Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
на следующем семинаре решаем задачи по философии - см. ниже.
1. Может ли человек "выпрыгнуть" из природы, и должен ли он учитывать ее законы? 2. Рассмотрите критику теории ролевых игр русского философа А.Н. Леонтьева: "Идея прямого сведения личности к совокупности ролей, которые исполняет человек, является несмотря на всевозможные оговорки адептов (последователей) этой теории одной из самых чудовищных... Роль не личность, а, скорее, изображение, за которым она скрывается" (Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. С. 170). Согласны ли Вы с автором? Сделайте свой анализ цитаты. 3. Великий арабский поэт XIII в. Саади считал, что "суть человека постигает тот, кто сущность пса сперва в себе убьет". Какой же метод должен быть применим для постижения сути человека? 4. Поразмышляйте вместе с автором: "Если человек говорит: "Это предопределено", идет и становится под отвесную стену, и стена падает и убивает его, то это нельзя отнести только за счет судьбы. В человеческих делах, когда человек сделал все, что было в его силах, можно говорить о судьбе" (Чжу-си, XII в.). а) Докажите или опровергните вывод автора. б) Как определить: сделал ли человек все, что в его силах, чтобы "предотвратить" силу судьбы? в) Что такое судьба? 5. Прокомментируйте высказывание Конфуция: "Благородный муж думает о долге, а мелкий человек о выгоде". Согласны ли Вы с данным утверждением? Аргументируйте свой ответ. 6. Сравните высказывания: Китайский мыслитель Гао-цзы (IV в. до н.э.) утверждал: "Природа человека подобна бурлящему потоку воды: откроешь ему путь на восток потечет на восток; откроешь ему на запад потечет на запад. Природа человека не разделяется на добрую и недобрую, подобно тому, как вода в своем течении не различает восток и запад". Другой китайский мыслитель Мэн-цзы возразил ему: "Вода действительно не различает востока и запада. Но разве она не различает, где верх и где низ? Разве это не ее природа. Стремление человека к добру подобно стремлению воды течь вниз... Человека можно побудить делать недоброе, как заставить воду течь в другом направлении, но природа человека подобна природе воды. Человек от природы добр». а) Кто, по Вашему мнению, правильно определил природу человека? б) А может быть и то, и другое определение природы человека односторонне? в) В чем истинная природа человека? 7. Великий китайский мыслитель XII в. Чжу-си полагает, что "жизнь людей подобна одновременно распустившимся цветам на дереве. Ветер сбрасывает цветы и несет одни лепестки к богатым оконным занавескам, где они падают на роскошные циновки, а другие к заборам и стенам, где они падают в навозные ямы. Вы упали на роскошную циновку, а я в навозную яму. Хоть между знатными и низкими и существует разница, но где здесь причина и следствие?" а) Ответьте автору на поставленный вопрос. б) По Вашему мнению, благополучная жизнь человека предопределена судьбой, либо стечением обстоятельств и случайностей, либо социально обусловлена, либо...? Поясните Ваше мнение. 8. Прокомментируйте высказывание Лао-Цзы: "Человек легко умирает оттого, что у него слишком сильно стремление к жизни". Приведите примеры, доказывающие мысли китайского философа. 9. Известный греческий мудрец Протагор утверждал: "Человек мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих же, что они не существуют". Доказывал он это суждение следующим образом: "Если кто-нибудь скажет, что человек не есть критерий всех вещей, то он все равно подтверждает, что человек критерий всех вещей, потому что тот самый, который это утверждает, есть человек; и кто допустил явление в качестве отнесенного к человеку, тот тем самым признал, что и само явление принадлежит к тому, что отнесено к человеку". а) Согласны ли Вы с его мнением? б) Почему человек является критерием всех вещей, если мир может существовать без человека? 10. В античной трагедии Корнеля "Гораций" старик Гораций на вопрос его жены, чего бы он хотел для своего сына, сумевшего победить врагов с помощью притворного бегства, ответил: "Пусть он умрет!" а) Прав ли Гораций? Разве победителей судят? б) Назовите основные этосы, на которых формировалась личность античного человека и процветала Античная цивилизация. 11. "Льстец Дамокл, фаворит сицилийского тирана Дионисия старшего, беспрерывно восхвалял счастливую участь Дионисия. И тогда тот решил показать истинное "счастье" государя: окружив Дамокла богатством, над головой его повесил на тонком конском волосе острый и тяжелый меч. Растаявший поначалу от счастья Дамокл, через короткое время запросил "отступного". а) Подумайте и ответьте: возможно ли при формировании личности человека избавить его от такого порока, как льстить и принимать лесть? б) Опасен ли этот порок или это один из позитивных способов поощрения? в) Можно ли "установить" меру лести и "искреннего восхищения"? 12. Вам предлагается для размышлений отрывок из работы Аристотеля: "Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен …" Продолжите фразу. Какое свойство людей, по мысли Аристотеля, отличает их от остальных живых существ? 13. Античный философ Сенека писал: "Закон судьбы совершает свое право… ничья мольба его не трогает, ни страданья не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы. Цепь событий повинуется вечному вращению судьбы, а первый ее закон соблюдать решение. Мы не можем изменить свою судьбу. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что преподносит нам судьба, и отдаться ее воле. Судьба ведет того, кто хочет, и тащит того, кто не хочет". а) Вы уверены, обращаясь к мировому и собственному опыту, что судьба ведет и тащит человека и человечество? б) Как Вы объясните периоды расцвета и упадка, успеха и неудач той или иной цивилизации, конкретного человека: игрой судьбы или ...? Поясните Ваш ответ. 14. Проанализируйте данное суждение: "Чем за общее счастье без толку страдать Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. Лучше друга к себе привязать добротою, Чем от пут человечество освобождать" (Омар Хайям) Правомерно ли автор противопоставляет человека и человечество? 15. Шекспир писал: "Весь мир театр. В нем женщины, мужчины все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль". а) Согласны ли Вы с такой точкой зрения о человеке? б) Если человек многолик, то не означает ли это, что он лицемерен? в) По какому критерию можно определить действительную сущность человека? Как Вы считаете? 16. Прочтите следующие строки: "Родился я... Но от того Вселенной пользы нет. Умру, и в славе ничего не выиграет свет. И я доныне не слыхал, увы, ни от кого: Зачем я жил, зачем страдал и сгину для чего". а) Прав ли Омар Хайям отказывая человеку в познании смысла своего бытия? б) Может ли человек прожить во Вселенной, не оставляя "полезного" или "вредного" следа? 17. Средневековый философ Ансельм Кентерберийский убежден: "Кто презирает себя, тот в чести Бога, кто себе не мил, тот мил Богу. Будь поэтому ничтожен в твоих собственных глазах, чтобы быть великим в глазах Господа; тем больше будет ценить тебя Бог, чем презреннее ты будешь во мнении людей". а) Согласны ли Вы с таким суждением о человеке? б) Является ли данное определение гуманистическим? в) Какие мировоззренческие принципы заложены в данном определении предназначения человека? 18. Поэт и мыслитель Ф. Петрарка говорил: "Не хочу вождя, который бы меня связывал и стеснял: пусть при мне останутся мои глаза, и свое мнение, и свобода; пусть мне не мешают ни идти, куда хочу, ни оставлять кое-что без внимания, ни пытаться достичь недостижимого; пусть разрешают ходить и по кратчайшей и по более ровной дороге, и спешить и медлить, и отклоняться с пути и возвращаться назад" (Ф. Петрарка). а) Идеологом какой эпохи был Ф. Петрарка? б) Автор проповедует индивидуализм или "разумный эгоизм"? в) Возможно ли такое бытие социального человека, о котором мечтал Петрарка, или это социальный идеал? 19. "Не только обо мне речь, говорит Ф. Петрарка, всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость?" В чем обида и сомнение Ф. Петрарки? 20. "Против напора судьбы есть защита... Боязливые безоружные, чем больше страха, тем больше опасности; бегущих судьба теснит, лежащих топчет, стоящих не может растоптать..." Поразмышляйте вместе с Ф. Петраркой и ответьте: а) Что может быть щитом против напора судьбы? б) Назовите направление в социологии, абсолютизирующее роль судьбы, фатума в жизни человека. 21. Прочтите слова Ф. Петрарки: "Выйдя из дома, пройдясь по всей земле и не найдя на ней места для покоя и утешения, вернись за порог своего жилья и сосредоточься в самом себе: сам с собой размышляй, сам с собой беседуй, сам с собой молчи, сам с собой живи и не бойся одиночества, оставаясь наедине с собой. Ведь если не сможешь оставаться наедине с собой, то даже среди людей останешься один". а) Какое направление в антропософии представляет автор? б) Прав ли автор, с Вашей точки зрения, именно так подходя к соотношению индивидуального и социального в бытии человека? 22. Прокомментируйте высказывание Т. Гоббса: "Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге… единственная цель и единственная награда каждого из участников это оказаться впереди своих конкурентов". а) Каково естественное состояние человека, согласно Гоббсу? б) Что оказывает влияние на поведение и жизненные установки человека? 23. "Человек это машина, полагал французский материалист Ламетри, человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать "весьма просвещенной машиной". Охарактеризуйте позицию автора этой точки зрения. Укажите причины, породившие данную философию. 24. Французский философ Б. Паскаль предположил, что "суть человеческого естества в движении. Полный покой означает смерть…" а) Почему человек постоянно должен выполнять множество занятий и даже в свободный час не должен давать себе передышки? б) Какое направление в философии представлено высказыванием Паскаля? 25. Прокомментируйте высказывание Б. Паскаля: "Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы… Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она…". Что именно способно возвысить человека? В чем состоит его достоинство и величие? 26. Согласно Паскалю, "славолюбие самое низменное свойство человека и, вместе с тем, самое неоспоримое доказательство его высокого достоинства". Почему славолюбие, по мнению философа, и приземляет и возвышает человека? Каково Ваше мнение на этот счет? 27. Французский философ XIII века Гельвеций писал, что счастье или несчастье народа зависит исключительно от соответствия или несоответствия интересов частных лиц интересам общественным. Древнегреческий мыслитель Пифагор утверждал, что две вещи делают человека подобным богам: жить на благо общества и говорить правду. а) Является ли благо общества верховным законом? б) Должен ли индивид ему подчиняться, чтобы стать счастливым? 28. С точки зрения Вольтера, люди не имеют подлинного понятия о том, что представляет собой человек. Он считал, что, исследуя человека, необходимо "выйти прежде всего за пределы сферы человеческих интересов, отделаться от всех предрассудков воспитания, места рождения и особенно от предрассудков философа". Как Вы это понимаете? 29. Прочтите отрывок: "Если бы между людьми, как это утверждают, имело место сильное притяжение, то разве заповедовал бы им небесный законодатель любить друг друга, разве он повелел бы им любить своих родителей и матерей" (Гельвеций К.А. О человеке // Соч.: В 2 т. М., 1974. С. 97). Что с точки зрения Гельвеция представляют собой такие человеческие чувства, как любовь и дружба? 30. "Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть", считает К. Гельвеций, французский мыслитель XVIII в. а) Назовите основные факторы, обуславливающие становление человека. б) Если человек рождается и организм его функционирует по биологическим законам, то сказывается ли это на становлении его и как человека, и как личности? Обоснуйте Ваш ответ. 31. Прочтите отрывок из работы Ж.П. Ламетри: "Человек такая сложная машина, что невозможно сразу составить себе ясное представление о ней и, следовательно, определить ее. Вот почему были бесплодными все исследования великих философов, сделанные при помощи выспренного полета мысли. Только стремясь разгадать душу путем исследования органов тела, можно познать тайну природы человека". Проанализируйте данный взгляд на способ познания человека и ответьте: а) Какой метод познания природы человека предлагает автор? б) Так уж прямолинейна связь души и тела, как видит ее автор? в) Автор биологизирует или социализирует природу человека? 32. "Человек вырастает по мере того, как растут его цели и интересы", считает И. Шиллер, великий немецкий поэт и мыслитель XVIII в. а) Согласны ли Вы с Шиллером? б) В чем высшая цель, реализация которой позволяет человеку называться Человеком с большой буквы? в) Как Вы считаете, в процессе становления человека на первом месте стоят личные или общественные цели и интересы? г) Есть ли в человеческом бытии такая цель, реализация которой оправдала бы любые средства ее достижения? 33. Прочтите высказывание немецкого философа И. Канта: "...человеческий разум содержит в себе не только идеи, но и идеалы, которые, правда, не имеют в отличие от платоновских творческой силы, но все же обладают практической силой (как регулятивные принципы) и лежат в основе возможности совершения определенных поступков. Моральные понятия это не вполне чистые понятия разума, так как в основе их лежит нечто эмпирическое (удовольствие или неудовольствие). Однако, что касается принципа, посредством которого разум ограничивает самое по себе не связанную законами свободу (следовательно, если обращать внимание только на форму этих понятий), они могут, конечно, служить примером чистых понятий разума. Добродетель и вместе с ней человеческая мудрость во всей их чистоте суть идеи. Но мудрец (стоиков) есть идеал, то есть человек, который существует только в мысли, но который полностью совпадает с идеей мудрости. Как идея дает правила, так идеал служит в таком случае прообразом для полного определения своих копий; и у нас нет иного мерила для наших поступков, кроме поведения этого божественного человека в нас, с которым мы сравниваем себя, оцениваем себя и благодаря этому исправляемся, никогда, однако, не будучи в состоянии сравняться с ним. Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы по нему оценивать и измерять степень и недостатки совершенного". а) Каков основной замысел заключен в этом рассуждении? б) В чем заключаются противоречия и парадоксы его этического учения? 34. Можно ли считать, что свобода атрибут личности? 35. "Все есть яд, и все есть лекарство; тем или другим его делает лишь доза" (Парацельс). Прав ли Парацельс? Какой принцип в поведении должен нами соблюдаться, чтобы не впадать в крайности? 36. Прочтите строки из старинной песенки, сочиненной английскими студентами: "Чем больше учишься, тем больше знаешь. Чем больше знаешь, тем больше забываешь. А чем больше забываешь, тем меньше знаешь. А чем меньше знаешь, тем меньше забываешь. Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь. Так для чего учиться?" В чем софистичность этих строк? 37. Прочтите высказывание: "Итак, человек это искусно построенная машина, наделенная генетической диспозицией и полнотою жизни; но машина не играет на самой себе, и даже самому способному человеку приходится учиться играть на ней" (Гердер И.Г. Идеи к истории человечества. М., 1977. С. 228). а) Какой тип мышления выявляется через данное определение человека? б) Какой вывод следует из данного определения относительно проблемы биологического и социального в человеке? 38. Проанализируйте данное высказывание: "Человек воспитывается только путем подражания и упражнения: прообраз переходит в отображение, лучше всего назвать этот переход преданием или традицией" (Гердер И.Г. Идеи к истории человечества. М., 1977. С. 230). а) Сводится ли процесс воспитания к подражанию? б) Если принять вывод Гердера о том, что подражание является единственным способом воспитания, то в чем тогда отличие процесса воспитания у животных от людей? 39. Вам предлагается прочесть эпиграмму Ф. Шиллера: "Ближним охотно служу, но увы! имею к ним склонность. Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?.. Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье И с отвращением в душе, делай, что требует долг" (Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1995. Т. 1. С. 243). Шиллер написал эту эпиграмму, посмеявшись над учением Канта. Что высмеивает Шиллер в своей эпиграмме? 40. Прочтите высказывание немецкого философа Л. Фейербаха: "Человек существо природы, поэтому имеет столь же мало особое, то есть сверхземное, сверхчеловеческое назначение, как животное имеет назначение сверхживотное, а растение сверхрастительное" (Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 337). Является ли человек целью природы с точки зрения Л. Фейербаха? 41. Исследуя сущность христианства, Л. Фейербах заметил: "Человеку следует отказаться от христианства лишь тогда он выполнит и достигнет своего назначения, лишь тогда он станет человеком; ибо христианин не человек, а "полуживотное полуангел" (Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1. С. 333). а) В чем смысл человеческого существования с точки зрения Фейербаха? б) Почему он считает, что христианство лишает человека целостности? 42. Как утверждает немецкий философ Л. Фейербах: "…животное живет единой, простой, а человек двоякой жизнью. Внутренняя жизнь животного совпадает с внешней, а человек живет внешней и особой внутренней жизнью". С точки зрения Фейербаха, в чем заключается существенное отличие человека от животного? 43. Изучая религиозные представления о человеке, Фейербах заметил: "В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе бога как нечто противоположное ему. Бог есть не то, что человек, а человек не то, что бог. Бог бесконечное, человек конечное существо; бог совершенен, человек несовершенен; бог вечен, человек смертен; бог всемогущ, человек бессилен; бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности" (Фейербах Л. Избр. филос. произ.: В 2 т. М., 1955. Т. 1. С. 64). Является ли, согласно Фейербаху, противоречие между богом и человеком противоречием человека с его собственной сущностью? 44. К. Маркс задавал вопрос и сам на него отвечал: "...что такое жизнь, если она не есть деятельность?" а) Достаточно ли этого для характеристики жизни? б) Назовите гипотезы происхождения жизни на Земле. 45. К. Маркс утверждал, что "человек есть совокупность общественных отношений". а) Если личность продукт общественных отношений, а сознание и поведение людей детерминированы обществом, в котором они живут, то не значит ли это, что ее дурные поступки тоже определены обществом? б) Почему же мы тогда осуждаем человека за его дурные поступки, в чем его вина, если исходить из того, что поступки детерминированы обществом? Значит или нельзя осудить человека за его дурные поступки, или надо отказаться от тезиса, что поведение человека детерминировано обществом. 46. К. Маркс в "Немецкой идеологии" утверждает: "То, что они (люди) собой представляют, совпадает с их производством совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, это зависит, следовательно, от материальных условий их производства". а) С каких мировоззренческих позиций подходит К. Маркс к выяснению сущности человека? б) Достаточно ли материальной сферы бытия человека для раскрытия сути человека? Поясните свой ответ. 47. Прочтите следующее высказывание: "Человек единственное животное, которое способно выбраться... из чисто животного состояния". а) Как Вы оцениваете это положение марксизма? б) Назовите способ, который, по Марксу, обеспечивает возможность "животному" стать человеком. 48. А. Шопенгауэр меланхолически заметил: "Всякое счастье имеет лишь отрицательный характер, а не положительный характер, поэтому оно не может быть прочным удовлетворением и удовольствием, а всегда освобождает только от какого-нибудь страдания и лишения, за которым должно последовать или новое страдание, или бессмертная скука" (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: В 4 т. М. 1973. Т. 1. С. 698). а) Какие чувства, присущие человеку по природе, заставляют его страдать? б) Почему философ считает, что человек не может быть счастливым? Согласно философской концепции Шопенгауэра существует ли возможность достижения счастья? 49. Проанализируйте высказывание А. Шопенгауэра относительно проблемы самоубийства: "Самоубийство. Нисколько не будучи отрицанием воли, оно, напротив феномен могучего утверждения ее. Ибо сущность отрицания состоит в том, что человек отвергает не муки жизни, а наслаждения. Самоубийца хочет жизни и недоволен только условиями, при которых она ему дана. Поэтому он отказывается вовсе не от воли к жизни, а только от самой жизни, разрушая ее отдельное проявление" (Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Антология мировой философии: В 4 т. М. 1973. Т. 1. С. 698). а) Раскройте смысл данного высказывания. б) Является ли, на Ваш взгляд, самоубийство признаком слабости человека или его силы? Обоснуйте свой ответ. 50. Прочтите и проанализируйте следующий отрывок: "Легко понять, как блаженна должна быть жизнь того, чья воля укрощена не на миг, как при эстетическом наслаждении, а навсегда и даже совсем погасла вплоть до той последней тлеющей искры, которая поддерживает тело и потухнет вместе с ним. Такой человек, одержавший наконец решительную победу после долгой и горькой борьбы с собственной природой, остается еще на земле лишь как существо чистого познания, как неомраченное зеркало мира. Его ничто уже больше не может удручать, ничто не волнует, ибо тысячи нитей хотения, которые связывают нас с миром и в виде алчности, страха, зависти, гнева влекут нас в беспрерывном страдании туда и сюда, эти нити он обрезал" (А. Шопенгауэр). а) Что составляет сущность человека, по Шопенгауэру? б) Является ли человек результатом воспитания? в) В чем видел Шопенгауэр причину человеческих страданий и спасение от них? Имеет ли жизнь смысл? 51. Прокомментируйте высказывание А. Шопенгауэра: "Самоубийство, добровольное разрушение одного частного явления, не затрагивающее вещи в себе, которая остается незыблемой, как незыблема радуга, несмотря на быструю смену своих мимолетных носителей-капель, самоубийство представляет собой совершенно бесплодный и безумный поступок. Но кроме того, оно … самое вопиющее выражение разлада, противоречия воли к жизни с самой собой… один и тот же индивидуум объявляет войну самому себе, и напряженность, с которой он хочет жизни и с которой отражает ее помеху страдание, доводит его до самоуничтожения, так что индивидуальная воля скорее разрушит своим актом тело, то есть свою же собственную видимость, чем страдание сломит волю". а) Какова природа человека по Шопенгауэру? б) В каком соотношении находятся воля и интеллект? в) Почему философ считает, что самоубийство не означает победу воли над интеллектом? 52. Немецкий философ Ф. Ницше заметил: "Твои ближние будут всегда ядовитыми мухами; то, что велико в тебе, именно то должно делать их более ядовитыми и более похожими на мух" (Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 41). Как Вы считаете, почему Ницше называет ближних ядовитыми мухами? 53. Размышляя об отношениях между людьми, Ф. Ницше восклицал: "Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам я советую вам любовь к дальнему" (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. С. 44). а) Кто такой "дальний", с точки зрения Ницше? б) Раскройте смысл этого высказывания. 54. Прочтите высказывание из работы Ф. Ницше: "О, братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то еще нужно толкнуть! Все, что от сегодня, падает и распадается: кто захотел бы удержать его! Но я я хочу ещё толкнуть его! Знакомо ли вам наслаждение скатывать камни в отвесную глубину? Эти нынешние люди: смотрите же на них, как они скатываются в мои глубины! Я только прелюдия для лучших игроков, о братья мои! Пример! Делайте по моему примеру! И кого вы не научите летать, того научите быстрее падать" (Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. С. 151). а) Какое основное понятие в философии Ф. Ницше? б) Как Вы думаете, можно ли назвать философию Ф. Ницше аморальной? Аргументируйте свой ответ. 55. Оценивая отношения между людьми, Ницше заметил: "Вы теснитесь около ближних, и у вас есть для них красивые слова. Но говорю вам: ваша любовь к ближним есть ваша дурная любовь к самим себе" (Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 41). Как Вы понимаете это высказывание Ф. Ницше? 56. Раскройте смысл высказывания Ф. Ницше: "…я умываю руку, которая помогла страждущему, … я вытираю еще и душу" (Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 41). 57. Ниже приводится одно из положений этической концепции Ф. Ницше: "Если друг делает тебе что-нибудь злое, то говори: Я прощаю тебе то, что ты сделал мне; но сделай ты это себе, как мог бы я простить это?" (Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 41). Побеждает ли великая любовь? 58. Оцените следующее высказывание: "Вы любите вашу добродетель, как мать своего ребенка; но когда было слыхано, чтобы мать желала, чтобы ей платили за ее любовь?" (Ницше Ф. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 41). а) Действительно ли родители любят своих детей беззаветно и бескорыстно? б) Какую же плату требуют добродетельные? 59. Ф. Ницше в своем эссе "О человеке" пишет: "Прежде видели в сознании человека, в "духе" доказательство его высшего происхождения, его общественности; ему советовали, если хочет быть совершенным, втянуть в себя, подобно черепахе, свои чувства, скинуть земную оболочку: тогда от него должно было остаться главное "чистый дух". На счет этого теперь мы лучше соображаем. Чистый дух есть чистая глупость: если мы сбросим со счета нервную систему и чувства, "смертную оболочку", то мы обсчитаемся вот и все". а) Как же нужно рассматривать человека, чтобы не "обсчитаться" при определении его сущности? Объясните Ваше суждение. б) Какого направления в антропософии придерживается Ф. Ницше? 60. В чем отличие понятия сверхчеловека в концепции Ф. Ницше и в русской философии? 61. Согласны ли Вы с высказываниями Бертрана Рассела: "Некоторые ученые считают, что физиологию никогда не удастся свести к физике, но их аргументы не очень убедительны разумнее даже было бы считать их неверными. То, что мы называем "мыслями", зависит, видимо, от организации извилин в мозгу точно так же как путешественник зависит от дорог и иных путей сообщения. Явно химического происхождения используемая для мышления энергия. К примеру, недостаток йода в организме превращает человека в идиота. Феномены сознания, вероятно, связаны с материальной структурой". а) Какой подход использует Рассел для объяснения феномена человека? б) Можно ли с точки зрения физики объяснить феномен человека или деятельность его сознания? 62. Английский философ ХХ в. Б. Рассел мрачно заметил: "Человек, если он даже не покончит жизнь научным самоубийством, в конечном счете погибнет из-за недостатка воды, воздуха или тепла. С трудом верится, что Бог Всемогущий нуждался в стольких декорациях ради такого скромного и преходящего результата". а) Что означает научное самоубийство человека? б) На каких позициях стоит автор в своем видении становления бытия и будущего человечества? 63. Прочтите и проанализируйте следующий отрывок: "Я хочу предостеречь от опасности сторонников экономического восстановления: рассматривая человека как средство производства товаров, вместо того, чтобы считать товары необходимым фактором освобождения нематериальной стороны человеческой жизни, они перенимают ошибки своих оппонентов. Подлинная жизнь человека не состоит в деле наполнения желудка и одевания тела, но в искусстве, мышлении и любви, в творчестве и в созерцании прекрасного, и в научном постижении мира. Чтобы мир был возрожден, каждый должен получить возможность участвовать во всех этих делах, а не только в потреблении материальных благ" (Б. Рассел). а) Какой подход к человеческой природе заключен в высказывании Рассела? б) Можно ли человеческую природу полностью преобразовать силой? в) Согласны ли Вы с автором данного высказывания? Обоснуйте свой ответ. 64. Изучая проблему человека, Б. Рассел воскликнул: "Счастлив тот человек, кто живет непредубежденно, кто имеет свободные чувства и широкий спектр интересов, кто обеспечивает счастье благодаря этим интересам и чувствам и благодаря тому, что они, в свою очередь, делают его объектом интересов и чувств многих других людей". а) Возможен ли такой счастливый человек? б) О какой форме свободы идет здесь речь и возможна ли она? в) Может ли сыграть решающую роль в самоутверждении личности факт всеобщего интереса к ней? Обоснуйте свое мнение. 65. Б. Рассел заметил: "То, что выдается за "человеческую природу", составляет самое большое 1/10 часть природы, а остальные 9/10 приходится на воспитание. То, что называется человеческой природой, можно почти полностью изменить... Две вещи необходимы для этого: развитие созидательных импульсов в юности и благоприятные возможности для их "существования во взрослой жизни". а) Прав ли автор, с Вашей точки зрения, составляя в таких пропорциях "человеческую природу"? б) Имеет ли возрастные (временные) пределы процесс преобразования человеческой природы? в) Кто и что, по Вашему мнению, определяет, в конечном счете, направленность развития созидательных импульсов в юности? 66. Поразмыслите над следующим высказыванием: "Социологи утверждают, что человеческая личность формируется обществом, социальными отношениями..." (Бердяев Н. О назначении человека. П., 1935. С. 50). Что представляет собой личность человека с точки зрения Бердяева? 67. "Человек есть принципиальная новизна в природе", пишет Н.А. Бердяев. Как Вы считаете, на каких позициях в антропологии стоит автор данного понимания человека? 68. В своей работе "О назначении человека" Н.А. Бердяев выделяет пять направлений в философской антропологии: 1) антропология идеализма; 2) натуралистический эволюционизм; 3) социологизм; 4) психопатология; 5) библейско-христианская антропология. В каждом из этих направлений схвачены отдельные существенные черты человека. а) Попробуйте определить эти черты применительно к каждому направлению. б) Какому направлению в антропологии отдает предпочтение Н.А. Бердяев? 69. Какому политическому течению соответствует высказывание П. Кропоткина: "Мы признаем неограниченную и полную свободу личности, мы желаем для нее полноты существования и свободного развития всех ее качеств, оставляя за каждым право поступать, как ему заблагорассудится, абсолютно отрицая за обществом право наказания кого бы то ни было каким бы то ни было образом за какой бы то ни было отрицательный поступок, который он совершил" (Кропоткин П. Этика анархизма. СПб., 1906. С. 141142)? а) К чему может привести абсолютная свобода личности? б) Нужны ли общественные механизмы контроля над свободой? в) Какие личностные механизмы самоконтроля могут оказывать воздействие на свободу личности? 70. Прочтите высказывание Н. Бердяева: "Мир переживает опасность дегуманизации человеческой жизни, дегуманизации самого человека. Самое существование человека находится под опасностью со стороны всех процессов, происходящих в мире. Противиться этой опасности может только духовное укрепление человека" (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 152153). а) О какой ответственности человека ведет речь Н.А. Бердяев? б) Какие процессы приводят к дегуманизации человека? в) Что Вы понимаете под дегуманизацией социальной среды? 71. Прокомментируйте высказывание Н.А. Бердяева: "Человек и очень ограничен и бесконечен, и мало вместителен и может вместить вселенную". В чем, по мнению Бердяева, проявляется сущность человека? 72. "Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Мы говорим: у этого человека нет личности, но не можем сказать: у этого человека нет индивидуальности, " утверждает Н.А. Бердяев. Проанализируйте данную мысль, выскажите свое суждение: действительно ли "индивидуальность" и "личность" две взаимоисключающие противоположности. 73. Н.А. Бердяев писал: "Весь трагизм жизни происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком как духовным существом и человеком как природным существом, живущим в природном мире". В чем, по мысли философа, заключается подлинный смысл человека и его существования? 74. Сравните два высказывания: "Нечего и говорить, что разумному беспристрастному наблюдателю никогда не может доставить удовольствие даже вид постоянного преуспеяния человека, которого не украшает ни одна черта чистой и доброй воли; таким образом, добрая воля составляет, по-видимому, непременное условие даже достойности быть счастливым" (И. Кант). "Без чистоты добра, без возможности во всяком практическом вопросе различить добро от зла безусловно и во всяком единичном случае сказать "да" или "нет" жизнь была бы вовсе лишена нравственного характера и достоинства; без полноты добра, без возможности связать с ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и все добром исправить жизнь была бы одностороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможностей его окончательного торжества над всем, до "последнего врага" смерти включительно, жизнь была бы бесплодна" (В.С. Соловьев). а) В чем заключается отличие подходов Канта и Соловьева к вопросу о нравственных основаниях человека? б) В чем состоит нравственный смысл жизни человека? 75. В.С. Соловьев в работе "Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии" писал: "Ромео убивает себя, потому что он не может обладать Джульеттой. Для него смысл жизни в том, чтобы обладать этой женщиной. Но если бы действительно смысл жизни заключался в этом, то чем бы он отличался от бессмыслицы? Кроме Ромео, сорок тысяч дворян могли находить смысл своей жизни в обладании тою же Джульеттой, так что этот мнимый смысл жизни сорок тысяч раз отрицал бы самого себя". а) В чем разочаровался Ромео в смысле жизни или в своей надежде на бессмысленность жизни? б) Может ли смысл жизни совпадать с произвольными и изменчивыми требованиями отдельного человека? Обоснуйте ответ. 76. Раскройте смысл высказывания: "Если нет Бога, то я раб мира" (Бердяев Н. О назначении человека. П., 1935. С. 59). 77. Прочтите следующее высказывание: "Пусть человек есть разумное животное. Но ни разум в нём, ни животное не есть специфически человеческое" (Бердяев Н. О назначении человека. П., 1935. С. 59). Что же такое человек, с точки зрения Бердяева? 78. Рассмотрите следующее высказывание: "Библейская антропология сама по себе недостаточна и не полна, она ветхозаветна и строится без христологии. И из нее одинаково может быть выведено и возвышение и унижение человека…" (Бердяев Н. О назначении человека. П., 1935. С. 60). 79. Разговор Л.Ф. Кони и Л.Н. Толстого о Некрасове: "... То, что он был игрок, еще не дает права ставить на его личности крест и называть его дурным человеком. Он был, продолжал я, одержим страстью к игре, обратившейся, если угодно, в порок, но порочный человек не всегда дурной человек. Нередко вне узких рамок своей пагубной страсти порочные люди являют такие стороны души, которые многое искупают. Наоборот, так называемые хорошие люди подчас, при внешней безупречности проявляют грубый эгоизм и бессердечие. Жизненный опыт дает частые подтверждения этому. Игроки нередко бывают смелыми и великодушными людьми, чуждыми низменной скупости и черствой расчетливости: пьяницы часто отличаются, в трезвом состоянии, истинною добротою... Наконец, история нам оставила примеры "явных прелюбодеев", проникнутых глубоким человеколюбием и вне служения своим страстям явивших образцы гражданской доблести и глубины мысли. Выслушав это мнение, Толстой вышел из-за перегородки со светлым выражением лица и, сев "на краешек", сказал мне радостно: "Ну, вот, вот и я это именно всегда и говорил, это различие необходимо делать!" (А.Ф. Кони). а) Почему? А у Вас есть такие факты? б) Какие критерии можно и нужно использовать при оценке человеческой личности и поведения? 80. Вдумайтесь в слова Л. Толстого: "Понятие жизни представляется сначала человеку самым простым и ясным. Прежде всего человеку кажется, что жизнь в нем, в его теле. Я живу в теле, стало быть, жизнь в моём теле. Но как только человек начнет искать эту жизнь в известном месте своего тела, так сейчас и являются затруднения" (Толстой Л. Понятие жизни // Полн. собр. соч. М., 1936. Т. 26. С. 881). Что такое жизнь, с точки зрения Толстого? 81. Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: "Вопрос, неотделимый от понятия жизни, не вопрос о том, откуда взялась жизнь, а о том, как надо жить; и только начав с этого вопроса, можно прийти и к какому-нибудь решению о том, что есть жизнь". а) Почему, по мысли Толстого, найти ответ на вопрос: "Что есть жизнь" в пространстве и во времени невозможно? б) Как Вы представляете себе то, как надо жить? 82. Размышляя о человеческом существовании, Л. Толстой писал: "Человек видит, что он только и делает, что борется со всем миром и что борьба эта ему не по силам. Он видит, что он ищет удовольствий, которые только подобия блага и всегда кончаются страданиями; видит, что он хочет сделать невозможное: удержать жизнь, которую нельзя удержать. Он видит, что когда желает блага и жизни только самому себе, то добиться этого блага и этой жизни и удержать их он никак не может" (Толстой Л. Понятие жизни // Полн. собр. соч. М., 1936. Т. 26. С. 881). Как отвечает Толстой на основной вопрос религии и веры "для чего жить?" 83. Л.Н. Толстой в письме к Ромену Роллану замечал, что "самое простое и короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим". а) Согласны ли Вы? Попробуйте обосновать свой ответ. б) Какой принцип "золотого правила нравственности" заложен в основу высказывания Л. Толстого? 84. Декарт говорил: "Я мыслю, следовательно, я существую". Как Вы думаете, что не устраивало Сартра в утверждении Декарта? 85. К. Ясперс утверждает: "Жизнь человека не есть нечто объективное, подобно жизни животного, а составляет одно целое с душой, которая столь же зависит от тела, сколько со своей стороны определяет его". а) К какому направлению в социологии относится философия К. Ясперса? б) Как Вы оцениваете мнение философа о том, что душа человека не только зависит от тела, но и определяет его? 86. Немецкий философ ХХ в. М. Хайдеггер считает: "Человек это конечное, заключенное между рождением и смертью, призываемое «бегом к смерти» к осуществлению возможностей своего бытия, чье бытие есть «бытие для смерти". К. Ясперс называет это суждение "философским извращением". а) Проанализируйте эти высказывания и рассудите философов. б) М. Хайдеггер и К. Ясперс представляют одно и то же или разные направления в социальной философии? 87. "Если свобода вспыхнула однажды в душе человека, дальше боги бессильны", убежден Ж.-П. Сартр. а) Какую форму экзистенциализма представляет философия Сартра? б) Обращаясь к творчеству Сартра, докажите, что свобода человека действительно есть движущая сила его бытия. в) Как понимает Сартр свободу, в том числе "свободу от чего" и "свободу для чего"? 88. Рассуждая о понятии "свобода" французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр писал: "Итак, то, что мы называем свободой, неотличимо от бытия "человеческой реальности". О человеке нельзя сказать, что он сначала есть, а затем он свободен; между бытием человека и его свободо-бытием нет разницы" (Ж.-П. Сартр). Каково соотношение свободы человека и его сущности? 89. Проанализируйте данное суждение Ж.-П. Сартра и выскажите свое мнение: "Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам... Человек это прежде всего проект, который переживается субъективно. Ничто не существует до этого проекта. И человек станет таким, каков его проект бытия". а) В чем, по Вашему мнению, природа человека? б) Действительно ли человек делает себя сам и только сам по своему проекту? в) Действительно ли индивидуальный человек сам себя выбирает, поскольку он, согласно Сартру, не может выйти за пределы человеческой субъективности? 90. Французский философ А. Камю считал: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями второстепенно" (Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 25). 91. Французские экзистенциалисты сравнивали жизнь человека с трудом мифического героя Сизифа: "Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд" (Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 25). Как Вы считаете, почему Камю назвал Сизифа абсурдным героем? 92. Рассматривая человеческое бытие, А. Камю пришел к выводу: "Вселенная абсурда человека состоит изо льда и огня, она просторна, но так же и ограничена, там ничто невозможно, но все дано. В конце его ждет разрушение и небытие, но он способен решиться жить в такой Вселенной. Эта решимость придает ему силы, поэтому он отказывается от надежды и предпочитает жить без утешения" (Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 25). Согласно Камю, существует ли смысл жизни? 93. Согласно философской концепции Камю, тождественно ли утверждение о бессмысленности жизни утверждению жизнь не стоит того, чтобы ее прожить? 94. Согласны ли Вы с точкой зрения А. Камю: "Невозможно оправдать убийство, если отказываешь в оправдании самоубийству. Ум, усвоивший идею абсурда, безоговорочно допускает возможность рокового убийства, убийства по страсти, но не принимает убийства рассудочного. В контексте упомянутой выше конфронтации убийство, по сути дела, равноценно самоубийству. Принимая или отвергая одно из них, неизбежно примешь или отвергнешь другое" (Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 25). Принимает или отвергает Камю убийство? Аргументируйте свой ответ. 95. Развивая идею абсурдности бытия, Камю создает парадокс: "Я кричу о том, что ни во что не верю и что все бессмысленно, но я не могу сомневаться в собственном крике и должен верить хотя бы в собственный протест" (Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 25). Согласно Камю, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? 96. Французский философ А. Камю утверждает, что существует только один фундаментальный философский вопрос: стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. а) Как Вы относитесь к такой постановке вопроса о жизни? б) Это вопрос рождается из сомнения в существовании жизни? Или этот вопрос есть выражение чисто субъективного понимания действительности как абсурда? в) Сама действительность непоследовательна и абсурдна? 97. К. Ясперс утверждал, что "человек не есть существо законченное или способное быть завершенным". Как Вы понимаете данное утверждение? 98. С точки зрения экзистенциалистов "нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать…" Человек "есть лишь то, что сам из себя делает" (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 323). а) Согласны ли Вы с данным утверждением? б) Влияют ли на человека внешние обстоятельства или он сам себя сотворяет? в) Каков критерий оценки человеческих поступков с точки зрения экзистенциализма: объективный или субъективный? г) Является ли человек с точки зрения экзистенциалистов ответственным за свой выбор? 99. Разделяете ли Вы точку зрения экзистенциалистов о том, что подлинное существование человека обнаруживается только в его индивидуальном бытии. Бытие в обществе, стремление утвердиться в нем и принять его законы является неподлинным существованием. 100. Ж.-П. Сартр полагал: "Нет никакой природы человека, как нет и бога, которые бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким он себя представляет, но и такой, каким он хочет стать". Как Вы считаете: а) Это антирелигиозная концепция человека? б) Может ли человек "просто" существовать без сути и смысла? в) Если это так, то не противоречит ли автор себе, утверждая, что "человек такой, каким он хочет стать"? 101. Основной вопрос философии А. Камю: "Стоит ли жизнь того, чтобы жить"? а) Можно ли решить этот вопрос, противопоставляя "жизнь" и "жить"? б) Дайте Ваш ответ на поставленный А. Камю вопрос. 102. Как, с точки зрения экзистенциальной философии, соотносятся между собой и сочетаются в одном человеке-индивиде свобода и мораль? 103. Экзистенциализм утверждает, что "человек это несубстанциональный Абсолют". а) Тогда как и из чего же человек непрерывно создает самого себя? б) Откуда берется материал и как возникает проект творения самого себя? в) В этой концепции есть место Богу или нет? 104. В чем смысл экзистенциальной нерелигиозной концепции человека? Кто ее представляет? 105. Вопрос о смысле человеческого существования был всегда. Какой философский ответ на него можете дать Вы? 106. Какое направление социальной антропологии утверждает, что "нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал"? 107. Какое направление в социальной антропологии утверждает, что "в мире есть по крайней мере одно нечто, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек, то есть нет иного творца человека, кроме самого человека". 108. Прочтите следующий отрывок из работы В. Соловьева: "В самом деле, очевидно, что раз даны эти силы: воля, разум и чувство, очевидно, что должен быть определенный предмет хотения, разумения и чувствования, очевидно, что человек не может только хотеть ради хотения, мыслить ради мысли или мыслить чистую мысль и чувствовать ради чувства" (Соловьев В.С. Чтение о богочеловечестве // Собр. соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 27). Что является предметом желаний согласно Соловьеву? 109. Раскройте смысл высказывания испанского философа ХХ века Х. Ортега-и-Гассет: "Самое интересное борьба не с миром, не с внешней судьбой, а с призванием. Как ведет себя человек перед лицом своего неизбежного призвания? Посвящает ли он ему всего себя или довольствуется суррогатами того, что могло бы стать его подлинной жизнью? Вероятно, самый трагический удел всегда открытая человеку возможность подменить самого себя, иными словами фальсифицировать свою жизнь. Существует ли вообще какая-то другая реальность, способная быть тем, что она не есть, отрицанием самой себя, своим уничтожением?" (Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 442). а) Что означает выражение "иметь призвание"? Как можно выяснить, есть у человека призвание к чему-либо или нет? б) Как Вы считаете, есть ли у Вас какое-то призвание в жизни? 110. Прочтите нижеследующее утверждение: "Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектический характер, который мы обнаруживаем в процессе индивидуального роста. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но с другой усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенность, а следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни. Вместе с тем, растет и чувство бессилия и ничтожности отдельного человека" (Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. С. 39). а) Прав ли Фромм, утверждая, что рост индивидуальной свободы приводит к изоляции индивидов друг от друга? б) Если свобода отчуждает людей, то стоит ли стремиться к ней? в) Можно ли быть свободным, живя в коллективе, в обществе? Может быть свобода возможна только вне общества? 111. Э. Фромм пишет: "Человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все как товар, не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбку… и его главная цель в любой ситуации совершить выгодную сделку". а) Представителем какого подхода к изучению человека является Фромм? б) Как изменится способ существования человека и его характера с изменением самого общества? в) Какое общество должно стать альтернативой обществу "обладания"? 112. Эрих Фромм утверждал, что "человек единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться". Согласно Фромму, почему человеческое существование является проблемным? 113. Э. Фромм попытался анализировать известную формулу Декарта и на вопрос о самоотождествлении Декарт ответил: "Я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, я мыслю, следовательно, я существую". Согласно Фромму, что же упустил Декарт в определении сущности человека? 114. Вам предлагается к размышлению следующий отрывок из работы Э. Фромма: "Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, это лишь заостренная формулировка вопроса, который в самом широком и общем смысле принадлежит к основополагающим проблемам теологического и философского мышления западного мира, а именно: является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию?" (Э. Фромм). а) Почему вопрос о доброй или злой природе человеке считался основным в определении сущности человека? б) В какой период развития философии этот вопрос считался основным? в) Какова же сущность человека согласно философской концепции Фромма? 115. Т. Хаксли, единомышленник Ч. Дарвина, утверждал, что "вопрос вопросов для человечества, проблема, которую можно обнаружить за спиной всякой игры, но которая намного интереснее, чем любая из них, это определение человека в природе и его отношение к Космосу. Откуда мы пришли, что за границы поставлены нашей власти над Природой и Природой над нами, к какой цели мы стремимся все это проблемы неувядающей свежести и не уменьшающегося интереса для каждого человеческого существа, рожденного на Земле..." В чем состоит мировоззренческая значимость такой постановки проблемы человека? 116. В античном миропонимании связь человека и Вселенной выстроена в иерархическую цепочку: "Судьба Бог Космос полис человек". Какой принципиальный подход к человеку заложен в данной концепции? 117. Р. Карнап заключает: "В результате деятельности Коперника человек потерял свое отличительное свойство центральной фигуры во Вселенной. В результате деятельности Дарвина он был лишен качества особого сверхживотного существования. С середины XIX в. в результате деятельности Маркса факторы, посредством которых история может быть казуально объяснена, были спущены из сферы идей в сферу материальных событий. В результате деятельности Ницше происхождение морали было лишено нимба. В результате деятельности Фрейда факторы, посредством которых идеи и действия людей могут быть казуально объяснены, помещены в темные глубины, в человеческую преисподнюю". а) Определите, к какому направлению антропософии относится каждая названная точка зрения? б) Соединив все точки зрения названных авторов в единое суждение о человеке, получим ли мы истину о нем? 118. Выскажите свое мнение о стихотворении Е. Евтушенко "Застенчивые парни": "Есть новый вид "застенчивых" парней: Стесняются быть чуточку умней, Стесняются быть нежными в любви. Что нежничать? Легли, так уж легли. Стесняются друзьям помочь в беде, Стесняются обнять родную мать. Стараются, чтоб их никто, нигде Не смог на человечности поймать. Стесняются заметить чью-то ложь, Как на рубашке у эпохи вошь, А если начинают сами лгать, То от смущенья, надо полагать. Стесняются быть крошечным холмом, Не то чтобы вершиной: "Век не тот..." Стесняются не быть тупым хамлом, Не рассказать пошлейший анекдот. Стесняются, чья совесть нечиста, Не быть Иудой, не печать Христа, Стесняются быть сами на кресте Неловко как-то быть на высоте. Стесняются карманы не набить, Стесняются мерзавцами не быть, И с каждым днем становится страшней Среди таких "застенчивых" парней". 119. В чем сущность коэволюции? 120. Приведет ли коэволюция к изменению биологии человека? 121. Вызовет ли коэволюция дальнейшую биологическую эволюцию человека? 122. До сего времени не перестают повторять, что человек есть тайна. В чем суть аргументов, обосновывающих это утверждение? 123. "В философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать?" а) Кому из великих философов 18 века принадлежит постановка этих вопросов как единственно философских? б) К какому одному вопросу он сводит в конце концов эти три вопроса? 124. В книге французского писателя Веркора "Люди или животные?" изложен сюжет: В Андах один из членов научной экспедиции убивает существо, принадлежащее то ли к человеку, то ли к животному. Возникает проблема ответственности за убийство возможно человека. По каким критериям принципиально отличается человек от животного: нравственность, религиозность, речь, сознание... безнравственность, атеизм, смекалка, развитая психика... просто физический облик...? Обоснуйте свой ответ. 125. Ф.М. Достоевский утверждал: "Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком..." П. Тейяр де Шарден считал, что "человек самый таинственный и сбивающий с толку объект". И. Кант утверждал: "Нам принципиально не дана для познания основа этого феномена (тайна человека) сам акт божественного творения человека. Бог ничего нам не открыл и ничего открыть не может, ибо мы, разумеется, этого не поняли бы". М.М. Бахтин приходит к выводу: "Человек не может быть понятием". Проанализируйте данные взгляды и поясните: а) Одинаков или различен смысл, вкладываемый в понятие "тайна" человека у данных авторов. б) Действительно ли, с Вашей точки зрения, человек есть тайна? Тогда в чем она? 126. Среди многих подходов к решению проблемы смысла жизни можно выделить три: 1) смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; 2) смысл жизни за ее пределами; 3) смысл жизни созидается самим субъектом. а) Что общего в этих подходах и что конкретно их разнит? б) Какой подход наиболее близок Вам и почему? Объясните. |