Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 13. Фреймы, скрипты, сценарии и стереотипы как разновидности концептов. Слоты.
Когнитивная лингвистика нацелена на моделирование картины мира, на моделирование устройства языкового сознания. С когнитивной лингвистикой связаны новые акценты в понимании языка, открывающие широкие перспективы его изучения во всех разнообразных и многообразных связях с человеком, его интеллектом, со всеми познавательными процессами.
Для моделирования концептов исследователями используются традиционные единицы когнитивистики (фрейм, гештальт, сценарий, скрипт и т.д.), обладающие более четкой, нежели концепт, структурой. Особенно часто концепт рассматривается как информация, объединенная и систематизированная в виде фрейма, фреймовой структуры [Прохвачева 2002; Багумян 2004; Моисеева 2007].
Термин «фрейм» первоначально использовался М. Минским для представления знаний в сфере искусственного интеллекта. Исследователь поставил в центр своей концепции утверждение о том, что любая машинная модель, отображающая реальный мир, строится в виде сложной системы определенным образом сформированных данных фреймов. Последние, согласно М. Минскому, представляют собой модели стереотипных ситуаций. Фрейм можно описать как типовую структуру, предназначенную для упорядочения, организации некоторых данных, некоторой информации. С каждым фреймом ассоциируют информацию разных видов. Группы семантически близких фреймов объединяют в систему фреймов, внутри которой они могут быть иерархически упорядочены.
По мнению Минского, фрейм формально представлен в виде двухуровневой структуры узлов и связей между ними: вершинные узлы содержат данные всегда справедливые для определенной ситуации, терминальные узлы, или слоты, заполняются данными из конкретной практической ситуации [Минский 1979: 45 56]. Количество слотов соответствует количеству элементов, выделяемых в данном фрагменте опыта, слот имеет имя, задающее сам параметр, и заполняется информацией о значении, который данный параметр принимает у данного типа объектов или данного конкретного экземпляра [Кобозева 2004: 65].
Говоря о структуре фрейма, в большинстве случаев исследователи разделяют точку зрения Минского. Так, М.Л. Макаров утверждает, что «фрейм состоит из вершины (темы), т. е. макропозиции, и слотов, терминалов, заполняемых пропозициями» [Макаров 1998: 151].
Е.Г. Беляевская рассматривает фрейм как иерархически организованную структуру, в которой при неизменности общего содержательного наполнения некоторые аспекты могут выдвигаться на первый план, а другие уходить на уровень фона или вообще на время как бы «исчезнуть из поля зрения» [Беляевская 1992: 28].
фрейм состоит из имени и отдельных единиц, называемых слотами. Он имеет однородную структуру:
ИМЯ ФРЕЙМА
Имя 1-го слота: значение 1-го слота
Имя 2-го слота: значение 2-го слота
Имя N-го слота: значение N-го слота.
По словам Ирины Владимировны:
«Только не забудьте, что фрейм может рассматриваться как тип концепта, и как способ изучения концепта (фреймовая семантика).
Слот относится только к фрейму, но любой концепт можно рассматривать через фреймовую семантику, например, концепт кошка (как правило, образ, картинка, представление по классификациям концептов разных авторов) - не фрейм, но, используя фреймовый подход к анализу можно говорить так:
вершина (макротема) - кошка;
терминал "внешний вид" > слоты: шерсть, усы, уши, хвост, тело, голова и т.д.
терминал "производимые звуки" > слоты: мяуканье, мурлыкание, шипение, фырчание и т.д.
терминал "повадки" > слоты: игривость, лень, царапается и т.д.
терминал "мифы и суеверия" > слоты: 9 жизней, приносит удачу/неудачу и т.д.
Это неполный анализ, а просто иллюстрация.»
Суммируя вышеизложенное, отметим, что концепт может рассматриваться в виде информации, объединенной и систематизированной в виде фрейма. Последний представляет собой когнитивную структуру, основанную на вероятностном знании о типических ситуациях. Фрейм состоит из вершинных и терминальных узлов или слотов, связанных между собой. Фрейм признается вариативной открытой структурой. Фреймы объединяются в «супер- или мегафреймы». Дробной единицей фрейма считают скетч-фрейм.
Скрипт (script) в концепции (Schank, Abelson 1977) один из типов структур сознания, вид фрейма, выполняющего некот орое специальное задание в обработке естественного языка. Привычные ситуации описываются скриптами как стереотипные смены событий. Большинство скриптов усваивается в детстве, в результате прямого опыта или сопереживания при наблидении за другими людьми: мало кто лично участвовал в ограблении банка, угоне самолета или пытках и т.п., - но из книг, телевидения и кино почти все приблизительно себе представляют, как это делается, т.е. обладают соответствующими скриптами.
Теория скриптов описывает автоматичность, характерную для действий человека, когда сознание (которому не все подконтрольно) отвлекается от второстепенных мысленных событий. Имеет место постоянное внутреннее напряжение, эксплицитная проверка содержания интенций или мнений, а также постоянное стремление к самоконтролю.
Скрипт задает риторическую структуру текста, костяк которой отражает смену «риторических предикаций», соответствующих семантическим отношениям между обычными предикациями текста. Минимум скрипта составляют действующие лица и сюжет. Варьируясь по сложности, скрипты могут быть очень простыми состоять исключительно из простой предикатно-аргументной структуры, - и очень сложными, представляя конфигурацию циклов, теорий, симфоний и т.д.
СЦЕНАРИЙ. Сценарию с фундаментальной точки зрения соответствует следующая онтология: начальное состояние, последовательность событий, конечное состояние. Другими словами, сценарий структурируется во временном измерении схемой ИСТОЧНИК- ПУТЬ-ЦЕЛЬ, где
Онтология сценария обычно включает также людей, вещи, свойства, отношения и пропозиции. Кроме того, элементы онтологии часто связываются отношениями определенных типов: причинными отношениями, отношениями тождества и т. д. Эти отношения структурно представляются схемами связи (link schemas), каждая из которых категоризуется в соответствии с типом связи, которую она представляет. Сценариям присущи также целевые структуры, которые специфицируют цели участников сценария. Как уже говорилось выше, метафорически такие структуры передаются схемой ИСТОЧНИК-ПУТЬ-ЦЕЛЬ
Термины «концепт», «стереотип» и «национальный характер» взаимосвязаны. Они отражают связь человека с культурой.
У. Липпман заложил теоретические основы изучения стереотипов. Далее этот термин рассматривали такие ученые, как Р. Бинкли, Д. Кац, К. Брейли и др. [9, 10].
В книге С.Г. Тер-Минасовой приводится определение стереотипа из Краткого политического словаря, где он трактуется как «схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта» [9, с. 43].
Ключевыми словами в определении стереотипа являются: схематичный, стандартный, которые близки по значению понятию «норма», означающие: 1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь (норма поведения, нормы литературного языка); 2) установленную меру, среднюю величину чего-нибудь [4].
Следовательно, стереотип это общеобязательное, формально определённое правило поведения. В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом: общие понятия, нормы речевого общения, поведения, категории, мыслительные аналогии, предрассудки, суеверия, моральные и этикетные нормы, традиции, обычаи и тому подобное.