Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему Современная периодика для детей и юношества проблемы и перспективы Исполнитель Пень

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарская государственная академия культуры и искусств»

Институт информационно-коммуникативных технологий

Кафедра библиография

Курсовая работа

на тему: «Современная периодика для детей и юношества: проблемы и перспективы»

Исполнитель: Пенькова Ирина Александровна

студентка группы БК – 24 с

заочного отделения

Научный руководитель: Потепалова Н. В.,

канд. пед. наук, доцент

Зав. кафедрой: Вохрышева М. Г.

канд. пед. наук, доцент

Дата допуска к защите:__________________

Самара 2012 г.

Рецензент:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Защищена:__________

С оценкой__________

Члены комиссии

по защите курсовых

работ                          _______________________________

                                   _______________________________

                                   _______________________________

Содержание

    Введение…………………………………………………………………………...4

  1.  История детской периодики………….………………………..……7
  2.  Актуальные проблемы современной периодики……………….. 11
  3.  Перспективы развития детских периодических изданий……..…22
  4.  Детская периодика и критика на современном этапе………..…..25

Заключение……………………………………………………………….……... 29

Список использованной литературы……………………………………….…..32

Введение

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала. Детская периодика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям. «Друг детей», «Детский музеум», «Собеседник», «Отдых», «Крошка». «Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха», «Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко». Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру. К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано очень мало, содержание журналов не раскрыто ни в одной библиографической работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на страницах периодики. Правда, с недавнего времени стали появляться публикации из детских журналов прошлого века, но пока это эпизодические явления.

Цель моей курсовой работы – проследить актуальные проблемы и перспективы развития детской периодики на современном этапе. Поэтому в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология публикаций, их содержание, назначение, будет прослежена судьба людей, связанных с периодикой для детей.

Сегодня в России живет около 40 миллионов детей в возрасте до 18 лет, что составляет почти 27% от общей численности населения. В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку относятся к наиболее уязвимым в социальном отношении слоям населения.

В Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве детей на культурное развитие, получение образования и информации. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

        Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом. Известно, что явления более позднего порядка носят относительно зрелый характер, т. к. создаются в результате органического усвоения предшествующей традиции. В случае с детской литературой все обстоит гораздо сложнее. Она долго и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а также от литературы учебной. Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт обособления ее в некую самостоятельную область, и, как следствие, до сих пор имеют место дискуссии в связи с проблемой так называемой «специфики». Имеют место разночтения даже в том, как ее называть: «детская литература» или «литература для детей». Например, Полозова Т.Д., много лет плодотворно занимающаяся проблемами детской литературы и детского чтения, разводит понятия «детская литература» и «литература для детей»: под «детской литературой» ею понимается собственно творчество детей, а под «литературой для детей» - все, что адресовано детям.

За последние пятнадцать лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам, «обэриуты»; предпринимаются попытки современного прочтения произведений детских писателей советского периода, весьма разноречивые и совсем не бесспорные; уточняются некоторые аспекты истории русской детской литературы XIX и XX вв. Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.

В данной работе актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики; перспективы развития литературы для детей рассмотрены через изучение и анализ специальной литературы, критических статей литературоведов А. Ананичева, Е. Датновой, Л.Звонарёвой; результатов исследования Российской государственной детской библиотеки «Дети и периодика в начале XXI века»; аналитической статьи В. Чудиновой, предоставленной на выставке «ПРЕССА-2006» по итогам круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы».

  1.  История детской периодики

       Журналы для детей возникли во 2-й половине 18 в. в Германии и распространились в Великобритании, Франции, Голландии и США. В России они появились в 80-х гг. 18 в. Первый детский журнал "Детское чтение для сердца и разума" (приложение к "Московским ведомостям") основал Н.И. Новиков в 1785. Издание являлось образцом построения детского журнала для своего времени. С 1789 по 1801 в России регулярные издания для детей не выходили. В начале 19 в. наибольшим успехом пользовались журналы "Друг юности" (1807-15; с 1813 "Друг юношества и всяких лет") М.И. Невзорова и "Друг детей" (1809) Н.И. Ильина. В 1813 в С.-Петербурге вышел первый отечественный иллюстрированный "Журнал для детей", затем выходил иллюстрированный "Детский музеум" (СПБ, 1815-19 и 1821-29; издание типа атласа). Содержание детских журналов начала 19 в. отражало представления о назидательном характере воспитания. С 20-х гг. начался поиск нового типа детского издания. Писатель и журналист, издатель "Русского вестника" С.Н. Глинка выпустил "Новое детское чтение" (М., 1821-24), ред.-изд. А.Н. Очкин, В. Львов и А.П. Башуцкий - "Детскую библиотеку" (СПБ, 1835- 1838, с участием писателей Н.В. Кукольника, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля и др.), в которых стремились приобщать детей к культуре. Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч издавали "Детский собеседник" (СПБ, 1826-28), журнал религиозно-нравственного характера, который не пользовался большой популярностью. Первым официальным изданием для учащихся стал "Журнал для чтения воспитанников военно-учебных заведений" (СПБ, 1836-63). Большой спрос имели журналы: "Звёздочка" (СПБ, 1842-63) и "Лучи" (СПБ, 1850-60), издаваемые первой детской профессиональной журналисткой и писательницей А.О. Ишимовой. Журнал "Новая библиотека для воспитания" (М., 1847-49) продолжил журнал "Библиотека для воспитания" (1843-46) П.Г. Редкина (В.Г. Белинский оценил его как единственный детский журнал, достойный внимания). Был осн. первый серьёзный научно-популярный "Журнал для детей" (СПБ, 1851-63) М.Б. Чистякова и А.Е. Разина. Во 2-й половине 19 в. детские журналы стали переходить к освещению проблем реальной жизни. Возникли: "Художественный журнал для юношества" (СПБ, 1856-57), "Час досуга" (СПБ, 1858-61) С.П. Бурнашевой и "Подснежник" (СПБ, 1858-62) - наиболее удачное издание В.Н. Майкова, "Детский журнал" (М., 1859-60) Б. Залесского, "Собеседник" (СПБ, 1859- 1862) Н.П. Ушакова и др. С 60-х гг. каждый год появлялись один или несколько журналов. Издательство М.О. Вольфа выпуском журнала "Забавы и рассказы" открыло целую серию детских изданий. Журнал "Чтение для юношества" (СПБ, 1864-66) издавали педагоги И.И. Паульсон и Ф.Ф. Резенер. Уникальным явлением в мировой журналистской практике был журнал, основанный А.Н. Острогорским, - "Детское чтение" (СПБ, 1869-93; М., 1894-1906, в 1906-18 переименован в "Новую Россию") - один из самых массовых детских журналов. Его постоянными авторами были Х.Д. Алчевская, И.А. Бунин, Е.Н. Водовозова, А.Я. Герд, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.М. Станюкович, А.П. Чехов и др. В конце 70-х - 80-е гг. созданы: "Задушевное слово" (СПБ, 1877-1918, издательство Вольфа), "Родник" (СПБ, 1882-1917; одно из самых совершенных в профессиональном плане изданий писательницы Е.А. Сысоевой, перешедшее потом к А.Н. Альмедингену), "Игрушечка" (СПБ, 1880-1912, выходил с перерывом), "Детский отдых" (М., 1881-1907), "Мир Божий" (1892-1906). В конце 19 в. почти одновременно в С.-Петербурге появились два популярных журнала с литературными приложениями "Всходы" (1896-1917), ред.-изд. Э.С. Монвиж-Монтвид, и "Юный читатель" (1899-1906; единственный журнал, закрытый цензурой до 1917), ред.-изд. Э.К. Пименова. В начале 20 в. образованы журналы А. Фёдорова-Давыдова "Светлячок" (М., 1902-20), "Путеводный огонёк" (СПБ, 1904-18), "Дело и потеха" (М., 1905-08) и И.Д. Сытина - "Друг детей" (М., 1902-07, выходил с перерывом), "Пчёлка" (М., 1906-07), а также "Золотое детство" (СПБ, 1907- 1917), ред.-изд. М.П. Чехов, "Маяк" (М., 1909-18) И.И. Горбунова-Посадова. При Троице-Сергиевой лавре выходили религиозно-нравственные журналы "Божия нива" (с детским отделом) и "Зёрнышки Божией нивы; чтение для детей" (1903-17). В начале 20 в. появились детские газеты: "Что нового" (М., 1908), "Детская газета" (СПБ, 1908) и "Детская газета" (М., 1910), "Газетка для детей и юношества" (1910-15). В этот период одновременно издавалось св. 20 детских журналов. В России до 1917 всего выходило ок. 300 детских и юношеских журналов. Вокруг них объединялись писатели и педагоги. Редакторы и издатели стремились публиковать для детей талантливые произведения детских писателей. После 1917 большинство изданий было прекращено. В первые годы советской власти началось формирование системы детской и юношеской П. Наиболее показателен из первых советских изданий для детей журнал "Красные зори" (М., 1919), стремившийся публиковать материалы, ориентированные на общественно-политическое воспитание детей. Первый советский профессиональный детский журнал "Северное сияние" (П., 1919- 1920), выходивший при поддержке М. Горького, также предполагался как революционно-романтическое издание, однако именно революционная идея получила в журнале слабое творческое воплощение. Первые детские советские газеты ("Детский пролеткульт", Тула, 1917; "Детская правда", Саратов, 1919; "Муравей-чудодей", Пермь, 1920, и др.) носили в основном общеобразовательный характер. Популярностью пользовалась "Лесная газета" В.В. Бианки, регулярно публикуемая в журнале "Новый Робинзон" (в 1928 её выпуски вышли отдельной книгой). С созданием в 1922 пионерской организации началось формирование системы пионерских газет. В 1925 осн. "Пионерская правда", которая, несмотря на идеологическую направленность, всегда была подлинно массовым и одним из самых популярных детских изданий. В советской детской журналистике определились две тенденции, определившие судьбу мн. изданий. Первая тенденция выражалась в необходимости выполнять социальный заказ - адаптировать применительно к возрасту систему классовых ценностей, опираясь на сформулированные В.И. Лениным задачи прессы: пропагандировать, агитировать и организовывать. Пионерские и комсомольские органы до конца 80-х гг. были учредителями детских и юношеских периодических изданий и определяли основные направления детской журналистики. Эта тенденция наиболее сильно проявилась в московских изданиях (в т.ч. в журнале "Пионер", с 1924) и ленинградском журнале "Костёр" (с 1936). Другая тенденция отражала гуманистические тради- ции детских изданий и интересы детей и вызывала определённые опасения у теоретиков коммунистического воспитания. Были прекращены интереснейшие издания в Ленинграде: "Новый Робинзон" (с 1924, в 1926 преобразован в "Красный галстук"), "Ёж" (1928-35) и "Чиж" (1930-41). Все журналы должны были публиковать материалы на идеологические темы. В то же время публикации познавательной и общекультурной тематики и литературных произведений оказывали значительное влияние на подрастающее поколение. В детских газетах и журналах печатались Б.С. Житков, Бианки, А. Гайдар, К.Г. Паустовский, Л.И. Лагин, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л. Барто, Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, К.И. Чуковский и др. Наряду с "Пионером", "Костром" и другими издавались журналы для самых маленьких ("Мурзилка", с 1924; "Весёлые картинки", с 1956; "Колобок", приложение к "Кругозору", с 1969), журналы по интересам ("Юный натуралист", в 1928-41 и с 1956; "Юный художник", 1936-41 и с 1978; "Моделист-конструктор", с 1966; "Квант", с 1970 - все в Москве). Популярны были литературно-художественные журналы: в Ленинграде - "Аврора" (с 1969) и в Москве - "Юность" (с 1955), "Молодая гвардия" (1922-41 и с 1956), научно-популярные "Вокруг света" (с 1927, ведёт историю с 1860), "Знание - сила" (в 1926-41 и с 1946), "Техника - молодёжи" (с 1933), журнал для рабочей молодёжи "Смена" (с 1924) и "Сельская молодёжь" (с 1925). Пионерские газеты до 90-х гг. выходили во всех союзных и автономных республиках. С конца 80-х гг. начался новый этап развития детской и юношеской периодической печати. Многие издания, усовершенствовав свой стиль, продолжают пользоваться популярностью. Возникли независимые и частные издания. Современному юному читателю предлагается широкий спектр периодических изданий самой различной направленности [1].

  1.  Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики.

       Более актуальными в наше время проблемами современной периодики являются:

  •  Кризис детской литературы в 80-е годы.
  •  Жанровое разнообразие детской литературы.
  •  Специфика современного детского чтения.
  •  Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя.
  •  Обращение детских поэтов к прозе.
  •  Коммерциализация книжного рынка.
  •  Проблема комплектования библиотек.
  1.  Кризис детской литературы в 80-е годы.

В советском обществе чтение детей происходило в условиях всеобщего дефицита, в том числе - на детскую литературу (спрос на нее в 80-е гг. удовлетворялся в среднем на 30-35%). Это говорит о процессе "социальной депривации" детей в 60-80-е годы при освоении ими литературной культуры. К периоду "застоя" (70-80-е гг.) в сфере издания детской литературы накопилось множество проблем. Общей была тенденция к снижению количества названий при сохранении ежегодного увеличения среднего объема книг и относительном постоянстве тиражей. Так, в середине 80-х годов показатель разнообразия детских книг в СССР был в 3 раза ниже, чем в ФРГ, в 6 раз ниже, чем во Франции, и примерно в 10 раз ниже, чем в Испании.

___________________

[1] Бим-Бад, Б. М.Словарь педагогических терминов[Текст]/Б. М. Бим-Бад. – М., 2007. – С. 197-199.

В хроническом дефиците оказались целые виды и жанры: научно-познавательная литература, остросюжетная (особенно фантастика и приключения), энциклопедии и справочники, пособия и руководства для досуговых занятий. [2]

Отсутствие же научно-познавательной, справочной и энциклопедической литературы чревато тем, что с детства у ребенка не формируется потребность в работе с книгой как одним из основных источников информации в различных областях знания. К перечню проблем можно добавить недостаточное издание лучшей современной детской иностранной литературы, дефицит детской периодики и др. В 80-е годы детская литература пережила серьёзный кризис, последствия которого отразились и на творчестве детских писателей в последующие годы.

Разбухшая от современных «бродящих» условий жизни детская литература неумолимо выталкивает из себя тех, кто эту литературу создаёт. Галина Щербакова, чьи повести для подростков и о подростках («Отчаянная осень», «Вам и не снилось…», «Дверь в чужую жизнь» и др.) были популярны в восьмидесятые годы (по повести «Вам и не снилось…» даже был снят фильм с одноимённым названием), выходили стотысячным тиражом под эгидой издательства «Молодая гвардия», в девяностые годы и в начале двухтысячных переключилась на «взрослую» литературу. Её новые, иронико - саркастичные, далеко не детские произведения твёрдо встали на печатный конвейер издательства «Вагриус». [3]

___________________

[2]Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - Книжная палата, 2003. – С.46.

[3]Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.- Книжная палата, 2002. – С. 37.

Реже для детей стали писать Татьяна Пономарёва, Борис Минаев - автор книги для подростков «Детство Лёвы» с предисловием Льва Аннинского. Эмигрировали в Израиль Дина Рубина и Анатолий Алексин, в Германию - автор детских книг об искусстве Владимир Порудоминский, критик и переводчик Павел Френкель. Бывший детский поэт, писавший в традициях обэриутов, Владимир Друк организовал в Нью-Йорке компьютерный журнал для взрослых. Сергей Георгиев издал недетскую книгу «Запахи миндаля», Алан Милн - «Столик у оркестра». Известный московский поэт Роман Сеф, ведущий семинар «Литература для детей» у студентов Литературного института им. А.М. Горького, тоже перешёл на «взрослую» поэзию, имеется в виду его книга «Турусы на колёсах». Детский писатель Игорь Цесарский издаёт в Соединённых Штатах газеты «Континент США», «Обзор», «Русский акцент» [4].

  1.  Жанровое разнообразие детской литературы

Виды (жанры) детской литературы:

Сказка

Стихотворение

Повесть

Поэма (баллада)

Рассказ

Роман (приключенческие, исторические, семейно-бытовые, сказочные).

Фэнтези

___________________

[4]Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.- Книжная палата, 2002. – С. 45.

В настоящее время выпускается огромное количество разных изданий для детей. Детские книжки продаются не только в магазинах, но и на лотках, в метро, в парках. На рынке книжной продукции для детей существует достаточно жесткая конкуренция. В отличие от рынка игрушек здесь конкурируют отечественные производители (т. е. издательства), поскольку очевидно, что книжки для наших детей должны быть на русском языке (даже если это перевод с иностранного). В борьбе за потребителя, стремясь сделать товар более привлекательным, издатели придумывают новые формы печатной продукции для детей, где литература уходит на задний план и становится фоном для какой-либо другой деятельности. В результате появляются новые «жанры» детских книг, развивающая роль которых пока что не осмыслена в педагогике и в психологии. В данной статье мы попытаемся восполнить этот пробел и проанализировать новинки современной печатной продукции для детей с позиции детского психолога.
Среди относительно новых жанров детских книг можно выделить книжки-
игрушки, книжки-поделки и книжки-задачники. Остановимся на их описании
и психологической характеристике.

Книжки-игрушки представляют собой печатные издания, в которых встроена какая-либо игровая «добавка», призванная сделать книжку более развлекательной и привлекательной. Наиболее простым и распространенным вариантом такой добавки являются круглые глаза персонажей (кошечек, лягушек, собачек и пр.), внутри которых крутится подвижный зрачок. При переворачивании страниц (соответственно при изменении картинки) эти глаза меняют своего хозяина, но сами по себе, естественно, не изменяются. Получаются разные звери, а иногда и люди с одинаковыми круглыми глазами, в которых плавает один и тот же зрачок. Еще один вариант такой игровой добавки – встроенное звуковоспроизводящее устройство. Например, если нажмешь на картинку лягушонка – он начинает квакать, а на утенка – крякать. Иногда в книжку встраивают какой-либо музыкальный инструмент, который может быть косвенно связан с ее содержанием. Так, к изданию «Бременских музыкантов» в запечатанном виде прилагается маленькая дудочка. Игровые добавки могут иметь разные варианты, но все они призывают ребенка к действию – нажимать, вращать, крутить, словом, играть. Однако к настоящей игре эти действия отношения не имеют. В то же время игровые добавки, безусловно, привлекательны для маленьких детей – удержаться от манипуляций с ними просто невозможно. Малышу хочется попробовать, что «умеет» делать книжка. Понятно, что интерес к таким пробам, а значит, и к самой книжке быстро иссякает. При этом ее литературное содержание уже не важно. Конечно, картинки необходимы для любой детской книжки. Дети обожают их рассматривать, выискивают в них мельчайшие подробности. Картинки помогают проникнуть в содержание текста и понять его. В отличие от мультиков они позволяют «остановить мгновенье», еще и еще раз вернуться к любимому эпизоду и самостоятельно вспомнить и узнать, «про что было в книжке». Так что картинка в детской книжке – не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста. Но для этого картинка не должна быть предметом для манипуляций. А если иллюстрация призывает к действиям и уводит внимание ребенка от текста, это значит, что книжка уже не является книжкой, так и не став игрушкой.

Книжки-поделки – это своего рода сочетание литературы с продуктивной деятельностью. Это может быть рисование, раскрашивание, аппликация, конструирование на бумаге (так называемое плоскостное конструирование) и пр. Например, по ходу чтения сказки ребенку предлагается раскрасить по образцу не закрашенные картинки или дорисовать отсутствующие детали изображений.

3.Специфика современного детского чтения.

Специалистами Российской государственной детской библиотеки в течение ряда лет проводятся исследования детского чтения. Так, в исследовании «Дети и периодика в начале XXI века» анализировался широкий круг проблем, связанных с чтением детьми периодических изданий [5].

Приведем некоторые данные этого исследования.

Чтение детей и подростков сегодня претерпевает существенные изменения. Сегодня среди читающей публики происходит рост числа групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Однако при кажущемся разнообразии книжной и журнальной продукции, ориентированной на эту аудиторию, далеко не всё здесь благополучно.

У детей 9-10 лет популярны «диснеевские» журналы и комиксы, причем более популярны они у мальчиков, нежели у девочек, а также различные журналы для детей. Девочки уже с 10-11 лет интересуются различными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию. Причем уже к седьмому классу у девочек в три раза чаще, чем у мальчиков, в чтении присутствуют молодежные, женские, различные развлекательные издания, тогда как у мальчиков это, прежде всего, издания связанные со спортом, автоделом, технические, познавательные и компьютерные журналы. Таким образом, чтение мальчиками журналов значительно шире и разнообразнее, чем у девочек.

___________________

[4] Чудинова, В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки [Текст]/В. П. Чудикова //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005.

4. Проблема творческой судьбы начинающего детского писателя.

Данной проблеме посвящена статья Е. Датновой «Возвращение на кухню». [5] Генеральный директор издательства «Колобок и Два жирафа» Владимир Венкин на Втором Форуме молодых писателей России, организованном Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, на семинаре «Литература для детей» заметил: «Раньше хорошие писатели из регионов вынуждены были переезжать в Москву за карьерой. Теперь столь ярко выраженного центростремления нет, но региональным писателям ещё сложнее, чем раньше».

Проблема состоит в том, что периферийному автору сложно стать известным и знаменитым. В лучшем случае у него появится признание, но его книги не насытят даже небольшую изголодавшуюся по хорошему чтению часть населения. К тому же в региональных издательствах книги выходят малыми тиражами, которые в принципе не могут охватить всю Россию. Москва по-прежнему остаётся всероссийским издательским центром.

5.Обращение детских поэтов к прозе.

Другая тенденция современной детской литературы проявляется в том, что детские поэты всё чаще обращаются к прозе: Тим Собакин, Лев Яковлев, Елена Григорьева, Марина Богородицкая переключились на прозаическое творчество. Возможно, дело здесь в коммерческо-издательской стороне дела. «В самом конце 90-х гг. наиболее прогрессивные издатели, наконец, обратили благосклонный взгляд на современных детских поэтов - вышел долгожданный двухтомник Валентина Берестова, ставший посмертным, опубликованы избранные стихи Виктора Лунина, многочисленные книги

___________________

[5] Датнова , Е. Возвращение на кухню… [Текст]:пролог/ Е. Датнова - М.: «Вагриус», 2002, 432 с. - С. 336.

Андрея Усачёва в издательстве «Самовар», переиздал детские стихи Роман Сефа в журнале «Мурзилка», калининградское издательство «Янтарный сказ» выпустило два сборника стихов московского поэта Льва Яковлева. Короткое время возглавляемое поэтом Львом Яковлевым московское издательство «Белый город» успело издать стихи ленинградца Олега Григорьева, москвичей Георгия Юдина, Валентина Берестова, Игоря Иртеньева», - отмечает Л.Звонарёва в статье «Почувствовать нерв времени».[6] Но если мэтров детской поэзии с трудом, но всё ж таки переиздают, то новичкам здесь просто не пробиться. Екатерина Матюшкина, молодая детская писательница из Санкт-Петербурга, одна из авторов популярной сегодня книги «Лапы вверх!»(второй автор - Екатерина Оковитая) тоже начинала, как поэт. Но, получив отказ в издательствах, переключилась на детскую детективную прозу. Книгой с иллюстрациями, сделанными автором, заинтересовались в «Азбуке» и выпустили её тиражом семь тысяч экземпляров. А после коммерческого успеха предложили дополнительный тираж - показательный пример того, насколько стало материально выгоднее писать прозу. Ни для кого не секрет, что коммерческий успех книги напрямую зависит от читательского спроса. Тут же напрашивается вопрос: почему поэзия сегодня не в чести? Об этом сейчас задумываются не только авторы, пишущие для детей. Во многом здесь виновато время, слишком уж оно непоэтическим стало. А каково время, таковы и нравы. Или - наоборот.

Если вспомнить слова Зинаиды Гиппиус, написанные в дневнике ещё в 1904 году, то становится понятно, что человеческий, читательско-писательский, фактор имеет не меньшую значимость, чем временной.

______________

[6] Звонарева ,Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике[Текст]/Л. Звонарева // Детская литература. - 2002. - N 3. - С. 10-14.

Они взаимосвязаны и перетекают друг в друга. Зинаида Гиппиус писала: «…современные стихотворные сборники и талантливых поэтов, и бездарных поэтов, одинаково оказались не нужны никому. Причина, следовательно, лежит не только в авторах, но и в читателях. Причина - время, к которому принадлежат и те, и другие, - все наши современники вообще…» [7].

6.Коммерциализация книжного рынка.

Коммерциализация книжного рынка по-разному сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения. Начало развития рыночных отношений привело к ряду кризисных процессов, в частности к резному спаду показателей издания детской литературы. В последние годы ее выпуск заметно увеличивается, качество детских книг улучшается. Расширяется их тематика, привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворяется. Вместе с тем издание детской книги требует больших по сравнению с многими другими видами литературы затрат, и детские книги дорожают, оказываются недоступными населению. Экономические трудности и резкое снижение уровня жизни большей части населения вызвали сокращение возможностей реализовать покупательские потребности в книгах. Согласно данным опросов, часть населения воздерживается от покупки книг, в том числе и детских.

7. Проблема комплектования библиотек.

Фонды литературы для детей, а особенно для дошкольников и младших
школьников, очень быстро ветшают, накопилось значительное количество
дублетных изданий, которыми библиотеки были укомплектованы 20-25 лет
назад (считается, что фонд детской библиотеки должен полностью  

______________

[7]Гиппиус, З. Дневники[Текст]: Кн.1/ З. Гиппиус. -  М., 1999. - С.239.


обновляться в течение 10 лет). 70-80% фонда для детей составляет
художественная литература, мало литературы по определенным отраслям
знаний (старая «отраслевка» большей частью морально и физически
устарела, новые поступления незначительны и не удовлетворяют
потребностей детей в современной информации).
Недостаточное комплектование новой литературой ведет к отказам. Дети -
жители небольших городов, поселков, деревень не знают произведений
современных лучших детских писателей - А. Лиханова, М. Яснова, В. Лунина, М. Москвиной, А. Усачева, С. Седова, О. Кургузова, Е. Мурашовой, А. Гиваргизова, К. Булычова и др. Не удовлетворяется также спрос на
классическую русскую литературу: нет достаточного количества экземпляров произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Чехова.
      Наряду с потреблением негативной, неточной и агрессивной информации, которые дети с их еще не сформированной системой ценностных ориентаций
получают от доступных СМИ, они же (дети) испытывают и
«информационный голод», когда недоступна информация, необходимая для
развития личности, образования, самообразования, творческого досуга. В
этих условиях позиционирование детской библиотеки как гаранта
обеспечения свободного доступа к информации не соответствует
действительности.
        Современную жизнь детей невозможно представить без чтения
периодической печати - детских газет и журналов. Сегодня их выпускается
большое количество, среди которых много хорошо иллюстрированных,
изданных на качественной бумаге, с разнообразным познавательным и
развлекательным материалом. Они развивают познавательную активность
ребенка, его творческие способности, эстетический вкус. Однако периодика,
представленная 1-2 детскими изданиями (так обделены сельские дети), не
может осуществлять образовательные, воспитательные и развивающие
функции. Практически полностью отсутствует подписка на профессиональные периодические издания, сотрудники детских библиотек вынуждены пользоваться фондом профессиональной периодики районных библиотек, что не всегда удобно.
Платные услуги существенно проблему с комплектованием решить не могут,
особенно в детских библиотеках, где к введению этого вида услуг нужно
подходить крайне осмотрительно.

         Проблемы с комплектованием, подпиской на детскую и профессиональную
периодику, недостаточное материально-техническое обеспечение не дают в
полной мере реализовать возможности детской библиотеки в
предоставлении информационных услуг, в воспитании и развитии
читательской культуры детей, а это ведет к снижению престижа библиотеки,
профессии библиотекаря в целом.
         Тем не менее, и в имеющихся условиях финансирования не следует ущемлять
права детской библиотеки, обеспечивая ее деятельность по остаточному
принципу. Приоритетность интересов детей над интересами взрослых
провозглашается во всех законодательных актах, касающихся детства, и
межпоселенческая библиотека (или библиотечное объединение), имеющие в
своем составе детскую библиотеку как структурное подразделение, в полной
мере ответственны за выполнение этим подразделением своих функций. В
Уставе юридического лица обязательно должен быть прописан пункт об
обслуживании пользователей с особыми правами (детей),
специализированный характер работы детского структурного подразделения.

         Сегодня единственным пока бесплатным источником приобщения детей к чтению остается библиотека. С удорожанием книг и периодики, с изменениями в школьных программах, обусловленными реформой образования, а также с ростом потребностей детей в разнообразной детской литературе и школьных учебниках, ежегодно растет число юных читателей в библиотеках. В условиях постоянного снижения финансирования и разрушения старой системы книгоснабжения (и отсутствия ряда звеньев в выстраивающейся новой системе) ухудшилось комплектование библиотек детской литературой.

  1.  Перспективы развития детских периодических изданий.

Библиотека – это открытый стол идей, за который приглашен

каждый, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет.

Это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и

 открытия, а другие берут в рост.

Александр Иванович Герцен

      На заседании круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы», организованном Исполкомом выставки «ПРЕССА-2006», была поставлена цель - выработать конкретные действенные шаги по привлечению внимания государства и общества к проблемам детских изданий, воспитывающих у ребенка любовь к чтению и формирующих нравственные основы личности [8].

      Были высказаны конкретные предложения по поддержке детской литературы, пропагандирующей высокие этические и нравственные принципы:

· отмена НДС на детскую периодику;

· обеспечение правовой защищенности отечественных детских изданий;

______________

[8] Чудинова, В.П. Итоги круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы» на выставке «ПРЕССА - 2006» [Текст]/ В. П. Чудикова. – 2006.

· вход детской литературы в киосковые сети бесплатно;

· проведение анализа состояния фондов школьных и детских библиотек и разработка программы их пополнения;

· предоставление дотаций библиотекам для подписки на социально значимые издания;

· проведение Всероссийского фестиваля школьных библиотек;

· проведение конференций и семинаров по проблемам детского чтения в регионах;

· возобновление проведения ежегодной Всероссийской недели детской и юношеской книги;

· учреждение знаков отличия для социально значимых изданий, которые будут вручаться на выставке «ПРЕССА» по итогам работы независимых общественных экспертных советов. Эта идея получила развитие в ряде предложений по проведению творческих конкурсов в рамках выставки «ПРЕССА-2006». Участникам круглого стола была предложена директором по развитию издательского дома «Веселые картинки» Олегом Ждановым концепция конкурса с разнообразными номинациями в области детской литературы -- конкурса «Маленький принц» -- в рамках «ПРЕССЫ-2006»;

· существенное дополнение перечня детских изданий;

· популяризация лучших книг и журналов, как для детей, так и для родителей.

· возрождение государственного заказа на выпуск детской литературы и повышение статуса конкурсов среди детских писателей для отбора лучших произведений.

· издание книг для детей сделать приоритетным в книгоиздании.

Сегодня современная библиотека – участник педагогического процесса, т.к. она взаимодействует с обучающими с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия могут быть разными: индивидуальными, групповыми, урочными, внеурочными. А библиотекарь, как и педагог, осваивает различные технологии и методы обучения.  .

За последние десятилетия библиотеки сильно изменились, они постепенно превращаются в крупные информационные центры, обеспечивающие информационную поддержку. В библиотечной практике появилось новое направление – медиообразование.  Медиообразование ориентировано на повышение общекультурного уровня, обучение информационному взаимодействию. Многие библиотеки участвуют в национальных проектах и получают денежные призы. И библиотека  не остается в стороне.    И большая часть денег идет на создание на базе библиотеки информационно-медиатечного центра. Именно в библиотеке проведен широкополосный Интернет, потому что все ресурсы у нас сосредоточены в одном месте.

Библиотеки полностью обновляются мебелью, приобретаются новые стеллажи для книг, круглый стол для читального зала, столы для компьютеров, кресла, диванчики, журнальные столики.  для индивидуальной работы пользователей библиотеки приобретают, плазменный телевизор, принтер, сканер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, которая имеет большие возможности: позволяет развивать творческие возможности, формировать пространственное мышление.

Благодаря активной позиции руководства библиотеки, понимания ими значения книги в процессе образования, а также благодаря постоянной финансовой поддержке, библиотеке удается не только скомплектовать обширный фонд, состоящий из книг по различным отраслям знаний, справочной литературы и энциклопедий, но и положить начало комплектованию фонда на нетрадиционных носителях информации: на видео- и аудиокассетах, электронных носителях. В том числе и периодических изданий.

Главное в библиотеке – фонд литературы, и он укомплектован так, чтобы читатель любого возраста, пола, с любыми пристрастиями, интересами, характером и темпераментом мог найти для себя в этом фонде то, что необходимо ему, притом именно тогда, когда необходима та или иная книга, тот или иной материал. Книжный фонд библиотеки пополняется. Новые поступления литературы ориентированы на современный читательский спрос, на поддержку образования. Этому способствует и фонд периодических изданий для детского, подросткового и семейного чтения. Применение современных информационных технологий, наряду с традиционными формами работы, способствует формированию у читателей навыков работы с периодической печатью, развитию интереса к чтению, стимулированию познавательной и творческой активности школьников и педагогов.

  1.  Детская периодика и критика на современном этапе.

В настоящее время наблюдается возрождение детской литературы после периода рыночных реформ. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.

Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.

Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).

Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы, заставила детскую журналистику заново осознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия ХХ века. В 1986 г. по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 2006 - 40 газет и более 80 журналов.

Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников («Новая игрушечка», «Веселые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»), подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист», старшеклассники. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объем.

 Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.

Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященным разным темам.

В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии.В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.

Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:

  •  информационно-публицистические, цель которых - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем («Пионерская правда», «Глагол»);
  •  издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению;
  •  развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке;

Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и мат, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая - поучать». В них широко используются игровые формы.

По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.

Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры - на самодеятельном детском творчестве. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта - от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компъютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания - самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.

Заключение

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Подводя итоги сказанному, сформулируем выводы, такие же во многом неутешительные и серьёзные, как и проблемы современной литературы для детей:

· Начинающие писатели сетуют на невозможность публиковаться, потому что издательства в них не заинтересованы. В результате в литературе для детей образовался пробел длиной почти в пятнадцать лет.

· Детские поэты переходят на прозу или начинают творить во множестве жанров. Полифония творчества - тоже своеобразная примета излишней насыщенности времени.

· Тиражи детской периодики падают с невероятным ускорением. И чтобы этого избежать, редакторы часто прибегают к помощи информационной «текучки», поддаваясь «злобе дня» в худшем смысле этого выражения.

· Коммерциализация книжного рынка отрицательно сказалась на выпуске детской литературы и картине детского чтения: произошел резкий спад показателей издания детской литературы; с расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.

· Качество современной детской литературы, литературы XXI века, в основной своей массе оставляет желать лучшего. В этом проявляется ещё одна проблема детской литературы: проблема написания современной детской книги, достойной чтения ребёнком.

· Школьные и детские библиотеки содержат в основном литературу, еще изданную в советские времена. То, что приобретено после 90-х годов, содержится в библиотеках малыми тиражами и выдается для чтения только в читальных залах.

И, в заключении ко всему сказанному, хотелось бы добавить, что в связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компьютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-периодики, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Вини-Пух», «Нахаленок», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и тд.

К сожалению, детей, имеющих доступ к сети Internet, еще очень мало. А жаль, сочетание печатного слова и компьютерных достижений представляют собой явлений уникальное в образовательной и познавательной сфере ребенка. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного - английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление - и все это сразу!

Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но мы склонны смотреть в будущее с оптимизмом. По-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей-современников. Не останутся безразличными к нему и читатели грядущих поколений. Творческая судьба авторов детских журналов «Чиж» и «Еж» -тому ярчайший пример.

Список использованной литературы

  1.  Бим-Бад, Б. М.Словарь педагогических терминов [Текст]/Б. М. Бим-Бад. – М., 2007. – С. 197-199.
  2.  Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России [Текст]- Книжная палата, 2002.
  3.  Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей [Текст]: наш взгляд. - Книжная палата, 2003.
  4.  Чудинова, В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки [Текст]/В. П. Чудикова //Портал печатных СМИ Witrina.Ru, 2005.
  5.  Звонарева,Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике [Текст]/Л. Звонарева // Детская литература. - 2002. - N 3. - С. 10-14.
  6.  Гиппиус, З. Дневники [Текст]: Кн.1/ З. Гиппиус. -  М., 1999. - С.239.
  7.  Чудинова, В.П. Итоги круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы» на выставке «ПРЕССА - 2006» [Текст]/ В. П. Чудикова. – 2006.
  8.  Чебышева- Дмитриева, Е. Нужны ли детские журналы [Текст]/ Е. Чебышева-Дмитриева// Женское образование, 1988. -  №9. -  С. 565.
  9.  Звонарева, Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике [Текст]: Ч.I /Л. Звонарева //Детская литература. – 2002.- № 3. – С. 10-14.
  10.  Звонарева, Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике [Текст]: Ч.II /Л. Звонарева //Детская литература. – 2002.- № 4. – С. 16-21.
  11.  Вологина, Е.В. Жанровый репертуар на страницах газет для детей и подростков [Текст]/ Е. В. Вологина; под ред. Сониной // Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. -СПб., 2004. -С. 105-107.
  12.   Вологина, Е.В. Чтение детской периодики: проблемы и перспективы [Текст]/ Е. В. Вологина // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации».-  Воронеж, 2007. -С. 16-17.
  13.  Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению [Текст] /З. А. Гриценко. - М.: Академия, 2008. – 254 с.
  14.   Картер, М.А., Современный дизайн газет [Текст] / М.А. Картер. -М., Аспект-Пресс, 2006. – 189 с.     
  15.  Исакова,Н. Н. Журнал «Еж» — зачинатель детской публицистики, Литература и общество [Текст] / Н. Н. Исакова. -   Петрозаводск, 1972.
  16.  Соловьева,И.Что читают наши дети [Электронный ресурс] / И. Соловьева. –Режим доступа:http://www.gpntb.ru/win/library97/22.html.
  17.  Тертычный. А.А., Жанр периодической печати [Текст] / А.А. тертычный.-М.:ВК,2006.-155 с.  
  18.   Федченко, С.Н., Журнал для детского чтения в представлениях литературной критики начала ХХ века [Электронный ресурс] / с. Н. Федченко // Новый исторический вестникъ. – 2001. - №3. - Режим доступа: http://www.nivestnik.ru/2001_3/7.shtml.
  19.   Ананичев, А. А у нас мастер-класс. А у вас?.. [Текст] / А. Ананичев, Л. Звонарева //Детская литература. – 2003. - №3. - С. 28.
  20.  Чебышева- Дмитриева, Е. Нужны ли детские журналы [Текст] /  Е. Чебышева –Дмитриева // Женское образование, 1988. -  №9. - С. 565.


 




1. вычислительных машин ЭВМ и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации
2. Тематическая структура 01
3. Профессиональная позиция педагога-воспитателя
4. Созвездия звёздного неба
5. .Узбекские рабочие временно работающие в России и получающие здесь заработную плату увеличивают
6. Реферат- История изучения брожения
7. статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС
8. Функции и технологии библиотечного менеджмента
9. Теорії особистості1
10. Англия и Нормандия накануне завоевани
11. Коды Форма по ОКУД 0710001 Дата число месяц год
12. Разум-ориентированное программирование
13. Метро в годы войны
14. . Концепция трех монополий в развитии туристской дестинации В качестве теоретической основы разработки ст
15. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ 2002 р
16. История педагогической мысли
17. по теме- Измерение коэффициента теплопроводности материала на базе компьютерного моделирования обратно
18. Менеджмент. Рабочая программа
19. Мохообразные Тверской области
20. по теме явившимися для меня первоисточниками