Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос 1.Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Философия является способом духовной деятельности людей. Мировоззрение совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Исторические типы мировоззрения: 1.обыденное; 2.мифологическое представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества; 3.религиозное это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю.; 3.философское это прежде всего теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего самого себя и то, с чем ему приходиться взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.; 4.научное - это форма человеческой деятельности результатом, которой являются факты, гипотезы, законы и методы исследований. Вопрос 2.Основные разделы и функции философии. Основные разделы философии: 1.онтология (учение о бытии); 2.гносеология (учение о познании); 3.человек; 4.общество. Функции философии: 1.Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром; 2.Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности; 3.Мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира; 4.Гносеологическая одна из основополагающих функций философии имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания); 5.Роль критической подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия; 6.Аксиологическая философии (в переводе с греческого axios ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.; 7.Социальная объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества; 8.Воспитательно-гуманитарная философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни; 9.Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Вопрос 3.Основные направления в философии и критерии их выделения. Основные направления в философии и критерии их выделения: 1.материализм (признание первичность бытия, природы и вторичность сознания, идеального); 2.идеализм (признание первичность мышления, духа и вторичность, производность материального); 3.гносеологический оптимизм (утвердительный ответ, предполагающий, что мир познаваем); 4.агностицизм (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира). Вопрос 4.Философия Древнего Востока (Индия, Китай). Философия Древнего Востока: 1.Индия имеет два направления (ортодоксальная, неортодоксальные); 2.Древне Китайская философия была более рационально практической: конфуцианство, даосизм, лигизм. Они ориентировали философские школы общества, научные, идеальные его устройства. Были основой образования, просвещения высших слоев народов, членов, т.е.благородных людей. Вопрос 5.Философия Античности (досократовская филос., классический период, филос.эпохи эллинизма). Философия Античности: 1.досократовская философия (философское движение в период жизни Сократа представляет действительно знаменательный рубеж в развитии античного философского мышления, который, однако, нельзя связывать исключительно с личностью Сократа); 2.классический период (он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля. Этот период является также вершиной развития греческой рабовладельческой демократии Культурная, научная и политическая жизнь сосредоточена, в частности, в Афинах); 3.философия эпохи эллинизма (в отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. Многие из них возникли под влиянием философии Платона и Аристотеля, но прежде всего они детерминированы изменением общественной ситуации в античном мире). Вопрос 6.Основные проблемы и этапы развития Средневековой философии.Основные проблемы развития Средневековой философии: 1.философия и теология; 2.вера и разум; 3.двойственность истины; 4.проблема универсалий. Этапы развития: 1.этап патристики (II-VIII вв., конец этападеятельность Боэцияпервого схоласта); 2.схоластики (IX-XIV вв. Боэций, Эриуген, П.Абеяр); 3.расцвет схоластики(13 векБэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский). Вопрос 7.Основные философские идеи эпохи Возрождения. Основные философские идеи эпохи Возрождения. Развивается идея об абсолютной духовной свободе человека, его неограниченных возможностях по отношению к самому себе, познанию, творчеству, миру. Светская жизнь насыщается идеями романтического гуманизма. Осуществляются социальные действия по реформации христианского вероучения. Выдающиеся открытия ученых воздействовали на общественное сознание, превращали научное знание в практическую силу человека. Вопрос 8.Проблема научного познания в философии Нового Времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Проблема научного познания в философии Нового Времени: 1.первым среди европейских мыслителей Нового времени, кто усомнился в господствующих многие века схоластических воззрениях аристотелизма, был английский философ Ф.Бэкон (1561-1626). Он признавал существование Бога и разумной души, однако полагал, что это компетенция теологии. Бэкон настаивал на двойственности истины. Главную цель в философии Бэкон видел в познании природы и подчинении ее власти человека. Этому препятствуют ошибочные догмы схоластического сознания, увлеченного абстрактной логикой силлогизма, отвлекающей человека от познания живой действительности; 2.Р.Декарт (1569-1650) один из выдающихся творцов новой науки. Созданная им аналитическая геометрия, послужившая поворотным пунктом в развитии математики, и его вклад в развитие механики и оптики, исследования в области физиологии по праву включает Декарта в число великих преобразователей естествознания XVII в. Декарт не усматривал в телах природы ничего кроме механических величин, фигуры, движения их частиц. Вопрос 9.Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). Немецкая классическая философия: 1.И.Кант (1724-1804), назвал свою философию «критической», или «трансцендентальным идеализмом». В своей теории познания Кант исходит из принципа априоризма, т.е. признания того, что у человека до всякого познания и независимо от познания существуют определенные формы знания. Они не имеют сверхъестественного, божественного происхождения и не являются «врожденными», это просто некая данность, которая фактически существует; 2.Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель всеобъемлющей системы объективного идеализма и теории диалектики. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом категория «становления». Вопрос 10.Философские школы IXX в. (иррац. фил., фил. позитивизма, фил. экзистенц.). Философские школы IXX в.: 1.философия позитивизма - направление в философии 19 первой половины 20 вв., объявляющее единственным источником истинного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования; 2.философия экзистенциализма считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.; 3.философия иррационализма - филос. концепция, отрицающая возможность разумного познания действительности или существенным образом ограничивающая такую возможность. Отрицая или принижая рациональное познание, И. выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. Обычно И. утверждает алогичный и иррациональный характер самой действительности, исключающий ее познание с помощью разума или делающий такое познание второстепенным. |
Вопрос 11.Философские школы XX века: структурализм, герменевтика, религиозные течения. Философские школы XX века: 1. структурализм направление и интеллектуальное движение в современной (в основном континентальной) философской мысли; 2. герменевтика искусство и теория истолкования текстов, представители герменевтической философии в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания; 3. религиозные течения (религия сфера человеческой деятельности, включающая как форма общественного сознания веру в существование сверхъестественного, соответствующее поведение и специфические действия, особые социальные институты. Вопрос 12.Философская мысль Беларуси. Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном общественно-политическом творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма. Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. В истории философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса можно выделить следующие направления: радикальное реформационно-гуманистическое; умеренное реформационно-гуманистическое течение; атеистически-гуманистическое направление. Вопрос 13.Онтология как философское учение о бытии. Виды и формы бытия. Онтология как философское учение о бытии раздел философии, содержащий учение о бытии как таковом. Виды бытия: 1.объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания; 2.субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на нее. Формы бытия: 1.природное (субстанция двух материй, жизнь, сознание); 2.социальное. Вопрос 14.Категория материи. Эволюция представлений о строении и свойствах материи. Категория материи философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку непосредственно или опосредованно в его ощущениях. Свойства материи: 1.пространство, есть способность материальных тел занимать определенное положение, граничить или располагаться относительно других материальных тел; 2.время есть длительность или скорость развития материальных процессов, их ритм и темп; 3.вещество форма материи обладающая дискретным строением и массой покоя; 4.поле форма материи обладающая слитностью, непрерывностью и отсутствием массой покоя. Вопрос 15.Движение, пространство, время как атрибуты бытия. Движение как атрибут бытия. Проблемы движения (сущность движения, его познаваемость, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно. Представители милетской школы и Гераклит трактовали движение как возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Именно Гераклиту принадлежит известное высказывание о том, что нельзя в одну реку войти дважды, и о том, что все течет и все изменяется. Обратив внимание на изменчивый характер бытия, философы данного направления отодвинули на второй план момент его устойчивости. Пространство как атрибут бытия. Пространство форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей; это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Время как атрибут бытия. Время это форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем; это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Вопрос 16.Диалектика и метафизика. Законы диалектики. Принципы диалектики. Диалектика философское учение, содержащее принцип рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении и развитии; единство противоположностей. Метафизика абсолютизация какого-либо момента познания; противоположность диалектике; учение о сверхчувственных принципах и началах бытия. Закон диалектики объективное, необходимое и существенное отношение, имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики. Онтологические принципы диалектики представляют собой положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических исследований, проводимых в различных областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения данных, получаемых во всех специальных науках. Гносеологические принципы диалектики являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Вопрос 17.Понятие сознания и его структура. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью; человеческая способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Его структура:1.разум-способность интеллекта мыслить в противоречиях; 2.чувства-условие и следствие избирательного отношения человека к миру; 3.воля-способность к выбору цели действий и внутренним усилиями, необходимых для ее осуществления. Вопрос 18. Проблема человека в философии и науке. Человек субъект социальных действий и культуры. Разумеется, теоретическая проблема человека могла возникнуть и возникла, как и сама философия, на достаточно высоком уровне формирования социальных знаний. Болезненную остроту приобрели психологические проблемы. Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия. Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том, чтобы принять страдание и смерть, но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь. Антропология - учение о природе и сущности человека. Центральная проблема - что есть человек. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел философии, интерес которого прикован к проблеме автономности человека. Занимается выработкой идеи человека на основе знаний, накопленных в разных науках о человеке. Современная западная философская антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеческой личности, ее творческих возможностей, смысл существования. Вопрос 19. Проблема познаваемости мира в философии. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм. В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования совей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов скептицизм и агностицизм. Вопрос 20.Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное в познании. Структура познавательного процесса: 1.чувственное познание вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление и которое противопоставляют мышлению; 2.рациональное познание это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Чувственное познание: 1.ощущение отражение предмета при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем; 2.восприятие целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств; 3.представление форма чувственного познания, сочетание в образе ранее воспринятого предмета и фантазии. Рациональное познание: 1.понятие форма логического мышления; 2.суждение форма логического мышления, выступающая как связь понятий; 3.умозаключение форма логического познания; 4.проблема теоретически осмысленное гносеологическое противоречие, требующее разрешения; 5.гипотеза форма знания в виде научного предположения, требующего экспериментальной проверки. |
Вопрос 21.Понятие истины и её виды. Истина адекватное, подтвержденное практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Виды истины: 1.объективная истина находится в постоянном развитии, становится более полной с каждым новым открытием. Диалектический процесс изменения и развития объективной истины характеризуется понятиями относительной и абсолютной истины; 2.относительная истина знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Специфические свойства относительной истины приближенность и неполнота органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от дркгих; 3.абсолютная истина противоположность относительной истины. Каким бы односторонним и ограниченным ни было некоторое знание, оно содержит в себе элемент, который никогда не отбрасывался, выступает предпосылкой дальнейшего развития познания и в снятом виде содержится в его новых результатах. Вопрос 22.Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Специфика научного познания: 1.эмперический уровень; 2.теоретический уровень; 3.метатеоретический уровень научного исследования, по сути, не является обособленным и «пронизывает» как эмпирический, так и теоретический уровни научного исследования. Метатеоретический уровень (или блок) представляет собой совокупность идеалов, норм, ценностей, целей, установок, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Эмпирический уровень научного познания. К основным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент. Эмпирическое познание непосредственно направлено на свой объект. На эмпирическом уровне преобладает чувственное познание, рациональный момент здесь тоже присутствует, однако имеет подчиненное значение. На данном уровне исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Характерными признаками эмпирического уровня познания являются сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фиксирующая деятельность. Теоретический уровень научного познания. Теоретически уровень характеризуется применением анализа, синтеза, идеализации, дедукции, аналогии и других методов познания. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. На основе эмпирических данных на теоретическом уровне происходит объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов существования. Важнейшая задача теоретического уровня знания достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Характерной чертой теоретического познания является внутри научная рефлексия, т.е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. На основе теоретического объяснения осуществляется предсказание и научное предвидение будущего. Вопрос 23.Основные методы и формы научного познания. Научное познание особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Методы научного познания. К основным методам эмпирического уровня относятся наблюдение и эксперимент. Теоретический уровень характеризуется применением анализа (расчленение объекта на элементы), синтеза (соединение различных \лементов предмета в единое целое; неразрывно связан с анализом), идеализации (одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных), дедукции (переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок), аналогии (способ высказывания, средний между однозначным и многозначным, в котором предикат относится к нескольким предметам на основе возникающего подобия отношений по принципу пропорциональности) и других методов познания. Формы научного познания: 1.проблема теоретически осмысленное гносеологическое противоречие, требующее разрешения; 2.идея мысль, стремящаяся к реализации в социальных действиях; 3.гипотреза форма познания в виде научного предположения, требующего экспериментальной проверки. Вопрос 24.Общество как предмет философского анализа. Общество: в широком смысле обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле определенный этап человеческой истории или отдельное, индивидуальное общество. Вся сложность формирования материалистического понимания истории заключалась в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти явления, независящие от человеческого сознания, такую область, которая существовала бы вне сознания. Социальные философы постоянно размышляют над проблемой связи человека и общества. Существует два подхода к этой проблеме - объективистский и субъективистский. Объективизм отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Общество Дюркгейм понимал как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл образы мыслей и действий, которые имеют коллективную природу и обладают таким признаком, как оказывать принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам и сознательному выбору. Вопрос 25.Основные подходы к анализу истории общества (формационный, цивилизационный, культурологический). Формационный подход называют стадиальным, унитаристским или унитарно-стадиальным. К позиции формационного подхода в той или иной мере могут быть отнесены достаточно значительное число мыслителей. Так, А. Фергюсон выделяет следующие стадии дикость, варварство (отсутствие цивилизации), цивилизация (общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству) Формационный подход полагает единство человеческой истории, развитие которой имеет поступательный характер, и выделяются общие закономерности развития человечества. Цивилизационный подход выделяет множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. Цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Значительный вклад в развитие цивилизационного подхода внесли О. Шпенглер, М. Вебер, А. Тойнби. Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Культурологический подход - анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур. Одним из основоположников такого подхода в XIX в. стал русский философ Н. Я. Данилевский. Он выделил 10 типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилонскую, древнегреческую, древнеримскую, ново-аравийскую, романо-германскую. Вопрос 26. Философия природы. Философия природы составляет среднее звено в цепи гегелевской системы, ее задача соединить между собой логическую идею и дух, заставив логическую идею сначала опрокинуться вовне себя в бытие, обернуться природой, а затем, пройдя через природу, вернуться к себе же уже как духу, снимающему в себе, в ходе собственной деятельности противоречие с природой. Философия природы присутствует у Гегеля также как необходимый компонент целостной философии, без которого, по меркам того времени, система философского знания состояться не может. Гегель предлагает свое понимание философии природы как «постигающее в понятиях рассмотрение природы». Для Гегеля это означает, что философия природы является необходимым дополнением к тому познанию природы, которое дается в физике. Это отличие состоит в том, что философия познает в природе «то же всеобщее, но взятое для себя... в его собственной имманентной необходимости». Таким образом, философия природы призвана не подменять собой физику, а продолжать исследование природы глубже опытных данных с помощью понятия. Это означает, что по большому счету движение мысли в философии природы будет повторять движение в области логики, ибо в обоих случаях нашим мышлением движет логика развертывающегося понятия. Вопрос 27.Государство как политический институт. Правовое государство. Государство основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры и обеспечивающий социальное управление. Государство в качестве организации, объединяющей людей в единую социальную и противоречивую структуру, вынуждено известным образом удовлетворять и всеобщий интерес. Сущность государства проявляется в выполняемых им функциях, из которых различают внутреннюю и внешнюю. Определяющая из них внутренняя функция, от нее зависит и внешнеполитическая деятельность государства, и она наиболее полно характеризует классовую природу государства, непосредственно реализуясь в его внутренней политике. Правовое государство - государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Для построения правового государства, повышения значимости гражданского общества принципиальное значение имеет разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Вопрос 28.Философия культуры. Классификация подходов к определению культуры. Философия культуры философское исследование принципов и общих закономерностей культуры. Создатели немецкой классической философии сущность культуры усматривали в сфере «духа», в сфере морального, эстетического, философского сознания, которое принималось за область подлинно культурного существования человека. В домарксистской философии культуру ограничивали только сферой религиозного, морального, политического, художественного, философского сознания. Классификация подходов к определению культуры: 1.функциональный, согласно которому культура рассматривается как способ функционирования общества, как средство осуществления специфически человеческой деятельности; 2.качественный: культура характеризуется как качественное состояние общества, как уровень, степень господства людей над природой и общественными отношениями, как мера очеловеченности природы; 3.аксиологический, ценностный: культура выступает как совокупность материальных и духовных ценностей; 4.креативный (творческий): произведения культуры рассматриваются как следствие творческой деятельности людей, творимой ими техники, средств общения, науки, искусства; 5.нормативный, согласно которому культура связана с существованием норм, правил поведения людей, с их традициями, обычаями; 6.духовно-личностный, включающий развитие способностей людей, определенный уровень их образованности, воспитанности, то, что называется высокой культурностью, духовностью, интеллигентностью людей. Вопрос 29.Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Понятие техногенной цивилизации, как правило, отождествляется с понятием западной цивилизации, исходя из региона ее возникновения. Техногенная цивилизация оформляется с X У1-ХУ11 вв. и определяется в качестве особого типа социального развития и особого типа цивилизации, согласно В. С. Степину, существенными признаками которой являются: приоритет науки, техники и технологий; ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества; культивируется идеал деятельностно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир; установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей; прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему; увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей и др. Под глобальными проблемами понимают такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно: наличие планетарного характера; угроза деградации и гибели всего человечества; необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения; потребность в быстром реагировании и эффективном решении глобальных проблем и др. Вопрос 30.Будущее человечества. Философия и футурология. Будущее человечества, как разумной взаимосвязанной общности людей, высокоразвитых интеллектуально и физически. Под физической развитостью человека в будущем мы рассматривать развитие людьми органов чувств, используемых в данный момент, а также способы обнаружения и методики развёртывания скрытых способностей человека. Будущее человечества это на самом деле главный вопрос будущего. Даже если Земля в какой-то момент своего существования подвергнется реальной угрозе исчезновения, человечества предприняв заранее определённые усилия, может сохраниться и продолжить своё существование. Весь вопрос в том, сможет ли человечество к этому моменту развиться настолько, чтобы быть способным уцелеть. Чтобы описать будущее человечества, нам необходимо внимательно рассмотреть современное состояние дел, отыскать в существующей ситуации перспективные моменты или, наоборот, угрозы для существования человечества в будущем. Будущее человечества зависит от тех целей и задач, которые каждый из нас ставит перед собой. Объединение этих личных целей в одну грандиозную цель всего человечества указывает направление развития человеческой цивилизации. Философия исторически изменяющаяся система фундаментальных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их социальных действиях. Футурология система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества. |