Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Идиот. Явление. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I Рогожин Зябко И повел плечами

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

  Федор Михайлович Достоевский  «Идиот. Явление.»

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I

Рогожин  -- Зябко?

  И повел плечами.

  Мышкин -- Очень, и, заметьте, это еще оттепель. Что ж, если бы мороз? Я даже не думал, что у нас так холодно. Отвык.

 Рогожин -- Из-за границы, что ль?

  Мышкин -- Да, из Швейцарии.

 Рогожин  -- Фью! Эк ведь вас!..

 Мышкин - Я долго не был в России, с лишком четыре года, отправлен был за границу по болезни…  падучая

Рогожин - Что же, вылечили?

 Мышкин  - нет, не вылечили".

 Рогожин -- Хе! Денег что, должно быть, даром переплатили, а мы-то им здесь верим

Мышкин  -- О, как вы в моем случае ошибаетесь. Конечно, я спорить не могу, потому что всего не знаю, но мой доктор мне из своих последних еще на дорогу сюда дал да два почти года там на свой счет содержал.

Рогожин   -- Что ж, некому платить, что ли, было?

Мышкин   -- Да, господин Павлищев, который меня там содержал, два года назад помер; я писал потом сюда генеральше Епанчиной, моей дальней родственнице, но ответа не получил. Так с тем и приехал.

 Рогожин  -- Куда же приехали-то?

 Мышкин  -- То есть где остановлюсь?.. Да не знаю еще, право... так...

 Рогожин  -- Не решились еще?

Рогожин  - Гм... по крайней мере простодушны и искренны, а сие похвально! А позвольте, с кем имею честь... -- обратился вдруг угреватый господин к белокурому молодому человеку с узелком.

Мышкин  -- Князь Лев Николаевич Мышкин.

Рогожин  -- Князь Мышкин? Лев Николаевич? Не знаю. Так что даже и не слыхивал.

 Мышкин  -- О, еще бы! князей Мышкиных теперь и совсем нет, кроме меня; мне кажется, я последний. Да вот не знаю, каким образом и генеральша Епанчина очутилась тоже из княжон Мышкиных, тоже последняя в своем роде...

Рогожин   -- Рогожиных знаете?

Мышкин   -- Нет, не знаю, совсем. Я ведь в России очень мало кого знаю. Это вы-то Рогожин?

 Рогожин  -- Да, я, Рогожин, Парфен. Пять недель назад я вот, как и вы  (обратился он к князю), с одним узелком от родителя во Псков убег, к тетке; да в горячке там и слег, а родитель без меня и помре. Кондрашка пришиб. Вечная память покойнику, а чуть меня тогда до смерти не убил! Верите ли, князь, вот ей-богу! Не убеги я тогда, как раз бы убил.

Мышкин   -- Вы его чем-нибудь рассердили?

Рогожин   -- Рассердился-то он рассердился, да, может, и стоило… Чрез Настасью Филипповну…

Мышкин -- Настасью Филипповну?

Рогожин   -- Да ведь не знаешь!

Мышкин – Не знаю…

Рогожин   -- Я тогда, князь, в третьегодняшней отцовской бекеше через Невский перебегал, а она из магазина выходит, в карету садится. Так меня тут и прожгло. Встречаю Залёжева -  Это, говорит, не тебе чета, это, говорит, княгиня, а зовут ее Настасьей Филипповной, фамилией Барашкова, содержанка Тоцкого, а Тоцкий от нее как отвязаться теперь не знает, потому совсем то есть лет достиг настоящих, пятидесяти пяти, и жениться на первейшей раскрасавице во всем Петербурге хочет. Всю ту ночь не спал. Наутро покойник дает мне два пятипроцентные билета, по пяти тысяч каждый, сходи, дескать, да продай, да семь тысяч пятьсот к Андреевым на контору снеси, уплати, а остальную сдачу с десяти тысяч, не заходя никуда, мне представь; буду тебя дожидаться. Билеты-то я продал, деньги взял, и пошел в английский магазин да на все пару подвесок и выбрал, по одному бриллиантику в каждой, четыреста рублей должен остался, имя сказал, поверили. С подвесками я к Залёжеву: так и так, идем, брат, к Настасье Филипповне. Отправились. Прямо к ней в залу вошли, сама вышла к нам. Я то есть тогда не сказался, что это я самый и есть; а "от Парфена, дескать, Рогожина, -- говорит Залёжев, -- вам в память встречи вчерашнего дня; соблаговолите принять". Раскрыла, взглянула, усмехнулась: "Благодарите, говорит, вашего друга господина Рогожина за его любезное внимание", -- откланялась и ушла. Ну, вот зачем я тут не помер тогда же! А Залежев смеется: "А вот как-то ты теперь Семену Парфенычу отчет отдавать будешь?" Я, правда, хотел было тогда же в воду, домой не заходя, да думаю: "Ведь уж всё равно", -- и как окаянный воротился домой.

Тотчас про всё узнал, да и Залёжев каждому встречному пошел болтать. Взял меня родитель, и наверху запер, и целый час поучал. "Это я только, говорит, предуготовляю тебя, а вот я с тобой еще на ночь попрощаться зайду". Что ж ты думаешь? Поехал седой к Настасье Филипповне, земно ей кланялся, умолял и плакал; вынесла она ему наконец коробку, шваркнула: "Вот, говорит, тебе, старая борода, твои серьги, а они мне теперь в десять раз дороже ценой, коли из-под такой грозы их Парфен добывал. Кланяйся, говорит, и благодари Парфена Семеныча". Ну, а я этой порой, по матушкину благословению, у Сережки Протушина двадцать рублей достал да во Псков по машине и отправился, да приехал-то в лихорадке; меня там святцами зачитывать старухи принялись, а я пьян сижу, да пошел потом по кабакам на последние, да в бесчувствии всю ночь на улице и провалялся, ан к утру горячка, а тем временем за ночь еще собаки обгрызли. Насилу очнулся.

Пассажиры - А вот и приехали!

Рогожин -  Князь, неизвестно мне, за что я тебя полюбил. Может, оттого, что в этакую минуту встретил. Приходи ко мне, князь. Я тепереча наследство от отца получил в миллион. Мы эти штиблетишки-то с тебя поснимаем, одену тебя в кунью шубу в первейшую, фрак тебе сошью первейший, жилетку белую али какую хошь, денег полны карманы набью, и... поедем к Настасье Филипповне! Придешь али нет?

Мышкин  - С величайшим удовольствием приду и очень вас благодарю за то, что вы меня полюбили. Даже, может быть, сегодня же приду, если успею. Потому, я вам скажу откровенно, вы мне сами очень понравились.

 Рогожин  -- Деньги будут, к вечеру будут, приходи!  А до женского пола вы, князь, охотник большой? Сказывайте раньше!

 Мышкин -- Я, н-н-нет! Я ведь... Вы, может быть, не знаете, я ведь по прирожденной болезни моей даже совсем женщин не знаю.

Рогожин   -- Ну коли так, совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, бог любит!

II

У Генерала Епанчина

Мышкин - Князь Мышкин. Мне непременно надо видеть генерала по необходимому делу.

Лакей   -- Я вас не спрашиваю, какое именно дело, -- мое дело только об вас доложить. Да вы точно... из-за границы?

Мышкин   -- Да, сейчас только из вагона. Мне кажется, вы хотели спросить: точно ли я князь Мышкин? да не спросили из вежливости.

Лакей   -- Гм... -- промычал удивленный лакей.

Мышкин   -- Уверяю вас, что я не солгал вам, и вы отвечать за меня не будете. А что я в таком виде и с узелком, то тут удивляться нечего: в настоящее время мои обстоятельства неказисты.

Лакей   -- Гм. Вы не по бедности просить к генералу, осмелюсь, если можно, узнать?

Мышкин   -- О нет, в этом будьте совершенно удостоверены. У меня другое дело.

Лакей   -- Вы меня извините, а я на вас глядя спросил. Узелок-то поставьте хоть вон сюда.

Мышкин   -- Я уж об этом думал; если позволите. И, знаете, сниму я и плащ?

Лакей   -- Конечно, не в плаще же входить к нему.

Входит Ганя

Лакей -- Гаврила Ардалионыч, докладываются, что князь Мышкин и барыни родственник... (камердинер начал шептать).

Ганя -- Вы князь Мышкин?

Мышкин - Я.

Ганя   -- Не вы ли изволили с год назад или даже ближе прислать письмо, кажется из Швейцарии, к Елизавете Прокофьевне?

Мышкин   -- Точно так.

Ганя   -- Так вас здесь знают и наверно помнят. Вы к его превосходительству? Сейчас я доложу... Он сейчас будет свободен.

  В это время вдруг отворилась дверь из кабинета и какой-то военный, с портфелем в руке, громко говоря и откланиваясь, вышел оттуда.

Генерал -- Ты здесь, Ганя? (Входя)

Ганя подошел к Генералу и объяснил ему про князя.

 Ганя -- Князь, пожалуйте!  

III

Мышкин -  Князь Мышкин

Генерал  -- Так-с, чем же могу служить?

Мышкин   -- Дела неотлагательного я никакого не имею; цель моя была просто познакомиться с вами. Не желал бы беспокоить, так как я не знаю ни вашего дня, ни ваших распоряжений... Но я только что сам из вагона... приехал из Швейцарии...

  Генерал чуть-чуть было усмехнулся, но подумал и приостановился; потом еще подумал, прищурился, оглядел еще раз своего гостя с ног до головы, затем быстро указал ему стул, сам сел несколько наискось и в нетерпеливом ожидании повернулся к князю. Ганя стоял в углу кабинета, у бюро, и разбирал бумаги.

Генерал   -- Для знакомств вообще я мало времени имею, но так как вы, конечно, имеете свою цель, то...

Мышкин  -- Я так и предчувствовал, что вы непременно увидите в посещении моем какую-нибудь особенную цель. Но, ей-богу, кроме удовольствия познакомиться, у меня нет никакой частной цели. Я года четыре в России не был, с лишком; да и что я выехал: почти не в своем уме! И тогда ничего не знал, а теперь еще пуще. В людях хороших нуждаюсь; даже вот и дело одно имею и не знаю, куда сунуться. Еще в Берлине подумал: "Это почти родственники, начну с них; может быть, мы друг другу и пригодимся, они мне, я им, -- если они люди хорошие". А я слышал, что вы люди хорошие.

 Генерал  -- Очень благодарен-с, позвольте узнать, где остановились?

 Мышкин  -- Я еще нигде не остановился.

Генерал   -- Значит, прямо из вагона ко мне? И... с поклажей?

Мышкин   -- Да со мной поклажи всего один маленький узелок с бельем, и больше ничего; я его в руке обыкновенно несу. Я номер успею и вечером занять.

 Генерал  -- Так вы всё еще имеете намерение номер занять?

Мышкин   -- О да, конечно.

 Генерал  -- Судя по вашим словам, я было подумал, что вы уж так прямо ко мне.

Мышкин   -- Это могло быть, но не иначе как по вашему приглашению. Я же, признаюсь, не остался бы и по приглашению, не почему-либо, а так... по характеру.

Генерал   -- Ну, стало быть, и кстати, что я вас не пригласил и не приглашаю. Позвольте еще, князь, чтоб уж разом всё разъяснить: так как вот мы сейчас договорились, что насчет родственности между нами и слова не может быть, -- хотя мне, разумеется, весьма было бы лестно, -- то, стало быть...

Мышкин   -- То, стало быть, вставать и уходить? -- приподнялся князь, как-то даже весело рассмеявшись, несмотря на всю видимую затруднительность своих обстоятельств. -- И вот, ей-богу же, генерал, хоть я ровно ничего не знаю практически ни в здешних обычаях, ни вообще как здесь люди живут, но так я и думал, что у нас непременно именно это и выйдет, как теперь вышло. Что ж, может быть, оно так и надо... Да и тогда мне тоже на письмо не ответили... Ну, прощайте и извините, что обеспокоил.

  Взгляд князя был до того ласков в эту минуту, а улыбка его до того без всякого оттенка хотя бы какого-нибудь затаенного неприязненного ощущения, что генерал вдруг остановился и как-то вдруг другим образом посмотрел на своего гостя; вся перемена взгляда совершилась в одно мгновение.

Генерал   -- А знаете, князь, -- сказал он совсем почти другим голосом, -- ведь я вас все-таки не знаю, да и Елизавета Прокофьевна, может быть, захочет посмотреть на однофамильца... Подождите, если у вас время терпит.

Мышкин   -- О, у меня время терпит; у меня время совершенно мое

Генерал   -- Вот что, князь, если вы в самом деле такой, каким кажетесь, то с вами, пожалуй, и приятно будет познакомиться. А сколько вам лет, князь?

Мышкин  -- Двадцать шесть.

 Генерал  -- Ух! А я думал, гораздо меньше.

 Мышкин  -- Да, говорят, у меня лицо моложавое.

Генерал   -- Два слова-с: имеете вы хотя бы некоторое состояние? Или, может быть, какие-нибудь занятия намерены предпринять? Извините, что я так...

Мышкин   -- Помилуйте, я ваш вопрос очень ценю и понимаю. Никакого состояния покамест я не имею и никаких занятий, тоже покамест, а надо бы-с. А деньги теперь у меня были чужие, мне дал Шнейдер, мой профессор, у которого я лечился и учился в Швейцарии, на дорогу, и дал ровно вплоть, так что теперь, например, у меня всего денег несколько копеек осталось. Дело у меня, правда, есть одно, и я нуждаюсь в совете, но...

Генерал   -- Скажите, чем же вы намереваетесь покамест прожить и какие были ваши намерения?

Мышкин   -- Трудиться как-нибудь хотел.

Генерал   -- Знаете за собой таланты, способности, хотя бы некоторые, то есть из тех, которые насущный хлеб дают? Извините опять...

Мышкин   -- О, не извиняйтесь. Нет-с, я думаю, что не имею ни талантов, ни особых способностей; даже напротив, потому что я больной человек и правильно не учился.

 Генерал  -- По крайней мере, вы чему-нибудь обучались, и ваша болезнь не помешает вам занять какое-нибудь, например, нетрудное место, в какой-нибудь службе?

Мышкин   -- Учился же я все четыре года постоянно, хотя и не совсем правильно, а так, по особой его системе, и при этом очень много русских книг удалось прочесть.

Генерал   -- Русских книг? Стало быть, грамоту знаете и писать без ошибок можете?

Мышкин   -- О, очень могу.

Генерал   -- Прекрасно-с; а почерк?

Мышкин   -- А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, и талант; в этом я просто каллиграф. Дайте мне, я вам сейчас напишу что-нибудь для пробы, -- с жаром сказал князь.

Генерал   -- Сделайте одолжение. И это даже надо... И люблю я эту вашу готовность, князь, вы очень, право, милы. Ганя, дайте князю бумагу; вот перья и бумага, вот на этот столик пожалуйте. Что это? Ба! Настасья Филипповна! Это сама, сама тебе прислала, сама?

Ганя   -- Сейчас, когда я был с поздравлением, дала. Я давно уже просил. Не знаю, уж не намек ли это с ее стороны, что я сам приехал с пустыми руками, без подарка, в такой день, -- прибавил Ганя, неприятно улыбаясь.

Генерал   -- Ну нет, и какой, право, у тебя склад мыслей! Станет она намекать... И притом, чем ты станешь дарить: ведь тут надо тысячи!

Ганя   -- Вы, Иван Федорович, помните, конечно, про сегодняшний вечер? Вы ведь из нарочито приглашенных.

Генерал   -- Помню, помню, конечно, и буду. Еще бы, день рождения, двадцать пять лет! Гм... А знаешь, Ганя, я уж, так и быть, тебе открою, приготовься. Афанасию Ивановичу и мне она обещала, что сегодня у себя вечером скажет последнее слово: быть или не быть! Так смотри же, знай.  

Ганя   -- Она это наверно сказала? -- Ганя вдруг смутился, до того, что даже побледнел немного, и голос его как бы дрогнул.

Генерал   -- Третьего дня слово дала.

Ганя  -- Вспомните, Иван Федорович, -- сказал тревожливо и колеблясь Ганя, -- что ведь она дала мне полную свободу решенья до тех самых пор, пока не решит сама дела, да и тогда всё еще мое слово за мной...

Генерал   -- Так разве ты... так разве ты... -- испугался вдруг генерал. 

 Ганя  -- Я ничего.

Генерал   -- Помилуй, что же ты с нами-то хочешь делать?

Ганя   -- Я ведь не отказываюсь. Я, может быть, не так выразился...

Генерал   -- Еще бы ты-то отказывался! Тут, брат, дело уж не в том, что ты не отказываешься, а дело в твоей готовности, в удовольствии, в радости, с которою примешь ее слова...

  Князь слышал весь этот разговор, сидя в уголке за своею каллиграфскою пробой. Он кончил, подошел к столу и подал свой листок.

Мышкин   -- Так это Настасья Филипповна? Удивительно хороша!

 Генерал  -- Как, Настасья Филипповна! Разве вы уж знаете и Настасью Филипповну?

Мышкин   -- Да; всего только сутки в России, а уж такую раскрасавицу знаю. Мне давеча Рогожин рассказывал о ней…

Генерал   -- Вот еще новости!

Ганя   -- Одно только безобразие, купеческий сынок гуляет: Я про него что-то уже слышал.

Генерал   -- Да и я, брат, слышал. Тогда же, после серег, Настасья Филипповна весь анекдот пересказывала. Да ведь дело-то теперь уже другое. Тут, может быть, действительно миллион сидит и... страсть, безобразная страсть, положим, но все-таки страстью пахнет, а ведь известно, на что эти господа способны, во всем хмелю!.. Гм!.. Не вышло бы анекдота какого-нибудь!

Ганя   -- Вы миллиона опасаетесь?  

 Генерал  -- А ты нет, конечно?

 Ганя  -- Как вам показалось, князь, что это, серьезный какой-нибудь человек или только так, безобразник? Собственно ваше мнение?

Мышкин   -- Не знаю, как вам сказать, только мне показалось, что в нем много страсти, и даже какой-то больной страсти. Да он и сам еще совсем как будто больной.

Генерал     -- Гм!.. тогда всё дело в том, как у ней в голове мелькнет.

Ганя     -- А ведь вы знаете, какова она иногда?

Генерал     -- То есть какова же? Послушай, Ганя, ты, пожалуйста, сегодня ей много не противоречь и постарайся этак, знаешь, быть... одним словом, быть по душе... Гм!.. Что ты так рот-то кривишь? Слушай, Гаврила Ардалионыч, кстати, очень даже кстати будет теперь сказать: из-за чего мы хлопочем? Понимаешь, что я относительно моей собственной выгоды, которая тут сидит, уже давно обеспечен; я так или иначе, а в свою пользу дело решу. Тоцкий решение свое принял непоколебимо, стало быть, и я совершенно уверен. И потому если я теперь желаю чего, так это единственно твоей пользы. Сам посуди; не доверяешь ты, что ли, мне? Притом же ты человек... человек... одним словом, человек умный, и я на тебя понадеялся... а это в настоящем случае, это... это...

Ганя   -- Это главное.

Генерал  -- Ну да, ум главное!  И смешной же ты человек, Гаврила Ардалионыч! Ты ведь точно рад, я замечаю, этому купчику, как выходу для себя. Да тут именно чрез ум надо бы с самого начала дойти; тут именно надо понять и... и поступить с обеих сторон честно и прямо. Ты понял? Понял? Хочешь ты или не хочешь, в самом деле? Если не хочешь, скажи, и -- милости просим. Никто вас, Гаврила Ардалионыч, не удерживает, никто насильно в капкан не тащит, если вы только видите тут капкан.

Ганя   -- Я хочу.

Генерал   -- Ого! -- вскричал генерал, смотря на образчик каллиграфии, представленный князем, -- да ведь это пропись!    Да и пропись-то редкая! Посмотри-ка, Ганя, каков талант!

Мышкин   -- Вот это,  это собственная подпись игумена Пафнутия, со снимка четырнадцатого столетия. Они превосходно подписывались, все эти наши старые игумены и митрополиты, и с каким иногда вкусом, с каким старанием! Потом я вот тут написал другим шрифтом:  английский шрифт, но черная линия капельку почернее и потолще, чем в английском; и заметьте тоже: овал изменен, капельку круглее, и вдобавок позволен росчерк, а росчерк -- это наиопаснейшая вещь! Росчерк требует необыкновенного вкуса; но если только он удался, если только найдена пропорция, то этакой шрифт ни с чем не сравним, так даже, что можно влюбиться в него.

Генерал  -- Ого! да в какие вы тонкости заходите,  да вы, батюшка, не просто каллиграф, вы артист, а? Ганя?

Ганя   -- Удивительно, и даже с сознанием своего назначения.

Генерал   -- Смейся, смейся, а ведь тут карьера. Вы знаете, князь, к какому лицу мы теперь вам бумаги писать дадим? Теперь-с насчет дальнейшего: в доме, то есть в семействе Гаврилы Ардалионыча Иволгина, вот этого самого молодого моего друга,  маменька его и сестрица очистили в своей квартире две-три меблированные комнаты и отдают их отлично рекомендованным жильцам, со столом и прислугой. Плата самая умеренная, и, я надеюсь, жалованье ваше вскорости будет совершенно к тому достаточно. Правда, человеку необходимы и карманные деньги, для первоначалу, позвольте вам предложить вот эти двадцать пять рублей. Надеюсь, Ганя, ты ничего не имеешь против помещения князя в вашей квартире?

Ганя   -- О, напротив! И мамаша будет очень рада...

Мышкин  -- Благодарю вас, генерал, вы поступили со мной как чрезвычайно добрый человек, тем более что я даже и не просил; я не из гордости это говорю; я и действительно не знал, куда голову приклонить. Меня, правда, давеча позвал Рогожин.

 Генерал  -- Рогожин? Ну нет; я бы вам посоветовал дружески забыть о господине Рогожине. Да и вообще советовал бы вам придерживаться семейства, в которое вы поступите.

Мышкин   -- Если уж вы так добры, то вот у меня одно дело. Я получил уведомление...

Генерал   -- Ну, извините, теперь ни минуты более не имею. Сейчас я скажу о вас Лизавете Прокофьевне: если она пожелает принять вас теперь же (я уж в таком виде постараюсь вас отрекомендовать), то советую воспользоваться случаем и понравиться, потому Лизавета Прокофьевна очень может вам пригодиться; вы же однофамилец

  Ганя подошел к князю; тот в эту минуту стоял опять над портретом Настасьи Филипповны и рассматривал его.

Ганя   -- Так вам нравится такая женщина, князь? -- спросил он его вдруг, пронзительно смотря на него. И точно будто бы у него было какое чрезвычайное намерение. 

Мышкин   -- Удивительное лицо! И я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят.  Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!

Ганя   -- А женились бы вы на такой женщине?

Мышкин   -- Я не могу жениться ни на ком, я нездоров.

 Ганя  -- А Рогожин женился бы? Как вы думаете?

Мышкин   -- Да что же, жениться, я думаю, и завтра же можно; женился бы, а чрез неделю, пожалуй, и зарезал бы ее.    Только что выговорил это князь, Ганя вдруг так вздрогнул, что князь чуть не вскрикнул.

Мышкин   -- Что с вами?

Лакей  -- Ваше сиятельство! Его превосходительство просят вас пожаловать к ее превосходительству.

  

  

Генеральша -- Принять? Вы говорите, его принять, теперь, сейчас?  

Генерал -- О, на этот счет можно без всякой церемонии, если только тебе, мой друг, угодно его видеть. Совершенный ребенок, и даже такой жалкий; припадки у него какие-то болезненные; он сейчас из Швейцарии, только что из вагона, одет странно, как-то по-немецкому, и вдобавок ни копейки, буквально; чуть не плачет. Я ему двадцать пять рублей подарил и хочу ему в канцелярии писарское местечко какое-нибудь у нас добыть. А вас, mesdames,  хотел попросить проэкзаменовать его, все-таки хорошо бы узнать, к чему он способен.

Генеральша   -- Про-эк-за-ме-но-вать? -- протянула генеральша и в глубочайшем изумлении стала опять перекатывать глаза с дочерей на мужа и обратно. 

Аглая -- Ах, maman, перестаньте представляться, пожалуйста. Позовите его, papa, maman позволяет.

 Генерал позвонил и велел звать князя. 

 Генеральша  -- Спокоен ли он по крайней мере в припадках? Не делает ли жестов?

 Генерал  -- Напротив, даже очень мило воспитан и с прекрасными манерами. Немного слишком простоват иногда... Да вот он и сам! ( входит Мышкин)  Вот-с, рекомендую, последний в роде князь Мышкин, однофамилец и, может быть, даже родственник, примите, обласкайте. А я уж, извините, опоздал, спешу... Да дайте ему ваши альбомы, mesdames, пусть он вам там напишет; какой он каллиграф, так на редкость! Талант; там он так у меня расчеркнулся старинным почерком: "Игумен Пафнутий руку приложил"... Ну, до свидания.

Генеральша   -- Пафнутий? Игумен? Да постойте, постойте, куда вы и какой там Пафнутий?

Генерал  -- Да, да, друг мой, это такой в старину был игумен... а я к графу, ждет, давно, и, главное, сам назначил... Князь, до свидания!

  Генерал быстрыми шагами удалился.

Генеральша   -- Знаю я, к какому он графу! Что бишь… Ну, что там! Ах да: ну, какой там игумен?

Александра  -- Maman!  Аглая даже топнула ножкой. 

Генеральша  -- Не мешайте мне, Александра Ивановна, я тоже хочу знать. Садитесь вот тут, князь, напротив, к свету ближе подвиньтесь, чтоб я могла видеть. Ну, какой там игумен?

Мышкин   -- Игумен Пафнутий, -- отвечал князь внимательно и серьезно.

Генеральша   -- Пафнутий? Это интересно; ну, что же он?  

Мышкин   -- Игумен Пафнутий, четырнадцатого столетия, известен был святою жизнью. А снимок с его подписи я видел. Мне понравился почерк, и я его заучил. Когда давеча генерал захотел посмотреть, как я пишу, чтоб определить меня к месту, то я написал несколько фраз разными шрифтами, и между прочим "Игумен Пафнутий руку приложил" собственным почерком игумена Пафнутия. Генералу очень понравилось, вот он теперь и вспомнил.

Генеральша   -- Аглая, запомни: Пафнутий, или лучше запиши, а то я всегда забываю. Впрочем, я думала, будет интереснее. Где же эта подпись?

 Мышкин  -- Осталась, кажется, в кабинете у генерала, на столе.

 Генеральша  -- Сейчас же послать и принести.

 Мышкин  -- Да я вам лучше другой раз напишу, если вам угодно.

 Генеральша   -- Не правда ли, что он вовсе не такой... больной? А припадки?

Мышкин   -- Припадки? Припадки теперь у меня довольно редко бывают. Впрочем, не знаю; говорят, здешний климат мне будет вреден.

Генеральша   -- Он хорошо говорит, я даже не ожидала. Стало быть, всё пустяки и неправда; по обыкновению..  Познакомьтесь - Александра, вот эта, моя старшая дочь, на фортепиано играет, шьет; Аделаида -- пейзажи и портреты пишет (и ничего кончить не может), а Аглая сидит, ничего не делает. У меня тоже дело из рук валится: ничего не выходит. Пейте чай и рассказывайте: Я хочу знать, как вы рассказываете что-нибудь. Я хочу вполне убедиться, и когда с княгиней Белоконской увижусь, со старухой, ей про вас всё расскажу. Я хочу, чтобы вы их всех тоже заинтересовали. Ну, говорите же.

Аделаида  -- Maman, да ведь этак очень странно рассказывать…

Аглая -- Я бы ничего не рассказала, если бы мне так велели.

Генеральша   -- Почему? Что тут странного? Отчего ему не рассказывать? Язык есть. Я хочу знать, как он умеет говорить. Ну, о чем-нибудь. Расскажите, как вам понравилась Швейцария, первое впечатление. Вот вы увидите, вот он сейчас начнет, и прекрасно начнет.

Мышкин   -- Впечатление было сильное...

Генеральша   -- Вот-вот, начал же.

Александра   -- Дайте же ему по крайней мере, maman, говорить. (Аглае) Этот князь, может быть, большой плут, а вовсе не идиот.

Аглая -- Наверно так, я давно это вижу. И подло с его стороны роль разыгрывать. Что он, выиграть, что ли, этим хочет?

Мышкин   -- Первое впечатление было очень сильное. Когда меня везли из России, чрез разные немецкие города, я только молча смотрел. Это было после ряда сильных и мучительных припадков моей болезни, а я всегда, если болезнь усиливалась и припадки повторялись несколько раз сряду, впадал в полное отупение, терял совершенно память, а ум хотя и работал, но логическое течение мысли как бы обрывалось. Когда же припадки утихали, я опять становился и здоров и силен, вот как теперь. Помню: грусть во мне была нестерпимая; мне даже хотелось плакать; я всё удивлялся и беспокоился: ужасно на меня подействовало, что всё это чужое; это я понял. Чужое меня убивало. Совершенно пробудился я от этого мрака, при въезде в Швейцарию -  меня разбудил крик осла на городском рынке. Осел ужасно поразил меня и необыкновенно почему-то мне понравился, а с тем вместе вдруг в моей голове как бы всё прояснело.

Генерельша   -- Осел? Это странно. А впрочем, ничего нет странного, иная из нас в осла еще влюбится.  Это еще в мифологии было. Продолжайте, князь.

Мышкин   -- С тех пор я ужасно люблю ослов. Это даже какая-то во мне симпатия. Я стал о них расспрашивать, потому что прежде их не видывал, и тотчас же сам убедился, что это преполезнейшее животное, рабочее, сильное, терпеливое, дешевое, переносливое; и чрез этого осла мне вдруг вся Швейцария стала нравиться, так что совершенно прошла прежняя грусть.

Генерельша   -- Всё это очень странно, но об осле можно и пропустить; перейдемте на другую тему. Чего ты всё смеешься, Аглая? И ты, Аделаида? Князь прекрасно рассказал об осле. Он сам его видел, а ты что видела? Ты не была за границей?

Аделаида   -- Я осла видела, maman.

Аглая   -- А я и слышала. (Все три опять засмеялись. Князь засмеялся вместе с ними).

Генерельша   -- Это очень дурно с вашей стороны. Вы их извините, князь, а они добрые. Я с ними вечно бранюсь, но я их люблю. Они ветрены, легкомысленны, сумасшедшие.

Мышкин   -- Почему же? -- смеялся князь. -- И я бы не упустил на их месте случай. А я все-таки стою за осла: осел добрый и полезный человек.

Генерельша   -- А вы добрый, князь? Я из любопытства спрашиваю.

  Все опять засмеялись.

Генерельша   -- Опять этот проклятый осел подвернулся; я о нем и не думала! Поверьте мне, пожалуйста, князь, я без всякого...

 Мышкин  -- Намека? О, верю, без сомнения!

  И князь смеялся не переставая.

 Генерельша -- Это очень хорошо, что вы смеетесь. Я вижу, что вы добрейший молодой человек.

 Мышкин  -- Иногда недобрый.

 Генерельша  -- А я добрая и, если хотите, я всегда добрая, и это мой единственный недостаток, потому что не надо быть всегда доброю. Я злюсь очень часто, вот на них, на Ивана Федоровича особенно, но скверно то, что я всего добрее, когда злюсь. Продолжайте, князь. Может быть, что-нибудь и поинтереснее осла вспомните.

Аделаида -- Я опять-таки не понимаю, как это можно так прямо рассказывать, я бы никак не нашлась.

Генерельша   -- А князь найдется, потому что князь чрезвычайно умен и умнее тебя по крайней мере в десять раз, а может, и в двенадцать. Надеюсь, ты почувствуешь после этого. Докажите им это, князь; продолжайте. Осла и в самом деле можно наконец мимо. Ну, что вы, кроме осла, за границей видели?

Александра   -- Да и об осле было умно.  Князь рассказал очень интересно свой болезненный случай и как всё понравилось чрез один внешний толчок. Мне всегда было интересно, как люди сходят с ума и потом опять выздоравливают. Особенно если это вдруг сделается.

Мышкин   -- Я слышал один рассказ человека, который просидел в тюрьме лет двенадцать; это был один из больных, у моего профессора и лечился. Тут одно обстоятельство очень странное было, -- странное тем, собственно, что случай такой очень редко бывает. Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием, за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет. Он помнил всё с необыкновенною ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством.Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей; ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними... Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжеле, как беспрерывная мысль: "Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, -- какая бесконечность! И всё это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!". Он говорил, что эта мысль у него наконец в такую злобу переродилась, что ему уж хотелось, чтобы его поскорей застрелили.

  Князь вдруг замолчал; все ждали, что он будет продолжать и выведет заключение.

Александра  -- Вы кончили?

Мышкин   -- Что? (кивок) 

Александра   -- Да для чего же вы про это рассказали?

Мышкин   -- Так... мне припомнилось... я к разговору...

Александра   -- Вы очень обрывисты. Вы, князь, верно, хотели вывести, что ни одного мгновения на копейки ценить нельзя, и иногда пять минут дороже сокровища. Всё это похвально, но позвольте, однако же, как же этот приятель, который вам такие страсти рассказывал... ведь ему переменили же наказание, стало быть, подарили же эту "бесконечную жизнь". Ну, что же он с этим богатством сделал потом? Жил ли каждую минуту "счетом"?

Мышкин   -- О нет, он мне сам говорил. Вовсе не так жил и много-много минут потерял.

Аглая   -- Ну, стало быть, вот вам и опыт, стало быть, и нельзя жить, взаправду "отсчитывая счетом". Почему-нибудь да нельзя же.

Мышкин   -- Да, почему-нибудь да нельзя же.  мне самому это казалось... А все-таки как-то не верится...

Аглая   -- То есть вы думаете, что умнее всех проживете?

Мышкин   -- Да, мне и это иногда думалось.

Аглая   -- И думается?

Мышкин   -- И... думается. (рассмеялся)

Аглая   -- Скромно!

Мышкин   -- А какие, однако же, вы храбрые, вот вы смеетесь, а меня так всё это поразило в его рассказе, что я потом во сне видел, именно эти пять минут видел...

  Он пытливо и серьезно еще раз обвел глазами своих слушательниц.

Мышкин   -- Вы не сердитесь на меня за что-нибудь?

Аделаида   -- За что? -- вскричали все три девицы в удивлении. 

Мышкин   -- Да вот, что я всё как будто учу...

  Все засмеялись.

Мышкин   -- Если сердитесь, то не сердитесь, я ведь сам знаю, что меньше других жил и меньше всех понимаю в жизни. Я, может быть, иногда очень странно говорю... сконфузился.

Аглая   -- Не беспокойтесь, пожалуйста, что вы нас поучаете, тут никакого нет торжества с вашей стороны. С вашим квиетизмом можно и сто лет жизни счастьем наполнить. Вам покажи смертную казнь и покажи вам пальчик, вы из того и из другого одинаково похвальную мысль выведете да еще довольны останетесь. Этак можно прожить.

Генеральша -- За что ты всё злишься, не понимаю. И о чем вы говорите, тоже не могу понять. Какой пальчик и что за вздор? Князь прекрасно говорит, только немного грустно. Зачем ты его обескураживаешь? Он когда начал, то смеялся, а теперь совсем осовел.

Аглая   -- Ничего, maman. A жаль, князь, что вы смертной казни не видели, я бы вас об одном спросила.

Мышкин   -- Я видел смертную казнь.

 Аглая  -- Видели? Я бы должна была догадаться!

Мышкин -- Я в Лионе видел, я туда с Шнейдером ездил, он меня брал. Как приехал, так и попал.

Аглая  -- Что же, вам очень понравилось? Много назидательного? Полезного?

Мышкин   -- Мне это вовсе не понравилось, и я после того немного болен был, но признаюсь, что смотрел как прикованный, глаз оторвать не мог.

Аглая  -- Я бы тоже глаз оторвать не могла.

Мышкин   -- Там очень не любят, когда женщины ходят смотреть, даже в газетах потом пишут об этих женщинах.

Аделаида   -- Расскажите про смертную казнь.

Мышкин   -- Мне бы очень не хотелось теперь...  

Аглая   -- Вам точно жалко нам рассказывать.

 Аделаида  -- Я непременно хочу слышать.

Мышкин   -- Авы смогли бы нарисовать лицо приговоренного за минуту до удара гильотины, когда еще он на эшафоте стоит, пред тем как ложиться на эту доску

Аделаида   -- Как лицо? Одно лицо? Странный будет сюжет, и какая же тут картина?

 Мышкин   -- Это ровно за минуту до смерти, тот самый момент, когда он поднялся на лесенку и только что ступил на эшафот. Тут он взглянул в мою сторону; я поглядел на его лицо и всё понял... Мне ужасно бы, ужасно бы хотелось, чтобы вы или кто-нибудь это нарисовал! Лучше бы, если бы вы! Я тогда же подумал, что картина будет полезная. Знаете, тут нужно всё представить, что было заранее, всё, всё. Он жил в тюрьме и ждал казни по крайней мере еще чрез неделю; он как-то рассчитывал, что бумага еще должна куда-то пойти и только чрез неделю выйдет. А тут вдруг по какому-то случаю дело было сокращено. В пять часов утра он спал. Вошел тюремный пристав,  со стражей, и осторожно тронул его за плечо; тот приподнялся, облокотился: "Что такое?" -- "В десятом часу смертная казнь". Он со сна не поверил, начал было спорить, что бумага выйдет чрез неделю, но когда совсем очнулся, перестал спорить и замолчал, -- так рассказывали, -- потом сказал: "Все-таки тяжело так вдруг..." -- и опять замолк, и уже ничего не хотел говорить. Тут часа три-четыре проходят на известные вещи: на священника, на завтрак, к которому ему вино, кофей и говядину дают (ну, не насмешка ли это), наконец, везут по городу до эшафота...  Мне кажется, он, наверно, думал дорогой: "Еще долго, еще жить три улицы остается; вот эту проеду, потом еще та останется, потом еще та, где булочник направо... ". Кругом народ, крик, шум, десять тысяч лиц, десять тысяч глаз, -- все это надо перенести, а главное, мысль: "Вот их десять тысяч, а их никого не казнят, а меня-то казнят!". Ну, вот это всё предварительно. На эшафот ведет лесенка; тут он пред лесенкой вдруг заплакал, а это был сильный и мужественный человек, говорят, был. Разве это возможно? Разве не ужас? Ну кто же со страху плачет? Я и не думал, чтоб от страху можно было заплакать не ребенку, человеку, который никогда не плакал, человеку в сорок пять лет. Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят?  Наконец стал всходить на лесенку; тут ноги перевязаны, и потому движутся шагами мелкими. Священник  всё ему крест давал целовать. В низу лесенки он был очень бледен, а как поднялся и стал на эшафот, стал вдруг белый как бумага, совершенно как белая писчая бумага.  Вот тут-то, когда начиналась эта слабость, священник поскорей, скорым таким жестом и молча, ему крест к самым губам вдруг подставлял, маленький такой крест, серебряный, четырехконечный, -- часто подставлял, поминутно. И как только крест касался губ, он глаза открывал, и опять на несколько секунд как бы оживлялся, и ноги шли. Крест он с жадностию целовал, спешил целовать. Странно, что редко в эти самые последние секунды в обморок падают! Напротив, голова ужасно живет и работает, должно быть, сильно, сильно, сильно, как машина в ходу; я воображаю, так и стучат разные мысли, всё неконченные, и может быть, и смешные, посторонние такие мысли: "Вот этот глядит -- у него бородавка на лбу, вот у палача одна нижняя пуговица заржавела"... И подумать, что это так до самой последней четверти секунды, когда уже голова на плахе лежит, и ждет, и... знает, и вдруг услышит над собой, как железо склизнуло!.. Нарисуйте эшафот так, чтобы видна была ясно и близко одна только последняя ступень; преступник ступил на нее: голова, лицо бледное как бумага, священник протягивает крест, тот с жадностию протягивает свои синие губы, и глядит, и -- всё знает. Крест и голова -- вот картина, лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, -- всё это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара... Вот какая картина.

  Князь замолк и поглядел на всех.

Александра   -- Это, конечно, непохоже на квиетизм, -- проговорила про себя Александра.

Аделаида -- Ну, теперь расскажите, как вы были влюблены. не отпирайтесь, вы были. К тому же вы, сейчас как начнете рассказывать, перестаете быть философом.

Аглая   -- Вы, как кончите рассказывать, тотчас же и застыдитесь того, что рассказали.  Отчего это?

Генеральша   -- Как это, наконец, глупо. Не верьте ей, князь, она это нарочно с какой-то злости делает; она вовсе не так глупо воспитана; не подумайте чего-нибудь, что они вас так тормошат. Они, верно, что-нибудь затеяли, но они уже вас любят. Я их лица знаю.

Мышкин -- И я их лица знаю.

Аделаида   -- Это как?

Все  -- Что вы знаете про наши лица?

Мышкин - У вас, Аделаида Ивановна, счастливое лицо, из всех трех лиц самое симпатичное. Кроме того, что вы очень хороши собой, на вас смотришь и говоришь: "У ней лицо, как у доброй сестры". Вы подходите спроста и весело, но и сердце умеете скоро узнать. Вот так мне кажется про ваше лицо. У вас, Александра Ивановна, лицо тоже прекрасное и очень милое, но, может быть, у вас есть какая-нибудь тайная грусть; душа у вас, без сомнения, добрейшая, но вы невеселы. У вас какой-то особенный оттенок в лице, похоже как у Гольбейновой Мадонны в Дрездене. Ну, вот и про ваше лицо; хорош я угадчик? Сами же вы меня за угадчика считаете. Но про ваше лицо, Лизавета Прокофьевна, про ваше лицо уж мне не только кажется, а я просто уверен, что вы совершенный ребенок во всем, во всем, во всем хорошем и во всем дурном, несмотря на то что вы в таких летах. Вы ведь на меня не сердитесь, что я это так говорю? Ведь вы знаете, за кого я детей почитаю? И не подумайте, что я с простоты так откровенно всё это говорил сейчас вам про ваши лица, о нет, совсем нет! Может быть, и я свою мысль имел.

VII

  Когда князь замолчал, все на него смотрели весело, даже и Аглая, но особенно Лизавета Прокофьевна.

Генеральша   -- Вот и проэкзаменовали! Браво, князь, вас давеча проэкзаменовать велели. А то, что вы про мое лицо сказали, то всё совершенная правда: я ребенок и знаю это. Я еще прежде вашего знала про это; вы именно выразили мою мысль в одном слове. Ваш характер я считаю совершенно сходным с моим и очень рада; как две капли воды. Только вы мужчина, а я женщина.

Аглая   -- Не торопитесь, maman,  князь говорит, что он во всех своих признаниях особую мысль имел и неспроста говорил.

Все  -- Да, да.

Генеральша   -- Не труните, милые, еще он, может быть, похитрее всех вас трех вместе. Увидите. Но только что ж вы, князь, про Аглаю ничего не сказали? Аглая ждет, и я жду.

Мышкин   -- Я ничего не могу сейчас сказать; я скажу потом.

Генеральша   -- Почему? Кажется, заметна?

Мышкин   -- О да, заметна; вы чрезвычайная красавица, Аглая Ивановна. Вы так хороши, что на вас боишься смотреть.

Генеральша   -- И только? А свойства? -- настаивала генеральша.

 Мышкин  -- Красоту трудно судить; я еще не приготовился. Красота -- загадка.

Аделаида   -- А хороша она, князь, хороша?

Мышкин -- Чрезвычайно! Почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!..

  Все переглянулись в удивлении.

Генеральша   -- Как кто-о-о?  Как Настасья Филипповна? Где вы видели Настасью Филипповну? Какая Настасья Филипповна?

Мышкин   -- Давеча Гаврила Ардалионович Ивану Федоровичу портрет показывал.

Генеральша   -- Я хочу видеть!  Где этот портрет? Позвать сейчас Гаврилу Ардалионовича! Нет, я не слишком-то умираю от желания его видеть. Сделайте одолжение, князь, голубчик, сходите в кабинет, возьмите у него портрет и принесите сюда. Скажите, что посмотреть. Пожалуйста.

князь вышел

  Аделаида -- Хорош, да уж простоват слишком

Александра   -- Да, уж что-то слишком, так что даже и смешон немножко.

  "Конечно, скверно, что я про портрет проговорился, -- соображал князь про себя, проходя в кабинет и чувствуя некоторое угрызение. -- Но... может быть, я и хорошо сделал, что проговорился...". У него начинала мелькать одна странная идея, впрочем еще не совсем ясная.

Ганя и Мышкин

Ганя   -- Э-э-эх! И зачем вам было болтать! Не знаете вы ничего... Идиот!

Мышкин   -- Виноват, я совершенно не думавши; к слову пришлось. Я сказал, что Аглая почти так же хороша, как Настасьи Филипповна.

Ганя  -- Далась же вам Настасья Филипповна...

Ганя   -- Послушайте, князь, у меня до вас есть огромная просьба... Но я, право, не знаю...  Князь, там на меня теперь... по одному совершенно странному обстоятельству... и смешному... и в котором я не виноват... ну, одним словом, это лишнее. Мне ужасно нужно бы поговорить теперь с Аглаей Ивановной. Я на всякий случай написал несколько слов (в руках его очутилась маленькая сложенная бумажка) -- и вот не знаю, как передать. Не возьметесь ли вы, князь, передать Аглае Ивановне, сейчас, но только одной Аглае Ивановне, так то есть, чтоб никто не увидал, понимаете? Это не бог знает какой секрет, тут нет ничего такого... но... сделаете?

Мышкин   -- Мне это не совсем приятно.

Ганя   -- Ах, князь, мне крайняя надобность! Она, может быть, ответит... Поверьте, что я только в крайнем, в самом крайнем случае мог обратиться... С кем же мне послать?.. Это очень важно... Ужасно для меня важно...

Мышкин   -- Пожалуй, я передам.

Ганя   -- Но только так, чтобы никто не заметил, и вот что, князь, я надеюсь ведь на ваше честное слово, а?

Мышкин   -- Я никому не покажу.

Ганя   -- Записка не запечатана, но...

Мышкин   -- О, я не прочту.

  Ганя, оставшись один, схватил себя за голову.

Ганя   -- Одно ее слово, и я... и я, право, может быть, порву!

  Он уже не мог снова сесть за бумаги от волнения и ожидания и стал бродить по кабинету из угла в угол.

  Князь шел задумавшись, вдруг остановился, как будто вспомнил о чем. осмотрелся кругом, подошел к окну, ближе к свету, и стал глядеть на портрет Настасьи Филипповны.    Князь смотрел с минуту, потом "друг спохватился, огляделся кругом, поспешно приблизил портрет к губам и поцеловал его. Когда через минуту он вошел в гостиную, лицо его было совершенно спокойно.

  Но только что он вступил в столовую (еще через одну комнату от гостиной), с ним в дверях почти столкнулась выходившая Аглая. Она была одна.

 Мышкин  -- Гаврила Ардалионович просил меня вам передать.

  Аглая остановилась, взяла записку и как-то странно поглядела на князя. Ни малейшего смущения не было в ее взгляде, разве только проглянуло некоторое удивление, да и то, казалось, относившееся к одному только князю. Аглая своим взглядом точно требовала от него отчета -- каким образом он очутился в этом деле вместе с Ганей? -- и требовала спокойно и свысока. Они простояли два-три мгновения друг против друга, наконец что-то насмешливое чуть-чуть обозначилось в лице ее; она слегка улыбнулась и прошла мимо.
  Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала пред собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.

Генеральша   -- Да, хороша. Очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените?

Мышкин   -- Да... такую...

Генеральша   -- То есть именно такую?

Мышкин   -- Именно такую.

Генеральша   -- За что?

Мышкин   -- В этом лице... страдания много...

Генеральша   -- Вы, впрочем, может быть, бредите.

  Генеральша положина портрет на стол. Александра взяла его, к ней подошла Аделаида, обе стали рассматривать. В эту минуту Аглая возвратилась опять в гостиную.

 Аделаида  -- Этакая сила!

Генеральша  -- Где? Какая сила?

Аделаида  -- Такая красота – сила. С этакою красотой можно мир перевернуть!

  Она задумчиво отошла к своему мольберту. Аглая взглянула на портрет только мельком, прищурилась, выдвинула нижнюю губку, отошла и села к стороне, сложив руки.

  Генеральша позвонила.

 Генеральша  -- Позвать сюда Гаврилу Ардалионовича, он в кабинете.

Александра   -- Maman!

Генеральша   -- Я хочу ему два слова сказать -- и довольно.  У нас, видите ли, князь, здесь теперь всё секреты. Всё секреты! Так требуется, этикет какой-то, глупо. И это в таком деле, в котором требуется наиболее откровенности, ясности, честности. Начинаются браки, не нравятся мне эти браки...

Александра   -- Maman, что вы это?

Генеральша   -- Чего тебе, милая дочка? Тебе самой разве нравятся? А что князь слушает, так мы друзья. Я с ним по крайней мере. Бог ищет людей, хороших, конечно, а злых и капризных ему не надо; капризных особенно, которые сегодня решают одно, а завтра говорят другое. Понимаете, Александра Ивановна? Они, князь, говорят, что я чудачка, а я умею различать. Потому сердце главное, а остальное вздор. Ум тоже нужен, конечно... может быть, ум-то и самое главное. Не усмехайся, Аглая, я себе не противоречу: дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца. Старая истина. Я вот дура с сердцем без ума, а ты дура с умом без сердца; обе мы и несчастны, обе и страдаем.

Ганя вошел.

Генеральша    Здравствуйте! -- ответила она на поклон Гани, не пригласив его садиться. -- Вы вступаете в брак?

Ганя  -- В брак?.. Как?.. В какой брак?.. -- бормотал ошеломленный Гаврила Ардалионович. Он ужасно смешался.

Генеральша   -- Вы женитесь? спрашиваю я, если вы только лучше любите такое выражение?

Ганя   -- Н-нет... я... н-нет.

Генеральша   -- Нет? Вы сказали "нет"?  Довольно, я буду помнить, что вы сегодня, в среду утром, на мой вопрос сказали мне "нет".  (27 ноября) Прощайте, у вас, кажется, много занятий, а мне пора одеваться и ехать; возьмите ваш портрет. Передайте мой поклон несчастной Нине Александровне. До свидания, князь, голубчик! Заходи почаще, а я к старухе Белоконской нарочно заеду о тебе сказать. И послушайте, милый: я верую, что вас именно для меня бог привел в Петербург из Швейцарии. Бог именно так рассчитал. До свидания, милые. Александра, зайди ко мне, друг мой.

  Генеральша вышла. Ганя, опрокинутый, потерявшийся, злобный, взял со стола портрет и с искривленною улыбкой обратился к князю:

Ганя   -- Князь, я сейчас домой. Если вы не переменили намерения жить у нас, то я вас доведу, а то вы и адреса не знаете.

Аглая   -- Постойте, князь, вы мне еще в альбом напишете. Папа сказал, что вы каллиграф. Я вам сейчас принесу...

  И она вышла.

Аделаида   -- До свидания, князь, и я ухожу.

  Она крепко пожала руку князю, приветливо и ласково улыбнулась ему и вышла. На Ганю она не посмотрела.

Ганя   -- Это вы! это вы разболтали им, что я женюсь! бесстыдный вы болтунишка!

Мышкин   -- Уверяю вас, что вы ошибаетесь, я и не знал, что вы женитесь.

Ганя   -- Вы слышали давеча, как Иван Федорович говорил, что сегодня вечером всё решится у Настасьи Филипповны, вы это и передали! Лжете вы! Откуда они могли узнать? Кто же, черт возьми, мог им передать, кроме вас? Разве старуха не намекала мне?

Мышкин  -- Вам лучше знать, кто передал, если вам только кажется, что вам намекали, я ни слова про это не говорил.

Ганя   -- Передали записку? Ответ? -- с горячечным нетерпением перебил его Ганя. Но в самую эту минуту воротилась Аглая, и князь ничего не успел ответить. 

Аглая   -- Вот, князь, выберите страницу и напишите мне что-нибудь. Вот перо, и еще новое. Ничего, что стальное? Каллиграфы, я слышала, стальными не пишут.

  Разговаривая с князем, она как бы и не замечала, что Ганя тут же. Но покамест князь поправлял перо, отыскивал страницу и изготовлялся, Ганя подошел к камину, где стояла Аглая, сейчас справа подле князя, и дрожащим, прерывающимся голосом поговорил ей чуть не на ухо:

Ганя  -- Одно слово, одно только слово от вас -- и я спасен.

 Мышкин  -- Что же мне написать?

Аглая   -- А я вам сейчас продиктую, готовы? Пишите же: "Я в торги не вступаю". Теперь подпишите число и месяц. Покажите. Князь подал ей альбом. Превосходно! Вы удивительно написали; у вас чудесный почерк! Благодарю вас. До свидания, князь... Постойте, пойдемте, я хочу вам подарить кой-что на память.

  Князь пошел за нею; но, войдя в столовую, Аглая остановилась.

 Аглая  -- Прочтите это, -- сказала она, подавая ему записку Гани.  Ведь я знаю же, что вы ее не читали и не можете быть поверенным этого человека. Читайте, я хочу, чтобы вы прочли.

Мышкин -   "Сегодня решится моя судьба, вы знаете каким образом. Сегодня я должен буду дать свое слово безвозвратно. Я не имею никаких прав на ваше участие, не смею иметь никаких надежд; но когда-то вы выговорили одно слово, одно только слово, и это слово озарило всю черную ночь моей жизни и стало для меня маяком. Скажите теперь еще одно такое же слово -- и спасете меня от погибели! Скажите мне только: разорви всё, и я всё порву сегодня же. О, что вам стоит сказать это! В этом слове я испрашиваю только признак вашего участия и сожаления ко мне, -- и только, только! И ничего больше, ничего! Я не смею задумать какую-нибудь надежду, потому что я недостоин ее. Но после вашего слова я приму вновь мою бедность, я с радостью стану переносить отчаянное положение мое. Я встречу борьбу, я рад буду ей, я воскресну в ней с новыми силами!     Г. И."

Аглая   -- Этот человек уверяет, что слово "разорвите всё" меня не скомпрометирует и не обяжет ничем, и сам дает мне в этом, как видите, письменную гарантию этою самою запиской. Заметьте, как наивно поспешил он подчеркнуть некоторые словечки и как грубо проглядывает его тайная мысль. Он, впрочем, знает, что если б он разорвал всё, но сам, один, не ожидая моего слова и даже не говоря мне об этом, без всякой надежды на меня, то я бы тогда переменила мои чувства к нему и, может быть, стала бы его другом. Он это знает наверно! Но у него душа грязная; он знает и не решается, он знает и все-таки гарантии просит. Он на веру решиться не в состоянии. Он хочет, чтоб я ему, взамен ста тысяч, на себя надежду дала. Но довольно; возьмите и отдайте ему записку назад, сейчас же, как выйдете из нашего дома, разумеется, не раньше."

Мышкин   -- А что сказать ему в ответ?

 Аглая  -- Ничего, разумеется. Это самый лучший ответ. Да вы, стало быть, хотите жить в его доме?

Мышкин   -- Мне давеча сам Иван Федорович отрекомендовал.

Аглая   -- Так берегитесь его, я вас предупреждаю; он теперь вам не простит, что вы ему возвратите назад записку.

  Аглая слегка пожала руку князю и вышла. Лицо ее было серьезно и нахмурено, она даже не улыбнулась, когда кивнула князю головой на прощание.

Мышкин   -- Я сейчас, только мой узелок возьму, -- сказал князь Гане, -- и мы выйдем.

Ганя   -- Ответ? Ответ? Что она вам сказала? Вы передали письмо?

  Князь молча подал ему его записку. Ганя остолбенел,

 Ганя  -- Как? Моя записка! -- вскричал он. -- Он и не передавал ее! О, я должен был догадаться! О, пр-р-ро-клят... Понятно, что она ничего не поняла давеча! Да как же, как же, как же вы не передали, о, пр-р-ро-клят...

Мышкин   -- Извините меня, напротив, мне тотчас же удалось передать вашу записку, в ту же минуту, как вы дали, и точно так, как вы просили. Она очутилась у меня опять, потому что Аглая Ивановна сейчас передала мне ее обратно.

 Ганя  -- Когда? Когда?

 Мышкин  -- Только что я кончил писать в альбоме и когда она пригласила меня с собой. (Вы слышали?). Мы вошли в столовую, она подала мне записку, велела прочесть и велела передать вам обратно.

 Ганя  -- Про-че-е-сть? -- закричал Ганя чуть не во всё горло, -- Быть не может! Она не могла вам велеть прочесть. Вы лжете! Вы сами прочли!

 Мышкин  -- Я говорю правду. Как только я прочел, она сказала мне, что вы ее ловите; что вы желали бы ее компрометировать так, чтобы получить от нее надежду, для того чтобы, опираясь на эту надежду, разорвать без убытку с другою надеждой на сто тысяч. Что если бы вы сделали это, не торгуясь с нею, разорвали бы всё сами, не прося у ней вперед гарантии, то она, может быть, и стала бы вашим другом. Вот и всё, кажется. Да, еще: когда я спросил, уже взяв записку, какой же ответ? тогда она сказала, что без ответа будет самый лучший ответ, -- кажется, так.

Ганя  -- А! Так вот как! Так мои записки в окно швырять! А! Она в торги не вступает, -- так я вступлю! И увидим! За мной еще много... увидим!.. В бараний рог сверну!..  Да каким же образом, -- вдруг обратился он к князю, -- каким же образом вы идиот! вдруг в такой доверенности, два часа после первого знакомства?

Мышкин   -- Я должен вам заметить, Гаврила Ардалионович, что я прежде действительно был так нездоров, что и в самом деле был почти идиот; но теперь я давно уже выздоровел, и потому мне несколько неприятно, когда меня называют идиотом в глаза. Хоть вас и можно извинить, взяв во внимание ваши неудачи, но вы в досаде вашей даже раза два меня выбранили. Мне это очень не хочется, особенно так, вдруг, как вы, с первого раза; и так как мы теперь стоим на перекрестке, то не лучше ли нам разойтись: вы пойдете направо к себе, а я налево. У меня есть двадцать пять рублей, и я наверно найду какой-нибудь отель-гарни.

Ганя   -- Извините, князь, ради бога, извините! Вы видите, в какой я беде! Вы еще почти ничего не знаете, но если бы вы знали всё, то наверно бы хоть немного извинили меня; хотя, разумеется, я неизвиним...

Мышкин   -- О, мне и не нужно таких больших извинений. Я ведь понимаю, что вам очень неприятно, и потому-то вы и бранитесь. Ну, пойдемте к вам. Я с удовольствием...

Ганя   "Нет, его теперь так отпустить невозможно, -- думал про себя Ганя, злобно посматривая дорогой на князя, -- этот плут выпытал из меня всё, а потом вдруг снял маску... Это что-то значит. А вот мы увидим! Всё разрешится, всё, всё! Сегодня же!".




1. Лекция 2 Умань 04
2. ХАЙТЕК СТИЛЬ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Машинность архитектуры Архитектурность машин конца XIX века с
3. Ключевые поля счетчикаПоле счетчика можно задать так чтобы при добавлении каждой новой записи в таблицу в
4. Лабораторная работа 2 Тема- Связанные таблицы
5. Редонт и ортопласт 2
6. Анализ бухгалтерского баланса его основных статей и расчетных показателей; разработка аналитического бал
7. Реферат- Источники римского права- древнейшего, классического и постклассического периодов
8. Проектирование систем смазки и разработка технологии монтажа редуктора механизма передвижения заливочного крана
9. Реферат- Производство в надзорной инстанции арбитражного судопроизводства
10. тема планирования в филиалах отделениях
11. на тему- Основные принципы разработки и внедрения ИС Выполнила- Ст
12. Религии мир
13. .1402.02.2014 13 января понедельник 14 января вт
14. Новогодние старты 7 декабря Фамилия И
15. Правила устройства и безопасной эксплуатации холодильных систем
16. удачное время для очищения организма и избавление его от паразитов
17. тема воспитания в Японии- что ведет эту страну к успеху
18. Состав законодательства о гражданском судопроизводстве в судах общей юрисдикции
19. Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
20. по теме- Гигиеническая оценка микроклимата помещений Баллов 35