Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Финансовый факультет
Кафедра философии
Реферат
на тему «Аборт как социально-антропологическое явление»
Выполнила:
студентка 3 курса ФФ
группы 2312
Макаревич А.В.
Проверил:
Кафедра философии Лычманов Д.Б.
Москва, 2010
Аборт, как метод избавления от нежелательной беременности, был известен в глубокой древности. По законодательству Древней Греции и Рима жизнь плода не охранялась и прерывание беременности не каралось. Но эта практика не могла быть распространена широко, так как аборт почти всегда представлял серьёзную опасность для матери и ребенка, очень часто был смертелен для матери. Плодоизгнание рассматривалось как безнравственный поступок и наказывалось, когда оно проводилось в корыстных целях или по другим низменным побуждениям.
В эпоху упадка Римской империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (pars viscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. И только позднее эмбрион (nasciturus - "имеющий родиться") был наделен некоторыми гражданскими правами. Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав.
Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. Христианская концепция утверждала, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. При чем это касалось не только врача, но и пациентки.
В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление. Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-й для девочек, то средневековые богословы и философы-схоласты (уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день. Эти положения неожиданно "перекликаются" с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до 12 недель) беременности. В средние же века утверждение церкви об обретении эмбрионом бессмертной души в определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым наказанием за аборт. Согласно своду германских законов "Каролина" (XIV в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью.
В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании концепции медицинских показаний искусственному прерыванию беременности стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика материнских смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких случаях.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот момент назывался "оживлением плода"). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX в.
В 1869 г. британский парламент принял "Акт о преступлениях против личности", согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением. Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством. Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе.
В XX веке в дискуссии о допустимости абортов особенно активно включаются феминистские движения. Протест сторонников феминизма против традиционного положения женщины в обществе (против "отречения женщины от прав на свою личность, имя и собственность") касался и ее сексуальной роли, то есть обязательно затрагивал и вопросы полевой морали.
В 50-е годы XIX в. одна из первых американских феминисток, С. Гримке, в очерке "Супружество" писала о "праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах". В начале XX в. американская феминистка М. Сангер впервые употребила понятие "контроль над рождаемостью", которое вначале имело смысл пропаганды использования средств контрацепции, а несколько позже стало рассматриваться также и в контексте евгенических идей.
Преимущественный интерес представляет эволюция отношение врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий. Так, основоположник отечественного акушерства Н. М. Максимович-Амбодик еще в 1784 г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному прерыванию беременности, выступал за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода.
В дореволюционном законодательстве России четко различались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством.
В профессиональной медицинской среде моральные оценки искусственного аборта отнюдь не совпадали целиком с юридической квалификацией. Среди отечественных врачей во второй половине XIX - начале XX в. имелись альтернативные подходы к этой проблеме. Особый интерес представляет собой дискуссия об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговского общества в 1913 г. Выступая на съезде, доктор Л. Личкус говорил: "Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества". Соглашаясь в целом с моральным осуждением аборта, другие врачи подчеркивали на Съезде также и такие аспекты данной проблемы: насколько совместим искусственный аборт с целями врачебной профессии; допустима ли коммерциализация такого рода медицинской практики и т.д. Все русские врачи четко разграничивали "аборт по просьбе" и "аборт по медицинским показаниям".
Пироговский съезд, признав аморальность искусственного выкидыша, тем ни менее пришел к выводу, что государству необходимо отказаться от принципа уголовного наказания плодоизгнания.
В 1920 году впервые в мире Ленин подписал Декрет-постановление, разрешающий аборт - детоубийство. Так впервые в мире детоубийство стало юридически разрешенным в России.. Тогда люди надеялись на лучшее будущее, думали, что революция изменит их жизнь к лучшему. Русский философ Н.А. Бердяев в 1921 году писал: “Русские люди надеялись, что революционная гроза очистит нас от всякой скверны. Но тьма и зло заложены не в социальной оболочке России, а в духовном ее ядре...”
Легализация абортов значительно снизила смертность от абортов (с 4% до 2,8%), уменьшилось количество криминальных абортов. Естественно, резко снизилась и рождаемость.
27 июня 1936 года с целью повышения рождаемости ЦИК и СНК СССР принял постановление: “О запрещении абортов”. Аборт разрешался только по медицинским показаниям. Но практика показала, что запретительные меры по борьбе с абортами не дали ожидаемых результатов и привели к росту криминальных абортов.
В 1955 году Президиум Верховного Совета СССР издал указ “Об отмене запрещения абортов”. Аборты уже разрешались по медицинским и социальным показаниям только в лечебных учреждениях.
Рамки легальности аборта были радикально расширены в 1987 г. когда Минздравом СССР был издан приказ N 1342 о прерывании беременности по социальным показаниям. Этот документ разрешал по желанию женщины прервать беременность при большом сроке, если документально подтверждались такие обстоятельства, как развод во время беременности, многодетность (более 5 детей) и т. д.
На протяжении последних десятилетий законодательство об аборте становилось все более либеральным. В 1996 году Минздрав России издал приказ, расширяющий показания к прерыванию беременности независимо от срока.
По законодательству РФ беременность можно прерывать до 12 недель. С 12 до 18 недель беременность искусственно не прерывается ввиду технической сложности сделать одномоментную операцию. После 18 и до 22 недель прерывание беременности проводится в редких случаях при наличии медицинских показаний и соответствующего разрешения.
Как можно заметить, отношение к абортам в России было тесно связано с политическими изменения и это сильно сказывалось на мнении основной массы общества.
В Древней Греции в первые века нашей эры поощряли чадородие, но позднее стали тяготиться слишком быстрым ростом населения и законодательным путем пытались регулировать рождаемость посредством абортов. Идеологи Эллады рекомендовали аборты в целях борьбы с дроблением имущества в многодетных семьях, а также вообще в интересах сохранения имущественного равновесия в обществе. В «Идеальной Республике» Платона установлено, что количество детей в каждой семье не должно превышать предписанной нормы, и при сверхсметной беременности аборт признавался обязательным. Господствующие классы во всех своих установлениях на протяжении всей истории меньше всего думали о зародыше-человеке.
Ричард Докинз в книге Иллюзия бога (англ. The God Delusion) в свою очередь замечает, что при рациональном, в отличие от религиозного подхода, существенным является не вопрос «является ли эмбрион человеческим существом», а вопрос «способен ли эмбрион страдать?» или «кто испытает больше страданий в результате решения об аборте/отказе от аборта эмбрион или мать?», замечая, что до формирования нервной системы эмбриона об ощущениях эмбриона не может идти речи, да и на ранних стадиях формирования нервной системы эмбрион испытывает явно меньшие страдания, чем корова на скотобойне.
Ислам допускает аборт, при условии что возраст плода не достиг 120 дней, поскольку до этого времени он не имеет души согласно утверждению Муххамада, переданному хадисами Муслима и аль-Бухари:
Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух[12].
Если ребенок зачат вне мусульманского брака, то есть в результате прелюбодеяния, и рождение ребёнка отрицательно повлияет на репутацию женщины или вызовет жизненные осложнения, то современные алимы считают аборт желательным при условии, что возраст зародыша не достиг 120 дней.