Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
[1] Макс Вебер
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7] [7.1] Литература |
Макс Вебер (18641920) немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Один из крупнейших социологов конца XIX начала XX века.
Макс Вебер мыслитель эпохи перемен, и в этом смысле он наш современник. Вебер был свидетелем и участником многих исторических событий, последствия которых становятся очевидными только теперь. Многие поставленные Вебером вопросы актуальны по сей день. В частности, вопросы о том, как возможно «свободное от ценностей, объективное социальное знание, как возможна сегодня философия истории, возможна ли модель общества, построенная из конструктивных элементов социологии Вебера, и, если возможна, то каковы ее границы и перспективы»1 и т.д.
Политическая сфера жизни и политические науки оперируют категориями, которые заложены Вебером, но содержание которых нуждается в пояснении. Такова, например, категория «легитимность». Кроме того, надо учесть, что содержание категорий изменилось по сравнению с его временем. На уровне современной науки и в условиях новой социальной реальности мы сегодня вновь делаем попытки понять эти сложные категории, поставленные проблемы и решения.
Макс Вебер родился в 1864 в Эрфурте (Германия). Работал профессором в университетах Берлина, Фрейбурга, Гейдельберга, Мюнхена. Диапазон интересов и научной деятельности ученого был необычайно широк: история Древнего мира и исследование положения ост-эльбских крестьян в Германии конца XIX века, социология религии и методология общественных наук, экономика и юриспруденция, философия и этика.
Условно можно выделить три периода в творчестве философа.
«Первый период (до 1898) до творческого перелома, связанного с расстройством здоровья. Заболевание началось в 1898 году, и на протяжении четырех лет он не мог приступить к творческой работе. Именно в эти годы Вебер переосмысливает истоки и мотивы человеческой деятельности».2
Вебер очень быстро сделал свою профессиональную карьеру в качестве историка хозяйства и права. Существовала исторически сложившаяся школа как права, так и хозяйства, и Вебер придерживался этой школы. Однако он критически подходил к тенденции объединения науки, искусства и этики, считая, что наука имеет не ценностный характер. Для первого периода творчества М. Вебера характерен интерес к науке: современный и античный капитализм, открытие торгового общества в Средневековье, правовое разделение между личным имуществом и владением средств производства. Последнее М. Вебер считает важным для возникновения современного капитализма.
Второй период (19031910). После болезни, в 1902 году он начинает интересоваться методологическими вопросами. Безусловно, его личный кризис повлиял на его создание теории капитализма. М. Вебер придерживался точки зрения, что этика, которую он реализовывал в своей жизни, не могла быть истолкована материалистически. Люди в своей жизни следуют не только своим эгоистическим интересам. С точки зрения эгоиста бессмысленно накапливать капитал ради капитала, делать карьеру ради карьеры, существуют силы, необъяснимые материалистически.
«С другой стороны, возникла необходимость защитить логику исторического подхода, которую он разрабатывал долгое время. В начале ХХ века бурно стали развиваться такие философские течения, как позитивизм и материализм. В это время для Вебера характерны попытки сформировать идеи по ту сторону материализма и идеализма. Понять человека, действующего не только под эгидой эгоизма, но и как человека, способного к действию ради действия.
По свидетельству жены философа, Макс Вебер делает в эти годы чрезвычайное открытие: оказывается, специфический вид рационализма пронизывает экономику и политику, определяет отношения человека к природе, отношения между людьми, причем господство рационализма растет вместе с развитием техники и науки. В 1910 году Макс Вебер обосновал рационализм науки и искусства, опираясь на развитие ценностей западного общества».3
Третий период (19101920). Макс Вебер занимался разработкой рациональных основ религии, пытался проанализировать все формы религии и те способы действия людей, которые они порождают. Что является особенностью профессиональной этики? Как она возникла? Как ее можно объяснить? Эти и подобные им вопросы волнуют М. Вебера в этот период его жизни.
По мнению ряда исследователей трудов Вебера, одной из основных его работ считается «Протестантская этика и дух капитализма», в которой Вебер сделал «сравнительный анализ наиболее значимых религий и рассмотрел взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений».4 Впервые работа была опубликована в 1905 году в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма. Другие основной работой Вебера считают «Хозяйство и общество». Данная работа представляет собой один проект, осуществленный в двух вариантах.
Первый вариант написан в 19101014 годах, другой в 19191920 годах. Обе части остались незавершенными автором, они представляют собой набросок будущей книги. Первая часть посвящена особенностям западного развития капитализма, вторая историческим вопросам. При этом социализм, понимаемый как рациональный, считается составной частью западного развития. Рациональный капитализм и рациональный социализм являются двумя альтернативами, в которых развивалось общество.
Ядром философского наследия М. Вебера считаются работы, связанные с хозяйственной этикой и социологией религии. По мнению самого философа, социология занимается пониманием конкретных исторических событий, действительности, она должна устанавливать общие правила, но это не цель, а средство, ибо идеал естественных наук отвергается как неприемлемый.
Из наиболее важных последних работ Вебера следует отметить его доклады «Политика как призвание и профессия» (1919) и «Наука как призвание и профессия» (1920). В них нашли отражение умонастроения Вебера после войны, его недовольства политикой Германии в Веймарский период.
«Вебер внес существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, то есть смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят свое отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры».5
В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя ее к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии это поведение, действие и социальное действие. Поведение наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.
«Вебер выделяет четыре типа социального действия:
целерациональное когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
ценностно-рациональное определяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха;
аффективное определяется эмоциями;
традиционное определяется традицией или привычкой.
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип, по Веберу, фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причем идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме.
Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором речь идет о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте».6
В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость. В данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. Речь прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».
Эти теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеально-типические организации экономического поведения: традиционную и целе-рациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определенных типов социальных отношений и определенных форм социального порядка.
Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: «идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причем такое развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить особенности современного капитализма, связав их с социологией религии, в частности протестантизма.
Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни.
В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):
рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
харизматический, основанный на веру в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.
В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своем анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей».7
Несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала, как того потребовала от Макса Вебера его идея универсально-исторической социологии, в которой сконцентрировались в конце концов теоретические искания этого крупнейшего социального мыслителя, основным и наиболее четко очерченным предметом веберовских исследований оставался капитализм.
Капитализм Вебер считал наивысшей стадией развития современного общества, как рациональность в наиболее конкретизированном виде. «Здесь капитализм выступает как «идея капиталистической культуры», то есть культуры, где господствуют только интересы реализации частных капиталов. Основными факторами генезиса капитализма, по Веберу, являются не материальные, а духовные явления, из которых главное протестантская религия, проповедующая неустанный труд, аскетическое поведение, благоразумие. «Аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с помощью какой-либо профессии». Лишь аскетический протестантизм, по мнению Вебера, создал религиозные мотивы именно в сфере мирской профессии, так как ищет религиозного спасения в рационализированном осуществлении своего призвания. Все это в совокупности ведет к накоплению капитала, развитию торговли и предпринимательской деятельности, основанной на доверии и честности.
Наиболее полное развитие этот тезис получил в работе Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», где автор ставит проблему происхождения западной цивилизации и современного капитализма как одной из ее сторон. Современный западный капитализм характеризуется специфическими чертами, отличающими его от капитализма, который, по мнению Вебера, существовал во все времена и во всех странах и ничего общего не имел с той специфической организацией труда и рациональной системой учета, которые возникли на Западе. «Социальная этика капиталистической культуры, отмечает Вебер, это представление о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый должен ощущать и ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности», понимаемой как призвание, как личный призыв Бога.
И как отмечает С.Н. Булгаков, на которого «Протестантская этика» оказала большое влияние, «высшее благо для капиталистической этики состоит в увеличении богатства, рассматриваемого как самоцель. Своеобразная идея капиталистической этики о профессиональном долге перед имуществом и устанавливает этот особый капиталистический дух, без которого был бы невозможен современный капитализм. Его происхождение поэтому связано не только с рядом объективных и отчасти технических перемен, но и с новым направлением творческой инициативы, личной энергии».
В дальнейшем, считает Вебер, победивший капитализм отбрасывает религиозные идеи, служившие ему опорой на стадии становления, сформировавшие «капиталистический дух», явившийся решающим фактором в развитии капиталистической цивилизации Запада. Этот капиталистический дух Вебер считает более существенным, чем накопление капитала или собственность на средства производства. Возникновение под влиянием религиозных идей специфического отношения к труду как к призванию и долгу было той основой, на которой сложилась систематизация и рационализация жизненного поведения, как одна из главных предпосылок современной западной цивилизации. Современная западная цивилизация, по мнению Вебера, характеризуется полной зависимостью всей жизни, всех ее политических, технических и экономических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников, подчинения всего человеческого существования технически, коммерчески и юридически образованным чиновникам, бюрократии, которые являются носителями основных повседневных функций социальной жизни. «Достигший господства в современной хозяйственной жизни капитализм посредством экономического отбора, заключающегося в победе одного вида социального поведения и отношений над другим, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов рабочих и предпринимателей», формирует современного «человека, подчиненного организации».
Из всего сказанного выше можно выделить основные признаки современного капиталистического общества, предложенные Максом Вебером: рациональная капиталистическая организация свободного труда (так называемая коммерциализация) в форме предприятия; калькуляция и математизация жизни, что ведет к повышению роли науки и техники; рациональная структура права и управления, юридически и формально закрепленная с помощью специально обученных кадров; повышение компетенции и профессионализма, расширение обязанностей и объема власти, иерархия, что ведет к появлению бюрократического механизма; предрасположенность людей к определенным видам практического рационального жизненного поведения, определяемого этическими представлениями о долге».8
Таким образом, заведомо недостаточно ограничивать Вебера только сферой науки, но было бы преувеличением «возводить его идеи в ранг «универсальной парадигмы мировой культуры» и превращать в культовую фигуру, тем более, что сегодня в отечественной науке такая опасность налицо. Без сомнения Вебер изменил понимание предмета и научного инструментария социальной науки, ее структуры вплоть до того, что почти все современные социологи от него зависят как в методологии, так и в онтологии».9
Роль Макса Вебера в разработке теоретико-познавательной и методологической проблематики социально-исторического знания общепризнанна, хотя и здесь поле возможных интерпретаций его теоретического наследия далеко не исчерпано. Что же касается выявления его позиций в отношении философии истории, понятой как философская теория реального исторического процесса, как «онтология истории», то сама правомерность постановки такого вопроса с учетом его общей «антиметафизической» позиции может представиться проблематичной.
«Плодотворность воздействия идей М. Вебера на последующую социологическую и социально-философскую мысль во многом порождена «переходностью», «пограничностью» его теоретических позиций. Под «пограничностью» подразумевается не то, что находится «между», а то, что присутствует «там» и «там», явным образом демонстрируя существо поворота веков, связь времен. Его наследие соединяет элементы «исторической» и «аналитической» социологии, методологии «объективизма» и «конструктивизма», классических и неклассических философских установок».10
Основные сочинения:
1 Макс Вебер, прочитанный сегодня // под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: СПбГУ.- 1997.- С 3. (Домашняя библиотека).
2 Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера. М., 2007. С. 24. (РНБ)
3 Вебер М. Жизнь и творчество Макса Вебера. М., 2007. С. 35. (РНБ)
4 Кравченко Е. И. Макс Вебер. М., 2002. С. 65. (РНБ)
5 Кравченко Е. И. Макс Вебер. М., 2002. С. 69. (РНБ)
6 Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 43. (РНБ)
7 Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991. С. 52-53. (РНБ)
8 Володина Л.В. Культурное пространство философии Макса Вебера // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.186-188// http://anthropology.ru/ru/texts/volodina/virtual_66.html
9 Макс Вебер, прочитанный сегодня // под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: СПбГУ.- 1997.- С 3. (Домашняя библиотека).
10 Макс Вебер, прочитанный сегодня // под ред. Р.П. Шпаковой. СПб.: СПбГУ.- 1997.- С 168. (Домашняя библиотека).
16