Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
25. Общественный и государственный строй Византии Три этапа Визант. гос-ти: 1. IV-VII вв. раннефеодальная централизованная монархия; 2.VIII-XII вв. феод. гос-во с сильной церковной властью, абсолютная монархия, среднее между восточной деспотией и западноевропейским абсолютизмом; 3. XIII-XV вв. кризис Византии. Во главе на всех этапах ее развития находился император. С VII в. носил титул базилевса. Статус императора не передавался по наследству. Формально его выбирал Сенат, народ и аримия, а фактически мощная партия аристократии. Позже император сам был вправе выбирать себе соправителя-преемника, а с IX в. формируется наследственная легитимная монархия. Сенат по западно-римской традиции еще играл важную роль в государстве, но позже на смену приходит синклит (совет) при басилевсе, состоявший из высших государственных чиновников: квестора, возглавлявшего синклит и выполнявшего функции министра юстиции, префекта столицы, управлявшего Константинополем; двух префектов претория, один из которых управлял восточной частью империи, а другой Балканами и др. Канцелярии назывались «секретами». Рангов чиновников в Восточной римской империи было примерно столько же, сколько и «секретов» (60). Были логофеты (знатоки права). Местное управление. В IV VII вв. еще сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты. Префектуры подразделялись на семь диоцез во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с их начальниками, а самым низшим звеном были округа, возглавляемые окружной администрацией. Полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. В VII в. в связи с необходимостью защиты государства от арабов прежняя система уступила место фемному строю (фема военно-административный округ), то глава фемы, стратиг, был наделен всеми властными полномочиями, включая судебные и военные. Судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора: апелляционная инстанция, но в первой инстанции рассматривала дела о государственной измене и других особо тяжких преступлениях. Императорский синклит также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая как первая инстанция тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» (гос. министерства) рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже суды архиепископов, еще ниже - епископские суды. Их компетенция: юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере, дела с участием духовенства. На местном уровне до VII в. судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции, наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фема: стали осуществлять стратиги. |
26.источники Византии Византия - страна единого кодифицированного законодательства. В VI в. император Юстиниан кодифицировал римское право, которое впоследствии оказало большое влияние на развитие права европейского. Свод Юстиниана (Corpus juris civilis) -так назывался сборник законоположений, вплоть до VIII в. оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Он состоял из четырех частей: кодекса (основных установлений действующего римского права), дигест ('собрания правовых положений и казусов), институций (краткого руководств по вопросам правоприменения и юридической техники) и новелл (новых правовых актов, изданных Юстинианом). Однако массивный. Свод был очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 726 г. по указанию императора:иконоборца Льва Исаврийского была произведена переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенныи, исправленный, переработанный с учетом времени Свод Юстиниана, который с радостью восприняли судьи Византии. Эклога состояла из 18 титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней отражения. В приложение к Эклоге были включены четыре самостоятельных закона: Земледельческий, Военный, Морской и Моисеев. Земледельческий закон славяне называли «Славянским», поскольку он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений - например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр. Морской закон - это частная компиляция обычного морского права. Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. В Военном законе предусмотрены уголовно-правовые нормы, относящиеся к правонарушениям, совершенным военнослужащими. Моисеев закон состоял из морально-религиозных предписаний, заимствованных из Ветхого Завета. |
27.Арабский Халифат, общественный и государственный строй Причиной возникновение государственности у арабов является зарождение и становление новой религии - ислама, связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630- 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.В результате завоеваний Халифат довольно быстро превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее в себя Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и другие районы Аравии. В нем господствовали феодальные отношения - при сохранении рабовладельческого и патриархального укладов. Сначала ислам поддерживали у средних и бедных слоёв населения, потом примкнула родоплеменная и купеческая знать. Ислам в самом зародыше был синтезом религии, политических норм и права, где религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. В мусульманской империи общественный строй отличался следующими характерными чертами:доминирующим положением государственной собственности на землю;широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве;государственной эксплуатацией крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;религиозно-государственной регламентации всех сфер общественной жизни;отсутствием четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, нерегламентированность каких-либо свобод и привилегий. Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены. Их взаимоотношения с мусульманами регламентировались шариатом - мусульманским правом; они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж). Главой нового исламского государства стал Мухаммед. Он являлся светским и духовным главой уммы, проповедником, законодателем, верховным главнокомандующим. После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей всех мусульман - халифов. Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират). Государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир. |
28. источники, мусульманское право Шариат - мусульманское право. Свод религиозно-этических предписаний ислама. Включает нормы государственного, уголовного, процессуального права и опирается на ортодоксальные источники - Коран и Сунну. Коран главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Предписания носят религиозно-моральные направляющие установки. Сунна сборники преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. + предписания семейного, наследственного и процессуального права. Иджма- единодушное мнение авторитетных мусульманских правоведов , знатоков шариата по религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых может быть основано не только на Коране или Сунне. Фетва юридическое заключение высших религиозных авторитетов о соответствии того или иного действия или явления предписаниям Корана. Каждому важному правовому вопросу является обязательным получение фетвы. Кийас- дополнительный источник права, нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона. По мере распространения ислама появляются другие источники: кануны; указы и распоряжения халифов (фирманы), местные обычаи, не противоречащие исламу. Шариату известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющими таковых. Море, воздух, пустыня, мечети, водные пути особые вещи, которые не должны находиться в собственности. Не признается собственность на «нечистые вещи»: вино, свинину, книги, противоречащие учению ислама. Брак религиозная обязанность мусульманина. Для заключения брака требуется согласие сторон ( в т.ч. и невесты)=).Волю невесты вправе выразить и её родители, поэтому брак часто как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Мусульманину можно иметь до 4 жён, если он может их обеспечить. Зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует в имущественном обороте, обязана лишь вести хозяйство и воспитывать детей. Развод известен в нескольких видах: муж может развестись с женой по точно определённым поводам и без повода, а жена только по строго определённым основаниям. Наследование по закону и по завещанию. По закону: из имущества умершего сначала покрывались расходы на его погребение, а потом выплачивались его долги. Затем переход. Наследникам. Значала сыновья, затем братья, дяди и т.д. По завещанию: не могло затрагивать более трети имущества. Преступления: - преступления против религии и государства.- против отдельных лиц; - наказания по которым строго не установлены. |
29. Общественный и гос строй феодальной монархии
Правления династии Меровингов у франков зарождаются феодальные отношения. В V - VI вв. общинные родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты. Немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в ходе военных походов Хлодвига. социальнех групп:
Религиозная власть в этот период все более тесно переплетается со светской. Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раздачи земли королями, и государственная власть постепенно сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и, прежде всего, пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII- -VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов. Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в X в. на территориях разделенного государства франков. |
30. Источники права Франков. Регулирование имущесвенных и договорных отношений. Судебный процесс. Салическая правда. Параллельно с формированием государственности у франкских племен шло создание права. С этой целью осуществлялась письменная фиксация древнегерманских обычаев - - запись обычного права германских племен. Таким образом были записаны "варварские законы (правды)": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеманнская и др. Салическая правда (Lex Salica, Салический закон) была создана в начале VI в., в последние годы жизни и правления короля Хлодвига, и является одним из самых древних сборников записей обычного права германцев. В нее вошло более 60-ти титуловВ целом, салической правде присущи казуистический характер и отсутствие общих, абстрактных понятий; описанные в ней правовые действия и акты отличаются строгим формализмом. В Салической правде содержится перечень правонарушений (преступлений) и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов в форме композиции, когда одна часть штрафа идет на уплату судебной пошлины, а другая - - на компенсацию потерпевшему). Текст Салической правды дает и некоторое представление об общественном строе франков начала VI в. Поскольку товарно-денежные отношения у форанков были не развиты, обязательственные отношения в Салической правде освещаются слабо. Упоминаются такие виды сделок, как: купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств или просрочка в их исполнении влекли за собой имущественную ответственность. Истребование долга происходило в строго установленной форме. Салической правде уже известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - - к краже или убийству . Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Судебный процесс Салическая правда объявляла состязательным. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах В качестве доказательств на судебном процессе Салическая правда признает : письменные доказательства; клятвы на святых мощах, на Евангелии; соприсяжничество - - соприсяжниками, или "свидетелями доброй славы" обвиняемого, являлись двенадцать его родственников, друзей или соседей; свидетельства очевидцев; ордалии. |
В качестве преступлений византийское право особо выделяло: нарушения святости алтаря и церковного убежища, вероотступничество, разграбление могил, хищение, прелюбодеяние. За совершение преступлений были предусмотрены наказания: смертная казнь, битье плетьми, отсечение конечностей, денежный штраф. В семейном праве распространилась такая форма, как обручение. В случае расторжения соглашения без уважительных причин наступала ответственность в виде уплаты неустойки. Стороны в браке имели равные имущественные права. Влияние канонического права огромно. В период с VI по XI в. в Византии составлялись номоканоны - сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, так как они состояли преимущественно из постановлений патриархов Константинопольских и канонов вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания обеих властей (светской и церковной). С 867 г. юристы императоров Македонской династии начали пересмотр писаного правового наследия в целях отмены устаревших актов или устранения противоречий. Итогом пересмотра стало принятие в 879 г. Прохирона, «исправленной» Эклоги, который, однако, оказался неудачным сборником и был заменен в 884886 гг. Эпанагогой. Также были составленные к 888 г. Василики (Базилики) царские законы, своеобразная энциклопедия права Византии из 60 книг. Существовали частные нормативные источники права Византии:Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX в. |
Очень медленная феодализация общества: до XIXII вв. ещё были бесправные рабы. Немного выше рабов - крестьяне, неоднородное податное сословие. Среди них на первом этапе византийской (IVVI вв.) выделялись позднеантичные колоны земельные арендаторы по срочным контрактам, могли быть лично свободными (преоблад. в IV в.), приписанными к земле (VI в.).Формально свободными крестьянами-общинниками были элевтеры, однако впоследствии они вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными. Апоры обедневшие общинники жили за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине. Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю десятину с выращенного урожая. С X в. среди крестьян начинают преобладать парики крепостные (казенные или частные в зависимости от принадлежности государству или частному лицу). Когда в XI в. в Византии появилась прония условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу, количество частных париков увеличилось. Примерно на одном социальном уровне с крестьянами находился городской плебс, который не обладал полной правоспособностью в отличие от знатных и почетных горожан: судовладельцев, торговцев-ростовщиков, обладавших почетными званиями, привилегиями, ставившими их в ряд с высшими сословиями. Куриалы, сборщики налогов, составляли в Византии привилегированный слой общества, но сами также должны были платить некоторые налоги. Сословие динатов «могущественных» обладали полным налоговым иммунитетом. Не несли никаких трудовых повинностей в пользу государства, что приближало их к двум основным высшим сословиям сенаторам и духовенству. Духовенство любого уровня не платило никаких налогов в казну, и это давало церкви весьма ощутимые экономические привилегии. Сенаторское сословие подразделялось на 18 разрядов. Каждый относился к категории крупных землевладельцев, пользовавшихся полной имущественной правоспособностью и свободных от налогообложения. Сенаторы имели свои военные отряды, применяли к крепостным свою систему штрафов и одновременно замещали высшие государственные должности. |
В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, а важными сановниками они стали позже, при Омейядах. Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами. Местное управление осуществлялось через эмиров наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные управлялись руководителями местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов). К XI в. стало значительным действие таких факторов, как: 1) различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, 2) слабость хозяйственных связей между областями Халифата, 3) народно-освободительные и антифеодальные восстания, 4) концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, 5) борьба внутри класса феодалов. Все эти факторы обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в ХШ в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в. |
|
Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи реформы Карла Мартелла, одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715- -741 гг. Он восстановил политическое единство королевства и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть. Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в безраздельную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались слугам короля в условное пожизненное держание - бенефиций. Бенефициарий - - держатель бенефиция - - был обязан нести службу, преимущественно военную, иногда административную в пользу короля. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование. Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета - - феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности, согласно которой между бенефициарием (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), устанавливались договорные отношения. Система местного самоуправления свободных франков с течением времени постепенно заменялась системой назначаемых должностных лиц - - уполномоченных короля. |