Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ. ИННОВАЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ, РАЗРАБОТКИ»
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по учебному предмету «Мировая художественная культура»
Тема: Древнерусская икона
Выполнила
Лестева Елена Викторовна,
к.п.н., заместитель директора МБОУ СОШ №35,
учитель МХК высшей квалификационной категории
Смоленск, 2014
Методическая разработка урока МХК по теме «Древнерусская икона» написана учителем мировой художественной культуры МБОУ СОШ №35 города Смоленска Еленой Викторовной Лестевой с целью обобщения и распространения педагогического опыта. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, что обеспечивает соответствие требованиям ФГОС. Методическая разработка может быть использована в преподавании других гуманитарных предметов и элективных курсов (история, история православной культуры, история мировых религий и др.).
При разработке урока учитывались общие требования к реализации системно-деятельностного подхода в образовании:
- создание учителем всех необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях;
- предоставление учащимся возможности выбора темы, проблемы, информационных материалов, самостоятельный поиск недостающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости;
- переориентацию процесса обучения с преимущественного сообщения знаний, формирования умений, навыков на постановку и решение самими учащимися конкретных учебных задач;
- изменение схемы взаимодействия преподавателя и учащегося путем перехода от субъектно-объектного к субъектно-субъектному взаимодействию;
- трансформацию информационно-контролирующих функций учителя в координационные.
Тема урока: Древнерусская икона
Содержание учебного материала: понятие «икона», происхождение иконы, смысл названия, особенности иконописного изображения.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: данный урок продолжает изучение раздела «Средневековая культура» и темы «Древнерусская культура» в курсе МХК. На предыдущих уроках ученики познакомились с характерными чертами и особенностями средневековой древнерусской культуры в целом и архитектуры христианского православного храма в частности. Кроме того, содержание учебного материала позволяет установить межпредметные связи с историей, изобразительным искусством.
Оснащение урока: репродукции и фотографии икон и картин, раздаточный материал (тексты), фрагмент видеофильма «Путешествие, подсказанное Библией»; видеофильм «Спас Нерукотворный» (из цикла «Государственная Третьяковская галерея. История одного шедевра»). Видеофильмы могут быть заменены слайдами или другими видеофильмами, имеющимися в распоряжении учителя, содержание которых соответствует логике урока: необходимо показать внешний вид и внутреннее оформление древнерусского храма и раскрыть сущность иконописного лика, сравнив традиционную картину и икону. По мнению автора, удачно это представлено в вышеуказанных видеофильмах.
Цели урока сформулированы с учетом требований ФГОС: наряду с требованиями к достижению предметных знаний, умений и навыков, определяющую роль играет формирование метапредметных и личностных результатов.
Цели, формулируемые для учителя:
- создать условия для формирования представлений, знаний и умений по теме;
- создать условия для развития метапредметных умений (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- осуществить позитивное эмоционально-нравственное воздействие на учащихся средствами мирового искусства;
- воспитывать уважение к ценностям отечественной и мировой культуры.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).
Предметные результаты:
В результате изучения темы ученик должен иметь представление:
- об особенностях средневекового культурного процесса Древней Руси;
- о преемственности и новаторстве в русской средневековой культуре;
- о внутреннем оформлении православного храма;
- о вечных культурных ценностях, сформированных в средневековье.
Знать:
- определение понятия «икона», смысл названия;
- происхождение понятия «икона»;
- характерные черты и особенности иконописного изображения.
Уметь:
- сравнивать произведения искусства с целью выявления сходств и различий;
- устанавливать взаимосвязь между изучаемыми эпохами (Византия и Древняя Русь);
- находить проявление общих особенностей в конкретных произведениях искусства;
- определять характерные черты явления культуры (иконы).
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: умения ставить цель и планировать свою деятельность; осуществлять самооценку и взаимооценку; проводить соотнесение цели и результата работы, определять направление дальнейшей работы.
Познавательные: умения осуществлять поиск и выделение существенной информации из различных форм ее предъявления; проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков; доказательно отстаивать свою точку зрения; обобщать информацию, формулировать вывод; устанавливать причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений; осуществлять постановку и формулирование проблемы, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; осуществление группового взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные результаты:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, уважения к ценностям православной культуры;
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, улыбка, проверка присутствия учеников на уроке, позитивный настрой на совместную деятельность (создание комфортной и доброжелательной атмосферы).
2. Мотивационный этап (этап погружения в деятельность) направлен на формирование у обучающихся стремления к осуществлению деятельности с данным предметным содержанием. Учитель должен позаботиться, чтобы организуемая деятельность была личностно окрашена, имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика.
Организационная форма: фронтальная.
Урок начинается с просмотра небольшого фрагмента видеофильма «Путешествие, подсказанное Библией», который позволяет напомнить внешний вид и оформление (внешнее и внутреннее) древнерусского храма и обратить внимание на иконы, являющиеся обязательными элементами внутреннего оформления православного храма. Учитель обращается к личностному опыту учеников: Кто был в православных храмах? Какое впечатление произвело внутреннее убранство? Какие иконы видели? Где еще можно увидеть иконы в современной жизни? Есть ли иконы дома? Можно ли икону рассматривать как картину? Что в иконе непривычно, непонятно? В ходе дискуссии учащиеся высказывают суждения о том, что иконы оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителя, но непривычны и не всегда понятны современному человеку, совсем не похожи на картины религиозно-мифологического жанра художников более поздних эпох. Организуя эвристическую беседу, учитель создает условия для эмоционального переживания, удивления перед парадоксальностью явления, для самостоятельного осознания учащимися того, что они не владеют достаточной информацией о православной иконе и стимулирует возникновение потребности разобраться в проблеме «Что собой представляет православная икона и почему она такая?».
3. Этап организации деятельности. На данном этапе учителем организуется совместное с учениками определение целей и задач урока. Определение границы между знанием и незнанием осуществляется при помощи индивидуального заполнения учащимися первых двух столбцов таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал. ?» по теме «Древнерусская икона». Таким образом актуализируются знания и представления учеников, основанные на изучении предыдущих тем учебного предмета и на личном опыте школьников. Затем фронтально (при минимальной помощи учителя) осуществляется графическая систематизация информации и создается кластер по теме «Икона». Кластер позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока, составить план работы по изучению темы.
Цель: установить, что собой представляет православная икона и почему она такая.
Задачи:
- сформулировать определение понятия «икона»;
- установить, какой смысл имеет само название «икона»;
- определить характерные черты и особенности иконописного изображения.
План работы (по задачам):
1. Определение понятия «икона».
2. Смысл имеет названия «икона».
3. Характерные черты и особенности иконописного изображения.
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная.
4. Этап осуществления деятельности (изучения нового учебного материала). На данном этапе осуществляется намеченный план решения проблемы (по плану), при необходимости он может корректироваться. При этом реализуется такая важная характеристика системно-деятельностного подхода, как предоставление свободы выбора. Обучающиеся могут сами определять путь решения проблемы, форму представления результатов, распределение ролей в малой группе, необходимые источники информации (из предоставляемых учителем). Следует обратить внимание на постепенное формирование у ученика готовности к осуществлению выбора, вплоть до умения осознанного выбора и ответственности за него.
Организационные формы: фронтальная, групповая.
Учитель начинает организацию деятельности учащихся в соответствии с разработанным планом с просмотра видеофильма «Спас Нерукотворный», который позволяет сформировать яркий, эмоционально-насыщенный зрительный образ одной из известнейших древнерусских икон, приобщить учеников к ценностям православного искусства, перенести общее понятие в контекст древнерусской культуры; составить первичное представление о сущности иконописного изображения, о происхождении иконы и смысле ее названия.
Затем учащиеся в малых группах осуществляют отбор информации в соответствии с разработанным планом. На данном этапе используются методы активного чтения (например, маркировка ИНСЕРТ) при изучении предложенного информационного материала (учебные тексты, фрагменты из произведений философов и теологов); непосредственный контакт с информацией (просмотр фильма, слайдов, репродукций икон, картин и т.д.). Важно, чтобы источников было больше необходимого и они содержали избыточную информацию, которую необходимо было бы отбирать, систематизировать и обобщать. Тексты, используемые на уроке, представлены в приложении. Опыт показывает, что обучающиеся, как правило, самостоятельно используют как эмпирические, так и теоретические методы исследования: сравнение внешних признаков икон и картин по репродукциям в соответствии с самостоятельно выстроенным алгоритмом сравнения (на основе приобретенного на предыдущих занятиях опыта такой деятельности) сочетается с анализом текстов и выделением существенных признаков иконы как предмета религиозного культа.
5. Этап публичного представления результатов групповой работы (защита работы). На данном этапе представители малых групп представляют результаты своей работы, защищают выработанные позиции. Окончательный результат деятельности подвергается проверке, соотносится с культурным эталоном.
Организационные формы: фронтальная, парная, индивидуальная.
В ходе общего обсуждения ученики самостоятельно формулируют вывод по проблеме «Что собой представляет икона и почему она такая?», соотносят цель и результат урока, осуществляют индивидуальную рефлексию при помощи таблицы (столбцы «Узнал» и «?», в котором фиксируются неясные или возникшие вопросы). Проведению рефлексии способствуют вопросы: Каковы изменения в моих представлениях об иконе? Каков мой успех на занятии? За счет чего я его достиг? Что и почему у меня не получилось? и т.д. Общая рефлексия может быть дополнена вопросами: Какие были выделены способы решения учебной задачи? Какие способы оказались более рациональными и почему? Что мешало решать учебную задачу? и т.д.
Учитель, работающий в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, приобретает новую роль роль организатора самостоятельного познания (фасилитатора), который должен помочь учащимся самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать предлагаемую информацию, делать аргументированные выводы, решать возникающие проблемы. По опыту автора, достаточно трудно для преподавателя именно «держать паузу незнания», а это качество в данном случае ему просто необходимо.
6. Этап закрепления. Первичное закрепление осуществляется в ходе визуального диктанта: при просмотре слайдов ученикам предлагается выделить среди изображений иконы и обосновать свою точку зрения (устно). Проверить понимание изученного материала можно в ходе выполнения практической работы по определению общих характерных черт и особенностей иконописного изображения на репродукции конкретной иконы. При этом происходит закрепление способа, самоконтроль и самооценка (можно сочетать самооценку и взаимооценку, самоконтроль и взаимоконтроль).
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная.
Литература:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс. Базовый уровень: учебник. М.: Дрофа, 2014. 366с.
2. Перевезенцев В., Языкова И. Мы входим в храм. М.: Открытый мир, 1997. с.39-44.
3. Рябцев Ю.С. История русской культуры. М.: Владос, 1997. с.104-106.