Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
4. Взгляды Дж. Локка на государство и естественные права человека
Дж. Локк считает, что до появления государства люди находятся в естественном состоянии, а это «состояние полной свободы». Это состояние полной свободы характеризуется свободой действий и правом распоряжения своим имуществом. Отсутствием необходимости спрашивать разрешения у кого-либо и независимостью от чьей-либо воли. Так же естественное состояние это «состояние равенства» . При состоянии равенства никто «не имеет больше другого».. Естественное состояние управляется законом природы и разумом. Этот закон природы и разум учат людей тому, что «поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого». Для того, чтобы соблюдался закон природы «каждый обладает правом наказания нарушителей этого закона». Без власти, способной заставить исполнять закон природы и обуздать нарушителей, закон становиться бесполезным. А так как в естественном состоянии имеется равноправие, то такую власть имеет каждый. Но эта власть не абсолютна, а лишь в той мере, в какой предписывает рассудок для возмездия, необходимой для предотвращения преступления закона другими. «И в этом случае и по этой причине каждый человек имеет право наказать преступника и быть исполнителем закона природы» . Люди выходят из естественного состояния тогда, «когда люди взаимно соглашаются вступить в единое сообщество и создать одно политическое тело». Но кроме естественного состояния Локк предполагает «состояние войны». Состояние войны, по Локку, непостоянно, а лишь возникает в естественном состоянии. Люди находятся в состоянии войны лишь тогда, когда возникает «сила или заявление о готовности ее применить в отношении другого лица, когда на земле нет никого высшего, к кому можно было бы обратиться за помощью». «Именно отсутствие возможности подобного обращения, уточняет Локк, дает человеку право вести войну против агрессора, хотя бы он являлся членом общества и был собратом по гражданству» . Но, исчерпав себя, состояние войны сходит на нет. «Когда же применение силы больше не имеет места, тогда состояние войны прекращается». При этом Локк указывает, что состояние войны может быть бесконечно «из-за отсутствия действующих законов и судей, обладающих властью, к которым можно обратиться». Жизнь в состоянии войны не естественна для человека. «Избежать этого состояния войны вот главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния». Кроме естественного состояния у человека есть «естественная свобода». Естественная свобода ничем не ограничена, кроме закона природы. Но естественная свобода человека в обществе ограничена той законодательной властью, «которая установлена по согласию в государстве, и не находится в подчинении чьей-либо воли и не ограничена каким-либо законом, за исключением тех, которые будут установлены этим законодательным органом в соответствии с оказанным ему доверием». Жизнь общества не в естественном состоянии Локк называет гражданским обществом или «политическим обществом». Локк даёт такое определение политического общества «Те, кто объединены в одно целое и имеют общий установленный закон и судебное учреждение, куда можно обращаться и которое наделено властью разрешать споры между ними и наказывать преступников, находятся в гражданском обществе…» . Главное отличие политического общества от других людских обществ (семьи, господских владений) заключается в передаче права индивидуума самостоятельно судить и наказывать преступника всему обществу и закону, установленному этим обществом. Только когда люди передают обществу или законодательной власти право создавать законы, необходимые для общественного блага, только тогда они переходят из естественного состояния в государство. Джон Локк считает, что абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом. Потому как отсутствует «органа власти, куда каждый член этого общества может обратиться, понеся какой-либо ущерб или в случае любого возникшего спора». В руках абсолютного монарха находится вся законодательная и исполнительная власть. И любой член общества может пострадать от несправедливого решения такого человека. Такой человек есть в любом обществе, находящемся в естественном состоянии.
Главной целью объединения людей в государство является сохранение ими своей собственности. При создании государства люди отказываются от части прав, которыми они обладают при естественном состоянии и «передают их в руки общества» . При этом «власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага». Также «кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов». И все действия законодательной или верховной власти должны осуществляться «только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа». Джон Локк считает возможным множество форм государства (демократия, олигархия, монархия, наследственная монархия, выборная монархия и т.д.). Так же могут быть смешанные варианты. Всё зависит от формы правления в государстве. Форма правления определяется тем, «у кого находится верховная власть, которая является законодательной». Таким образом, любая верховная власть или власть законодательного органа не является абсолютной в отношении общества. Так как подчиняется «установленным постоянным законам», которые являются согласием общества. Только согласие общества является законом. Следовательно, «издавать законы не может иметь права никто, кроме как с согласия этого общества». Так как законодательный орган действует «по доверию от общества», то каждый член общества обязан подчиняться власти этого органа и не может быть обязан подчинению какой-либо другой власти, кроме как верховной. Джон Локк указывает на 4 ограничения верховной власти, которые являются результатом установленных постоянных законов. Верховная власть не может быть деспотичной, так как не обладает большими правами чем те, которыми обладали люди, её установившие. Верховная власть не имеет права повелевать посредством «произвольных деспотических указов», так как любые законы должны быть опубликованы и приняты обществом. Верховная власть не может «лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия» , потому как именно сохранение собственности является целью создания государства. Законодательный орган не может передавать, кому-либо право издавать законы, так как общество наделило законодательный орган этими функциями и только народ имеет право передать эти функции кому-либо другому. Так же Джон Локк определяет полномочия законодательной власти государства, определённые обществом. Управление посредством «опубликованных установленных законов» , которые являются равнозначными для всех вне зависимости от социального статуса. Цель устанавливаемых законов блага народа.
(не обязательно)
Повышение налогов не может происходить без согласия народа. Невозможность передачи законодательным органом законодательной власти кому-либо. Поддержание режима свободы, реализация «главной и великой цели» политического сообщества непременно требуют, по Джону Локку, чтобы публично-властные правомочия государства были четко разграничены и поделены между разными его органами. Правомочие законодательной власти принимать законы полагается только представительному учреждению всего общества. Компетенция претворять законы в жизнь принадлежит исполнительной власти. Дело ведать отношениями с иностранными государствами принадлежит федеративной власти. Имея в виду не допустимость узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти, он наметил принципы связи и взаимодействия «отдельных ее частей». Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первой место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране.