Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Медицинская помощь при внутреннем облучении
Первые мероприятия по ограничению поступления радионуклидов в организм должны начинаться непосредственно в очаге поражения с использованием само- и взаимопомощи, а также в медицинском пункте в следующей последовательности:
Дальнейшие медицинские мероприятия проводятся в медицинском пункте или в приемном отделении госпиталя, где продолжают проведение мероприятий, начатых в очаге по неотложным жизненным показаниям.
Все мероприятия по санитарной обработке и первой помощи (удаление радиоактивных веществ с кожных покровов и слизистых, промывание желудка, очистительная клизма) должны проводиться под дозиметрическим контролем.
Специальную санитарную обработку радиоактивно загрязненных кожных покровов проводят до уровня радиоактивного несмываемого загрязнения. Для этих целей могут применяться дезактивирующие средства: “Защита”, “Деконтамин”, паста 11б, соответствующие комплексоны с последующим обильным обмыванием под душем. Последовательность смывания идет от менее к более загрязненным участкам тела. Последние в дальнейшем изолируются с помощью фиксирующей повязки. Глаза и полость рта обильно промываются проточной водой и 2%-ным раствором питьевой соды, а затем снова водой.
При поступлении радиоактивных веществ в желудочно-кишечный тракт используют средства, предупреждающие или ограничивающие их всасывание. С учетом характера радионуклида в первые сутки рекомендуется применение:
Для промывания желудка используют до 5-10 л воды комнатной температуры порциями по 300-500 мл. У пострадавших в состоянии комы резко замедляется резорбция радионуклидов из желудочно-кишечного тракта, что может способствовать депонированию значительного количества не всосавшихся радионуклидов или токсических веществ. При тяжелом бессознательном состоянии больных промывание желудка производится повторно в первые сутки после инкорпорации радионуклидов. У больных в коматозном состоянии с отсутствием кашлевого и ларингиального рефлексов промывание желудка производят после предварительной интубации трахеи.
После промывания выполняются очистительные клизмы; пробы всех полученных промывных вод оставляются после измерения их количества с указанием срока отбора для последующего радиометрического анализа. Чрезвычайно важны для последующей оценки пробы первой порции кала и мочи, с указанием времени прошедшего с момента аварии.
Резорбция радионуклидов через поврежденный кожный покров в зависимости от вида и характера травмы увеличивается в следующем порядке: колотые раны > резаные раны > рваные раны > ссадины > ожоги химические > ожоги термические. Наибольшей резорбцией обладают радионуклиды щелочных, щелочноземельных элементов, галогенов, фосфора, кобальта и других легко метаболизируемых элементов, находящихся в ионной форме. Всасывание растворимых солей указанных нуклидов через раны составляет 50-100% за 24 ч. Однако большая часть радиоактивного изотопа всасывается уже в первые 30-60 мин. В частности, через колотые раны за этот срок резорбируется до 80-85% цезия-137, 60-80% йода-131 и 30-35% стронция-90. Трансплутониевые элементы всасываются в меньшем количестве. Так, азотно-кислых солей плутония всасывается около 3-16%, америция и других трансплутониевых элементов до 10-18% в сут. Уровень всасывания хлоридов выше: за тот же срок всасывается до 20% плутония и около 50% америция. Комплексные соединения характеризуются еще более высокой резорбцией, а резорбция металлического плутония крайне низка. При ожогах возможно увеличение всасывания радионуклидов в 1.5-3 раза по сравнению с неповрежденной кожей (не отслоившийся эпидермис при ожогах I-П степени). При нарушении целостности эпидермиса (ожоги П-Ш степени) резорбция приближается к уровню всасывания через раны. Химические ожоги кожи, вызываемые кислотами и щелочами, могут сопровождаться более глубоким проникновением радиоактивных веществ в кожу и значительным всасыванием в организм.
К мероприятиям, предотвращающим поступление радионуклидов из раны в организм следует отнести усиление венозного кровотечения из раны (венозная гиперемия), что обеспечивает удаление радиоактивного вещества из раны в повязку. Применение эластического бинта (предпочтительно использовать жгут с дозированным давлением) оправдано в случае попадания в рану легко резорбируемых долгоживущих радионуклидов. Использование венозной гиперемии допустимо при оказании только первой помощи. Данная процедура обладает и частично обеззараживающим эффектом.
В большинстве случаев, учитывая радиационную обстановку, состояние пострадавшего и предполагаемые условия работы, в приемном отделении госпиталя должна быть произведена частичная дезактивация раны путем 3-5 минутного промывания области травмы стерильным раствором соответствующего комплексона (табл. 2), либо стандартным дезинфицирующим раствором.
Применение перевязочного материала или тампонов может уменьшить всасывание радиоактивных веществ в рану. Однако повязка не предупреждает их резорбцию через раневую поверхность, а лишь снижает ее величину за счет адсорбции части изотопов на повязке. В первые 5 мин после наложения повязки или тампонирования обеспечивается удаление 25-60% радиоактивности.
При тяжелых, потенциально опасных для жизни травмах и состояниях, риск от возможного поступления радионуклидов значительно меньше риска несвоевременного оказания специализированной помощи. Очередность выполнения дезактивационных мероприятий может быть отсрочена по отношению к неотложным медицинским мероприятиям, особенно по жизненным показаниям.
При ингаляционном поступлении радионуклидов неотложная помощь включает аналогичные мероприятия с учетом того, что ингалированные радиоактивные вещества частично попадают в желудочно-кишечный тракт из носоглотки с мокротой и слюной. При предположении о возможном поступлении радионуклидов необходимо провести ингаляцию раствора соответствующего комплексона (в частности, при поступлении плутония, америция и т.п. - пентацин) с помощью ультразвукового ингалятора. При поступлении значительных количеств плутония решается вопрос о целесообразности бронхопульмонального лаважа, и длительно назначаются комплексоны ингаляционно и парентерально.
Следует помнить, что медицинская процедура “бронхопульмональный лаваж” является сложной и тяжелой для пациента манипуляцией. Данная процедура, выполняемая по радиологическим показаниям, может иметь высокую эффективность и предотвратить реализацию внутреннего облучения в эффектах поражения легочной ткани. Определение показаний к процедуре основывается на дозиметрическом прогнозе. Прогнозируемая доза на легкие, близкая к пороговой для развития интерстициальных поражений (облучение в дозе 7-8 Зв при высокой мощности дозы) или фатального исхода (респираторный дистресс синдром взрослых, вторичная инфекция и др.), является абсолютным показанием для выполнения процедуры. Методика проведения процедуры соответствует стандартному эндоскопическому промыванию бронхов с использованием растворов, соответствующих конкретному радионуклиду (например, пентацин для плутония) в объеме до 5 л на каждое легкое. Полученные промывные воды необходимо собрать, промаркировать и направить на радиометрическое исследование.
Лечебные и профилактические мероприятия в специализированном стационаре (первые 2-3 мес) включают:
Главным принципом в случае острых поступлений радиоактивных веществ являются неотложный характер медицинской помощи, сочетающей, по показаниям, симптоматическую и этиотропную терапию.
Так же как и в случаях внешнего облучения, ведение пострадавших осуществляют поэтапно: от очага поражения до специализированного стационара. Мероприятия на этапах оказания помощи должны учитывать конкретные особенности каждой ситуации и своеобразие поведения данного радионуклида.
Применение срочной этиотропной терапии на первом этапе осуществляется в отсутствие точных сведений об уровне депонирования радионуклидов, получение которых требует значительного времени. Одновременно предусматривается поэтапное уточнение экспозиции, отбор биопроб для последующего их измерения и ретроспективного уточнения количества инкорпорированных радионуклидов. Особую роль играет первичная медицинская сортировка в приемном отделении госпиталя.
Помимо сочетания внешнего и внутреннего облучения, возможна комбинация радиационных и химических факторов в аварийной ситуации, что предопределяет особенности клинической картины поражения, а также специфических мероприятий по диагностике, медицинской сортировке и лечению.
При прогнозировании клинических последствий сочетанных радиационных и комбинированных поражений в результате радиационной аварии следует учитывать следующие положения:
Ниже приводится радиационно-токсикологическая характеристика радиационных аварий, сопровождающихся возможностью внутреннего облучения с тяжелыми медико-биологическими последствиями для вовлеченных лиц.
1. Аварийный выброс в воздушную среду химически активных соединений радионуклидов и стабильных изотопов (гексафторид урана и др.), быстро гидролизующихся в воздухе при соприкосновении с кожей и слизистыми оболочками пострадавших.
Для соединений подобного типа характерно перкутантное или ингаляционное поступление внутрь организма в зависимости от применения средств индивидуальной защиты и физических условий протекания аварии. Различная токсикологическая значимость химического соединения (носитель: фтор, диметил, диэтил и др.) и собственно радионуклида предопределяет механизмы реализации повреждения и прогноз радиационного и химического воздействия. Так, радиационное воздействие природного (низкообогащенного) гексафторида урана пренебрежимо мало по сравнению с сильнейшим токсическим эффектом фтора и его соединений. Тем не менее, при оказании медицинской помощи следует учитывать необходимость проведения специфических мероприятий по деконтаминации и декорпорации, а так же соблюдать определенные правила медицинского и радиационно-гигиенического сопровождения пациентов с высокой вероятностью внутреннего поступления.
Таким образом, в первые часы и сутки после радиационной аварии определяющую роль будут играть быстро наступающие эффекты химического поражения (в связи с различием резорбции металла и анионов с кожных покровов обычно незащищенных в аварийных ситуациях). Если пострадавшие переживут их повреждающий эффект, то возможно развитие лучевой болезни с реализацией радиационных эффектов в критических системах специфических для различных нуклидов и их соединений.
2. При выбросе в окружающую среду продуктов деления ядерного топлива и радиоактивных отходов для всей группы вовлеченных лиц ведущую роль в реализации радиационных эффектов играет внешнее облучение. Для отдельных лиц инкорпорация радионуклидов в результате ингаляционного поступления может иметь ведущее значение.
3. При утечке радиоактивных газов или парогазовой смеси внешнее облучение может сопровождаться дополнительным облучением верхних дыхательных путей и кожи.
4. Наколы, обсыпание, обливание, заглатывание радионуклидов, как правило является результатом нарушения техники безопасности со стороны отдельных лиц. В этом случае возможно облучение критических органов вплоть до острых радиационных эффектов.
Основные клинические проявления, обусловленные острым однократным поступлением некоторых радионуклидов внутрь организма человека, методы их определения и специфической терапии представлены в таблице 2.
Для определения показаний и проведения деконтаминации и декорпорации как специализированной медицинской помощи на первом этапе необходимо оценить:
По результатам полученной информации принимается решение о необходимости декорпорации в условиях специализированного стационара, где дополнительно проводят:
Список литературы.
1. Руководство по организации медицинской помощи при радиационных авариях. // А.К. Гуськова, А.В. Барабанова, Р.Д. Друтман, А.А. Моисеев. - М., Энергоатомиздат, 1989. - 88 с.
2. Оказание медицинской помощи пострадавшим при радиационных авариях и несчастных случаях. // Инструкция. - М., Минздрав РФ, 1992. -101 с.
3. Селидовкин Г.Д. Анализ современных подходов к лечению костномозгового синдрома острой лучевой болезни. // Пробл. гемат. 1995. - № 2. - С. 30-34.
4. Надежина Н.М., Гуськова А.К., Селидовкин Г.Д. и др. Опыт организации медицинской помощи пострадавшим при аварии на Чернобыльской АЭС // Сов. мед. 1990. - № 10. - С. 56-60.
5. Ильин Л.А., Иванов Е.В. Радиоактивные вещества и кожа. - М.: Атомиздат, 1972. 168 с.
6. Ильин Л.А. Основы защиты организма от воздействия радиоактивных веществ. - М.: Атомиздат, 1975. 192 с.
7. Ильин Л.А., Архангельская Г.П. Радиоактивный йод в проблеме радиационной безопасности. - М.: Атомиздат, 1974. 86 с.