Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 16. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ 1.

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

PAGE  193

Лекция 16. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ

1. Философское понимание человека. Антропология – философская дисциплина, исследующая вопросы о природе человека, смысле его существования, отличии от других форм жизни. Иногда считают, что все проблемы философии можно свести к центральному вопросу: что есть человек и каково его положение в общей целостности мира. Философский анализ человека предполагает, при опоре на эмпирические данные, выявление его сущности, раскрытие социальных форм его бытия, анализ места человека в мире и того, кем он может стать.

Уже в древности было понято, что человек, хотя и подчинен законам природы, отличается от остальных живых существ. Человек – часть природы и зависит от ее сил и природных инстинктов; но он в своей предметной и духовной деятельности выходит за рамки природы и даже творит «вторую природу». Человек обладает сознанием и активностью, то есть изменяет мир и себя самого, он создает символы (в том числе язык), способен выносить ценностные суждения и осуществлять моральный выбор. Что же такое человек? Каждый мыслитель, каждое философское направление дает свое определение, но ни одно из них не оказалось всеобъемлющим, ни одно не охватило все отличительные особенности человека.

Для древних мыслителей человек – микрокосм, подчиненный судьбе. Считалось, что человек и мир – нераздельны и взаимосвязаны, а самая лучшая человеческая жизнь – та, которая соответствует природе, проходит в гармонии с космосом.

Христианское миропонимание придавало особое значение личностной неповторимости отдельного человека. Считалось, что он имеет свое предназначение, которое может принять или отвергнуть; если он решит исполнить бытийное назначение, его ждет преодоление границ человеческой природы – обожение. Подчеркивался сложный характер внутренней жизни человека, борьба его стремлений и необходимость самопреодоления.

Философы выделяли в человеке тело, душу и дух. Тело материально, оно – то, что у нас общее с животными. Душа обозначает внутренний мир человека, его психику. Она связана с непосредственными переживаниями и поэтому изменчива. Иногда обладание зачатками души признается за животными, но дух присущ только человеку. Дух – философское понятие, которое иногда понимается как бессмертное ядро личности, но в светском понимании дух – это самые устойчивые основы личности, сфера идеалов, поднимающихся над повседневностью. Дух – высшие способности человека, позволяющие ему быть источником личностного самоопределения осмысленного преображения действительности. Именно наличие духа отличает человека от других живых существ и дает ему возможность дополнять биологическое и общественное бытие моральными и культурными ценностями. В отличие от души, дух относительно независим от эмоциональных переживаний.

Эпоха Возрождения подчеркнула безграничные творческие возможности человека. С тех пор преобладающим типом мировоззрения стал гуманизм: в его центре – человек со своими земными делами и отношениями. Человек рассматривается как самостоятельный источник творческих сил и обладатель неотчуждаемых прав, чьи интересы имеют приоритет перед интересами любых сообществ. Новое время видело в человеке прежде всего разум, который делает его царем природы, дает возможность изменять ее по своим желаниям. Господствовал идеал свободной личности, способной к самопознанию и творчеству. Но общепринятым становилось мнение об эволюционном происхождении человека в ходе развития мира. Выявлялось его сходство с живыми существами. Человек стал пониматься как биологический вид, одна из ступеней эволюции живых существ: человек – «животное, создающее орудие труда».

Постепенно появилось понимание того, что не все движения души находят отражение в сознании. Было предложено понятие бессознательного – совокупности психических процессов, которые не осознаны, причин поступков, мотивы которых человек не может обосновать. К ХХ веку концепции о человеке как о сознательном и разумном существе был нанесен сокрушительный удар. Наука зафиксировала внутреннюю расколотость человека, его внутренние конфликты. Стало ясно, что психика человека – это сложная многоуровневая система, и в основе его внутреннего мира лежат бессознательные процессы. Внимание привлекли такие особенности человека, как воля, чувства, инстинкты, интуиция. Появились представления о человеке как «больном животном» или игрушке бессознательных влечений, для которого разум – лишь огонек среди хаоса.

В антропологии сформировались основные подходы:

  1.  натурализм – человек есть природное, материальное существо, подчиненное законам природы и полностью определяемое своими биогенетическими задатками;
  2.  социологизм – человек формируется в обществе, он – создание общественных структур и определяется ими;
  3.  персонализм – человек, несмотря на все внешние влияния, есть субъект самостоятельного выбора, обладающий свободой воли, и сам решает, каким ему быть.

Для обозначения человека имеются разные понятия.

Человек – разумное духовно-материальное существо, субъект познания, труда и социальных отношений, опирающийся в действиях на разум и свободный менять мир и себя.

Индивид – человек как носитель свойств, общих для человеческого рода. Индивидуальность – человек как носитель свойств и способностей, выделяющих его из массы других; те особенности наследственных и приобретенных свойств, характера и разума, которые рождают уникальный способ бытия.

Личность – человек, который оказывает активное воздействие на окружающий мир соответственно своим индивидуальным способностям; ему присущи самосознание и контроль за своими действиями. Если индивид – продукт антропогенеза, а индивидуальность – индивид, усвоивший общественные нормы, то личность – активное существо, сознательно выбирающее свой неповторимый жизненный путь. Индивидом рождаются, индивидуальностью воспитываются, личностью становятся.

Философская антропология, объединяя научные данные о человеке, имеет и собственную сферу исследования, которую наука заменить не может. Прежде всего это относится к рассмотрению и анализу идеалов и убеждений человека, к поиску смысла жизни, к выявлению закономерностей духовной жизни людей. Когда человек удовлетворяет свои первичные, биологические потребности, у него появляются потребности духовные, и одна из них – проблема смысла жизни. По сути дела, это вопрос о том, какие ценности человек считает достойными воплощения, на какие цели он желает потратить свою жизнь. В предыдущие эпохи решение этого вопроса принадлежало правящей идеологии, а человек должен был под страхом утраты общественного статуса воплощать его в жизнь. Но с формулировкой свободы совести как обязательной для цивилизованной страны, этот вопрос был отдан на решение каждому человеку. Существуют различные варианты понимания смысла жизни:

  1.  в добродетельных делах, «спасении души» и обретении посмертного блаженства или хорошей кармы;
  2.  в достижении успеха, благополучия, власти, максимального количества удовольствий и т.д.;
  3.  в служении своему народу, продвижении науки и искусства и в оставлении своего имени в памяти потомков,
  4.  в раскрытии потенциала собственной личности.

Философия не стремится навязать готовый ответ, а помогает человеку самостоятельно вести поиск, анализируя опыт человечества. Выбор ответа принадлежит самому человеку.

Сама проблема смысла жизни – следствие осознания смертности человека. Каков смысл жизни человека, если смерть есть? Есть ли смысл самосовершенствоваться, если умрут не только отдельный человек, но и человечество? Чем развитее ум и душа человека, чем больше он ощущает свою уникальность, тем острее эти вопросы, тем труднее перенести, что именно они, самые главные, не имеют аргументированного ответа. Поэтому одной из важнейших философских проблем является осмысление смерти. Человек – единственное живое существо, которое осознает свою смертность. Поскольку смысл чего-либо заключен в его результате, имеет ли смысл человеческая жизнь, если конец ее – смерть? В глубокой древности смерть не вызывала вопросов – считалось, что умерший продолжит жизнь в потустороннем мире. Но вместе с обострением чувства уникальности человека трагизм уничтожения неповторимой  личности уже нельзя было прикрыть надеждами на потустороннее. Ответы на этот вопрос, данные философами, многочисленны, но основные из них таковы:

  1.  смерть – полное уничтожение человека, его части (атомы, гены и т.п.) будут мигрировать по Вселенной, а его имя в лучшем случае останется в памяти потомков;
  2.  душа переживает тело, но через некоторое время также угасает или растворяется в «мировой душе»;
  3.  смерть – разлука души и тела, после чего души порядочных людей получают вечное блаженство, а преступников ждет мучение в аду или окончательная смерть;
  4.  бессмертная душа человека расстается с телом и воспаряет в небеса или «мир идей», где нет земных забот;
  5.  душа после смерти переселяется в иное тело и проживает новую жизнь, получая награды и наказания в ней;
  6.  христианство считает смерть «несчастным случаем», получившим над людьми власть из-за «первородного греха»; в будущем люди воскреснут и будут жить вечно.

Философия вместо того, чтобы давать готовые ответы, ставит все новые вопросы, отвечать на которые нужно не словами, но всей жизнью; история покажет, какие ответы ведут к расцвету жизни и культуры, а какие – к бедствиям и регрессу.

2. Взаимоотношения человека и природы. Природа – это объект естествознания, совокупность  естественных предметов и явлений, вовлеченных на данном историческом этапе в контакт с обществом и необходимых для его существования. В обыденной жизни мы, говоря о природе, имеем в виду те элементы окружающего мира, которые не созданы человеком.

Используется также понятие окружающая среда: это – совокупность предметов и явлений, вовлеченных в процесс общественного производства и составляющих необходимое условие существования и развития человеческого общества.

Несомненен приоритет природы по отношению к человеку. Природа возникла раньше человека и явилась причиной его появления. Природа может существовать без человека, а он не может существовать без природы. Человек пользуется природными богатствами, а природа ничего не заимствует у человека.

Между природой и обществом происходит постоянный обмен веществом, энергией и информацией. Что же человек берет у природы? Во-первых, естественные источники жизнедеятельности: это – воздух, вода, растения, животные и т.п. Они необходимы для жизни человека как биологического вида. Во-вторых, естественные богатства – полезные ископаемые, энергия падающей воды, то есть предметы труда и энергетическое обеспечение производства. В-третьих, природа оказывает огромное влияние на сознание человека как источник эстетических, нравственных и религиозных чувств.

Однако человек не только потребляет природные ресурсы, но и изменяет окружающий мир. Это отражают следующие понятия. Естественная окружающая среда охватывает те материальные объекты и системы, живые и неживые, которые существуют вне человека, независимо от него, но являются объектом человеческой деятельности. Искусственная окружающая среда (иногда называемая «второй природой») включает созданные человеком предметы и живые организмы.

В истории человеческой мысли проявлялись два отношения к природе. С одной точки зрения, природа – нечто низшее по отношению к человеку: она неразумна, неорганизованна и поэтому является не более чем объектом для деятельности человеческого разума (человек имеет право и даже обязан подчинить природу, господствовать над нею). С другой точки зрения, природа – выше, могущественнее, совершеннее, чем творения человека: людям нужно учиться у нее тому, как согласовать противоречивые тенденции, создав гармоничное целое.

В ходе исторического развития взаимоотношения человека и природы менялись в соответствии с изменением характера и масштабов человеческой деятельности. В глубокой древности зависимость общества от природы была максимальной, почти все нужное (пищу, жилье, одежду) люди брали в природе в готовом виде. Соответственно воздействие человека на природу было незначительно. В сознании людей природа была образцом, обиталищем бесчисленных существ, более могущественных, чем человек, с которыми нужно наладить отношения. Переход от собирательства к земледелию и ремеслу улучшил положение человечества. «Неолитическая революция» привела к резкому росту населения: возникли города, появились поля и сады, рудники и плотины – человек начал приспосабливать природу к своим нуждам. Но силы были еще несоизмеримы – стихийные бедствия приводили к исчезновению целых цивилизаций. И мысль человека только начинала выделять себя из природы: человечество мыслилось как часть космоса – единого закономерного целого. По-прежнему природу считали идеалом гармонии, а жизнь по законам природы – задачей мудреца. Однако уже появилось противопоставление тела и души, а также «низшего» материального мира – природы, подчиненной физическим законам, и высшего мира «чистых идей».

Важной ступенью в понимании природы стало утверждение христианства. Человек как “образ и подобие Бога” был назван царем природы, наиболее совершенным из творений. Человек призван Богом не поклоняться духам природы, а “хранить и возделывать” землю, то есть использовать ее ресурсы. Но в реальных взаимоотношениях человека и природы заметных изменений не наступило: техника развивалась медленно.

Особый взгляд на природу несла эпоха Возрождения. Человек снова увидел в ней гармонию, источник радости бытия. Природа противопоставляется городу как символу развращенной цивилизации: воспевается возвращение к природе.

Наступает Новое время, несущее ускоренное развитие науки и техники. Снова меняется отношение между природой и обществом: техногенная нагрузка на окружающую среду начинает нарастать. Взгляд на природу становится сугубо утилитарным: цель прогресса – господство над природой, она – лишь объект человеческой деятельности, бездонная кладовая, инертная сила, требующая обуздания. В науке целью ученого становится вырвать у природы ее тайны, свести все ее многообразие к нескольким формулам. Человек начинает переделы

В настоящее время происходит перестройка не только взглядов человека на природу, но и самого взаимодействия человечества с природой. Впервые природа признана более слабой по сравнению с технической мощью человечества.

Наступил экологический кризис – нарушение равновесия между обществом и природой, сделавшее необходимым изменение хозяйственной деятельности человека. Он проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнении среды обитания, изменении климата, появлении новых болезней и нарушении генофонда. Нынешний кризис имеет глобальный характер, т.е. в него вовлечена природа всей планеты, и справиться с ним возможно только при объединении действий всего человечества. На сохранение равновесия между обществом и природой направлена экологическая деятельность – не только материальная, но и духовная: к ней относятся охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, экологическое воспитание, выработка природоохранного права. Создаются проекты переустройства общественного производства для уменьшения негативного воздействия на природу. Особенное внимание уделяется изменению человеческого сознания – созданию и широкому распространению экологической этики, которая рассматривает все живое на Земле как объект нашей ответственности, чье благополучие – наша задача.

Хотя наука предлагает различные способы уменьшения нагрузки на природу, большинство их не используется человечеством. Определение причины подобной безответственности и создание программ изменения существующего кризисного положения – одна из задач современной философии.

3. Философское понимание техники. В истории человечества огромную роль играет техника – созданные людьми средства для обслуживания потребностей общества. Ее развитие знало как периоды плавного развития, так и технические революции – смены способа производства. Отношение человека к технике также менялось – от безоговорочного одобрения до пессимистических взглядов, согласно которым техника выходит из-под контроля человечества и погубит его. История показала, что технический прогресс имеет социальные, политические, экологические последствия, влияет на духовную жизнь человека. Он же, оторванный от гуманистических ценностей, может породить разрушительные последствия. Поэтому оптимальный по технико-экономическим показателям проект порою должен быть отвергнут из-за экологических или культурных последствий. Наряду с позитивными последствиями технического прогресса на жизнь человечества появились негативные, результатом которых стала технофобия: восприятия мира техники как угрозы бытию человека, боязнь утраты духовных ценностей. Только в 60-е годы ХХ века приобрела черты особой философской дисциплины философия техники, цель которой – анализ технического развития как фактора развития человека и общества. Перед философией техники стоят проблемы поиска соразмерности технических систем и человеческой среды обитания, определения пределов технического развития.

Понятие «техника» до сих пор не имеет общепринятого смысла. Не только в обыденном языке, но и в философских исследованиях под техникой понимают различные объекты. Понятие «техника» образовано от греческого «технэ». Это слово переводится как «мастерство», «искусство», «умение», «ловкость». Оно стало употребляться в античную эпоху, и область его определения включала ремесло и искусство. Только в эпоху Возрождения понимание техники окончательно оформилось: ее рассматривали в качестве искусственных предметов, служащих для посредничества между природным материалом и человеческой деятельностью. Поскольку в течение многих тысяч лет техника представляла собой ручные орудия труда, ее место в общей картине человеческой жизни считалось очевидным – в качестве дополнения органов человеческого тела.

Основоположники философии техники рассматривали ее в широком контексте человеческой деятельности – как совокупность создаваемых людьми средств, которые позволяют им использовать естественные материалы и процессы для удовлетворения своих потребностей. Постепенно предметная область, охватываемая категорией «техника», становилась все шире, ее значение все дальше удалялось от первоначального. Уже в начале ХХ века технику стали понимать расширительно – как нематериальный, глубинный аспект культуры. Сейчас все чаще говорят о музыкальной, мыслительной, спортивной технике, о технике мышления и запоминания, о психотехнике…

Предложенные до сих пор философской мыслью определения техники сводятся в два: узкое (техника – совокупность материальных устройств, использующих и преобразующих силы и энергии природы и целенаправленно созданных человечеством, чтобы удовлетворять его потребности) и широкое (техника – глубинный аспект культуры, способ существования человека и его отношения к миру, заключающийся в использовании и преобразовании элементов естественной среды).

Можно выделить два направления философии техники.

Инженерная философия техники (к ней относятся Э.Капп, П.К.Энгельмайер, М.Бунге, Ф.Дессауэр и др.) обращает внимание в основном на причины формирования искусственного мира (возможности технической деятельности человека, ее закономерности и т.п.), при этом подчеркивает искусственную сущность технических объектов как результатов целенаправленной активности людей (и, следовательно, показывает расширение возможностей человечества по ходу технического прогресса).

Гуманитарная философия техники (Х.Ортега-и-Гассет, Н.А.Бердяев, Л.Мэмфорд, М.Хайдеггер и др.) обращает внимание на значимость техногенных факторов в человеческой жизни (воздействие технического развития на социальные структуры и культурные процессы), исследует технические объекты во многом как естественные (то есть не управляемые человеком и требующие своего освоения – теоретического осмысления и даже практического приспособления) и показывает, что по мере технического роста происходит не освобождение людей от внешней зависимости, а смена одних ее форм другими.

Оба направления философии техники основаны на тенденциях технологического развития, их различие отражает противоречивый, естественно-искусственный характер среды. Они согласны с тем, что технологическое развитие ведет к переходу совокупности технических средств в принципиально новое качество. Усложнение технологических процессов и увеличение масштабов взаимодействия техногенных объектов с природой позволяет говорить о существовании на Земле искусственной среды технического происхождения – техносферы, в рамках которой реализуются потребности современного человека.

Для развития техники характерен технический прогресс – ее поступательное развитие. Техника проходит ряд этапов – ручных орудий, машин и автоматов. На первом этапе техника выступает как ручные орудия – прямое продолжение человеческих органов, прежде всего его руки и мозга; оперирует с природным материалом. Человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. Многие тысячи лет производство медленно эволюционировало за счет накопления опыта, так же медленно накапливались и научные знания. В конце ХVIII века возникло машинное производство и начался союз науки и техники, приведший к их бурному развитию. Второй этап технического прогресса характеризуется тем, что техника действует как система машин, заменяющих физическую силу человека и животных на энергетику нечеловеческого происхождения (энергия воды и ветра, двигатели внутреннего сгорания), с одной стороны, а с другой – осуществляет технологические операции под непосредственным пооперационным управлением человека.

В середине ХХ века научно-технический прогресс привел к научно-технической революции – коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Она изменила все стороны жизни человека – от общественного разделения труда до быта и общественной психологии. Научно-техническая революция не сводится к сумме открытий, это – перестройка всего технического базиса, предпосылка для слияния науки, производства и управления в единую систему. Главные предпосылки НТР: научно-технические – коренной переворот в естествознании, применение электричества, внедрение кибернетики и т.п., и социальные – согласование взаимодействия науки и промышленности, рост уровня образования и демократизации общества.  

Третий крупный этап в развитии техники вызван промышленным использованием электричества, химизацией производства, применением двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных типов промышленного и сельскохозяйственного труда, созданием электроники, а также современной вычислительной техники и средств связи. Это этап характеризуется максимальной автоматизацией всех процессов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, быте. Управление технологическими процессами переходит к технике: человек уже не способен действовать в рамках ее масштабов и скоростей. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает свободу и условия для творческой деятельности. Основные черты современного этапа НТР: качественное преобразование производительных сил (создание новых материалов и источников энергии); применение технологий, составленных на основе новейших достижений науки, и превращение технологии в товар; возникновение новых отраслей производства и исчезновение старых; повышение значения хранения и обработки информации для контроля производства; глобализация производственной деятельности в масштабе планеты; усиление взаимодействия между наукой и производством, появление специальных звеньев научной деятельности, призванных доводить научную идею до воплощения; усиление требований к культурному и моральному уровню трудящихся; изменение характера труда, возрастание в нем творческих элементов, начало преодоления различия между умственным и физическим трудом; проблема повышения квалификации работников, необходимость их периодической переподготовки; компьютеризация и ее воздействие не только на производство и управление, но и на стиль человеческой жизни и общения; проблема предвидения последствий этих изменений для общественной жизни; рост неприязненного отношения к технике ввиду неконтролируемых последствий ее развития.

К концу ХХ – началу ХХI века в наиболее развитых технически странах можно говорить о формировании замкнутой технологической системы, опосредующей все сферы жизни человека. Она не только реализует все материальные потребности и растущую долю социальных и информационных, но и в значительной мере формирует их через средства массовой информации. Техногенная среда вытесняет природную и ведет к технологизации жизни людей: все более широкая сфера практики понимается как подлежащая технологическому управлению. Единственным критерием для оценки технологии считается эффективность – возможность достижения назначенной цели с максимальным успехом и наименьшими затратами.

Развитие философии техники продолжается; анализ большинства ее проблем еще не привел к выработке концепций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое человек? Каковы основные ответы философии?

2. Какие понятия используются для обозначения человека?

3. В чем состоит проблема смысла жизни?

4. Что понимается под природой?

5. Каковы этапы взаимодействия человека и природы?

6. Что понимается под техникой?

7. Каковы этапы развития техники?

8. Что характеризует современный этап технического прогресса?

 

PAGE  




1. тематическое изучение курса истории происходит в средней школе
2. Экономия строительных материалов
3. Тема- Пасха ~ Светлое Воскресение Христово
4.  Организационноэкономическая характеристика предприятия
5. О финансовых основах местного самоуправления на принципах
6. статического покупателя равно как и нет рынка
7. темах управления и телекоммуникаций Выпуск 3 М
8. бизнес плана Бизнесплан план программа осуществления бизнесопераций действий фирмы содержащая сведен
9. Основные термины и определения теории горения.html
10. конструкторская часть
11. Условия размещения- наружная установка; 2
12. тема подразделений связи ФПС МЧС России а также вид деятельности по обеспечению связи в ФПС МЧС России эффек
13. Белый медведь и северное сияние Сценарий мероприятия в кружке Разукрашка в подготовительной к школе
14. тема земельного права1
15. Расследование преступлений эксперимент
16. тема ЛВ Занкова Государственная система обучения Леонида Владимировича Занкова основана на новой дидакт
17. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 3 сдать в деканат 23 декабря Вариант 1 1
18. а- История как объект изучения
19. і Процес контрактації як правовий інститут представляє собою необхідні формальні правила правова інфрас
20. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ