Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Тема: Педагогическая теория Иогана Фридриха Гербарта (1776-1841гг.)
План:
Гербарт родился в 1776 году в городе Ольденбурге, в семье чиновника-юриста, окончил латинскую классическую школу и Иенский университет (естественно-математический факультет). Он занимался у известных философов и психологов. По окончании университета он поступил на службу в семью австрийского аристократа и 3 года занимался воспитанием его детей.
В 1800 году он посетил в Бургдорфе институт Песталоцци, проникся к нему любовью и уважением, но не все демократические взгляды педагога были им восприняты.
С 1802 году он работал в Геттингенком, а с1808 года в Кенигсбергском университетах в должности профессора. Он преподавал педагогику и психологию и руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу-гимназию, в которой сам ученикам преподавал математику. В это время он издает следующие труды: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания»(1806г.), «Учебник психологии» (1816г.), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831г.), «Очерк лекций по педагогике» (1835г.). Будучи одновременно и философом и психологом, он сделал попытку обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он вывел цели воспитания, а с помощью психологии обосновал пути достижения этих целей.
Гербарт был выразителем интересов прусского юнкерства. Это нашло отражение в его педагогической системе.
2
кажущиеся изменения, это есть взаимодействие неизменных реалов. В душе под воздействием видимого возникают представления, которые могут вымещаться за грань памяти, а если эти представления не противоречат друг другу, то они и запоминаются».
Цели могут быть возможными и необходимыми. Возможные те, которые понадобятся при выборе и осуществлении профессиональной деятельности. Необходимые цели те, которые определяются нравственным воспитанием.
3
Управление детьми является наиболее консервативной стороной педагогической системы Гербарта. Она использовалась правительственными чиновниками различных стран, в том числе и России, для обоснования системы мер дисциплинарного воздействия на учащихся.
Особенно популярными в педагогике XIX века были его идеи о четырехступенчатом построении учебного процесса введение нового материала, установление связи между новым и уже известным, обобщение и формулирование выводов, практическое применение приобретенных знаний.
Процесс познания это процесс движения, сцепление и видоизменение представлений. Система обучения состоит из следующих ступеней:
Абсолютизация предложенной структуры урока, особенно проявившаяся у последователей и учеников Гербарта, привела к засилию формализма в
4
школьной практике. Ход урока определяется рядом обстоятельств (возрастом и уровнем развития учащихся, спецификой учебного материала, дидактическими целями урока и т.п.) и не может быть типовым.
Обучение по Гербарту должно основываться на многосторонности интересов. Он различает 6 видов интересов. Первая группа интересов:
эмпирический, который как бы отвечает на вопрос что это такое?, и возбуждает стремление к наблюдению; умозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так?, и настраивает на размышление; эстетический обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов семьи и ближайший круг знакомых; социальный на более широкий круг людей, на общество, свой народ и все человечество; религиозный направлен на общение с Богом.
Одна из важнейших задач образования заключается в возбуждении многостороннего интереса. То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и усваивается основательно. Добиться интереса можно путем создания различных представлений при изучении учебных предметов. Начинать надо с изучения древнейших периодов истории и литературы, затем древних языков и математики (как средств развития мышления).
С интересом тесно связано внимание. Детям сначала присуще примитивное внимание, которое является первым видом непроизвольного внимания. Оно направляется на предмет благодаря яркости цвета, громкости звука и т.п. Интерес и примитивное внимание учеников надо поддерживать наглядностью. Когда нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение. Но наглядность не должна быть однообразной, чтобы не наступило утомление. И заучивать наизусть надо то, что привлекает внимание, что интересно ученику. Вторым видом непроизвольного внимания является апперцептивное, которое как бы высылает подходящие представления, нужные для усвоения нового материала.
От непроизвольного внимания он отличал произвольное, которое зависит от усилий самого ученика.
Гербарт предлагал создание следующих типов школ: элементарную, городскую и гимназию. Каждый из этих типов школ должен существовать самостоятельно. Из первых двух можно поступить лишь в специальные реальные школы, чтобы потом заниматься торговлей промышленностью, ремеслом и другими видами практической деятельности, а из гимназии в вузы, т.е. для тех, кто предназначался для умственной деятельности, руководства и управления, он рекомендовал классическое образование. Гербарт был сторонником классового подхода к образованию.
5
условие и результат воспитания. Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель должен призвать к порядку всякого ученика, который позволил бы себе критическое отношение к религии.
В отличие от обучения, нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляет его чувства, желания, поступки.
Принципы нравственного воспитания у него отличны от принципов управления. Там подавляются проявления воли и сознания ребенка. А в системе нравственного воспитания все методы должны опираться на хорошие начала в ребенке с помощью их одобрения, с помощью поиска хороших черт даже у испорченного ребенка.
К средствам нравственного воспитания он относит:
Гербарт считал, что нужно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Очень опасно дать развиваться у воспитанника сознанию, сто он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание».
Этика Гербарта. В основе морального поведения лежит эстетическое чувство (удовольствие и неудовольствие). При встрече с одним мы получаем удовольствие, при встрече с другим неудовольствие. Он сформулировал 5 этических идей: 1) идея внутренней свободы (у человека должно быть согласие между разумением (желанием) и волением
6
(поступками). Если этого нет (хочу одно, а делаю другое), то ты раб); 2) идея совершенства тела и духа (чтобы поступать нравственно, надо быть сильным); 3) идея благорасположения (надо устанавливать гармонию между собственной волей и волей других людей «свобода твоего кулака заканчивается у кончика моего носа»); 4) идея права (конфликт между
волями должен завершаться добровольным соглашением); 5) идея справедливости (нормальное этическое поведение заключается в соблюдении установленных норм и гармонии).