Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

. Глава I. 1. Понятие флага

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

PAGE  1

                                                          Оглавление Введение…………………………………………………………………………….3             1. Глава I. 1. Понятие флага………………………………………………………..6

            2. Предпосылки появления государственного флага России………..8

2. Глава II. 1. Петровские флаги………………………………………………….12

                   2. Борьба флагов в первой половине XIX века................................17

3. Глава III. 1. Флаг Российской советской федеративной социалистической республики………..................................................................................................18

                    2. Использование флага России…………………………………….19

                    3. Возвращение триколора………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………………...21 Список литературы………………………………………………………………..23

4. Приложение 1. Символ Российского государства на море в 1690-е гг……..24

   Приложение 2. Андреевский флаг……………………………………………..25

   Приложение 3. Государственный флаг Российской империи в 1858г……...26

   Приложение 4. Петровский триколор в годы I Мировой войны…………….27

   Приложение 5. Флаги советской эпохи………………………………………..28

 

Введение

Флаг – это символ нации, отражении

идеалов, с верой в которые народ живет

созидает, идет в будущее.

А. Иванов

    С древнейших времен символика играет важную роль в человеческом обществе. Символы – это плод удивительных возможностей человеческой мысли. Он проникает глубоко в сущность явлений, открывает значительное в обыкновенном, выявляет главное качество и через зрительный образ или слово претворяет его в знак, в сигнал, в олицетворение вещей или явлений, в их условное изображение. Символ – это знак, имеющий обусловленное значение для определенной группы людей, объединенных убеждениями, общей целью, имеющих одну профессию.  

    Современный российский флаг называется «триколор», т.е. «трехцветный». Сегодня в России настоящий культ флага: триколор на зданиях, в витринах магазинов, на вездесущей рекламе, на номерных знаках автомобилей, куртках, майках, значках, открытках… Только вот незадача: его порой вешают на улицах «вверх ногами» – белой полосой вниз. И при всем обилии развешанных флагов многие люди, спроси их, в какой последовательности располагаются на флагах полосы, затрудняются ответить. Поэтому необходимо воспитывать культуру восприятия в обществе символики флага, знать ее драматическую биографию, понимать смысл, заложенный в цветовой гамме флага, не говоря уже о последовательности расположения цветов на нем, установленной законами РФ.     В современной России каждый достойный и уважающий себя гражданин считает своей обязанностью знать символы России и идеи, заложенные в них.

    Поэтому актуальность темы объясняется многими факторами.

    Во-первых, флагу посвящено большое количество книг и очерков. Причем всю литературу о флаге РФ можно разделить на две группы: специальная литература и публицистические материалы. Специальная литература в основном акцентирует внимание на истории возникновения государственного флага, интерпретации терминов и на событиях общественной жизни, предшествующих принятию какого-либо из государственных символов. Публицистическая литература отличается патетикой, т.е. страстными, взволнованными, исполненными пафоса нотами, прославляющими эти государственные символы.

    Во-вторых, это утверждение традиции российского флага. Флаг РФ – один из древнейших государственных флагов мира, он формировался на протяжении тысячелетия, испокон веку люди отождествляли с флагом свободу, веру, силу. С возвращением флага наших предков, мы, прежде всего, вернули себе часть утраченной истории и национальную гордость. Я считаю, что Россия достойна флага, под которым жили многие поколения наших предков.

    В-третьих, с каждым днем все активнее происходит популяризация нашего национального флага и его отождествление с властью. Естественно, подрастающие поколения будут хранить и защищать традиционные символы Российского государства. Поэтому оно должно воспитывать уважение к ним, ибо почитание их, а в особенности флага РФ, есть проявление гражданской позиции, а надругательство – подрыв традиций и неуважение к истории своего народа.

    Обращение к исторической символики Российской державы и придание ей официального статуса обусловили возрастание общественного интереса к прообразу сегодняшнего государственного стяга, его истории и эволюции.

    Средства массовой информации буквально обрушили на граждан России вал сведений о трёхцветном полосном флаге(бело-сине-красном), среди которых нередко имеются неточные, непроверенные и просто легендарные версии, например, об исконности национальной цветовой гаммы данного исторического памятника. При этом как-то не акцентировалось внимание на его прежнем юридическом статусе, а апелляция к исторической памяти выглядит слишком односторонней: ведь красное знамя с серпом и молотом также можно отнести к памятникам нашей российской истории.

    

Цель

    Изучить историю флага Российской империи.

Задачи

  •  Ознакомится с понятием флаг и предпосылками его появления;
  •  Показать зарождение цветовой символики;
  •  Раскрыть борьбу флагов во второй половине XIX века.

Глава I

Понятие флага

  

    Существует целый ряд названий на русском языке для обозначения того, что мы сейчас называем флагом. Предлагаю рассмотреть некоторые из них в исторической традиции.

1. Знамя – определенного цвета полотно, укрепленное на древке с надписями, эмблемами, украшениями, служащее официальным символом государства.

2. Штандарт – императорский флаг в России, а также флаг главы государства, поднимаемый во время пребывания императора или главы государства на военном корабле или во дворце.

3. Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище различной формы с определенным соотношением сторон, одноцветное или многоцветное, часто с изображением герба государства или каких-либо эмблем объединений, организаций, обществ и т.д.

4. Хоругвь – устаревшее название воинского знамени; вертикально свисающее полотнище с изображением Христа или святых, укрепленное на длинном древке и носимое при крестных походах.

5. Стяг – древнерусское название воинского знамени, представляет собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани.

6. Вымпел – узкий, длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимается на мачте военного корабля, находящегося в плавании наряду с кормовым флагом, служит признаком государственной принадлежности корабля.

7. Бунчук – длинное древко с шаром или острием, прядями из конских волос и кистями на верхнем конце; знак власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15 – 18 веках.

    История флагов начинается в странах древневосточных цивилизаций. Известны, например, хоругви с эмблемой шумерийского бога Нанна (III тыс. до н.э.), белый флаг китайской династии Чжоу (ХI-III вв. до н.э.), индийские флаги с изображениями тотемных зверей и птиц.

    Флаг является символом объединения государства, нации, класса. Форма флагов может быть разной, а древко, навершие и другие детали не являются обязательными.

    Изучение истории флага как символа государственности неразрывно связано с геральдикой. Эта связь обусловлена, с одной стороны, присутствием на различных флагах (государственных, военных, торговых, ведомственных и др.) изображений государственного герба, а с другой – выбором различных цветов для расцветки флагов, который обычно не был случайным, а мог определяться цветами герба государства или правящей династии, цветами армейских мундиров, цветовой символикой и т.д.

    Различают флаги государственные и национальные: первые олицетворяют суверенитет (полная независимость) страны, вторые – суверенитет этноса (народа) в его различных исторических формах (народность, нация).

    В основе цветовой гаммы флагов целого ряда различных стран могут лежать цвета государственного флага какой-то одной державы, обычно наиболее передовой и могущественной. Например, Италия, Бельгия, Румыния, Ирландия, Люксембург, Ливан, Сенегал, Чад, Мали и ряд других стран при выборе цветов для своего государственного флага взяли за образец французский трёхцветный «триколор». Так называемые «крестовые» флаги Швеции, Финляндии, Норвегии, Исландии и других стран восходят к датскому «Даннеброгу» ХIII века.

    Цвета ряда государственных флагов отразили географические особенности своих стран. Некоторые изображения на флагах отражают вероисповедание населения. Так, Османский полумесяц со звездой является атрибутом флагов подавляющего большинства исламских государств.

Предпосылки появления государственного флага России

     

    История российского флага очень увлекательная и насчитывает несколько столетий. Необходимо констатировать тот факт, что о древних знаменах нашей страны имеется мало сведений. Но известно, что с момента образования к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предфлаги, - так называемые стяги, которые тогда являлись символами княжеской власти. Тогда стяги выглядели так: это были длинные шесты. На них были прикреплены ветки деревьев, пучки травы, конские хвосты или часть конской гривы, которые, как правило, были окрашены яркими красками разных цветов. Относительно же полотнищ стягов древнерусских племен можно предположить, что до принятия христианства они были разных форм и цвета, но преимущественным цветом был, видимо, красный. С глубокой древности воины считали цвет огня и крови цветом мужества. Роль стягов в древности и средневековье особенно большой была в военном деле – с их помощью велось управление боем, воины по знамени определяли место сбора «до» и «после» боя, узнавали о расположении своего командира, т.е. знамя являлось основным познавательным знаком своего командира, а также и своего отряда. По знамени воины определяли направление движения войска и т.д.

    Шло время. Происходили изменения в стране, что отражалось на знаменах. Так, с течением времени на Руси появилось знамя в виде полотна, которое было прикреплено к древку. Это знамя (полотнище) легко развевалось на ветру, тем самым оно придавало уверенность и мужество воинам-ратникам. Косой клин (форма полотнища) прикрепляли к древку, а над ним помещали железное навершие – острожник. Позже полотнище знамени стали изготавливать с двумя, тремя «хвостами», которые в те времена назывались «откосами», «косицами», «клинцами», «яловцами». Только со второй половины XIV века впервые употребляется слово «знамение» для обозначения стяга с изображением лика Спасителя. А вот самое слово «знамя» широко стало употребляться с XVII века. Уже в знаменитом историческом источнике – «Повести временных лет» - знамена назывались стягами от слова «стягать», что в переводе на современный язык означало – стягивать, собирать вокруг себя воинов «во время» и «после» битвы, а также для защиты своей родной земли, а иногда села или города. Со временем стягом стали называть и малые военные отряды, а поэтому счет отрядов велся и по количеству стягов. В те далекие времена был специально назначенный знаменосец – стяговник, который должен был хранить и разворачивать знамя перед боем и в походах. Впоследствии знамя имело значение условного знака – господства и над страной, овладения крепостью или городом, т.е. было символом власти. Например, если князь водружал свое знамя над каким-либо городом, крепостью, страной, то этим самым он объявлял о своей власти над ними.
Но с XII века под «стягом» всё чаще имеется в виду именно знамя, а не воинское подразделение. Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов. «Собирательная» и «управленческая» функция которых дополнялась звуковыми сигналами (подобное было характерным и для византийского войска). Звуковые сигналы подавались с помощью труб и бубнов. Необходимо отметить тот факт, что в XVI-XVII веках в нашей стране функционировали различные типы знамен. Существовала своего рода иерархия тогдашних знамен. В первую очередь, это Большое царское знамя. Оно было очень велико, богато украшено и сопровождало царя в его походах. Имелось и Малое знамя, принадлежащее царскому полку. Существовали и знамена меньшие по рангу – полковые и сотенные. А что же изображалось на подобных знаменах? Чаще всего, к примеру, на больших и малых царских знаменах (они были, как правило, красного цвета) помещали лик Спасителя, а также изображения ангелов, звезд и крестов. Их обрамляли затейливыми орнаментами, которые сверкали золотом и серебром. На знаменах полков также помещали изображения святых. Этот тип знамен богато украшен. Сотенные же знамена были меньших размеров, чем другие, нами уже названные. На сотенных изображался крест, вместо святых. Сотенные по

содержанию украшения были проще, как бы скромнее.
    После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господен. В связи с чем стяги приобретали статус святыни. К XV веку мобильность (подвижность) русских войск значительно увеличилась, а поэтому стяги (знамёна) стали меньшими в размерах. Роль и статус стягов повышался: под ними проходила церковная служба, принимали присягу, заключали договоры и т.д. С конца XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя. А уже в начале XVII века слово «стяг» было, по сути, полностью заменено словом «знамя».
    А какую роль играли знамена? Что на них изображалось? Как они выглядели? На эти вопросы можно получить ответы при рассмотрении конкретных знамен (стягов) тех далеких времен.
    Знаменитым стягом (знаменем) далеких времен нашей страны являлся «Всемилостивейший Спас». С ним Иван Грозный ходил «воевать» Казань в 1552 году и покорил ее, присоединив к русскому государству. Это знамя было с откосом, «построено» (изготовлено) из малиновой (червчатой) камки. А посредине был «вшит образ Спаса Нерукотворного, вшитый золотом, серебром, голубыми и разноцветными шелками». Вокруг этого образа вышит библейский текст. В откосе вшиты два четырехконечных креста и пять звезд из камки желтого цвета. Камка знамени обшита бахромою из золота с малиновым шелком. Древко стяга увенчано серебряным позолоченным крестом. Размеры его были таковы: длина – 3 м, высота – 1,5 м. Для ношения стяга назначалось два-три человека. Нижний конец древка был острым, что указывает на то, что знамя могло втыкаться в землю.
    После взятия Казани у стяга «Всемилостивейшего Спаса» был отслужен молебен, затем Иван IV приказал воздвигнуть церковь на том месте, где стояло это знамя во время боя. Это знамя участвовало в походах русских войск в XVI-XVII веках.
    Обратимся теперь к характеристике еще большего знамени XVI века – «Великого стяга» Ивана Грозного.  Этот стяг был изготовлен по приказу Ивана Грозного в 1560 году для русских войск, которые вели войну с Ливонией (1558-1583). Площадь его составляла 12 кв. м. Скроено это знамя было косынею (с откосом снизу вверх). Оно было богато украшено. Композиция его была чересчур сложной. Изготовлено было из китайской тафты. На лазоревом (светло-синем) полотнище изображен в темно-голубом круге Иисус Христос (Спаситель) в славе, т.е. в короне. Он был в белой одежде и на белом коне. По окружности круга изображены золотые херувимы и серафимы. А левее круга и непосредственно под ним – сонм небесного воинства (ангелы, святые) в белых одеждах и на белых конях. Откос (сахарного) белого цвета. В нем вшит круг из белой тафты, а в круге помещено изображение архангела Михаила – на золотом крылатом коне, держащий в правой руке меч, а в левой – крест. Архангел Михаил являлся предводителем небесного воинства. Всё полотнище усыпано золотыми звездами и крестами. По краю это знамя было обшито каймой брусничного цвета. На кайме был помещен текст из Библии. Таким знаменам воздавались большие почести, они освещались самим патриархом по тому же чину, что и иконы. Это знамя ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля.
    Вышеназванные авторы книг (Серов, Соболева, Пчелов и др.) отмечают, что в XVII веке в русских знаменах появляется новое, в первую очередь, в изображениях на них. Новшества были связаны с тем, что в это время на службе в русской армии стали появляться иноземные военные, из которых формировались, как тогда говорили, полки иноземного строя (рейтарские, драгунские полки), которыми, естественно, командовали исключительно иностранные командиры – офицеры. Конечно же, иностранные офицеры вносили в русские войска некоторые свойственные им порядки и обычаи. Кроме обучения и обмундирования своих подчиненных, иностранные офицеры решали вопросы составления (изготовления) знамен для своих воинских частей.
    Новое же, привносимое иностранными командирами, заключалось в том, что они стали помещать изображения на знаменах и различных воинских значках – светские эмблемы, к которым относились: орел, грифон, змеи, львы, химеры и др. На протяжение всего XVII века этот обычай в значительной мере был распространен во всей русской армии.
    Необходимо отметить, что уже в XVII веке правило помещать светские эмблемы стало распространяться не только на знамена иноземных полков, но и на русские ротные (сотенные), на знамена полков, на боярские и даже на знамена старого московского строя, т.е. стрельцов и казаков. Так появился в русском войске западный обычай изображать светские эмблемы на знаменах и прочих военных значках. Светские эмблемы были исключительно разнообразны как по форме, так и рисункам на них, изготавливаясь, «как ротмистр укажет сам». На таких знамёнах в виде эмблем «писали» орла, грифа, змею, льва; надписи делались в основном на латинском языке.
    И еще: в конце XVII века на военных знаменах помещались и территориальные эмблемы, некоторые из них впоследствии вошли в городские и иные гербы. Некоторые исследователи – флаговеды считают, что в нашей стране до середины XVII века не имелось единого государственного знамени, на котором изображался бы двуглавый орел, хотя он, как известно, в качестве государственного знака существовал с конца XV века.
    Но имеются основания утверждать, что в начале XVII века использовалось знамя, олицетворяющее верховную государственную власть над присоединенными к России землями, на котором все-таки было помещено изображение двуглавого орла, на груди которого был помещен св. Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змия.

    

Глава II

Петровские флаги

   

    Резкие перемены в знаменах и их функциях наступили в период царствования Петра Великого. В 1696 году появилось знамя, у которого на гербовом красном полотнище с белой каймой был изображен золотой под тремя коронами двуглавый орел с распростертыми и чрезвычайно высоко поднятыми крыльями, парящий над морским заливом, на груди его помещался Спаситель. Петр ясно осознал главную задачу своего правления: добиться выхода на море, и сам Бог призывался на помощь в исполнении задуманного. Понимал её и его отец царь Алексей Михайлович Романов, в царствовании которого в 1665-1668 годах был создан первый русский военно-морской флаг в тех же самых цветах, что и позднейший государственный.

    В 1667-1669 годах в селе Дединове на Оке в Коломенском уезде была построена первая речная и морская флотилии для защиты торговых караванов, ходивших по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию. Капитан корабля «Орёл», запрашивая правительство, какой флаг следует поднять его флотилии, подсказывал: «На кораблях бывает – которого государства корабль, того государства бывает и знамя».

    К сожалению, сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии до нас не дошёл. Его представляют как полотнище, разделенное синим прямым крестом, левая верхняя и правая нижняя четверти (геральдические) красные, а другие по диагонали – белые. На гравюре А.Шхонебека «Осада Азова» в 1696 году изображены полотнища с синим прямым крестом и двумя белыми и красными четвертями, перемежавшимися в шахматном порядке. Можно с уверенностью сказать, что этот-то флаг и стал первым, где использовались только белый, синий и красный цвета. Именно такую материю, притом в больших количествах, приказано было выдать 9 апреля 1668 года в ответ на запрос капитана Д. Бутлера.

    Неизвестно доподлинно, какие изображения несли на себе эти военно-морские флаги. С конца 90-х годов флаг стал трёхполосным, «поясным», по образцу голландского. (На последнем были три полосы – оранжевая, белая, голубая; еще до 1651 года оранжевая полоса сменилась на красную). Создание трёхполосного флага не должно нас удивлять. Для великого корабельного плотника на троне Голландия была образцовой морской державой, ее флот бороздил моря и океаны почти всего земного шара, и не одна Россия попала под обаяние голландской символики морского флота. В пользу голландского происхождения говорит тот факт, что именно такой «флаг царя Московского» поднял Пётр I в 1693 году на судне в Архангельске. Он был почти квадратный (4,6 х 4,3 м) и нес изображение золотого орла. Известно, что на носу и корме «Орла» имелись резные деревянные орлы, а на его флаги велено было нашивать российский государственный герб.  Царское судно своими гербами предупреждало грабительские нападения. Форма флага, скорее всего, была прямоугольной, возможно, с тремя «косицами». Трёхцветные флаги на Волжско-Каспийской флотилии свидетельствовали о стремлении России уже в то время соответствовать морским державам Европы.

    Итак, в конце 1660-х годов в России впервые появился военно-морской флаг именно в тех цветах, которые позже закрепились за государственным.

    А в выборе цветов не последнюю роль сыграла отечественная традиция. Выше говорилось о пристрастии русских к красному цвету. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Именно красный, белый и синий цвета, а не «изобретенные» в 1856 году по образцу коронационного знамени Елизаветы Петровны 1741 года иноземцем Б.Кене чёрный, жёлтый, белый можно считать традиционными цветами российской монархии и русских царей до ХIХ века. Впрочем, сторонники исконности черного, желтого и белого цветов как государственных цветов ссылаются на штандарт Пётра I 1712 года, несший на себе изображение чёрного орла на жёлтом фоне, в «грудях» которого находился св. Георгий с драконом на белом коне.

    Официального толкования цветов флага России не существует, но принято считать, что белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство, свободу. Синий цвет символизирует постоянство, веру, верность, олицетворяет Богородицу, покровительницу русской церкви. Красный цвет несет в себе энергию и силу, напоминает нам о крови, пролитой за Отечество.

    Надо отметить, что расположение полос отражало древнее представление о строении мира: внизу – физический, затем – мир небесный, вверху – мир божественный. Цвета (сверху вниз) символизировали Веру, Надежду и Любовь. В XIХ в. трёхцветные полосы флага объяснялись как символ единения трёх восточнославянских народов – белорусского, украинского и русского.

    Трёхцветный военно-морской флаг в самом конце ХVII века стал общепринятым, его поднимали на ботике Пётра I в 1668году, на судах переяславской флотилии, на белом море в 1693 году, на кормах военных кораблей Азовского флота в 1697-1700 годах.

    «Флаг Его Царского Величества московского» развевался на корабле «Крепость», пребывшем из Азова в Стамбул в 1700 году для заключения перемирия с Османской империей, и в 1716 году на флагмане «Ингерманланд» с которого Пётр Великий руководил флотами Англии, Голландии, Дании и России, которые планировали высадку десанта на территории Швеции.

    Пребывание трёхполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. Торговым же флагом 1693-1700 годов считался белый с двуглавым чёрным орлом посередине.

    Трёхполосный флаг недолго удержался в качестве кормового в военном флоте. 10 марта 1699 года в России был введён первый военный орден в честь её патрона св. Андрея Первозванного. Лазурный Андреевский крест на белом поле стал новым военно-морским флагом, окончательно утвердившимся в 1712 году.

    2 мая 1703 года, на другой день после взятия шведской крепости Ниеншанц в устье Невы, Пётр писал о том, что русский флаг с крестом св. Андрея пробился наконец на Балтику. В течение 1692-1700 годов составил около тридцати разных видов морских флагов. Лазурный крест то «прорезал» с угла на угол бело-сине-красное полотнище, то полосы такого цвета обрамляли его сверху и снизу, то крест предварял полосы у древка, то включался в крыж адмиральских белых, синих или красных полотнищ, после того как Пётр разделил трёхполосный флаг на три части.

    В первые годы Северной войны 1700-1721 годов трехцветный флаг был военным не только на море, но и на суше. Под ним, а также под Андреевским знаменем разных цветов сражалась русская армия в 1700 году у Нарвы.

    Тем не менее, бело-сине-красный флаг уступил место Андреевскому, поскольку не только государственная власть, но и церковь поддерживали культ первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей. Уступил, но не исчез. 20 января 1705 года Пётр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Его следовало вышивать на «торговых всяких судах, которые ходят по Москва-реке и по Волге и по иным по всем рекам ради торгового промыслу». Подобно Андреевскому флагу на военных судах, бело-сине-красный на коммерческих указывал на принадлежность корабля России. В дальнейшем, как и в большинстве государств мира, именно этот коммерческий символ стал государственным.

    Можно предположить, что символика четырех лучей Андреевского креста имела тот же смысл, и поэтому флаг св. Андрея казался Петру ближе, чем флаг трёхцветный.

    Царский штандарт, который поднимали в обязательном порядке во время государственных праздников, современники-иностранцы называли иногда «императорским государственным флагом». И может быть, они были правы. Российскую империю, как и Российское царство, ярче всего символизировал «государев орлёный» флаг.

    После смерти Петра I формирование государственной символики приняло другое направление: в армейскую униформу стали проникать сопутствующие цвета, принятые в Германии (точнее, в Пруссии), - чёрные, оранжевые, жёлтые. Даже офицерские шарфы, цвета которых раньше соответствовали русскому флагу, в 1742 году поменяли на чёрно-жёлтые. Боевой орден св. Георгия в 1769 году получил чёрно-жёлтую ленту, условно обозначавшую «порох и огонь».

    При императоре Павле I не только банты на шляпах военных, но и другие детали головных уборов стали чёрно-оранжевыми. Его сын Александр I окончательно утвердил армейскую кокарду, перьевые султаны и офицерские шарфы чёрно-оранжево-белого цвета. Кокарды с императорскими цветами постепенно стали носить не только офицеры флота и армии, но и чиновники.

    Получилось так, что союзные с 1815 года Россия, Австрия и Пруссия и в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета, за что именовались «монархиями чёрного орла». У Бранденбурга и Пруссии был чёрно-белый флаг; чёрные и жёлтые полосы имелись на флагах многих суверенных немецких княжеств; флаг единой Германии в ХIХ веке был чёрно-красно-жёлтым. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны и вплоть до Павла I на немецкие образцы, чёрно-жёлто-белые цвета сухопутной армии все более приобретали значение цветов государственных.

    Жизнь «государственного» императорского штандарта первой четверти ХIХ века была малозаметной. Он, единственный из флагов, поднимался при коронации Николая I 22 августа 1826 года в тех местах, где находился царь. Цесаревичи присягали царю и Отечеству не под «орленым» и не под чёрно-жёлто-белым или бело-сине-красным флагом, а каждый под знаменем того полка, шефом которого он был.

    Бело-сине-красные цвета, переданные Петром I торговому флоту, постепенно превращались в народные – ими украшали ледяные горки на масленицу и балаганы на ярмарках, причем далеко не всегда в должном порядке, с правильным расположением полос. Народная память связывала эти цвета с Петром I, и бело-сине-красные флаги появлялись всегда при праздновании юбилеев этого царя. «Гражданские» цвета поднимались и при открытии памятника Пушкину в 1880 году в Москве, и на Всероссийских художественно-промышленных выставках.

    1858 год привел к крутым переменам в цветах русского флага. И на этот раз не обошлось без уже знакомого нам «Бориса Васильевича» - Бернгарда Кене. Он разработал, а Александр II утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых при торжественных случаях». Господствующими были признаны цвета «палеологовского» орла (за каковые Кене счёл чёрный, оранжевый, белый); каждый из этих цветов возводили к прежним царям (чёрный и жёлтый – к Павлу I, белый или серебряный – к Петру Великому и Екатерине II).

    «Знаменное» самодержавие романовских цветов распространялось на правительственные учреждения и административно-казённые здания. Частные владельцы на суше и воде могли пользоваться лишь бело-сине-красными флагами. «Золото, серебро и земля», как официально истолковали чёрно-жёлто-белый флаг Кене – Александр II, должны были принадлежать только царям. Гражданское общество не считало эти цвета своими.

    При Александре II начала возрождаться традиция гербового знамени – появился обычай «строить» новое знамя и новую государственную печать при воцарении нового императора. На полотнище из дорогой золотой парчи вышивались государственный черный орел и гербы вновь завоеванных земель. Это знамя воспринимали как символ единения «царств, княжений, племен и народов, вошедших в состав единого государства Русского», и их «привета Белому царю» Перед коронацией царя его знамя освещалось, и сам будущий государь, равно как и другие члены императорской фамилии, приносили на нем клятву верности России.

Борьба флагов в первой половине XIX века

    

    Чёрно-жёлто-белое знамя было государственным всего 25 лет – 1858 по 1883 год. Русофил Александр III перед своей коронацией, 7мая 1883 года «высочайшим повелением» «дозволил» украшать здания исключительно «русским» флагом, состоящим из трех полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов. Ин на следующий день он смог насладиться «исконно русскими» флагами, перемежавшимися вдоль всей Тверской улицы в Москве с портретами государей романовского дома.

    «Борьба флагов» конца ХIХ века завершилась в 1896 году, когда Особое совещание при Министерстве юстиции накануне коронации Николая II ответило на вопрос, какого цвета флаг следует считать «народным» (национальным), или «государственным». 5 апреля 1896 года оно определило, что для всей империи, включая и Финляндию, таковым должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Все имевшиеся в запасе чёрно-жёлто-белые флаги должны были заменены бело-сине-красными.

    Торжество по случаю коронации последнего царя Николая II и его супруги Александры Фёдоровны – «праздник праздников русского народа» - символически завершившееся трагедией на Ходынке, проходило в обеих столицах и городах империи «в море» бело-сине-красных полотнищ, протянутых на шнурах поперёк улиц и вдоль фасадов домов. Однако за несколько лет до 300-летнего юбилея дома Романовых, в 1910 – 1912 годах, снова развернулась полемика по поводу государственного флага. Циркуляр Министерства иностранных дел 1914 года предусматривал употребление бело-сине-красного флага «в частном быту», но с размещением на двух верхних полосах жёлтого щита с чёрным орлом, что должно было символизировать «единение подданных с государем». Монархисты, опасаясь примера «конституционной Голландии и республиканской Франции», упорно отстаивали идею возвращения чёрному орлу «Палеологов» и чёрно-жёлтому флагу. Они не заметили, что безнадёжно отстали от жизни. В неё властно вторгся красный флаг, введённый социалистическими партиями во времена Парижской коммуны 1870 года. Он возвышался над толпами рабочих в 1905 году и заполонил улицы столицы во время следующей буржуазно-демократической революции.

Глава III

Флаг Российской советской федеративной социалистической республики

    Флаг Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в 1954-1991 гг. представлял собой красное прямоугольное полотнище со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага, которая составляет одну восьмую длины флага. В левом верхнем углу красного полотнища изображены золотые серп и молот и над ними красная пятиконечная звезда, обрамленная золотой каймой. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

    Флаг введен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1954, затем утвержден 23 декабря 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР о Положении о Государственном флаге РСФСР, затем подтвержден статьей 181 Конституцией РСФСР 1978 г. (22 января 1981 Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в Положении о флаге также было уточнено, что на обратной стороне полотнища звезда, серп и молот не изображались).

    Первоначальный вариант флага РСФСР был утверденом ВЦИКом Декретом о флаге Российской Республики (14 апреля 1918): "Флагом Российской Республики устанавливается Красное Знамя с надписью "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика". В Конституции РСФСР (1918 г., раздел 6, гл. XVII, § 90) приведено следующее описание флага: "Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы "РСФСР" или надпись "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика". Декретом ВЦИК от 13 октября 1920 года вариант флага с надписью РСФСР славянским шрифтом в кантоне стал военным флагом РСФСР. В первом же издании Конституции РСФСР надпись на флаге РСФСР изображалась крестообразно в три строки: Р-СФС-Р. С 1937 г. стал использовать только вариант флага, где буквы писались в один ряд (через точки).

Использование флага России

    После принятия Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» в соответствии с первоначальными редакциями использование флага России было жёстко регламентировано. Его могли использовать только:

1. органы государственной власти Российской Федерации;

2. дипломатические и прочие официальные представительства России за рубежом;

3. суда, включённые в один из реестров судов России, а также военные корабли и суда.

    Особенностью этого закона являлось то, что использование Государственного флага Российской Федерации частными лицами допускалось, например, лишь во время отдания воинских почестей покойному и в других специально оговоренных случаях. Использование Государственного флага Российской Федерации в нарушение установленных этим федеральным конституционным законом правил являлось административным проступком согласно статье 17.10 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации» (до изменения формулировки статьи 8 ноября 2008 года и влекло за собой юридическую ответственность).

    Осенью 2008 года это противоречие было устранено: Государственная Дума поддержала законопроект, разрешающий любое уважительное использование Государственного флага Российской Федерации негосударственным организациям и частным лицам. В закон «О Государственном флаге Российской Федерации» было включено положение о том, что:

Допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации.

    Памятник на могиле Бориса Ельцина выполнен в виде триколора

Ответственность за ненадлежащее использование флага России определена статьёй 17.10 Кодекса об административных правонарушениях «Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации», предусматривающей наложение штрафа для граждан (в размере от трёх до пяти МРОТ) и для должностных лиц (от пяти до десяти МРОТ).

Возвращение триколора

    В период перестройки, в 1991 году России был возвращен ее исторический трехцветный флаг. В 1994 году был установлен День Государственного флага Российской Федерации (22 августа). В год десятилетия РФ (2001г.) в честь Государственного флага в столице России были проведены шествие, митинг и концерт.

    Над Большим Кремлевским дворцом, в котором находится государственная резиденция (место пребывания) главы государства — Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье, гордо развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это Государственный флаг нашей Родины — один из важнейших ее символов. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Закон о Государственном флаге был принят Государственной Думой в декабре 2000 года. Стало доброй традицией торжественно отмечать 21 августа День Государственного флага Российской Федерации.

    Рассмотрим рисунок Государственного флага Российской Федерации. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя — белого цвета, средняя — синего, а нижняя — красного.

    Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет свое особое значение. Что означают цвета российского флага? Красный цвет означал отвагу, мужество и героизм. Белые и синие цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет — это небо, верность; белый — благородство, совершенство.

Заключение

    В завершении я хочу сказать, что Россия вошла в международное сообщество, и флаг в определенной степени является лицом нашей страны. Бело-сине-красный флаг в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к государственным флагам. На нем нет признаков каких-либо классов, партий, сословий, общественного и государственного строя, отсутствуют и национальные и конфессиональные признаки, но остается главное - историческая преемственность. За российским трехколором более чем трехсотлетняя история. Историческая преемственность государственного флага напрямую связана и с духовными началами каждого народа. Наш народ - это не только русские, а россияне, т.е. все нации и народности, входящие в состав РФ. К настоящему времени международное сообщество выработало целый ряд общих норм по отношению к флагам. И важнейшая из них - взаимное уважение. Посягательство на полотнище другого государства однозначно воспринимается во всем мире как знак неуважения и враждебности. И наоборот, уважение и достойное отношение к чужому флагу - общепринятая норма международных отношений. Наш флаг - единственный в своем роде, непохожий на флаги других стран, что делает его легко узнаваемым на мировой арене.

    Современная действительность подтверждает, что назрела необходимость в воплощении и осознании символов нового общественного строя. Поэтому законодательная база должна быть пересмотрена и усовершенствована: ведь до сих пор нет официального толкования государственных символов России, и этот пробел может сказаться на восприятии гражданином российской символики. Также в Конституции РФ не раскрыт смысл назначения символов нашей страны.     Хотя, на мой взгляд, этому должно быть уделено больше внимания, причем каждому символу отдельно.

    Надо заметить, что история  российского герба и флага привлекала внимание историков по преимуществу с середины 19 века. Причин тому несколько. К этому времени был уже накоплен достаточный материал, который позволил судить об эволюции государственных символов. Сама же проблематика приобрела актуальность в условиях некоторой модернизации России. К тому же положение России как великой державы было под угрозой, чему способствовали отсталость и консервативность социального устройства.

    Среди выдающихся представителей дореволюционной науки следует назвать А.Б. Лакиера, настоящего классика русской геральдики, автора фундаментального обзора российской геральдики, который обобщил все достижения в этой сфере, и труд его является бесценным.

    За вторую половину XIX века количество обнародованных материалов по истории герба и флага значительно увеличилось. Благодаря усилиям М.А. Оболенского и П.И. Иванова увидели свет публикации печатей, хранящихся в российских архивах, были упорядочены и изданы материалы Оружейной палаты, неиссякаемый источник по истории государственной символики.

    В конце XIX - начале XX столетий и даже позже трудились Н.П. Лихачев, неутомимый собиратель памятников прошлого, и В.К. Лукомский, продолживший традиции А.Б. Лакиера. Оба они подчеркивали необходимость изучения государственных символов России и сами немало сделали для этого.

    Основные этапы истории государственного герба и флага были охарактеризованы П.И. Белавенцом, который широко привлек законодательные памятники, практически он собрал все царские и императорские указы на эту тему. В связи с историей Правительствующего Сената аналогичную работу проделал и В.К. Лукомский. Таким образом, во втором десятилетии XX века была в общих чертах воссоздана история государственных символов России.

    После 1917 года интерес к дореволюционной истории герба и флага резко упал. Однако эстафету изучения государственных символов приняли наши современники. На первый план в 40-50-е года вышло изучение советской государственной символики. В 80-е года особое внимание стали уделять истории советского флага, в изучении которого несомненные заслуги принадлежат П.К. Корнакову. Также необходимо указать работу одного из ведущих специалистов в этой области - Г. B. Вилинбахова. Он сосредоточил свои усилия в основном на Петровском времени, дав скрупулезный анализ изображений на гербе, флагах и знаменах Петра Великого и показав их истоки, а самое главное - смысл.

    Тем не менее, далеко не все прояснено окончательно в истории государственной символики. В особенности это касается наиболее раннего времени - до конца 16 столетия - и современности.

    Данная работа посвящена государственному флагу Российской Федерации. Основной ее целью является изучение проблемы преемственности в понимании символики цветовой гаммы флага, ведь от того как и насколько ясно мы осознаем идеи национальных символов, зависит уровень гражданской культуры и осознание преемственности исторической жизни нашего народа. Поэтому предметом  изучения служит символика российского флага, объектом  является историческая традиция в представлениях историков и публицистов и мнения моих сверстников о цветовой символике флага.

    В ходе написания работы последовательно решались задачи, поставленные в самом её начале.

    В процессе работы чётко даётся определение флага в целом, а так же приводятся предпосылки его появления. Приводится история зарождения триколора Российской империи – бело-сине-красного, в том числе и его противоборствующего, так называемого «самодержавного», чёрно-жёлто-белого триколора, а так же описывается проблема их соотношения в русской государственной символике.

Список литературы

1. Вспомогательные исторические дисциплины/ Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с.

3. Герб флаг и гимн: Из истории государственных символов Руси и России/ Хорошкевич А.: Изд. 2008. – 192с.

2. Российская государственная символика: история и современность/ Соболева Н.А.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208с.

4. Старый друг – праздник флага: история флага/ Початкина Т.–: Изд. 2008.  

Приложение 1

Символ Российского государства на море в 1690-е гг.

Приложение 2

Андреевский флаг

Приложение 3

Государственный флаг Российской империи в 1858г

Приложение 4

Петровский триколор в годы I Мировой войны

 

Приложение 5

Флаги советской эпохи




1. К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли
2. рефератів з дисципліни ОПМ Праця менеджера як складова управлінської діяльності
3. Процессы помола
4. цена и качество
5. ЛЕКЦИЯ 10. Степени сравнения прилагательных
6. тема ГПС а именно робототехнологический комплекс по обработке изделий
7. Реферат- Жиль Делёз
8. Речевые коммуникации в деловых переговора
9. Ноосфера ~ высшее состояние в эволюции Земли связанное достижениями науки и широкой демократии так счит
10. Владимир Николаевич Корнилов
11. Путешествие Джерома Горсея из Москвы в Англию с поручением от царя Ивана Грозного
12. тематика 3 ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ по курсу Математика для сту
13. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук Київ 2006.
14. варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образо
15. Політика ~ це сфера діяльності людей пов~язана із взаємовідносинами між класами соціальними групами.
16. Итак вы узнаете что происходило с того самого момента когда Каролинка нашла голубую бусинку
17. Технология производства джема.html
18. Характеристика автобуса малого класса сельского сообщения ПАЗ-320
19. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету Физическая культура
20. познавательной деятельности учащегося в процессе обучения