Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE 24
72.1.Общество знания
.
Проблемы на пути в общество знания
Для общественного и технологического развития всегда ищут удобные обозначения. Современное развитие обозначают понятием «общество знания». …
Автор термина общество знания - американский социолог Роберт Е. Лейн, который в 1966 году писал о «Knowledge Society» (общество знания).
Его коллега Даниель Белл перенял понятие и популяризировал в своей книге о постиндустриальном обществе. Конечно, с введением понятия «общество знания» не следует недооценивать предыдущие эпохи, как если бы знание не играло в них ни какой роли. Но постоянно растущая частота употребления термина «общество знания» указывает на центральное значение, которое получает знание в нашем плюралистическом, встряхиваемом страхами перед глобализацией и воодушевленным надеждами на глобализацию обществе всеобщего благосостояния.
Знания приближаются к труду и капиталу, как третий источник создания ценностей благосостояния, который, в отличие от двух первых источников, можно с помощью информационных технологий сделать неисчерпаемыми. На это, как бы то ни было, надеются мыслители общества знания. …
Современные общества выдумали общественное мнение как «метод» сглаживания проблем, чтобы предоставить своим членам шансы осведомиться обо всём, о чём они не могут составить себе мнение из непосредственного опыта.
Наука, напротив, - это систематическое усилие, направленное на расширение и углубление имеющихся знаний во всех областях, и связывание их между собой. Науке требуются международные связи, как лёгким воздух для дыхания. Общественности нужны локальность и региональность. Национальные средства массовой информации исключение, а не правило. Общественное мнение в высшей степени избирательно. Однако существуют критерии выбора, которые определяют, какие шансы стать общедоступной имеет тема, но случай играет значительную роль.
Наука, напротив, систематична, не терпит популизма. Общество знания принесёт в эту расстановку что-то новое или, может быть, уже привело к новшествам.
Действительно мы знаем сегодня о мире значительно больше, чем могли знать наши предки 200 или 100 лет назад. Наука и техника позаботились о взрыве знаний, прекращение которого не намечается. Девять из десяти когда-либо живших учёных - наши современники. Как следствие этого - увеличение вдвое имеющихся знаний по различным дисциплинам. Так, например, любое ежедневное издание New York Times содержит больше информации, чем имел в своём распоряжении средний европеец в 17 веке за всю свою жизнь. Но никто не отважится утверждать, что мы сегодня стали умнее, чем наши отцы, деды и прадеды. Но мы знаем больше, чем наши отцы и прадеды, и этими знаниями мы обязаны повсеместному присутствию средств массовой информации. Это является причиной того, что средства массовой информации в возникающем обществе знания могут претендовать на значение ещё большее, чем прежде: чем роль центральной нервной системы общества. Подобное взрыву тиражирование технически достижимых возможностей требует от пользователей средствами массовой информации в ещё большей степени независимой компетенции принятия решений. Поэтому сегодня просвещение может пониматься как освобождение от оков навязанной коммуникации.
После разрушения коммунистической системы, около десяти лет назад, появились важнейшие ключевые слова-антагонисты индивидуализация и глобализация. Надежды и опасения вьются вокруг обоих понятий, и также общество знания как понятие амальгамирует надежды и опасения в смесь, которая, прежде всего, сигнализирует о неопределённости будущего.
Можно утешиться Альфредом Полгаром, который считал будущее сносным, так как оно наступает постепенно. Но это утешение затеняется ускорением перемен, как одним из бросающихся в глаза признаков общества знания. С тревогой философы и социологи единодушно описывают нашу будущую современную действительность, как результат и отражение радикальной перемены, перемены, которая всё возрастает по радикальности и интенсивности.
Юрген Хабермас и Герман Люббе, в остальном никогда не сходясь во мнении, говорят примерно следующее, соглашаясь, что …традиционные правила нашего существующего порядка оказываются всё более не пригодными и теряют свою силу и законность вместе с темпом смены событий.
Опытное знание, которое у предыдущих поколений передавалось бы от родителей к детям, которое оказалось бы полезным при разрешении актуальных задач, никто больше не передаёт. Всегда с трудом оцениваемая действительность с её стремительными переломами и переменами тотчас относит освященное традицией познание к курьёзной музейности или музейной курьёзности.
Неприятие значимости обыденных знаний будет важнейшим эффектом общества знания. Так как опыт в смысле опыта, передаваемого из поколения в поколение, сильно потеряет в своём значении, жизнь должна стать постоянным процессом дальнейшего обучения. Готовность и способность к обучению в течение всей жизни или - чтобы подчеркнуть отсутствие альтернативы обучению - пожизненному обучению станет ключевой квалификацией в обществе знания.
Глобализация рынков и как её предпосылка глобализация информационных сетей заботятся о том, чтобы галактика западных знаний распространялась со скоростью света и повсюду находилась в распоряжении, чтобы вновь вызвать на соревнование человеческую память.
Шансы отдельных людей на рынке определяются одновременно быстротой изменения, чувствительностью к временным различиям и, прежде всего, осознанием связей. Никому сегодня не дано знать, что ему нужно будет знать завтра, чтобы послезавтра суметь финансово утвердиться.
Мир общества знания охвачен тройкой: hardware, software и человек. Hardware больше не продукт из железа, а многомиллионное повторение крохотных кремниевых пластинок с транзисторами, устранение которых становится всё проблематичнее.
Миллиардный бизнес по имени software логическая абстракция, которая принципиально не принимает во внимание время и пространство механизмов, чтобы владеть ими в теории и только в ней. Hardware и software непобедимы в поиске, запоминании и вычислениях. Но люди тоже непобедимы, а именно в оценивании, интерпретации и понимании контекста. Всемирный потоп данных, низвергающийся ежедневно на нас, не предлагает понимания. Смысл проясняется прежде всего из контекста, а контекст может восстанавливаться только самим человеком.
Первый раз в истории человечества техника больше не нацелена на то, чтобы, прежде всего, разгрузить человеческое тело, а должна в первую очередь расширить его умственные возможности. Открытие продуктивности сто лет назад произошло благодаря применению знаний в работе. Сегодня мы развиваем в обществе знания автологию самоприменение знания: знания используются для знаний (Норберт Больц). Коммуникативные компетенции или компетенции средств массовой информации становятся ключевыми квалификациями в обществе знания. Эту понятийность можно принимать или отвергать. За ней скрывается ни что иное, как умение думать критически, способность различать важное и несущественное, нормальное и маргинальное. Предпосылки для этих критических компетенций владение языком, сила аргументов, способность к абстракции, умение вести диалог и готовность к кооперации.
…Качество школы определяет конкурентоспособность страны.
II. Проблемы, вызванные отсутствием реформ высшей школы и учебных реформ Сегодня 1,8 миллионов молодых людей учатся в 260 немецких ВУЗах. Это в два раза больше, чем в 1975 году. Большинство (36%) толпятся в аудиториях правоведческих, экономических и общественно-научных факультетов. 22% изучают языки и культурологию. Каждый четвёртый студент выбирает ориентированное на практику обучение в институтах. Только 17% изучают математику и предметы естественнонаучного и инженерного цикла в университетах.
Центральная проблема наших университетов в приближающемся обществе знания это четырёхкратный вызов - перегрузкой, слишком долгим временем обучения, сокращением финансирования со стороны государства и обостряющейся международной конкуренцией. Детали известны. Важным кажется указание на то, что отсутствие настоящей реформы высшей школы и реформ обучения и является причиной этой войны на четырёх фронтах, которую уже давно ведут университеты в Германии. Высокий процент прервавших обучение (по философии до 80%), по сравнению с международными показателями по выпускникам, не признанное на международном уровне образование, преждевременная специализация, завинченная и поэтому не творческая дисциплинарность, так, как и отсутствие мужества по отношению к дисциплинам, охватывающим многие предметы, всё больше угрожают уничтожить прежние достижения немецких университетов. Сорокалетние дебаты о реформе обучения не породили ничего существенно нового .
Немецкие университеты снова получили рекомендацию ориентироваться на американские университеты. Там студенты обсуждают учебную нагрузку своих профессоров, которым следует опасаться санкций за нехватку часов. Там не жалко международно признанным специалистам предлагать свои услуги по вводным (установочным) и обзорным лекциям. Там есть взносы за обучение, которые идут исключительно на улучшение внешних условий обучения и исследований. В США специализация длится - не два года, а только два месяца. Молодые исследователи получают раньше самостоятельность в исследованиях и науке, соотношение между числом обучающих и обучаемых благоприятнее, и выпускники никогда не теряют контакт с университетом и выражают свою благодарность часто значительными денежными средствами. Американские университеты присваивают только международно признанные академические степени. Без сомнения, американская система образования предлагает большое число важнейших импульсов, которые существенны для реформы немецких университетов.
Однако невозможно верифицировать утверждение, что американские университеты лучше, чем немецкие. Для этого слишком различаются стандарты в США, дистанция между большинством частных ведущих университетов и ВУЗов более низкого уровня там гораздо шире, чем в случае с Германией. Десять ведущих американских университетов всё же без сомнения лучше, чем десять лучших немецких университетов, смотря какие критерии закладывают. В Германии мы должны при этом выбрасывать за борт единство исследования и обучения. Что нам нужно, так это соревнование за лучшее обучение, лучшее исследование, лучшее управление. В целом, нам необходима лучшая, имеющая будущее, концепция университетов. Научный совет представил вкратце свои тезисы будущего развития научной системы, в которой он требует углубления интернационализации, укрепление связей с практикой, расширение автономии, усиленное использование информационной и коммуникативной техники, более сильная поддержка соревнования и кооперации, как и поддержка единства исследования и обучения. Это важные инициативы, поскольку они формулировались не только учёными, но и политиками федерации и всех федеральных земель, также как и хозяйственниками.
III. Идеи реформ
Между тем существует большое число реформистских идей. Одна из самых интересных это план создания сети европейских университетов, чтобы выдержать соревнование с лучшими американскими высшими учебными заведениями. …Предлагается сеть европейских университетов: в рамках European University Foundation должна быть создана ориентированная на будущее ассоциация европейских реформируемых университетов. Это объединение должно быть принципиально открыто, по крайней мере, для одного университета каждой страны Европейского Союза. Эти университеты должны отбирать себе сами обучающихся, им разрешено повышать плату за обучение, и они должны взаимно признавать приобретённую квалификацию и документ об окончании обучения. Они должны взять на себя обязательство не давать ни одному обучающемуся документа об окончании, если он не прошёл хотя бы одну часть своего обучения в зарубежном университете этого объединения. Также должен быть организован систематический обмен доцентами. Это смелый план, имеющий своей целью интернационализацию университетов и резкое повышение мобильности обучающих и обучаемых. Смелость этого плана вытекает из предпосылок: университетам этой сети должна быть предоставлена соответствующими законодателями значительная автономность, чтобы добиться свободы организации, финансовой и кадровой независимости. В Германии теперь требуется мужество законодателей. Желателен конкурс на формулирование подходящей для этого проекта статьи об эксперименте в соответствующих законах о высшей школе, чтобы из идеи, указывающей путь в будущее, часть стала действительностью.
IV. Концепция реформ Эрфуртского университета
В университете Эрфурта подошли к тому, чтобы воплотить концепцию реформ в действительность. Основополагающая концепция университета Эрфурта есть нечто абсолютно новое. Впервые существует реальный шанс, воплотить в жизнь значительную часть реформ высшей школы и обучения. Таким образом, от Эрфуртского университета должны исходить совет и реформирующие импульсы, оказывающие влияние на ландшафт немецкой высшей школы. У университета есть принципы реформирования, которые определили основатели и земельное правительство во временном уставе, и которые без изменений были взяты в новый устав. При этом речь идёт о переориентации гуманитарных и общественных наук, особенно посредством культурно-научной ориентации всех дисциплин, как и о меж - и трансдисциплинарных исследованиях и межкультурном диалоге. Эрфуртский университет видит себя лабораторией новых разработок в сфере образования. Для обучающихся это означает, прежде всего, что они принимают участие в организации обучения нового типа по международной принятой В.А./М.А. модели.
Её основные элементы следующие:
- После трёх лет обучения завершение первого этапа обучения с получением степени бакалавра. Отпадает страх многих перед большим экзаменом; в Эрфурте существует система экзаменов, сопровождающих обучение. Выпускные баллы вытекают из успеваемости за период обучения.
- По завершению первого этапа есть возможность продолжить обучение в течение ещё трёх семестров и получить степень магистра. При профессиональной пригодности открыт путь для защиты диссертации (от двух до трёх лет).
- В Эрфурте существует менторская система (система наставников), которая обеспечивает индивидуальное руководство над каждым студентом со стороны доцентов с первого семестра.
- Фундаментальное исследование в Эрфурте обязанность обучающих и обучаемых. Это с самого начала знакомит учащихся с предметно-охватывающим образом мышления. Это особенность, предложенная только в Эрфурте. Здесь учат тому, что тема должна быть раскрыта с разных сторон. Два доцента различных специальностей излагают на одном из мероприятий одну и ту же тему. Таким образом, должна быть предотвращена преждевременная специализация.
- Большое значение придаётся вопросам интернационализации, не только в профессиональных предложениях, но в одном ряду с основными внешневропейскими задачами.
- Во время учёбы необходимо провести хотя бы один семестр в ВУЗе за рубежом. Это не является обязанностью, но рекомендуется.
- Знание иностранных языков и умение обращаться с новыми техническими средствами особенно приветствуются.
- В университете Эрфурта хотят, чтобы отучившиеся выпускники заглянули за границы своих учебных дисциплин с тем, чтобы обеспечить максимально широкую возможность применения.
- Профессиональноориентированные мероприятия дополняют программу обучения. Не последнюю роль должна играть практика, чтобы возник тесный контакт между обучением и миром профессии. Сегодня лучшая подготовка к профессии это не насколько возможно ранняя и идущая, как только возможно дальше, специализация, а учёба, дающая возможность, справляться с проблемами научными методами и системно подходить к новым ситуациям. Народному хозяйству нужны выпускники, владеющие такими методами, чтобы дойти до сложных решений. Необходимые для этого специальные знания изучаются в самой профессии. Это шанс профессионально ориентированных ступеней обучения, таких как бакалавриат, который должен укрепить уменьшающуюся конкурентоспособность немецких университетов на международном уровне. Эрфурт, по мнению Винфреда Шульца, который до января 2001 года был председателем научного совета, завоевал здесь ведущую роль. Здесь есть шанс и у гуманитарных университетов. В центре Эрфуртского университета находятся культуроведческие науки. Это относится ко всем трём факультетам. На философском факультете, который начал свою работу в зимний семестр 1999/2000 года, могут изучаться философия, литература, языкознание, религиозные науки, исторические науки и коммуникативные науки. Так же и на факультете общественно политических наук, начавшем работу в зимний семестр 2000/2001, преподавательский состав был заполнен преподавателями междисциплинарных факультетов, и предложено обучение по направлениям: правоведение, экономика и социология, включая политологию. В наступающем году там будет установлена программа - пилот для Master of public policy, которая при финансовой поддержке министерства образования на федеральном уровне предлагает возможности для дальнейшего образования будущих принимающих решения политиков и управленцев. От ликвидированной к 31 декабря 2000 года высшей педагогической школы Эрфурта переняли педагогический факультет, заново структурировали и вместе с тем дифференцировали. Основная часть обучения создаётся для учителей начальных школ и реальных школ, а также для специальных педагогов (работающих с особой группой детей, например, с нарушениями зрения или слуха прим. пер.) Педагогическое направление в ближайшее время также сделают совместимым с В.А/М.А. структурой Эрфуртской модели обучения. Особое значение обучающих, учебных и образовательных исследований принимается во внимание организацией соответствующего центра. Запланирован четвёртый факультет. Земля Тюрингия и Ватикан ведут переговоры об интеграции находящегося в Эрфурте католического теологического факультета в университет Эрфурта. Этим был бы дополнен ориентированный на гуманитарные науки университет Эрфурта. Евангелистская теология представлена тремя кафедрами в организованном в 2001 году «Институте Мартина Лютера».
Сюда же относится Колледж Макса Вебера культурно- и социально-научных исследований, который начал свою работу уже в 1998 году и в 2001 году выпустил первых своих аспирантов. Колледж Макса Вебера единственное в своём роде учреждение в Германии, которое связывает междисциплинарное ведущее исследование с дальнейшим ростом научной квалификации. 106 профессоров опекают 2800 учащихся. Это значит, что численное соотношение между обучающими и обучаемыми в Эрфурте исключительно благоприятно. В среднем на одного преподавателя приходиться менее 30 студентов. Это и есть основа функционирующей менторской системы, которая гарантирует личное руководство каждым студентом со стороны одного из преподавателей. И это причина того, что университет Эрфурта сможет также в будущем предложить не более чем 4000 учебных мест. Менторская система и основанный на этом успех проекта реформ не должны быть поставлены под угрозу. Университет Эрфурта хочет доказать, что это также возможно и в государственном университете правда, почти полностью изменив условия обучения - в 22 или 23 года завершить первый профессионально ориентированный этап, в 24 года сдать экзамен на профессиональную квалификацию.
Философия образования
В наше время образование нуждается в радикальном совершенствовании. Если не изменить всю его систему, человечеству просто не уцелеет. В мире, в котором мы живем, происходят все убыстряющиеся и углубляющиеся социально-преобразовательные процессы. Он становится более изменчивым и нестабильным. Человечество преодолело порог традиционных сбалансированных отношений с природой, и теперь ее ответные реакции могут стать непредсказуемо опасными.
Образование важно превратить в непрерывное, многосвязно целостное, постоянно обновляющееся, а также принципиально ориентированное на глобальные проблемы и духовные (особенно нравственные) ценности.
Важнейшую роль в современном образовании во всех его формах и на всех этапах играют творческие моменты.
…Для творческой личности характерны ярко выраженная оригинальность мышления, самозащищенность от внешнего манипулирования, независимая от начальственных предпочтений и общественного мнения позиция, прекрасная профессиональная подготовка, интеллектуально развивающие увлечения, ориентация на высокие ценности и идеалы.
Великие мыслители далекого прошлого могут показаться невежественными людьми по сравнению со средним современным выпускником университета. Они многого не знали из того, что знает сегодня он. Их объем информации в битах был, может быть, даже меньше, чем у него. Но они могли творить, творить так, как ныне дано далеко не каждому...
Коллективное сотворчество на лекциях, семинарах, дискуссиях - необходимая предпосылка и непременное условие продуктивного индивидуального творчества студентов.
Информационно-просветительский метод играет немалую роль в преподавании. Но он ограничен лишь передачей студенту определенной суммы знаний1. Метод же проблемно-поисковый дарит радость соучастия в открытиях. Никогда не обнаружит подлинно нового тот, кто в свое время не открывал заново “велосипед”. Все признают, что плохо, если знание поступает к студентам в виде готовых “блоков” - окостеневших незыблемых истин. И тем не менее зачастую студенты получают ответы на вопросы, которые в них еще не родились. Вспомним в связи с этим мудрую мысль М.М.Бахтина: “Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла”2. Вот почему столь важно в учебном процессе заинтриговать, озадачить студентов, а кроме того показать высокую ценностную значимость для них решения рассматриваемой проблемы.
Современные научные знания развиваются такими темпами, что кое-что в них устаревает, даже не успев попасть в учебные пособия. Вот почему преподавателю не гоже только пересказывать учебник, а следует по возможности дополнять (а в чем-то опережать) его.
Важно научить студента ориентироваться в практически безграничном информационном массиве, самостоятельно расширяя и углубляя свои знания. Современные информационные системы дают возможность фантастично расширить круг “консультантов” и “наставников”. Роль “основного” преподавателя в этом отношении превращается в роль мудрого и доброго проводника по огромному материку мировой истории и культуры.
Что касается воспитательных аспектов образования, то, по моему глубокому убеждению, их значительный неизрасходованный потенциал хранит любая учебная дисциплина. Речь конечно же идет не о пресловутых “принципе партийности” или “классовой морали”, гипертрофированных в свое время до абсурда. Я имею в виду другое: любая наука, любая сфера профессиональной деятельности, представленные в учебном курсе, встроены в единую социокультурную реальность. И грош ему цена, если этот учебный курс изолирует себя от судьбоносных проблем современности и исторических перспектив, высших идеалов и целей общечеловеческого развития.
В такие времена, как наше, особая роль у философии. Она по самой своей природе сориентирована на высшие духовные ценности, на интимно личные и глобальные проблемы. Любую тему важно - явно или неявно - пронизывать высокими нравственными целями, одухотворенным смыслом, гуманистическими ориентациями.
Одно из важных назначений философии - научить студента мыслить нешаблонно и масштабно, самостоятельно принимать ответственные решения научного и социально-значимого характера. На достижение этой цели ориентированы методологическая и аксиолого-мировоззренческая функции философии.
Главными ценностями постиндустриальной цивилизации будут не материальные блага, а духовное богатство. Эта идея не нова. Но в современной России ее приходится возрождать заново, преодолевая немалые трудности. Слишком коммерциализирована и криминализирована нынешняя российская жизнь. Чисто физическое выживание ценой временного отказа от духовных ценностей грозит невосполнимой утратой последних. Духовные ценности - привередливое растение, нуждающееся в постоянном уходе за собой.
Для мировоззренческой основы образования большое значение имеют идеи всеединства, гуманизма, социальной справедливости, а также размежевание с принципами бездушно-расчетливого прагматизма и безбрежного индивидуализма. Одна из причин реформаторских неудач была связана с роковым стремлением решительно потеснить почти все основные формы коллективистской мотивации, всячески насаждая вместо нее сугубо индивидуалистскую. Как результат - заметное увеличение отчуждения в отношениях между людьми, расширение грубых насильственных форм в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов, резкая переориентация на приоритет материальной выгоды. Это особенно болезненно для россиян. Ведь их культура, традиции, особенности психического склада в значительной степени были нацелены на относительно высокие духовные ценности и солидарные формы жизни, общинность, коллективизм. Отрицательные моменты были заложены не в этих принципах самих по себе, а в тех манипуляторских злоупотреблениях, которым они подвергались со стороны тоталитарной власти и коррумпированных структур. Будучи очищенными от подобных злоупотреблений, эти формы могли бы сполна раскрыть свой богатый потенциал в сферах образования, управления, производственной деятельности.
А теперь об идее гуманизма как мировоззренческой основе воспитания. Важнейшей основой гуманизма является гуманистическая нравственность. Напомню, как Л.Н.Толстой различал три типа нравственности. Нравственность дикости: нравственно то, что служит на пользу только моему “я”. Нравственность варварства: нравственно то, что служит на пользу только тому кругу, который есть мой. Нравственность общечеловеческая: нравственно то, что служит на пользу всему человечеству. Я думаю, основная нравственная беда советского строя была не в том, что мы пытались жить в соответствии с нравственностью “общечеловеческой” или с официально тогда провозглашавшейся “классовой” нравственностью, а в том, что вопреки этому фактически процветала - лицемерно прикрытая - нравственность “варварства” и “дикости”. А сейчас? Ныне подобная форма нравственности получила официальное благословение и приоритетную поддержку...
Желателен синтез гуманитарной и естественнонаучной культуры. Ведь лишь тогда, когда общество востребует человека не в его функциональной частичности, а в его личностной целостности, общественное бытие превратится в арену подлинного самовыражения человека.
Что касается рассмотренных в проекте форм воспитания и видов ценностных ориентаций, то к ним можно добавить научно-мировоззренческие ценности (научные знания как ценность) и трансцендентные ценности, которые столь значимы для многих молодых людей и тоже играют важную воспитательную роль.
Узкопрофессиональная подготовка никак не оправдывает себя ни с социальной, ни с экономической стороны. Высокая общая культура делает человека более активным и лучше приспособленным как к современной жизни в целом, так и к динамичным условиям современного производства в частности. Она формирует установку на непрерывное саморазвитие и самообразование. Кроме того, человек с высоко развитыми духовными потребностями, привычками и вкусами отвергает агрессивные и эгоцентричные жизненные ориентации.
Поэтому профессиональная подготовка и профессиональное воспитание никогда не должны реализовываться в чистом виде, в полном отрыве от всех других воспитательных и образовательных сфер.
Одно из социальных последствий НТР: возрастает потребность не только в высококвалифицированных, но и универсально подготовленных кадрах.
Выигрывает тот, кто лучше прогнозирует и планирует. Методы социального, экономического, естественнонаучного прогнозирования. Планирование.
Статья из Интернета:
Следует ожидать появления типовых учебных продуктов-полуфабрикатов, которые окончательно дорабатывает, дополняет или настраивает преподаватель при подготовке к занятию. Будут созданы центральные банки учебных продуктов. Согласно результатам исследования группы MediaLabs технического института в США, системы компьютерного обучения и тренинга поднимают "кривую обучения" среднего студента в 2-5 раз, а способность к запоминанию с 35% увеличивается до 85%. Эти обследования проводились с компьютерными системами, использующими только текст и несложную графику. Аудиовизуальные возможности мультимедиа должны еще поднять эти показатели.
Решать необходимо не столько технические, сколько психолого-педагогические задачи.
Итак, использование ПК и НИТ в образовании может являться одним из перспективных направлений, повышающих эффективность обучения.
Из Интернета тезисы о преподавании КСЕ
Анализ проблем современного постиндустриального информационного общества (локальные войны и опасность ядерного конфликта, рост населения и энергетический кризис, экологические и медико-генетические проблемы, статистика социального нездоровья - бедность, самоубийства, нарушения психики, алкоголизм, наркомания, преступность и раздробленность культуры) позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже тысячелетий вступила в фазу эволюционного кризиса (Налимов 1993,1994, Назаретян 1996: 109, Моисеев 1998: 275-288).
Причинами кризиса являются дисбаланс между технологическим могуществом и гуманитарной составляющей (мудростью) Интеллекта (Назаретян), доминирование науки, научно-технического прогресса и непонимание природы человека, природы смыслов, в которые он погружён (В.В.Налимов), разрушение человеком своей экологической ниши (Н.Н.Моисеев).
Междисциплинарные исследования антропосоциогенеза, истории, диалектики информация-энтропия подсказывают, что возможно два варианта выхода из кризиса: самоуничтожение или трансформация Интеллекта, становление нового сознания: этика ненасилия, терпимость к различиям, экологический императив
Главными шагами по гуманистическому пути являются объективная информация о негативных тенденциях для общества, реформирование системы образования и признание образования самой приоритетной сферой общественной жизни.
Становление новой парадигмы образования Становление новой парадигмы образования связано с признанием базисного значения образования, науки для общества и изменениями функций системы образования в информационном обществе: от подготовки узких специалистов и ориентации на знание к воспитанию новой нравственности, пониманию актуальных проблем общества и опережающей социализации личности по принципу «Не знание, а методология». Недостатки нынешней системы высшего образования во всём мире - это узкая специализация и потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию и отсутствие анализа сегодняшних проблем. В устремлённости к узкой специализации проявляется одряхлелость, раздробленность культуры (Налимов 1994: 63-64). Приоритетом должны пользоваться проблемы людей и человеческого общества сегодняшнего дня (Г. Кюнг). Высшее социально-гуманитарное образование пока не ушло от автономной дисциплинарности, не устремилось к органичной целостности воспроизведения мира, которая скреплена магистральной проблемой Человек и перспективы его развития. А ведь обществом больше востребован не «одномерный» специалист, а «многомерная» личность высоко образованная, всесторонне культурная, готовая принять самое активное участие в жизнеопределяющих процессах современности.
Реализовать новые тенденции можно в системе многоуровневого высшего образования: первые два года - изучается унифицированный блок общеобразовательных дисциплин (естествознание и гуманитарные науки), содержание которых раскрывается в контексте актуальных проблем общества (неполное высшее), следующая ступень - два года общей специализации (бакалавриат), третья ступень - либо год узкой специализации, либо два года магистратура.
В информационном обществе получение образования перестает быть одной из характеристик определенного жизненного этапа. Оно стало кардинальной стороной и неизбежной чертой всего человеческого существования.
1 Герой Д.Свифта Гулливер, посещая академию в Лагадо, познакомился со своеобразным методом обучения: школьникам скармливали специально изготовленные тетради с конспектами. Главным недостатком подобного метода его реализаторы считали только то, что трудно было уследить, чтобы подопечные не выплевывали сии “препараты”. К сожалению, эта сатирическая зарисовка кое-что напоминает и сегодня...
2 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979, с.340.