Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Контрольная работа по дисциплине- История отечественной журналистики План Чаадаев П.

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Контрольная работа

по дисциплине: История отечественной журналистики

План

  1.  Чаадаев П.Я.- публицист. Биография
  •  Заграничный вояж
  •  Творчество
  •  Философские письма
  1.  Анализ «Философское письмо» письмо 1-ое


П.Я.Чаадаев - публицист. Биография

Петр Яковливич Чаадаев (1794-1856) по собственной оценке — «христианский философ» и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.

В 18291831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[1]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

Заграничный вояж

6 июля 1823 года, в частности, в связи с ухудшением здоровья, уехал путешествовать по Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Перед отъездом, в мае 1822 года, Чаадаев разделил имущество со своим братом, не намереваясь возвращаться в Россию.

Отплыв на корабле из Кронштадта, он высадился близ Ярмута, откуда поехал в Лондон, где пробыл 4 дня, покинув его ради морских купаний Брайтона. Из Англии он перебирается в Париж, оттуда в Швейцарию. В конце марта 1825 года он оказывается в Риме, затем едет в Карлсбад, где его сопровождает Николай Тургенев и встречается вел. кн. Константин Павлович. Несмотря на то, что всё время занимается лечением, здоровье его только ухудшается. Побывал Чаадаев и в Милане. В июне 1826 года Чаадаев выезжает на родину.

Жил в Москве и в деревенском имении (у тетки Щербатовой в Дмитриевском уезде, затем в доме Левашевых на Басманной), в 1829—1831 создав свои знаменитые «Философические письма» (адресованные госпоже Е.Д.Пановой). Начиная с весны 1830 года в русском образованном обществе их списки стали ходить по рукам. В мае или июне 1831 года Чаадаев вновь стал появляться в обществе.

Публикация первого письма вызвала настоящий скандал и произвела впечатление «выстрела, раздавшегося в темную ночь» (Герцен), вызвала гнев Николая I, начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного».

Журнал «Телескоп», где напечатали «Письмо», был закрыт, редактор сослан, цензор уволен со службы. Чаадаева вызвали к московскому полицмейстеру и объявили, что по распоряжению правительства он считается сумасшедшим. Каждый день к нему являлся доктор для освидетельствования; он считался под домашним арестом, имел право лишь раз в день выходить на прогулку. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят лишь в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать». Существует легенда, что врач, призванный наблюдать его, при первом же знакомстве сказал ему: «Если б не моя семья, жена да шестеро детей, я бы им показал, кто на самом деле сумасшедший».

В этот период Чаадаев принял роль (которая подкреплялась отношением к нему почитателей) пророка в своем отечестве. В 1827 году А.В.Якушкина пишет о нём: «…он чрезвычайно экзальтирован и весь пропитан духом святости. Ежеминутно он закрывает себе лицо, выпрямляется, не слышит того, что ему говорят, а потом, как бы по вдохновению, начинает говорить». Для общения со своими почитателями он активно использовал эпистолярный жанр.

Следующим сочинением Чаадаева стала «Апология сумасшедшего» (не опубликован при жизни; в «Современник» к Чернышевскому — принес в 1860 году неизданную рукопись его племянник и хранитель архива М.И.Жихарев). До конца жизни оставался в Москве, принимал самое деятельное участие во всех идеологических собраниях в Москве, которые собирали самых замечательных людей того времени (Хомяков, Киреевский, Герцен, К. Аксаков, Самарин, Грановский и др.).

Творчество

Для понимания творчества Чаадаева следует учитывать пережитые им кризисы личности. «В годы до 1823-го у Чаадаева произошел первый духовный кризис — в сторону религиозную. Чаадаев, и до того времени много читавший, увлекся в это время мистической литературой; особенное влияние имели на него сочинения Юнга Штиллинга. Здоровье его пошатнулось вследствие чрезвычайной духовной напряженности, и ему пришлось уехать за границу для поправления здоровья, где он оставался до 1826-го года (что его спасло от гибели, так как он был чрезвычайно близок с самыми видными декабристами). По возвращении из-за границы Чаадаев был арестован, но вскоре освобожден и смог вернуться в Москву, где он пережил второй кризис — на несколько лет он сделался совершенным затворником, весь уйдя в очень сложную мыслительную работу. В эти годы (до 1830-го года) полнейшего уединения у Чаадаева сложилось все его философское и религиозное мировоззрение, нашедшее (в 1829-м году) свое выражение в ряде этюдов, написанных в форме писем».

Философические письма

В 18291831 создает своё главное произведение — «Письма о философии истории» (на французском языке; было переведено Кетчером), за которыми закрепляется название «Философических писем».

В конце сентября 1836 года в России вышла 15-я книга «Телескопа», где в отделе «Науки и искусства» была опубликована статья под оригинальным названием: «Философические письма к г-же. Письмо 1-ое». Статья была не подписана. Вместо подписи значилось: «Некрополис. 1829 г., декабря 17». Публикация сопровождалась редакционным примечанием: «Письма эти писаны одним из наших соотечественников. Ряд их составляет целое, проникнутое одним духом, развивающее одну главную мысль. Возвышенность предмета, глубина и обширность взглядов, строгая последовательность выводов и энергическая искренность выражения дают им особенное право на внимание мыслящих читателей. В подлиннике они писаны на французском языке. Предлагаемый перевод не имеет всех достоинств оригинала относительно наружной отделки. Мы с удовольствием извещаем читателей, что имеем дозволение украсить наш журнал и другими из этого ряда писем».

Публикация первого письма вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.

«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп» (в переводе Ал. С. Норова), дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».


Анализ «Философское письмо» письмо 1-ое

«Оно прогремело подобно выстрелу из пистолета глубокой ночью1» –определяя значение этого выступления, пишет Герцен.

Поистине новаторское произведение выявляет целый ряд исторических закономерностей, которые сопоставляются с русской действительностью, и подвергаются острой критике. Мысль автора выражает идею, что каждый народ имеет собственную миссию, и призван воплощать в жизнь божественный замысел. Но в России, по мнению Чаадаева, не было периода великих свершений. Вся история России это беспрерывный застой…

В основе первого «Филосовского письма» лежит проблема о месте России по отношению к всеобщему историческому процессу. Толкование Чаадаевым в 1-м письме христианства как метода исторически прогрессирующего социального развития при абсолютном значении культуры и просвещения, власти идей, развитого правосознания, идей долга и т.п. послужили ему основой для резкой критики современного положения дел в России и того хода истории, который привел её к этому состоянию.

Выразительно было сказано автором о, побудивших его, мотивах: «Сдавленный жалкою, окружающею меня действительностью, я жажду подышать чистым воздухом, взглянуть на более ясное небо». «Философическое письмо» – есть вспышка протеста против неугодной действительности постдекабристского периода, против правительственного курса, против официальной идеологии. Но при сопоставлении «Философического письма» с идейными тенденциями, нашедшими выражение в деятельности таких передовых идеологов эпохи, как А. И. Герцен и В. Г. Белинский, прослеживается ложность и надуманность концепции и философии Чаадаева.

Многое из написанного в письме было несправедливо к России и ее, наполненному трудностями, историческому развитию. Чаадаев не увидел ни героической истории своего народа, ни его богатейшей культуры, лишь ошибочно утверждал, будто русский народ не имел собственного наследия, не усвоил «ни одного из поучительных уроков минувшего», не воспользовался идеями, развитыми на Западе. Отчего-то он полагал, будто у русского народа отсутствуют какие-либо признаки национальных традиций, самобытности, «ни одной великой истины» и потому «не приобщил ни одной идеи к массе идей человечества».

Также он подверг ревизии идеи декабристов – они находят у него прямое осуждение, которые, впрочем, ранее, наоборот сближали его с А.С.Пушкиным. Именно Пушкин был одним из первых, кто понял односторонность и несправедливость «Философического письма». Пушкин поддерживает автора «Философического письма» в его критике современности: «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко2». Но против исторической концепции Чаадаева Пушкин категорически возражает. Напоминая о ряде значительнейших событий и деятелей русской истории, подчеркивая ту огромную роль, которую сыграла Россия в спасении Западной Европы от монголо-татарского нашествия, Пушкин пишет: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться3». Ноты некоторого высокомерия по отношению к своей стране, прозвучавшие у Чаадаева, вызвали у Пушкина отповедь, проникнутую чувством сыновней любви к родине: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал4».

В последующих произведениях, в свое время не напечатанных,- новых «Философических письмах» и «Апологии сумасшедшего» - Чаадаев смягчил резкость некоторых своих утверждений. Он признал, что «было преувеличением печалиться за судьбу нации, создавшей могучую натуру Петра, универсальный ум Ломоносова, грациозный гений Пушкина», и, отказавшись от исторического пессимизма, предрек русскому народу великую будущность.


Библиография

  1.  Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика
  2.  А.С.Пушкин. Письма
  3.  П.Я.Чаадаев. Письма к А.С. Пушкину
  4.  Кучурин В. В. Богословские аспекты религиозно-философского творчества П. Я. Чаадаева
  5.  Кобринский А. М. Чаадаев: Психологический экскурс
  6.  Чаадаев П.Я. «Апология сумасшедшего»
  7.  Чаадаев П.Я. «Философические письма»
  8.  http://www.vehi.net
  9.  http://ru.wikipedia.org

1 Герцен А. И. Собрание сочинений

2 А. С. Пушкин. Письма. Чаадаеву П. Я., 19 октября 1836 г.

3 А. С. Пушкин. Письма. Чаадаеву П. Я., 19 октября 1836 г.

4 А. С. Пушкин. Письма.




1. Формы обеспечения возвратности кредита
2. Об образовании говорится о том что образовательное учреждение создает условия гарантирующие охрану и ук
3. 7 ulo sm
4. Лабораторна робота 1
5. Работа с базами данных
6. Интернет ~ это не организация он не принадлежит ни одной стране развивается во многом стихийно и не может
7. Тема 11 Бизнеспланирование как элемент экономической политики организации 1
8. Тема 1. Социология управления как специальная социологическая теория 1.
9. тема обобщенных взглядов на мир на место в нем человека и его отношение к этому миру а также основанные на эт
10. Контрольная работа- История права Беларуси
11. Глобалізація- сутність та основні ознаки процесу 2
12. УЧЕТ ЗАТРАТ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПОЛОЦКЛЕС»
13. тема оздоровления Г
14. Студенческая весна ~2014 Весна Молодость Любовь 1
15. Progrm gettime; Uses dos crt; Vr Regs- registers; Begin ClrScr; regs
16. Курсовой проект 2 СТУДЕНТ- Багратян М
17. МИТСО проф
18. .Предмет нормальной физиологии изучает 3функцию клетоктканейоргановсистем органоворганизма в целом.
19. Назвіть голосні та приголосні літери латинської азбуки
20. Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества предоставляемые представ