Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Век нынешний и век минувший в комедии А

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Грибоедов стал автором одного гениального произведения, оказавшего огромное влияние на всю русскую литературу и занявшего в ней исключительное место. Комедия «Горе от ума» стала первой в истории русской литературы реалистической комедией. Она с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи - столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями.

Впервые в истории русской литературы в комедии высмеян не один порок общества, а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство, солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.

Главный представитель «века нынешнего» в комедии— Александр Андреевич Чацкий - молодой человек, хорошо образованный, понявший, что «дым Отечества» «сладок и приятен», но многое в жизни России того времени надо менять, и, в первую очередь, сознание людей.

Герой противостоит сплоченному в своем нежелании что-либо менять фамусовскому обществу, которым владеет страх перед тем, что любые прогрессивные идеи, вольнодумные мысли помешают их спокойному, безмятежному, сытому существованию. Его главным представителем и является Фамусов - чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного, проявления любого свободомыслия, вольности, новых идей:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столице,

-говорит он, имея в виду Чацкого и таких, как он.

Фамусов, выражая идеи общества, представителем которого он является, считает ненужной всякую образованность и говорит, что «в чтеньи прок-от невелик», а его «соратник», в «ученый комитет который поселился», с криком требовал присяг, чтоб «грамоте никто не знал и не учился, да и учителей для своих детей дворяне, которые должны были лести в себе культуру российского общества, нанимали «числом поболее, ценою подешевле».

Иностранцы и все иностранное - вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов - «Английского клуба почтенный член до гроба» - заявляет, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», и естественно, что люди «века минувшего», по выражению Чацкого, разговаривают на языке, являющем собой смешенье языков «французского с нижегородским».

Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова. Понятно, что каждого мужчину, посещающего его дом, он рассматривает как потенциального жениха для Софьи, но к «кандидату в женихи» предъявляются определенные требования, и не к душевным качествам, не к чертам характера, до этого представителям фамусовского общества дела нет, а к материальному благосостоянию:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Конечно, возлюбленный Софьи Молчалин, безденежный, безродный и бессловесный секретарь Фамусова, которому «ведь надобно ж зависеть от других», остается без шансов: «кто беден», тот Софье «не пара», а вот полковник Скалозуб - «и золотой мешок, и метит в генералы».

А Чацкий по-другому относится к «звездам и чинам». Он «служить бы рад», но прислуживаться ему тошно, он считает, что надо служить «делу, а не лицам».

Но в обществе «века минувшего» считается почетным угодничество и низкопоклонство. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не то на серебре, на золоте едал» и имел «сто человек к услугам», но

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб.

А Чацкий не готов мириться с таким подхалимством я противопоставляет «век нынешний» и «век минувший»:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея,

Как не в войне, а в мире брали лбом.

Стучали об пол не жалея!..

Но между тем, кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком

Теперь, чтобы смешить народ.

Отважно жертвовать затылком.

Но чины, мундиры, деньги - это идеалы, которым поклоняется «век минувший». Женщины «к мундирам так и льнут», «а потому что патриотки», - с иронией замечает Грибоедов устами Чацкого.

Но «расшитый и красивый» мундир укрывал «слабодушие и рассудка нищету» военных. Ярким примером этому служит полковник Скалозуб, красноречиво рассуждающий лишь о «фрунте и рядах», судящий обо всем «как истинный философ», а о женщине небрежно отзывается: «Мы с нею вместе не служили». В женском обществе царят те же законы, что и в мужском. Темами обсуждения в нем являются наряды, последний «бал и маскарад» и свежие сплетни, «словечка в простоте не скажут, все с ужимкой». Начитавшись сентиментальных французских романов, они в своем воображении создают идеал «мужа-мальчика, мужа-слуги».

И в этом, как ни странно, «соратником» Чацкого становится сам Фамусов, восклицающий:

Когда ж избавит нас творец

От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!

Он называет французов «губителями карманов и сердец». Истоки пороков общества, окружающего Чацкого, лежат в самом обществе. Так, представители «века минувшего» трепещут перед тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна» и что «сильные мира сего» не «порадеют родному человечку». «Ведь нынче любят бессловесных», - в отчаянии восклицает Чацкий, имея в виду Молчалина, который не «смеет своего сужденья произнесть».

Зависимость всего и всех от мнения более чем не всегда достойных людей - вот следствие процветания фамусовского общества, где предметом разговоров и хвастовства являются крепостные, которых можно выменять на «борзые три собаки», где низкого и подлого человека «ругают везде, а всюду принимают», где нет места благородству, самоотверженности и любви.

Но, к счастью, Чацкий не одинок. Его свежая сила только еще «нарождалась». Кроме Чацкого в комедии ее не представляет никто из сценических персонажей, но в репликах действующих лиц присутствует упоминание о князе Федоре, двоюродном брате Скалозуба, «химике и ботанике», о профессорах Пединститута, «упражняющихся в расколах и безверьи».

Вопреки симпатиям автора, победа оказывается на стороне фамусовского общества, хотя моральную победу одерживает Чацкий. В этом проявился реализм комедии.

Что будет с Чацким и такими, как он, никто не знает, автор оставляет это домысливать читателю.




1. Інформаційні системи і технології на підприємств
2. Общая энергетика 2005 Водяной пар
3. Концепт Dieu во французских фразеологизмах, пословицах и поговорка
4. на тему- Давньогрецька культура
5. исследователя так и современного экономистапрактика
6. Операционные системы ЭВМ и трансляторы
7. Кредит и кредитная система
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня доктора економічних наук Донецьк ~ 2001
9. на тему- Зависимый преобразователь переменного напряжения в постоянное
10. і На позитивні ефекти показав в своїй праці ldquo;О лекарственніх средствахrdquo; древньоримський лікар Діоскор
11. Помойному ведру Перлза но взгля
12. і При тазових передлежаннях 35 пологів сіднички знаходяться над входом у м-таз
13. White Rocks г. Бяла республика Болгария Организаторы приглашают принять в этом масштабном проекте гд
14. Феномен самозванчества в России.html
15. 5 ВВЕДЕНИЕ
16. Содержание и задачи нормирования труда
17. 2014 учгода Продолжительность семестра- 10
18. Статья I Отдел 1
19. Русско-Турецкая война 1877-78 гг В отечественной литературе XIX века ВВВерещагин ИЛЛеонтьев-Щеглов ВАТихонов
20. Кристалл 18 17 0 1 11748 69 51