Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
А.Г. Грецов
РГПУ им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Большая физическая нагрузка в психологических тренингах, как правило, не применяется, поскольку тренировка опорно-двигательного аппарата не является приоритетной целью таких занятий. Подвижные игры, используемые в психологических тренингах, должны допускать возможность их проведения в обычных помещениях, а не только в спортивном зале. Ведь тренинги проводятся, как правило, в учебных аудиториях, где есть возможность освободить место для игры, сдвинув в сторону парты. При выборе игр следует учитывать и то, что участники тренинга обычно не переодеваются в спортивную форму, а просто приходят в удобной для движений легкой одежде. По окончании каждой игры предусматривается время на ее обсуждение, обмен участников личным опытом, который принесла игра.
Подвижные игры широко используются в психологических тренингах с подростками и со студентами, чередуясь с такими видами работы, как ролевые игры, групповые дискуссии, рисуночные задания и др. Они уместны и при использовании активных методов социально-психологического обучения в ВУЗе (например, в блоке психолого-педагогических дисциплин), где позволяют активизировать студентов, создать у них положительный эмоциональный настрой и повысить учебную мотивацию, продемонстрировать некоторые психологические феномены. Так, мы используем подвижные игры при проведении практических занятий по курсам «Психология общения», «Педагогическая психология», «Дидактика высшей школы». Большинство из этих игр можно применять с незначительными модификациями и в группах, включающих участников с ограниченными физическими возможностями.
Приведем в качестве примеров описания нескольких подвижных игр, применимых в психологических тренингах и при использовании активных социально-психологических методов обучения старшеклассников и студентов. Эти игры лучше всего проводить в группах, включающих 12-18 участников. При большем количестве занимающихся для выполнения подобных упражнений целесообразно делить группу на 2-3 подгруппы, которые либо работают параллельно, либо выступают поочередно в роли активных участников и наблюдателей.
Знакомство:
Представление с перекидыванием мяча. Участник, у которого в руках мяч, говорит свое имя и (или) какой-нибудь факт о себе: например, свои увлечения. Потом он бросает мяч любому другому участнику, который еще не представлялся, тот в свою очередь представляется, опять перебрасывает мяч другому участнику и т.д., пока мяч не побывает в руках у каждого. После этого мяч опять перекидывается между участниками в том же порядке, как и при представлении, и каждый участник по памяти повторяет фразу того человека, которому он кидает мяч. Игра может проводиться на скорость.
Активизация эмоций, разминка:
«Снежки». Участники делятся на две команды. На полу проводится линия, делящая помещение пополам, каждая команда располагается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжительность тура 1 минута, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков». Имеет смысл провести 2-3 тура игры. Дополнительное правило: одновременно держать в руках больше четырех «снежков» запрещается (иначе участники начнут прибегать к уловке: собирать много «снежков» в руках и перекидывать их на противоположную сторону в последнюю секунду игры).
Дракон ловит свой хвост. Участники встают в колонну по одному, крепко держась за пояс стоящих впереди. Колонна изображает дракона. Его «голова» (начало колонны) пытается схватить «хвост», который уворачивается от нее. Игра повторяется 2-3 раза, при этом меняется порядок построения участников. Игру нельзя проводить в тесном пространстве, т.к. «дракон» движется очень активно и по непредсказуемой траектории.
Координация совместных действий:
Удерживание карандашей. Группа встает в круг таким образом, чтобы расстояние между соседними участниками было примерно полметра. Между указательными пальцами соседних участников зажимается карандаш или авторучка, закрытая колпачком (см. рис). Группа, удерживая таким образом карандаши, последовательно выполняет команды ведущего:
Руки вверх. Руки вперед. Наклон вперед. Выпрямились. Руки вниз. Руки вперед. Шаг назад. Присели. Встали. Руки согнуть в стороны. Прыжок на месте.
Набор команд может быть и другим, это зависит от уровня подготовленности группы. Сначала команды подаются неспешно, потом их темп увеличивается.
Групповое завязывание каната. Группа делится на две команды, равные по числу участников. Каждая из команд выстраивается в колонну таким образом, чтобы направляющие колонн стояли лицом друг к другу на расстоянии около 1,5 м. Каждый участник держит в руке тонкий канат или прочную веревку, протянутый вдоль обеих колонн (длина каната для группы из 12 участников 5-6 метров). Дается задание не отрывая рук от каната, завязать узел на его промежутке между двумя направляющими колонн. Техника выполнения задания участникам не объясняется, они сами должны найти способ завязывания узла. В среднем, группе студентов на это требуется 4-6 минут.
Связывание группы. Группа стоит в колонну по одному, в левой руке у каждого протянутый вдоль группы тонкий канат. Участникам дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в «рулет», после чего ведущий обвязывает группу оставшимся концом каната на уровне пояса. В таком состоянии группу просят перемещаться по помещению по траектории, задаваемой ведущим. Иногда дается дополнительное задание: в процессе перемещения каждый из участников говорит три интересных факта про себя, а после завершения упражнения другие участники вспоминают эти факты. Ведущему следует внимательно следить за траекторией движения группы, чтобы избежать столкновения участников с неподвижными предметами. Время выполнения: 2-3 минуты.
Развитие наблюдательности:
Перебежчики и охранники. Участники делятся на две равные команды. Члены команды №1 рассаживаются на стулья в свободный круг лицом к центру (расстояния между соседними стульями не меньше 0,5 м), а члены команды №2 встают за спинкой каждого из стульев. Сидящие на стульях «перебежчики», их задача договорившись с любым партнером путем взглядов, жестов, мимики и т.п., поменяться местами. За их спинами стоят «охранники», их задача проследив эти попытки, не дать «совершить побег». Когда «охранник» замечает что-то подозрительное, он кладет руки на плечи своему подопечному (не больше, чем на 3 секунды), и тот перемещаться в этот момент не имеет права. Если же он успел встать с места удерживать его силой запрещается. Если один из «перебежчиков» успел встать, а другой был задержан «побег» не состоялся, первый участник должен вернуться на свое место. Игра продолжается 2-3 минуты, потом команды меняются ролями.
Повторение движений. Участники встают в круг, водящий выходит за дверь. Из оставшихся участников выбирается один «законодатель моды», который будет придумывать и выполнять какие-либо несложные физические упражнения, а все остальные повторять за ним. Каждые 10-15 секунд он меняет выполняемые движения, остальные, заметив это, тоже начинают копировать новые движения. Когда «законодатель моды» выбран и началось выполнение первого упражнения, водящего зовут назад в помещение, его задача путем наблюдения установить, за кем именно участники повторяют движения.
Формирование доверия:
Скалолаз и коряги. Группа выстраивается в одну плотную шеренгу, которая изображает «скалу» с неровностями и «корягами» выступающими вперед руками и ногами. Каждый участник последовательно проходит вдоль этой «скалы». Игра проходит наиболее интересно, если «скала» располагается на краю небольшого возвышения (например, на двух-трех составленных вплотную гимнастических скамейках). В таком случае, ведущему следует предусмотреть страховку участников. Игру можно проводить и на ровной поверхности, тогда линия, по которой стоит шеренга, символизирует обрыв, и наступать за нее нельзя.
Восковая свечка (круг доверия). Семь-девять участников встают в плотный круг, доброволец выходит в центр, закрывает глаза и расслабляется, изображая гибкую «восковую свечку». Окружающие мягко раскачивают его ладонями, не давая выпасть за пределы круга. Время выполнения: 1-2 минуты на человека. Игра проходит более динамично под музыкальное сопровождение.
Описание еще ряда подвижных игр, применимых в условиях психологического тренинга со старшеклассниками и студентами, можно найти в литературе:
Литература
Адаптивная физическая культура, № 1-2004. СПб.,
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2004. с. 32-33.
А.Г. Грецов