Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

говорить сбивчиво неясно из чего следует что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей главным средс

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

32. Волхвы́ (др.-рус. кудесники, волшебники, гадатели) — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевших заклинать стихии и прорицать будущее. Слово волхв родственно ст.-слав. влъснжти «говорить сбивчиво, неясно», из чего следует, что волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово.

Славянские волхвы. В славянском языческом обществе волхвы выделились как особая группа, связанная с проведением религиозных обрядов, предсказаниями и гаданиями. Волхвование это синоним колдовства, предсказания; волхв считался пророком, шаманом, целителем и составителем снадобий. В древнеславянской иерархии волхвы традиционно занимали высокое место рядом с правителем. В историографии принято называть волхвами всех языческих жрецов у восточных славян. После принятия христианства на Руси волхвы стали участниками восстаний и поддерживали оппозиционные киевскому князю силы. Волхвы были близки к семье полоцкого князя Брячислава Изяславича, боровшегося против Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый известен разрушением храма Велеса на месте будущего Ярославля (ок. 1010 г.) и подавлением восстания в Ростовской земле во главе с волхвами в 1024 году. На вече у волхвов было право снять с должности князя. Возможно именно для укрепления своего положения князьями была введена христианская вера и истреблены волхвы. Волхвы упоминаются в XIII—XIV вв. в Новгороде и Пскове. Позже под этим названием в России понимались разного рода народные знахари, еретики, чернокнижники. В современном славянском неоязычестве присутствует немало лиц, называемых волхвами, ведущих активную проповедническую, организаторскую и издательскую деятельность. Как правило, современные волхвы являются жрецами и вождями своих общин.

33. Збру́чский и́дол — славянский каменный идол, найденный у села Гусятин, ныне Тернопольская область, Украина, в реке Збруч (приток Днестра) в 1848 году. Идол представляет собой четырёхгранный столб высотой 2,67 м, высеченный из серого известняка. Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. Нижний ярус изображает подземное божество, средний — мир людей, верхний — богов. Идол венчает круглая шапка. Дата создания идола — приблизительно X век. Хронологически дата создания идола совпадает с периодом существования збручского культового центра. По данным археологических раскопок идол был установлен на территории святилища, расположенного на горе Бохит. С 1815 г Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей. Посты пограничников и таможенной стражи располагались вдоль реки, которая практически постоянно находилась под наблюдением. Жарким августом 1848 г. падение уровня Збруча обнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке А. Брушкевича – мандатария (урядника) находившегося в 5 км от села Лычковцы, владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (что вполне понятно, ибо место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, т.к. находилось на границах сёл Городинцы и Ракового Кута). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможенных стражников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто камень, а изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке К. Беньковского, управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше А. Брушкевича. Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам – не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию. Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения В. Гавловский. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где с ним обошлись довольно непочтительно – бросили его под овином на дворе Брушкевича. Здесь изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения К. Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому. Верхняя часть идола оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, под шапкой расположены четыре лица. Идол разделён на три горизонтальных яруса. Высота верхнего яруса — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению. На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку, и обращена коленями к пустой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола. Верхний ярус содержит крупные изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом, вторая — с кольцом. Мужчины соответственно изображены один — с конём и мечом, второй — с солярным знаком на одежде, кругом с шестью лучами внутри него. Средний ярус схож с верхним, однако его фигуры значительно мельче. Фигуры также разделяются по полу — под женскими фигурами верхнего ряда также изображены женские, под мужскими — мужские. Одежды людей также длинные, но без пояса. Фигуры изображены с расставленными руками, как бы образуя хоровод.

34. Монго́льское наше́ствие на Русь — вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237—1240 гг. в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236—1242 гг. под предводительством чингизида Батыя и военачальника Субэдэя.

Монголо-татары — Взятие Суздаля монголами Монгольское нашествие на Русь  вторжения войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237 1240 гг. в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236 1242 гг. под предводительством чингизида Батыя.

35. Улус Джучи (самоназвание на тюркском Улу Улус − Великое государство[7]; Алтын Орда, в русской традиции Золотая Орда) — средневековое государство в Евразии. В период с 1224 года по 1266 год находилось в составе Монгольской империи[8]. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра. С 1312 года государственной религией стал ислам. К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века. Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом, либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае. В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке», «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой»). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак.[9] Слово «орда» в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда» в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека. В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары»[10]. В Западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария»[9]. Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар).[11] Позже это название проникло в Европу и земли, завоеванные монголами стали именоваться «Татарией»[источник не указан 180 дней]. Границы Орды арабский историк Ал-Омари, живший в первой половине XIV века определял так: "Границы этого государства со стороны Джейхуна — Хорезм, Саганак, Сайрам, Яркенд, Дженд, Сарай, город Маджар, Азака-Кака, Акча-Кермен, Кафа, Судак, Саксин, Укек, Булгар, область Сибири, Ибирь, Башкырд и Чулыман… Во времена правления хана Узбека (1312—1342) и его сына Джанибека (1342—1357) Золотая Орда достигла своего расцвета. Узбек провозгласил ислам государственной религией, пригрозив «неверным» физической расправой. Мятежи эмиров[19], не желавших принимать ислам, были жестоко подавлены. Время его ханствования отличалось строгой расправой. Русские князья, отправляясь в столицу Золотой Орды, писали духовные завещания и отеческие наставления детям, на случай своей там погибели. Несколько из них, действительно, были убиты. Узбек построил город Сарай аль-Джедид («Новый дворец»), много внимания уделял развитию караванной торговли. Торговые пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем. После Узбека на престол ханства вступил его сын Джанибек, которого русские летописи называют «добрым». В шестидесятых годах XIII века произошли важные политические перемены в жизни бывшей империи Чингисхана, что не могло не отразиться на характере ордынно-русских отношений. Начался ускоренный распад империи. Правители Каракорума перебрались в Пекин, улусы империи приобрели фактическую самостоятельность, независимость от великих ханов, и сейчас же между ними усилилось соперничество, возникли острые территориальные споры, началась борьба за сферы влияния. В 60-е годы улус Джучи втянулся в затяжной конфликт с улусом Хулагу, владевшим территорией Ирана. Казалось бы, Золотая Орда достигла апогея своего могущества. Но тут и внутри неё начался неизбежный для раннего феодализма процесс распада. Началось в Орде «расщепление» государственной структуры, и сейчас же возник конфликт в составе правящей элиты. В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, Узбекское ханство в 1428, в 1440-х — Ногайская Орда, затем возникли Казанское (1438), Крымское ханство (1441) и Казахское ханство в 1465г.[25] После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство. Главным среди джучидских государств формально продолжала считаться Большая Орда. В 1480 году Ахмат, хан Большой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно, и Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. В начале 1481 года Ахмат был убит при нападении на его ставку сибирской и ногайской конницы. При его детях, в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.

37. Хан (тюрк. кан; монг. каан) — тюрко-монгольский титул. В государствах, образовавшихся после распада Монгольской империи, хан — титул государя, в Османской империи — титул султана. В Иране при Сефевидах хан — правитель области, а также один из титулов военно-феодальной знати. В некоторых странах титул хана мог получить только прямой потомок Чингисхана по мужской линии. Весть о предстоящих выборах хана (хан сайлау) заранее объявлялась жасауылами (см. Есаул) всем родам казахов. По этому случаю, женщины и дети одевали свои лучшие наряды. Мужчины приезжали на маслихат во всеоружии. Без него они не имели права голоса и могли быть притеснены более молодыми и сильными воинами. Собрание открывала молитва ходжи, затем, слово предоставлялось уважаемому аксакалу. Перед народом выступали кандидаты в ханы. Они произносили речь о своих заслугах, и праве на ханский титул. Затем произносили речь их сторонники. Каждый мог выступить перед народом. Народ выражал волю возгласами одобрения или неприятия. После того как определялся хан, выступали его сторонники, произносилась хвалебная речь, где наряду с заслугами говорили и о его недостатках. На пятницу назначался ритуал «поднятия хана» (хан Көтеру). На верхушке холма застилали белую кошму. Два уважаемых человека сажали хана на неё лицом в сторону Мекки. Затем, четверо из числа наиболее уважаемых султанов, биев, баев и батыров три раза поднимали хана на кошме над головой. Хан объявлялся официально избранным. За этим, следовало поздравления хана и повторное его поднятие над головой уже соратниками, претендентами и аксакалами. С хана снимали верхнюю одежду и разрубали её на мелкие кусочки, их уносили с собой как реликвию. Взамен его одевали в новые сшитые специально для него белые халат и колпак. Скот избранного хана делили между собой все присутствовавшие на избрании, для того, чтобы поделиться с теми кто не смог присутствовать. Этот обычай назывался «ханские гостинцы» (хан сарқыт). Он символизировал, что хан не имеет своего имущества*. Его богатство — богатство его подданных. Если хан не оправдывал надежд и угнетал своих подданных, решением маслихата его низлагали. У хана отбирали всё имущество. Он не имел права сопротивляться, если хан или султан сопротивлялся и при этом пострадали люди, он обязан был выплатить выкуп. А если пострадали толенгуты хана, выкуп не платили. Этот обычай назывался — «грабеж хана» (хан Талау). Хан талау применялся и к баям. Первый и единственный хан к которому он применялся — Тахир-хан.

38. Ту́мен (монг. Түмэн, Tümen, тат. tөmən, төмән, рус. тумен) — наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XIII—XV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников. На практике, однако, число солдат в таком подразделении часто бывало меньше десяти тысяч. В основном это касается частей монгольской армии, состоявших не из собственно монголов, а набранных среди покорённых народов. Тумен делился на тысячи, которые, в свою очередь, делились на сотни и десятки. Возглавлялся темником. В боевом порядке войска мог составлять авангард, правое или левое крыло, а также входить в состав главных сил. Туменом в Монгольском государстве также называлась такая административно-территориальная единица, население которой обязано было выставлять десять тысяч воинов. Считается [кем?], что термин впервые был использован в период монгольских завоеваний, однако встречается довольно часто в письменных памятниках орхоно-енисейской руники, датируемой периодом Тюркских каганатов (552—603 годы).

39. Темник — ежедневная в 2001—2004 годах закрытая директива руководству украинских СМИ, которая содержала подробные инструкции относительно того, каким образом необходимо освещать в новостях политические события на Украине. Название «темник» происходит от начальной названия этого документа:«Темы недели». Важно отметить, что темники не являются рекомендациями, они имеют гораздо больше общего с приказами. Круг людей, получавших темники, ограничивалось высшим руководством СМИ и их главными редакторами. Непосредственно к редакторов телевизионных программ и журналистов указания извне доходили уже в интерпретациях руководства.

Выполнение «рекомендации» обеспечивалось благодаря опасениям непрерывных проверок со стороны государственных органов (напр., налоговой администрации) и отмены лицензии на трансляцию. Сотрудникам телевизионных каналов невыполнения «рекомендаций» грозило понижением в должности, сокращением заработной платы, а то и потерей работы. Распространённые оригиналы темников и интервью с журналистами, проведённые Human Rights Watch, свидетельствуют, что темники требовали освещение событий в новостях так, чтобы Президент страны Леонид Кучма и политическая партия СДПУ (о) были представлены в благоприятном свете («тема важная и актуальная»), а отрицательная, или двусмысленная информация сводились к минимуму или отсекались. Кроме того, выпуски новостей должны были подавать отрицательную или неподходящую информацию об оппозиционных политиках и партиях, или вообще игнорировать любые информационные поводы, связанные с оппозицией («комментарий отсутствует»). Несмотря на то, что власти отрицали любую принадлежность к данным предписаниям, или даже сам факт их существования, инструкции, содержащиеся в темниках, были явно направлены на благоприятное освещение в новостях Президента Леонида Кучмы и конкретной партии.

40. Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и персидский шихнэ. Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать [1] + аффикс действующего лица -qaq [2]. По И. Н. Берёзину, и баскак и даруга имеют одно и то же значение — давитель (на печать) [3]. Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио: баскак — калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы» [4]. А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина — «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время. Термин «баскак» в ярлыках золотоордынских ханов не употреблялся (единственный случай — ярлык Менгу-Тимура от 1267 г.), чиновника с его функциями называли «даруга» («дорога» в ярлыках Тюляка, Тайдулы). На Руси баскачество сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII—XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также баскаки вели учёт населения в завоёванных землях. В распоряжении баскаков могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани. В 1262 году восстания против уплаты дани были в Суздале, Ярославле и Ростове. В 1327 году произошло Тверское восстание. Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды. Монгольского наместника в Иране и на Кавказе Аргун-ака армянский летописец Степанос Орбелян называет «баскаком и везирем».

42. Ярлык (от монг. ᠵᠠᠷᠯᠢᠭ, зарлиг — указ; каз. Жарлық - указ, распоряжение) в монгольских и тюркских, в том числе татарских и казахских ханствах — письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы. По своей структуре слово ярлык образовано корнем ᠵᠠᠷ, зар - от монгольского оглашение, объявление и монгольским же суффиксом ᠯᠢᠭ, лиг; -Письменная грамота на великое княжение. Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках во время Монголо-татарского ига. Духовенству ярлыки выписывались на освобождение от ханских податей и повинностей. Ярлыки русским князьям и духовенству были полностью уничтожены приблизительно в XV—XVI веках. Информация о ярлыках до нас дошла через летописи. Материал — бумага. Лист (иногда несколько листов) приблизительно 20 см в ширину и до 1,5 м в длину. Писались чёрными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотыми. Ярлыки писались в Золотой Орде и поздних татарских ханствах на тюркском языке[источник не указан 192 дня] и, предположительно, сразу же делались аутентичные переводы на языки получателя, а также составлялись самими «просителями».

43. Вели́кий князь — на Руси титул главы независимого государства (в период монголо-татарского ига некоторые великие князья подчинялись только монгольскому хану, затем хану Золотой Орды); титул московского и русского царя; с XVIII века титул прямых потомков царя. В Великом княжестве Литовском — титул верховного правителя, первоначально наследственный, после 1573 года — выборный. После создания Речи Посполитой король польский являлся одновременно великим князем литовским. C 1581 года король шведский титуловался великим князем Финляндским. С 1809 года этот титул перешёл к российскому императору. Великими князьями Трансильванскими титуловали себя Сигизмунд Баторий (правил Трансильванией в 1581-1599 годах), Георгий Ракоци II (правил в 1648-1660 годах) и венгерский король Габриель Бетлен (владел Трансильванией в 1613-1629 годах). Австрийская императрица Мария-Терезия в 1765 году восстановила для Трансильвании, входившей в то время в состав империи, статус великого княжества. После этого титул великих князей Трансильванских вошел в состав полной титулатуры австрийских императоров. В Древнерусском государстве титул «великий князь» относился только к киевскому князю, которому подчинялись все русские князья. С XII века образовалось ещё несколько великих княжеств: Владимирское, Галицкое, Черниговское, Рязанское. Каждое из них было фактически независимым государством. В них, в свою очередь, возникли удельные княжества, подчинявшиеся великим князьям. С середины XIII века великие князья имели право по ярлыку собирать дань для хана с других князей. Великими князьями в этот период были владимирский (этот титул с санкции Орды получал один из князей Северо-Восточной Руси), литовский (в вассальной зависимости от Орды не состоял), рязанский, смоленский. Галицкие князья носили королевский титул (с 1254 года). С начала XIV века многие владимирские князья добавляли к своему титулу приставку «Всея Руси». С середины XIV века на Северо-Восточной Руси появились великие княжества Суздальское и Тверское. Владимир, продолжавший номинально оставаться старейшим столом, стал собственностью московских князей. C этого времени московские князья также титуловались «великими», а тверские обрели полную независимость вплоть до присоединения Тверского княжества к Московскому княжеству (1485). Короткий период в XIV—XV веках «великими» также титуловались пронский (после обособления от Рязани) и ярославский князья. После объединения русских земель вокруг Москвы и Литвы к началу XVI века титул «великий князь» носили только правители этих государств. В 1547 году великий князь московский Иван IV официально принял титул «царь», что должно было символизировать значительное возвышение московского правителя над удельными князьями, а с 1721 года решением Петра I (формально — по предложению Сената, которое Пётр одобрил через несколько дней раздумий) российские монархи стали именоваться «императорами», но при этом титул «великий князь» продолжал употребляться в полном титуловании монарха при перечислении находящихся под его властью земель: «…царь казанский, астраханский и сибирский, великий князь смоленский, тверской, вятский и иных земель». В эпоху абсолютизма титулы «великий князь» и «великая княжна (великая княгиня)» стали присваиваться детям (соответственно, мужского и женского пола) царствующего монарха, что было официально закреплено в «Учреждении об императорской фамилии» Павла I от 5 апреля 1797. Таким образом, титул стал приблизительно соответствовать европейскому титулу «принц крови», хотя соответствие здесь неполное. Титул великого князя давал обладателю формальное право быть одним из претендентов на престол Российской империи. Великий князь решением императора мог быть лишён титула, если обстоятельства его рождения или жизни входили в противоречие со статьями «Учреждения», определяющими требования к пригодным для занятия престола лицам. В Российской империи к великим князьям и княгиням официально обращались — «Ваше императорское высочество». «Титул Великого князя, Великой княжны и Императорских Высочеств принадлежит сыновьям, дочерям, братьям, сёстрам, а в мужском поколении и всем внукам императора…» — Полное собрание законов Российской империи, т. XXIV, 1830, док.№ 17906; т.6, СПб.,1888. Согласно учреждению о Императорской фамилии от 2 июля 1886 года, изданному Александром III с целью ограничения числа лиц, носящих подобный титул, носить его могли только дети и внуки императора. Правнуки и далее получали титул Князь императорской крови.

44. Царь (от цьсарь, цѣсарь, лат. caesar, др.-греч. καῖσαρ) — один из славянских титулов монарха, обычно ассоциирующийся с высшим достоинством императора. Первым правителем, принявшим титул «царь», был болгарский князь Симеон I в X веке. В иносказательной речи для обозначения первенства, доминирования: «лев — царь зверей». Caesar (цезарь или кесарь) — обязательная часть титула римских императоров времён Римского государства и позднее — Западной Римской империи и Восточной Римской империи, происходящая от имени Юлия Цезаря и отражающая таким образом преемственность власти императоров от него. Интересно, что у самих римлян титул «цезарь» не соответствовал понятию «царь», который у римлян именовался лат. rex, и сам Цезарь никогда не стремился к титулу царя, памятуя о печальной судьбе последних из семи римских царей. Латинское Caesar было позаимствовано в качестве титула верховного властителя соседними с римлянами народами — напр. готское, а затем немецкое kaisar, балканское car, русское «цесарь», «кесарь» и собственно «царь». Слово цесарь пришло в праславянский через готское kaisar[1]. В праславянском звучало как *cěsarь, затем сократилось до цьсарь, и затем царь (аналоги такого сокращения известны в германских титулах, например, швед. kung и англ. king из kuning); точная датировка этих изменений затрудняется тем, что это слово записывалось обычно под титлом (црь или цсрь, что не говорит о реальном произношении). В современном украинском, белорусском, болгарском, македонском и сербском языках — «цар». В письменных памятниках это славянское слово известно с 917 года, при болгарском царе Симеоне. Он был первым правителем, который принял титул «царь»[2]. Первая надпись с словом «царь» — это преславская надпись, эпитафия придворного чергубыля Мостича (англ). Первоначально использовалось славянами для обозначения римских и византийских императоров (отсюда славянское название византийской столицы — Цесарьградъ, Царьградъ); с развитием книжности этим термином стали обозначать также древних владык, известных из исторической и церковной литературы, например, правителей Израиля и Иудеи: царь Давид, царь Соломон (переводя таким образом греческое слово βασιλεύς). Слово «цесарь» также использовалось для обозначения германского императора. После монголо-татарского нашествия на Руси царский титул стал прилагаться к правителям Золотой орды, а после её распада к правителям всех татарских ханств. Среди славянских стран титул царь носили правители Болгарии в 893—1014, 1185—1396, 1908—1946 и Сербии в 1346—1371. Книжная традиция называть «царями» древних правителей сохранилась в русском языке до наших времен (также в некоторых других славянских языках). В русском словоупотреблении XIX века, особенно простонародном, этим словом подчас обозначали монарха вообще. Царь — основной титул монархов Русского государства с 1547 по 1721 год. Первым царём был Иван IV Грозный, а последним Пётр I Великий. Неформально этот титул (в виде «цесарь», а затем и «царь») спорадически употреблялся правителями Руси начиная с XI века и систематически со времён Ивана III (в основном при дипломатических сношениях)[3]. Наследовавший Ивану III Василий III довольствовался старым титулом великий князь. Его сын Иван IV Грозный по достижении совершеннолетия короновался как Царь Всея Руси (1547). В 1721 Пётр I принял в качестве основного титул император. Неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться до свержения монархии в феврале-марте 1917 (в частности, в государственном гимне; слово, если оно относилось к российскому монарху, полагалось писать с заглавной буквы). Кроме того, титул входил в официальную полную титулатуру в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем и Царства Польского). Территория, которая находится под управлением царя, называется царство.

45. Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии[1]. Являлась продолжением и развитием княжеской думы X-XI века в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Самостоятельной роли боярская дума не играла, являясь эквивалентом не собрания аристократии, а государственного совета, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно ярко проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили». Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства. В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» — доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояре введенные, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе). Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это — князья, делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в., а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий, звание, которое затем было обращено в чин. При Иоанне III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. 1497 г., ст. I). Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин — по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина — см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам. Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы. По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» — два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.

История. Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр. Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., 1389 г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под 1469 г.). В X V I в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр. Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти. В малолетство Грозного (1533—1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560—1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину. Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашел это неосуществимым. Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) — время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской. В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными. Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

46. Ближняя дума – совет немногих доверенных лиц царя (великого князя) в России XV-начале XVIII вв.; в середине XVI в. фактическое правительство (Избранная рада). Во второй половине XVII в. названа Комнатной, или Тайной думой. Со времен Киевской Руси и до 18 века высшим административным совещательным органом являлась Боярская дума.Во времена Московского государства это была элитная верхушка правящего слоя с нарождавшимися элементами аристократизма. В состав думы входили бояре, окольничие, думные дьяки и думные дворяне.

   Со временем процесс бюрократизации превратил Боярскую думу из аристократичного, элитного органа в чисто административный орган, что сливкам боярских родов и потомкам Рюриковичей, как они любили себя именовать, не очень нравилось.

   Определенный отпечаток на способность членов Боярской думы давать государю дельные и ценные советы по управлению государством, накладывало привилегированное положение бояр, которые входили в думу не по уму, а по положению.Поэтому, начиная с 15 века, возле великого князя, а в дальнейшем царя, начала действовать так называемая Тайная или Комнатная дума, которую именовали еще и Ближняя дума. Она никогда не имела постоянного состава, а созывалась по мере надобности. При Василии III уже многие бояре, особенно из старинных родов, были очень недовольны, что государь “рушит старину”, приглашая для тайных совещаний к себе в спальню или “ в комнату” доверенных лиц. Очень часто эти доверенные лица не имели думного чина и, по мнению бояр не имели права советовать государю.  При царе Иване IV эта Ближняя дума получила название Избранная рада и была своего рода правительственным кабинетом при самодержце.Ближняя дума, вне зависимости от того как она именовалась в тот или иной период, чаще всего носила прогрессивный характер, так как была своего рода оппозицией реакционному боярству. В противовес громоздкой по своему составу Боярской думе, Ближняя дума была мобильным и послушным бюрократическим органом, который не имел официального статуса и не был узаконен с точки зрения государственного права.  Все решения, которые государь принимал при участии Ближней или Тайной думы, всегда публиковались либо от лица монарха, либо монарха и бояр. Ни в одном из текстов указов или приговоров не упоминается, что такое решение выработано Ближней думой.С упразднением Боярской думы при Петре I из употребления выходит и термин “Ближняя дума”, хотя, по сути, и по форме она реорганизуется в Ближнюю канцелярию.

47. Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы. Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках. Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

48. Ме́стничество — система распределения должностей в зависимости от знатности рода, существовавшая в Русском государстве. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года. Формирование государственного аппарата с конца XV века осуществлялось по принципу местничества, в значительной степени воспринятому из польско-литовского законодательства. Система местничества была основана на критериях знатности происхождения (чем выше стояли предки претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять). Эта практика превращала боярство в замкнутую корпорацию, подменяла общесоциальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определённой фамилии) учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Имели значение и заслуги предков — сын боярина, проявившего себя на службе, имел приоритет перед своим же двоюродным братом, чей отец никаким образом себя не прославил. Даже приглашённые к царскому столу, бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа. В 1682 году система местничества была отменена приговором Земского Собора, в целях укрепления вооружённых сил правительством Фёдора Алексеевича.

Достоинства и недостатки. Оценки местнической системы у историков преимущественно негативные, поскольку подбор служилых людей по знатности, а не по личным способностям и талантам, существенно ухудшал эффективность кадровых решений. Вместе с тем, историк Дмитрий Володихин считает, что несмотря на очевидные изъяны, местничество худо-бедно примиряло служилых аристократов, определяя, кому на какой должностной уровень можно претендовать. Знать Русского государства состояла из старомосковской аристократии, княжеских родов из присоединённых русских земель, беглых литовско-русских князей и служилых татарских царевичей. По мнению историка, без регулирующей системы знатные люди то и дело устраивали бы усобицы и перевороты, споря за место у кормила власти. Таким образом, местничество оберегало Русское государство от тяжёлых внутренних войн.

49. Род — божество славян, упомянутое в церковно-славянской обличительной литературе, направленной против язычников. Упоминается вместе с Рожаницами. По мнению Б. А. Рыбакова и его последователей, Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Слависты конца XIX — начала XX века стали на ту точку зрения, что Род — собственное имя забытого славянского бога, а в 1970-90-х Род становится главным славянским божеством в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым. Уже в 1993 году о концепции Рыбакова иронически отзывается болгарский славяновед Иван Панчовски. В 2004 году археолог и антрополог Л. С. Клейн высказал сомнения в рыбаковской трактовке цитированных выше текстов, показав возможность их прочтения, в частности— «Вопреки А. Брюкнеру (Brückner 1926: 10). Род, персонифицированный из абстрактного понятия, богом в полном смысле этого слова, видимо, так и не стал — он никогда не называется богом в источниках и отсутствует в пантеоне Владимира. Это был дух, демон, некая сверхъестественная сила не очень высокого разряда. В словаре Даля (1912, 3: столб. 1697) и у Афанасьева (1869, III: 80) „род“ толкуется как 'домовой', „рода“ — 'призрак', 'привидение' (Тульск. губ.), „образ“ (Саратовск. губ.), по Фасмеру (1971, 3: 491), диалектное „родимец“ — 'черт'».

50. Чин (по В. И. Далю, «степень жалованного служебного значения, достоинства, класса») — степень служебного положения, установленного при придворной, гражданской и военной службе «Табелью о рангах» при императоре Петре I; юридический термин в Российской империи, обозначающий звание, в постепенной последовательности присваиваемое лицам, проходящим государственную службу, и сообщающее ему определённые права и преимущества[3]. Чины́ как звание должностного положения, полученное человеком не за древность своего рода, а за его личные заслуги перед государством, появились в России при Алексее Михайловиче с созданием им войск нового строя. До начала XVIII века в России существовали думные чины.

В Российской империи существовали следующие чины:

гражданские;

военные;

первая (низшая) степень — нижние чины:

рядовые:

рядовой;

ефрейтор.

унтер-офицеры (в артиллерии фейерверкеры, в казачьих войсках урядники):

младший унтер-офицер

старший унтер-офицер

фельдфебель

подпрапорщик

вторая степень — офицерские чины:

обер-офицерские:

штаб-офицерские:

генеральские:

морские;

рядовые служители:

матросы, юнги, солдаты и так далее.

офицеры:

флагманы:

придворные.

первые чины двора:

обер-камергер;

обер-гофмейстер;

обер-гофмаршал;

обер-шенк;

обер-шталмейстер;

обер-егермейстер;

обер-форшнейдер.

вторые чины двора:

гофмейстеры;

шталмейстеры;

егермейстеры;

обер-церемониймейстеры;

гофмаршалы;

церемониймейстеры;

камергеры;

камер-юнкеры.

У казаков первый военный чин армейского бригадира получил Иван Краснощёков по указу от 4 марта 1738 года. Затем войсковой атаман Даниил Ефремов в 1753 году был произведён в чин генерал-майора. Сидор Белый в 1783 году первый среди запорожцев получил чин секунд-майора и зачислен с ним в русскую армию. Такие производства не носили регулярного характера, и у казаков ещё долго сохранялись традиционные старшинские звания: атаманы, писаря, есаулы, полковники, хорунжие, сотники и т. п. Русское правительство считало невозможным удостаивать и «впредь, как донских, так и протчих нерегулярных войск старшин воинскими регулярными рангами, дабы регулярным офицерам обиды быть не могло». Наконец, указом Павла I от 22 сентября 1798 года за казачьими старшинами были признаны общерусские офицерские права. При этом войсковой старшина считался равным майору, есаул — ротмистру, сотник — поручику, хорунжий — корнету. В гражданской службе у казаков были введены чины соответственно 12 классов русской Табели о рангах.

51. Приказная система управления. Переход к ней (от дворцово-вотчинной системы) завершился в середине XVI в. В период ее становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. Шла реорганизация армии, основу которой отныне составляла дворянская конница и стрельцы. Стрелецкие формирования были созданы в результате реформы, проведенной Иваном IV. (Необходимость в них возникла в связи дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия). Для управления стрелецким войском был создан специальный приказ.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли участвовать в походах со своими полками и занимать места в сражении по своему желанию: где захотел, там и встал со своим полком. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться на место сбора с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где вооруженные силы в период средневековья формировались главным образом из наемников, российская армия состояла из подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились "служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и "служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.). Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который регистрировал все случаи назначения на должности, перемещений по службе. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества (по родовитости, знатности). Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы они получали поместные земли за военную службу в соответствии с установленными нормами. Казачьими войсками ведал Казачий приказ. Появились в это время и специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые недавно были присоединены к России. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ (по делам Украины). В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается особый Разбойный приказ, который разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовной преступностью и назначал на места соответствующих должностных лиц. Обслуживанием личных потребностей царя и членов его семьи ведали дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (организация охоты), Постельничий (ведал царскими покоями) и др. Должности руководителей этих приказов считались самыми важными и почетными; в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые бояре. При Иване IV дворяне и дети боярские получили привилегию - взывать к суду самого царя. В связи с этим был создан специальный Челобитный приказ. Система судебных приказов возникает в конце XVII в. (Московский, Владимирский, Дмитровский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судебный приказ. В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал внешнеполитическими вопросами. До его возникновения этими вопросами занимались многие органы. Отсутствие единого посольского центра создавало немалые неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во внешнеполитических делах представлялось нецелесообразным. В этих делах должны были принимать участие ограниченное число лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики должен решить лично он. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных. Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа привело к снижению роли Боярской думы в области внешней политики. Царь редко с ней советовался, предпочитая полагаться на мнение Посольского приказа. Во второй половине XVI в. возникает специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. Раньше этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. В связи с распространением кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах. На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Одни приказы упразднялись, другие создавались - по мере появления потребности в управлении новыми отраслями. Так, создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданием Малороссийского приказа, возвращение смоленских земель — Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально-экономической и политической структуры общества. В государственном аппарате росло влияние "беспородных людей". Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше—2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и "сидеть негде, стоя пишут". Рост числа приказных служителей — свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

52. Воево́да — военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. В России до эпохи Петра I воеводы делились на два класса: полковых и городовых. Полковые воеводы: Из полковых воевод старшим был Дворовый воевода. Последним российским Дворовым воеводой во время детства Петра I был князь Василий Васильевич Голицын. Большого полку главный воевода руководил крупными воинскими соединениями. Большого полку воевода и Воеводы правой и левой руки — звание аналогичное современному генерал. За ними следовали звания: Большого полку третий воевода, правой и левой руки второй воевода, сторожевого и передового полков воеводы. Посыльный воевода отправлялся с отрядом на короткое время от основной армии. Воевода у Государева знамени охранял полковое знамя. Воевода от снаряда руководил артиллерией. Подъездные воеводы (аналог адъютанта) посылались с поручениями. Городовые воеводы:Классы воевод:

Полковой воевода;

Начальник полков и степени имел по степеням полков (Первый воевода большого полка, Второй воевода большого полка и т. д.). Считался выше осадного воеводы.

Осадной воевода;

Определялся для охранения крепости от неприятелей во время осады. Считался старше городового воеводы.

Сходный воевода;

Те воеводы, которые назначались из разных городов и мест под командованием своими войсками к главному войску. Иногда причислялись по полкам, а иногда были особо под начальством главного или начальствующего всеми войсками воеводы. Выделялись от него по надобности и направлялись преследовать неприятеля. Воевода для вылазок или вылазки; Определяемый воевода должен был действовать вне города во время неприятельского набега. Считался вторым воеводой в городе. Посылочный воевода; Назначался самый храбрый и владеющий военным искусством умело для посылки в разведку о движении неприятеля и его силе узнавать. Воевода по вестям; До получение новых вестей от Двора или появилось известие о надобности увеличить войско, то присылались воеводы по вестям в главное войско в помощь. Воевода у знамя; При войске всегда было главное или большое знамя, которое, если государь в походе, находилось при воеводе. Для охранения знамя назначались воеводы с некоторым числом воинов. Воеводы у знамя делись на: Воевода у большого знамя и Воевода у знамя Великого Государя. Воевода у снаряда; Назначались начальниками пушек, ядер, пороха и всякого тяжёлого и огнестрельного оружия и припасов к нему. Воевода у обоза; Назначались начальниками при войсковом обозе. Воевода у бежа; То есть бежать, отойти, отступать. Для отступления войска назначалось место, при котором назначался воевода у бежа с некоторым войском, к которому все отступающие должны были собираться и являться. Опричный воевода; Главный начальник войск или стражи учреждённой царём Иваном Васильевичем под названием Опричны. Воеводы особо отделялись от других воевод, однако с ними считались степеньем. Городовой воевода. Как правило, назначались из окольничьих. В случае нападения неприятеля городовые воеводы собирали войска, командовали ими, занимались судопроизводством. Городовой воевода ведал в городе военными делами, а в земские или наместнические дела не лез. Под его владением были дворяне и все те, кто должен ходить на военную службу в уезде города. Во время нападения неприятеля должен был не выходить из города и пребывать в городе для отпора осады если понадобится. Считался старше воеводы для вылазок. Также воеводы делились: годовых воевод, сроковых (срочных) воевод. Позднее воевод разделили на приписных и провинциальных. После этого в ведении воевод остался только сбор податей и судопроизводство. Воеводам запрещалось заниматься торговлей и участвовать в торговых складчинах. В XVII веке воеводы вмешивались в деятельность посадских общин: разгоняли торги, арестовывали по ложным доносам торговцев, вымогали взятки и т. д. Поэтому в 1620 году воеводам запретили что-либо покупать у посадских, даже продовольствие. Торговый устав 1667 года передал всех торговцев в ведение отдельного приказа. Приказ должен был защищать торговцев от «воеводских налогов». В Соликамске сохранился дом воеводы 1688 года постройки, в настоящее время — музей и памятник архитектуры.

53. Исполнительным органом воеводского управления стали государственные учреждения приказного типа – приказная изба. На местах приказные избы служили проводниками внутренней политики государства. Приказная изба служила помещением «присутствия», где воевода, как полномочный представитель центральной власти, принимал население по разнообразным военным, административным, хозяйственным и бытовым вопросам, осуществлял судебные функции. Аппарат приказной избы состоял из временной и постоянной частей. Центральная власть старалась менять «первых лиц» через каждые два года. Они-то и составляли временную часть управления. Постоянную часть составляли подьячие. Назначение воевод и подьячих определялось инициативой «снизу», т.е. непосредственным желанием претендентов занимать указанные должности. Воеводы рекрутировались из служилого сословия «по отечеству»,следовательно, при их назначении действовали принцип родовитости и принцип выслуги. Степень родовитости, положение служилого человека в иерархии чинов, должны были соответствовать статусу города, в который он направлялся на воеводство. Например, бояре или окольничие, в соответствии со своим высоким чином, получали назначения только в крупные города, имеющие важное стратегическое значение. В мелкие города, рангом пониже, центральные власти направляли воевод из числа средних и низших служилых чинов «по отечеству». В условиях «конкурсного» отбора на воеводскую должность преобладал принцип личных заслуг. При отборе претендентов принимались во внимание воинская отвага и доблесть, полученные ранения, перенесенный тяжкий плен. В процессе назначения играло значение личное материальное положение просителя, так как воеводская должность считалась «корыстной». Следовательно, финансовые затруднения претендента были таким же основанием для получения должности, как и военные заслуги. Воеводы при назначении получали наказы, определявшие объём их властных полномочий и основные функции.При назначении подьячих в приказная изба действовал только принцип личных заслуг. Важным основанием для получения подьяческого места в приказной избе служил опыт делопроизводства. К числу второстепенных обстоятельств относились, например, заслуги родственников, затруднённое материальное положение и пр. Подьячие, как правило, были местными уроженцами, и их служба в приказной избе была многолетней. При вступлении в должность они должны были руководствоваться воеводскими приказаниями. Государственное вознаграждение за приказную работу на местах выражалось в денежных окладах, в зависимости от принадлежности к определённой статье: для подьячих первой, второй и третьей статьи устанавливались оклады соответственно в 10, 7 и 5 рублей.

54. Дьяк (от греч. διακονος, diakonos — служитель) — государственный служащий, начальник органа управления (приказа) в России Древнерусского периода. Например, посольский дьяк — начальник посольского приказа, думный дьяк — нижний чин в боярской думе. В начале русской истории являются в очень невидном положении, будучи личными слугами князя, притом очень часто несвободными; они хранят княжескую казну и ведут письменные дела князя. В такой роли существуют дьяки в XIII и XIV веках. Само слово «дьяк» становится общераспространённым лишь в XIV веке; до того времени употребляется его русский синоним — писец. До появления дьяков аналогичные функции исполняли метальники (метельники). Образование приказов, требовавшее постоянных и опытных дельцов; проведение в местном управлении государственного начала в более чистом виде, чем при системе кормления; столкновение власти московских государей с аристократическими притязаниями боярского класса, вынудившее первых искать себе опоры в неродовитых служилых людях, — всё это привело к возвышению дьяков — грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя. Уже великий князь Иван III первой статьёй своего Судебника (1497) предписывает, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и (как надо заключить из других статей) участвовали дьяки. С учреждением приказов дьяки делаются их членами в качестве товарищей бояр или непосредственных начальников приказа. В XVI веке дьяки играют видную роль и в местном управлении, являясь товарищами наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, дьяки участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление. Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже отделился в это время от дьячества под именем подьячих; более приближались к последним и земские дьяки, явившиеся с организацией царём Иваном Грозным земских учреждений. В средневековых иностранных источниках дьяки назывались «канцлерами» (от слова «канцелярия»). Новый крупный шаг в возвышении дьяков составило проникновение их в Государеву думу. Н. П. Лихачёв полагает, что «участие дьяков в думе несомненно даже для XV века», хотя и соглашается, что «точный титул думный дьяк появляется лишь в последней четверти XVI столетия;» Ключевский приурочивает появление думных дьяков к образованию важнейших приказов, то есть к концу XV — нач. XVI в.; Сергеевич относит возникновение думных дьяков к началу XVII столетия. Самый титул впервые является в применении к Щелкаловым, которые именуются дьяками «Великого Государя ближние Думы». Думные дьяки обыкновенно бывали вместе с тем и начальниками четырех важнейших приказов: разрядного, посольского, поместного и Казанского Дворца. Число их не оставалось неизменным: в течение XVII-го века оно подвергалось значительным колебаниям (от 3 до 8). В думе дьяки не только были секретарями, но и пользовались равным с другими членами правом голоса в решении дел, хотя не сидели, а стояли (что, впрочем, соблюдалось, вероятно, только в присутствии государя). Значение дьяков было понято современниками уже в XVI в. и вызвало ожесточённые нападения на дьяков со стороны членов боярской партии. Тем не менее возвышение дьяков продолжалось, и в XVII ст. они составляли если не самый видный, то самый могущественный элемент в рядах московской администрации, участвуя во всех важных делах, иногда даже в качестве начальников над боярами (тайный приказ). В конце столетия всех дьяков в Московском государстве числилось около ста, служба их награждалась деньгами, причем цифра жалованья не была строго определена, и поместьями (по Уложению дьяки в московском уезде получают по 150 четвертей), они могли владеть и вотчинами. Думные дьяки считались по службе выше дворян, приказные занимали место после московских дворян. Несмотря на всю важность должности, с нею по-прежнему связывалось понятие об отсутствии родословной чести; в местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг друга дьячеством как должностью очень низкой. Дьяки способствовали разрушению понятия о «чести», как о чём-то неподвижно связанном с родом, и своей деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении. В Январе 1727 по приговору сената велено "дьякам, которые обретаются у дел, писаться секретарями".

55. Подьячий, поддьячий («под» +«дьяк») — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях. Составляли особую группу служилого неподатного населения. Делились на старших, средней статьи и младших. Получали денежное, хлебное, а иногда и поместное жалованье. В 20-е годы XVIII века в государственных учреждениях их заменили канцеляристы, подканцеляристы и копиисты, которых однако в обиходной речи продолжали называть «подьячими» вплоть до XIX века.

57. Стрелецкое войско (стрельцы) - служилые люди,  составлявшие первое постоянное войско в Русском государстве XVI - начала XVIII вв. Созданные в 1550 г. стрелецкие войска имели на вооружении огнестрельное (пищали) и холодное оружие (бердыши за спиной и мечи или сабли на боку). Первоначально в стрелецкое войско  было набрано 3 тыс. человек, оно было сведено в отдельные "приказы" по 500 человек в каждом и составляло личную охрану царя. К концу XVI в. в стрелецких войсках насчитывалось уже 25 тыс. человек, и служба их проходила практически во всех крупных городах страны. Изначально стрелецкое войско набиралось по "прибору" (т.е. по набору) из свободного сельского и городского населения, затем служба стала пожизненной и наследственной. Стрельцы получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землей. Неся службу по разным городам на границе государства, "приборные люди" селились особыми слободами и по возможности обеспечивались коллективными земельными наделами, из которых выделялись участки для личного пользования. Безземельные получали хлебное и денежное жалованье, которое выдавалось нерегулярно, поэтому им приходилось заниматься ремеслом и торговлей, что отвлекало от службы и снижало боеспособность войска.

58. Даточные люди — ратники Русского государства, поставка которых, наряду с городовым, острожным и ямским делом, была одной из наиболее тяжёлых повинностей, ложившихся на крестьянские и посадские общины. До XVII века даточные люди назывались посошными людьми. Личную повинность отбывали исключительно тяглые люди, т. к. все служилые люди, московские и городовые, несли военную службу лично и бессрочно, составляя поместную дворянскую конницу с её сотенной организацией.

Даточных людей ставили:

крестьяне чёрных волостей, дворцовых сел, церковных и монастырских вотчин;

посадские люди;

крестьяне поместий и вотчин, владельцами которых являлись вдовы, девки, недоросли, отставные, больные, увечные (если не могли выставить за себя сына или какого-либо родича)

лица, занимавшие приказные должности в Москве и в городах и потому не имевшие возможности отправиться в поход.

Освобождались от поставки даточных людей:

поместья и вотчины вдов, мужья которых были убиты на войне;

поместья и вотчины, крестьянское население которых не превышало десяти человек,

отдельные помещики и вотчинники, по разным случайным соображениям, например, «для пожарного разорения», «для бедности», «для сибирской службы» и т. д.; в 1637—1688 годах не брали даточных людей с подмосковных поместий и вотчин.

Особенностями поставки даточных людей являлись подвижность податной единицы, с которой эта повинность отбывалась, и её поразрядный характер. Податной единицей служило известное количество четвертей пашни, а с конца 1630-х годов — дворов, на каждый отдельный случай особо определявшееся правительством (в начале века даточные люди сбирались с сох), причём крестьяне церковных и монастырских вотчин и чёрных волостей, а также посадские люди отбывали повинность с менее значительного числа дворов, чем крестьяне церковных сел и поместий и вотчин служилых людей, то есть обложены были тяжелее сравнительно с последними. В даточные люди ставились лица преимущественно средних лет, но не лучшие люди, служившие по выборам в таможенных и кабацких головах или в земских старостах; для службы они должны были являться на сборный пункт в вооружении и с запасами; избиратели давали своим даточным т. н. «подможные деньги» и поручителей в том, что такой-то служить будет, на службе людей не побьёт, грабить и «сильно кормов имать» не станет. Наряду с подмогой от общин даточные люди могли получать и правительственное кормовое и денежное жалованье. Много хлопот правительству и общинам доставлял сыск беглых даточных людей; ввиду его трудности указными статьями 1681 года было узаконено освобождение, с детьми, от крепостной зависимости тех людей из владельческих крестьян, которые после указного срока сами приходили записываться в Иноземный приказ в Москве или в приказные избы по городам да «про утайку свою на помещиков и на вотчинников и на их приказчиков и крестьян сказывали собою». Ряд принятых правительством мер плохо достигал цели, так как ратная повинность весьма тяжело отзывалась на крестьянском хозяйстве и благосостоянии мелких помещиков, особенно в виду неравномерности её разложения и практических неудобств её отбывания (с мелких владений, которым приходилось складываться).

Даточные люди могли заменяться и денежными сборами:

с владений, составлявших лишь дробную часть податной единицы;

с перехожих четвертей или дворов;

с землевладельцев, у которых даточных людей «против государева указа за безлюдством недостанет» с владений, слишком далеко отстоявших от сборных пунктов или центра военных действий. В разборных десятнях (1621—1622) иногда встречаются отметки, что с таких-то владений ни даточных людей, ни вместо них деньгами взять невозможно. Помимо сбора людей известны сборы даточных лошадей, орудий и зелья, имевшие случайный характер. Заведовал даточными людьми временно существовавший Приказ сбора ратных людей.

60. Ямска́я гоньба́ — историческая почтовая служба в России, которая существовала с XIII по XIX века и занималась в основном перевозкой казённой корреспонденции. Ямская гоньба была введена в северо-восточной Руси во времена монголо-татарского ига. Гоньба представляла собой систему почтовых дворов (ямов), предназначенных для смены лошадей, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст друг от друга. Ямскую повинность выполняли ямщики, которые должны были держать по три лошади. В XVI веке для управления почтовой службой был создан централизованный государственный Ямской приказ (упоминается с 1516 года), переименованный в 1723 году в Ямскую канцелярию.

61. Пушкарь — старинное название русского артиллериста (с начала XV века). Служба пушкарей была пожизненной и переходила от отца к сыну; в неё вступали, особенно в начале, вольные не тяглые люди всех сословий. В мирное время пушкари отправляли разные крепостные и гарнизонные службы. Пушкари получали хлебное жалованье, имели в городах свои дома, занимались торговлей и ремеслами; все они, во главе со своими головами и сотниками, находились в ведении пушкарского приказа. Жили пушкари в Москве по особым слободам (Пушкарским), а в городах — по крепостям. Пушкарский чин — орган военного управления в России, впервые упоминается при Иоанне IV под именем пушечного приказа. Приказ помимо военно-административных функций имел и судебные функции. Так же он набирал людей на службу, назначал оклады жалованья, повышал или понижал в чинах, посылал в походы, судил, отставлял от службы и т.д.. В мирное время начальники Пушкарского приказа так же ведали засеками и приписанными к ним засечными головами, приказчиками и сторожами. Имел своё знамя.

62. Наряд — подразделение, группа военнослужащих в воинской части, на корабле и в гарнизоне, назначаемые для несения внутренней, караульной и гарнизонной служб, а также для выполнения хозяйственных и других работ; сами эти работы.




1. 31 ст. 345 33 38; И
2. Номенклатура и методы получения
3. Определение показателей социально-экономической статистики
4. А~онаев [] МО~уезов [] ~
5. Вымогательство- отдельные вопросы квалификации.html
6. тема в світлі ідей Г
7. Особенности современной политической ситуации на Украине
8. Основная задача уголовного права защита общества от преступлений
9. Трубадуры
10. Реферат- Власть- концептуальный анализ
11. 1 Специфічні особливості позакласної та позашкільної роботи в 1 класі6 1
12. Медицинское страхование возникновение и развитие
13. Завещательное распоряжение на вклад которое оформляется в том банке где открыты депозиты и другие счета з
14. тематичних наук Харків ~ 2000 Дисертацією є рукопис Робота виконана на кафедрі фі
15. Финансы Украины
16. Реферат на тему- Природный газ
17. Доклад- Толлер Эрнст
18. -801.313-801.316.3 802.0-803
19. МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.1
20. Computer ws originlly job title- it ws used to describe those humn beings predominntly women whose job it ws to perform the repetitive clcultions required to compute such things s nvigtionl tbles