к экзамену по курсу «История зарубежной литературы (II половина XX века)»
ФЛФ, РГФ, III курс, VI семестр
Унификация сознания, возникновение «одномерного человека» в постиндустриальную эпоху, роль в этом процессе массовой культуры, как духовной составляющей «общества потребления».
Постмодернизм: утверждение бессмыслицы и хаоса бытия, крайний субъективизм творчества.
Интертекстуальность, смерть автора, принцип деконструкции, отказ от понятия жанра в художественной системе постмодернизма.
Структурализм как философская база модернистских поисков в зарубежной литературе второй половины XX века (А.Роб-Грийе, С.Беккет, А.Арто).
Традиционализм и модернизм итоги века.
Онтологический аспект постиндустриальной эпохи, новые ценности «общества потребления», их влияние на зарубежную литературу второй половины XX века.
Актуализация поэтики романтизма и реализма в литературе второй половины XX века.
Философия бытия, эстетика и творческие принципы экзистенциализма.
Повесть «Посторонний» А.Камю: художественная реализация экзистенциалистской концепции индивидуального бытия, проблема авторской позиции.
Роман «Чума» А.Камю: корректировка крайностей экзистенциалистских позиций в социуме.
Интеллектуальный театр Ж.П.Сартра: основные творческие принципы, связанные с особенностями мировосприятия.
«Пограничная ситуация» как внешний фактор развития драматического действия в пьесе Ж.П.Сартра «Мёртвые без погребения».
Проблема экзистенциалистской свободы в драме Ж.П.Сартра «Мухи».
Новаторство драматургической формы в пьесе Ж.Ануя «Жаворонок».
Авангардистские направления в литературе Франции после II Мировой войны, их связь с философией экзистенциализма и структурализма, отказ от гуманистической концепции литературы (антироман, антидрама, театр абсурда).
Критика потребительской цивилизации в литературе Франции 90-х годов (Ф.Бегбедер, Г.Клезио, П.Брюкнер, М.Уэльбек).
Роман М.Уэльбека «Элементарные частицы» как философская антиутопия.
Итальянский неореализм 40-50-х годов: концепция правды в искусстве, творческие принципы, основные авторы и произведения. Неореализм в итальянском кино.
Реализация принципов неореализма, образ простого человека в «Римских рассказах» А. Моравиа.
Литература Германии после II Мировой войны. Писательские объединения «Группа-47» и «Культурбунд», их программные творческие установки, основные авторы и произведения.
Роман Г.Бёлля «Бильярд в половине десятого»: типологические признаки эпопеи, проблематика, особенности хронотопа, новаторство повествовательной формы и композиции.
Тема «расчёта с прошлым» в драме В.Борхерта «На улице перед дверью».
Тема преодоления прошлого в романе В.Кёппена «Голуби в траве».
Тема «расчёта с прошлым» в литературе ГДР. Роман М.В.Шульца о «непотерянном поколении» «Мы не пыль на ветру».
Антиколониальный роман в литературе Англии 40-60-х годов политические и психологические аспекты проблематики.
Новые темы и герои «рабочего романа» в английской литературе (С.Чаплин, А.Силлитоу, Д.Стори, С.Барстоу).
Английский философский роман и повесть после II Мировой войны темы, проблематика (У.Голдинг, А.Мердок, Д.Фаулз).
Повесть У.Голдинга «Повелитель мух» как притчевое иносказание о современной цивилизации.
Жанровые особенности, своеобразие повествовательной манеры в романе А. Мердок «Чёрный принц».
Сюжетная увлекательность и философская глубина романов Г.Грина («Тихий американец»).
«Движение рассерженных» и «новая драма» острой социальной направленности и бытовой тематики в литературе Англии 50-60-х годов (Г.Пинтер, А.Уэскер, Ш.Дилени, Д.Осборн).
Проблема нонконформизма, «прописных истин» и жизненных идеалов в драме Д.Осборна «Оглянись во гневе».
Проблематика и своеобразие повествовательной манеры в романе Д.Фаулза «Женщина французского лейтенанта».
Эволюция демократии к тоталитаризму в романе Д.Оруэлла «1984».
Американский роман после II Мировой войны: жанровое многообразие, проблематика, авторы.
Место творчества У.Фолкнера в истории американского романа ХХ века. Тема «американской мечты» в романе «Особняк».
Композиционная структура, особенности повествовательного стиля, символика главных персонажей в романе У.Фолкнера «Особняк».
Духовный портрет «среднего американца» в романах Д.Апдайка «Кролик, беги!» и «Давай поженимся».
Критика технократической концепции современной цивилизации, нравственные и социальные проблемы НТР в творчестве К.Воннегута.
«Американская мечта» и традиционная христианская мораль в романе Д.Стейнбека «Зима тревоги нашей».
Неприятие духовной унификации, противопоставление ей гуманистического начала в повести Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Крах американского «делового человека» в драматургии А.Миллера.
Конфликт романтического идеализма и бытовизма в пьесах Т.Уильямса («Стеклянный зверинец», «Орфей спускается в ад»).
Мифологическое и реальное в романе Г.Маркеса «Сто лет одиночества». Авторское видение причин вырождения и гибели семейства Буэндиа.