Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

беседа с учителями классным руководителем и учащимися

Работа добавлена на сайт samzan.net:


План характеристики классного коллектива

Методы исследования: - беседа  с  учителями,  классным  руководителем и  учащимися,

                                            - наблюдения  на  и   вне  уроков,

                                      - изучение классного журнала, ученических тетрадей личных дел учащихся

                                             - анкетирование;

                                             - тестирование

  1.  Общие сведения о классном коллективе

количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников

история формирования коллектива (время возникновения, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей)

Социальная характеристика семей учащихся.

Мнение учителей-предметников  о  классе.

Содержание и характер деятельности

  1.  учение (общая характеристика успеваемости и дисциплины; наличие контроля со стороны учителя за оценками отдельных учеников; требования к ученикам классного руководителя, актива и всего коллектива; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса на уроках и при выполнении домашних заданий; отрицательные моменты в учебной работе - шпаргалки, подсказки, списывание)
  2.  отношение учащихся к отдельным учебным предметам
  3.  жизнь класса вне учебных занятий (интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т.п.; формы проявления этих интересов - читательские конференции, посещение театра, кино, обсуждение увиденного)
  4.  участие класса  в  общешкольных мероприятиях.
  5.  общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины
  6.  Сложившиеся традиции класса.

Руководство классным коллективом и его организация

  1.  актив класса; староста и его работа;
  2.  психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив. Авторитет  актива, его организационные умения
  3.  закрепление обязанностей  и  ролей  в  классе. Отношение ребят к выполнению своих поручений.  Преобладающий  тон  в  деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов  при выполнении поручений.
  4.  наличие в классе неофициальных вожаков и причины их влияния на класс, отношение к ним актива
  5.  наличие «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей
  6.  взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявления взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма; наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса; критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся)
  7.  личность классного руководителя и его влияние на класс (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересов, общий стиль руководства)
  8.  интенсивность общения классного руководителя  с  классом. Преобладающие формы общения  (приказ, указания, инструкция, выговор, совет , просьба, похвала, информация).
  9.  стиль классного руководства: авторитарный:  "общение - дистанция", "общение - устрашение"; демократический: "общение  на  основе общей  увлеченности", "общение на основе  дружеского расположения";либеральный - непоследовательный: "общение - заигрывание".
  10.  отношение класса к классному руководителю, его авторитет среди учеников
  11.   Психологический климат в классе
  12.  преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся  общением друг с другом и учителями.
  13.  кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности  доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.
  14.  интеллектуальный климат в классе  ( имеется ли в классе единое  мнение по наиболее важнымвопросам?  Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении  общегрупповых  задач? Какова общая  интеллектуальная  атмосфера класса?)
  15.  волевые качества класса ( способен ли класс создавать  напряжение всех духовных и физических сил для  преодоления  серьезных трудностей и препятствий?  Ставит ли он  перед собой общие  цели и  как  стремится к их осуществлению? Может  ли класс напряженно работать над поставленной задачей и доводит ли дело до конца?)

5.  Индивидуальные и возрастные особенности учащихся класса.

  1.  любимцы класса, общественники, отличники, инициаторы; "трудные" учащиеся, их влияниена товарищей.
  2.  причины, вызывающие "трудности" в поведении учащихся.
  3.  как в классе  проявляются   психологические особенности возраста.

Общие выводы

  1.  стадия развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)
  2.  определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления

МЕТОДИКА  «КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ»

(разработана профессором А. Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива по А.Н. Лутошкину: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел» (Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. С. 208).

Дети должны выбрать то описание, которое, по их мнению, наиболее соответствует их классу

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь могут стать нормальная дисциплина и требование старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен тем, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требует постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не даст погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в том более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу: «Один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении школьниками перспектив его развития.

УЧЕБНЫЕ  ИНТЕРЕСЫ  УЧАЩИХСЯ

Цель исследования:

    Выявление интереса учащегося вашего класса  к  изучаемым  в  школе предметам , на  что  он  направлен , под воздействием каких факторов  и  когда  он  возник, какое влияние оказывает  на  успеваемость.

   Используйте свои наблюдения  за  школьниками, проведите беседу. Затем  с  целью уточнения  и  углубления имеющихся сведений предложите  им ответить  на  следующие вопросы анкеты:

1. Вы  в  этом году изучаете  (дать перечень изучаемых предметов), какой вызывает  у  тебя

   наибольший интерес?     

2. Когда ты заинтересовался этим предметом  и  что  этому  способствовало?

   (учитель, др. люди (родители, знакомые  и  др.), книги, кино  и  телепередачи, предмет дается

   легко).

   Полученные данные представьте  в  следующих таблицах.

   На основании проведенного опроса установите, какое влияние оказывает интерес  на  успеваемость  в  учебе, как  он  связан  с  самостоятельной работой. Проследите , какие  из  учебных интересов возникают раньше, какие позже  и  чем  это  можно объяснить.

   Как  Вы  предлагаете организовать работу  с  детьми, проявившими повышенный интерес  к  

преподаваемому предмету?  Как вызвать  у  учащихся интерес  к  предмету?

Таблица 1 . Распределение учебных интересов учащихся.

Класс

Кол-

во

Учебные интересы

уч-

ся

Рус.

яз.

Лит-

ра

Алгеб

ра

Геометрия

Геог-

рафия

Исто-

рия

Биоло-

гия

Иностр.

яз.

Физ-

ра

Труд

Таблица 2 . Что  способствовало возникновению интереса  (в  %) .

Учебн.

предмет

  (%)

Способ-

ности

  (%)

Учитель

  (%)

Др. люди (родители,

знакомые  и  др.)

                (%)

Книги

 (%)

Кино и

TV

  (%)

Прочее

(%)

Не знаю

(%)

МОТИВАЦИЯ  УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель исследования :

Выявить преобладающие мотивы учения  и  их  роль  в  учебной деятельности.

    Учащимся предлагается  на  доске  ряд  возможных мотивов учебной деятельности . Каждый должен внимательно прочесть  все  пункты анкеты  и  подчеркнуть  те  из  них , которые соответствуют  его  стремлениям  (анонимно).

Примерное содержание анкеты  (учебные мотивы) :

1. Учусь потому, что интересно.

2. Учусь потому, что  хочу больше знать.

3. Учусь потому, чтобы доставить родителям радость.

4. Учусь потому, что потом будет легче хорошо устроиться  на  работу.

5. Учусь потому, что  сейчас  все  учатся.

6. Учусь потому, что  нравится учитель.

7. Учусь, чтобы  не  отстать  от  товарищей.

8. Учусь потому, что  в  наше время нельзя быть незнающим.

   Полученные данные занести  в  таблицу  "Выявление преобладающих мотивов учения школьников" . Постарайтесь определить , под  влиянием каких факторов  они  возникли . Сделайте выводы  о  возможных педагогических воздействиях  на  учащихся   для  развития положительных мотивов учения .

Таблица . "Преобладающие мотивы учения  в  классе" .

Количество

Учебные  мотивы

учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Абсолютное

число

(%)

          

КАРТА-ПРОФИЛЬ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КЛИМАТА  ГРУППЫ

   Для  общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива студент-практикант может воспользоваться помещенной ниже картой -схемой . В  левой стороне листа описаны  те  качества коллектива , которые характеризуют благоприятный психологический климат , в  правой  -  качества коллектива  с  явно неблагоприятным климатом . Степень выраженности  тех  или  иных качеств можно определить  с  помощью семибальной шкалы , помещенной  в  центре листа  ( от  +3  до  -3) .

   В  предлагаемой вниманию читателя схеме следует прочесть сначала предложения слева, затем -  справа  и  после  этого знаком  (*) отметить  в  средней части листа  ту  оценку , которая наиболее соответствует истине . При  этом надо иметь  в  виду , что  оценки означают:  

+3 - свойство , указанное слева , проявляется  в  коллективе всегда ;

+2 - свойство проявляется  в  большинстве случаев ;

+1 - свойство проявляется достаточно часто ;

 0 -   ни  то ,  ни  противоположное свойство  (указанное справа)  не  проявляется достаточно  

      ясно  или  то  и  другое проявляются  в  одинаковой степени ;

-1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство  (указанное справа) ;

-2 - свойство проявляется  в  большинстве случаев ;

-3 - свойство проявляется всегда .

+

3

+

2

+

1

0

-

1

-

2

-

3

Преобладает бодрое  и

жизнерадостное настроение.

Преобладает подавленное настроение , пессимистический тон .

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии.

Преобладает конфликтность в отношениях  агрессивность,

антипатии .

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание .

Группировки конфликтуют

между собой .

Членам коллектива нравится быть вместе , участвовать

в совместных делах , вместе проводить свободное время.

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению , выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Преобладают одобрение и поддержка: упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Члены коллектива  с  уважением относятся  к  мнению друг друга .

В  коллективе каждый считает свое мнение главным  и  нетерпим  к  мнению товарищей .

Достижения или неудачи коллектива переживаются  всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится

Новички чувствуют себя  лишними,  чужими , к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен ,

полон энергии .

Коллектив пассивен ,

инертен

Коллектив быстро

откликается , если нужно

сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело,

каждый думает только о

собственных интересах .

В коллективе существует справедливое отношение ко

всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают  в их защиту.

Коллектив разделяется  на "привилегированных"  и "принебрегаемых",  здесь презрительно относятся  к  слабым , высмеивают  их .

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители .

К похвалам  и  поощрениям

коллектива здесь относятся

равнодушно

Обработка  результата:

Чтобы представить общую картину психологического климата, необходимо:

  1. Построить профиль, соединив все знаки. Профиль показывает по каким свойствам  психо-

логический климат в классе благоприятный ( высокая положительная оценка), а по каким

свойствам - негативный ( высокая отрицательная оценка).

   2. Суммировать общее количество баллов, отмеченных знаком. Оптимальный психологический  климат в классе  соответствует от 36 до 12 баллов по шкале.

Это указывает на высший уровень эмпатийного педагогического  общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности).

         В диапазоне от 12 до -12 баллов психологическая  атмосфера  в классе - нейтральная ( атмосфера безразличия) и , соответственно, уровень эмпатии  педагогического общения - средний.

         В диапазоне от -24 до -36 баллов психологическая атмосфера в классе  - негативная, т.е.

преобладают враждебность, несогласие, неудовлетворенность взаимоотношениями, равнодушие, непродуктивность учебной деятельности, эмоциональная холодность, отсутствие  сотрудничества, недоброжелательность, скука, неуспешность деятельности.

     Для большей объективности картины целесообразно, чтобы такую же оценку сделали и другие педагоги, работающие с этим классом ( не менее пяти  человек ), а также сами школьники.

ОЦЕНКИ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ  СИШОРА - ХАНИНА

Цель : Оценить уровень  сплоченности  классного коллектива.

Инструкция  для  школьников :

Внимательно  послушайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий Вашему мнению.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему  классу?

   1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

   2. Участвую  в большинстве видов деятельности (4).

   3. Участвую в одних  видах деятельности и   не участвую в других (3).

   4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

   5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).

   6. Не знаю,  затрудняюсь  ответить (1).

11.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

    1. Да, очень хотел бы перейти (1).

    2. Скорее бы  перешел. чем остался (2).

    3. Не вижу никакой разницы (3).

    4. Скорее всего,  остался бы в своем классе (4).

    5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

    6. Не знаю,  трудно ответить (1).

111.а)  Каковы взаимоотношения между  учениками  в Вашем классе на уроках?

    1.Лучше, чем в большинстве  классов (3).

    2. Примерно такие же, как  в большинстве  классов (2).

    3. Хуже, чем  в большинстве классов (1).

    4. Не знаю (1)

   б) На различных мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

    1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

    2. Лучше, чем в большинстве классов (3).

    3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

    4. не знаю (1).

    в) Вне школы:

    1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

    2. примерно такие же, как и  в других  классах (2)

    3.Хуже, чем в других классах (1).

    4. Не знаю (1).

1У. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

     1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     2. Примерно такие же, как в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других классах (1).

     4. Не знаю (1).

У. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

    1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

    2. Примерно такие же, как  в других классах (2).

    3. Хуже, чем в других классах (1).

    4. Не знаю (1).

    ОБРАБОТКА  РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, ука-

занные в скобках

    КЛЮЧ  К  МЕТОДИКЕ:

   Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ «ОТВЕРЖЕННОГО» УЧЕНИКА

 Цель исследования: выявление причин отвержения этого ученика одноклассниками

 

Методы исследования: проективная методика «Рисунок семьи»; личностный опросник А.Т.Джерсайлд (адаптированный вариант)

 Проективная методика «Рисунок семьи»

Данная методика обладает ценностью с точки зрения выбора путей коррекции нарушений межличностных отношений. Применяется особенно продуктивно в младшем школьном возрасте, но возможно ее применение и в среднем звене (до 7 класса включительно).

Алгоритм использования методики - см. ниже

Личностный опросник А.Т. Джерсайлд (адаптированный вариант)

 Для старшеклассников!

Данный опросник позволяет выявить такие качества личности, которые в жизни проявляются в виде более или менее стойких внутренних эмоциональных состояний. Эти эмоциональные состояния влияют на отношение человека к окружающим его людям.

 Инструкция: «Прочти внимательно каждое суждение. Они выражают собой то, в чем люди хотели бы разобраться, чтобы глубже понять самих себя. Отметь , выражает ли данное суждение чувство, которое присуще тебе, или вопрос, в котором ты хотел бы разобраться. Для этого используй предложенные ниже варианты ответов. В некоторых суждениях присутствуют темы, упоминаемые повторно. Не обращай на это внимания и отвечай так, как если бы ты с ними встретился впервые. Помни, что «правильных» и «неправильных» ответов на предложенные вопросы не существует».

 Утверждения

  1.  Мне нелегко видеть себя человеком, который постоянно нуждается в помощи со стороны в решении собственных проблем. Я думаю, что должен стараться решать личные проблемы без посторонней помощи.
  2.  Я постоянно сравниваю себя с другими людьми (одноклассниками, друзьями). Мне необходимо доказывать самому себе, что я выше их или, по крайней мере, не хуже их.
  3.  Я пока не знаю, какова цель моей жизни. Я недостаточно представляю себе, каким делом я буду заниматься в дальнейшей жизни, кем буду.
  4.  Мне трудно быть самим собой в отношениях с людьми, особенно с теми, кто занимает высокое положение. Я легко общаюсь только с теми, кто равен мне или занимает более низкое положение.
  5.  Я думаю, что борьба за место в жизни - стоящее дело. Однако лично для меня это кажется делом безнадежным.
  6.  Моя школьная жизнь проходит в такой атмосфере, которая мне безразлична и в которой все люди далеки от меня.
  7.  Хотя я пытаюсь общаться тактично с другими людьми, они часто не считаются с моими чувствами.
  8.  Я - счастливый человек. Этим я обязан своей судьбе и окружающим людям. Правда, иногда я беспокоюсь о том, не иссякнет ли мое счастье.
  9.  Я чувствую, что в жизни есть важные вещи, которые я уже упустил и никогда больше не получу независимо от моих усилий.
  10.  Я склонен загружать себя таким количеством дел и брать на себя столько обязанностей, что на самого себя мне уже не остается времени.
  11.  Мне кажется, что я перехожу от одного дела к другому, из одних отношений с людьми к другим, но нигде не нахожу того, что мне нужно.
  12.  Я испытываю потребность оказывать на людей впечатление более способного, более сильного, более независимого человека, чем я есть на самом деле. Мне кажется, что я не соответствую ожиданиям, которые мне предъявляют другие.
  13.  Одиночество - одно из чувств, которое часто охватывает меня.
  14.  Я чувствую, что хотя у меня когда-то было взаимопонимание с членами моей семьи, но я потерял его и, возможно больше не приобрету.
  15.  Вообще-то я знаю, что хорошо любить, наслаждаться, печалиться и испытывать другие глубокие человеческие чувства, но я не вижу, какие последствия это могло бы для меня иметь.
  16.  Когда я нахожусь дома и общаюсь с членами своей семьи, то чувствую, что мне чего-то не хватает. Когда я общаюсь с людьми за пределами моего дома, также ощущаю, что мне чего-то недостает. Вообще, мне кажется, что нигде я не чувствую себя полностью в своей тарелке.
  17.  Я чувствую себя слишком оторванным от других людей. Мне кажется, что между мной и другими всегда существует невидимый барьер.
  18.  Довольно часто я соглашаюсь исполнить чью-то просьбу, но впоследствии сожалею об этом или испытываю досаду по поводу того, что сказал «да».
  19.  Я никогда не жил в соответствии со своими идеалами и думаю, что мне это никогда не удастся
  20.  Мне часто приходится побуждать других к тому, что мне самому не кажется достаточно значимым.
  21.  Я считаю, что моя семья предъявляет мне повышенные требования, которые меня возмущают. Однако я не могу защищать себя, утверждать право на собственные желания и мысли.
  22.  Я чувствую, что мне необходимо всегда быть начеку и не допускать промахов, так как другие люди могут воспользоваться этим.
  23.  Иногда я чувствую, что жизнь настолько сложна и запутанна, что я сомневаюсь, смогу ли я найти свое место в ней.
  24.  Я был бы разочарован и даже ужаснулся, если бы мне действительно удалось понять себя.
  25.  Мне становится неловко, когда люди проявляют свои чувства - гнев, нежность, страх - открыто в присутствии других.
  26.  Иногда я теряю самообладание или испытываю чувства гнева, ярости, которые выводят меня из равновесия.
  27.  Есть вещи в жизни, от которых мне пришлось отказаться, и я полагаю, что уже поздно наверстывать упущенное.
  28.  Я часто злюсь и возмущаюсь, когда меня подгоняют, оказывают на меня давление, навязывают свое мнение, особенно если я не могу сопротивляться этому или проявлять свое недовольство.
  29.  То, что я делаю, и то, что происходит в моей жизни, не кажется мне достаточно значимым. Мне хотелось бы получать большее удовлетворение от прилагаемых усилий в учебе и личных делах, но не могу сказать, что я в действительности его получаю.
  30.  У меня нет никого, кому бы я мог доверить свои глубокие личные переживания, зная, что меня действительно выслушают и поймут.
  31.  Принимая решение, я часто спрашиваю себя, что на моем месте сделал бы кто-нибудь другой.
  32.  Независимо от того, где я нахожусь, меня не покидает чувство отрешенности от того, что происходит вокруг меня, и я не чувствую себя личностно включенным в это.

 Варианты ответов

  1.  Я думаю именно так. Это - одна из сфер, в которой я хотел бы лично разобраться.
  2.  Я думаю так, но данный вопрос считаю для себя не особенно важным, чтобы специально в нем разбираться.
  3.  Это не имеет отношения к моей жизни.
  4.  Мне трудно ответить на данный вопрос.

Ключ к опроснику

Ответы сгруппированы вокруг восьми состояний личности - одиночества, бессмысленности существования, свободы выбора, враждебного настроя, расхождения между реальным и идеальным «Я», свободы воли, безнадежности, чувства неприкаянности.

Каждому состоянию личности соответствует 4 суждения. Максимальная оценка степени выраженности того или иного состояния равна 8, а минимальная - 0 баллов. Эти оценки получаются таким образом. Если испытуемый выбирает первый вариант ответа, он получает 2 балла; если выбирает второй ответ - 1 балл; если третий - 0 баллов. Выбор четвертого ответа никак не оценивается в баллах. Затем для каждого состояния личности определяется сумма баллов, полученных испытуемым по четырем суждениям, связанным с данным состоянием личности. Она и представляет собой оценку данного состояния.

ОДИНОЧЕСТВО - 6, 13, 17, 30

БЕССМЫСЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ - 3, 10, 20, 29

СВОБОДА ВЫБОРА (отношение к авторитету) - 4, 18, 21, 31

ВРАЖДЕБНЫЙ НАСТРОЙ - 7, 22, 26, 28

РАСХОЖДЕНИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ И ИДЕАЛЬНЫМ «Я» - 2, 12, 19, 24

СВОБОДА ВОЛИ - 1, 8, 15, 25

БЕЗНАДЕЖНОСТЬ - 6, 10, 26, 31

ЧУВСТВО НЕПРИКАЯННОСТИ - 11, 14, 16, 32

Выводы об уровне развития

7-8 баллов - очень сильно выраженное состояние личности

5-6 баллов - сильно выраженное состояние личности

3-4 балла - умеренно выраженное состояние личности

0-2 балла - слабо выраженное состояние личности

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

Рекомендации по проведению методики

  1.  Психолог предлагает ребенку нарисовать рисунок только после установления контакта и проведения беседы.

Может случиться так, что ребенок вообще рисовать откажется. Причин этому может быть много: неудачный опты рисования на занятиях в детском саду и школе, в результате «художественного насилия» со стороны родителей  (когда ребенку диктуется: «рисуй больше», «рисуй это, а не то»). Отказ может быть в силу простого нежелания рисовать; он не привык рисовать карандашами, он не умеет рисовать людей (любит рисовать только деревья или машины, солнце или небо), он не знает, как рисовать то, о чем его просит малознакомый человек. Это может свидетельствовать об отсутствии доверия к психологу, или наличии психологических барьеров.

Рекомендуется ребенку задавать вопросы типа: «Любишь ли ты рисовать? А что ты больше всего любишь рисовать? Чем: красками, карандашами, фломастерами? А кто (или что) у тебя лучше всего получается?»  В случае, если на все вопросы психолог получает отрицательный ответ, следует самому взять в руки карандаши и порисовать вместе с ребенком. Можно предложить порисовать пальцами, можно вырезать вместе с ребенком из цветной бумаги соответствующее заданному сюжету и наклеивать на альбомный лист, можно «рисовать» пластилином, можно использовать для рисования капли краски, можно рисовать на компьютере и т.д.  Как правило, после успешного со-творения подопечный захочет через какое-то время взять в руки карандаши. И тогда-то (именно при наличии желания рисовать) рисунок ребенка будет для консультанта хорошим подспорьем в его работе.

  1.  В процессе диагностики психологу следует быть предельно осторожным по отношению к ребенку. Сначала (в ненавязчивой форме) следует выяснить, есть ли у ребенка семья. Необходимо избегать прямых вопросов. Лучше спросить, например, следующее: «Кто живет вместе с тобой?» или «С кем ты живешь?», «Что такое, по-твоему, семья?»
  2.  Только после предварительной беседы можно дать следующее задание: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью. Мне не важно, как ты рисуешь: хорошо или плохо. Просто мне очень хочется познакомиться с твоей семьей».
  3.  Время выполнения рисунка недолжно жестко регламентироваться, дабы не смущать ребенка (не торопить и не задерживать).

Для анализа подлинного психологического состояния  необходимо рассмотрение целой серии рисунков ребенка (причем созданных и дома, и в детском саду/школе, и на консультации у психолога).

Для адекватного выявления эмоционального состояния ребенка необходимо учитывать все то, что предшествовало моменту рисования. Учет всех обстоятельств (ссора с мамой накануне, плохое настроение, длительная болезнь, разлука с отцом, поломанная братом игрушка, пасмурная погода и т.п.) позволит представить истинное отношение ребенка к рисуемому объекту.

Негативные переживания ребенка (7-8 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей); откладывание выполнения задания во времени (начало рисования с различных объектов).

Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отверженности связано появление в рисунке туч (дождя) и солнца. Эти характеристики отражают чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности.

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»

  1.  Процедура исследования

Экспериментальный материал: лист белой бумаги, набор цветных карандашей, ластик.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».Ни в коем случае нельзя объяснять, что значит слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования.

Время исполнения не ограничивается.

В протоколе необходимо отмечать: 1) последовательность рисования; 2) паузы более 15 сек; 3) стирание деталей; 4)спонтанный комментарий ребенка; 5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

Далее нужно получить максимум информации вербальным путем, задавая ребенку следующие вопросы:

  1.  Скажи, кто тут нарисован?
  2.  Где они находятся?
  3.  Что они делают? Кто это придумал?
  4.  Им весело или скучно? Почему?
  5.  Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  6.  Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе.

При опросе следует выяснить смысл нарисованного ребенком: чувство к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал какого-либо члена семьи (если так произошло) и что значат для ребенка отдельные детали рисунка (птицы, зверушки и т.п.) При этом по возможности нужно избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.)

После опроса ребенку предлагаются для разрешения следующие ситуации. Три из них выявляют негативное отношение к кому-то из членов семьи, а три другие - позитивное.

  1.  Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал с собой?
  2.  Твоя семья идет в гости. Один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  3.  Ты строишь из конструктора дом, у тебя не получается. Кого позовешь на помощь?
  4.  Ты имеешь ... билетов в театр. Одному из членов твоей семьи билета не хватит. Кто останется дома?
  5.  Ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  6.  Ты получил игру «Лото». Вся семья села играть. Но один игрок лишний. Кто не будет играть?

  1.  Интерпретация рисунка семьи

Для интерпретации важно знать: 1) возраст ребенка; 2) состав семьи, 3) возраст братьев и сестер; 4) поведение ребенка в школе.

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это означает: а) полное отсутствие эмоционального контакта с этим человеком; б) присутствие бессознательных негативных чувств к этому человеку. Ответы на вопросы - почему не нарисованы те или иные члены семьи - бывают, как правило, защитными («Не нарисовал, так как не осталось места»). Но иногда на указанный вопрос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции («Не хотел - он дерется», «Не хочу, чтобы он жил с нами»).

Как только ребенок закончил рисовать, его нужно спросить: «Кто есть на рисунке?», так как вместо реальных членов семьи может быть изображен вымышленный персонаж (Дед Мороз, фея, Чебурашка, маленькие звери, птицы). Необходимо уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто рисуются братья и сестры, чье влияние ребенок стремится уменьшить. (Например, девочка трех лет нарисовала себя и зайчика. Она объясняет: «Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не умеет ходить». На вопрос - кого же зайчик напоминает? - девочка ответила, что сестренку, которой один год и она не умеет ходить, то есть в рисунке девочка обесценивает свою сестру, осуществляет против нее символическую агрессию). Случается, что вместо реальной семьи ребенок рисует семьи зверят. (Например, мальчик семи лет, ощущающий отвержение, фрустрацию потребности в близких эмоциональных контактах, в рисунке изобразил только маму и папу, рядом семейство зайцев, которые по составу идентичны семье, то есть в рисунке ребенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем самым выразил сильное стремление к теплым эмоциональным контактам, ощущению общности - изобразил близкий контакт семейства зверушек).

Рисунок, где ребенок не изображает себя или вместо семьи изображает себя. В обоих случаях ребенок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии общности. Отсутствие в рисунке «Я» более характерно для детей, чувствующих отверженность, неприятие. Если на рисунке ребенок изобразил лишь самого себя с большим количеством деталей тела, большая величина фигуры - это эгоцентричность, истероидные черты характера.; если же рисунок маленького размера, схематичный, если в нем цветовой гаммой создан негативный фон, это может свидетельствовать о чувстве отверженности, покинутости.

Увеличение состава семьи связано с неудовлетворенными психическими потребностями в семье. Если дополнительно к родителям (или вместо них) ребенок рисует не связанных с семьей взрослых, это указывает на потребность ребенка в человеке, способном удовлетворить нужду ребенка в близких эмоциональных контактах либо на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.

Взаимное расположение членов семьи указывает на психологические особенности взаимоотношений в семье: а) сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками - индикатор психологического благополучия, признак тесного психологического контакта; б) близкое расположение членов - попытка ребенка объединить, сплотить семью; в) если ребенок отдельно рисует себя - чувство невключенности, отчужденности; г) отделение другого члена семьи - негативное отношение ребенка к нему, малая его значимость для ребенка; д) необходимо внимательно рассмотреть, кто на листе расположен выше, кто ниже: высоко расположен тот, кто пользуется авторитетом, чья власть в семье занимает особое место; низко расположен тот, чья власть минимальна; е) если персонажи на рисунке расположены в один ряд, надо мысленно провести горизонтальную линию по самой нижней точке ног: кто стоит на этой линии, то, с точки зрения ребенка, самостоятельный человек, кто висит - несамостоятельный; ж) расстояние между персонажами (линейная дистанция) однозначно связано с дистанцией психологической.

Количество используемых в рисунке цветов. Хорошее эмоциональное отношение отражается большим количеством частей тела, использованием разнообразных цветов; негативное отношение выражается в схематичном рисунке, неоконченности его графической презентации

Размер рисунка. 1) Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности. Если же ребенок нарисовал большим себя, это может быть свидетельством эгоцентричности ребенка либо наличия Эдипова комплекса, когда ребенок приравнивает себя к родителю противоположного пола, исключая или уменьшая «конкурента». 2) Значительно меньше по сравнению с другими членами семьи себя рисуют дети, которые чувствуют свою незначительность, ненужность, а также и те, кто нуждается в опеке, заботе со стороны родителей. 3) Большие, через весь лист, фигуры рисуют дети импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию; 4) Очень маленькие фигуры говорят о тревожности, об отсутствии чувства безопасности.

Четкость изображаемых линий. Тот предмет, который вызывает у ребенка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом на карандаш, либо обведен несколько раз, либо изображен тонкой, едва заметной линией.

Изображение головы. Самым умным членом семьи, по мнению ребенка, является тот человек, который изображен с большой головой. Голова - центр локализации «Я». Лицо - самая важная часть тела в процессе общения. Если дети в рисунке пропускают глаза и рот, а также и другие части лица, это указывает на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если не рисуют голову, штрихуют лицо, это связано с конфликтным, враждебным отношением к данному человеку.

Изображение глаз. С точки зрения ребенка, они даны, чтобы плакать. Персонажи с большими, расширенными глазами - это тревожные, беспокойные личности, их надо спасать. Если глазки - точечки или щелочки, то это запрет на плач, боязнь попросить о помощи.

Изображение ушей. Уши - это орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Если у персонажа большие уши, то он должен слушаться окружающих. Если нет ушей, то этот человек может игнорировать то, что о нем говорят.

Изображение рта. С позиции детей, рот нужен человеку для того, чтобы есть, говорить, а еще для того, чтобы выражать агрессию - кричать, ругаться. Рот - орган нападения. Если рот очень большой да к тому же еще и заштрихованный, то ребенок боится агрессии именно этого человека. Если рот черточкой или отсутствует, то этот член семьи вообще не имеет права высказывать сове мнение.

Изображение шеи. Если шея на рисунке длинная и тонкая, это конфликт между разумом и чувствами; если короткая и толстая - этот человек ни при каких обстоятельствах не даст сбить себя с толку какими-то глупыми эмоциями.

Изображение рук. Руки являются основными средствами, показывающими на мир, средствами физического контроля поведения других людей. Если руки вообще есть, то это показатель взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир.Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, значит, у него имеются какие-то агрессивные желания. Иногда такие рисунки делают дети внешне спокойные, покладистые. Можно предположить, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое изображение себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, на желание быть сильным, властвовать над другими (тогда он может дополнительно нарисовать широкие плечи - символ мужественности и силы). Иногда ребенок рисует всех членов семьи с пропорциональными руками, но себя изображает с руками чересчур маленькими, то это может быть связано с чувством бессилия, незначительности его в семье. У некоторых членов семьи рисуются длинные руки, большие пальцы - это указывает на агрессивность этого члена семьи; сели же член семьи изображается совсем без рук, это говорит о стремлении ребенка символическими средствами ограничить его агрессивность, активность.

Количество пальцев на руках. 1) Если пальцев на руках больше пяти, то ребенок или персонаж чувствует себя более сильным, могущественным (если на левой руке, то в сфере семейных отношений, если на правой - за пределами семьи); 2) Если пальцев меньше, чем пять, то ребенок или персонаж ощущает себя более слабым, чем окружающие.

Изображение неодушевленных предметов. Это показатель привязанности кого-то к этому предмету. Это отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с окружающими.

Изображение солнца или любого другого источника света является символом защиты какого-то высшего авторитета.

Изображение большого количества мелких деталей предметов - свидетельство фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе.

Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость этой деятельности для членов семьи.

Обилие мягкой мебели и находящиеся на ней взрослые означает, что ценность для них - это отдых и расслабление. Для ребенка это показатель того, что родители от него устали.

Изображение большого количества закрытых шкафов, иногда даже с замочными скважинами - показатель того, что в семье есть тайны, к которым ребенок не допущен.

  1.  Анализ процесса рисования.

Здесь следует обратить внимание на: а) последовательность рисования; б) последовательность изображения деталей; в) стирание; г) возвращение к уже нарисованным объектам; д) паузы.

Первым изображают значимого, эмоционально близкого человека. (Если последней рисуется мать, это говорит о негативном отношении к ней!)

Если ребенок рисует различные посторонние объекты - мебель, солнце и т.д и лишь затем людей, то таким образом выражается защитная реакция (так ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени). Это свидетельствует о неблагоприятном положении в семье.

Паузы перед рисованием связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением диссонанса мотивов. На бессознательном уровне ребенок решает, рисовать ему или нет связанного с негативными эмоциями человека или деталь.

Если стирание и перерисовывание не привели к улучшению изображения персонажа, можно судить о конфликтном отношении ребенка к этому человеку.

 




1. ВСТУП3 АНАЛІЗ ЗАВДАННЯ
2. Омск дом 000 34544 31338 Повар поварблинопёк ООО ВЕГА ПЛЮС
3. тематична статистика Автореферат дисертації на здобуття наукового ступеня ка
4. тема BSC активно внедряется на зарубежных предприятиях особенно в США а также приобретает все большую популя
5. 20р
6. Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики
7. РЖД 2.1 Краткая организационноэкономическая характеристика Читинской автобазы 2
8. . СТАНДАРТИ ЩО РЕГЛАМЕНТУЮТЬ РОБОТУ КОРИСТУВАЧІВ ПК І ВДТ [3] 2
9. Выращивание томата в условиях весенних теплиц
10. Позитивное намерение
11. Образование и наука конца 19 начала 20 века
12. Переписка Карпова с Максимом Греком и иноком Филофеем
13. 492 Мф С Влг Кгд Учебный год 2013-2014 Специальность
14. Выразительные возможности грамматических категори
15. Открытое первенство ЦСКА ~ Кубок двукратной олимпийской чемпионки Светланы Мастерковой 1
16. Добір спиць та матеріалів для виробу технологія вязання пінеток
17. зимние туристы
18. ЮЭсЭй тудэй ~ 6 февраля 2008 Трилогия ангелов покорила Америку Невероятная история любви молодой же
19. Налоговая система государства, налоги и их виды
20. Реферат- Резервные требования как инструмент регулирования экономических процессов