Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

рисунок и различные виды его печатных воспроизведений- гравюра литография офорт цветная гравюра кслило.

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Графика (oт греч.  grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который  связан  с  изображением  на  плоскости. Отражая действительность графика создаёт видимые формы в  условном пространстве. Для неё характерно преобладание линий и штрихов, применение контрастов белого и черного и минимальное  использование цвета.

Виды графики - рисунок и различные виды его  печатных воспроизведений: гравюра, литография, офорт, цветная гравюра, кслилография, линогравюра. Рисунку подвластны любые жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический… Рисунок - средство познания и изучения действительности. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению. 

ВИДЫ РИСУНКА

Набросок – это рисунок сделанный очень быстро. В наброске художник стремится изобразить основную мысль, увиденную в натуре. Он является прообразом будущей работы. 

Зарисовка – более долгий «изучающий» рисунок.

Учебный рисунок служит освоением правил изображения, грамоты изобразительного языка.

Творческий рисунок всегда особенный, в нем автор стремится выразить то, что ему кажется интересным.

Гравюра (от фр. вырезать). Один из видов графики, позволяющий получать печатные оттиски художественных произведений  на бумаге  с  печатной  формы – доски  из дерева, металла, линолеума и т. д..

Литография - литографией называется гравюра на камне. Печатной формой является литографический камень (известняк).

Офорт - Оттиск художественного произведения, выполненного на металле, покрытом специальным лаком. Изображение получается путем процарапывания лака и травления кислотой. Техника офорта позволяет достичь

большой легкости и свободы штриха в рисунке.

Цветная гравюра - Выполняется с нескольких  досок, на каждую из которых  наносится одна определенная краска. Один  лист  бумаги  последовательно  прокатывается  через  эти  доски,  чтобы  получить необходимые  чистые  и  смешанные  цвета.  

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов.

Станковая графика (станковый рисунок)

Станковая графика - род искусства графики, произведения которого: - самостоятельны по назначению и форме. Основными видами станковой графики являются: станковый рисунок и станковый лист печатной графики (эстамп). Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выставочные коллекции и экспозиции.

Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)

Книжная графика — один из видов графического искусства. Сюда относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. С появлением первых еще рукописных книг появился шрифт, и он также относится к графике, поскольку сама по себе буква является графическим знаком.

Журнальная и газетная графика Журна́л и газета— печатное периодическое издание. Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определённых идеологических групп. С появлением технологий компьютерной верстки журналы и газеты стали основным рекламным носителем. С появлением интернета, журналы стали появляться и в сети.

Виды журналов:

Журналы, как и газеты, классифицируются: по периодичности — не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца или реже; по формату; по тематике; по характеру подачи информации (стиль). Из-за того, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведения итогов и т. д.

Компьютерная графика Компью́терная гра́фика (также маши́нная гра́фика) — область деятельности, в которой компьютеры используются как инструмент для создания изображений, так и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.

Миниатюра (вариант книжной графики) Миниатюра — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.

Промышленная графика Промышленная графика, вид прикладной художественной графики. П. г. обслуживает сферу производства и сбыта промышленной продукции (товарные ярлыки, фирменные знаки, упаковки, издательские марки; рекламные издания — каталоги, буклеты, проспекты и др.) и сферу управления производством (деловые бумаги — бланки, конверты и др.). По своим задачам П. г. тесно соприкасается с торгово-промышленной рекламой, нередко являясь её составной частью. В произведениях современной П. г. одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решение. П. г. происходит от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. П. г. окончательно сложилась в конце 19 в., когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе, оформлении упаковок и др. К этому же времени относятся первые попытки создания единого фирменного стиля. П. г. занимаются специальные художественные бюро: созданные по заказу фирм разработки идут лишь под маркой этих бюро, а художники-исполнители остаются, как правило, безымянными.

И некоторые другие виды графики.

в газетно-журнальной индустрии— карикатура, а в торговой и театральной индустрии – плакат. Так же плакат выполняет задачи политической агитации (в России прародителем агитационного плаката считается В.В.Маяковский).

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Основные понятия компьютерной графики

Компьютерная графика – это наука, предметом изучения которой является создание, хранение и обработка моделей и их изображений с помощью ЭВМ, т.е. это раздел информатики, который занимается проблемами получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) на компьютере.

В компьютерной графике рассматриваются следующие задачи:

  1.  представление изображения в компьютерной графике;
  2.  подготовка изображения к визуализации;
  3.  создание изображения;
  4.  осуществление действий с изображением.

Под компьютерной графикой обычно понимают автоматизацию процессов подготовки, преобразования, хранения и воспроизведения графической информации с помощью компьютера. Под графической информацией понимаются модели объектов и их изображения.

Область применения

Область применения компьютерной графики не ограничивается одними художественными эффектами. Во всех отраслях науки, техники, медицины, в коммерческой и управленческой деятельности используются построенные с помощью компьютера схемы, графики, диаграммы, предназначенные для наглядного отображения разнообразной информации. Конструкторы, разрабатывая новые модели автомобилей и самолетов, используют трехмерные графические объекты, чтобы представить окончательный вид изделия. Архитекторы создают на экране монитора объемное изображение здания, и это позволяет им увидеть, как оно впишется в ландшафт.

Можно рассмотреть следующие области применения компьютерной графики.

Научная графика

Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи рассчитанных конструкций. Первые графики на машине получали в режиме символьной печати. Затем появились специальные устройства — графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и графиков чернильным пером на бумаге. Современная научная компьютерная графика дает возможность проводить вычислительные эксперименты с наглядным представлением их результатов.

Деловая графика 

Деловая графика — область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки — вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Конструкторская графика 

Конструкторская графика используется в работе инженеров—конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом САПР (систем автоматизации проектирования). Средствами конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трехмерные изображения.

Иллюстративная графика 

Иллюстративная графика — это произвольное рисование и черчение на экране компьютера. Пакеты иллюстративной графики относятся к прикладному программному обеспечению общего назначения. Простейшие программные средства иллюстративной графики называются графическими редакторами.

Художественная и рекламная графика 

Художественная и рекламная графика — ставшая популярной во многом благодаря телевидению. С помощью компьютера создаются рекламные ролики, мультфильмы, компьютерные игры, видеоуроки, видеопрезентации. Графические пакеты для этих целей требуют больших ресурсов компьютера по быстродействию и памяти. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических изображений и "движущихся картинок". Получение рисунков трехмерных объектов, их повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объемом вычислений. Передача освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчетов, учитывающих законы оптики.

Компьютерная анимация 

Компьютерная анимация — это получение движущихся изображений на экране дисплее. Художник создает на экране рисунке начального и конечного положения движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения. Мультимедиа — это объединение высококачественного изображения на экране компьютера со звуковым сопровождением. Наибольшее распространение системы мультимедиа получили в области обучения, рекламы, развлечений.

Графика для Интернета 

Появление глобальной сети Интернет привело к тому, что компьютерная графика стала занимать важное место в ней. Все больше совершенствуются способы передачи визуальной информации, разрабатываются более совершенные графические форматы, ощутимо желание использовать трехмерную графику, анимацию, весь спектр мультимедиа.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Графические файлыэто файлы, в  которых хранятся любые типы графических данных, предназначенных для последующей визуализации. Способы организации этих файлов называется графическим форматами. После записи в файл, изображение  перестало быть изображением, оно превратилось в  данные, причем их формат  может быть изменён. Формат электронных таблиц и текстовый могут быть использованы для хранения графических данных, но графическими они не являются.

Графический формат – это способ записи данных, описывающих графическое изображение. Они разработаны для эффективной и логичной организации и сохранения графических данных в файле. Почти каждая прикладная программа создает  и сохраняет некоторые виды графических данных. Сейчас многие программы поддерживают смешанные форматы, что позволяет включать растровые, векторные и текстовые данные друг в друга.

В компьютерной графике для указания местоположения графического объекта используются математические координаты, но т.к. устройство отображения – это реальный физический объект, то существует различие между физическими и логическими пикселями.

Физические пиксели – реальные точки, отображённые на устройстве вывода, т.е. это наименьшие физические элементы поверхности отображения, которые можно обрабатывать аппаратным и программным способом. Так как физические пиксели занимают определённую площадь поверхности отображения, то на расстояние между двумя соседними пикселями вводятся ограничения.

Логические пиксели – это математические координаты, которые имеют местоположение, но не занимают физическое пространство. Поэтому при отображении значения логических пикселей в физические пиксели экрана должны учитываться реальный размер и расположение физических пикселей

Графические данные делят на 3 класса:  векторные, растровые, фрактальные

ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА

в векторной графике основным элементом изображения является линия (при этом неважно прямая это линия или кривая). Линия – это элементарный объект векторной графики.

Все, что есть в векторной иллюстрации состоит из линий. Простейшие объекты объединяются в более сложные, например, объект четырехугольник можно рассматривать как четыре связанные линии, а объект куб можно рассматривать либо как 12 связанных линий, либо как 6 связанных четырехугольников. Из-за такого подхода векторную графику часто называют объектно-ориентированной графикой.

Основной принцип представление векторной графики состоит в том, что описываются только основные точки изображения, а все промежуточные достраиваются между ними по определенным математическим законам. Например, для построения отрезка прямой, достаточно указать координаты концов отрезка, а также сделать пометку о том, что соединяющая их линия – прямая. Для описания окружности достаточно задать ее центр, указать радиус и сделать помету «окружность». Такой подход резко снижает накладные расходы на хранение данных. Кроме того, изменение (размер, положение и т.п.) того или иного элемента происходит очень легко.

Кривые Безье.  Для описания векторного графического объекта существует множество способов. Самый удобный и распространенный из них – это так называемые «кривые Безье». Кривые Безье названы так в честь французского математика Пьера Безье, впервые предложившего их в начале 70-х годов фирме «Рено» для моделирования обводов кузова легкового автомобиля. Кривые Безье используются во всех современных программах, работающих с векторной графикой.

Его суть сводится к следующему. Любая геометрическая фигура разбивается на несколько относительно простых участков, которые называются сегментами. Кривая Безье состоит из одного или нескольких сегментов. Начало и конец каждого сегмента называют опорными точками. Еще две точки отвечают за форму кривой и называются управляющими точками или точками направления. Эти точки определяют угол наклона и кривизну в точке выхода из узла (опорной точки). Используя эти четыре точки можно задать любую кривую, а из нескольких таких кривых можно составить фигуру любой сложности.

На практике средства векторной графики используют для оформительских, чертежных и проектно-конструкторских работ. В векторной графике легко решаются и вопросы масштабирования. Если линии задана толщина, равная 1 мм, то, сколько бы мы не увеличивали или уменьшали рисунок, эта линия все равно будет иметь только такую толщину, поскольку это одно из свойств объекта, жестко за ним закрепленное.

Самыми распространенными пакетами векторной графики являются – Adobe Illustrator и  CorelDRAW.

Эти два упомянутых пакета обладают широкими возможностями работы с векторными объектами, текстом и комбинирования их с растровой графикой. Все они позволяют: создавать и редактировать произвольные контуры, заполнять их сложными заливками (градиентами, текстурами, фотоизображениями), набирать и форматировать текст, выполнять преобразование цветов и многое другое.

РАСТРОВАЯ ГРАФИКА

Изображения, выводимые на монитор или принтер, полученные со сканера или цифрового фотоаппарата всегда дискретны, т.е состоят из отдельных точек. Эти точки могут быть настолько мелкими, что их невозможно различить, но, тем не менее, цифровая картинка, по сути – мозаика, иначе говоря, растр. Только вместо кусочков пластмассы – тут пикселы. Пиксел (pixel) – элементарная единица изображения в растровой графике, обычно имеющая квадратную форму.

Принцип хранения и обработки некоторого изображения в виде матрицы точек называют растровой графикой. Итак, растровое изображение представляет собой набор точек, которые последовательно (по строкам) формируют изображение. Каждая точка запоминается по цвету. Получившаяся цветная мозаика, в конечном счете, и производит впечатление единого целого.

Учитывая специфику построения, растровая графика имеет следующие особенности:

  1.  растровое изображение всегда прямоугольной формы;
  2.  растровое изображение не столь гибко к изменению размера, как векторное (масштабирование может заметно ухудшить качество);
  3.  растровый документ не может содержать объекты в разных цветовых схемах.

Недостатки растрового изображения:

  1.  большой объем данных – это основная проблема при использовании растровых изображений;
  2.  невозможность увеличения для рассмотрения деталей. Поскольку изображение состоит из точек, то увеличение изображения приводит только к тому, что эти точки становятся крупнее. Увеличение точек растра визуально искажает иллюстрацию и делает ее грубой. Этот эффект называется пикселизацией;
  3.  изменение деталей, например, длины отрезка прямой, связано с большими трудностями, поскольку в растровом изображении отрезок – это просто какая-то совокупность точек одного цвета.
  4.  Растровая графика применяется для разработки электронных и полиграфических изданий. Иллюстрации, выполненные средствами растровой графики, редко создаются вручную с помощью компьютерных программ. Чаще для этой цели сканируют иллюстрации, подготовленные художником или фотографии. Основное предназначение программ этого класса - работа с готовыми растровыми изображениями:
  5. - цветокоррекция;
  6. - фотомонтаж;
  7. - ретушь,
  8. - наложение фильтров, для придания выразительности,
  9. -цветоделение и подготовка растровых изображений для различных технологий печати;
  10. - адаптация растровых изображений для публикаций в Интернете, и т.д.
  11. Абсолютным лидером в этой группе является Adobe Photoshop. Мощность и универсальность этого пакета до сих пор являются непревзойденными. Среди отличительных свойств Adobe Photoshop следует отметить следующие достоинства:
  12.  удобство использования: дружественный интерфейс, наличие широкого набора клавиатурных сокращений, представление информации в наиболее удобной для пользователя форме;
  13.  поддержка всех наиболее распространенных форматов файлов.
  14.   содержит широкий набор фильтров для обработки изображений: коррекция цвета, шума, наложение спецэффектов, стилизация изображения и т.д.
  15.  содержит практически все инструменты, необходимые для работы с растровыми изображениями: кисти, карандаши, аэрографы, разнообразные заливки, средства выделения и работы с контурами.
  16.   расположение различных элементов изображения на собственных слоях позволяет легко осуществлять компоновку и редактирование изображений.

Из дополнительных возможностей стоит отметить:

  1.  автоматизация рутинных процессов с помощью последовательностей операций (Actions);
  2.  пакетная обработка файлов, позволяющая производить заданный набор операций над группой отдельных изображений.
  3.  РАСТРИРОВАНИЕ И ВЕКТОРИЗАЦИЯ
  4.  Растровая и векторная графика могут превращаться друг в друга. Процесс перевода векторной картинки в точечное изображение называется растрированием, обратный процесс – векторизация или обрисовка.

ФРАКТАЛЬНАЯ ГРАФИКА

Программные средства для работы с фрактальной графикой предназначены для автоматической генерации изображений путем математических расчетов. Фрактальная графика, как и векторная, – вычисляемая, но отличается от нее тем, что никакие объекты в памяти компьютера не хранятся. Изображение строится по уравнению, поэтому ничего, кроме формулы, хранить не нужно. Изменяются коэффициенты уравнения, и программа генерирует совершенно новую картину. Простейшим фрактальным объектом является фрактальный треугольник. В процессе создания изображения строятся новые объекты, наследующие свойства своих родительских структур, согласно заданному математическим выражением алгоритму. Процесс наследования можно продолжать до бесконечности, меняя при этом различные параметры программы.  Создание художественной фрактальной композиции состоит не в рисовании или оформлении, а в программировании.

Фрактал – это объект, отдельные элементы которого наследуют свойства родительских структур.

Простейшим фрактальным объектом является фрактальный треугольник.

Фрактальными свойствами  обладают многие природные объекты, такие как снежинка, кристаллы, растения. Вы, наверное, часто видели довольно хитроумные картины, на которых непонятно что изображено, но все равно необычность их форм завораживает и приковывает внимание. Подобные множества называют фрактальными. Вообще, если все слегка упростить, то фракталы – это некое преобразование многократно примененное к исходной фигуре.

Бенуа Мандельброт – отец современной фрактальной геометрии и слова фрактал. Работая в IBM математическим аналитиком, он изучал шумы в электронных схемах, которые невозможно было описать с помощью статистики. Постепенно сопоставив факты, он пришел к открытию нового направления в математике – фрактальной геометрии.

Сам Мандельброт вывел слово fractal от латинского слова fractus, что означает разбитый (поделенный на части). И одно из определений фрактала – это геометрическая фигура, состоящая из частей и которая может быть поделена на части, каждая из которых будет представлять уменьшенную копию целого (по крайней мере, приблизительно).

Как только Мандельброт открыл понятие фрактала, оказалось, что мы буквально окружены ими. Фрактальны слитки металла и горные породы, фрактальны расположение ветвей, узоры листьев, капиллярная система растений; кровеносная, нервная, лимфатическая системы в организмах животных, фрактальны речные бассейны, поверхность облаков, линии морских побережий, горный рельеф...

Чтобы представить себе фрактал понаглядней рассмотрим пример, приведенный в книге Б.Мандельброта «Фрактальная геометрия природы» ставший классическим – «Какова длина берега Британии?». Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Все зависит от длины инструмента, которым мы будем пользоваться. Померив берег с помощью километровой линейки мы получим какую–то длину. Однако мы пропустим много небольших заливчиков и полуостровков, которые по размеру намного меньше нашей линейки. Уменьшив размер линейки до, скажем, 1 метра – мы учтем эти детали ландшафта, и, соответственно длина берега станет больше. Пойдем дальше и измерим длину берега с помощью миллиметровой линейки, мы тут учтем детали, которые больше миллиметра, длина будет еще больше. В итоге ответ на такой, казалось бы, простой вопрос может поставить в тупик кого угодно – длина берега Британии бесконечна.

Основное свойство фракталов – самоподобие. Любой микроскопический фрагмент фрактала в том или ином отношении воспроизводит его глобальную структуру. В простейшем случае часть фрактала представляет собой просто уменьшенный целый фрактал.

Отсюда основной рецепт построения фракталов: возьми простой мотив и повторяй его, постоянно уменьшая размеры. В конце концов выйдет структура, воспроизводящая этот мотив во всех масштабах.

Файлы фрактальных изображений имеют расширение fif. Обычно файлы в формате fif получаются несколько меньше файлов в формате jpg, но бывает и наоборот. Самое интересное начинается, если рассматривать картинки со все большим увеличением. Файлы в формате jpg почти сразу демонстрируют свою дискретную природу – появляется пресловутая лесенка. А вот fif файлы, как и положено фракталам, с ростом увеличения показывают все новую степень детализации структуры, сохраняя эстетику изображения.

Знакомство с фрактальной графико лучше всего начать с программы Art Dabbler

РАЗРЕШЕНИЕ

В компьютерной графике с понятием разрешение обычно происходит больше всего путаницы, поскольку приходится иметь дело сразу с несколькими свойствами разных объектов. Следует четко различать: разрешение экрана, разрешение печатающегося устройства, разрешение изображения. Все эти понятия относятся к разным объектам, друг с другом никак не связаны.

Разрешение экрана – это свойство компьютерной системы (зависит от монитора и видеокарты) и операционный системы. Разрешение экрана измеряется в пикселах и определяет размер изображения, которое может поместиться на экране целиком. Разрешение принтера – это свойство принтера, выражающее количество отдельных точек, которые могут быть напечатаны на участке единичной длины. Оно измеряется в единицах dpi (точек на дюйм).

Разрешение (Resolution) изображения - количество точек, приходящихся на единицу длины (дюйм или сантиметр), оно определяет качество картинки. Задается при создании изображения в графическом редакторе или при сканировании. Чем выше разрешение (т.е. число точек, цвета которых сохранены) тем выше качество изображения и тем больше его файл. Для растровых изображений разрешение синоним качества.

Рассмотрим основные значения разрешения и сферы их применения:

Значение разрешения

Сфера применения

72 PPI

Экранное разрешение. В нем сохраняются изображения, предназначенные для отображения на мониторе

150 PPI

Среднее разрешение, применяемое при некачественной печати. В этом или близком ему разрешении печатается большинство газет

300 PPI

Высококачественная печать – цветные глянцевые журналы, календари, плакаты и прочая полиграфическая продукция высшего качества

600 PPI

Очень качественная полиграфическая продукция

Значение разрешения изображения хранится в файле изображения и неразрывно связано с другим свойством изображения – его физическим размером.

Физический размер изображения – это ширина и длина прямоугольной матрицы, которую занимает изображение. Может измеряться как в пикселах, так и в единицах длины (мм, см, дюймах). Задается при создании изображения и хранится вместе с файлом. Если изображение готовят для демонстрации на экране, то его ширину и высоту задают в пикселах, чтобы знать какую часть экрана оно занимает. Если изображение готовят для печати, то его размер задают в единицах длины, чтобы знать какую часть листа бумаги оно займет.

ЦВЕТ

Цвет – это очень сложное понятие, имеющее отношение не столько к физике, сколько к физиологии человека. Если немного упростить, то цвет – это длина излучения, воспринимаемого человеком.  Цвета в природе редко являются простыми. Большинство цветовых оттенков образуется смешением основных цветов.

Способ разделения цветового оттенка на составляющие компоненты называется цветовой моделью. По принципу образования цветов в компьютерной графике выделяют две большие группы цветовых систем – аддитивную, субтрактивную и ахроматическую

Аддитивная (или суммирующая) – новые цвета  получаются при сложении основного цвета с черным. Чем больше интенсивность добавляемого цвета, тем ближе результирующий цвет к белому. Смешивание всех основных цветов дает чисто белый цвет, если значение их интенсивности максимальны, и черный, если значения интенсивности  минимальны (равны нулю) Аддитивные цветные среды являются самосветящимися. Например, цвет на мониторе – аддитивный.

Субтрактивная (или вычитающая) – для получения всех цветов основные цвета вычитаются  из белого. Чем больше  интенсивность вычитаемого цвета, тем ближе результирующий цвет  к черному. Смешивание всех основных цветов дает черный, когда значение интенсивности максимально, и белый, когда значение интенсивности равно нулю. В природе субтрактивные среды являются отражающими. Все изображения, визуализированные на бумаге, это пример субтрактивной цветной модели.      

Ахроматические модели – модели, не включающие цвета. Представляет штриховое и монохромное изображение. Штриховое изображение – точеное изображение, каждое из пикселей которого может быть только из 1 или 2-х цветов. Один из этих цветов является фоновым, другой это цвет переднего плана. Для описания каждого пикселя используется только один бит. Самая компактная модель для представления графиков, чертежей, схем, штриховых рисунков. Монохромное изображение – отличаются от штрихового тем, что составляющая пикселя может быть одного из оттенков, составленная из смеси двух базовых цветов. Монохромное изображение распространено в полиграфии. Также используется при цветной печати, когда происходит цветоделение: исходное изображение делится на несколько монохромных, которые при печати накладываются др. на др.

Цветовые пространства

Чтобы передать цвет, нужно задать несколько значений (обычно три), определяющих интенсивность каждого и структуру основных цветов (цветовых каналов), которые смешивают для получения составных цветов.

Составной цвет задается упорядоченным набором значений. Конкретный цвет представляет собой точку на графическом отображении всех возможных цветов. Поэтому иногда говорят, что цвет — это точка в цветовом пространстве.

ПИКСЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И ПАЛИТРЫ

Изображение, которое хорошо визуализируется в черно-белом исполнении – это чертежи, текст, несложные вставки – их логичнее хранить в виде однобитовых данных. Пиксельные значения, содержащие более одного бита на пиксель иногда представляется набором индексов в палитре цветов, хотя чаще используется непосредственное представление цвета.

Палитра (карта цветов, карта индексов, таблица перекодировки) представляет собой одномерный массив цветовых величин. С помощью палитры цвета задаются косвенно, посредством указания их позиции в массиве. При использовании палитры данные записываются в файл в виде последовательности индексов, что позволяет значительно сократить объем пиксельных данных. Растровые изображения, в которых используется такой способ представления цветов, использовали псевдо цветную или косвенную запись. Палитра почти всегда сохраняется в тот же самый файл, где и остальные растровые данные.

На практике каждый элемент палитры занимает 24 бита или 3 байта. Цветовые модели часто базируются на трех первичных цветах. Именно этим объясняется использование 3-ех битов для хранения данных объем памяти в байтах, занимаемый палитрой, обычно в 3 раза больше, чем максимальное количество определяемых его цветов.

16 цветов*3 байта=48 битов информации

256 цветов*3 байта=768 битов

320*200 пикселей*3 байта=192 Кбайта

320*200*1 байт=64 Кбайта (при использовании палитры) 768 байтов=64768 байтов.

С помощью палитр очень удобно изменять цвета изображения

ТИПЫ ПАЛИТРЫ

Различают одноканальные и многоканальные палитры.

Одноканальная палитра предусматривает только одну цветовую величину для каждого элемента, причем эта цветовая величина явно указывает цвет пикселя. Каждый элемент одноканальной палитры может быть представлен, например, в таком виде:

(G) = (223)

Многоканальная палитра предусматривает две и более отдельные цветовые величины для каждого цветового элемента. Например, каждый элемент трехканальной палитры, использующей красный, зеленый и синий цвета, может быть представлен следующим образом:

(R, G, В) = (255, 128, 78)

В данном случае величина R определяет значение для первого канала, величина G — для второго, а В — для третьего канала. Если изображение состоит из четырех цветовых составляющих, как в случае цветовой системы CMYK, то используется четырехканальная цветовая таблица, и т.д.

ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ RGB

Наиболее проста для понимания и очевидна модель RGB. В этой модели работают мониторы и бытовые телевизоры. RGB основана на трех базовых цветах: красном (Red), зеленом (Green) и синем (Blue). Каждая из этих составляющих может варьироваться в пределах от 0 до 255, обеспечивая в итоге доступ к 16 млн. цветов. Считается, что при наложении одного компонента на другой яркость увеличивается. Нетрудно догадаться, что чем меньше яркость, тем темнее оттенок. Поэтому в аддитивной модели центральная точка, имеющая нулевые значения компонентов (0,0,0) – черная, белому цвету соответствуют максимальные значения составляющих (255,255,255).

Наиболее распространенным способом передачи цвета является модель RGB. Цвет задается посредством RGB-триплета — (R, G, В)

Пример цветового триплета в процентах %

0%, 0%, 0%

Черный

100%, 100%, 100%

Белый

100%, 0%, 0%

Красный

50%, 50%, 50%

Светло-серый

При сохранении цветовых данных в файле более практично задавать цветовые компоненты не в процентах, а в виде числовых величин. В модели RGB для каждого цвета используются 3 байта, а цвета обычно сохраняются в виде RGB-триплетов с диапазоном от 0 до 255, причем, значение 0 соответствует нулевой интенсивности, а значение 255 — максимальной.

R

G

B

1

255

255

255

Белый

2

255

0

0

Красный

3

0

255

0

Зеленый

4

0

0

255

Синий

5

255

255

0

Желтый

6

0

255

255

Голубой

7

255

0

255

Фиолетовый

8

128

0

0

Бордовый

9

0

128

0

Темно-зеленый

10

0

0

128

Темно-синий

11

128

128

0

Горчичный

12

0

128

128

Грязно-голубой

13

128

0

128

Темно-фиолетовый

14

128

128

128

Серый

15

255

128

128

Кирпичный

16

0

0

0

Черный

Достоинство: позволяет работать со всеми 16 млн. цветов.

Недостаток: при выводе изображения на печать часть из этих цветов теряется, в основном самые яркие и насыщенные. Данную модель применяют всегда, когда готовится изображение, предназначенное для воспроизведения на экране. Если изображение проходит компьютерную обработку в графическом редакторе, то его следует представлять в этой модели.

ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ CMYK

Одна из наиболее часто используемых цветовых моделей. Эту модель используют для подготовки не экранных, а печатных изображений. Они отличаются тем, что их видят не в проходящем, а в отраженном свете. Чем больше краски положено на бумагу, тем больше света она поглощает и меньше отражает. Совмещение трех основных красок поглощает почти весь падающий свет, и со стороны изображение выглядит почти черным. В отличии от аддитивной (суммирующей) RGB, является субтрактивной (вычитающей). Цветовыми компонентами этой модели являются основные цвета, а те, которые получаются в результате вычитания основных цветов из белого: это голубой (Cyan), пурпурный или фиолетовый (Magenta) и желтый (Yellow). Эти три цвета называются дополнительными, потому что они дополняют основные цвета до белого. Существенную трудность в полиграфии представляет черный цвет. Теоретически его можно получить совмещением трех основных или дополнительных красок, но на практике результат оказывается так себе. Поэтому в цветовую модель CMYK четвертый компонент - черный (black).

ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ HSB

Некоторые графические редакторы позволяют работать с цветовой моделью HSB. Если RGB наиболее удобна для компьютера, а модель CMYK – для типографий, то модель HSB наиболее удобна для человека. Она проста и интуитивно понятна. В модели HSB три компонента: оттенок цвета (Hue), насыщенность цвета (Saturation) и яркость цвета (Brightness).

Эта модель гораздо беднее, она позволяет работать всего лишь с 3 млн. цветов. Эта модель удобна для применения в тех графических редакторах, которые ориентированы не на обработку готовых изображений, а на создании их своими руками. Создавая собственное художественное произведение, удобно работать в этой модели, а по окончании работы его можно преобразовать в модель RGB или CMYK.

ЦВЕТОВАЯ МОДЕЛЬ LAB

LAB предпочитают в основном профессионалы, так как она совмещает достоинства RGB и CMYK. Она отличается несколько необычным построением и базируется на слиянии трех каналов:  яркость (Luminosity); канал А – содержит цвета от темно-зеленого через серый к розовому; канал В – содержит светло-синий, серый, ярко-желтый.

преобразования между моделями

Графические редакторы позволяют работать с цветными изображением в разных цветовых моделях, но все-таки модель RGB компьютеру «ближе». Поэтому создавать и обрабатывать цветные изображения принято в модели RGB, а при печати рисунок переводится модель CMYK.

СЖАТИЕ ДАННЫХ

Для более компактного хранения файлов используются различные методы компрессии.

Из самых известных:

RLE (Run Length Encoding) (Шифрование направленной длины).

Основан на поиске совпадений в строках изображений. То есть, если подряд идет 40 черных пикселов, то записаны они будут не как «черный», «черный»…, а как «40 черных». Этот метод эффективен только в случае достаточной повторяемости, то есть одноцветности областей изображения. Качество самого изображения не меняется.

LZW (метод Лемпела-Зива-Велча) Идет поиск так называемых «фраз» (повторяющихся комбинаций разных цветов), и они записываются в виде ключей. В дальнейшем для кодирования изображения используются уже созданные ключи. Этот метод гораздо совершеннее RLE для областей с переходами цветов, однако кодировка в LZW требует больше системных ресурсов.

CCITT – частный случай алгоритма Хаффмена. Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (CCITT) разработал серию протоколов для факсимильной передачи изображений. Эти протоколы основываются на алгоритме, предложенном Д. Хаффменом в 1952г., и используются для обработки черно-белых изображений. Метод Хаффмена строит таблицы кодов, базирующихся на  частоте повторения элементов. Чем чаще встречается тот или иной элемент, тем короче будет заменяющий его код. Степень сжатия 2:1 и 3:1.

По алгоритму Хаффмена для сжатия файла необходимо прочитать его полностью и подсчитать сколько раз встречается каждый элемент, подлежащий кодированию.

DCT – метод дискретных косинус-преобразований. Применяется при сжатии jpeg, mpeg.

ФРАКТАЛЬНОЕ СЖАТИЕ - это математический процесс, который применяется для кодирования растров, содержащих реальные изображения, в совокупность математических данных, которые описывают фрактальные свойства изображения. Фрактальное кодирование основано на том, что большинство искусственных и естественных объектов содержат избыточную информацию в виде одинаковых повторяющихся рисунков, называемых фракталами. Изображение, обрабатываемое с помощью этого способа кодирования, приводится к системе математических уравнений, называемых фрактальными кодами. Эти математические уравнения сохраняются и используются для восстановления изображения. Таким образом происходит сжатие данных. Процесс фрактального кодирования требует исключительного объема вычислений. Для поиска фрактальных рисунков в изображении необходимы миллионы и даже миллиарды итераций. В зависимости от разрешения и содержимого исходного растра процесс сжатия одного изображения может занимать до нескольких часов.

ГРАФИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ ДАННЫХ

Используется более десятка различных типов растровых графических файлов. К наиболее известным относятся:

PSD Собственный формат программы Adobe Photoshop, один из наиболее мощных по возможностям хранения растровой графической информации. Основное достоинство – позволяет сохранять абсолютно все, что можно создать в данной программе (слои, дополнительные каналы, комментарии, пути и т.п.). Поддерживает стандарт компрессии RLE, что делает его размеры несколько меньше без потери качества.

BMP (BitMap) Собственный формат ОС Windows. Поддерживает индексированный (256 цветов) и RGB цвет. Данный формат понимают все (графические и не только) редакторы, работающие под Windows. Файл имеет достаточно простую структуру и сохраняет единственное изображение. Оптимален для размещения на рабочем столе, а также используется при разработке ПО (в заставках, пиктограммах на экранных кнопках). Абсолютно не подходит для Интернет и последующей распечатке. Занимает неоправданно много места на диске.

GIF (Graphics Interchange Format) (графический обменный (чередующийся) формат) Оптимальный формат для хранения графики с небольшой глубиной цвета (до 256 цветов) и размещения ее в Интернете. Был разработан в 1987г. Компанией CompuServe для скоростной передачи по сети. GIF позволяет содержать в одном файле несколько изображений, не связанных между собой и проигрывать их с некоторой задержкой, обеспечивая вывод анимированного ролика на вебстранице.

JPEG (Joint Photographic Experts Group) (объединенная фотографическая экспертная группа) Самый распространенный метод упаковки графических изображений. Очень мощный алгоритм сжатия с потерей качества (1,5 мб файл в формате bmp с различной степень ухудшения качества в JPEG займет 10-150 кб) Сжатие JPEG реализуется следующим образом: сначала изображение разбивается на блоки 8x8 пикселов. Затем записывается два типа информации – усредненная информация о блоке и информация о его деталях. А далее, в зависимости от выбранной степени сжатия, выбрасывается то или иное количество дополнительной информации. Чем меньше будет файл, тем хуже качество.

JPEG-2000. Основное отличие – способен сжимать файлы без визуального ухудшения качества.

TIFF (Tagged Image File Format) (ходить по пятам) Наиболее оптимальный формат для сохранения готовых растровых изображений и передачи их в печать. Разработан корпорациями Aldus и Microsoft совместно с некоторыми фирмами, производящими сканеры и принтеры. Этот формат поддерживается целым рядом систем подготовки документации и является наиболее реальным претендентом на стандарт для хранения и транспортировки растровых изображений. Основной концепцией формата TIFF является цветовая модель изображения.

TIFF является открытым форматом и позволяет создать любую модель изображения. Помимо информации о модели изображения формат TIFF содержит метрические характеристики, а именно: размеры изображения, плотность (количество пикселов на единицу длины), с которой создавалось изображение. TIFF не накладывает практически никаких ограничений на параметры изображения. В формате TIFF имеется возможность упаковывать изображение различными методами. Одним из методов кодирования является LZW, который дает высокий ко-эффициент сжатия.

PNG (Portable Network Graphics) ((портативный сетевая графика)) – третий кит, на котором держится графика в Интернете (gif, jpg). Поддерживает любое количество цветов. Позволяет сохранить элемент растрового изображения на прозрачном фоне. Сравнительно новый (1995 год) формат хранения изображений для их публикации в Интернете (расширение имени файла .PNG). Поддерживаются три типа изображений – цветные с глубиной 8 или 24 бита и черно–белое с градацией 256 оттенков серого. Сжатие информации происходит практически без потерь, предусмотрены 254 уровня альфа–канала, чересстрочная развертка.

PDF (Portable Document Format). Формат описания документов, разработанный фирмой Adobe (расширение имени файла .PDF). Хотя этот формат в основном предназначен для хранения документа целиком, его впечатляющие возможности позволяют обеспечить эффективное представление изображений. Формат является аппаратно–независимьм, поэтому вывод изображений допустим на любых устройствах – от экрана монитора до фотоэкспонирующего устройства. Мощный алгоритм сжатия со средствами управления итоговым разрешением изображения обеспечивает компактность файлов при высоком качестве иллюстраций.

CDR (CorelDRAW Document). Собственный формат  векторного редактора CorelDRAW 

ДИЗАЙН И КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

Дизайн - вид деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Компьютерный дизайн - современное направление художественной деятельности - относится к области графического дизайна. Результат деятельности графического дизайнера должен быть не только красив, но и практичен.

Компьютерная графика предполагает две составные части: художественную и техническую. К первой относятся замысел (идея) и эстетическая нагрузка, которая определяется композицией, цветовым решением и шрифтовым оформлением.

Классические виды дизайна:

1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда... Здесь уже идет работа с объемом.

3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов (пример, проект района города)

Новые виды дизайна. Выделяют две группы:

Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн (различные технические сооружения, например мосты).

Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и web-дизайн.

Сущность понятия "композиция"

Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму.

Сущность понятия "гармония"

Гармония, в переводе с греческого, это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности и отвечает эстетическим критериям совершенства и красоты. Относительно композиции, гармония понимается как ее формальная характеристика.

3 основных вида композиции: фронтальная, объемная, объемно-пространственная.

Фронтальная. Распределение элементов по двум направлениям: вертикальному и горизонтальному. Относят плоскостные композиции и рельеф.

Объемная. Распределение элемента по координатам высоты, ширины и глубины.

Объемно-пространственная. Состоит из нескольких объемных композиций, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Элементы композиции

3 основных элемента: точка, линия, пятно.

У точки и линии нет свойств кроме одного: если точку увеличить до определенных размеров, она превращается в пятно, и наоборот

Классификация свойств пятен:

Физические: величинные (размеры и пропорции), пластические (форма и структура), свойства поверхности пятна (цвет, фактура, текстура и т.д.)

Субъективные: (состоят из комбинаций физических): выразительность/невыразительность, статичность/динамичность.

ЗАКОНЫ КОМПАЗИЦИИ

Основные законы композиции: цельность и единство, равновесие, соподчинение.

Цельность. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое. Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое. Основные черты закона целостности:

1) неделимость композиции, или невозможность воспринимать ее как сумму разных элементов. Неделимость закладывается с помощью конструктивной идеи.

2) необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции (имеется ввиду необходимость отслеживать, насколько эти элементы идут вместе и не оторваны ли они друг от друга).

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности. Выделяют статическое и динамическое равновесие.

Статическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.

Динамическое. Это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.

Соподчинение и равноценность элементов. Соподчинение - это выделение центра композиции (доминанты), которому подчиняются все остальные элементы (причем, не просто подчиняются, а усиливают его значимость), т.е в композиции возникает иерархия. В иерархии могут быть доминанты второго порядка (акценты).

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПАЗИЦИИ

Композиция в графическом дизайне - объединение всех элементов (изображений, текста и декоративных деталей) в единое целое. В композиции каждый элемент подчиняется общей художественной (образной) идее.

Удачное дизайнерское решение невозможно без соблюдения некоторых принципов композиции. Следование этим принципам, конечно, не приносит автоматически успехов, но дает указание, в какую сторону следовать. Рассмотрим самые общие принципы композиции.

* Контраст

* Нюанс

* Тождества

* Симметрия

* Ассиметрия

* Ритм

* Пропорциональность

* Масштабность

Принципы композиции

Контраст. Основной принцип композиции. Контраст - это резкое различие однотипных элементов композиции. В графическом произведении контраст может основываться на различии:

форм (большой и маленькой, длинной и короткой, квадратной и круглой),

направления (вертикального и горизонтального, прямого и наклонного),

цвета (черного и белого, цветного и серого, светлого и темного, теплого и холодного).

Единство стиля достигается тем, что все элементы не противоречат друг другу, а имеют ту или иную стилистическую близость. Этот принцип композиции означает самый тщательный отбор элементов и проверку их на соответствие друг другу. Отдельная деталь сама по себе может быть очень удачной, но если она не соответствует композиции, то такую деталь нельзя использовать (или придется изменять всю композицию и замысел целиком).

Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансом, который подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.

Ритм - чередование элементов с определенной и закономерной последовательностью. Ритм задает темп и последовательность восприятия графического произведения. Максимальный ритмический рисунок присущ орнаментам, для которых характерно равномерное следование элементов друг за другом. Достаточно заметен ритм строк и абзацев текста. Дизайнер должен всегда продумывать ритмическое построение изображения, страницы или даже всего издания в целом.

Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

Динамический ритм. Это ряд в перспективном  увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической  или геометрической  прогрессии.

 Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.

Тождество

Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). 

Симметрия

Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.

Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.

Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии.

Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)

Асимметрия

Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).

Правила композиции

  1.  Простота решения. Правило простоты требует максимального ограничения в средствах выразительности и неукоснительного следования главной идее. У этого правила два аспекта.
  2.  Во-первых, дизайн, как правило, должен определяться единственным контрастом. Например, если основной контраст строится на крупном и мелком шрифте, то не стоит добавлять контраст по цвету. Контраст "работает" только тогда, когда он ясно читается. А множество контрастов взаимно гасят друг друга.
  3.  Во-вторых, дизайн должен быть "прозрачен", то есть зрителю умело преподносится содержание, а не обилие технических приемов.
  4.  Уместность элементов. Из принципа единства стиля следует уместность, которой следует руководствоваться при выборе элементов. Удачный рисунок или декоративный элемент могут оказаться "чужими" в конкретной композиции. Уместность исходит прежде всего из назначения графического произведения и касается всех элементов дизайна (иллюстраций, цвета и шрифта). Для официального документа предпочтительны сдержанные, строгие цветовые соотношения, а для рекламного буклета вполне допустимо цветовое буйство. Выбор шрифта и его разнообразие также требует учета цели документа и его аудитории.
  5.  Внимание к деталям. Самый тщательный отбор деталей и строгое отношение к их размещению - одно из руководящих правил. Коварство мелких деталей состоит в том, что незамеченная опечатка, неравномерные отступы и другие "мелочи" могут испортить в целом удачно решенную композицию.
  6.  Равновесие компоновки. Правило равновесия состоит в том, что каждый элемент имеет "визуальный вес", который создается сложным сочетанием размера, цвета и положения. Например, темный цвет тяжелее светлого, а большой элемент тяжелее такого же, но маленького размера. Одним из способов достижения равновесия является симметричное расположение элементов. Но соотношение элементов по горизонтальной линии, как правило, желательно иметь одинаковым ("равновесным"). Если композиция имеет визуальный центр, то скорее всего это должен быть оптический центр листа (на 1/8 выше физического центра).
  7.  Пропорциональность - это четкость замысла и точность исполнения, когда каждый элемент занимает свое соразмерное место. Достижение пропорциональности - конечный этап работы над графической композицией. Показателем пропорциональности является ситуация, когда нельзя изменить размер или положение ни одного элемента без того, чтобы это не повлияло на размеры и положение других элементов.

ВВЕДЕНИЕ В ЦВЕТВОВЕДЕНИЕ

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

ДЛИНА ВОЛН

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 нанометров до 760 нанометров

Волны с длиной волны менее 380 н.м. - это ультрафиолет, а с длиной более 760 н.м. - это инфракрасный свет. Рассмотрим зависимость цвета от длины волны видимого спектра.

Длина волны, н.м.

Цвет

760-620

Красный

620-585

Оранжевый

585-575

Желтый

575-550

Желто-Зеленый

550-510

Зеленый

510-480

Голубой (Сине-Зеленый)

480-450

Синий

450-380

Фиолетовый

В видимом спектре человеческий глаз различает 120 цветов. Эти цвета принято выделять в три группы:

1) Коротко-волновая (380-500 н.м.). Входят цвета: Фиолетовый, Сине-Фиолетовый, Синий, Голубой.

2) Средне-волновая (500-600 н.м.). Входят цвета: Зелено-Голубой, Зеленый, Желто-Зеленый, Желтый, Желто-Оранжевый, Оранжевый.

3) Длинно-волновая группа (700-760 н.м.) Входят цвета: Оранжевый, Красно-Оранжевый, Красный.

 Все цвета подразделяются на: хромотические, ахромотические, полухромотические.

Ахромотические - Белый, черный, и все оттенки серого.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные.

Полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахромотическими цветами.

Каждому цвету присвоена своя температура.

Температура цвета. Это его относительная теплота или холодность.

Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый.

Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый.

Самый горячий: Красно-Оранжевый.

Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый).

Нейтральные (Зеленый и Пурпурный).

Цветовые круги. Принято выделять две группы цветовых кругов: физические (за основу взят 7-ступенчатый цветовой круг Ньютона) и физиологические (за основу взят цветовой круг 6-ступенчатый круг Гете).

 

  1.  Цветовой 7-ступенчатый круг Ньютона.

Цветовой круг — это схема, показывающая, как связаны между собой цвета видимого спектра. Таких схем в теории цвета существует множество. Первую модель цветового круга предложил еще Исаак Ньютон. Он состоял из семи секторов — как вы догадываетесь, это были 7 цветов радуги. Собственно, Ньютон и выделил эти цвета спектра как основные. Исаак Ньютон пропустил через призму луч солнечного света и получил удивительную картину: оказалось, что солнечный свет, который до того времени считался однородным, состоит из отдельных цветов.

Очень ценной оказалась идея о непрерывности цвета, на цветовом круге можно наглядно видеть, как один цвет плавно переходит в другой.

2) Восьмеричный круг. В XIX веке был получен Гроссмоном. Он его упростил, и чтобы сделать четным вводит пурпурный цвет. 

Гроссмону принадлежит закон, по которому каждый цвет является суммой трех других цветов, взятых в определенных долях.

3) 10-ступенчатый круг. Американский ученый Максвел добавляет к восьмеричному кругу еще два цвета: Желто-Зеленый и Зелено-Голубой. Цвета расположенные друг против друга в этом круге являются взаимодополняемыми.  В круг входят: Красный, Оранжевый, Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Зелено-Голубой, Голубой, Синий, Фиолетовый,  Пурпурный.

4) Круг Гете. Содержится 6 цветов: Красный, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый. В этом круге цвета, расположенные друг против друга контрастны.  

Позднее (конец XVIII в.) Гете построил свой цветовой круг. Его исследования расходились с позицией Ньютона. Последовательность цветов в цветовом круге Гете – не замкнутый спектр, как у Ньютона, а три пары цветов: три основных цвета (красный, желтый, синий), чередующихся с тремя дополнительными (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Последние получаются путем попарного смешения рядом лежащих основных цветов. Гете считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.  

5) На основе 6-ступенчатого круга был создан 12-ступенчатый круг Итенна, путем добавления промежуточных цветов. На рисунке можно проследить весь процесс получения 12-ступнчатого круга из трех основных цветов. В круг входят следующие цвета: Красный, Красно-Оранжевый, Оранжевый, Желто-Оранжевый,  Желтый, Желто-Зеленый, Зеленый, Голубой, Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый, Пурпурный.

ГАРМОНИЧНЫЕ ЦВЕТА С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОВОГО КРУГА (слайды)

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Существует два различных типа смешения цветов.

1) Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом. Виды слагательного смешения:

- пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).

- оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись).

- временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела.

- бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).

Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий.

Правила слагательного смешения:

* При смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый.

* При смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахромотический цвет.

2) Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.

Основное правило: всякое ахромотическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглащает цвет дополнительный к собственному.

Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Цветовая композиция - это совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной форме или в пространстве) организованных по какой-либо закономерности и рассчитанных на эстетическое впечатление. В зависимости от количества цветов и оттенков входящих в цветовую композицию, выделяют следующие виды композиции.

1) Монохромия. В этой композиции доминирует один цветовой тон (+ несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного). Варианты монохромия: цвет + сдвиг по тону (на чуть-чуть); цвет + ахромотический цвет (Белый, Черный, Серый); цвет + зачернение или забеление.

Что выражает монохромная композиция: 

а) Классическая простота и ясность художественного языка (пример: древнегреческая живопись)

б) Сильно направленное к определенной степени воздействие. Этот способ воздействия взят на вооружение религией (пример: иконы)

в) Сосредоточие на внутреннем мире (живопись Китая и Японии)

г) Старость, угасание жизненных сил, трагизм

д) Простота, доходчивость и броскость.

е) Реклама. Один, пусть даже не очень яркий цвет на фоне монохромной композиции сильно выделяется

2) Полярная композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов противоположных друг другу

Что выражает полярная композиция: 

а) Эффект декоративности, который основан на физиологической потребности глаза уравновешивания впечатлений.

б) Выявляет противопоставления (фигура-фон, большое-малое, добро-зло, женщина-мужчина...)

в) Если полярные цвета насыщены и не приведены к гармонии, т.е. диссанируют друг с другом, то такая композиция используется для достижения конфликтности, напряженности, трагизма (живопись экспрессионистов)

3)Трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять:

триада основных цветов при их слагательном смешении. Это Красный, Зеленый, Синий.

триада основных цветов при их вычитательном смешении. Красный, Желтый, Синий.

Трехцветная композиция считается самым сложным типом цветовой композиции, т.к. ее труднее всего гармонизировать. Для восприятия она не менее сложна, но тем не менее это самый оптимальный тип цветовой композиции. 

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ 

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахромотичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7)Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов.

9) Организованность, порядок и рациональность. 

Классическая гармония должна избегать сочетания цветов:

Оранжевый-Зеленый, Фиолетовый-Голубой, Пурпурный-Оранжевый; эти цвета и не близкие и не далекие, они не имеют ясности выражения.

Классическое сочетание цветов:

гармонично сочетаются  Оранжевый-Синий, Желтый-Фиолетовый, Красный-Зеленый;

Бесхарактерное сопоставление: Желтый-Оранжевый, Оранжевый-Красный, Красный-Фиолетовый, Фиолетовый-Синий;

Негармоничное сочетание: Желтый-Зеленый, Зеленый-Синий.

С позиции декоративности традиционно гармоничной триадой цветовой гаммы являются Красный, Белый, Черный.

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИОЛОГИЮ ЧЕЛОВЕКА 

Красный. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Используется для лечения ветряной оспы, некоторых кожных заболеваний. На короткое время увеличивает мышечное напряжение (допинг), повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Можно подпитываться энергией красного при медитации, простудных заболеваниях, пневмонии, астме и т.д. Противопоказан полным людям, плохо воздействует на гипертоников, нервных людей,  рыжеволосых. Не рекомендуется при воспалительных процессах, т.к. он еще больше их активизирует.

Является зодиакальным для овнов, львов, весов, скорпионов, стрельцов. 

Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Укрепляет легочную ткань, обладает антиспазматическим свойством, улучшает кровообращение и цвет кожи, но избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Является зодиакальным для овнов, львов, близнецов, дев и весов. 

Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц, используется для лечения диабета, при нарушении пищеварения, для исправления косоглазия, косорукости. В лечебной практики медитация желтого стимулирует интеллектуальные способности, восполняет минеральный недостаток, снижает кислотность в организме.

Является зодиакальным для близнецов, дев, весов и львов.

Зеленый. Физиологически оптимален. Уменьшает кровяное давление, расширяет капилляры, успокаивает и облегчает мигрень,  повышает мышечную работоспособность на долгое время. Воздействует противоположно красному.

 "Говорят, тот, кто не любит зеленого (кому он не нравится), боится жизненных трудностей, его страшат превратности судьбы, и любые перемены в жизни. А тот, кто его предпочитает боится оказаться под чьим-то влиянием, постоянно самоутверждаясь. Люди, которым нравится зеленый цвет отличаются сильной волей, упрямством, настойчивостью, которые позволяют им преодолевать трудности жизни. Если вам по душе светлые зеленые тона, для вас характерна мягкость и нежность, вы энергичны, умеете сотрудничать и всегда прийти на помощь к ближнему, возможно в вас скрывается целитель". Гете

Зеленый цвет оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, проявляет антисептические свойства, рекомендуется при лечении нервной сердечно-сосудистой системы, астме, бессонницы.

Является зодиакальным для тельцов, раков, дев, стрельцов.

Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, успокаивает пульс, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит, успокаивает боль, обладает жаропонижающим антисептическим действием, помогает при бессоннице, нервных расстройствах.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов, водолеев.

Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, обладает антисептическими и бактерицидными свойствами, содействует росту, лечит отеки, ожоги, облысение, ревматизм, головную боль, воспаление глаз. Рекомендуется в терапии для эмоциональных и нервных людей. Длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Является зодиакальным для весов, рыб, стрельцов, козерогов.

Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему, подсознательно вызывает страх.

ЦВЕТОВЫЕ АССОЦИАЦИИ

Классификация цветовых ассоциаций:

1) Весовые: легкие, тяжелые, воздушные и т.д.

2) Температурные: теплые, холодные, горячие, ледяные и т.д.

3) Осязательные: мягкие, жесткие, колючие...

4) Пространственные: близкие, далекие, выступающие, отступающие...

5) Акустические: тихие, громкие, звонкие, глухие...

6) Вкусовые: сладкие, вкусные, слащавые, горькие...

7) Возрастные: детские, молодежные, старческие...

8) Сезонные: весенние, летние, зимние...

9) Этические: мужественные, смелые, сентиментальные...

10)Эмоциональные: позитивные (радость, счастье), негативные и нейтральные (вялые, спокойные)

11) Культурные: напоминают колорит различных народов, их культуру.

 

Любой цвет может иметь как позитивное, так и негативное значение. 

Красный.

Позитивные ассоциации. Главный источник ассоциации - причастность ко всему живому. Кровь, цветы, плоды, глина из которой был сотворен человек. Адам в переводе - это красная земля. Красный цвет - это сила, энергия, без которой жизнь не возможна. Символ плодородия. Красный отпугивает злых духов, магический цвет, цвет жизнетворного тепла и солнца (красное солнышко), цвет магических амулетов, повязок, орнаментов, дающий жизнь. Символ красоты (красна девица). Этим цветом окрашены многие духи и боги, как добрые так и злые.

Негативные ассоциации. Смерть, убийство, грех, возмездие, символ войны, борьбы, гнева, жестокости, ярости, конфронтации и т.д. Противопоставляется белому, как максимально чистому. Является предупреждающим сигналом опасности и запрета.

Белый.

Позитивные ассоциации. Особый цвет, в основном имеет позитивное значение. Символ блага, чистоты, радости, мира, здоровья, согласия, приумножения потомства. Цвет дня, солнечного света, активности. Противовес черному, знак очищения, омовения, воды, безмятежности, безгреховности и приобщения к добру. Символ согласия между живыми и мертвыми. Цвет божества, добрых духов и покойников. Благородство, знатность, величие, благосостояние, привилегированности. В христианстве: цвет святых, символ святости, радости, веселья, невинности, целомудрия (белые одежды Христа, белая лилия - символ девы Марии), сосредоточия. В Индии - чистота и пустота, цвет бога (впрочем, как и во всех религиях мира).

Негативные ассоциации. Приближающаяся старость, бледность, седина, болезни, смерть (белый как смерть), зло, отчуждения, страдание, холод, безмолвие, разлука.

Черный.

Позитивные ассоциации. Цвет любви в мусульманстве. У древних философов - символ божественной темноты, или сверхсветлый мрак. Красота (восток), покой, отдых.

В основном негативные ассоциации (черная зависть, черная магия...): ночь, страх, зло, отсутствие белизны, тьма,  смерть, разложение, горе, страдание, греховность, демонический цвет (противоположность Белому), тайная зависть, гордыня, печаль, подлость.

Зеленый.

Позитивные ассоциации. Это цвет богов плодородия. В христианстве - символ земной жизни Христа и святых. Цвет райского сада, оазис в пустыне, цвет мусульманского рая. Женский цвет.

Негативные ассоциации. Демоническое начало. Нечистая сила. Безумие, распад, дьявол совративший Адама, алкоголь (зеленый змий), в русском фольклоре - цвет настоя трав, яда, отравы и прочее. В XX веке Зеленый цвет все больше смещается в сторону негативных ассоциаций: пассивность, инертность, хулиганство, абсурдность, непристойность, зависть, безразличие (тоска зеленая). 

Желтый.

Позитивные ассоциации. Все живое, солнце, золото, цвет первой жертвы в исламе. Цвет богов, божественности, царственности, славы, цвет земли и женского начала в Др. Китае.

Негативные ассоциации. Продажность, грех Иуды, измена, увядание, трения, кожа стариков, цвет душевно больных (желтый дом), обмана (желтая пресса), предостережение, предупреждение (желтая карточка).

Синий.

Позитивные ассоциации. Самый серьезный цвет, в меру печальный и тоскливый. Символ воды, неба, на Востоке - высших сфер, божественность, в христианских книгах - непостижимая тайна. Вызывает мистицизм, религиозные чувства. Духовность, чистота, постоянство в вере, совершенство, высокое происхождение, правосудие, покой.

Негативные ассоциации. Злодейство, дьявол, в Др. Китае синяя муха - клеветник, в Нидерландах синий плащ - неверная жена. Грех, страдание, холод, старость, в Индии - печаль и траур.

Фиолетовый.

Позитивные ассоциации. Таинственность, иррациональность, память, воспоминания. Разбеленный фиолетовый - духовность, нарядность. Цвет романтиков.

Негативные ассоциации. Ужас, страх, старость,  угасание жизни и т.д.

Пурпурный.

Только позитивное значение. Богатство, царственность, высшая красота, власть, духовность, величие. 

Серый.

В древности - негативный цвет, цвет бедности, скуки, тоски, увядания,  цвет городской тесноты, тумана, символ зависти у древних римлян, в средние века - цвет несчастья и посредственности.

Позитивные ассоциации. Цвет изящества, элегантности, благородства, знак хорошего тона и высокого вкуса.

Оранжевый. Веселый, радостный цвет. Детское веселье. Тепло и уют. Но в разбеленном или загрязненном виде - только негативные ассоциации: мутный, слащавый, противный.

Ассоциативное восприятие цвета зависит от настроения человека, его пола, образа жизни, возраста, характера и др.

Красный

мужчины (20-30 лет)  

1.Карнавал, 2.автомобили, 3.турагенство, 4.напитки, 5.соки, 6.парфюм, 7.аудиотехника, 8.спиртные напитки, 9.музыкальные инструменты.  

женщины (20-30 лет)

1.Турагенство, 2.карнавал, 3.парфюм и косметика, 4.напитки и соки, 5.освежитель воздуха.

Синий  

мужчины (20-30 лет)

1.Инвентарь для зимних видов спорта, 2.зимняя одежда, 3.оргтехника, 4.парфюм, 5.минеральная вода, 6.тураенство.  

женщины (20-30 лет)

1.Парфюмерия и косметика, 2.зимняя одежда, 3.минеральная вода, 4.холодильники.

Желтый

мужчины (20-30 лет)

1.Товары для летнего отдыха, 2.фотопленка, 3.напитки и соки, 4.спиртные напитки, 5.молочные продукты.

женщины (20-30 лет)

1.Товары для летнего отдыха, 2.шампунь, 3.фотопленка, 4.оберточная бумага.

Зеленый

мужчины (20-30 лет)

1.Продукты из деревни, 2.турагенство, 3.организация по защите животных, 4.кинокомпания.  

женщины (20-30 лет)

1.Продукты из деревни, 2.турагенство, 3.лекарства, 4.цветочный магазин, 5.средство от комаров.

Красный Малиновый

мужчины (20-30 лет)

1.спортзал, боулинг, 2.праздники и карнавал, 3.парфюм, 4.спортодежда, 5.пиротехника, 6.кафе.

женщины (20-30 лет)

1.Парфюмерия и косметика, 2.спортклубы, 3.игрушки, 4.конфеты, 5.купальники.

ТЕКСТ И ШРИФТЫ

Компьютерный шрифт – понятие специфическое. Он представляет собой кодированный набор символов, отображаемых на выводном устройстве (экране или принтере), и также ряд неотображаемых символов (конец строки, пробел и т.п.). С некоторой условностью все шрифты можно поделить на три типа:

  1.  1. Экранные шрифты. Используют для отображения текста на мониторе. Каждый символ представляет собой двуцветную матрицу экранных пикселов. Не годится для печати.
  2.  2. Принтерные шрифты. Подгружаются непосредственно в память печатного устройства или там зашиты. Он создает большие неудобства из-за невозможности увидеть текст с заданным шрифтом на экране.
  3.  3. Универсальные шрифты. Предназначены как для вывода на экран, так и для печати. В отличие от предыдущих типов шрифта, всегда представляют собой набор векторных объектов, которые растрируются только в момент отображения на выводном устройстве (дисплее или принтере). Наиболее распространенный сегодня формат это True Type.

При создании документа немаловажную роль играет набор и редактирование текста. Вот некоторые термины, которые надо усвоить для того, чтобы уверенно работать с текстовыми объектами.

  1.   Шрифт – графическая форма знаков (букв, цифр, спецсимволов).
  2.   Кегль – размер шрифта по его высоте, как правило, измеряется в пунктах.
  3.   Начертание – вариант рисунка шрифта. Начертание классифицируется по плотности (узкое, нормальное, широкое), по насыщенности (светлое, полужирное, жирное), по наклону (прямое, курсивное, наклонное).
  4.   Гарнитура – комплект шрифтов различных начертаний, насыщенности и плотности, объедненых общностью рисунка. Гарнитуры имеют определенные названия, например, Arial, Times New Roman.
  5.   Кернинг – изменение расстояния между буквами, водящими в определенные пары (например, А и С, А и Ч).
  6.   Трекинг - изменение расстояния между всеми символами выделенного текста.
  7.   Базовая линия – линия, на которой располагаются символы строки.
  8.   Интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседних
  9.  строк.
  10.   Выключка – способ выравнивания текста; может быть левой (строки выравниваются только по левому краю), правой (строки выравниваются только по правому краю), центральной (по центру), полной (по левому и правому краю одновременно, кроме последней строки, которая выравнивается по левому краю) и  форматированной (по левому и правому краю выравниваются все строки, включая последнюю).
  11.  




1. Гравіметричний (ваговий) аналіз
2. а по данным журнала OilGs Journl оцениваются примерно в 170 млрд
3. культурным потенциалом
4. этика происходит от греческого ethos этос нрав обычай характер привычка
5. Для простых инженерных расчетов возможно применение упрощенных методик
6. Реферат- Статистические показатели в мясном скотоводстве
7. Географическая характеристика Севостополя
8. Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении
9. Проблема дисграфии у детей и ее коррекция
10. Антуан Анри Беккерель
11. Мораль и поведение
12. а Вид продукции Площадь га Ур
13. Проблема адаптации принципов зарубежного менеджмента в условиях России
14. Тема- Кукольное ателье
15. Измайловский А
16. АПЕЛЬСИНОВАЯ БЕРЕЗА г
17. правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке
18. История развития связи в Ханты-Мансийском округе
19. КОМПАС 1997. 64с. ISBN 9667170063 У посібнику розглядаються питання організації навчального проц
20. Хаффа Сирия ~ Где золото Ученый монах покачал головой- ~ Пленники отказываются говорить мессир