Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 1.
Культура это система надбиологических средств, регулирующих человеческую жизнедеятельность.
Худ. культура совокуп-ть созданных худож. ценностей, процесс их создания, распространения, восприятия и усвоения обществом и отдельным человеком.
Народная культура культура определенного народа, этноса, сформированного на конкретной тер-рии, вобравшая в себя особ-ти географ. положения, историч. развития, менталитета и т.д., проявившаяся в особенностях языка, быта обычаях.
Профессор А.И. Арнольдов считал национальную культуру синтезом национально-особенного, инонационального и мирового, переработанного и освоенного национальным. Взаимоотношения этих слоев культуры определяют ее развитие в целом.
А.С. Каргин выделил в худож. культуре современного об-ва следующие пласты:
1) суперэлитарная худ. К К., формирующаяся на межнациональном уровне постоянно мигрирующими профессионалами - художники, творч. кол-вы, представл. собой конгламерат проф. иск-ва и массовой К (профессиональная сфера. Появилась в 18в. с реформами Петра1).
2) Элитарная национальная худ. К. формируется замкнутой проф. национальной группой художников, имеет определенный слой потребителей и специфическую среду бытовая, трудна для понимания (по сути К. для меньшей части об-ва, разбирающейся в деталях). Появилась с книгопечатанием.
3) Массовая худ. К. производится замкнутой группой проф. мастеров в больших кол-вах и служит для удовлетворения первичных духовных потребностей различ. социальных групп. Первично здесь отдых и развлечение. В этой К. думать и знать не нужно, легка для понимания (сериал, поп. музыка, глянцевая пресса и проч.)
4) Народная худ. К универсальное национально-этническое образование, в производстве, распространении и сохранении которого задействовано большинство населения.
Все перечисленные сферы взаимодействуют между собой. В ХХв. это взаимодействие становится все более заметным, что обеспечивает их развитие. Народ. К. не противостоит элитарной, не изолирована от нее и не замкнута на самой себе. Элитарное и массовое искусство питается силами народ. К. В то же время последняя ориентируется на их эстетические и технологические процессы. Элитарная и массовая К. не обладают такой значимостью, как народная, они остаются в пределах одной или нескольких соц. Групп, но и как в народ. К. отдельные виды массовой К. (массовая песня, худож. слово) способны выходить за рамки своего поля и приобретать универсальный хар-р. Важное значение имеет взаимодействие народ. и проф. К., возрастает значение связи народ. К с СМИ, системой образования. Однако нельзя не отметить, что с появлением и развитием городов народ. К. переходит в массовую. Народ. К родилась в селе и когда ч-к отрывается от земли значение народ. праздников утрачивается.
Вопрос 6.
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного существования.
Христианскую фазу, занявшую тысячу лет, можно в свою очередь подразделить на три периода:
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613-1917гг.). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции, когда царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.
Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
Три периода в русской народной художественной культуре:
докрестьянский (раннеархаический),
крестьянский (архаический),
урбанистический.
Гусев В.Е. Русская народная художественная культура
Вопрос 11.
Культура XIX века:
Первая половина XIX века - "золотой век", эпоха расцвета дворянской культуры. Война 1812 года способствовала становлению стиля ампир в архитектуре.
Вторая половина XIX века - после отмены крепостного права появляется разночинская культура и развивается стиль реализм.
Конец XIX века - новый подъём искусства, который называется "серебряный век».
В русском прикладном искусстве первой половины XIX в. не происходило значительных перемен по сравнению с предшествующим временем. Восприняв традиции классицизма, идя в ногу с архитектурой, русская мебель, мелкая пластика, фарфор, посуда, ткани и другие предметы декоративно-прикладного искусства приобретают все большую строгость стиля. Этот процесс достиг высшей точки в первые десятилетия XIX в. К середине же столетия по мере ослабления всеобщего влияния классицизма декоративно-прикладное искусство начинает утрачивать прежнюю цельность и приобретать черты эклектичности.
Отечественная культура XIX века продолжала развивать лучшие культурные традиции предыдущего столетия. Новых успехов достигла живопись, архитектура, театр, другие виды искусства.
Два исторических события оказали огромное влияние на русскую культуру XIX века: война 1812 года и отмена крепостного права. Отечественная война вызвала рост национального самосознания народа. Общество проявило интерес к отечественной истории. Тема патриотизма, воинского подвига стала достоянием русской культуры.
Уничтожение крепостного права изменило характер русской культуры. На смену дворянской пришла разночинская культура, которая выражала интересы и вкусы широких слоев недворянского населения: купцов, крестьян, мелкого чиновничества, ремесленников.
Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры официальной ("высокой" профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс ("фольклорным" пластом"), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. Начиная с XVII в. складывается и развивается "третья культура", самодеятельно-ремесленная, с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные традиции, а с другой тяготевшая к формам официальной культуры. Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто конфликтном, преобладает тенденция к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности.
В течение всего XIX века Россия продолжала испытывать благотворное влияние культур передовых европейских стран, прежде всего Франции и Италии. Вместе с тем к концу столетия Россия сама внесла весомый вклад в европейскую и мировую культуру.
Вопрос 23.
Классификация коллективов народного художественного творчества по типам:
Коллектив начального типа, или кружок - это объединение учебного типа, где участники
стремятся получить знания об искусстве, овладеть навыками творчества. В
кружках участники разучивают относительно несложные произведения и исполняют
их, как правило, перед «своим» зрителем - товарищами по работе или учебе.
Коллективы повышенного типа - в этих коллективах решаются более сложные
учебно-воспитательные и художественные задачи. Участники занимаются специальным
тренажем, знакомятся с основами и теорией данного вида искусства. Усложняется
репертуар, возрастают требования к его художественному уровню. Более сложный
репертуар и большая подготовленность участников позволяют коллективу выступать
перед широкой аудиторией зрителей.
Определения по словарю С.И. Ожегова 1. мастерская живописца или скульптора, 2. школа, готовящая художников или актеров, 3. название некоторых театральных коллективов молодых актеров
В 1937 году создан первый Государственный ансамбль танца А.И. Моисеева. Он верно и перспективно определил его задачи и творческие особенности. Моисеев ставил перед собой задачу бережно сохранять и пропагандировать народное танцевальное искусство, создавать сценические формы на основе подлинных народных движений и ритмов.
В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности. Любители - это те, кто «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества.
В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности.
Любительское объединение это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каждого индивида в свободном временном пространстве.
Клубное объединение, или клуб по интересам - это форма совместного удовлетворения социальных и культурных потребностей, при создании условий для духовного общения и побуждения к самодеятельному творчеству, где могут самоорганизоваться множество различных любительских объединений.
Классификация коллективов по возрастным особенностям участников (детские, молодежные, смешанные, коллективы ветеранов и т.д.).
Базы создания коллективов: клубные учреждения, школы, центры детского и юношеского творчества, вузы и т.д.
Нормативные документы, на основе которых осуществляется деятельность таких коллективов.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие качество предоставления муниципальных услуг в сфере культуры:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Закон Российской Федерации от 09.10.1992г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
3) Федеральный закон от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
4) Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
5) Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных объединений (районов, областей и т.д.) постановления, стандарты и проч.
Вопрос 24.
Активизация духовной жизни в России на рубеже 19-20вв. явилась предпосылкой возникновения нового явления в массовом худ. твор-ве. На основе городского фольклора и бытовой любительской худож. практики формировалась новая форма твор-ва, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Существующие жанры городского фольклора, любительского твор-ва постепенно трансформировались, принимали за образец проф. иск-во театр, хор, инструментал. исполнит-во. Появились любительские самодеятельные худож. образ-я. В начале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков худож. самодеят-ти в недрах сущ. Форм городской худож. К.
В период расцвета социалистического гос-ва зарождение худож. самод-ти связывалось с Октябрьской революцией и социализмом, якобы обеспечившим ее формирование и развитие. Однако зарождение худ. самод-ти относится к более раннему периоду истории народ. К. Худож. самод-ть формировалась под влиянием соц-экономических, политич., духовных преобразований, происход. в России со второй половины 19в., отражала эти преобраз-я, служила их углублению, развертыванию, осущ-ю. В этом процессе худож. самод-ть постепенно формир. Как самобытное явление народ. К., определяя свои собственные эстетические парадигмы (основы, правила).
Понятие «самод-ть» в кач-ве обозначения особой формы НХТ появилось до революции. Тогда же была сделана попытка теоретически обосновать предпосылки для формирования самодеятельного худож. твор-ва наиболее образованной части пролетарских масс.
Но тем не менее худож. самодеят-ть тесно связана с социалистическим политическим мировоззрением, т.к. развивалось в период зарождения и расцвета Советской России.
Совесткая худож. самод-ть, будучи народ. твор-вом, многими узами, традициями и даже формами связана с многовековой народ. худож. практикой и в то же время отличается от нее. Советское самодеят. иск-во явление качественно новое, отражающее новую эпоху народ. жизни.
Мысль об исключительности худ. самод-ти, восхваление и непомерное возвышение ее значения обусловливали не только отход на второй план фольклора, бытового иск-ва, но и научную ограниченность анализа происход. процессов. Механически упрощенно трактовались эстетические и социал. аспекты явления, плановыми стали ежегодные цифры роста кол-ва участвующих. Методы руковод-ва копировались с проф. кол-вов. Худож. самод-ть оказалось огосударствленной формой досуга.
Соединение любительского худ. твор-ва с политич. Борьбой обусловило формирование в нем таких важнейших черт, как жесткая организационная оформленность, служение идеологич. Интересам опред. класса, подконтрольность вышестоящим орг-циям, тесная связь с сис-мой внешкольных учреждений, превращение в ср-во специально организованного досуга, отход от фольклорных традиций и ориентация на эстетические и творческие каноны проф. иск-ва.
Но не правильно рассматривать худ. самод-ть с позиции только социальниых и идеологичксих предпосылок, обусловивших его расцвет в 20-50е годы и снижение престижности в последующем.
В течение полувека она связывала «высокое» иск-во и иск-во народных масс, вводила массу в поэтику и мир худож. осмысления новых социальных явлений, формиррвала первичную базу проф. иск-ва. В этом причина его бурного развития в 20-60егоды. В последующем, в 80е годы стали замедляться темпы роста, шло расслоение по уровню исполнительства и жанровому составу, снижение соц. престижности. Однако в официальных документах эти явления игнорировались. Попытки вскрыть реальное положение, дать ей подлинное научное объяснение подавлялись директивным путем.
Сложившаяся ситуация имела историч. и идеологич. предпосылки, когда была сделана попытка эволюционный путь развития народ. К. подменить революционным. Это означало отказ от предыдущего опыта, игнорирование традиций. Худож. самод-ть формировалась и развивалась как крайне упрощенное явление, как аналог проф. иск-ва. Первоначально же (примерно до середины 20х гг.) повсеместно худ. самод-ть обратилась к сущ. традиционному твор-ву к фольклору.
Худож. самод-ть несла на себе черты Ф., любит. Твор-ва, оставалась близкой им по эстетике и хар-ру бытования. Участниками ее были выходцы из деревни с ее устойчивой си-мой художественно-фольклорных воззрений, рекрутировались они также и из городского дореволюц. любит. твор-ва, из интеллегенции, мещан. Это обусловливало неоднородность и неустойчивость форм худож. самод-ти.
На первом этапе развития в худож. самод-ти культивировались жанры по аналогии с фольклором. В ней оставались импровизационность, вариативность, вовлечение в действо публики. Однако начиная с середины 20х годов появляется трансформация (эстетическая, организационная, репертуарная). Худож. самод-ть все дальше отходила от форм народной К. и формировалась как направление в народ. твор-ве с выраженной ориентацией на проф. нормы исполнительства.
Если до 90х гг. вся народ. культура ассоциировалась с худож. самод-ю, то начиная с 90х гг. наблюдается противоположная тенденция: для НХК стала ассоциироваться только с фольклорными формами, традиционным твор-вом.
Но нужно помнить, что употребляя понятие «худож. смаод-ть», мы имеем в виду не все народ. твор-во, а только ту его часть, которая имеет устойчивые специфические очертания и отличается и от фольклора и от традиционного прикладного и изобразит. иск-ва, и от любительского твор-ва.
Развитие худож. самод-ти имеет две взаимосвяз. Тенденции: формируются новые жанры и одновременно происходит «модернизация», видоизменение уже существующих. Новые формы как правило не отрицают существующих, чаще всего являются их логическим продолжением, возникают и формируются на их основе.
Вопрос 7.
Семейно-бытовые праздники посвящены наиболее важным событиям человеческой жизни, отражает жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.
К ним относятся: родины, крестины, именины, новоселье, свадьбы, похороны. Необходимо отметить, что семейно-бытовые и календарные праздники и обряды тесно связаны друг с другом.
Родильная обрядность
Первой формой социальной организации людей был материнский род, и при трудных бытовых условиях, небольшой продолжительности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным условием существования рода. События, связанные с этим, возводились в культ.
Довольно насыщенным разнообразными обрядами, обычаями, суевериями является период вынашивания ребенка. Беременная женщина на Руси была объектом множества суеверий, в которых, однако, нельзя не увидеть рациональное зерно. Некоторые из них регламентировали ее поведение, запрещали или, наоборот, поощряли определенные действия. К таковым можно отнести:
Женщина, ждущая ребенка, нуждалась в защите от злых сил, способных навредить ей и ее потомку. Для защиты от них она всегда имела при себе предметы - «обереги» (красная нить или лента, обвязывалась на руке).
Следующим этапом родильной обрядности являются обряды, сопровождающие появление ребенка на cвem. В этих обрядах участвовали, главным образом, женщины: бабка-повитуха, родственницы и соседки. Участие же мужчин было весьма ограниченным. Своеобразным церемониймейстером родов выступала бабка-повитуха. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Она занималась не только принятием родов, но, главное, умела выполнять необходимые, с точки зрения крестьян, процедуры над ребенком и роженицей, сопровождая их магическими действиями. Основными процедурами были: обрезание пуповины, действия с последом и купание ребенка. Повивальная бабка - лицо, никем не избираемое, добровольно принимающее на себя определенные, нигде не записанные, но осознаваемые ею обязанности. Она не могла отказать в просьбе прийти к роженице, даже если ей этого очень не хотелось, не могла требовать вознаграждения за труды, а довольствовалась тем, что ей давали.
ольшое внимание придается дню и времени рождения.
Одновременно принимались меры, способные благотворно повлиять на дальнейшую судьбу младенца. К ним относятся: обрезание пуповины, первое купание и перепечение младенца.Немаловажное значение придавалось в этот период предохранению ребенка и матери от «сглазу», « напуску» и «нечистой силы».
Крестильная обрядность - один из самых значимых этапов родильной обрядности. Время от рождения до крещения младенца было, как правило, непродолжительным. Младенец мог умереть «не приведенным» к вере, и его невинная душа досталась бы дьяволу.
Главные действующие лица крестильных обрядов крестные родители или восприемники (т. е. принимающие ребенка из купели). Православная церковь возлагала на них поручительство перед богом при вступлении ребенка в лоно церкви и дальнейшую заботу о своих духовных детях. В народе же восприемники считались вторыми родителями ребенка, его опекунами и покровителями. По большей части восприемниками становились кто-либо из близких родственников взрослых, уважаемых и состоятельных.
Особое место в родильно-крестильной обрядности занимали обряды, символизирующие принятие в семью и общину нового члена. Наиболее ярко эти обряды проявлялись в ритуале утверждения т. н. крестного стола, своеобразного домашнего празднования рождения и крещения новорожденного.
На крестины собирались все члены семьи, непременно приглашались крестные отец и мать. Гости приносили с собой подарки и угощения, дабы освободить еще неокрепшую хозяйку от хозяйственных работ. Хозяйкой крестного стола становилась бабка-повитуха
Русская народная СВАДЬБА.
Этот обряд является одним из наиболее сложных комплексов традиционной культуры. Свадебный обряд можно рассматривать как совокупность ритуальных действий символического, магического и игрового характера. С другой стороны, свадебный обряд представляет собой совокупность элементов материальной (одежда, головные уборы, украшение жилища, свадебные повозки, ритуальная пища, атрибуты магических действ) и духовной культуры (словесного, музыкального, хореографического фольклора, театрализованного действа.
Лучшей порой для проведения свадеб считались осень, когда страда позади, урожай уже собран, есть что выставить на пиршественные столы, и зима, период между двумя постами, от Святок до Масленой недели. Возраст вступающих в брак, как правило, был невелик, по современным понятиям молодожены были почти детьми
Свадебный обряд развертывался в несколько этапов, которые можно определить как предсвадебный (сватовство, сговор, причитания невесты девичник, поезд жениха), свадебный (венчание) и послесвадебный (благословение родителей, свадебный пир в доме родителей молодой, спустя некоторое время (на следующий или в этот же день) новобрачные возвращались в дом родителей жениха и пирование продолжалось).
Старинную русскую свадьбу исследователи по всей справедливость называют очень сложным и очень красивым спектаклем, длившимся несколько дней. Причем в этом спектакле ничего не делалось просто так: любое движение или слово, любая деталь одеяний были исполнены глубокого смысла.
Дети принадлежали к роду родителей и девушка, выходя замуж, переходила в род мужа и должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней. Вот какие сложные превращения происходили с невестой. Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия - знак рода.
Жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог - это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою».
А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый - цвет траура.
Фата плотный платок, отделяющий невесту от другого мира
Еще раз вспомним про «косу- девичью красу». С языческих пор сохранился обычай прощаться с нею навеки и заплетал молодой жене две косы вместо одной, притом укладывали пряди одну под другой, а не поверх. Замужняя женщина должна была прикрывать свои волосы головным убором или платком чтобы «сила», заключенная в них не повредила новому роду
Похоронный обряд
Неизбежное завершение человеческой жизни - смерть издревле сопровождалась определенным ритуалом.
Согласно древнеславянским верованиям, душа покидает тело со смертью человека. Она возносилась вместе с дымом погребального костра и отправлялась в далекую страну мертвых. По представлениям древних, эта страна могла находиться и на земле, и на небе, и под землей.
Значительной трансформации погребальная обрядность подвергалась с принятием на Руси христианства. В основу христианской погребальной обрядности был положен догмат о воскресении из мертвых.
Особое место в традиционной русской культуре занимали традиции и обычаи подготовки к смерти. По понятиям русских, умереть «своей смертью» в окружении родных и полной памяти считалось благодатью. Наши предки верили, что если человек умирал быстро и без мучений, его душа попадала в рай, если же долго страдал перед смертью, то это была кара за грехи.
На Руси считалось очень важным быть заранее готовым к смерти. Существовал обычай при жизни приготавливать себе смертную одежду, кстати, сохранившийся до нашего времени.
Сразу же после смерти человека зажигают лампаду или свечи, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник. Тело умершего обмывают. Омовение водой символизирует духовную чистоту жизни умершего, а также будущее воскрешение и предстояние перед лицом Божьим в чистоте и непорочности. После обмывания умершего одевали в чистые одежды, сообразно его званию и служению. Гроб рассматривался как последний дом умершего.
Сроки похорон, как правило, определялись по прошествии трех суток со времени кончины. Время похорон обычно назначал священник. Хоронили, как правило, после полудня, но обязательно до захода солнца, чтобы уходящее солнце захватило с собой душу умершего.
Перед опусканием гроба в могилу происходит последнее целование умершего близкими и родственниками. Священник вкладывал в руки мертвого отпустительную грамоту. В могилу опускали церковные свечи, горевшие во время отпевания. После опускания гроба в могилу каждый присутствующий кидал горсть земли. Затем начиналась поминальная трапеза: на могиле ели кутью. Бедным и нищим раздавали угощение и деньги, чтобы молились о спасении души новопреставленного.
Из глубокой древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем поминовение в особо важные дни, ближайшие к его кончине. Это третий, девятый и сороковой день по кончине. Церковь установила ряд молений об «упокоении умерших и даровании им милости Божией и царства небесного», которые также совершаются по вышеперечисленным датам. Такое поминовение называется частным, к нему относятся третины, девятины, сорочины и годовщина.
Вопрос 8.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
Характерными чертами русской культуры являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе.