Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
В настоящее время все большее количество философов, социологов, историков
склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества
формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой идеи в науке и
общественном сознании способствовало осознанию глобализации социальных и
культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация социальных и культурных
процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином
«глобус» то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех
или иных процессов. Однако глобализация процессов это не только их
повсеместность, не только то, что они охватывают весь земной шар.
Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной
деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную
эпоху все человечество входит в единую систему социальнокультурных,
экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Таким
образом, в современную эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами,
неизмерно возросло общепланетарное единство человечества, которое
представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой
и общей ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным
говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного
стиля мышления.
Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост
индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д.
Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание на
том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким
изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе
жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота,
связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает
принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации
человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой
информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации,
человечество объединяется в единую социокультурную целостность. Существование
такого единства диктует свои требования к человечеству, в целом, и к
отдельной личности.
Чем выше уровень технического производства и всей человеческой деятельности,
тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с
окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в ней должны
гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой,
предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и
нравственными общечеловеческими ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, экономических и политических
процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд
серьезных проблем, которые получили название «глобальных проблем
современности»:
Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны
для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них
входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д. Философы
же концентрируют внимание мировоззренческих смысложизненных вопросах,
рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив
выживания человечества. И в этом аспекте на передний план выходит
экологическая проблема.
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность экологической
проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между
производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его
обитания. Как отмечал основатель международного исследовательского центра
«Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных
глобальных проблем, А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной
ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в
культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям,
которые сам внес в этот мир»[1].
Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и, прежде всего,
производительной деятельности человека. Расчеты ученых показывают, что
техномасса, производимая человечеством за один год, составляет
-, а биомасса,
производимая на суше
. Из этих расчетов следует, что уже сейчас человечество создало искусственную
среду, которая в десять раз продуктивней естественной среды. Искусственная
среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее и это
один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством,
экологической проблемы.
В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема повсеместного
распространения в окружающей среде производств и продукций, в первую очередь,
радиационных и токсичных видов. В год на каждого жителя Земли приходится
более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу попадает более 200
миллионов тонн окислов серы и азота и миллионы тонн углекислого газа,
выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем может вызвать
повышение температуры атмосферы, а вслед за этим, повышение уровня морей и
затопление значительных участков суши. В результате сотни миллионов людей
рискуют превратиться в «экологических беженцев».
Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение
экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых
путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.
Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени
представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам
за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд.
человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них
участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это
свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного
предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой
зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде
всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется
ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений своеобразную раковую
опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех
государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления
отсталости и нищеты.
Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала
мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые
обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих
конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В
современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных
международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90 годов
достигнуты определенные результаты в области практического разоружения, о чем
свидетельствует советско-американский Договор о ликвидации ракет меньшей и
средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор об обычных вооруженных силах
в Европе (Париж 1990 год), решение международной конференцией по химическому
оружию (Париж 1989 год), Договор между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему
сокращению стратегических наступательных вооружений (Москва 1993 год).
Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и препятствия:
огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная база военно-
промышленного комплекса с десятками миллионов работников; высокий уровень
военных расходов; крупные масштабы международной торговли оружием;
нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся странах;
существенные геополитические амбиции, территориальных споров и т.д.
Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт, а
тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование «все или ничего».
Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия народов и
государств.
Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах текущего
столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы
экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для всех
континентов Земли, всех государств. Экологический кризис это резкое
ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в
результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно
из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного баланса
газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого газа (
) в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет, доля
в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в
последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть
катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и
обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно через 50
лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 4,5
, что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению
геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной
поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных
территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен колоссальный
ущерб промышленности, с/х, рыбному и лесному хозяйству, природным экосистемам в
целом.
Разрушение озонового слоя атмосферы озона (
) предохраняет все живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения
солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и
растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области
окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно
сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.
Исследования показывают, что за 1977-1987 гг. по всему миру слой озона стал
тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году может быть
уничтожено 16% озонового покрова Земли.
Мировое сообщество, озабоченное данной проблемой, приступило к разработке мер
по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская конвенция об
охране озонового слоя, 1987 году Монреальский протокол по веществам,
разрушающий озоновый слой.
Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает
серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции.
Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик В.А.
Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что
ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га
плодородных земель.
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на Земле. На
переломе XIX XX веков население удваивалось за 75 лет и возросло с 1 до 2
млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов за половину этого срока.
К 1975 году уже через 13 лет население планеты возросло до 4 млрд. Ныне,
увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд., население превысило цифру 5,5
млрд. и грозит через три-четыре десятилетия дойти до 8-10-12 (подсчеты
разнятся млрд. человек)
При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения
наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80%
жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для
поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того
разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами
Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране
развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем
ребенок в стране «третьего мира».
Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
Решение глобальных проблем современности это общее дело всего человечества.
Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые
позволил бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально
политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А
для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные
ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными
ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок,
доведения до логического конца, получает значение общего идеала. При таком
подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в
процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной
реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и
духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.
Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении
полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала.
Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную
реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных
отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни
людей, в том числе и с общественным производством, и с системой
производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных
потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии
личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего
подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление
общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом,
определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную
значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.
Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для
какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет значение для всего
человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные
объекты, от достаточного количества, которое зависит существование
человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должностного
контроля над ними составляют угрозу человечеству. Таким образом, глобальные
проблемы современности осознание трагических перспектив человечества перед
лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы -
вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных,
относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К
этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт
самосохранения, но и глубокая потребность человека в органической связи с
другими людьми, которое стало ныне более осознанной и более настоятельной,
что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост
планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении
богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к
времени, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени,
общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг
общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он
носит приземлённый характер и способствует лишь внешнему объединению людей в
борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин
«общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер.