Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЗАКОНЫ ПЛАТОНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕПлатон 427347 гг до н

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 23.11.2024

Форма и содержание диалогов Платона

  1.  СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ   
    УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ   
    ДИАЛОГ «ЗАКОНЫ» ПЛАТОНА   
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ   
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
       

    ВВЕДЕНИЕ

    Платон (427-347 гг до н.э.). родился в Афинах в богатой семье. Был учеником Сократа. Основал философскую школу-Академию, которая просуществовала около 1000 лет.
    Наибольшее влияние на политико-правовые взгляды Платона оказали:
    1. Сократ. Так как Сократ считал, что истина рождается в споре. Он ничего не писал. Все произведения Платона написаны в форме диалога. Сократ выступает одним из героев в диалоге Платона. Устами Сократа Платон выражает свои мысли.
    2. Пифагор (Пифагор считал, что истина выражается числом). Платон так же считал, что истина вычисляется (например, в идиальном государстве должно быть 5040 граждан ).
    Платон - основатель школы объективного идеализма. Он считал, что существует два мира: духовный мир (идеи) и материальный мир. Первичны идеи. Платон различал сущность и явления. Главной задачей философии является познание сущности. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные. Толпа не может познать истину.
    Его взгляды на протяжении всего творческого пути изменились. В его ранних диалогах господствовал метод и подход Сократа. Собственно платоновское учение появляется в поздних его диалогах.
    Политико-правовые взгляды Платона:
    1. Лучшая форма правления – аристократия.
    2. Худшая – тирания (так же отрицательно Платон относился к демократии).
    3. Стремление к сохранению полиса.
    4. Отрицание завоевательных войн.
    5. Верховенство интересов государства над интересами личности.
    6. Отрицание частной собственности.
    7. Оправдание рабства (люди не равны по природе).
    Свои идеи и политико-правовые взгляды Платон выражает в своих произведениях (диалогах). Модель идеального государства, взгляд на проблему справедливости, оптимальную форму правления и др. Платон раскрывает в диалоге " Государство".

  1.  УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ

    В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. "По самой идее справедливости, - говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним".
    В человеке существуют три начала:
    1. Разумное.
    2. Яростное.
    3. Вожделеющее (биологическое).
    Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает.
    В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала.
    1. Совещательное – правители (философы)
    2. Защитное – воины (стражи)
    3. Деловое – производители (ремесленники, земледельцы)
    Разделение труда.
    Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно).
    Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д. В мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж).
    Кроме того справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого:
    Философы (правители)
    Стражи (воины)
    Производители
    Характеристика сословий.
    1. «Правители (философы) – интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т.к. они не могут совершать плохих поступков». Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. Власть это обязанность.
    В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.
    2. Стражи (воины). В сословие стражей отбираются дети с хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и и меть какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).
    3. Производители (торговцы и ремесленники) не должне вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами (пищей, орудиями труда и т.д.).
    Функции государства.
    1. Социальная функция (удовлетворение потребностей)
    2. Защитная функция.
    3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности).
    4. Духовная функция (развитие философии и науки)
    Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом).
    Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед.
    Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть "лучших", управлять государством должны знающие).
    Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей ). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать.
    Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении.
    У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных. Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Чрезмерная свобода превращается в чрезмерное рабство. Тирания – наихудший вид формы правления, где царят произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой формой правления, т.к. у нее отсутствует социальная основа.
    То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в демократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.
    Таким образом, Платон выделяет пять форм правления:
    1. Аристократия – наилучшая.
    2. Демократия.
    3. Олигархия.
    4. Демократия.
    5. Тирания – наихудшая.
    Особенностью этого учения является отсутствие монархии.
    Собственность.
    Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть ("Никто не может обладать частной собственностью если в том нет крайней необходимости"). Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия.
    Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов.
    Брак и семья.
    «Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стажей общности жен и детей. Детей воспитывает государство».
    Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.

  1.  ДИАЛОГ «ЗАКОНЫ» ПЛАТОНА

    К позднему творчеству Платона относится диалог "Законы". В нем отсутствует Сократ в качестве героя. В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй. Основная ставка делается на детальные и суровые законы, которые жестко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом.
    Основные отличия второго государства от первого, изображенного в "Государстве", состоят в следующем :
    1. Во втором по достоинству государстве допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов". А в первом государстве рабов как таковых не было (люди третьего сословия были свободными).
    2. Различия в системе органов государственного управления.
    3. В проекте второго государства основная ставка делается на жесткие законы, регламентирующие публичную и частную жизнь людей.
    В остальных вопросах первое и второе государства сходны. Сходство состоит в том, что:
    1. Остается отрицательное отношение к частной собственности.
    2. Во втором, как и в первом государстве не должно быть крайностей бедности и богатства.
    3. Стремление к коллективизму и единомыслию.
    4. Внушение гражданам представлений о божественности и незыблемости учреждаемых порядков и законов.
    Собственность.
    Основное отличие второго государства от первого, изображенного в "Государстве", состоит в следующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частой собственности. Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей.
    В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь.
    I. Вопрос о равенстве.
    Выступая за потребительское равенство, Платон подчеркивает, что " часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так, чтобы все части были вполне равны и в отношении качества ".
    Политическими правами обладают только граждане. Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически – в виде требования "геометрического", а не простого "арифметического" равенства. " Ибо для не равных, - замечает Платон, - равное стало бы не равным, если бы не соблюдалась надлежащая мера".
    II. Быт, брак и семья.
    Быт второго государства как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм.
    Хотя индивидуальная семья существует, однако весь процесс воспитания регламентирован законами и находится в руках многочисленных должностных лиц.
    Женщины равноправны с мужчинами, хотя не входят в число высших правителей.
    III. Система государственных органов.
    Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего "стражи законов".
    Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком упоминается о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов. Для граждан третьего и четвертого классов посещение народного собрания не обязательно. Предусмартивается также избрание множество гражданских и военных должностных лиц.
    Все кандидаты на должности проходят докимасию – своеобразную проверку правомерности их претензий.
    Кроме перечисленных высших органов государства, Платон предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган – особое " ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стажей закона, которым вручается судьба государства.
    «Ночное собрание»
    37 правителей
    «Стражи законов»
    Совет 360
    Государственные и военные должностные лица
    Народное собрание
    IV. Виды государственного устройства.
    Платон в "Законах" различает два вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы.
    Лучшей формой правления Платон считает смешанную форму правления, которая включает элементы аристократии, олигархии и демократии.
    Система государственных органов
    (по диалогу Платона «Законы»)
    V. Принцип законности.
    Содержание принципа законности.
    Платон выделяет требования к законам:
    1. Законы имеют божественное происхождение.
    2. Законы должны быть вечными и неизменными.
    3. Законы должны быть справедливыми.
    4. Законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни).
    5. Не допускаются пробелы в законодательстве.
    6. О чем закон молчит, то он запрещает.
    Платон рекомендует законодателю придерживаться умеренности, ограничив, с одной стороны, власть правящих, с другой – свободу управляемых.
    При составлении законов учету подлежат также география местности, климат, почва и т.п. "Не возможно, - подчеркивает Платон, - устанавливать законы в разрез с местными условиями".
    Придавая большое значение разработке теории закона, Платон пишет: " Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах".
    VI. Правосудие.
    На страже законов стоит правосудие. Всякое государство, замечает Платон, перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
    Правосудие, однако, не является в его понимании какой-то самостоятельной властью и обособившейся государственной функцией.
    Каждый правитель в определенных случаях выступает как судья. К общему отправлению правосудия должны быть, по его мнению, причастны и все граждане государства.

  1.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
    Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников (Плотика, Прокла и др.), в философии "отцов церкви" (в особенности Августина), в классической философии (особенно в философии Канта и Гегеля) и в различных доктринах абсолютного идеализма философии начала ХХ века. Платонизм является философским основанием логицизма - крупного направления в современной философии и методологии математики, к которой принадлежали такие мыслители, как Фреге, Рассел и Уайтхед.
    Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными и современными до наших дней.
    В истории философской мысли после Платона еще не было ни одного столетия, когда бы не спорили о Платоне, то непомерно его восхваляя, то принижая в каком-либо отношении.
    Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы; начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы до сих пор.

  1.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи – М: Юристъ, 2003
    2. Дьячкова Н. Н. История политических и правовых учений – М., 2004
    3. Макеева Л.Б. Философия Х. Патнэма РАН. Ин-т философии. – М., 1999
    4. Рассолов М.М. История государства и права. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ. 2000
    5. Темнов Е.И. Теория государства и права. Учебное пособие для вузов – М.: 2001
    6. Ясенев А.И. История философии – М., 2003




1. по теме Зимушказима
2. Особенности экономических и финансовых расчетов на предприятии
3. Свастика- мифы и политика
4. Процессуальные особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
5. який час робочого дня незалежно від того були вони відсторонені від роботи чи продовжували виконувати труд
6. тіршілігі туралы ~арахан ~улетіні~ мемлекеті 9421210 жж
7. Представление о духовно независимой личности глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства ~ это
8. Система Primavera
9.  Радиационная опасность существует изза наличия вблизи границ различных атомных станций
10. на тему- Обмеження праці жінок Остріг 2010 1
11. ТЕМАХ З МЕМБРАНАМИ В ПРИСУТНОСТІ ЗОВНІШНІХ ПОЛІВ 01
12. Отношение чистой текущей стоимости денежного притока к чистой текущей стоимости денежного отто
13. Закладная
14. .1. Налоговая декларация по налогу уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения д
15. тема беспроводных телефонов Глава 15
16. а К О М М Е Р Ч Е С К О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е Мы работаем в сфере производства и реализации рабочих перча
17. Тема- Механизм ипотечного кредитования проблемы и перспективы ипотечного рынка в России Студентки
18. темами БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Методические указания к выполнению расчетнографического задан
19. статьях Особенной части УК РФ устанавливающих различные виды и размеры наказаний за конкретно совершённые п
20. Армянский Новый Год