Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 2. Объективные свойства формы

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Объективные свойства формы.

Лекция 2.

Объективные свойства формы.

  1.  Формообразование.
  2.  Абсолютные критерии оценки формы.
  3.  Размеры.
  4.  Геометрическая характеристика.
  5.  Цвет.
  6.  Фактура, текстура.
  7.  Относительные критерии оценки формы (эмоциональная оценка формы).
  8.  Тождество, нюанс, контраст.
  9.  Масса формы.
  10.  Статика – динамика.
  11.  Мерность формы.
  12.  Ориентация формы в среде.
  13.  Ассоциативная взаимосвязь формы и цвета.
  14.  Цвет и геометрическая характеристика формы.

Литература

1. "Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие." – 2-е изд., В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. "Основы композиции в прикладной графике", Ереван, 1986., Григорян Е.А.

1. Формообразование.

2. Абсолютные критерии оценки формы.

2.1. Размеры.

Формы измеряются: длина, ширина, высота; площадь, объем.

Единицы измерения:

- линейные – миллиметры, сантиметры, метры и т.д.;

- площадь – квадратные метры (м2) и др.;

- объем – кубические метры (м3) и т.д.

Размеры по всем направлениям развития формы называются геометрическими параметрами формы.

2.2. Геометрическая характеристика – выражается соотношением параметров формы и определяет характер формы: шар, куб, конус, цилиндр и т.д.

Геометрическая характеристика может быть выражена количественно в виде числовых соотношений ее параметров.

2.3. Цвет. Форма может иметь естественный либо искусственный цвет. Цвет и форма неразделимы.

Цвет - свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого ими света.
Цвет обладает такими основными характеристиками, как цветовой тон (различные оттенки цвета), насыщенность, светлота. Все разнообразие цвета можно свести к трем основным рядам:
1. ряд серых ахроматических тонов в пределах от белого до черного цвета
2. хроматический ряд (цвета спектра), который можно разделить по следующим признакам:
а. теплая гамма: желтый, оранжевый красный и их промежуточные состояния
б. холодная гамма: зеленый, синий, фиолетовый и их промежуточные состояния
в. Субтрактивно-дополнительные цвета: синий - оранжевый, зеленый - красный, фиолетовый - желтый. Дополнительные цвета располагаются в субтрактивном круге диаметрально, друг против друга
3. ряды, идущие от хроматических (спектральных) цветов к ахроматическим, например: от зеленого к белому, от зеленого к серому, от зеленого к черному
Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное его разнообразие. Цвет может быть использован в качестве активного композиционного средства. Вообще рельеф предмета и его трехмерная форма воспринимаются, прежде всего, благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее освещенным. Наиболее богаты нюансами переходы света и тени на мягко освещенных предметах.

Форма изделия воспринимается отчетливо, если освещенные места и тени на ее поверхности соответствуют реальной композиционной взаимосвязи элементов, частей предмета. При неблагоприятном направлении света форма зрительно разрушается: наблюдатель видит только набор светлых и темных пятен. Отсутствие теней (бестеневое освещение) лишает округлую форму объемности, поэтому, если условия освещения предмета будут только такие, следует изменять форму или исправлять се, привлекая для этого такие средства, как цвет, фактура поверхности и т. п.

На хорошо обработанной поверхности часто возникают светлые блики, которые в совокупности образуют так называемый световой каркас поверхности. Форма светового каркаса должна быть согласована с формой предмета. При проектировании изделий с полированной поверхностью сложной формы следует обязательно испытывать получающийся световой каркас в условиях различного освещения. Беспорядочный световой каркас может зрительно разрушить в целом хорошую форму. Форма, освещенная под прямым углом к ее картинной плоскости, обычно воспринимается как светлый силуэт на относительно темном фоне окружающей среды. В этом случае собственные тени криволинейной поверхности почти пропадают.

Свет, направленный под углом 45¦, хорошо выявляет объемные и фактурные качества трехмерной формы. На ней появляются все светотеневые градации: свет, полутон, тень, рефлекс, падающая тень. Фактурная поверхность исключает блики - характерную особенность гладких поверхностей. Приближая источник света к предмету вплотную, можно добиться более контрастных световых отношений с сильными рефлексами и густой (плотной) тенью. На собственной и падающей тенях появятся сложные тональные градации. На криволинейной поверхности, в тех местах, где падает скользящий свет, фактура выделяется яснее. С удалением источника света светотеневые градации исчезают, "материальность" формы уменьшается, и с определенного момента предмет воспринимается как силуэт, лишенный объема и деталей. Свободно стоящая вертикальная плоскость все время сохраняет свою плоскостность независимо от направления и силы источника света. Объемная же форма претерпевает значительные изменения, а особенно при боковом освещении. Криволинейная поверхность обладает светотенью и рефлексами при любом направлении лучей, но при рассеянном свете особенности ее рельефа могут пропадать.

Если две грани объемной формы освещены равномерно, то угол, образуемый этими гранями, читается слабо и вся форма приобретает плоскостной характер. Если же одна из граней освещена сильнее других, строение формы становится более очевидным, но при чрезмерном контрасте между освещенной и затененной гранями зрительная связь между ними нарушается, а, следовательно, нарушается целостность формы. Особенности светотени были рассмотрены выше без учета влияния окружающей среды - близости других предметов, отражающих свет.

Свойства формы не изолированы друг от друга. Форма характеризуется их совокупностью и единством. Анализируя взаимосвязи между элементарными свойствами, мы изучаем более сложные закономерности объемно-пространственных форм, а именно композиционные, или художественные. Важнейшая предпосылка высокого художественного качества изделий - единство всех элементов их формы, т. е. их соразмерность и соподчиненность. Средствами приведения первичных свойств формы к композиционному единству являются пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс. Применение этих средств композиции должно подчиняться функциональным и конструктивным требованиям, предъявляемым к изделиям, а также требованию оптимальной взаимосвязи изделия со средой и человеком. Нужно помнить, что любые композиционные приемы не самоцель, а только средство для выражения в форме существенных, содержательных свойств изделия - его назначения, особенностей устройства, конструкции и др.

2.4. Фактура, текстура.

Фактура – мелкое членение формы, характеризующее ее внутреннее строение. Фактура может быть шероховатой, грубой; точечками, квадратиками, полосами, шариками в зависимости от степени и качества членения формы. Гладкая поверхность называется безфактурной.

Фактурность материала зависит от плотности и величины микро-искажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Текстура – внешнее проявление внутреннего строения формы. Это текстура дерева различных пород, гранита, мрамора и других естественных и искусственных материалов.

Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из дерева и ткани. Различные текстуры используются как декоративный элемент при проработке изделия. Следует избегать несвойственной материалу текстуры, например имитации пластмассы под дерево и т. п. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой. В выявлении текстуры значительную роль играет цвет, особенно разница (контраст) в естественной окраске волокон древесины.

Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие. Если фактура или текстура материала очень выразительны, то их воздействие на наблюдателя может быть сильнее, чем воздействие самой формы изделия. Однако чрезмерная броскость фактуры или текстуры может быть неприятна. Фактура и текстура поверхностей должны подбираться с учетом размеров изделия и величины пространства, в котором оно будет функционировать.

3. Относительные критерии оценки формы (эмоциональная оценка формы).

3.1. Тождество, нюанс, контраст.

В основе восприятия и эмоциональной оценки формы лежит сравнение ее объективных свойств с такими же свойствами других форм. Визуальное сравнение (соизмерение) количества одного и того же свойства различных объектов может быть выражено в трех эмоциональных оценках – категориях:

тождество, нюанс, контраст.

- Тождество – это равенство, совпадение одного либо нескольких объективных свойств у различных форм.

- Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у нескольких форм.

- Контраст – резкое количественное различие объективных свойств у нескольких форм, различие, доведенное до степени противопоставления.

3.2. Масса.

Масса – это эмоциональная оценка тяжести формы. На оценку массы формы существенно влияют ее  размеры, геометрическая характеристика, цвет, фактура, текстура.

- Размеры – чем больше размеры формы, тем она тяжелее.

- Геометрическая характеристика – при равных параметрах куб будет тяжелее шара, конуса, цилиндра, пирамиды; цилиндр тяжелее конуса, пирамиды.

- Цвет – темные и ломаные цвета утяжеляют форму, спектральные и светлые –  облегчают.

- Фактура – гладкая фактура облегчает, а грубая утяжеляет форму.

- Текстура – передает ощущение тяжести того материала, который она представляет.

3.2.1. Величина - свойство протяженности формы и ее элементов по трем координатам.
Величина формы оценивается по отношению к размерам человека или других форм или как соотношение величин элементов одной и той же формы.

3.3. Статика – динамика.

Статика – неизменность массы или пространства.

Динамика – нарастание массы или пространства.

3.4. Мерность формы.

 Мерность – это эмоциональная оценка объемности, плоскостности, линейности формы.

- Плоскостная форма – это форма, у которой два измерения значительно преобладают над третьим.

- Линейная форма – это форма, у которой одно измерение значительно преобладают над двумя остальными.

- объемная форма – это форма, у которой все три измерения равны, или незначительно отличаются друг от друга. Самые объемные формы – куб, шар.

3.5. Ориентация формы в среде.

- Ориентация относительно горизонтальной плоскости. Если пирамиду  поставить на ее вершину или куб поставить на одну из вершин, эмоциональное впечатление от этих форм будет совсем не таким, как при обычной ориентации относительно горизонтальной плоскости.

- Ориентация относительно сторон света. У форм, ориентированных  на Север, плохо читается рельеф, фактура, текстура.

3.6.Ассоциативная взаимосвязь цвета и формы по Иттену.

- Треугольник и пирамида ассоциируются с желтым цветом.

- Квадрат и куб – с красным.

- Круг и шар – с синим.

- Овал, овоид – с фиолетовым.

- Трапеция, усеченная пирамида – с оранжевым.

- сферический треугольник – с зеленым.

   «В дальнейшем, в разделе, специально посвящённом теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако, форма, также как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов – красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.
   Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник – символ мысли и его невесомый характер позволяет сравнивать его в области цвета со светло-жёлтым. Круг– это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг – символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе «руга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг сточкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.
   В целом можно сказать, что квадрат – это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг– вечное движение духа.
   Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого – это будет трапеция, для зелёного – сферический треугольник и для фиолетового – эллипс (рис. 57). Подчинённость определённого цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна подчинять форму в её композиции цвету,
   Рис.57
   а картина, в которой художник придаёт главное значение форме, в своём цветовом решении должна идти от формы.»

И. Иттен. Искусство цвета.

3.7. Цвет и геометрическая характеристика формы.

- Для шара характерна одноцветность, потому что форма течет, нигде не останавливается;

- для конуса – двухцветность: коническая поверхность может иметь один цвет, а основание другой;

- у цилиндра – каждое из оснований и цилиндрическая поверхность могут иметь свой цвет;

- для куба – возможна многоцветность, каждая грань может иметь свой цвет.

Однако, форма читается наилучшим образом, когда она одноцветна!




1. Опросные методики в социологии
2.  Тепловой расчет
3. Ветер
4. на тему- А Фейгенбаум его работы по управлению качеством СТУДЕНТКА- ГРУППА- ПРОВЕР
5. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Київ 2008 Дисерт
6. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия
7. Курсова робота з дисциплiни прикладно~ eкологi~ Техноекологiя проф
8. Вариант 2 1. Хворий 47 років лікується впродовж 5 днів з приводу інфаркту нижньої стінки лівого шлуночку
9. Тема Тест 1 2 3 4 1 2
10. техникалы~ факультетіні~ деканы А
11. 11 Понятие о природном и антропогенном ландшафте 1
12. тематизируют по опасным свойствам видам условиям хранения качественному состоянию и комплектности
13. в числе которых как показывает практика наиболее существенны три группы- объективное состояние экономик
14. Великобритания
15. это стратегия которая описывает общее направление роста предприятия развития его производственносбытово
16. Православие в истории России
17. Пластэк. А ведь к нам приходят не только люди которые хотят получить новую специальность но и мастера с дос
18. Курсовая работа- Бухгалтерская (финансовая) отчетность
19. Реферат- Подготовка дел к архивному хранению и хранение документов
20. Развитие медицины и фармации в эпоху ятрохимии.html