркнуто гибкой и ловкой».

 Для одежды прилегающего силуэта характерна короткая облегающая куртка                «котарди» с застежкой спереди на пуговицы и декоративным поясом по бедрам. Щедро украшенной частью котарди были рукава. Узкие вверху, они расширялись книзу колоколообразно и отделывались зубцами либо к низкам пришивались полосы ткани длиной до 1,5 м, шириной до 10 см.

 В XIV в. котарди вытесняется жакетом, короткой одеждой, туго стянутой на талии и расходящейся веером складок на бедрах. Рукава жакета имели высоко поднятый, просборенный окат, что создавало прямую и высокую линию плеча - характерный признак франко-бургундской моды.

 Таперт также туго стягивался на талии и имел складчатую или присборенную нижнюю часть. Он был длиннее жакета (до коленей), богато украшался по всем краям зубцами, фестонами. К поясу, воротнику, рукавам, плечевым и рукавным швам прикреплялись бубенчики. Разрез для головы мог быть как спереди, так и сзади. В конце периода в костюме такого типа использовались ватные прокладки в области груди и валки на плечах для хорошей посадки и подчеркивания мужественности облика.

 Облегающие короткие куртки носили с шоссами и с остроносой обувью пигаш, носочная часть которой с XIV в. становится очень длинной (до 70 см), что зависит от общественного положения ее владельца. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде: белый, пурпурный, из золоченой кожи с драгоценностями. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги. Узкий костюм, подчеркивающий стройность, вытянутость фигуры, дополнялся верхней одеждой  длинной или короткой, очень широкой внизу и по низу рукавов, ниспадающей ровными фалдами. В контрасте двух разных силуэтов эстетические качества мужской фигуры были еще более выразительны.

 В конце XIV в начале XV в. сюрко вытесняется упеляндом  - верхней накладной и распашной одеждой разной длины, которую носили с поясом и без него.

Длинный упелянд характеризовался большой шириной низа, доходившей до 7 м, и шириной рукавов внизу до 3 м.

 Из всех предметов мужской одежды знати только нижнюю тунику шили из тонкого льняного полотна, остальные - из шерсти, шелка, парчи, бархата, который становится самой модной тканью.

 Большое разнообразие представляли головные уборы этого периода: капюшон, шаперон - драпированный головной убор с длинными спускающимися концами, суконные и фетровые шляпы с конусообразной тульей, с полями и без полей. Прически  длинные с локонами и короткие с челкой на лбу.

   1.4 Женский костюм.

Период раннего средневековья. В женском костюме происходят те же изменения формы прямой широкой рубахи, что и в мужском костюме. В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов.

 В Х-XII вв. начинается создание одежды облегающих форм. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется узкий короткий жилет, который поддерживает грудь и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа.

 Женское блио отличается от мужского своей длиной до пола. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Верхней одеждой служит плащ-мантия на меховой (горностай, бобер) или тканой подкладке.

 Покрывала, распространенные в одежде ранних веков как головные уборы, исчезают. Женщины начинают носить длинные распущенные волосы или косы, перевитые парчовыми лентами, обручи, венки с повязкой под подбородком.

 Период позднего средневековья. Удлиненные пропорции, легкие, изящные, уходящие ввысь линии готической архитектуры оказывают влияние на формы костюма позднего средневековья.

 Два силуэта, на основе которых решался мужской костюм, характеризуют и женскую одежду. Но если прилегающий силуэт в мужской одежде подчеркивал ширину плеч и груди, сильные стройные ноги, то в женской, наоборот, покатые узкие плечи, хрупкость, красоту молодой девушки. От талии книзу силуэт расширялся, длина и ширина нижней части одежды значительно увеличивались за счет юбки клеш. В этот период в одежде знати увеличивается количество одновременно надеваемых одежд: туника, котт, сюрко, плащ. Женское сюрко в начале периода ХIII в. решалось в прямом широком силуэте, имело огромные овальные вырезы проймы.

 В противоположность сюрко котт было узкого, прилегающего по линиям груди и талии силуэта, с длинными узкими рукавами. Положение линии талии в котт резко занижено, грудь затянута полотняным корсетом. Цветовое решение такого ансамбля яркое, контрастное: золотисто-желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко-синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.

В XV в. пропорции женского прилегающего костюма меняются. Линия талии в сюрко переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который достигает нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено, как бы вздернуто в центре на талии. Это позволяет видеть украшенный подол котт и создает определенную постановку фигуры - животом вперед, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником шалевидной формы, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Костюм дополнен конусообразным головным убором с вуалью, высота которого достигала 70 см.

 Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, лифе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма. Длина лифа относится к длине юбки как голова (с головным убором) к росту.

 Как мужскому, так и женскому готическому костюму присуща искусственная вытянутость форм, в линиях сказывается общая стилевая особенность «готической кривой», фигура приобретает г-образный силуэт. Контрастное соотношение короткого узкого лифа и длинной широкой юбки, видимое в фас, достигает в профиль и со спины еще большей выразительности благодаря длинному шлейфу.

 В прямом свободном силуэте решались верхние платья покроя упелянд, появившиеся в ХV в. Для живописных портретов Яна ван Эйка, Роже ван дер Вейдена, Ганса Гольбейна характерно изображение женщин в платьях этого покроя. Упелянд косого кроя носили чаще с поясом, который подчеркивал высокую линию талии. Складки закладывали лучеобразно от центра талии переда.

 В период готики прическа в женском костюме отступала на второй план, так как основной акцент делался на головной убор - чепцы различной формы, венцы, обручи.

 Огромное внимание уделяется ювелирным украшениям - пояса, цепи, ожерелья, пряжки, бубенчики. Драгоценные безделушки подчеркивают изысканность, изощренность бургундской моды: на пальцах до 20 колец, на груди  массивные цепи, в руке носовой платок с золотым сердечком в углу. На шее - ожерелье из крошечных золотых сердечек и эмалевых слезок. К поясу прикреплены четки, зеркало, восковой амулет, позолоченный соколиный коготь - зубочистка.

Материальная жизнь: не у всех были красивые и модные костюмы, они были только у знати. В зависимости, какой у вас костюм и из какой он ткани и откуда его привезли, можно было определить на какой вы социальной лесенке стоите. Эволюция кроя и техника пошива.

Эмоциональная жизнь: какого цвета вещи были, и из какой ткани, приятные ли на ощущение. Цвета вещи тоже очень многое значит, даже в сегодняшние дни, психологи говорят, что от одежды зависит наше настроение.

 II. Тип средневековой красоты.

   2.1 Идеал красоты.

 Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека  аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины.

 Однако религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Не менее важными были идеалы рыцарства и идеалы народа, нашедшие отражение в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», в поэзии трубадуров. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его внешнего облика. Это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты.

По описаниям поэтов XI - ХII в. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах. Мотивы розы  цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

 Основными источниками отражения внешнего облика человека и его костюма в изобразительном искусстве являются витражи и скульптура средневековых соборов

В средние века земная красота считалась греховной. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. В средние века макияж запрещён всемогущей церковью, поскольку он искажает божьи создания. Белизна кожи, символизирующая чистоту, непорочность очень ценится в девушках той эпохи. Но даже в те непростые времена существовал свой стандарт красоты.

 Очень бледная кожа, вьющиеся золотистые волосы, удлиненный овал лица, большие глаза, маленький рот в моде была ангельская внешность. Чтобы кожа была бледной, модницы натирались соком лимона или белилами, в состав которых входили ртуть и свинец, или даже делали кровопускания. Никаких пышных форм, никакой косметики. Ценилась миниатюрность. Маленьким должно было быть все  рост, кисти рук, ступни, грудь. Еще более ценилась вера в Бога и покорность мужу. Многие исследователи считают, что именно поэтому в те времена начали брить брови. Это сразу же придавало лицу отсутствующее, спокойное и кроткое выражение. Для того чтобы шея казалась более длинной, дамы брили затылки. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария - удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.

В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». В эпоху рыцарства, стали цениться более “земные” девушки, с живым взглядом и здоровым румянцем (кому не повезло румянились). Но бритоголовые были в моде долго, до самого ХV в. Трубадуры прославляли хрупких, белокожих дам, беззащитных и беспомощных на вид. Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна. В моду вошла продолговатость, причем во всем, начиная от высокого роста и заканчивая высоким лбом.

 Изабелла Французская Волчица дочь французского короля Филиппа Красивого, жена английского короля Эдуарда II. Славилась своими золотыми волосами, ослепительной белизной кожи, умом, образованием и умением сохранять внешнюю невозмутимость.

 В XV веке в период готики в моде S - образная изогнутость силуэта фигуры. На этом фоне парадоксально выглядело только одно: стандарт красоты подразумевал округлый, достаточно большой живот. Те, кого природа наградила плоским животом, тоже нашли выход из положения. Под платье подкладывали специальный валик, имитирующий увеличенный живот. Для его создания на живот накладывали небольшие подушечки. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу.

Отрывок: «Ты должен приучить себя к непорочной любви. Вот Та, чья женственность  высшего порядка. Поэтому о ней можно сказать, что она прекрасна, как возлюбленная Песни Песней. В ее особе - и лицо Убертина озарилось каким-то внутренним ликование, в ее особе дивная красота тела в точности воплощает ее небесное благолепие. И сего ради ваятель представил ее в полном телесном роскошестве, каким только может быть одарена женщина». Он указал на маленькие груди Пресвятой девы, высоко и туго затянутые корсажем, завязками которого играли ручонки Младенца: «Видишь? Те же сосцы пригожи, что выпирают не сильно, полны, в меру упруги, но не колышутся дерзко, а возвышаются еле, воздеты, однако не сжаты… Что ты ощущаешь при созерцании этого?». (У. Эко «Имя Розы»)

 Тип Средневековой красоты я отнесла к эмоциональной жизни, так как красота «девы Марии» которую повторяли девушки и женщины этой эпохи, оставаясь вечно беременны, невинны, обладало высшей ценностью.

Так же я отнесла тип Средневековой культуры к социальной жизни, так как если ты не следишь за правилами не делаешь то что делает социум, то ты не состоишь в социуме. Девушки лбы выбривали, ходили «вечно беременны» выбеливали кожу и много подобное.

   III. Косметика в Средневековье.

   3.1. Парфюмерия и косметика средневековья.

 Духи это важное европейское изобретение, появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

 Король Филипп - Август решил с запахами бороться единственным доступным ему способом, в 1190 году он издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, «кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия». Но народу тогда было все ровно, как кто пах, и духами никто не пользовался.

 Это благородное дело борьбы с вонью продолжил Король - Солнце. Проснувшись однажды утром в плохом настроении король повелел всем придворным душиться. Речь идет об эдикте Людовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

 Но хотя французский король велел придворным активно пользоваться духами, чтобы хоть как-то разбавить неприятный запах, исходящий от них, сам монарх мыться брезговал и за всю свою сознательную жизнь умывался всего лишь несколько раз, вследствие чего своим «королевским» запахом смущал послов, что русских, что испанских. Единственная гигиеническая процедура, которой подвергал себя Людовик XIV  умывание рук коньяком. Видимо, так ему идея о духах и пришла. А может лукавая история сместила акценты, и на самом деле придворные сами упросили Людовика озаботиться духами, так как не могли больше выносить запах Его Величества.

Как бы там ни было, Король - Солнце сам не заметил, что законодательно объявил новую концепцию хорошего запаха, обозначив таким образом разность подходов, назовем их условно: Восточный и Западный метод. С давних времен люди боролись с запахом пота, прибегая для этого к различным ухищрениям. В Древнем Риме, например, с этой целью применяли эфирные масла и принимали ароматические ванны, а в период средневековья стали пытаться запах заглушить. То есть в Риме люди старались пахнуть хорошо, а в Европе - не пахнуть плохо.

На Западе и Востоке к ароматам отношение разное. В странах Европы в средневековье люди почти не мылись и, чтобы отбить вонь, обмазывали себя пахучими смесями из десятков ингредиентов.  Первоначально эти «пахучие смеси» были вполне естественными. Дамы европейского средневековья, зная о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта. Потом средневековые женщины решили, что мужчин привлекают беременные, и Прекрасные Дамы даже носили специальные подкладки под одеждой, имитирующие округлившийся животик, что символизировало их репродуктивную полноценность. В борьбе за внимание Благородных Рыцарей женщины в средние века, несмотря на отсутствие элементарных понятий о гигиене и на то, что весь косметический арсенал античности был давно предан забвению, продолжали пользоваться средствами макияжа. Румяна считалась признаком женщины легкого поведения, а Благородные Дамы использовали свинцовые белила, выщипывали брови и красили губы в ярко-красный цвет при помощи растительных красителей или, позже, помады с добавлением спермы быка. Пудрились цинковыми и свинцовыми белилами слоем миллиметра в три, чтобы скрыть выпирающие прыщи. Одна сообразительная дамочка достигла поставленной цели, всего лишь налепив на свой самый видный прыщик черную заплатку из щелка. Так появилась страшно модная в средние века «мушка»,  она позволила сократить количество извести на лице.

 Собаки, кроме работы живыми блохоловками, еще  пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы. Против такой дамской моды (не против метода с собачкой, а против обесцвечивания вообще) выступал еще архиепископ Кентерберийский Ансельм (тот самый ревностный защитник прав церкви и автор бредового онтологического доказательства существования Бога), публично провозгласивший блондирование волос нечестивым занятием и грозивший проклятием женщинам, которые это делали.

 Поскольку характерный запах просто пропитал всю Европу насквозь, вполне очевидно, что одним из самых вожделенных товаров стали индийские благовония. Ну и пряности, способные придать блюду запах, отличный от окружающей атмосферы. И, конечно же, духи.

Мыться  по-прежнему не мылись, зато стали выливать на себя несметное количество разных ароматических снадобий. Грасские перчаточники, получившие патент на производство духов еще от Людовика XIII в 1614 году, развернули производство. А через столетие Европа уже не могла без содрогания представить свою жизнь ароматов с французской Ривьеры. Почему именно перчаточники? Потому что моду на этот аксессуар из тонкой кожи, пропитанной ароматами, уже ввела во Франции Мария Медичи. Знатные дамы имели коллекции из сотен пар перчаток, которые скрывали их грязные руки. Эти же перчатки служили дамам за столом в отсутствие вилок. Впрочем, иногда мог поухаживать за Дамой и Благородный Рыцарь, подав кусочек мяса или куриную ножку на кончике шпаги или ножа.

Средневековый идеал красоты предписывал женщине обладать: телом белым, как лилия, румянцем напоминающим только что распустившуюся розу, губами, красными, как цветок персика, длинными покрывающими подобно плащу, вьющими белокурыми волосами цвета спелого колоса. Лилейность кожи, допустим, можно было сохранить легко - спрятав от загара руки в перчатки, а лицо под вуалью.  Во время путешествия дамам рекомендовалось прятать лицо под черным бархатом. На турнирах красавицы появлялись, намазанные белилами и припудренными пшеничной мукой. Нежный румянец давал порошок красного дерева, а вот над волосами приходилось помудрить.

 Самыми «наглыми» женщинами средневековья считались куртизанки. При запрете употреблять декоративную косметику для лица, они всем показывали не только лицо, но и большую часть своей набеленной груди. В XV веке самой распространенной в Европе была рисовая пудра пришедшая как мы ранее говорили с Китая и Японии. Конечно, рекордсменкой в нанесении макияжа стала все же Елизавета 1. Она заставляла служанок поверх толстого слоя пудры на лице и шее рисовать голубые вены и розовые кровеносные сосуды, имитируя достоинства молодой прозрачной кожи. Ее стремление выглядеть всегда хорошо порой отпугивало даже самых бесстрашных смельчаков.

Косметику и парфюмерию я отнесла к материальной жизни, ведь не у всех людей деньги были на косметику, значит, мы можем сказать, что снова же пользовались косметикой только знатные, богатые люди.

Также косметику и парфюмерию я отнесла к эмоциональной жизни, так как у людей было эстетическое представления, критерии «прекрасного» и «уродливого». Как они выглядели, зависело от того сколько косметики они нанесли на себя, красиво или уродливо.

Заключение:

 Мы знаем, что мода чрезвычайно изменчива и вопрос о ее значимости для исследования долгие годы оставался дискуссионным. Сегодняшнее состояние социума убеждает в сильном детерминирующем влиянии моды не только на особенности индивидуального поведения, но и на процесс выработки ценностей в социуме.

Не только в наши дни, но и в Средние века мы видим, что этот возрастающий интерес к моде стал включать в себя модную одежду, парфюмерную моду и различные типы красоты. Костюм связан с феноменом моды и подвержен влиянию модных тенденций.

 Костюм является не только частью более общего понятия «одежда», но и одним из важнейших компонентов социальной невербальной коммуникации. С содержательной стороны различные костюмы отражают различные целесообразно ориентированные стандарты поведения конкретных лиц в типичных ситуациях.  Костюм признается невербальной социокультурной системой. Он не просто формулирует какое - либо сообщение, но и представляет собой важную часть социального порядка.

  Мы видим, что на протяжении долгого времени человечество не раз меняло свое представление о красоте. И в Средние века оно символизировало чистоту и непорочность (белый цвет лица, отсутствие косметики).

Однако модные тенденции очень изменчивы и со временем средневековые дамы стали активно пользоваться косметикой и парфюмерией, чтобы подчеркнуть свою красоту и скрыть недостатки. Наиболее ярким примером тому служит Елизавета 1 – ее любовь к косметике можно объяснить желанием выглядеть молодо и свежо, что в свою очередь, имело обратный эффект.

Парфюмерная индустрия приобрела высокий спрос благодаря Марии Медичи положившей начало этой тенденции. В Средние века различные ароматы широко использовались для пропитки кожаных перчаток. Что в свою очередь помогало в борьбе с характерными на тот период запахами.

Таковы были модные тенденции в отрасли косметики, парфюмерии и костюма на тот период времени и благодаря им наши современные представления о красоте и о средствах ее достижение являются именно такими какими мы видим их сегодня.

Список литературы:

1.  Каминская Н.М. «История костюма»

2.  http://www.liveinternet.ru/users/fox-cub77/post163518900

3.  Эко У. «Искусство и красота в средневековой эстетике»

4.  «Закуска для короля, румяна для королевы»  Энциклопедия средневековой кухни и косметики

5.  http://skarga.prom.ua/a122084-kosmetika-srednevekovya.html

6. Доминик Паке «История красоты»

 




1. ТЕМА- Организационные структуры СО
2. Выполнение корреляционного и регрессионного анализа.html
3. Методические рекомендации для студентов II курса очного отделения всех специальностей
4. Синтетические возможности реакции Вильсмейера-Хаака-Арнольда
5. а наличной иностранной валюты Инкассо иностранной валюты Выпуск и обслуживание пластиковых к
6. Эволюция общественного строя в Риме в период республики Государственный строй
7. Динамика численности лисицы обыкновенной в ГПЗ Благовещенский, ГПЗ Березовский, ГПЗ Муравьёвский
8. Япония - страна с самобытной культурой
9. тематика и математическая теория биология и биологическая теория и т
10. ПАРЛАМЕНТСКОЕ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Место и значение выборов в демократическом государстве
11. ж~ні- П~н- География Сынып- 7 Б~лім- Д~ниеж
12. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків ~
13. Рефераты по экологииТип- дипломная работа Добавлен 07-22-01 22 февраля 2011 Похожие работыПросмотров- 1366 Комментари
14. непосредственное действие огня на горящий предмет горение; дистанционное воздействие на предметы и объек
15. свой Бог ты сам свой ближнийО будь же собственным ТворцомБудь бездной верхней бездной нижнейСвоим нача
16. Вариант 1 С1. В чем противопоставлены друг другу автор повествователь и старая Изергиль 1
17. Конкурентные рынки факторов производства
18. Соединяет предложения или члены предложения выражая противопоставление сопоставление
19. ВВБычков Эстетика
20. Тюменский государственный университет Филиал в г1