Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

феогония или Теогония что погречески значит О происхождении богов от самого начала мироздания и до

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-12-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 22.5.2024

Вопрос №6

ТИТАНЫ

Поэма «феогония» (или «Теогония»), что по-гречески значит «О происхождении богов» — от самого начала мироздания и до тех пор, когда от бессмертных богов стали рождаться смертные герои. На тридцати страницах здесь названы и связаны друг с другом больше трехсот имен. Все они укладываются в три мифологические эпохи: когда правили древ­нейшие боги во главе с Ураном; когда правили старшие боги — Титаны во главе с Кроном; и когда стали править и правят младшие боги — Олим­пийцы во главе с Зевсом.

В «Теогонии» Гесиода и других ранних греческих легендах, ТИТАНЫ - это доолимпийские боги или полубоги, дети Урана и Геи. Их часто путают с гигантами. (См. Кронос, Гиперион, Прометей.) Между титанами и олимпийцами произошло сражение, в котором новое поколение богов одержало победу; пораженные титаны были низвергнуты в Тартар. Наиболее известные изображения титанов дали Рубенс и Фейербах.

Титаны восстали на Зевса и потерпели наказание: отсюда возникло представление о титанах, как о виновниках существующей в мире ненависти и противниках стройного миропорядка. Так объясняет это мифическое понятие Гесиод, видя в титанах существа, имеющие злые стремления.

По Гесиоду, Т. было 12: 6 - мужского и 6 -женского пола:

- Океан и Тетис (чета морских божеств);

- Гиперион и Тейя (небесные божества; от них произошли солнце, луна, звёзды);   - Крей и Эврибия (властные божества, быть может моря; от них произошли Астрей, Паллант и Перс);

- Коей и Фойба (божества света, от них произошли Лето и Астерия);

- Иапет (отец Менойтия, Атланта, Прометея и Эпиметея, олицетворяющих состояния и свойства человеческой смертной природы).

- Крон, Фемис (от Зевса родила Мойр и Гор)

- Мнемозина (от Зевса родила Муз).

Возбужденные к восстанию матерью Геей, Т. низвергли Урана и утвердили власть своего младшего брата Крона, который в свою очередь был свергнут сыном своим Зевсом. Лучшие из титанов присоединились к Зевсу; только Иапет и его потомство, заняв гору Отрий ("крутую, каменистую"гору), начали долгую и ожесточенную войну против олимпийских богов, которые утвердились на горе Олимпе (Светлой горе). Наконец, с помощью сторуких исполинов и киклопов, которых, по совету Геры, Зевс освободил из темницы, Т. были побеждены и низвергнуты в Тартар, где сторукие великаны были поставлены сторожить их.

ВОПРОС№7

СТИХИЙНО-ЧУДОВИЩНАЯ МИФОЛОГИЯ: ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ В ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ.

 Так называемые тератологические мифы (от греч. «чудо», «чудовище») повествуют о чудовищах, символизирующих силы земли. Гесиод подробно рассказывает о порожденных небом Ураном и землей Геей титанах, циклопах и сторуких. Порождением Земли и Тартара является стоглавый Тифон. Среди порождений земли есть эринии — страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах, которые преследуют преступников. От Ехидны и Тифона рождаются собака Орф, пятидесятиголовый кровожадный страж Аида Кербер (Цербер), Лернейская гидра, Химера с тремя головами: львицы, козы и змеи, с пламенем изо рта, Сфинкс, убивающий всех, кто не разгадал его загадки; а от Ехидны и Орфа — Немейский лев. Миксантропическими демонами являются сирены (полуптицы-полуженщины), кентавры (полукони-полулюди). Тератологическая мифология эпохи матриархата (Медуза Горгона, Сфинкс, Ехидна, Химера — чудовища женского пола) получает обобщение и завершение в образе Великой матери, или богини-матери. В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. К поздним, героизированным формам матриархальной мифологии относятся амазонки.

ВОПРОС №8

ОЛИМПИЙСКИЙ ПЕРИОД. РАННЯЯ КЛАССИКА.

В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов — сыновей Посейдона Ота и Эфиальта, которые выросли настолько быстро, что, едва возмужав, уже мечтали взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса. Также убивает дракона Кадм и на месте битвы основывает город Фивы, Персей убивает Медузу, Беллерофонт — Химеру, Мелеагр — калидонского вепря. Совершает свои 12 подвигов Геракл.

Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на горе Олимп (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма.

- Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи,

- Деметра — культурного земледелия,

- Афина Паллада — честной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному, анархическому и аморальному Аресу),

- Афродита богиней любви и красоты (вместо прежней дикой всепорождающей и всеуничтожающей богини),

- Гестия — богиней домашнего очага.

-  Даже Артемида, которая сохранила древние охотничьи функции, приобрела красивый и стройный вид и превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям.

Ремесло также обрело своего покровителя, а именно — Гефеста. В XX гомеровском гимне ему приписывается покровительство всей цивилизации.  Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир.

Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней, находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Если раньше нимфы рек и озёр — океаниды или нимфы морей — нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. — это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворённой и поэтизированной. Власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудрому богу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим Жезлом Молний. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника («победа») — уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше то же ничем не отличалась от земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Детьми Зевса и Фемиды являются вечно танцующие богини времен года и государственного распорядка, справедливейшим образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путем открывания и закрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом. Даже мойры — страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на Олимпе. Мудрое, веселое и изящное окружение характерно и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с ее Эротом и другими игривыми демонами любви, с ее харитами, с ее вечными танцами, улыбкой и смехом, беззаботностью и непрерывными радостями. Человеческий труд также получил свое дальнейшее отражение в мифологии: по повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле и учит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком — отголосок этого сохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Пан следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образы знаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, своим художественно- техническим творчеством. Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания для спасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для своего полета с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икара дан Овидием в «Метаморфозах», VIII 183—235). Посейдон и Аполлон строят стены города Трои (Hom. Il. XXI 440—457). Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лире заставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранились мифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Эвмолп, Фамирид, Лин и особенно Орфей, которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящей цивилизации.

Подвиги Геракла — вершина героической деятельности. Этот сын Зевса и смертной женщины Алкмены — не только истребитель разного рода чудовищ (немейского льва, лернейской гидры, керинейской лани, эриманфского вепря и стимфалийских птиц), не только победитель природы в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если своими победами над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона он ещё сравним с другими героями, то двумя подвигами, ставшими апофеозом человеческой мощи и героического дерзания, он превзошёл всех героев древности: на крайнем западе, дойдя до сада Гесперид, он овладел их яблоками, дарующими вечную молодость; в глубине земли он добрался до самого Кербера и вывел его на поверхность.

Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда. Когда же аргонавты прибыли в сад Гесперид, те рассыпались в пыль и только потом приняли свой прежний вид.

ВОПРОС №9

ПОЗДНИЙ ГЕРОИЗМ. ТАНТАЛ И СИЗИФ.

Процесс разложения родовых отношений, формирования раннеклассовых государств в Греции нашёл отражение в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, утончённым. Примеров воинской доблести у Гомера сколько угодно, но у него же много примеров религиозного равнодушия, доходящего даже до критики авторитетнейших из богов. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами.

Лидийский царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям. В Тартаре томился также и царь по имени Тантал (отец Ниобы), который при жизни морил своих подданных голодом, жестоко обращался с ними, оскорблял бессмертных богов и однажды даже дошел до того, что изжарил и преподнес им своего собственного сына Пелопса. Большинство богов сразу же распознали обман и отказались от предложенного блюда, за исключением Цереры, которая так сильно страдала из-за исчезновения своей дочери Прозерпины, что не обратила внимания на то, что стояло перед ней, и по рассеянности съела плечо юноши. Боги пожалели юношу и вернули его к жизни, а Церера вставила ему плечо из слоновой кости. Чтобы наказать бесчеловечного Тантала, боги отправили его в Тартар, где он стоял, умирал от жажды, по шею в реке с чистой водой. Стоило ему только наклониться, чтобы попить, как вода уходила от его потрескавшихся губ. Над его головой висела ветка с сочными плодами. Голод терзал его не меньше жажды, но стоило ему только протянуть руку, как ветка тут же поднималась вверх, и плод ускользал от него. Так родилось выражение «танталовы муки».

 Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгины и разгласил эту тайну среди людей. Другим преступником в Тартаре был Сизиф, сын Эола, царь Коринфа, который, пользуясь своей властью, грабил и убивал путников и даже обманывал богов. Когда Сизифу пришла пора умирать, он обманул бога смерти Сомна и заковал его в цепи (пока Марс не освободил Сомна люди не умирали). Затем Сизиф обманул Плутона и сбежал из Гадеса. Боги, в качестве наказания за обман и злодеяния, ввергли его в Тартар, где он должен поднимать на вершину крутой горы огромный камень. Но как только Сизиф вкатывал его туда и думал, что задание выполнено, камень выскальзывал из его рук и катился к подножию горы. Приходилось начинать все сначала.

Царь Иксион влюбился в Геру — супругу верховного бога Зевса и, обнимая тучу, думал, что обнимает Геру.

Диомед вступает в рукопашный бой с Аресом и Афродитой.

Салмоней и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать божеских почестей.

Конечно, все эти неблагочестивые или безбожные герои несут то или иное наказание. Но это уже первые признаки того периода греческой истории, когда мифология станет предметом литературной обработки. Для этой эпохи разложения героической мифологии характерны мифы о родовом проклятии, которое приводит к гибели несколько поколений подряд.

Известны два мифа, по которым можно проследить, как мифология приходила к самоотрицанию.

Прежде всего это был миф, связанный с Дионисом — сыном Зевса и смертной женщины Семелы, который прославился как учредитель оргий и бог неистовавших вакханок. Эта оргиастическая религия Диониса распространилась по всей Греции в 7 в. до н. э., объединила в своём служении богу все сословия и потому была глубоко демократической, направленной к тому же против аристократического Олимпа. Экстаз поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности. Возникшая из культа Диониса греческая трагедия использовала мифологию только в качестве служебного материала, а развившаяся также из культа Диониса комедия прямо приводила к резкой критике древних богов и к полному их попранию.

Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Сам Прометей — божество, он либо сын титана Иапета, либо сам титан, то есть он или двоюродный брат Зевса, или даже его дядя. Когда Зевс побеждает титанов и наступает героический век, Прометей за свою помощь людям терпит от Зевса наказание — он прикован к скале в Скифии или на Кавказе. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале, и у Гомера о Прометее нет ни слова. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны — последнего большого деяния героического века — Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира. Недаром мифы о Дионисе и Прометее распространились на заре классового общества, в период формирования греческой полисной системы.

Художественная разработка древних оборотнических мифов тоже свидетельствует о самоотрицании мифологии. В эллинистическо-римский период античной литературы выработался даже специальный жанр превращений, или метаморфоз, который нашёл воплощение в сочинении Овидия «Метаморфозы». Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивается превращением фигурирующих в нём героев в какие-нибудь предметы неодушевлённого мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получающий такое же название. Гиакинф умирает, проливая свою кровь на землю, и из этой крови вырастает цветок гиацинт. Кипарис, убивший оленя, очень сожалел об этом и от тоски превратился в дерево кипарис. Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далёком прошлом — мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту. Популярность этого жанра превращений в литературе эллинистическо-римского периода иной раз свидетельствует о печали людей по поводу безвозвратного мифического времени и невозможности иметь старинную наивную и нетронутую веру в буквальный реализм мифа. Эти мифы свидетельствовали о гибели наивной мифологии в эллинистическо-римский период, о замене её обыкновенной, трезвой и реалистической поэтизацией природы и человека.

ВОПРОС №10

ОЛИМПИЙСКИЙ ПАНТЕОН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ, ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ БОГОВ ДООЛИМПИЙСКИХ.

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило четырнадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

- Зевс — верховный бог, бог молнии, грозы и громов.

- Гера — жена Зевса, покровительница брака.

- Посейдон — бог морской стихии.

- Аид — владыка царства мёртвых.

- Деметра — богиня плодородия и земледелия.

- Гестия — богиня домашнего очага.

А также их потомки:

- Афина — богиня мудрости и справедливости.

- Арес — бог войны и кровопролития.

- Афродита — богиня любви и красоты.

- Гефест — бог огня и кузнечного ремесла.

- Гермес — бог торговли, хитрости, скорости и воровства.

- Аполлон — бог света, покровитель искусств. Также бог-врачеватель и покровитель оракулов.

- Артемида — богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.

- Дионис — бог виноделия, веселья и пьянства.

Другой вариант:

Главой олимпийцев был признан Зевс, Посейдон – второй по влиянию олимпийский бог, но по происхождению более древний, чем Зевс. Аид – единственный из олимпийцев, которого не воспел гимном Гомер. Аид – бог, нелюбимый людьми. Аполлон – самый грозный из сыновей Зевса. Дионис своего рода близнец-антагонист Аполлона. Арес – наименее популярный бог разрушительной, кровавой, бессмысленной войны, имеющий склонность поддерживать заранее сильнейшую сторону. Гефест – бог огня и кузнечного ремесла. По одной версии Гефест – сын Зевса и Геры, по другой одной лишь Геры, родившей Гефеста в отместку супругу. Гермес – вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших. Пан – божество природы, сын нимфы Дриопы и Гермеса, либо Пенелопы и Гермеса. Гера – одна из наиболее древних, архаичных богинь. Несравненно большей популярностью пользовались другие богини: Афина и, особенно, Афродита. Власть Афродиты огромна, ей подчинены все люди и боги, за исключением трех богинь – Афины, Артемиды и Гестии. Афина – полное отличие от легкомысленной Афродиты. Афина – плод союза Зевса и Метиды. Артемида – богиня охоты и защитница целомудрия. Деметра, богиня плодородия и земледелия.

В Греции олимпийского периода много религиозно - мифологических противоречий. Зевс - верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, например, в Троянской войне, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс - весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни "Илиады" такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в "Одиссее" это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения. Олимпийцы — в мифах древних греков боги, обитающие на Олимпе. Одно из отличий олимпийцев от смертных — их безучастное отношение к волнениям и страданиям людей.




1. ЛЕКЦІЯ 1. ФІЗИЧНА КУЛЬТУРА ЯК СУСПІЛЬНЕ ЯВИЩЕ ТА ГАЛУЗЬ ДІЯЛЬНОСТІ П л а н з а н я т т я- 1
2. Реферат- Формирование произвольности у детей с задержкой психического развития.html
3. Вона досліджує коли вона хоче сховатись від турбот життя ~ вона видумуєrdquo; М
4. Войны Юрия Долгорукого 1152 - 1154 годы
5. бытовой и психологической адаптации к новым жизненным реалиям что обуславливает собой применение особых ме
6. Реферат- Активация алкенов и алкинов
7. первых рассмотрим ситуацию когда объектом выступают произведения творчества конкретного журналиста
8. Знакомое чувство ревности
9. Виды бетонов для строительных конструкций Бетоны классифицируются по ряду признаков по назначению разли
10. ак ЕА Вагнера Минздравсоцразвития России Кафедра эндокринологии и клинической фармакологии З
11.  Правила I ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1
12. Учебное пособие- Местная и общая анестезия
13. реферат дисертацiї на здобуття наукового ступеня кандидата бiологiчних наук Днiпропетровськ ~ Д
14. УПА у боротьбі на два фронти
15. Анализ рисков и опасностей на производственных объектах
16. Особенности контрольносчетных органов в субъектах РФ
17. Вычисление корней нелинейного уравнения
18. УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной и воспитательной работе Г
19. .И.О. Наименование дисциплины Количество часов по учебному плану РАНХ и ГС.
20. Контрольная работа Тестирование и требования к нему