Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

х конце 1930х годов С завершением Гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развит

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

Вопрос 13.Советская культура в 1920-х — конце 1930-х годов

С завершением Гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые  общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей, например, участвовали в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, обществе друзей радио и  т. п. Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы,  комуниверситеты. Для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество воинствующих материалистов (1924 год). С середины 1920-х годов работа частных издательств, так же, как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров. С конца 1920-х годов  усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом  просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей.

Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В постановлениях ЦК партии «О журнале “Под знаменем марксизма” и “О работе Комакадемии”» (1931 год) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлении был сформулирован тезис об «обострении классовой  борьбы на теоретическом фронте». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачёв. В 1930-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

В 1920-е годы одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 года примерно три четверти всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных окраинах. С конца 1918 года началась реорганизация системы народного образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась. В конце 1919 года правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации  безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу по обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения чтению и письму. Преобразования коснулись высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы. Зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в вузы пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 году с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской  интеллигенции. В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения. 1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на  школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылось свыше 3,6 тыс. новых школ; более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности. Задачи индустриального развития страны требовали всё большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих,  уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности. Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены  ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы.

Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 1940-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них — действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (ныне — имени академика А. Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н. Е. Жуковский, физик А. Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 года Институт научной информации по общественным наукам — ИНИОН). В условиях Гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 года стала именоваться Академией наук СССР. В 1930-е годы продолжалась работа по  созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых  опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны под руководством А. П. Александрова были изобретены способы защиты кораблей от магнитных мин. Художественная жизнь 1920-х годов протекала сложно  — в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как  на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М. П. Герасимов, В. В. Казин, И. Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией,выражающей интересы революционного рабочего класса. В начале 1920-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели предназначение объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов.

Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация  пролетарских художников (РАПХ).  Начиная со второй половины 1920-х годов, литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим  объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни. На рубеже 1920–1930-х годов увеличилось количество литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и другие. Они проводили  свои съезды, имели печатные органы. В 1932 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 года состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах  литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным в некоторых союзных республиках также прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей как отделения Всесоюзного. В числе руководителей СП СССР в 1930-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим  принципом которого являлась партийность. На рубеже 1920–1930-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 1930-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжили в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» н «Соляной бунт») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А. А. Фадеева.

Индустриализация страны конца 1920-х — начала 1930-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и  здравницы. Новые архитектурные решения предложили И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию советских архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Составной частью отечественной культуры 1920–1930-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшейся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и  некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова. В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку»  говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам — Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они, Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 1920-х  годов, публиковали научные труды по этой теме. Многие представители эмиграции вернулись в конце 1930-х годов на родину, другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

В 20-е годы режиссеры еще имели право выбора. На студии «Межрабпом-Русь» выходят замечательные фильмы Я. Протазанова («Аэлита», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Иоргена», «Бесприданница»), В. Пудовкина. («Мать»), А. Довженко («Арсенал»), Ф. Эрмлера («Парижский сапожник»).

Большое влияние на развитие советского киноискусства оказала документалистика. К максимальной достоверности киноизображений стремился, пожалуй, самый выдающийся в то время  режиссер – новатор С.М. Эйзенштейн. Сцены встречи Ленина на площади у Финляндского вокзала, июльский расстрел демонстрации на углу Садовой и Невского, штурм Зимнего поставлены и сняты таким образом, что соответствующие кадры из художественного фильма «Октябрь» и по сей день часто используют за рубежом как кинодокументы русской революции.

Закономерно, что Эйзенштейн стал родоначальником и советского «интеллектуального кино». Он научно и досконально изучал любую проблему, с которой ему приходилось столкнуться, свободно говорил, читал и писал  на английском, французском и немецком языках. В его фильмах  «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Иван Грозный» нашли место интересные символы и  метафоры (Керенский шествует по парадной лестнице Зимнего, принимая позу Наполеона; тренькает балалайка параллельно с болтовней меньшевика-балаболки).

В 30-е годы кинематограф обретает голос и в тоже время, в основном, выполняет «социальный заказ». Главными героями фильмов становятся Чапаев, Щорс, герои труда, «перевоспитавшиеся» колхозники («Чапаев» братья Васильевы, «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича, «Ленин в Октябре» М. Ромма, «Трактористы» И. Пырьева). В этих картинах были заняты прекрасные актеры (Б. Чирков, Б. Щукин, М. Штраух, Б. Бабочкин, И. Ильинский, М. Ладынина). На экране создавался идеал для народа – умного, доброго, устанавливающего трудовые рекорды строителя коммунизма, к тому же бдительного и беспощадного к врагам советской власти.

«Идеологические контролеры» не оставляли без внимания даже такого, казалось бы, искренне преданного делу революции человека, как Эйзенштейн.  Сначала режиссера «поругивали»  за «недопонимание», затем стали запрещать его фильмы.

Особую страницу в советскую кинолетопись вписали режиссер Г. Александров и актриса Л. Орлова. Александрова, по праву, называли «королем» музыкальной комедии. В его картинах  («Веселые ребята»,  «Цирк», «Волга – Волга», «Весна») было много музыки, танцев, шуток. К стати, отечественная цензура чуть было не запретила «Веселых ребят», потому что «вещь блестяще талантлива, но социального хребта в ней нет».

Таким образом, в 20–30-е годы «великий перелом» произошел во всех областях жизни советского народа и носил он весьма противоречивый и спорный характер. В конце 30-х гг. предельно обостряется международная обстановка. Страна стояла на пороге новых испытаний.

Тимои. Вопрос 3.

Современный урок истории и требования к нему

К современному уроку истории предъявляются следующие требования:

Осмысление учителем значимости и места конкретного урока в формировании у школьников общего представления об историческом прошлом человечества, а также в восприятии и усвоении ими отдельного тематического блока, обоснование в связи с этим определенной формы учебного занятия.

Направленность всех педагогических действий на раскрытие глубоко нравственного потенциала истории как учебного предмета и ее личностной значимости.

Убежденность учителя в необходимости учить школьников плюралистическому (толерантному) восприятию мира и его прошлого и последовательная реализация этого убеждения в подборе учебного материала урока, в организации его изучения и обобщения.

Создание на всех этапах урока оптимальных условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, для проявления их творческой индивидуальности, для активного и успешного участия всех ребят в классной и домашней работе.

Конструирование учебного занятия "по нарастающей": последовательное погружение учеников в суть учебной проблемы, актуализация ранее полученных знаний, предъявление новых источников информации, постепенное усложнение приемов познавательной деятельности, подведение школьников, в конечном итоге, к собственным выводам и оценкам прошлого.

Мотивация отбора содержания и комплектования блоков учебной информации с учетом как традиционных факторов (целевая установка, уровень обучаемости) так и нетрадиционных: соотношение мировых, национальных, региональных компонентов исторического материала в учебном содержании; дальнейшие перспективы изучения этой темы и курса в целом.

Поддержание высокого эмоционального настроя, интереса к проблеме урока, способам деятельности и деловому общению в процессе постоянного отслеживания и корректирования промежуточных учебных результатов, их материализация в таблице и текстах?

Рефлексия собственных учебных достижений каждым учеником и их анализ учителем для определения результативности занятия в целом и наиболее значимых тем, аспектов, способов познавательной деятельности, гарантирующих углубление интереса ребят к изучению истории в дальнейшем.

Тема: «ИВАН III — ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ» (§ 22)

      Цель урока: проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов.

      Основные понятия: независимое государство, евразийская держава, ханство.

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Образование Российского централизованного государства».

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания проводится в форме беседы с учащимися:

      1. Назовите основные направления политики Василия I.

      2. Феодальная война второй четверти XV в., причины, ход, итоги, значение.

      В конце урока можно выборочно собрать тетради с письменным домашним заданием.

      План изучения нового материала:

      I. Правление Ивана III.

      II. Подчинение Новгорода.

      III. Свержение ига.

      IV. «Государь всея Руси» (самостоятельно).

      I. Правление Ивана III.

      Вводная беседа с классом по вопросам:

      1. Когда началось объединение земель в единое государство?

      2. Какие земли вошли в состав Московского княжества до 1462 г.?

      3. Какие города оставались независимыми?

      По ходу рассказа заполняется таблица.

Годы

Имя князя

 Присоединенные земли

1463 г.
1474 г.
1478 г.
1485 г.
1485 г.
1510 г.
1514 г.
1521 г.

Иван III




Василий III

 

Ярославское княжество
Ростовское княжество
Новгородская земля
Тверское княжество
Вятская земля
Псковская земля
Смоленск
Рязанская земля

      Ученики находят на карте и обозначают с помощью заранее изготовленных стрелок все присоединенные территории. Таким образом учащиеся наглядно могут видеть, как увеличилась территория Московского княжества при Иване III.

      При рассмотрении внешней политики необходимо организовать работу с картой (можно использовать аппликации).

Золотая Орда (Большая Орда)

Крымское

Казанское

Астраханское

Сибирское

      Дополнительный материал для учителя:

ИСТОРИК Н. М. КАРАМЗИН ОБ ИВАНЕ III

      Иван III принадлежал к числу весьма немногих государей, избираемых Провидением (Богом) решать надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории… История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? — славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а величие державы образуется не механическим сплетением частей, как тела минеральные, но превосходным умом державных.

      II. Подчинение Новгорода.

      Вопрос о присоединении Новгорода может быть изучен школьниками самостоятельно по учебнику, § 22, пункт 2, документ (ученики должны также ответить на вопросы в конце параграфа).

      Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О БИТВЕ НА ШЕЛОНИ

      5 ноября 1470 г. умер авторитетный и мудрый архиепископ Иона — глава новгородского боярского правительства. А уже 8 ноября в город прибыл на княжение посланный польским королем и великим князем литовским Казимиром IV князь Михаил Олелькович. Вскоре новгородцы совершили еще один вызывающий шаг: отправили своего кандидата на пост архиепископа на поставление в сан не к московскому митрополиту, как обычно, а к литовскому православному митрополиту, находившемуся в Киеве. Одновременно они начали тайные переговоры с Казимиром IV о поддержке на случай войны с Иваном III.

      В Москве действия новгородцев были расценены как «измена православию». И хотя князь Михаил Олелькович в марте 1471 г. покинул Новгород и уехал в Киев, пути назад уже не было. Иван III принял решение организовать общерусский «крестовый поход» на Новгород. Религиозная окраска предстоящего похода должна была сплотить его участников, заставить всех князей прислать свои войска на «святое дело».

      В начале июня 1471 г. первым выступило из Москвы на Старую Руссу и далее на Новгород 10-тысячное войско под началом Даниила Холмского и князя Федора Давыдовича Пестрого-Стародубского. Вскоре туда же двинулись со своими полками братья Ивана III удельные князья Юрий и Борис. В середине июня пошло из Москвы другим путем — на Вышний Волочек и далее по реке Мете — второе войско под началом князя Ивана Стриги-Оболенскогои татарского царевича Даньяра. Наконец, 20 июня двинулись основные силы, с которыми шел и сам Иван III. Согласно общепринятой в то время военной практике московские воеводы, вступив в новгородскую землю, принялись уничтожать все на своем пути. По свидетельству летописи, Холмский и Федор Пестрый «распустили воинов своих в разные стороны жечь, и пленить, и в полон вести, и казнить без милости жителей за их неповиновение своему государю великому князю. Когда же дошли воеводы те до Руссы, захватили и пожгли они город; захватив полон и спалив все вокруг, направились к Новгороду, к речке Шелони».

      У села Коростыни московская рать подверглась нападению «судовой рати». Высадившись на берег Ильменя, новгородцы внезапно напали на «оплошавших», по выражению летописи, москвичей. Однако Холмский и его соратники сумели овладеть положением и дать отпор. Новгородцы были разбиты. Тех, кто попал в плен, ожидала жестокая участь: московские воеводы «пленным велели друг другу носы, и губы, и уши резать и потом отпустили их обратно в Новгород, а доспехи, отобрав, в воду побросали, а другое огню предали, потому что не были им нужны, ибо своих доспехов всяких довольно было».

      Одержав первую победу, Холмский отступил к Старой Руссе, ожидая подхода основных сил. Однако там его уже ожидало новое новгородское войско, подошедшее на судах по реке Поле. Если верить московскому летописцу, оно было вдвое больше прежнего. Однако Холмский и на сей раз, не раздумывая, стремительно напал на новгородцев и вновь одержал победу.

      Дальнейшие самостоятельные действия могли вызвать гнев Ивана III. Понимая это, Холмский отошел южнее к городку Демону и отослал к Ивану III гонца с донесением о победе и запросом о дальнейших действиях.

      Иван III велел Холмскому, не теряя времени, двинуться к реке Шелони наперерез еще одной новгородской рати, выступившей навстречу союзникам москвичей — псковичам. Даниил должен был соединиться с псковичами прежде, чем они вступят в бой с новгородской ратью. Однако и на сей раз Холмский, не боясь ответственности в случае неудачи, действовал так, как требовала обстановка. Недалеко от устья реки Шелонь он догнал новгородское войско, которым руководили виднейшие бояре — Дмитрий Исаакович Борецкий, сын знаменитой Марфы Посадницы, Василий Казимир, Кузьма Григорьев, Яков Федоров и другие.

      Рано утром 14 июля Холмский приказал войску переправляться через Шелонь и с ходу ударить на врага. Небольшое, но дружное, закаленное в боях с литовцами и татарами московское войско, воодушевленное решимостью своего предводителя, с воем и свистом обрушилось на растерявшихся, оробевших новгородцев. Передовые ряды дрогнули и, сминая задние, обратились в бегство. Вскоре битва превратилась в кровавую вакханалию. Примечательно, что в суматохе бегства новгородцы сводили счеты друг с другом: так велика была тайная ненависть всех ко всем, словно чума поразившая жителей великого города. «Полки великого князя погнали их (новгородцев. — Н. Б.), коля и рубя, а они и сами в бегстве друг друга били, кто кого мог», — сообщает московский летописец. На берегу Шелони осталось лежать около 12 тыс. новгородцев; более двух тысяч было взято в плен.

      Гонец, принесший весть о победе на Шелони, нашел Ивана III в погосте Яжелбицы, неподалеку от Валдая. В ту эпоху радостные события увековечивали постройкой храмов в честь святого, память которого по церковному календарю — месяцеслову — приходилась на день, когда случалось это событие. Иван III, узнав о победе на Шелони, дал обет выстроить в Москве храм во имя апостола Акилы, «единого от 70», т. е. одного из 70 учеников Христа. Память его праздновалась 14 июля. В свою очередь, князь Холмский и его соратники дали обет построить храм во имя Воскресения Христова, так как 14 июля было воскресным днем. Оба храма были вскоре возведены как приделы Архангельского собора Московского Кремля.

      III. Свержение ига.

      При Иване III в истории Руси произошло важнейшее событие — свержение ига монголо-татар.

      В начале своего рассказа учитель ставит перед классом проблемный вопрос: «События осени 1480 г. были названы Стоянием на реке Угре. Со стороны может показаться, что ничего особенного не произошло: постояли друг против друга, постреляли, помокли в осеннюю слякоть, а как ударили морозы — разошлись. Но так ли все просто было на самом деле?» Слушая рассказ учителя, ученики должны дать оценку этим событиям.

      Дополнительные материалы для учителя:

СТОЯНИЕ НА УГРЕ

      Международная обстановка в то время была очень сложной. Против Русского государства сразу ополчилось несколько врагов: с юга угрожало многочисленное войско хана Ахмата, с северо-запада — Ливонский орден, с запада —польско-литовский король Казимир IV, заключивший союз с ханом. В свою очередь великий князь, используя междоусобную борьбу в Орде, сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, противника Золотой Орды.

      Внутри страны младшие братья Ивана III выступили против политики централизации. Со своими боярами и дружинниками они ушли к литовским рубежам и просили покровительства у польско-литовского короля.

      В этих условиях Иван III показал себя как искусный дипломат и военный организатор. С братьями он примирился, а крымский хан напал на южные владения Польши. Войско Казимира IV, приготовившееся для нападения на Русь в помощь ордынцам, было вынуждено повернуть на юг для защиты своих владений.

      Ордынский хан Ахмат двинулся в поход на Русь летом 1480 г. При первом же известии о готовящемся ордынском вторжении Иван Васильевич выдвинул свои войска к укрепленным линиям, заранее подготовленным на степной границе. В летописи указывается, что численность войска Ивана Васильевича достигала 180 тысяч человек.

      Прибыв к войску, Иван III остановился в городе Кременце, примерно в 50 км позади русских полков, стоявших вдоль берега реки Угры. Из Кременца было удобно руководить обороной всего берега, сюда подходили подкрепления из разных городов страны. Сюда же прибыли братья Ивана III. Именно военной целесообразностью можно объяснить стоянку великого князя Ивана III позади Угры. Конная масса татар могла быстро передвигаться вдоль берега, выбирая наиболее удобные и хуже защищенные места для переправы. Узкая Угра не представляла сильного естественного препятствия для переправы, поэтому было неразумно держать все силы у самой реки. В этом случае прорыв на левый берег поставил бы обороняющихся в тяжелое положение. Кременецкая позиция давала возможность подтягивать войска к угрожаемому участку.

      Хан Ахмат не решился идти прямо на Москву, а пошел в Литовскую землю. Из Коломны и Тарусы русское войско подошло к Угре и остановилось на берегу против ордынского лагеря. Началось знаменитое Стояние на реке Угре, когда противники встали друг против друга на противоположных берегах реки и ни один из них не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Король Казимир не пришел к Ахмату, потому что у него были свои усобицы. Тогда же Менгли-Гирей, «царь крымский, воевал королевскую Подольскую землю, дружа великому князю».

      Приближалась зима. Стычки передовых отрядов русского и ордынского войск на речных переправах проходили с переменным успехом, не дав перевеса войскам Ахмата.

      У брода на Калугу ордынцев встретила огнем русская артиллерия. Это дало возможность надежно оборонять брод: «И отбили их от берега, и много дней они отступали с боем». Так прошло 4 дня. По словам летописца, «татары начали стрелять в наших», а «наши начали стрелять из луков и из пищалей и многих татар побили, и от берега отбили, и много дней, сходясь, через реку бились». Русская оборона на берегах Угры оказалась непреодолимой.

      Начались морозы. Ордынцы страдали от холода, голодали — все окрестности были уже разграблены, пищи не хватало, сильные морозы лишили коней подножного корма, начался падеж коней. Воины роптали на тяготы похода, среди ордынских военачальников начались раздоры.

      Между тем русское войско, стоявшее на укрепленных позициях, все усиливалось. Оно тоже страдало от холодов, но у него был надежный тыл, крепости с запасами продовольствия и корма для конницы. Убедившись, что ордынцы не решаются перейти Угру, великий князь отвел свои полки к Боровску и там укрепился. Ахмат решил, что русские намеренно отдают берег, чтобы заманить ордынское войско и самим перейти в наступление. Летописец так сообщил об этом эпизоде: «Отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, решив, что если берег отдает им Русь, то, значит, хочет с ними биться!»

      Поход хана Ахмата закончился полной неудачей. Правда, хан пытался представить это событие только временным отступлением и отправил великому князю Ивану III грамоту с требованием уплатить дань и признать власть Орды, но подкрепить свои требования реальной силой не мог.

      11 ноября 1480 г. принято считать днем освобождения Русской земли от ордынского ига.

ЛЕТОПИСЬ О ПОВЕДЕНИИ МОСКВИЧЕЙ
НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ ИГА (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)

      И когда был великий князь на Посаде возле Кремля, горожане, устремлявшиеся в Кремль, в осаду, увидели его и начали стыдить, так говоря ему:

      — Когда ты, государь, князь великий, над нами в тихости и кротости правишь, тогда разоряешь нас непомерно. А нынче сам разгневал царя, дань ему не платишь, а нас выдаешь царю и татарам!

      Великий князь въехал в Кремль, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И стал владыка Вассиан со злостью выговаривать великому князю, называя его беглецом. Оттого великий князь не остался в Кремле на своем дворе, но, опасаясь горожан, остановился в Красном сельце. А к сыну своему, великому князю Ивану Ивановичу, послал грамоты, веля ему тотчас быть в Москве. Но тот проявил мужество, принял на себя гнев отцовский, а от берега не уехал… И повелел великий князь сжечь Посад у Москвы.

      А свою великую княгиню, Римлянку1, и с нею казну послал на Белоозеро. А если случится, что, по Божьему гневу, переправится царь через Оку и возьмет Москву, то бежать им к Окиану-морю. Мать же великого князя, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала в осаде сидеть. А на Москве оставил великий князь Ивана Юрьевича2 да дьяка Василия Мамырева. Да еще сидел тут владыка Ростовский Вассиан.

ИЗ «ПОСЛАНИЯ НА УГРУ» АРХИЕПИСКОПА ВАССИАНА РЫЛО

      Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчанному, Богом утвержденному, в благочестии во всех концах вселенной воссиявшему, пресветлейшему и преславнейшему среди царей государю нашему всея Руси Ивану Васильевичу богомолец твой, архиепископ Вассиан Ростовский, благословение шлет и челом бьет.

      Молю, о боголюбивый государь, не прогневайся на смирение мое, что дерзнул говорить с тобою. Нам подобает, государь, помнить о делах твоих, а тебе, государь, слушать.

      Ныне же слышали мы, что басурманин Ахмат уже приближается и губит христианство, более же всего похваляется одолеть твое отечество, а ты перед ним смиряешься и о мире молишь. Он же, окаянный, и не слушает моления твоего, желая до конца разорить христианство. Не унывай, но возложи упование свое на Господа, и Он укрепит тебя.

      А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать на ухо тебе льстивые слова и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам державу свою. Молим тебя, боголюбивый государь, не слушай советов их!

      Подумай, от какой славы и к какому бесчестию сводят они твое величество?! Когда столькие тьмы народа погибают и церкви Божии осквернены и разорены, у кого сердце как камень и кто не восплачет о погибели их?! Устрашись же и ты, о пастырь, — не с тебя ли взыщет Бог кровь их? И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе Богом стадо? Отложи страх, понадейся на Господа, выйди скорее против безбожных, призвав на помощь Бога и Пречистую Богородицу, помощницу и заступницу христианам, и всех святых Его. Последуй примеру прежде живших прародителей своих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны покорили, и с греческих царей дани брали, — Игоря, и Святослава, и Владимира, а также и Владимира Мономаха, и иных многих, о которых ты и сам знаешь.

      А достойный похвал великий князь Дмитрий, прадед твой, какое мужество и храбрость показал за Доном над теми же окаянными?! Сам впереди бился и не пощадил жизни ради избавления христиан! Не усомнился, не убоялся татарского множества, не обратился вспять, не сказал в сердце своем:

      «Имею жену и детей и богатства много; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте». Но без сомнения устремился на подвиг и выехал вперед, лицом к лицу против окаянного Мамая. Потому Всемилостивый Бог подал ему Свою помощь, и потому и доныне он восхваляем и прославляем не только людьми, но и Богом.

      Так и ты, если последуешь примеру прародителя своего, то Бог поможет тебе и покорит врагов твоих.

      Молю тебя, о царь, не пренебреги советами моими. Да будет с тобой милость Господа Бога нашего Иисуса Христа по молитвам Пречистой Его Матери и всех святых и великих чудотворцев земли нашей. И нашего смирения благословение да будет на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на государстве твоем, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем вашем христолюбивом воинстве. И мирно и многодетно да будет ваше государство во все дни жизни вашей и во веки веков. Аминь.

      Закрепление материала по третьему вопросу плана:

      1. Сколько лет продолжалось иго?

      2. Какова роль Ивана III в свержении ордынского ига?

      IV. «Государь всея Руси» (самостоятельно по учебнику).

      Домашнее задание: § 22, рабочая тетрадь.

      Дополнительные задания:

      1. Перечислите современников Ивана III в Западной Европе и в России.

      2. На каких языках говорили подданные Ивана III? Какой язык был основным в стране?

Моделирование ситуаций:

      Составьте предполагаемый диалог между:

      Иваном III и Александром Невским;

      Иваном III и Ярославом Мудрым;

      Иваном III и Иваном Калитой;

      Иваном III и Дмитрием Донским.

      Двум учащимся дается задание выучить и прочитать на следующем уроке стихотворения о Москве.

Вопрос   28.   Концентрическая и линейная структуры школьного исторического образования: преимущества и недостатки.

Российская и зарубежная практика преподавания истории сформировала два варианта структуры школьного исторического образования: линейную и концентрическую.

Линейная структура – однократное, хронологически последовательное изучение исторического прошлого с древнейших времен до современности.

Концентрическая структура изучения истории рассчитана на двух-трех кратное рассмотрение одних и тех же хронологических отрезков исторического прошлого, всякий раз повышая уровень их анализа. Ни та ни другая не существуют в чистом виде. Внутри концентров изучение стоится преимущественно по линейному принципу. А сочетание пропедевтических и систематических курсов внутри линейной системы указывает на присутствие концентризма.

Линейная:

Достоинства:  последовательность, возможность варьировать степень наполнения учебных курсов исторической информацией, выявлять причинно-следственные связи развития общества, сопоставлять, прослеживать тенденции и закономерности; экономия учебного времени благодаря отсутствию повторного изучения одних и тех же процессов; уменьшается опасность дублирования тем и вопросов; при точной синхронизации курсов возможность производить сравнение.; легко корректировать содержание предмета, изменять количество часов на изучение определенных тем.

Недостатки: отсутствие проблемного изучения; к выпускному классу часть материала забывается; преобладание воспитательных целей над развивающими.

Начальная школа – эпизодические рассказы по истории.

С 5-10 кл. – или 5-8 классы – история древнего мира по 1900 включительно. Всеобщая история + история СССР.

Концентрическая:

Достоинства: Превращение исторического образования в постоянный, непрерывный, последовательно усложняющийся процесс, вместе с  тем целостный и завершенный на каждой ступени образования; более четкая синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории; возможность в старших классах вернуться к событиям ранней истории и рассмотреть их на более высоком проблемно-теоретическом уровне; возможность в последнем концентре систематизировать и обобщить весь исторический материал; от событитийно –хронологического осмысления прошлого перейти к проблемному, межпредметному, тематическому и т.д.; введение профильного и модульного обучения, ориентированного на профориентацию учащихся.

Недостатки: непроработанность основополагающих идей,отсутствие четкой концепции третьего концентра, где предусмотрены проблемно-теоретические и профессионально-ориентированные курсы- перегрузка фактологическим содержанием школьных учебников, дублирование тем; большинство школьных учителей воспитывалось на принципах линейного образования; отсутствие нового учебно-методического фонда; разнообразие типов учебных заведений.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.: НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА (4ч)   8 класс

      В этой главе речь пойдет о странах Востока: Японии, Китае, Индии и Африке. Школьникам следует напомнить, что понятие «Восток» применяется условно. Оно подразумевает почти весь неевропейский мир, исключая те страны и регионы, которые были заселены выходцами из Европы (США, Канада, Южная Америка, Австралия). 

   Изучая историю Средневековья и раннего Нового времени, школьники познакомились с некоторыми специфическими чертами восточных обществ. Изучение истории XIX в.  истории колониальных захватов промышленного капитализма — позволяет актуализировать межкурсовые связи, углубить понимание особенностей развития Востока, понять, почему Восток оказался неподготовленным к натиску индустриальных стран Запада.

    Тема дает возможность увидеть влияние религии на формирование ментальности людей и развитие общества.

      Науку давно интересовали вопросы, почему в обществах, где ранее всего возникли очаги мировой цивилизации, не удалось самостоятельно, без вмешательства европейцев, разрушить старые докапиталистические общественные и экономические структуры. Немецкий философ Гегель противопоставлял динамизму Европы «консервативную стабильность» Востока. Восток менялся крайне медленно, жизнь там протекала в замкнутых и разрозненных сельских общинах, подчинявшихся администрации централизованного государства.

    Особенностью исторического развития Востока являлось то, что политическая власть и государственность возникли там раньше, чем частная собственность. Государственная власть осуществляла централизованный контроль над обществом. Функции такого государства сводились к централизованному учету совокупного общественного продукта, прежде всего избыточного продукта, за счет которого и существовал аппарат власти: чиновники, воины, а также обслуживавшие их ремесленники, слуги. Таким образом, власть была первична, а частная собственность вторична. Когда частная собственность на Востоке возникла (в урезанном и юридически бесправном виде), верховная власть стала владеть большей частью этой собственности.

    Развитие товарно-денежных отношений привело к разложению прежних патриархальных связей и появлению богатых и бедных. Бедные лишались имущества (в последнюю очередь земли, так как долгое время земельные участки по общинной традиции не подлежали отчуждению), шли в батраки, наемники, а то и продавались в рабство. Безземельные брали землю в аренду у разбогатевших. Удачливые торговцы превращались в богатых купцов, а разбогатевшие мастеровые становились владельцами богатых мастерских. Так появился класс частных собственников, однако государство смотрело на представителей этого класса как на социальных паразитов и делало все возможное, чтобы мешать его деятельности.

      В результате противостояния государства и частной собственности в странах Востока сложилась следующая ситуация: политическая власть смирилась с частнособственническим сектором, взяла его под свой строгий контроль и пользовалась плодами его деятельности.

      Частнособственнический сектор, не имея законов, его защищавших, был заинтересован в сильной власти центра, так как только она одна могла защищать его от произвола местных властей и социальных потрясений.

      Главную роль в этом союзе играла политическая власть, и она держала под контролем весь частный сектор и подавляющую долю экономической деятельности в стране. Государству принадлежали казенные земли, оно выступало в роли господствующего  класса по отношению к работавшим на них крестьянам.

      Конечно, в разных странах Востока ситуация была неодинаковая. Но в отношениях между властью-собственником и массой безликих подданных ученый-востоковед Л. С. Васильев выделяет следующие особенности: «Первая — невычлененность индивида из коллектива. Эта недифференцированность имела свои плюсы и минусы. С одной стороны, именно она препятствовала полному произволу властей, вводя его в определенные рамки, соответствующие установившимся нормам обычного права, тем самым традициям, которые санкционировались и освящались религией. С другой стороны, она вела к тому, что вычленившийся из коллектива индивид, прежде всего богатый собственник, хотя и не только он, не имел... зафиксированных в законодательстве прав, свобод, юридических гарантий для своей деятельности и просто своего существования. Это вело к тому, что собственники стремились окружить себя большим количеством родственников, земляков, прислужников и прихлебателей (клиентов), которые являли собой социальную силу, противостоявшую властям... И  хотя связи и престиж нередко играли свою роль, в целом борьба собственника с представителем власти никогда не была борьбой равных.

      ...Отсюда вторая важная особенность социальной структуры на Востоке: слабость отдельных собственников, чье богатство не давало покоя представителям власти и чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы. Восточные собственники, особенно торговцы, порой обладали сказочными богатствами, но они предпочитали либо вкладывать их в землю (сдаваемую в аренду), либо проживать. Условий для превращения этих богатств в капитал... не было. Неудивительно поэтому, что капитализм возник не на богатом Востоке, а в полунищей Европе, обогатившейся за счет морских походов и ограбления других народов и умело вложившей полученное богатство в дело, т. е. превратившей его в капитал.

      Третьей из важных особенностей социальной структуры на Востоке (тесно связанной с первыми двумя) была корпоративность. Речь идет о многочисленных вертикальных гранях и перегородках, о множестве корпораций типа кланов, каст, сект, землячеств, общин, цехо-гильдий и прочих объединений, которые включали в себя, как правило, бедных и богатых, простолюдинов и высокопоставленных, власть имущих и стоящих вне общества слуг и рабов. Эта система вертикальных связей и замкнутых корпораций всегда играла во всех странах Востока заметную роль. Ее социальная функция заключалась в объединении индивидов в рамки коллектива и противопоставления этого коллектива (корпорации) всесилию государственного деспотизма. Нормы обычного права и сакрализованные традиции давали этим корпорациям необходимую защиту от произвола. В  то же время корпоративность облегчала власти систему администрации: чиновнику или суду легче было иметь дело с корпорацией и спрашивать с ее главы, предоставляя тому право автономно распоряжаться в рамках той или иной подведомственной ему корпорации.

      Стабильная, сохранившаяся веками и сознательно культировавшаяся корпоративность сыграла свою решающую роль в оформлении специфики социальной структуры на Востоке. В частности — и это можно считать еще одной, четвертой важной особенностью ее, — речь идет о слабой классовой дифференцированности, о второстепенной, даже ничтожной роли классовых антагонизмов, а то и вовсе об их отсутствии. Даже в тех редких случаях, когда в той или иной стране Востока частный сектор достигал немалых успехов и создавались объективные условия для заметной роли классовых антагонизмов... система корпораций играла свою сглаживающую, приглушающую антагонизмы роль. В рамках касты и богатый, и работавший на него бедняк всегда прежде всего ощущали свою принадлежность к одной и той же касте и свою отчужденность по отношению ко всем другим кастам. В большом клане работавшие на главу-землевладельца бедные члены клана, отдаленные его родственники, никогда не считали главу клана эксплуататором. Он был старшим родственником, руководителем клана, считался благодетелем (именно потому, что позволял другим выжить, обрабатывая его землю на правах арендатора либо батрака). Примерно такой же патерналистский характер имели отношения в рамках крестьянской общины, цехо-гильдий.

      Выработанные веками корпоративные и патронажно-клиентские связи были закреплены традициями и освящены религией. Система этих связей стала основой социальной структуры, причем консервативность ее вполне соответствовала интересам политической власти восточного государства. Именно такая взаимосвязь и взаимозависимость государства и социальной структуры в странах Востока создавали условия для неизменности, стабильности, даже застойности. Государства могли разрушаться, гибнуть, появляться заново; династии... с легкостью сменяли друг друга на престоле, у руля правления, в системе администрации, но структура общества, опиравшаяся на его микроструктуру, т. е. на незыблемые корпорации, сохранялась при этом почти без изменений. Более того, все вновь возникавшие государственные образования охотно брали эту стабильную структуру под свою защиту и заботливо предохраняли ее от перемен. Тем самым все политические и даже социальные кризисы обычно не вели к внутреннему структурному обновлению, к выходу за пределы докапиталистической формации» (Васильев Л. С. История религий Востока. — Ростов-на-Дону, 1999. — С. 26—28).

      Конфуцианство, играя роль основной религии Китая, было и официальной идеологией, и регулятором экономических и социальных процессов, т. е. основой всего китайского образа жизни. Конфуцианство формировало черты национального характера: общественную дисциплину в сочетании с умением в случае нужды довольствоваться малым и не роптать; трудолюбие и любовь к знаниям, к постижению нового и умение использовать это новое для упрочнения устоявшихся традиций; постоянное стремление к самоусовершенствованию и к тому, чтобы занять в обществе более высокое место; прочность социально-семейных связей и т. д.

      Вторжение Запада, европейского капитала и колониальные захваты явились толчком, который положил начало разложению старого общества и созданию нового. Однако процесс этот был очень болезненным для не подготовленных к нему восточных обществ.

                                                       МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Т е м а  20. Встреча миров (2 ч).    10 класс

      Активизация колониальной политики европейских государств в начале Нового времени. Цели колониальной политики. Крупнейшие колониальные державы. Формы и методы колониальной политики. Европейская эмиграция. Завоз рабов в Америку из Африки. Соперничество колониальных держав. Пиратство. Навигационный акт английского парламента. Британское завоевание Индии. Попытки покорения Китая колониальными державами. «Открытие» Японии колонизаторами. Европа и Османская империя. Возникновение Восточного вопроса. Двойственное влияние колониализма на развитие народов Востока. Зарождение патриотического движения в Индии. Политика «самоусиления» в Китае. «Реставрация Мэйдзи» в Японии. Танзимат в Османской империи.




1. тема освітніх послуг що ґрунтується на принципі забезпечення основного права дітей на освіту та права здобу
2. всіх вас православних християн
3. Вариант 9 Порядок работы Запустите текстовый редактор MicrosoftWord
4. Введение...............
5. Размножение
6. Мосты обеспечивают пропуск нагрузки отдаленной перспективы запроектированные под нагрузку С14 Н8.
7. Діагностика ймовірності банкрутства підприємства
8. е гг. позволило приступить к решению неотложных внешнеполитических проблем
9. Определение болезни
10. Реферат- Деловая переписка
11. Тема- Санитарная охрана пищевых продуктов Работу выполни
12. Перспективы развития социального обслуживания семей группы риска основывается на том что вопервых семь
13. тема в которой товары и услуги доступны без использования денег кредитов бартера долговых систем и принуди
14. Кадры Список работников организации
15. Сроки исковой давности
16. процессуальное право уголовный процесс Уголовное право Понятие предмет метод задачи и принцип
17. тема и источники налогового права
18. 5 Лабораторная работа 12
19. Культурный экспресс Дорогами Вологодчины реализуемого при поддержке Министерства культуры РФ Общерос
20. Диэлектрики. Описание электрического поля в диэлектриках