Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
кафедра философии
Методические указания
к семинарским занятиям по курсу
«Философия»
Для студентов всех специальностей
Издание 2-е, дополненное и переработанное
2007
Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу «Философия» (издание 2-е, дополненное и переработанное), написаны в соответствии с программой по философии, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь (24 января 2000 года, рег. № ТД-68/тип) и имеют целью сориентировать, организовать и облегчить самостоятельную работу студентов при подготовке к практическим занятиям.
Методические рекомендации снабжены тематикой сообщений и рефератов, практическими заданиями и списком литературы по каждой теме.
Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей.
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Составители: Григорович Е.Н., Климович А.В.
Перевалова Л.В.
Редактор: Крусь П.П.
Рецензент: Люкевич В.П., кандидат философских наук, заведующий кафедрой культурологии
Методические указания к семинарским занятиям по философии составлены в соответствии с учебной программой для высших учебных заведений, утверждённой Министерством образования Республики Беларусь 24 января 2000 г. (Регистрационный № ТД - 68/тип).
При составлении данных методических указаний авторы исходили из того, что изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий. В целом изучение курса философии призвано способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.
В результате освоения курса "Философия" студент должен
знать:
концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли;
основные категории философского знания;
ведущих представителей истории философии; уметь характеризовать:
специфику философского знания;
социокультурную обусловленность философии;
основные философские проблемы и понятия;
связь философии с практикой;
собственную философскую позицию и основания её выбора;
уметь анализировать:
место и роль философии в жизнедеятельности человека;
специфику различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества;
роль философского знания в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций;
приобрести навыки и качества:
анализа и интерпретации философских текстов;
философского обоснования своей жизненной позиции;
культуры философской аргументации и полемики;
философско-мировоззренческой толерантности.
Авторы данных методических указаний исходили из необходимости сохранения целостности и системности дисциплины, оставляя право преподавателям, читающим авторские курсы, менять проблематику и формы проведения семинарских занятий.
В качестве основных источников, учебных пособий и справочных изданий рекомендуется использовать:
Справочные издания:
Современная западная философия. Словарь. М.: Политиздат, 1998.
Новейший философский словарь. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1999.
Дополнительная литература указывается в конце каждой темы.
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Понятие философии. Особенности философского мировоззрения.
Основные проблемы и функции философии. Объект и предмет философии.
Соотношение философии с религией, наукой, искусством, идеологией.
Основные понятия темы
Культура, мифология, религия, философия, наука, искусство, идеология, онтология, гносеология, аксиология, логика, праксеология, антропология, этика, эстетика, материализм, идеализм, монизм, дуализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, диалектика, метафизика.
Темы сообщений
Зачем человеку и обществу нужна философия?
Специфика предмета философского знания.
Особенности мифологического мировоззрения.
Особенности религиозного мировоззрения.
Специфика философского подхода к познанию.
Тематика рефератов
Предмет философии и его историческая динамика.
Философия и наука: общее и различие.
Философия и идеология.
Статус и роль философии в истории культуры.
Философия и аксиология: аксиологический аспект философского знания.
Практические задания
Выпишите некоторые определения философии, сформулированные мыслителями различных эпох, и прокомментируйте их (См. хрестоматийную литературу).
Соотнесите понятия «философия» и «мировоззрение».
Согласны ли вы с мнением Л. Фейербаха: «Философия мать наук. Первые естествоиспытатели, как древнего, так и нового времени, были философами»? Обоснуйте свой ответ.
Имеется ли у философии свой язык? Как он складывался и развивался? В чем его существо? Чем он отличается от обыденного языка и языка науки?
Литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 4-102.
Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1. С. 88-92.
Левин Г.Д. Можно ли религиозное знание приравнять к научным гипотезам? // Вопросы философии. 2004. №11.
Майданов А.С. Мир как источник знания //Вопросы философии. 2004.№ 9.
Хрестоматия по философии. Раздел 1. Что такое философия и зачем она? С. 3-219.
Шахов М.О. Религиозное знание, объективное знание о религии и наука // Вопросы философии. 2004.№11.
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Основные понятия темы
Пракрити, пуруша, Брахман, Атман, нирвана, аскеза, сансара, майя, страдание, Дао, дэ, инь и ян, фа, у вэй.
Темы сообщений
Тематика рефератов
Практические задания
Литература
Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Этапы развития и особенности античной философии.
Основные школы и проблемы древнегреческой философии.
Философские учения Платона и Аристотеля.
Философия эллинизма и Древнего Рима.
Основные понятия темы
Космос, бытие, небытие, субстанция, идея, душа, материя, форма, природа, человек, добродетель, государство, логос, Бог, счастье, наслаждение.
Темы сообщений
Проблема бытия в элейской школе.
Специфика философского учения Сократа.
Учение о душе в философии Платона.
Теория идеального государства в философии Платона.
Проблема соотношения материи и формы в философии Аристотеля.
Эпикур о счастье и смысле жизни человека.
Тематика рефератов
Философия элеатов.
Эпоха эллинизма и новый тип философствования.
Философия Древнего Рима.
Общество и государство в философских учениях Платона и Аристотеля.
Антропология античной философии.
Неоплатонизм и завершение античной философии.
Практические задания
Составьте структурно-логическую схему «Философские школы Древней Греции».
Представьте в форме рисунка философское учение конкретного представителя античности.
Раскройте платоновскую типологию форм правления с позиций теории развития по кругу.
Раскройте смысл тезиса Сократа «Я знаю то, что я ничего не знаю». Действительно ли философ «ничего не знает» или это специфический метод философствования?
Проанализируйте знаменитые апории Зенона (Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. Ч. 1. С. 77-79) и попытайтесь ответить на вопрос, почему Аристотель назвал Зенона «отцом диалектики».
Известно, что пифагорейцы объясняли гармонию природы и космоса с помощью числа. Ряд каких сущностей образовывала символика чисел с 1 до 10?
Раскройте смысл этической концепции Сократа, которая может быть представлена в виде формулы «Знание = добродетель = счастье».
Литература
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
Боннар Андре. Греческая цивилизация: В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1994.
Васильева Т.В. Афинская школа философии. М., 1985.
Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. Л.,1990.
Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.,1989.
Псевдо - Плутарх. Мнения философов // Человек. 1998. № 3, 4, 5, 6; 1999. № 1.
Рожанский И.Д. Анаксагор. М.,1983.
Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991.
Флоренский П.А. личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии. 2003.№5.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989.
Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 44 - 148.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.
Янков В.А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. 2003. № 5.
Тема 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Характерные особенности средневековой философии.
Становление и развитие патристики.
Схоластика: рационализация христианского вероучения.
Основные понятия темы
Теоцентризм, реализм, номинализм, вера, разум, универсалии, свобода воли, креационизм, божественное откровение, вечность, время, истина, Бог, душа, человек, аскеза, смысл жизни.
Темы сообщений
Философия эпохи средневековья как «служанка богословия».
Рациональные доказательства бытия Бога в философии Фомы Аквинского.
Проблема смысла жизни человека в средневековой философии.
Новое понимание отношения веры, философии и теологии в философии Фомы Аквинского.
Проблема соотношения вечности и временности в философии Августина.
Диалектика всемирной истории в учении Августина.
Тематика рефератов.
Неоплатонизм и становление христианской философии.
Проблема веры и разума в философии средневековья.
Августин как основоположник христианской теологии.
Реализм и номинализм в средневековой философии.
Практические задания.
Сопоставьте античную и средневековую философии по схеме: онтология, гносеология, антропология, социальные идеи.
Сопоставьте философские учения Фомы Аквинского и Аристотеля по схеме: онтология, гносеология, антропология, этика.
Проанализируйте термин «схоластика» с точки зрения философии средневековья и с позиций современного знания.
Средневековый схоласт это философ или теолог? Объясните соотношение этих трех терминов.
Литература
Абеляр П. Диалог между Философом, Иудеем, Христианином // Вопросы философии. 1995. № 3.
Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
Аквинский Ф. Сумма теологии I-II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
Неретина С. Парадоксы Тертуллиана // Человек. 1996. № 1.
Нестин Т.А. Тема внутреннего слова у Августина: мышление и время // Вопросы философии. 1998. № 10.
Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья
Паршин А.Н. Средневековая космология и проблема времени // Вопросы философии. 2004. № 12.
Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.
Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 149 - 162, 177 - 182.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. М., 1991.
Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
Натурфилософия и пантеистическая картина мира (Н.Кузанский, Н.Коперник, Дж. Бруно).
Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.
Основные понятия темы
Гуманизм, пантеизм, антропоцентризм, гелиоцентризм, Бог, природа, Единое, материя, человек, душа, государство, политика, нравственность, утопия.
Темы сообщений
Особенности антропоцентризма философии эпохи Возрождения.
Связь философии эпохи Возрождения с развитием современного ей естествознания.
Особенности новой космологии (Н. Коперник, Дж. Бруно).
Сущность концепции «ученого незнания» Н. Кузанского.
Особенности пантеистической картины мира Дж. Бруно.
Образ государя в социально-политической теории Н. Макиавелли.
Особенность скептицизма М. Монтеня.
Темы рефератов
Социально-политическая мысль эпохи Возрождения.
Неоплатонизм и философия эпохи Возрождения.
Философия и естествознание в эпоху Возрождения.
Антропоцентрический характер мировоззрения эпохи Возрождения.
Практические задания
Проведите сравнительный анализ:
а) схоластической философии и философии эпохи Возрождения;
б) античной философии и философии эпохи Возрождения;
в) учений гуманистов эпохи Возрождения о человеке и обществе.
Сопоставьте пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно. Выделите общие и специфические черты их учений.
Какой принцип деятельности политика раскрывает Н. Макиавелли в работе «Государь», анализируя поступки главы государства: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши». Каково ваше отношение к этому принципу? Назовите политических деятелей, которые следовали этому принципу.
«Мир одушевлен вместе с его членами», - говорит Дж. Бруно в диалоге «О причине, начале и Едином». Означает ли это, что у Дж. Бруно все природные существа, тела и предметы в равной мере обладают сознанием? Если нет, то в чем смысл данного высказывания?
Что такое «макиавеллизм»? Каково соотношение между действительным учением Н. Макиавелли и «макиавеллизмом»?
Литература
Антология мировой философии. В 4 т. Т. 2. М., 1970.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М, 1980.
Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977.
История диалектики XIV-XVIII в.в. М., 1974.
Кампанелла Т. Город Солнца. М.- Л., 1947.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
Мещеряков Б.Г., Некрасова А.В. Макиавеллизм: ложь и правда повседневной жизни // Человек. 2005 № 6.
Мор Т. Утопия. М.-Л., 1947.
Монтень М. Опыты. В 3 кн. М., 1980.
Никитин Е.П., Никитина А.Г. Загадка "Государя" // Вопросы философии. 1997. № 1.
Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке // Человек. 1992. № 3.
Утопический роман XVI-XVII в.в. М., 1971.
Хрестоматия по истории философии. Ч.1. С. 202-237.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Особенности развития европейской философии ХVII XVIII в.в.
Проблемы теории познания в философии Нового времени.
Теории естественного права и общественного договора.
Разработка концепции исторического прогресса в социальной философии просветителей.
Основные понятия темы
Метод, эмпиризм, рационализм, механицизм, сенсуализм, дуализм, индукция, дедукция, рефлексия, деизм, просвещение, философия истории, общественный договор, естественное состояние, естественные права, гражданское общество, правовое государство, социальный прогресс, свобода.
Темы сообщений
Критика Ф. Бэконом заблуждений разума.
Принцип сомнения в философии Р. Декарта.
Этика Б. Спинозы.
Учение о субстанции Б. Спинозы.
Учение Дж. Локка о государстве.
Монадология Г. В. Лейбница.
Тематика рефератов
Социально-утопические идеи в романе Ф. Бэкона «Новая Атлантида».
Проблема соотношения свободы и необходимости в этике Спинозы.
Философия истории французских просветителей.
Идея общественного прогресса в философии Просвещения.
Французский материализм XVIII века.
Практические задания
Объясните смысл тезиса Б. Спинозы "Свобода есть осознанная - необходимость". Какие Вы знаете другие подходы к пониманию свободы?
Сравните анализ учений о субстанции Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница.
Определите гносеологическую позицию, выраженную в высказывании французского философа ХVIII в. К. Гельвеция: «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства. Всё, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».
Определите гносеологическую позицию, заключённую в высказывании учёного и философа ХVIII в. Г. Лейбница: «…Все мысли и действия нашей души вытекают из её собственной сущности и не могут ей быть сообщены… чувствами».
Определите основополагающие темы философии XVII в.
Литература
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.
Момджан Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. М., 1976,
Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.
Рассел Б. История западной философии. М., 1992.
Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVП в.в. М., 1984.
Французское Просвещение и революция. М., 1989.
Философия эпохи буржуазных революций. М., 1983.
Хрестоматия по истории философии. 4.1. С. 238-353.
Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Общая характеристика немецкой классической философии.
Гносеология И. Канта и его этическое учение.
Объективный идеализм и диалектический метод Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Основные понятия темы
«Докритический период», «критический период», «вещь в себе», категорический императив нравственности, диалектика, тезис, антитезис, синтез, снятие, диалектический метод, абсолютная идея, гражданское общество, антропологический материализм.
Темы сообщений
Космогонические идеи И. Канта.
Натурфилософия Шеллинга.
Субъективный идеализм И. Г. Фихте.
Тематика рефератов
Идея свободы в социальной философии Гегеля.
Философия истории в учении Г. В. Ф. Гегеля.
Сущность и назначение человека в учении Л. Фейербаха.
Немецкая классическая философия и её влияние на развитие европейской философской традиции.
Практические задания
Прочитайте отрывок из произведения И. Канта "Критика чистого разума" (Мир философии. Ч. 1. С. 508-509) и ответьте на следующие вопросы:
Что такое "чистое познание" по Канту? Каковы компоненты этого знания? Что такое по Канту априорное и апостериорное знание и как их следует различать? Приведите примеры того и другого знания.
Прочитайте отрывок из произведения Гегеля "Наука логики" (Мир философии. Ч. 1. С. 395-397) и ответьте на вопросы: Что такое" диалектический метод с точки зрения Гегеля? Как Гегель оценивал диалектическую мысль в истории философии?
В чём отличие этического учения И. Канта от учений его предшественников? Почему И. Кант считает возможным и необходимым построение этики как строгой теоретической науки?
На чём основано убеждение Г. В. Ф. Гегеля в прогрессивном ходе истории? В чём по Г. В. Ф. Гегелю состоит смысл истории?
Сформулируйте основные положения гегелевской философии истории. Какая роль отводится в ней «великим личностям»? В чём смысл гегелевского понятия «великая личность»?
Укажите тип философского мировоззрения, представленный следующими суждениями: Мир есть не-Я, созданное нашим Я (И.Фихте); Мир есть Абсолютная идея (Г. Гегель).
Определите философскую позицию, заключенную в следующем высказывании И. Канта: «Всякое наше созерцание есть только представление о явлении… Каковы предметы в себе и обособленно от…восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно. Мы не знаем ничего, кроме свойственного нам способа воспринимать их».
Литература
Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.
Гайденко П.П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе// Вопросы философии. 2003.№9.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Гулыга А.В., Гуревич П.С. Проблема свободы и духа в немецкой классической философии // Человек. Мыслители прошлого о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.
История диалектики. М., 1978.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX в.в. М., 1989.
Круглов А.Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта // Вопросы философии. 1998, № 10.
Мудрагей Н.С. Вещь в себе: от непознаваемости к узнаваемости (Кант -Шопенгауэр) // Вопросы философии. 1999. № 1.
Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 353 422
Тема 8. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Предпосылки возникновения марксистской философии, её основные черты и особенности.
Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.
Эволюция идей марксистской философии: неомарксизм, постмарксизм и др.
Основные понятия темы
Материалистическое понимание истории, отчуждение, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, материалистическая диалектика, общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, способ производства материальных благ, классовая борьба, социальная революция.
Темы сообщений
1.Развитие К.Марксом диалектического учения.
2.Философия природы Ф. Энгельса.
3.Политическая экономия марксизма.
4. Ж.-П. Сартр о философии марксизма.
5. К.Поппер о философии марксизма.
Тематика рефератов
Проблема отчуждения человека в философии марксизма.
Диалектико-материалистическое понимание истории в учении К. Маркса.
Развитие философии марксизма Лениным.
Судьба марксизма в современном мире.
Практические задания
Прочитайте отрывок из работы К. Маркса "К критике политической экономии. Предисловие" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 1, С. 438-440). Выделите основные понятия социальной философии К. Маркса. Сформулируйте основную идею материалистического подхода к объяснению общественных явлений. Какие законы общественного развития выявил К. Маркс?
Как вы понимаете следующее высказывание К. Маркса: «У Гегеля диалектика стоит на голове, надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно»?
Назовите достижения естествознания XIX века, явившиеся предпосылками формирования философии марксизма. раскройте значение этих открытий в становлении философии марксизма.
Сопоставьте подходы Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха, К.Маркса к решению онтологических, антропологических и социальных проблем.
Прочитайте фрагмент из работы К.Поппера «Открытое общество и его враги» (Поппер К. Открытое общество и его враги. Т 2. М., 1992. С160-161. 222-223, 226-228). Как Вы думаете, почему К.Поппер называет К.Маркса и Ф.Энгельса ложными пророками? Покажите, как К.Поппер, используя принцип фальсификации (опровержения), доказывает несостоятельность выводов марксизма о неизбежности замены капитализма социализмом в результате революции.
Литература
Тема 9. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Кризис "классической философии". Особенности и основные тенденции развития современных типов философствования.
Философия позитивизма
Неопозитивизм и развитие аналитической философии.
Основные понятия темы
Рационализм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, верификация, фальсификация, конвенционализм, парадигма.
Темы сообщений
Кризис в естествознании на рубеже ХIХ ХХ вв. и его интерпретация в философии эмпириокритицизма.
«Открытое общество» как общественный идеал К.Поппера.
Структура научных революций Т.Куна.
Анализ революции в естествознании рубежа ХIХ ХХ вв. в работе В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм».
Тематика рефератов
Трансформация традиций классического рационализма в постклассической философии.
Проблема развития научного знания в постпозитивистской философии.
Проблема рациональности на рубеже второго и третьего тысячелетий.
Практические задания
Прочитайте отрывок из произведения О.Конта "Дух позитивной философии" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 2. С. 56-64). Что такое "позитивная философия"? Раскройте сущность "основного закона развития человеческого разума" и его проявления в истории человечества.
Прочитайте отрывок из статьи К. Поппера "Какой мне видится философия" (Хрестоматия по истории философии. Ч. 2. С. 203-208). Определите отношение К. Поппера к традиционным взглядам на философию и философскую деятельность.
Назовите черты, отличающие постклассику от классической философии.
Перечислите и проанализируйте основные направления постклассической философии.
Определите, в чём заключается суть лингвистического поворота, осуществлённого аналитической философией. Назовите философов, представляющих аналитическую философскую традицию.
Укажите основные принципы неопозитивизма, раскройте их содержание.
Литература
Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2,
Визгин В.П. Мишель Фуко - теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. № 4.
Грязнов А.Ф. Л. Витгенштейн и некоторые современные проблемы философии психологии//Вопросы философии. 1998. № 5.
Грязной А.Ф. Феномен аналитической философии в западной культуре XX в.//Вопросы философии. 1996, № 4.
Козлова М.С. Витгенштейн: особый подход к философии // Внпросы философии. 1998. № 5.
Овчинников Н.Ф. Карл Поппер - наш современник, философ XX века // Вопросы философии. 1992. № 8.
Поппер К. Нищета историцизма// Вопросы философии. 1992. № 8, 9,10.
Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир // Вопросы философии. 1998.№3.
Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1997.
Хрестоматия по истории философии. Западная философия. М., 1997. С. 161-208,318-325.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Становление западноевропейского иррационализма (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Философия психоанализа и ее эволюция.
Экзистенциализм: основные темы и учения.
Основные понятия темы
Мировая воля, жизнь, воля к власти, страдание, сверхчеловек, существования (экзистенция), сущность, отчуждение, самоубийство, свобода, ответственность, абсурд, бунт, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, комплекс.
Темы сообщений
А. Камю о ценности жизни.
Образ сверхчеловека в философии Ф. Ницше.
З. Фрейд: структура психики личности.
К.Г. Юнг: архетипы коллективного бессознательного.
Смысл понятий «пограничная ситуация» и «парадокс свободы» в философии экзистенциализма.
Тематика рефератов
Нигилизм Ф. Ницше.
Свобода, выбор и ответственность человека в философии экзистенциализма.
Проблема смысла жизни в философии А. Камю.
Философская антропология Э. Фромма.
Буддизм и философия А. Шопенгауэра: интерпретация проблемы страдания.
Практические задания
Прочитайте произведение Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм это гуманизм» (Сумерки богов. М., 1989). Объясните смысл и соотношение понятий «существование» и «сущность». В чем специфика понятий «тревога», «заброшенность», «отчаяние»? Каково Ваше отношение к тезису Ж.-П. Сартра «Человек осужден быть свободным»?
По мнению А. Шопенгауэра «человек не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю … окружающий его мир существует лишь как представление». Какое направление в философии отражает позиция Шопенгауэра? Какую философию он назвал «философией сумасшедших» и почему?
До сих пор вызывает споры и частое осуждение положение Ф. Ницше «Падающего толкни!» Какой смысл вкладывал немецкий философ в этот сам по себе неприглядный тезис? Как этот тезис был истолкован фашизмом?
Э. Фромм утверждал, что Фрейд есть «последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 147). Раскройте отношение Фрейда к разуму. Можно ли его назвать продолжателем рационалистической, просветительской линии в философии?
Литература
Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. СПб., 1998.
Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 1992. № 8.
Гайденко П.П. М.Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. 2006. № 3.
Дильтей В. Категории жизни // Вопросы философии. 1995. № 10.
Камю А. Бунтующий человек. М., 1980.
Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии // Вопросы философии. 2002. № 3.
Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.
Сумерки богов. М., 1989.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.
Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики. Мн., 1992.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1992. Т 1.
Юнг К. Психологические типы. М., 1993.
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.
Тема 11. ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Герменевтика и её роль в современной философии.
Феноменология как метод социально-гуманитарного познания.
Постструктурализм: основные идеи, принципы, подходы.
Феномен постмодернизма в философии и современная культура.
Основные понятия темы
Структура, текст, дискурс, понимание, язык, лабиринт, герменевтический круг, интерпретация, конструкция, деконструкция, ризома, эпистема, интенциональность, ноэзис, ноэма.
Темы сообщений
Смысл понятия «герменевтический круг».
Понимание как способ существования человека в философии Х.Г.Гадамера.
Сущность структурного метода.
Специфика априоризма в философии структурализма.
Идея нелинейности мышления в постструктурализме.
Смысл понятия «власть-знание» в философии М.Фуко.
Сущность понятия «коллективная шизофрения» в философии Ж.Делёза.
Идея интенциональности в феноменологии.
Феноменология как особый вариант гносеологии.
Тематика рефератов
Общая теория интерпретации и понимания как ядро философской герменевтики.
Эволюция философии структурализма.
Постмодернизм как теория искусства и литературное направление.
Особенности и основные понятия феноменологии.
Практические задания
Сопоставьте классическую и постмодернистскую философию по схеме: основные понятия; идеи; проблемы; направления.
Феноменология сочетает рациональное и чувственное. Не является ли такое сочетание чем-то эклектичным?
В чём суть отношения постмодернистов к традиционной философии? Объясните смысл задачи новой философии, сформулированной постмодернистами: не создавать новых идеалов, низвергать старые, проклятием тяготеющие над реальной жизнью.
Раскройте содержание «герменевтического круга» как принципа понимания в герменевтике. (См: Герменевтический круг// Современный философский словарь. Под ред. В.Е.Кемерова. М., 1996. С. 108-110)
Литература
Ашкеров А.Ю. Политика и человеческое бытие в работах М.Фуко // человек. 2002. № 6.
Бузгарин А.В. Постмодернизм устарел // Вопросы философии. 2004. №2.
Василенко И.А. О возможностях политической герменевтики // Вопросы философии. 1999. №6.
Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. №4.
Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.
Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Иноземцев В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. 1998. №9.
Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. №10.
Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1996. №11.
Мареева Е.В. Ж.Делёз как историк философии // Вопросы философии. 2003. №8.
Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. №10.
Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997 (См. Пар. 7 Феноменологический метод разыскания. С. 27-39).
Хрестоматия по истории философии. М., 1997. Ч.2. С. 318-324; 336-360; 385-406; 407-419.
Хрестоматия по философии. С. 201-206; 353-356; 336-352.
Чешков М.А. «Новая наука», постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. 1995. №4.
Шелер М. Феноменология и теория познания // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 195 258.
Тема 12. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ
Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси.
Особенности отечественного Возрождения и гуманизма.
Философия эпохи Просвещения в Беларуси.
Философия и развитие белорусского самосознания в ХХ веке.
Основные понятия темы
Свобода, смысл жизни, добро и зло, вера, патриотизм, правда, справедливость, антитринитаризм, гуманизм, закон, счастье, народ.
Темы сообщений
Специфика условий формирования философской мысли Беларуси в эпоху Возрождения.
Новая гуманистическая трактовка Библии (Ф. Скорина).
Сущность идеологии антитринитаризма.
Просветительский гуманизм Л. Зизания.
С. Полоцкий о месте философии в жизни человека и государства.
Особенности эклектической философии Беларуси.
Идеология западнорусизма в Беларуси.
Тематика рефератов
Политико-правовые взгляды белорусских мыслителей ХVI XVII веков.
Эволюция гуманистических идей в философской мысли Беларуси.
Философские взгляды тайных студенческих обществ Виленского университета.
Жизнь и творчество Симеона Полоцкого.
Философские взгляды белорусских революционных демократов.
Религиозная философия Беларуси ХХ века.
Философия национального Возрождения.
Практические задания
Прочитайте отрывок из произведения А. Волана «Пра гасудара і ўласцівыя яму дабрачыннасці» (Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1995. С. 620-621). Сравните образ государя А. Волана и Н. Макиавелли.
С. Полоцкий рассматривал разум человека во взаимосвязи с нравственностью. Поэтому, утверждая, что рациональное познание не безошибочно, он ошибки разума называл грехами. Проведите сравнительный анализ взглядов Ф. Бэкона и С. Полоцкого на заблуждения разума.
Почему белорусский мыслитель ХІХ в. А. Довгирд немецкую философию называет идеалистической мнимофилософией? В чем сущность критики Довгирдом идеализма И. Канта и Д. Юма? Идей каких философов в своем учении придерживался Довгирд?
Прокомментируйте высказывание Л. Залусского: «Блаженство осуществляется в действии… Никто не становится счастливым без труда, но не всякое действие ведет к счастью». Какова Ваша точка зрения на соотношение счастья и деятельности человека?
Литература
Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду. Мн., 1993.
Анталогія даўняй беларускай літаратуры XI першая палова XVIII ст. Мн.,2005.
Бирало А.А. Философские проблемы в науке эпохи Просвещения в Беларуси и Литве. Мн., 1979.
Дорошевич Э.К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии. Мн., 1971.
Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии. Мн., 1977.
Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии // Избранные произведения XVI - нач. XIX в.в. Мн., 1962.
Козел А.А. Философская мысль Беларуси. Мн., 2004.
Конон В.М., Майхрович А.С., Подокшин С.А. и др. Становление и развитие философской мысли в X-XVIII вв. // Очерки истории науки и культуры Беларуси IX - начала XX в. Мн., 1996. С. 98 -116.
Конон В.М. О белорусской идее // Неман. 1993. № 3.
Майхрович А.С. Белорусские революционные демократы. Важнейшие аспекты мировоззрения. Мн., 1992.
Майхрович А.С. Нацыянальнае адраджэнне і духоўныя традыцыі // Беларуская думка. 1995. № 2.
Мельнікаў А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі: Жыццё. Спадчына. Светапогляд. Мн., 1997.
Мысліцелі і асветнікі Беларусі. Энцыклапедычны даведнік. Мн., 1995.
Падокшын С.А. Філасофская думка эпохі Адраджэння ў Беларусі. Мн., 1990.
Подокшин С.А. Скорина и Будный (Очерк философских взглядов). Мн., 1974.
Памятники философской мысли Белорусии XVII - первой половины XVIII в. Мн., 1991.
Саверчанка І.В. Сымон Будны - гуманіст і рэфарматар. Мн., 1993.
Старостенко В.В. Общественно-философская мысль и национальное самосознание белоруссов XVI - XVII вв. Очерки истории. Могилёв,1999.
Цукерман А.Я. Философская мысль в Белоруссии середины XVIII века. Мн., 1980.
Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1973.
Франциск Скорина - белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Мн., 1989.
Тема 13 . РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Основные этапы в развитии русской философии. Особенности русской философии XIX начала ХХ веков.
Философия всеединства.
Феномен русского космизма.
Тема русского народа и судьбы России.
Основные понятия темы
Абсолют, Бог, истина правда, справедливость, «сердце», вера, свобода, творчество, соборность, София, всеединство, богочеловечество, русская идея.
Темы сообщений
Славянофильство и западничество.
Основные понятия философии всеединства.
Историческая миссия русского народа.
Особенности «нового религиозного сознания».
Понятия «творчество» и «свобода» в философии Н.А. Бердяева.
Проблема смысла жизни в творчестве Л.Н. Толстого.
Тематика рефератов
«Русская идея»: история и современность.
Основные проблемы философии естественнонаучного космизма (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
Религиозный космизм (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).
Философия русского марксизма.
Философско-художественная антропология Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
Социально-нравственный аспект русской философии второй половины XIX века.
Практические задания
Н.А. Бердяев утверждал: «Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем сознание, что Россия имеет особую судьбу, что русский народ народ особенный» (Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990). Объясните позицию Н.А. Бердяева. Кто из русских философов придерживается этой же позиции? А в чем Вы видите особенность русского народа и его судьбы?
Прокомментируйте высказывание Н.А. Бердяева: «В коммунизме есть своя правда и своя ложь… Коммунизм есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию. Коммунизм есть русская судьба… Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен» (Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990). В чем правда и ложь коммунизма с позиций Бердяева? А какова Ваша позиция по этому вопросу? Действительно ли «коммунизм есть русская судьба»? Как Вы относитесь к заявлению Н.А. Бердяева: «Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен»?
В.С. Соловьев писал: «… В действительности существуют самостоятельно только неделимые элементарные сущности, которые своими различными соединениями и своим многообразным взаимодействием составляют то, что мы называем реальным миром» (Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Мир философии. Ч. 1. С. 222). Эти элементарные сущности Соловьев вслед за Лейбницем называет монадами. Проведите сравнительный анализ учения о монадах Соловьева и монадологии Лейбница.
Литература
Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Бонецкая Н.К. Русская социология и антропософия // Вопросы философии. 1995. № 7.
Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.
Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. В 2-х т. (4-х частях).
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
Семёнова С. Русский космизм // Свободная мысль. 1992. № 17.
Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1.
Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
Тема 14. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Метафизика и онтология основные стратегии познания бытия.
Категориальный аппарат онтологии.
Диалектика как философская концепция развития (основные принципы, законы, категории).
Основные понятия темы
Метафизика, онтология, бытие, небытие, материя, движение, развитие, пространство, время, диалектика, закон, категория, тождество, различие, противоречие, противоположность, качество, количество, мера, отрицание, единичное и общее, причина и следствие, сущность и явление, возможность и действительность, целое и часть, содержание и форма, необходимость и случайность.
Темы сообщений
Основные значения понятия «метафизика».
Ленинское определение материи: за и против.
Ф. Энгельс о классификации видов движения.
Специфика социального пространства и времени.
Основные уровни структурной организации материи.
Общее и особенное в законах диалектики.
Тематика рефератов
Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии.
Основные этапы эволюции представлений о материи в философии и науке.
Современные дискуссии о диалектике.
Феномен самоорганизации в современной философии.
Детерминизм и индетерминизм.
Практические задания
Покажите на примерах проявление категорий диалектики в педагогической деятельности.
Покажите на примерах проявление законов диалектики в различных сферах деятельности человека.
Проведите сравнительный анализ диалектики Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса.
Раскройте соотношение категорий «материя» и «субстанция».
Прочитайте отрывок из произведения И. Пригожина и И. Стенгерс «Порядок из хаоса» (Хрестоматия по философии. С. 492-503). Объясните сущность нового подхода к процессу развития, разработанного авторами. Назовите основные понятия, используемые И. Пригожиным и его школой.
Раскройте смысл высказывания Б. Спинозы «Свобода есть осознанная необходимость». А как Вы понимаете свободу человека?
Литература
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
Законы и категории материалистической диалектики: социально-практический и прогностический аспекты. Киев, 1989.
Зеленков А.И. Принцип отрицания в философии и науке. Мн., 1981.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса // Хрестоматия по философии. С. 492-502.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. № 10.
Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Раздел ІІІ. С. 394-540.
Тема 15 . ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Сознание: сущность, структура, функции.
Генезис сознания.
Сознательное и бессознательное, их соотношение.
Основные понятия темы
Психика, сознание, мышление, бессознательное, коллективное бессознательное, социальное бессознательное: отражение, самосознание, память, внимание, воображение, язык, эмоции, ценности, идеалы.
Темы сообщений
Сознание и отражение.
Сознание и мозг.
Сознание и самосознание.
Сознание, мышление, язык.
Сознание и творчество.
Тематика рефератов
Проблема искусственного интеллекта.
Эволюция проблемы сознания в историко-философской мысли.
Современная наука о природе сознания.
Феномен самосознания человека.
Проблема соотношения сознательного и бессознательного в теории психоанализа.
Практические задания
Составьте схему эволюции философских представлений о сознании.
Философия Нового времени выдвинула тезис о том, что сознание есть самосознание. В чём суть этого тезиса?
Проведите сравнительный анализ учений о бессознательном З. Фрейда, К. Юнга и Э.Фромма.
Прочитайте отрывок из работы З. Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (Хрестоматия по философии. С. 257-263). Прокомментируйте понимание З. Фрейдом соотношения основных элементов структуры личности: Я, Оно, Сверх-Я.
Литература
Аронов Р.А. Сознание и квантовый мир // Вопросы философии. 2005.№6.
Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.
Булыгин А.В. К истокам идеального (Естественнонаучный анализ проблемы). М., 1988.
Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Вопросы философии. 1996. № 5.
Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
Дубровский Д.И. Новые открытия сознания? // Вопросы философии. 2003. №7.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
Ильенков Э.В. Диалектика идеального / Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
Оезер Э. Мозг, язык и мир // Вопросы философии. 1998. № 5.
Павлов К.А. Существует ли неискусственный интеллект?// Вопросы философии. 2005. №4.
Проблема сознания в западной философии. М., 1989.
Симонов В.П. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. № 11.
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Мн., 1989.
Юлина Н.С. Тайны сознания: альтернативная стратегия исследования // Вопросы философии. 2004. №10,11.
Юнг К. Приближаясь к бессознательному / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Тема 16 . ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ
Познавательная деятельность человека.
Структура и основные закономерности процесса познания.
Познание как постижение истины.
Научное познание и его специфика.
Основные понятия темы
Деятельность, познание, агностицизм, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, вера, истина, правда, заблуждение, наука, метод, методология, опыт, теория, картина мира.
Темы сообщений
Агностицизм и его разновидности.
Истина и правда.
Роль интуиции в познании.
Социальная ответственность ученого в современных условиях.
Концепции истины.
Тематика рефератов
Статус вненаучного знания в современной культуре.
Феномен научной революции
Классическая концепция истины и ее альтернативы.
Наука и власть.
Практические задания
Литература
Тема 17. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА
Современные концепции антропогенеза.
Человек как проблема современной философской антропологии.
Основополагающие феномены бытия человека (свобода, коммуникация, одиночество, игра, любовь и др.).
Основные понятия темы
Философская антропология, человек, индивид, индивидуальность, личность, труд, язык, смысл жизни, смерть, игра, одиночество, коммуникация, любовь, страх, страдание, свобода, ответственность, творчество.
Темы сообщений
Основные положения трудовой теории происхождения человека (Ф. Энгельс).
Биологическое и социальное в человеке.
Понятие «философская антропология» и его значение.
Свобода и ответственность человека.
Смысл существования человека в концепции Н.А. Бердяева.
Одиночество и коммуникация в философии экзистенциализма.
Тематика рефератов
Проблема отчуждения в философских учениях Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса.
Проблема человека и его свободы в философии экзистенциализма.
Человек в поисках смысла жизни.
Жизнь, смерть и бессмертие как феномены бытия человека.
«Антропологический поворот» в европейской философии ХІХ - ХХ вв.
Программа синтеза философского и научного знания в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).
Практические задания
Сравните образы человека, вытекающие из принципов космоцентризма, теоцентризма, антропоцентризма, социоцентризма, природоцентризма.
Раскройте суть свободы человека, рассматривая содержание следующих парных категорий: свобода и произвол, свобода и фатализм, свобода и необходимость, свобода и отчуждение, свобода и выбор, свобода и ответственность.
Раскрыть отличие двух способов существования человека: обладание и бытие (См.: Фромм Э. «Иметь или быть»).
Составьте структурно-логическую схему, раскрывающую эволюцию представлений о человеке в истории философской мысли.
Сопоставьте рассуждения Э. Фромма, М. Хайдеггера и М. Шелера о природе и сущности человека (Мир философии. Ч. 2. С. 61-86).
Объясните смысл тезиса Н. Бердяева: «Личность в человеке есть результат борьбы» (Мир философии. Ч. 2. С. 48). Согласны ли Вы с мнением автора? Как Вы думаете, человек и личность это одно и то же?
Литература
Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Мн., 1999.
Капустин В.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. 1998. №4.
Киселёв Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека// Вопросы философии. 1999. №1.
Коган Л.В. Триединство свободы // Вопросы философии. 1997. №5.
Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ// Вопросы философии. 1997. №1.
Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке. М.. 1991.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991.
Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX. М., 1995.
Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004. №2.
Тема 18. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Социальная философия: сущность, основные понятия, проблемы и функции.
Логика развития социальной философии.
Место социальной философии в системе гуманитарного знания.
Основные понятия темы
Социальная философия, социальное познание, общество, природа, деятельность, история, исторический процесс, социология, идеология, мировоззрение, гуманизм, материалистическое понимание истории, социологический идеализм, технократизм, общественно-экономическая формация, цивилизация, культура.
Темы сообщений
Основные идеи географического детерминизма.
Основные понятия исторического материализма.
Сущность и теории технократического детерминизма.
Социальная философия и идеология.
Социальная философия и история.
Специфика социального познания.
Специфика законов общественного развития.
Тематика рефератов
Исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуроцентрическая, психологическая.
Общество как предмет рационализации в концепции социального действия М. Вебера.
Эволюция представлений об обществе в истории философии.
Общество и личность.
Практические задания
Прочитайте отрывок из работы Г. Спенсера «Синтетическая философия» (Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев, 1997. С. 287-298). Что понимает Г. Спенсер под обществом? В чём заключается сущность биологизаторского подхода к обществу?
Прочитайте отрывок из работы К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие» (Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 438-440). Выделите основные понятия социальной философии К.Маркса. Сформулируйте основную идею материалистического подхода к объяснению общественных явлений. Какие законы общественного развития выявил К. Маркс?
Выделите и проанализируйте основные этапы развития философских представлений об обществе.
Раскройте логику развития философских представлений о природе и обществе, их взаимодействии.
Покажите различие трех стадий развития общества и науки, выделенных О. Контом: теологической, метафизической и позитивной. Соотнесите выделенные О. Контом стадии развития общества с историческими эпохами.
Литература
Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа. М., 1995.
Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М., 1988.
Вазгулин В.А. О социальной философии истории // Социологические исследования. 1992. № 13.
Гумилёв Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993.
Дёмин М.В. Мотив человеческой деятельности: характер, содержание, функции // Философия и общество. 1999. № 3.
Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерки представлений о взаимоотношениях природы и общества. М., 1989.
Черникова И.В. Отношение «Человек-природа» от античности до современности // Философия и общество. 1999. № 3.
Философия истории. Антология. Ред. Ю.А. Кимелёва. М., 1995.
Тема 19. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА
Специфические черты и функции общества как системы.
Основные сферы общества и их взаимосвязь.
Основные понятия темы
Общество, система, социология, экономика, политика, социальная структура, культура, способ производства, производительные силы, производственные отношения, классы, нации, этнос, государство, гражданское общество, право, мораль, наука, философия, религия, мировоззрение, духовность.
Темы сообщений
Материальное производство основа общественной жизни.
Роль политики в жизни общества.
Понятия «государство» и «гражданское общество», их соотношение.
Социальная структура современного белорусского общества.
Основные направления социальной политики белорусского государства.
Основные направления государственной политики Республики Беларусь в сфере образования и воспитания молодежи.
Тематика рефератов
Проблема статуса и социальной роли интеллигенции в современном обществе.
Нации и национализм.
Понятия массы и толпы в современной социальной философии.
Тоталитаризм и демократия.
Политика и власть.
Политика и мораль.
Практические задания
Покажите на примерах связи сфер общественной жизни:
экономической и социальной;
политической и социальной;
материальной и духовной;
материальной и политической.
Прочитайте и прокомментируйте отрывок из работы Гегеля «Философия права» (Мир философии. Ч. 2. С. 243-244). В чем, по Гегелю, заключаются различия между гражданским обществом и государством?
Прочитайте отрывок из работы П. Сорокина (Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 302-307, 373-392). Раскройте сущность его теории социальной стратификации и социальной мобильности.
Объясните соотношение понятий политики и идеологии. Приведите примеры взаимосвязи политики и идеологии из истории и современности.
Литература
Гаджиев К. Концепция гражданского общества // Вопросы философии. 1991. № 7.
Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998. С. 93-150, 191-218.
Кутырёв В.А. Пост - пред - гипер - контр - модернизм: концы и начала
//Вопросы философии. 1998. № 5.
Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.2.
Общественное сознание и его формы. М., 1998.
Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну
//Вопросы философии. 1998. № 7.
Рузавкин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества //Вопросы философии. 1995. № 8.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Философия и политика // Вопросы философии. 1996. № 2.
Тема 20. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Предмет философии истории.
Субъективные и объективные факторы исторического процесса.
Типы социального развития: циклический, линейный, спиралевидный.
Формационный и цивилизационный подходы к исследованию общества.
Основные понятия темы
Философия истории, история, социальный закон, социальная динамика, социальный субъект, общественный прогресс, революция, эволюция, толпа, масса, классы, нации, формация, цивилизация, культура.
Темы сообщений
Историческая необходимость и случайность: их соотношение.
Революционное и эволюционное в историческом процессе.
Специфика социального познания.
Идея единства исторического процесса.
Особенности трактовки цивилизации О. Шпенглером.
Темы рефератов
Проблема субъекта и движущих сил общественного развития: народ, масса, толпа, элита.
Особенности стадиально-поступательного подхода к анализу исторического процесса.
Постмодернистская интерпретация истории.
Единство и многообразие истории.
Цивилизация и культура, их соотношение.
Практические задания
Проведите сравнительный анализ теорий цивилизационного развития Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина.
Сопоставьте цивилизации Запада и Востока, найдите общее и особенное в их развитии.
Прочитайте отрывок из работы К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие» (Хрестоматия по истории философии. Ч. 1. С. 438-440). Что такое общественно-экономическая формация? Какова ее структура?
Литература
Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.
Гринин Л.Е. Формация и цивилизация // Философия и общество. 1999. № 1-3.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа (Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому). М., 1991.
Дилигенский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3.
Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1998. С. 70-82.
Мчедлова М.М. Понятие "цивилизация": история и методология // Философия и общество. 1999. № 1.
Моисеев Н.Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. № 3.
Семенов Ю.И. Философия истории. М., 1999.
Сергеева О.А. Соотношение новаций и традиций в цивилизационном процессе // Философия и общество. 1999. № 2.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Социология конфликта. М., 1996.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы // Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991.
Яковец Ю.И. История цивилизаций. М., 1991.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Тема 21. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЦИВИЛИЗАЦИОННО РАЗВИТИЯ
Современность и глобальные проблемы.
Основные типы социальных прогнозов и методы прогнозирования.
Будущее информационного общества.
Основные понятия темы.
Глобальные проблемы, глобалистика, социальный прогноз, футурология, технократизм, экологический кризис, информационное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Темы сообщений
Теория «столкновения цивилизаций» А.С. Хантингтона.
Ф. Фукуяма о «конце истории».
Основные положения теории постиндустриального общества Д. Белла.
Противоречия современной цивилизации.
Гуманитарный сценарий развития общества.
Тематика рефератов
Фантастика и футурология.
Диалог культур в современном обществе.
Трансформации и тенденции развития современного белорусского общества.
Информационное общество: сущность, черты, проблемы.
Сциентизм и антисциентизм в оценке будущего человека и общества.
Практические задания
Сравните содержание понятий "социальная утопия", "пророчество" и "футурологический прогноз" и приведите соответствующие примеры.
Изложите Ваше представление о будущем общества и человека. Форма изложения по выбору студента: научная, трактат, литературно-художественная (стихи, эссе, рассказ и т.п.), рисунок.
Литература
Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Глобальный эволюционизм. М., 1994.
Макбрайд У. Глобализация и межкультурный диалог // Вопросы философии. 2003. №1.
Моисеев Н. Третьего варианта нам не дано // Социально-политический журнал. 1995. № 2.
Панарин А.С, Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. №6.
Стёпин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М., 1996.
Толстоухов А.В. Глобальный социальный контекст и контуры экобудущего // Вопросы философии. 2003. №8.
Тоффлер О. Третья волна. М., 1991.
Философия о будущем человечества. М., 1990.