Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Семинар "Социальная философия"
7. Общество как предмет социальной философии. Марксистское понимание общества и общественного развития.
Социальная философия - размышление об обществе как системе вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью вместе с другими людьми. Эти формы и связи могут не совпадать с тем как мы их себе представляем. (Маркс).
Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.
Существует два подхода к анализу проблемы "человек и общество". 1. (Платон, Дюркгейм. Маркс). Общество - целостная система, не сводимая к особенностям взаимодействующих индивидов.
Современная социальная философия рассматривает общество как сложную иерархическую систему общественных отношений между индивидами и социальными группами, социальными организациями и институтами. В плане философского бытия, картины мира (онтологический подход), общество выступает как особый вид объективной реальности, особая форма бытия, ступень космической эволюции, которая представляет собой процесс жизнедеятельности человечества, составную часть универсума. В этом аспекте социальное целое выступает как выражение единства общества и природы, т.е. общество есть результат материальной деятельности человечества, воплощение его стремлений.
Социальная философия подчёркивает взаимосвязь и взаимодействие общества и природы. Природа - это не только естественная среда жизни людей, но и объект деятельности общества. Человечество расширяет «поле» своей деятельности.
Человеческая жизнедеятельность изначально коллективна. Общественные отношения - многообразные связи возникающие между социальными общностями людей (социальные группы, классы, нации), а также внутри них в процессе их жизнедеятельности. Чем выше общественное производство, тем шире круг людей, деятельность которых реализуется в процессе производства. Общество как объект социально-философского анализа - это, прежде всего, целостная, сложно структурированная иерархическая система. Как любая система она включает в себя взаимосвязанные подсистемы, называемые сферами общества. Учитывая, что каждая из сфер общества, рассматривается как определённый уровень в структуре социального целого, в социальной философии выделяют следующие сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную области общественной жизни.
Наиболее широкими подсистемами являются материальная и духовная сферы , ибо охватывают наиболее широкие области жизнедеятельности людей. Материальная или экономическая сфера включает в себя проявление материально-производственной деятельности людей в рамках определённых общественных отношений, процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, диалектику развития средств, условий и способов производства и т.д. Духовная сфера - это результат развития духовного производства, трансляции духовной культуры, воспитания и образования. Социальная сфера общества включает в себя различные социальные общности людей : классы, социальные слои и группы, нации, трудовые коллективы и т.д. , их взаимодействие. Политическая сфера включает в себя политическое сознание, политические институты и организации, политические отношения и действия. Функционирование и развитие политической сферы неотделимо от решения такого вопроса, как вопрос о власти.
Все сферы общества взаимосвязаны между собой, представляя целостное единство. Их развитие и изменение составляет внутреннюю логику исторического процесса, основу самоорганизации и саморазвития общества.
Изучение основных сфер общества в их совокупности, позволяет получить представление об обществе в целом.
Познание общества - это важная задача социальной философии. Выявляя основополагающие факторы общественного развития, социальная философия описывает общество во всём богатстве и многообразии его связей, во всей сложности бытия и развития.
Марксистская философия это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (18181883) и Фридриха Энгельса (18201895), а также взгляды их последователей. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация многих категорий. Философские понятия и построения марксистской классики во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологизма Фейербаха. Объективный идеализм Гегеля превращается в новую форму материализма, в его учении молодые' Маркс и Энгельс увидели способ преодоления разрыва между идеалом и действительностью. Антропологическая философия Фейербаха с ее акцентом на отдельного человека трансформируется в социально-философскую и философско-историческую концепцию, которую Маркс и Энгельс разрабатывали совместно. В ней они обосновывали необходимость человеческой свободы и эмансипации, саморазвития и совершенствования.
Маркс и Энгельс исходили из убеждения, что нельзя изменить мир посредством идей, изменения сознания. В «Тезисах о Фейербахе» (1845) Маркс критикует весь предшествующий материализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм за понимание человеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому он противопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной. По Марксу, общественная жизнь является «по существу практической». Так в философию вводится новая предметная область сфера преобразовательной деятельности людей, которую философия раньше игнорировала.
По Марксу, производственные отношения формируют классовую структуру общества, где одни классы господствуют, а другие подчиняются, этим отношениям (которые Маркс характеризует как «экономический базис» общества) должны соответствовать и другие общественные отношения, и прежде всего юридические и политические, а также определенные формы общественного сознания, в которых все это так или иначе осознается. Господствующий класс в том или ином обществе заинтересован в сохранении и укреплении своего господства, и он добивается этого с помощью права и государства, а также посредством распространения определенных взглядов, которые Маркс и Энгельс называют идеологией. Основная задача идеологии представить соответствующий классовый строй как «нормальный», «естественный», «цивилизованный», отвечающий разуму или природе человека и т. п. Тем самым идеология выдает интерес господствующего класса за общий интерес всех членов общества. Поэтому, с точки зрения Маркса и Энгельса, реальные отношения предстают в идеологии в перевернутом виде, как в камере-обскуре. В истории наблюдаются разные типы производственных отношений, и каждый раз отношения людей между собой обусловливаются их отношением к средствам производства. Если одни люди владеют средствами производства, а другие нет, то этим последним ничего не остается, как работать на первых, на собственников, владельцев. Отсюда происходит разделение людей на классы, образующие в обществе социальную иерархию господства: рабовладельцы господствуют над рабами, феодалы над крестьянами, капиталисты над рабочими. Отсюда же вытекает возможность дать периодизацию истории, классифицируя типы общества общественные формации в соответствии с различными формами собственности на средства производства, с разными способами производства.