Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема представлений и знаний человека о мире о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительн

Работа добавлена на сайт samzan.net:


1.Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Исторические типы:  античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.).

Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество.

Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью.

Типы мировоззрения по способу описания и познания:

-Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности.

-Образно-символический (миф и религия, в которых миф описывается с помощью символов)

-Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия.

Компоненты:

-Эмоционально-чувственный (мироощущение, мировосприятие)

-Рациональный (миропонимание, система рационального знания, система логического обоснования мировоззрения)

-Волевой (принцип жизнедеятельности, установки – претворение содержания сознания в жизни, желания, стремления действия)

2.Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Миф – есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом.

Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного.

Мифология возникла в первобытном обществе. Её характеризуют 3 закона Леви Брюля:

-Закон мистичности, выражается в явлении анимизма (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира)

-Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира).

-Закон коллективности. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого.

Религия – это образно – символическая форма мировоззрения, для которого характерны вера в сверхъестественное; определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой; система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество).

В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели – смирение, служение, послушание, пороки – гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия).

3 подхода к философскому знанию:

-Позитивистско-сциентистский (философия – это наука)

-Религиозно-эстетический (философия – сродни религии и искусству)

-Культурно-исторический (философия – это теоретическое мировоззрение)

3.Историко-культурные предпосылки возникновения философии.

Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (7-6 вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Греции.

Предпосылки:

-Формирование индивидуального самосознания и развитие свободомыслия, без которого не возможно философское творчество.

- разделение труда – отделение умственного труда от физического, появление особого класса людей, занятых духовным производством.

- Прогресс в развитии абстрактного мышления, необходимо для теоретической деятельности.

4.Предмет философии.

Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект – та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет.

Исходя из определения, философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия – многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий».

Предметное деление философии:

-История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

-Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

-Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

-Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

-Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

-Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни)

Предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира.

5.Структура философского знания.

Структура философии определяется предметом философии.

Предметное деление философии:

-История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

-Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

-Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

-Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

-Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

-Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни).

Существует также ряд философских дисциплин, которые возникли в философии и обрели статус самостоятельных:

-Этика (учение о морали, о добре и зле, о принципах совместной жизни людей)

-Логика (наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания)

-Философия науки (теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания)

6.Роль философии в культуре личности и общества.

В философии как теоретическом мировоззрении систематизируются, изучаются, обосновываются и оцениваются мировоззренческие установки, принципы и ценности, существующие в обществе. Гегель: «Философия – теоретическое самопознание эпохи».

История философии представляет собой обзор всех известных человечеству способов постановки и решения мировоззренческих проблем.

История философии позволяет на теоретическом уровне проследить и изучить объективный, закономерный, поступательный процесс развития и смены различных форм и типов мировоззрения и предвидеть перспективы духовной эволюции человечества.

Изучение философии способствует формированию свободного и осознанного отношения человека к собственному мировоззренческому выбору, а также формированию «открытого сознания».

«открытое сознание» - это сознание, способное принимать иные точки зрения, мировоззренческие принципы и иную культуру.

7. Проблема бытия в истории философии.

Существуют следующие основные концепции:

-Монизм – учение о том, что первооснову мира составляет единое начало  (Бог, дух, Логос). Многообразие явлений мира рассматривается исходя из единой основы. Может иметь либо идеалистическую, либо материалистическую основу.

- Дуализм – признание двух первоначал (противоположных): добро и зло, душа и разум, свобода и необходимость. Термин ввел Х. Вольф. Важно, что эти начала равноправны.

-Плюрализм – множественность начал – как правило бесконечное множество, но возможно и просто  больше двух

8. Понятие материального и идеального в материализме и идеализме.

Материализм – это философское направление, утверждающее приоритет материального над идеальным. Изначально под материальным (материей) понималось первовещество (воздух, вода), затем – природа, физический мир и его свойства (протяженность); в наше время – все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному (т.е. материя никем не сотворена, существует вечно; пространство, время и движение – объективны).

Материализм рассматривал сферу идеального (дух, сознание, идеи)  как результат развития и свойство высокоразвитой материи.

Идеализм – это философское направление, рассматривающее противоположность материального и идеального и утверждающий приоритете духа над материей. В основе всего сущего лежит идеальное начало (Бог, дух, Логос и т.д.). Сознание, мышление, все психическое и духовное – первично, а природа и все физическое – вторично, производно, зависимо и обусловлено. Существует два направления в идеализме:

- объективный идеализм – идеи существуют на равнее с вещами материального мира.

- субъективный идеализм – мир идей существует в сознании человека и его чувствах.

9.Философские концепции развития: метафизика, диалектика, синергетика.

Концепции развития:

1.Метафизика - философское направление, которое рассматривает мир в статике, а его фрагменты- как изолированные друг от друга (отрицание сложного развития, т.е. изменяется лишь количество). Отрицается развитие мироздания, т.е. мир – готовый, данный.

2.Диалектика – мир находится в постоянном движении и развитии, а все его компоненты (явления и процессы) связаны между собой.  Мир постоянно развивается, причем скачкообразно и противоречиво. Движение – это универсальное свойство материи.

Три закона диалектики:

- закон единства и борьбы противоположностей

- закон перехода количественных изменений в качественные

- закон отрицания отрицания.

3. Синергетика – теория о самоорганизации. Дисциплина является синтетической и изучает сложноорганизованные системы. В ее рамках впервые было теоретически обоснована и экспериментально доказана способность простейших систем к самоорганизации.

 

10.Методы философского исследования.

Эмпирический уровень связан с нахождением с помощью эмпирических методов научных фактов и предварительным их обобщением, формулированием эмпирических законов.

Научный факт – явление, событие, связанное с чел деятельностью и зафиксированное познанием в единичном суждении. Индуктивное обобщение научных фактов, относящихся к однотипным явлениям или процессам. Дает эмпирический закон, фиксирующийся в общих суждениях. При этом следует использовать специальные методы установления причинной связи, разработанные еще Френсисом Беконом.

Методы: наблюдение, измерение, эксперимент с объективно-реальной моделью.

Теоретический уровень познания. Представляет собой процесс изучения результатов предварительного обобщения, произведенного на эмпирическом уровне.

Методы: абстрагирование, идеализация, эксперимент с идеальными моделями, индуктивный метод, дедуктивный метод.

Особым методом является метод философской рефлексии или умозрения (деятельность человеческого сознания) – способ непосредственного отражения предельных сущностей и конечных причин бытия.

11. Сущность и структура познавательной деятельности.

Познавательская деятельность направлена на получение знаний об окружающем мире. При этом познание осуществляется на двух уровнях:

а) чувственный (восприятие, ощущение, представление)

б) рациональный (понятие, суждение, умозаключение)

Структура познавательной деятельности:

а) субъект- носитель познавательной активности, осуществляющий целенаправленную деятельность и оценивающий её результаты (человек, общество в целом)
б) объект- то, на что направлена познавательная деятельность (мир реальных вещей и отношений)

в) целей- идеальный образ, то, что должно получиться

г) средства

е) методы-способы и приёмы.

Результатом познавательной деятельности является знание:

- практическое

- духовно- практическое

- теоритическое   

12. Научное познание и его структура.

Научное познание один из важнейших видов познания. Тесно связано с понятием науки.

Наука- это форма духовной деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Научное познание опирается на обыденное, находит в нем материал для обработки.

Структура: два уровня научного познания:

- эмпирический – направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. При этом используются эмпирические термины, которые могут быть проверены экспериментом. Эксперимент- важнейший элемент в эмпирическом исследовании – проба, испытание изучаемого явления в контролируемых условиях. Еще один метод – наблюдение – изучение в естественных условиях. Др. метод – моделирование.

- Теоретический – реализуется посредством понятий, законов, принципов.  Связан с теорией – системой понятий, законов и принципов, которая позволяет описать и объяснить определенный класс явлений. Наука на этом уровне пользуется абстрактными(т.е. неконкретными) понятиями. Используется идеализация – т.е. понятие о несуществующих объектах (идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д.) Эти два условия тесно связаны.

13. Проблема истины в философии и науке.

Целью люого познания является истина. Проблема определения сущности истины и ее критерия является не только одной из самых древних философских проблем, но и без сомнения одной из самых острых. Острота пробемыистины определена тем, что именно эта гносеологическая категория является центральной для выяснения мировоззренческой и методологичекой функцией всего философского знания.

Еще Платон определял истину как соответствие наших представлений о мире самому этому миру. Т.о. уже в Др Греции истина трактовалась как единство объективного ( то, что есть), и субъективного – нашего мнения о том, что есть.

В соверменной Ф встречается множество агностических чений, силящихся доказать невозможность достижения познания в объективной истине. Большинство авторов таких учений – сбъективные идеалисты, для кот объективная реальность – фантом человеческого сознания. При такой постановке вопроса истина также становится фантомом и разговоры об объективной истине лишены оснований. Упраздняется и весь познавательный процесс.

Существует и коцепции умеренно-агностические. К ним относятся преже всего различные варианты современного релятивизма ( релятивизм абсолютизирует изменчивость мира и на этой основе отрицае возможность познать его). Если объективная реальность изменчива, то не может быть устойчивого знания о ней. Наиболее ярко противоположные подходы к истине проявляются в различных критериях истинности.

1)Ясность и отчетливость (Рене Декарт, «Рассуждения о методе», субъективный идеализм).

2)Признание большинством (А. Богданов, «Философия живого опыта, субъективный идеализм) .

3)Полезность (Уильям Джеймс, прагматизм).

4)Проверяемость в чувственном опыте (М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, неопозитвизм).

5)Логичность и доказательность (О. Нейрат, Р. Карнап, неопозитивизм).

6)Практика как критерий истины .

В Ф нередко возникали теории, стремящиеся либо абсолютизировать устойчивость, неизменность мира (философы Элейской школы), либо, наоборот, упростить всякую повторяемость, закономерность – абсолютзировать изменчивость (ученик Гераклита – Кратил). Онтологические взгляды всегда были и остаются основанием гносеологических – теорий познания.

Первый вариант МЗ стл основание догматизма, объявляющего некоторые положения или целое учение абсолютной, вечной истиной, кот никогда не может быть уточнена и тем более изменена.

Абсолютизация изменчивости привела к релятивизму – утверждению, то все знания человека относительны, мгновенному состоянию какой-то вещи или процесса (разновидность агностецизма).

Знание никогда не будет абстолютой истиной, т.к. ни один объект познания в силу его неисчерпаемости нельзя познать до конца; познание относительно не только объекту познания, но и субекту.

Однако признание относительности любого момента знания не является основанием для агностецизма или отрицания объективности истины.

16. Общество как предмет философского исследования.

Философский смысл и понимание общества состоит в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа, сущность наиболее зримо раскрывается в понятии системы.

Общество как система это упорядоченная, самоуправляющая и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носители, которыми являются действующие люди и образуемые ими группы.

Свойства:

-сложная иерархическая структура

- системообразуещее качество- отношения деятельных людей.

- свойство самоуправляемости

- общество – это открытая система.

- адаптируется и адаптирует.

Сферы жизни общества:

- экономическая- производство, обмен, распределение материальных благ

- социальная- совокупность всех функционирующих общностей, взятых в их взаимодействии

- политическая- взаимоотношение социальных групп по поводу реализации их интересов через получение власти

- духовная- совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающих своё знание в жизни общества.

Все сферы тесно взаимосвязаны.

Основные процессы в обществе:

- социализация- встраивание в общество

- институционализация- конструирование социальных единиц для новых соц. отношений

-легитимация- сравнение результатов социализации и институционализации с ценностями общества.

18. Проблема сущности и существования человека в истории философии.

Эта проблема является главной для антропологии. Она возникла сразу же с появлением философии. Изначально считалось, что человек это мир, а мир ( оживленный и одухотворенный)- подобен человеку; затем- человеком считался тот, кто умеет соблюдать нормы; то есть в Др. Востоке человек- включен в мир в целом и является нравственным существом.

В Др. Греции- космоцентризм(человек- микрокосм), или человек это душа + важность социальных качеств (Аристотель); то есть главное в человеке- разумность, социальность.

В Средневековье: теоцентрическое понимание человека- происхождение, существование и смысл жизни человека определены Богом; тело и душа- противопостовление друг другу.

В Эпоху Ренессанса деизм и понтеизм в вопросе происхождения человека, греховность- отрицлась, самоценность- признавалось; антропоцентризм.
В Новое время: главное в человеке- ум( Логос), то есть логоцентрическая установка. В
XVIII  в. преобладает натурализм( человек- часть природы), в XIX в.- социологизм( общественная сторона человека), то есть сущность человека- социальность.

Сейчас признается единство человека как биосоциального существа, обладающего мышлением, речью, моральными установками, важное качество и право человека- свобода. Человек является высшей ценностью.

19. Личность и общество. Проблема свободы личности.

Философские проблемы личности имеют большое значение для социально- гуманитарной сферы. Есть два определения личности:

- личность- человеческий индивид, активный и целенаправленный субъект отношений;

- личность- совокупность постоянных, определенных, социально- значимых черт, характеризующих индивида.

Есть различные типы личности:

- первобытная(коллективизм);

- рабовладельческого периода( рабовладельцы, свободные граждане и рабы)

- личность феодального общества( помещики, крестьяне, ремесленники)

- личность капиталистического общества;

-социалистическая личность.

Другая типология:

- мифологический тип;

- религиозный тип;

- идеологический тип;

- ценностный тип;

Проблема свободы личности- общество не должно подавлять личность, но личность несет перед обществом ответственность.

20. Религия и роль в жизни собственности. Свобода совести.

Религия – особая духовно практическая связь связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них является основным смыслом жизни.

Значение слова «религия»- установление утраченной связи, в христианстве – восстановление этой связи возможно после 2-го пришествия.

Для понимания роли религии нужно дать понятие веры. Вера- это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, она даёт уверенность в достижении желаемой цели(спасением души, воскресением и т.д.)

Религия создаёт религиозную картину мира; при этом вера- её характерная черта, а единственный способ миропостижения – откровение, главный принцип- теоцентризм(мир создал и управляет им Бог)

Все религии имеют общие черты: веру, нравственное учение, культ и др. Религия создаёт собственную систему ценностей и заставляет им следовать. По Юнгу религия необходима для душевного здоровья общества. По Фрому религия делится на:

- авторитарную – строгое подчинение избавляет от чувства одиночества

- гуманистическую – позволяет верить в свои силы.

С религией тесно связано понятие свободы совести, которое является ключевым при рассмотрении свободы личности. Свобода совести – это право человека на свободный выбор религии или отказ от веры (атеизм). Она относится к сугубо личной сфере и человек отвечает за свой выбор перед своей совестью.

22. Философия истории о смысле и направленности исторического процесса.

Главные вопросы в философии:

- Куда «ведет» мир история;

- В чем смысл истории;

- В чем состоит направленность исторического процесса;
История- целостный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Философия истории пытается логически и обоснованно изложить смысл истории. Она не строго научна, так как затрагивает сферу духовного. Смысл истории- идеал, выраженный в абсолютном или относительном смысле. Цель истории- это будущее. Направленность исторического процесса- движение к цели. Есть два основных взгляда на эту направленность: прогресс( движение в перед) и регресс( возврат к прошлому). Цели развития истории оценивались по- разному, ими могли быть: свобода( в античности), второе пришествие( в христианстве), справедливое общество (в последующем).

23. Историко- культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории.

4 Книги- веды( « Знание»):

- Риг- Веда- веда гимнов( главная);

-Веда-мелодий;
- Веда заключений;

- Веда жертвоприношений;

Веды- памятник древнего полетеизма( много Богов)+ генотеизм- отсутствие главного божества, нестрогая иерархия.

В VIII-VII вв. до н.э.- комментарии к Ведам- Упанишады

Категории:

-Брахман, Брахмо- первоначало бытия, абсолютная божественная сущность мира, единая универсальная духавно- телесная субстанция мира, из которой все возникает, все существует в которой все возвращается.

В этот период произошел переход от мифа к философии.

-Атман- категория, обозначающая любое индивидуальное существование( в том числе человека), проявление единой универсальной божественной сущности.

Атман- проявление Брахмана.

- Карма- универсальный закон, который определяет существование всех живых существ, в том числе и людей. Эти существа- в круге Сансары.

- Йога- учение о том, как достичь слияния с абсолютным бытием, прекратив круговорот бытия и достигнув освобождения сознания.

- Видение- непосредственное восприятие истины, которое достигается путем слияния человеческого сознания с абсолютным битием.

Философия буддизма.

Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха Гаутама

Черта- аскетизм- дух важнее тела и необходимо избавиться от телесных благ ради совершенствования души. Основа буддизма- 4 благородные истины:

1. Всякое существование- страдание;

2. Причина страданий- иллюзия индивидуального Я;

3. Страдание можно прекратить, если выйти из круга бытия;

4. Путь избавления от страданий- соблюдение учиния Будды( благородный путь).

Три этапа благородного пути:
1. Этап мудрости: праведное воззрение и праведное намерение;

2. Этап нравственности: праведная речь, праведное поведение( ненасилие), праведный образ жизни;

3. Этап созерцания (только для монахов): праведное усилие, праведная мысль, праведная сосредоточение( человек полностью сливается с окружающим миром)

Буддизм стал перерастать в мировую религию в III веке до н.э.

24. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства.

1. Основатель даосизма- Лао ЦЗин( начало VI в. до н.э.)

Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, которое определяет существование всех предметов и явлений материального мира. Главные принципы даосизма:

1.) принцип недеяния- отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху.

2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах.

Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой.

2. Основатель- Конфуций( VI век до н.э)

Главные принципы:

1.) принцип взаимности ( поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой);

2.) принцип соблюдения ритуала( необходимо соблюдать культурные традиции для возврата к «Золотому веку»);

3.) принцип сыновьей почтительности- сын должнен почитать отца, младший( в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших;

4.) Принцип исправления имен- необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян; нужно внимательно следить за собственной речью.

Главная цель в жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали( поэтому значительная часть конфуцианства- этика).

25. Проблема первоначала в ранней Греческой натурфилософии.

Первой философской проблемой стала проблема первоначала, первоосновы и первопричины бытия. Она сводится к определению единой сущности многообразного и бесконечного мира. Точки зрения на эту проблему:

1. Фаллес из Милета: все состоит из воды и все одухотворено( пантеизм)

2. Анаксимандр: первоначало- бесконечно и безгранично;

3. Анаксимен: все состоит из воздуха и возникает на основе божественного вздоха;

4. Героклит Эфесский: сущность вещей- огонь, мир явлений- куча мусора; сущность человека- божественный огонь;

5. Пифагор: первоначало бытия- число- это мера, которая обуславливает качественную определенность и своеобразие каждой вещи;

6. Эллейская школа( основатель- Парменид из Эллеи): логический анализ понятий бытия и небытия; бытие- это божественная сфера, неизменная неподвижная , вечная и неделящаяся на части; реальный мир, который видит человек- это иллюзия, то есть сущность мира нельзя познать с помощью разума.

Последователь- Зинон Эллейский: более 40 доказательств против движения и множественности( мир статичен и един).

7. Мпедокл: 4 первоначала- вода, воздух, земля, огонь; их объединяет любовь и разъединяет вражда;

8. Анаксагор: бесконечное множество первоначал, которые создают Семена всех вещей; если они соединяются, то получаются вещи, если разъединяются, то вещи разрушаются.

26. Учение Демокрита о структуре мира и природе человека.

Структура мира.

Демокрит придерживался атомистической теории: все состоит из атомов( мельчайших неделимых частиц, непрерывно движущихся в пространстве) и пусоты( пространства, в котором движутся атомы). Соединения атомов- возникновение вещей, а возникновение вещей, а разъединение- смерть, разрушение.

Демокрит был сторонником детерминизма- философской концепции, которая отрицает существование случайности. Согласно ей все в мире строго предопределено и необходимо. Единственной причиной случайности может быть невежество.

Природа человека.

Человек тоже состоит из атомов: атомов души, которые могут двигаться в пространстве и имеют способность к эманации( истечению этих атомов и созданию в сознании чувственного образа предмета), и атомов тела. Атомы души и атомы тела могут распадаться, поэтому человек смертен. Сущность человека связана с нравственными принципами и следствиями. Состояния полной гармонии духа- эвтюмия, возникает когда человек освобождается от страхов, от реальной жизни, понимает, что все приходяще и не имеет никакого значения.

27. Проблема человека в философии софистов и Сократа.

Философская школа появляется в V в до н.э., как реакции я на неразрешимость проблемы бытия. В философии софистов происходит переход от проблемы бытия к проблеме человека, от проблемы истины к проблеме значения вещи для человека. Главная черта философии софистов- релятивизм( принцип относительности существования объективного мира).

Софисты осознали, что благородство и положение в обществе определяется не рождением, а воспитанием и образованием. Именно философия софистов положила начало греческой просвещенности, но в тоже время привела к разрушению системы морали и законов эстетического восприятия действительности, кроме того произошёл переход от коллективного к индивидуальному сознанию и стал возможен плюрализм мнении( истина призналась историческим, социально- культурно обусловленной).

Сократ- главный оппонент софистов рассматривал сущность человека и смысл человеческой жизни. Сущность человека по Сократу- это разумная душа, которая является отражением и проявлением божественной сущности. Человек стремится к познанию истины к достижению красоты и добра. Человек не может жить правильно, если не осознает своей сущности.

Важная часть философии Сократа- этика, где он впервые четко противопоставил две системы ценностей:

-обыденную( богатство, слава, почести);

- высшую( истина и совершенство души).

Главный принцип этики Сократа- «Заботься о душе»

28. Проблема бытия и познания в философии Платона.

Главный принцип в философии Платона- объективный идеализм- философское направление, утверждающее приоритет идеального над материальным и называющее материальный мир проявлением идеального первоначала. Первоначала у Платона- это идеи, которых существует бесконечное множество. Они делятся на три вида:

1.Эстетические и нравственные;

2.Числа и геометрические фигуры;

3.Сущности вещей- эйдосы- абстрактные понятия, которые и выражают эту сущность.

У человека тоже есть эйдос- вечный, совершенный и неизменный. Предмет у Платона- соединение эйдоса и материи( потенциального бытия). Предемет из- за  присутствия не вечен, не совершенен и изменяется.

Теория познания Платона.

Платон- убежденный рационалист- отрицал роль чувств в познании истины. Его теория Познания- это теория припоминания: учение о перевоплощении души. Когда душа находится в идеальном мире она познает сущности непосредственно, но соприкасаясь с телом все забывает. Если человек захочет он вспомнит, а если нет- то не сможет этого сделать. Это повлияет на ее дальнейшую судьбу( души).

29. Учение Платона о государстве.

Важной частью социальной философии Платона стало учение о государстве, в котором соединилось представления о социальном устройстве и миф о душе.

Согласно этому учению в идеальном государстве есть 3 сословия:

- философы( мудрецы)- управление общими делами;

- стражи( войны)- защищают государство;

- земледельцы и ремесленники- люди, занятые материальным производством.

Высший принцип в государстве- справедливость-человек занимает в государстве место согласно способностям своей души:

- если развит разум- становится философом;

- если развита воля- стражем;

- если чувство- ремесленник и земледелец.

Эти три сословия обладают разными правами: ремесленники имеют право на семью, право обладать собственностью, а философы и стражи этих прав не имеют.

Платон рассматривал формы правления. Лучшими он считал- монархию и аристократию, а худшими- демократию, олигархию и теранию, так как в них отсутствует разумное начало.

30. Учение Аристотеля о структуре бытия и сущности познания.

Аристотель, IVв. До н.э.

Аристотель не был согласен с Платоном по поводу сущности бытия, он считал невозможным отрывать сущность вещей от них самих. Аристотель полагал, что вещь- единство материи и сущности.

4 Элемента предмета:

- материя( материальная причина);

- сущность( формальная причина);

- движущая причина;

-целевая причина;

Сущностей столько же сколько и самих предметов. Структура бытия иерархична, то есть эйдосы( сущности) вещей соотносятся друг с другом как высшие с низшими. Высший эйдос- Нус( ум), материальной причиной которого является весь мир в целом( космос).

Теория познания. Единственный способ познания- изучение материального мира, то есть конкретных предметов: чтобы познать истину, надо изучать природу( основополагающий принцип науки).

Аристотель разработал учение о методах научного познания. Такими методами он назвал:

1.диалектику- метод нахождения посылок;
2.индукцию- получение из частного знания общего;
3. определение и доказательство- методы получения достоверного знания.

Существенные признаки научного знания,по Аристотелю: объективность, доказательность, системность, способность объяснять все многообразие явлений.

Аристотель приводил следующую классификацию наук: теоретические, практические, поэтические.

31. Социальные и этические взгляды Аристотеля.

Душой государства Аристотель считал военных и членов законно- совещательного органа, то есть людей с практическим умом. Человек по Аристотелю-« Политическое животное», а целью государства является общее благо. Аристотель рассматривал 3 формы чел. Общения: дружба, хозяйственная жизнь, государство( объединяет всех членов общества ради общего блага- счастье каждого).

Аристотель называл след. формы правления:

(Эти формы правления считал наилучшими)

- монархия;

-аристократия;

-полития;

( непреемлемые):

-тирания;

-олигархия;
-демократия.

Этические взгляды Аристотеля.

Этику- Аристотель называл наукой о добродетели( соответствие вещи своей сущности). Главный принцип- нужно быть добродетельным.

Виды добродетели:

-Добродетели ума- мудрость( теоретический разум) и рассудительность( практический разум).

-Добродетели характера- этические добродетели; принцип «Золотой середины» между двумя крайностями. К ним относятся( добр. Характера)- мужество, умеренность, щедрость, благородство, самодостаточность, скромность, правдивость, любезность.

Добродетели возникают тогда, когда разум начинает управлять страстями.

32. Философские школы эпохи эллинизма.

Послеклассический период развития философии античности. Особый интерес вызвал сам человек субъект, эллин( древний грек эпохи Македонского). Три главных философских течения: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

Киники: Антисфен, Диоген; отказ от потребностей, упрощение жизни, призывали быть ближе к природе, не должно быть правительства, частной собственности, брака, осуждали рабство роскошь.

Диоген: моральная свобода – в освобождении от желания; искал добродетели.

Киники проповедовали верховенство природы и разума, отказ от всех искусственных и исторических разделений границ. Человек должен освободится от внешних притязаний, заблуждений и страстей.

Стоицизм просуществовал с  3 в до н. э. до 3 в н. э.. представители – Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Считали, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – огненное и воздушное дыхание. Огонь основной элемент, Космос и человек – единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос в определении места человека в космосе.

Законы бытия не подвластны человеку, человек подвержен року, судьбе, от судьбы никуда не деться. Суть субъективного, смысл мира и человека – слово, его смысловое значение, которое нейтрально как к психическому, так и к физическому. Понимание мира приводит к состоянию атараксии (отсутствие волнения, невозмутимость).

Эпикуреизм существовал в то же время, что и стоицизм. Представители – Эпикур и Лукреций Кар. На первом плане ощущение, сообразное с природой. Огнеподобность души, за ней основа ощущений. Главный интерес – чувственный мир. Гедонизм – учение, где главное удовольствие.

Все состоит из атомов, которые могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий.

Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий

Мир чувств не иллюзорен, он – главное содержание человеческого.

Боги безразличны к человеческим делам (т. к. есть зло в мире)

Скептицизм, тот же период. Представители – Пиррон и Эмпирик. Отвергали познаваемость жизни. Скептик живет как хочет, принципиально ничего не оценивая.

Мир текуч, у него нет определенности и смысла.

Всякое утверждение есть отрицание, подлинная философия скептицизма – молчание.

Следуй миру явлений.

Неоплатонизм – позднеэллинистические представления.  Идеи разработаны Плотином. Определяли философскую картину всего сущего. Сущее устроено иерархически – благо, ум (первообраз всех вещей), душа, материя. Везде видят гармонию и красоту.

33. Социокультурные предпосылки средневековой философии.

Христианство – важнейший источник средневековой философии, она ставит перед философией проблему рационального обоснования веры. Античная культура и античная философия – второй источник. Варварское мировоззрение народов, населявших Европу в начале нашей эры (неграмотность, особые черты интеллекта) – третий источник. Мировоззрение средневековья – теоцентрическое – основополагающая идея Бога.

Раннее средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения римской империи; а зрелое средневековье (начиная с 11в. ) связано со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Религиозная ориентация философских систем средневековья диктовалась догмами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие как догмат о личностной форме единого бога. Образ бога соответствовал и жизненным реалиям средневековья: в ученых трактатах бог – господин, сеньор, царь; а ангелы, монахи, миряне – вассалы бога (теоцентризм). Из античной философии – идея Логоса, как посредника между бытием Бога и миром людей. В отличие от античной философии здесь связь человека к миру разрывается, и человек, пусть и в гораздо меньшей степени может творить, чем бог. Бог может творить из ничего (креоционизм).

34. Учения Аврелия Августина о боге, мире и человеке.

Аврелий - Патристик.

Творец по отношению к тварям своим, как господин по отношению к слугам. Бог есть сущность абсолютно трансцендентная миру (выходящий за пределы). Бог – это личность, а не безличный абсолют (бестелесный, бесконечный, абсолютно всемогущий). Учение о божественном предопределении – христианский провиденциализм – учение о предопределенности всех явлений, происходящих в мире, божественной волей и божественном планом. Это основание крайнего фатализма Августина.

Августин делит существ на неорганические; растения, которые живут; животные, которые живут и ощущают; человек, который живет, ощущает и обладает душой. Человек – это душа, которую вдохнул в него бог. Тело, плоть – презренны, греховны. Сущность человека – душа. Человек обладает личным бессмертием. Не душа существует в теле, а тело в душе. Душа – разумная субстанция, которая управляет телом и обладает тремя свойствами: мысль, память, воля (последнее заставляет стремиться человека к Богу). Человек полностью зависим от бога, несвободен, не волен ни в чем. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже когда стремятся делать добро. Источник зла – своеволие сотворенных существ. Главная цель человека – спасение перед страшным судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви.  

Августин рассматривает общество как град земной в свете града Божьего. Бог – творец материального мира из ничего. концепция – креационизм. Бог творит в соответствии с прообразами божественного ума. Принадлежит открытие принципов: «Верь, чтобы понимать», «Я желаю знать бога и душу». Создал философию истории на основе христианской эсхатологии (учение о конце света). История линейна. Она начинается с момента сотворения человека и заканчивается страшным судом. Смысл истории – расширение царства Божьего.

35. Систематизация схоластики в философии Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (13 в) относился к реалистическому направлению в схоластике, он утверждал объективное существование, реальность общих понятий (универсалий). Он призывал изучать общее т. к. конкретные предметы различаются не по существу, а по случайным признакам. Познавая общее, человек познает все. Фома Аквинский признавал три уровня существования общих понятий:

- существование «до вещей», т. е. как идей  божественного ума

- существование «в вещах» - сущности вещей

- существование «после вещей» - идеи человеческого ума.

Теория Ф. А. – теория «Двух истин» - решение проблемы веры и знания. Философ делил бытие на царство благодати и царство природы. Он разделял сферы влияния религии и философии+науки, считая, что разум должен способствовать вере. Следует с помощью разума доказать некоторые догматы, чтобы они стали более доступны. В антропологии: являлся последователем Аристотеля. Сущностью человека считал душу как образ и подобие Божие.

В этике называл три главные христианские добродетели: вера, надежда, любовь.

Проблему соотношения свободы воли человека и божественного проведения решал так: человек имеет возможность выбирать между добром и злом, и свобда дана ему, чтобы выбрать добро.

Социально-философские идеи выразились в учении «О государстве»: государство – произведение искусства, государственная власть – это власть бога во вселенной, душа государства – законы (божественные и человеческие).

Таким образом, в учении Ф, А. были обоснованы все основные аспекты средневекового христианского мировоззрения.

36. Социальные и духовные предпосылки философии эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения – это учения эпохи перехода от феодального к ранне буржуазному обществу, эпохи зарождения европейского капитализма. Культура этого общества 15 -16 вв. также имеет переходный характер – религиозные ценности постепенно утрачивают свое господство и во многом уступают место мирским, светским. В городах появляется новая, светская интеллигенция – образованные люди, не связанные с церковью и университетом. Происходит глубокий сдвиг в мировоззрении общества, секуляризация сознания. Церковь теряет авторитет и власть, утрачивает духовную монополию, исключительное право на обладание истиной. Философия понемногу освобождается от ее власти. Снова появляется свободное, независимое, несвязанное никаким безусловным авторитетом философствование, которое подвергает критике схоластику. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объеме, освобождаясь от схоластической оболочки. Наука постепенно утрачивает книжный и традиционный характер и обращается к опыту,  к самостоятельному изучению действительности. Благодаря развитию мастерства и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений, благодаря которым рушатся прежние авторитеты. Европейская наука в 15 – 16 вв. уже превосходит по своему уровню античную.

37.Картина мира в натурфилософии Возрождения.

Возрождение философских идей античности в условиях господства христианской веры привело к появлению пантеистических теорий о мире и человеке, основанных на уподоблении их макро и микрокосму. Пантеизм был двух видов: натуралистический (бог во всем) и мистический (все в боге). Пантеизм отрицает личностную трактовку бога, утверждает его безличность и всеприсутсвие.

Открытие гелиоцентрической системы Коперника показало, что Земля это не центр мира, она лишь вращается вокруг солнца. Таким образом произошло лишение неба священного статуса, был упразднен дуализм небесного и земного, истинного бытия и материальной природы. Была разрушена статичная средневековая картина мира, ставится новая цель – естественное эмпирическое познание мира. Новой картиной мира становится механистическая, развиваются математика, физика.

Пантеизм в натурфилософии Возрождения стал оправданием новых земных интересов человека, формой обожествления природы в условиях, когда смысл жизни люди усматривали в преобразовании материального мира, природного и социального бытия. Это своего рода компромисс между новым научным мышлением и религией.

38. Социально-философские идеи Возрождения. Проблемы социального идеала.

Важнейшей для эпохи Возрождения была идея преобразования мира и человека. 16 в. – время появления жанра социальной утопии, описывающей образ совершенного общества и идеала индивида. Созидая социальный идеал и противопоставляя его реальному несовершенству, утопия стала своеобразной формой критики существующего общества. Томас Мор: английский философ, «утопия»: идеал несуществующего общества в океане, где созданы приемлемые условия, где нет ни частной собственности, ни денег, господствует социальная справедливость (следовательно нет преступлений), всеобщий труд (нет бездельников и нищих), следовательно утопия – это общество всеобщего благополучия, общество, построенное на разуме и мудрости, где наивысшее удовлетворение – духовное.

Здесь гуманизм, доброжелательность, жажда знания, свобода совести, религия обязательны. В утопии представлена полная противоположность реальности.

Т. Кампанелла: утопия «Город солнца»: солнце – видимый бог, метафизик. Мощь, мудрость, любовь – помощники солнца. Здесь нет негодяев, тунеядцев; специализация труда, все пороки побеждены, нет семьи, выпячивание собственной индивидуальности наказуемо. Выдвигается идея реформы мира, основанная на знании магии, астрономии и принципах духовного обновления человека.

Этому противоречит учение Н. Макиавелли (основатель политической науки): освобождает политическую мысль от этики и религии. Принципы Макиавелли: политический реализм, пессимизм этики, противопоставление эффективности и нравственного смысла политической деятельности. Политическая добродетель<=> нравственная добродетель; политические ценности<=>духовные ценности => очень трудно совместить политику и нравственность.

«Государь»: Макиавелли подверг политику имманентному рассмотрению (рассмотрение изнутри), отделив ее от морали. Нравственность в политике должна быть выгодной. Государство развивается во власти необходимости. Политика – самостоятельная область человеческой деятельности вне веры и морали. Государь должен добиваться репутации добродушного правителя, следовательно «цель оправдывает средства». Классовое деление не избежно.

39. Социально- исторические и теоретические предпосылки философии нового времени и ее особенности.

Философия нового времени появляется практически одновременно с первой в истории научной картиной мира- механистической.

Важнейшей философской проблемой нового времени становится проблема познания. Быстрое развитие науки обусловило снижение роли философской онтологии, главенствующая роль идей научного знания породила сциентизм.

Произошедшая в XVII веке буржуазная революция определила направленность социальной философии этой эпохи: началось изучение правового статуса человека, социально- политическим идеалом эпохи стало государство и общество, которое обеспечивает соблюдение прав личности.

Этика была индивидуалистической- утверждало право каждого на достижение счастья, успеха. В этике также проявились принципы утилитаризма( критерий нравственности- выгода, польза) и прагматизма( критерий нравственности- успех).

В основу этики легла теория разумного эгоизма( право каждого человека на реализацию своих потребностей и интересов)ЫЫЫЫЫЫЫ

Одновременно с этим формируются предпосылки к возникновению массового общества( общество тотального потребления) и массовой культуры( создание произведений на продажу).

40. Проблема познания в философии нового времени. Принципы эмпиризма и рационализма, агностицизма и скептицизма.

Существовало 4 направления решения данной проблемы:

- Эмпирико-сенсуалистическое, 17в, представители: Бэкон, Гоббс, Локк. Основное положение: приоритет ощущений и восприятий, чувственного опыта человека в познавательном процессе, главный источник знаний – чувства.

Бэкон труд «Новый органон»: проблема всеобщего восстановления науки на основе эмпирико-индуктивной методологии познания. Бэкон – основоположник индуктивной логики. Он выделял 4 вида «Идолов» - препятствий для познания истины:

- идолы рода – свойство человека делать поспешные выводы, неопирающиеся на факты

- идолы пещеры – индивидуальные особенности человеческой психики

- идолы площади – непонимание того, что слова часто становятся причиной ошибок в процессе познания

- идолы театра – вера в авторитеты и традиционные философские доктрины

- Рационалистическое.

Рационализм – это направление в теории познания, утверждающая приоритет разума в познавательном процессе; представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Паскаль.

Декарт ставил проблему универсальной системы научного знания, утверждал приоритет априорных форм разума – интуиция, главными методами познания считал математические

- Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающего мира, т.е. отрицается возможность познания объективной истины. Это порнятие тесно связано с понятием субъективного идеализма – учения о том, что истинным бытием обладает лишь мир человеческих ощущений

- Скептицизм – учение о том, что восприятие человека субъективно и поэтому он не может судить об объективной истине, т.е. мир не познаваем.

41. Социально-правовой идеал эпохи Просвещения и его философское обоснование

Именно идеи просвещение об устройстве гос-ва легли в основу современных цивилизованных обществ. К ним относятся:

- Идея суверенитета народа: гос-ная власть принадлежит исключительно народу в целом и лишь временно, по договору, передается избранным народом чиновникам.

- Идея общественного договора: власть рассматривается как продукт свободного и разумного договора между народом и избираемым им правительством

- Принцип разделения властей: для исключения злоупотребления власть должна быть разделена м/у различными, взаимно контролирующими и уравновешивающими друг друга ветвями – законодательной, судебной и исполнительной властями.

- Принцип демократического участия всех граждан в осуществлении власти: каждый гражданин имеет равное с другими право избирать и быть избранным в органы гос власти, имеет право влиять на создание и функционирование гос-ва.

Философским обоснованием всех этих идей и принципов стали концепции естественных прав, теория общественного договора. Правоведы стремились защитить права каждой личности, в юридическом отношении все люди признавались равноправными. Государство признавалось результатом договора между народом и правительством, заключенным во избежание «войны всех против всех». По нему государство обязывалось защищать народ, а народ соблюдать правовые нормы.

Локк создал концепцию естественных прав. Он исходил из того, что личность обладает тремя неотъемлемыми правами: право на жизнь, на свободу и право на собственность. Он настаивал на необходимости уважения и соблюдения самостоятельности индивида, уважения к конституции. Идеал государства – абсолютная монархия.

42. «Критическая философия» И.Канта

И. Кант в своей философии подверг сомнению претензии человека на объективное знание, претензии разума и науки на универсальность и объективное отражение действительности. Главные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности сужения».

В своей онтологии Кант выделял:

- Мир вещей-в-себе – мир сущностей (нооменальный)

- Мир вещей-для-нас – мир явлений феноменальных

Человек может познавать только мир явлений, а сущности ему недоступны. Кант был рационалистом, т.е. признавал роль разума в познании мира. Он называл 4 антиномии противоречия чистого разума:

- мир имеет начало во времени и пространстве (на самом деле мир бесконечен)

- всякая сложная вещь состоит из простых частей (на самом деле в мире нет ничего простого)

- Все в мире подчинено законам природы  (на самом деле существует свобода).

- Миру принадлежит абсолютно необходимая сущность, как его причина (на самом деле такой сущности нет.

Кант критиковал и бессилие разума для обоснования моральных законов.

Категорический императив (безусловное повеление) Канта:

- «Поступай всегда так, чтобы максима твоей воли могла служить основанием всеобщего законодательства»

- «Относись к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого не только как к средству, но и как к цели»

Обоснование этих законов возможно только в религии.

Именно в рационалистической философии Канта проявился кризис субъект-объектного мировоззрения (противопоставления Сб и Об познания). Закономерным следствие такой философии стало отрицание возможности познания объективной истины.

43.  Система абсолютного идеализма Гегеля

Философия Гегеля – объективный идеализм или система абсолютного идеализма. Первоначало бытия и источник развития – это абсолютная идея – соеобразный философский аналог идеи бога. Гегель называл 2 свойства абсолютной идеи: способность к саморазвитию и стремление к самопознанию. Процесс развития материального мира, человеческого общества и человеческого сознания он рассматривал как результат саморазвития абсолютной идеи. Гегель называл 2 стпени этого развития:

- логика – абсолютная идея (АИ) описывается в сфере чистых понятий, в системе категорий

- философия природы – это развитие АИ в материальном мире

- философия духа – описывает процесс развития АИ в духовной культуре человечества:

А. Субъективный дух (сознание)

Б. Объективный дух (история)

В. Абсолютный дух – высшая ступень развития абсолютной идеи.

Именно в человеке и человеческой культуре завершается процесс познания абсолютной идеи появляется философия. Т.о. в философии Гегеля процесс познания мира рассматривается не как деятельность индивидуального субъекта, а как завершающий этап эволюции абсолютной идеи.

Важное достижение Гегеля – диалектический метод исследования: необходимость изучения любого предмета или явления в его развитии и в связи с другими предметами. Гегель основал диалектическую логику и открыл три закона диалектики:

- единства и борьбы противоположностей – указывается источник развития явлений природы, скрытый в самом объекте

- закон перехода количественных изменений в качественные – изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела

- закон отрицания отрицания – характеризует направление процесса развития как логическое противоречие и его снятия.

44. Антропологический материализм Фейербаха. Религия в системе материалистической философии.

Материализм Фейербаха носит антропологический характер, т.к. в центре философии, по его мнению должен находиться человек как высшее существо природы. Основной идеей философии стало рассмотрение познания сущности человека как ключа к решению всех философских проблем, всех противоречий. Человек – природное существо – ее сила , а не цель. Именно это обуславливает универсальность сущности человека. Фейербах указывал на следующие свойства человека:

- мышление и сознание

- общительность, т.е. человек приобретает свою сущность лишь в процессе общения.

Понятию человека он противопоставлял понятие природы. По сути природа – это та же материя. Она вечна, объективна и несотворена. Природа самодостаточна и независима от созерцания. В теории познания Фейербах был материалистом, он называл науку абсолютной (философской) природой. Процесс познания он сводил к отражению образов в сознании человека. Содержанием сознания Фейербах считал знание, а главным процессом – мышление. Источником познания считались чувства, т.е. Фейербах был сенсуалистом.

Основной задачей познания Фейербах считал разоблачение религии. По Фейербаху бог существует только в сознании людей. Основой критики религии стала теория естественного происхождения религии – перенос человеческих качеств во вне и их абсолютизация. Он называет следующие причины появления религии:

- боязнь стихии

- боязнь смерти

- невозможность познать тайну человека

- социальная несправедливость

Фейербах противопоставляет религии природу, вере в бога – веру в человека. Он критикует религию за несвободу и называет бога – отчужденной от человека силой.

Важным понятием в этике Фейербаха является понятие добра, которое соответствует человеческому стремлению к счастью. При этом эгоистическое стремление к счастью не порождает добро. Главным критерием морали Фейербах назвал благо человека. Важным принципом стало поклонение человеку как любовь человека к человеку (в материализме этот принцип один из основных)

45. Мировоззренческие основания позитивизма. «Философия науки» О.Конта

Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание м.б получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование.

Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Развитие человеческого знания прошло 2 стадии: теологческую (связано с верой в бога) и метафизическую (изучение мира как единого целого). Сейчас человечество находится на третьей стадии – позитивной, где главную роль играют наука.

Задачей позитивной философии Конт считает обобщение и систематизацию научных знаний о мире. Задача науки по Конту – это не изучение сущности и объективной связи м/у явлениями, а описание последовательности явлений, т.е. он отрицал возможность познания объективной истины.

Конт приводит следующую классификацию наук по степени сложности изучаемых объектов и уменьшению абстрактностей: матеметика, астрономия, физика, химия, физеология, социология, мораль. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем.

46. Основные этапы эволюции позитивизма.

Позитивизм – это философское направление, основанное на принципе, что подлинное положительно знание м.б получено лишь как результат отдельных специальных наук и их объединения, что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельные исследования реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм в своем развитии прошел несколько этапов:

- Классический (Конт, Спенсер, Милль)

Конт в своем труде «Курс позитивной философии» попытался преодолеть противоречия субъект-объектной метафизики, отказавшись от постановки и решения проблемы сущности бытия. Конт явился основателем социологии, он считал, что она должна заменить социальную философию, описывая конкретные явления социальной жизни и отказавшись от решения абстрактных проблем.

- Махизм (Мах, Авенариус) – появился в конце 19 века. Ставится задача очиститься не только от философии, но и от всех ненаучных размышлений, критикуется всякий опыт (эмпириокритицизм). Провозглашается отказ от деления на субъект и объект познания (субъективный идеализм). Главной задачей науки называется описание фактов опыта. Познание становится возможным только благодаря координации субъекта, когда он познанет сам себя, а через это – свое окружение.

- Неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн, Карнап) – это течение претендовало на анализ и решение актуальных философских проблем, выдвинутых развитием науки. В нем восполнен недостаток логики, которая по мнению неопозитивистов является сущностью любых рациональных суждений. Философия – это логический анализ, который дает не новое, а формальное знание. Происходит лингвистический переворот в позитивизме: элементарные факты обозначаются именами, а их сочетания – предложениями. Выдвигается мнение о необходимости проверки – верификации знаний.

- Постпозитивизм (Поппер, Лакатос, Кун). Постпозитивизм не является единой концепцией, а представляет собой множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму:

А) Поппер – Задача эпистемологии (философии научного знания) – это разрешение проблемы роста знаний. Этот рост достигается в дискуссии. Согласно Попперу в мире науки выживают самые непротиворечивые концепции. Теория носит гипотетический характер, т.е. ее образуют не законы, а правдоподобные утверждения, которые можно опровергнуть, фальсифицировать. Здесь на помощь приходит философия.

Б) Лакатос – выявил метедологию научно-исследовательских программ, подчеркнув важность сравнения одной теории с другой. Он подчеркивал важность моментов сравнения в процессе развития знания. Научно-исследовательские программы содержат несколько теорий, в которых должно быть твердое ядро, разрушение которого приводит к переходу к новой программе.

В) Фейерабенд – критикует кумулятивизм, по которому развитие знаний происходит в результате постепенного накопления. Он ярый сторонник тезиса о несоизмеримости теории, т.е. выступал за плюрализм в науке, считая каждую теорию приемлимой, если она принимается научным сообществом

Г) Кун – отводит важную роль парадигме, .т.е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию. Тем самым он подчеркивал, что наука – это результат деятельности научных коллективов, где большую роль играют социальные и психологические аспекты.

47. Философия жизни Ницше о сущности человека и смысле жизни

В основе философии Ницше лежали следующие основополагающие принципы:

- Ценность жизни как единственная безусловная ценность

- Существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем «воли к власти» (эта воля – основа права сильного, она превыше всех моральных, религиозных)

- Сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

С т.з. права сильного и понятия воли к власти Ницше выводит все основания своей морали. Он утверждает, что она возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. ОН призывал пересмотреть принципы христианской морали: «хорош тот, кто терпит страдания, болеет, мучается, а знатные и могущественные – отвергнуты богом».

По поводу формы гос устройства Ницше также придерживался положений и принципов «Морали господ», например он отвергал демократию – показатель упадка и разложения власти. Всем требованиям морали господ удовлетворят сверхчеловек – центральное и наиболее спорное понятие в этике Ницше. Существовали генетические характеристики сверх человека и фенотипические признаки. Кроме того существовала двойная мораль сверхчеловека: по отношению друг к другу – это дружелюбные люди, а по отношению к «чужим» – они руководствуются инстинктами. В качестве особенности сверхчеловека Ницше называл аристократичность, он презирал буржуазию – лишь по случаю возвысившуюся над другими. Лишь сильный человек способен удержать власть. Проблема в том, что сверхчеловека еще не существует, его надо создать, тогда он займет место бога.

48. Философские проблемы психоанализа. З.Фрейд о структуре личности и сущности культуры.

Психоанализ появляется в начале 20 века. Он обращен к человеку. З.Фрейд предполагал следующую структуру личности, которая формируется в зависимости от среды:

- бессознательное – «ОНО» – это подсознание, которое содержит инстинкты и неосознанные желания. Человек не контролирует и не знает о содержании своего подсознания. ОНО выходит наружу лишь в снах, оговорках и при сеансах гипноза.

- сознание – «Я» - содержит все мыслительные процессы, память, волю, внимание. Этот уровень является основным в структуре личности и наиболее изученным.

- сверхсознательное – «сверх-Я» - является внутренним цензором и содержит все нормы и моральные установки и принципы.

Причиной неврозов у человека является неспособность сознания удовлетворить требованиям «ОНО» и «Сверх-Я». Для решения этой проблемы З.Фрейд использовал метод психоанализа, заключавшийся в осознании проблем, лежащих в бессознательном. Культура по З.Фрейду – это результат сублимации, т.е. перенаправления энергии человека с неосуществимых желаний и потребностей на внешнюю среду.

49. Философия и марксизм о законах развития и принципах познания мира.

 Философия марксизма (40 г. 19в.) – диалектический материализм. Задача – устранение метафизики из материализма и освобождение деалектики от идеализма и соединение материализма и диалектики. Соц. фолософия марксизма – исторический материализм. Отказ от определения материи как субстанции, дали предельно широкое определение категории материя как объективной реальности отражаемой в человеческом сознании. Атрибуты материи – движение, время, пространство. Диалектика природы Энгельса. 5 форм движения (5 уровней организации материи) – механич., физич., химич., биологич., соц. Сознание – высшая форма отражения объективного мира, продукт высоко-организованной материи – человеческогомозга. Учение о сознании – теория отражения. Формы отражения – рефлексы, ощущения, восприятия, представления и ручное мышление. Возникновение и развитие сознания – в «деятельностной теории» антропосоциогенеза. 3 гл. фактора: труд, развитие речи, «гоминидная триада» (прямохождение, развитие рук и мозга). Гл. категория для диалектич. и историч. материализма – категория практики. Мир – конкретная целовеч. предметно-чувственная деят-сть. Историч. материализм основан на материалистич. понимании истории и экономич. деторминизме. Источник общественнгого развития – способ производства материальн. благ. Гл. закон общественного развития – закон соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил.

50. Основные направления зарубежной философии в 20в.: неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

Неопозитивизм (Рассел, Карнап, Витгенштейн) – течение, претендующее на анализ и решение актуальных, философских и методологических проблем, выдвинутых развитием науки. Здесь восполнен недостаток логики. Попытка обосновать науку законами логики, т.к. она сущность любых рациональных суждений. Философия – логический анализ, котор. дает формальное знание, но новое не дает. Теперь базовые научные данные – высказывания. => лингвистический переворот в позитивизме (реформа научного языка). Обозначаются элементарные факты (объекты) – именами, их сочетания – предложениями (атомарные, базисные, элементарные, протокольные). Но чтобы получить достоверные знания необходимо проверить (верифицировать) предложение. Принцип верификации (проверка истинности) – научным можно признать только такое положение, котор. м.б. сведено к опыту и проверено на опыте. Недостатки: не всё подвергается верификации (например, люди смертны, но как это проверить). На этом этапе заговорили о статусе философии.

Экзистенциализм – философия жизни и экзистенциализм пытались преодалеть ограниченность рацианализма эпохи просвещения. Э. (философия существования) отказывается от постановки традиционной проблемы сущности человека. Цель: описание модусов человеческого существования. Э: атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер) и религиозный (Ясперс, Бубер, Марсель). Человек – существо выброшенное в мир и вынужденное приспосабливаться к его условиям. Жизнь – бытие к смерти (бытие к ничто). Важные св-ва человеческой личности: 1) интерциональность – вынесенность сознания во вне. 2) трансцендирование – стремление преодолеть собств. ограниченность (атеистич. направление: преодоление ограниченности – стремление к пустоте  => жизнь человека лишена смысла; религиозное: следует наделить жизнь человека смыслом допустив существ-е бога, развитие человека – стремление к бождественному началу). Гл. проблемы Э.: 1) проблема свободы человека – человек не может освободиться от условий своего существования, но может бороться против абсурдности бытия. 2) проблема общения. Подлинное общение между людьми – бунт против абсурлного бытия. Люди обречены на неподлинное общение. Человек не стремящийся к свободе и подленному общению – неодушевленный предмет природы.

Неотомизм – обновленная философия Фомы Аквинского, официальная философская доктрина католич. церкви (Жильсон, Маритен). Потребность соединить достижения европ. рационализма и науки с христианской религией и неотеологией. Задача – воспроизведение основных идей средневековой христ. философии. Мартен: необходимо вернуться к средневековой ясности и надличной объективности, примерить веру и разум. Жельсон: гл. задача философии применить открытия философии и науки для обоснования теологии. Проблема сущности бытия и человека. Бытие иерархично, высшая ступень – чистое бытие, высшая сущность – бог. Сущность любой вещи – мера ее участия в бесконечном бытии бога. Сущность человека – бессмертная душа образующая основу личности. Атрибуты личности – свобода, самосознание и творчество. Типы отношения личности к обществу – индивидуализм, коллективизм, солидаризм, т.е. духовная общность основанная на христианской любви к ближнему. Гносеология неотомизма основана на учении об аналогии сущего (познание творца через творение).

51. Философия прагматизма.

Прагматизм – американская разновидность позитивизцкой философии. (греч. Прагма –дело действия.) представители – Пирс, Джеймс, Дью и др. Пирс сформулировал прагматич. правило: понятие постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Познание объекта есть выяснение возможных практических последствий нашего взаимодействия с этим объектом (в ст. «как сделать наши идеи ясными») Джеймс: 1) наши идеи верования и убеждения – фактические правила для действия. Для того, чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должы лишь определить тот способ действия (поведения), котор. оно способно вызвать. В этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения. 2) идеи истины, т.к. помогают установить связь между различными частями опыта, усвоить его по средствам концептуальных схем. Критерием истинности, идей, утверждений, убеждений яв-ся успех деят-сти основанный на них. 3) существуют истинные религиозные верования, т.к. верующие люди более успешны.

52. Особенности формирования и основные этапы русской философии.

Особенности русской философии:

1) Рус Фил возникла в период формирования классового общества минуя этап рабовладельческой демократии, следовательно – более тесная связь с религией (надстройка феодального общества). На развитие русской философии и общественной мысли оказали два направления православия 15 и 16 веков: Исихазское (нестяжательсво) и Иосифлянское. Эта связь определяла развитие философской мысли до второй половины 18 века.

2) Религиозные конфликты между западной и восточной церквями затрудняли идейный диалог России с Европой (наиболее острая проблема русской общественной мысли). Представление о миссионерской (спасительной роли России в истории человечества.

3) Длительный период ученичества русской философской мысли и ориентации на западную философскую мысль. Закончился в 19 веке.

4) В российской философии практически отсутствует гносеологическая проблематика, преобладавшая в запанной философии. Субъективизм, рационализм не были ограничены, поэтому в российской философии преобладала антропологическая этическая и историософская (религиозная философия истории) проблематики. Главная идея – православная идея соборности – духовное единство общества, в котором сохраняется свобода каждой человеческой личности. Отсутствие склонности к анализу метафизики и рационализму в русской религиозной философии обернулось в стремлении к духовному синтезу в сфере познания, морали и социальной жизни.

Этапы русской философии (Зиньковский):

1)Пролог русской философии

а)От возникновения философской мысли до эпохи Петра 1

б)18 век – период ученичества. 3 течения: русское, польтерьянство, русский гуманизм, русское масонство.

2)19 век до 70х годов (до возникновения философских систем)

3)С 70х гг 19 века до 1917 г. (период возникновения философских систем)

4) После 1917 года (эмиграция) – российская философия вышла на путь мирового влияния.

53. Спор о судьбе России в философии западников и славянофилов.

Истинное противостояние славянофилов и западников заключалась в различном подходе к пониманию основ, начал русской и западноевропейской жизни, к роли России в мировой истории.

С/ф: самобытность России видели в крестьянской общине, православии и соборности русского народа. Представители: Киреевский, Самарин, Хомяков, Аксаков.

Киреевский – принцип непротиворечивой целостности, устранение болезненных противоречий м/у умом и верой. Религии надо отдать все права духовного лидера.

Хомяков – Истинное христианская религия – православие, т.к. в католицизме есть единство, но нет свободы, а в протестантизме – наоборот. В православии – соборность или общность, сочетание единства и свободы, опирающиеся на любовь к богу. Т.о. соборность, единство, свобода и любовь – ключевые идеи Хомякова. Хомяков рассматривает социальную среду как совокупность случайностей препятствующих проявлению качеств личности.

Многообразие взглядов с/ф объединяет общая позиция – признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний.

Западники: Европейская культура – это последнее слово в мировой цивилизации, необходимо полное культурное воссоединение с западом, использование опыта его развития для процветания России. Представители: Чаадаев, Герцен, Чернышевский.

Чаадаев: Признавал отсталость России, но подчеркивал ее особое предназначение. Отсталость России обусловлена тем, что провидение исключило ее из своего действия. В русской отсталости есть какой-то высший смысл, она предопределена. Ее следствие станет выполнение высокой миссии – решение исторических задач, стоящих перед миром. Сближение России и запада – не механическое заимствование западного опыта, а объединение на общей христианской основе.

Герцен: для его философии характерно синтетичность, народность и всеохватность. Одна из главных – идя единства природы и человека, исторического опыта и рационального мышления, индивида и народа, естествознание и философия. Будущее России Герцен связывал с идеалами социализма, да и сам был основателем народничества. Идеальное общество – это общество без насилия и антагонизмов.

Чернышевский: материальные условия быта имеют первостепенное значение для жизни человека. Его философии велика роль этики и эстетики.

54. Философия русской истории П.Я. Чаадаева

Особое место в русской философии 19 века, а точнее в запаничестве занимает Чаадаев – мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России 19 века, положивший начало идеям западников. Свое философское миропонимние он излагает в «Философских письмах» и «Апологии сумасшедшего» (разъяснение философских писем). Основное место в философском творчестве Чаадаева занимает проблема философии истории и проблема человека. Он интересуется не внешними проявлениями исторического процесса, а его высшим смыслом. Чаадаев подчеркивает, что история осуществляется божественной волей. По его мнению основой философии истории является провиденциализм, т.е. вера в силу божественного провидения в развитии исторического процесса, причем эта вера не отвергает, а напротив подчеркивает и утверждает роль и значение человека в историческом процессе.

Философское восприятие мира Чаадаевым носит объективно-идеалистический, религиозный характер. Он критикует рационализм и индивидуализм. Назначение человека – замена личного бытия социальным, безличным. Преодоление индивидуализма – это объективная закономерность человеческой истории, и задачу эту он связывает именно с русской философией и особенностями русской духовной жизни. Интерес представляют политические взгляды Чаадаева: критикуя крепостничество он размышляет об установлении новых отношений м/у людьми, отсутствии социального неравенства и розни. Т.о. значимость Чаадаева в развитии философской мысли в России 19 века очень велика, ведь он положил начало западничеству и во многом определил дальнейшее развитие русской философии.

55. Л. Н. Толстой о смысле жизни.

Одна из главных проблем- проблема смысла жизни. Основные работы: «Исповедь», «В чём моя вера?», «Царство- Божие внутри нас»

мира- вес этот бесконечный мир как единое – Дух (Бог), к существованию которого сводится всё бытие.

Бог- нечто, неопределённое начало духа, живущее в всём и в каждом человеке.

Нечто- является и хозяином, вселяющим поступать нравственно, творить добро, отклоняться от зла.

Христос- некий нравственный закон, следуя которому человек спасается, т.е. становится счастливым в земной жизни, опирая только на свои силы.

Главная задача человека- следовать божественным заповедям, ибо только так можно понять смысл жизни и найти путь её правильного устройства.

Нравственное совершенствование человека- сущность жизни.

Жизнь воспринимается им в двойственном ракурсе: жизнь в цивилизации и первичная жизнь (природная)

Жизнь в цивилизации(культурная, социальная) – лживая, призначная в сущности ненужная человеку.

Первожизнь- вечная природа, звёздная жизнь, рождение и смерть, труд.

И все жизненные процессы направляет непогрешимый, всемирный, всепроникающий Дух. Только такое натуральное начало жизни и её первозданная гармония могут способствовать земному счастью человека.

В каждом человеке раскрывается особое, лишь ему одному присущее отношение к миру. Это и образует индивидуальность человека.

Но осознание своей отдельности происходит только из- за телесности человека(тело не определяет сущность человека)

Настоящее проявляет себя только в «разумном сознании», Боге.

Цель жизни- усиление и увеличение божественного бытия- золотое правило нравственности- этика ненасилия.

Главный принцип  человеческой жизни – любовь. Противопоставляется этому принципу- насилие. Люди не следуют этому принципу значит они Сущность привыкли к насилию.

56. Философские взгляды Достоевского.

Основные проблемы ф-фии Достаевского:

1) Проблема сущности человека. Она двойственна. Сердце человека- поле битвы, на к-ром сражаются дьявол и Бог. Индивидуализм- период чел-кого уединения. Чел-к- не индивид, а часть общей целостности. Сущность человека соборна. 2) Проблема свободы личности(Братья Карамазовы). Свобода- не есть последняя правда в человеке, а то, к добру или ко злу чел-к идет  в своей свободе- к обособлению своей индивидуальности или к единению с Богом.3)Проблема разума и веры. Разум- ставит сомнения, а вера их снимает. Сознание и истина- не есть достижение одного лица(это момент диалога, общения). Истина полифонична.4) Развитие человека и мира. Оно заключается в духовном преображении, т.о. цель исторического процесса смещается из будущего в настоящее (дух. развитие не предполагает временного промежутка).

Красота спасет мир. Истина, добро и красота – три атрибута божественной сущности. Красота – явление бога в мире; -истина, непосредственно переживаемая, а не понимаемая.

57. «Философия Всеединства» В.С.Соловьева

Соловьев – выдающийся мыслитель в русской философии. Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений и критиковал их за отвлеченность и односторонность. Соловьев считал, что предельно высшим единство сущего является бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности. Именно бог олицетворяет всеединство сущего, объединяющее неисчислимое множество предметов. Все материальное одухотворено божественным началом и выступает в качестве Мировой души (энергии, одухотворяющей все существующее). Связь мира с мировой душой возможна благодаря мудрости – Софии.

По Соловьеву сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину – как проявление разума и красоту как проявление чувства. Соловьев заложил основу оригинального и глубоко продуманного принципа русской философии – принципа всеединства. Он развил тенденцию к синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального типов философствования.

Реальный мир – это самоопределение или воплощение абсолютно-сущего.

Целью истории Соловьев считал богочеловечество (представитель – Иисус Христос), как некого синтеза человечества и бога, союз, вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле царства Божьего. Залогом такого всеединства является объединение западной и восточной церквей (католичества и православия).

Рассматривая проблему человека и общества, он утверждал, что человек – это вершина творения бога. Общество – это расширенная личность, а личность – это сосредоточенное общество.

В теории познания Соловьев говорил о едином нерациональном знании, в котором наука представляет лишь внешнюю сторону, религия отвечает за гносеологию, а главный смысл кроется в этике. Причем главным принципом этики становится любовь, как преодоление эгоизма: человек должен признавать абсолютное значение не только за собой, но и за другими людьми.

Соловьев оказал большое влияние на русскую философию и мировоззрение русских мыслителей.




1. Предбрачный период ухаживания и влияние его на устойчивость современной семьи
2. психология появился впервые в 16 в
3. Лабораторная работа 1
4. ТЕМА- ПРАВОНАРУШЕНИЯ
5. ЛЕКЦИЯ 1. Предмет задачи и методология социальной психологии Социальная психология как самостоятельная
6. Оценка существенности искажений
7. Відкрита природнича демонстрація біологія очний тур
8. Развивающая учеба как средство активизации познавательных интересов учеников
9. своему уникальны и для каждой конкретной ситуации решение должно вырабатываться отдельно.
10. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.html
11. вариант источника света уличный светодиодный светильник Strd 42 замена светильникам ЖКУ РКУ обладающих целы
12. Системный анализ по жилищной проблеме приобретения собственного жилья
13. Строительство резервуарного парка нефтеперерабатывающего завода
14. Символ идеал кано
15. Усадьба Знаменское-Садки по новым архивным материалам
16. Глава XXXДЖОН ДЬЮИ Общепризнано что Джон Дьюи род
17. Водород как альтернативный вид топлива
18. Я пропоную однуєдину річ- свободу свободу чесного публічного обговорення національного питання свобод
19. на тему- Экстирпация глазного яблока Выпол
20. Информатика - шпаргалка на украинском языке