Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Философия неравенства в 13м письме О культуре

Работа добавлена на сайт samzan.net:


15) природа культуры по Бердяеву

Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев (1874-1948) писал о свободе и о культуре.
Но самым неангажированным произведением на эту тему была «Философия неравенства», в 13-м письме «О культуре
». Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем острейшим в тот год, «России страшный год», вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию.
«Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органически свой период была связана с жизнью религиозной».

Культура не демократична по своему характеру и по самой природе чужда реализму.
«Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь».
Бердяев выводит основной закон культуры - преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности.

У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации. «Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие».
В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы.

    16 Типология культур А.Тойнби 

     Арнольд Тойнби – известный английский ученый (1889–1957). Свои взгляды на культуру и  человеческую историю А. Тойнби подробно изложил в работе «Постижение  истории», основной целью которой  является выявление "смысла человеческой истории. Поскольку мировая история  есть история человечества, человек  выступает главным деятелем истории. Тойнби рассматривает историю как  систему вызовов и ответов.

     История культуры есть история взаимодействия идей и мнений: нет никакой единой истории как непрерывного линейного  поступательного процесса; даже в  пределах одного конкретного общества различные группы людей по-разному  реагируют на вызов: благодаря чему они либо выживают, либо вымирают. Правильным представлением о Всемирной истории  является дерево, корни которого –  это примитивные общества, которые  были ограниченны территориально, малочисленны, и поэтому часто погибают насильственной смертью. Ветви этого дерева –  локальные цивилизации, устойчивые общности людей, объединенных духовными  традициями и территорией их проживания. Причиной неустойчивости примитивных  обществ является их ориентация на старшие поколения и авторитет  уже умерших предков. В этом Тойнби видит социальную смерть общества, которая ведет за собой распад и разложение общества.

     Цивилизации разделяются на первичные, вторичные  и третичные. Критомикенская цивилизация  первична по отношению к Греции, а христианская третична по отношению  к античности. Вторичные и первичные  цивилизации похожи на первичную, как  дети на собственных родителей, т. е. наследуют некоторые признаки. Основной критерий для выделения локальных  цивилизаций – общность религий. Так как Тойнби проповедовал христианские ценности, то и упор в своих теориях  делал именно на них. Человеческая история началась с грехопадения, когда человек ослушался святой воли Господа и в результате этого стал смертным. Первый акт свободного выбора закончился для человека трагично, он потерял свою общность с Богом. Поэтому Тойнби считает, что в основе истории лежит именно взаимодействие мирового закона – Бога (вызова) и человека (ответа). Тойнби выделяет 21 цивилизацию, из которых ныне существует только семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная, иранская, арабская. Остальные культуры больше не существуют, так как они прошли все стадии развития (становление, рост, надлом и распад) и потом умерли. Тойнби отвергает решающую роль в становлении цивилизации расы и внешней среды. Расовое объяснение человеческих поступков либо некорректно, либо ложно. Географические условия – лишь одна из причин зарождения самобытной культуры.

     Основная  причина зарождения цивилизаций  – энергетический импульс, позволяющий  той или иной общности ответить на вызов истории. Среди таких импульсов  Тойнби выделяет: суровые естественные условия, требующие усилия для создания и поддержания цивилизации; наличие  неизведанных земель, стимулирующих  попытки их освоения; положение народа либо на грани, либо в подавленном  состоянии также является вызовом. История любой цивилизации представляет собой серию взаимодействий вызовов  и ответов. Исходя из этого, цивилизованное общество определяется через творческое меньшинство и пассивное большинство. Однако чрезмерно сильные вызовы тормозят развитие цивилизации. Духовное совершенство людей и дальнейшие развитие цивилизации Тойнби видит  в развитии религиозного сознания. По его Мнению, цивилизации –  это лишь этапы, преодолевая которые  человечество вступает в диалог с  Богом и постигает его волю. В этом и заключается истинная социальная история, в которой он видит единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения. В поздний период своей деятельности Тойнби подчеркивал, что тенденция единения различных цивилизаций преобладает над изоляционистской.




1. Аппаратура спектрометрического каротажа СГК1024
2. Философия
3. Квалифицированное убийство
4. Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием
5. Дипломная работа- Комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки.html
6. Вопросы медицинской этики и деонтологии
7. ОТЧЕТ по практике по профессиональному модулю ПМ
8. Лабораторная работа 1 ОБЩИЕ СВОЙСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Цель работы- ознакомление с методами оп
9. по теме Основы генетики Разработка учителя биологии высшей категории Дворядкиной Веры Николаевны
10. Злочинна недбалість, як вид необережності
11. Профессиональная деформация личности ~ изменение качеств личности стереотипов восприятия ценностных ор
12. 4 2 Нормативные и технические документы
13. Этапы развития метода конечных элементов и области применения
14. Для удобства работы рекомендуется предварительно подготовить значения аргументов функции
15. Моральные конфликты в служебном коллективе и способы их разрешения
16. Публичное право то которое относится к положению Римского государства частное относится к пользе отдел
17. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Одеса
18. докладом о задачах революционного пролетариата
19. Психологические особенности личности женщиныпреступницы
20. Повышение продуктивности пласта воздействием кислотных композиций