Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Наибольшего внимания в первое десятилетие заслуживает новый журнал Карамзина «Вестник Европы»(с 1802 г.). ввел отдели политики. Он создал своего постоянного читателя, добился живости изложения, усовершенствовал русский литературный язык. Однако с уходом Карамзина в 1803 г. из журнала «Вестник Европы» потерял значение, оригинальность. Скоро журнал сделался сухим научно-литературным органом, защищавшим позиции классицизма.
коллегиальные издания либерально-просветительской ориентации попытались издавать радищевцы. выделялся И.П. Пнин. Они пытались возродить гуманистические принципы Радищева, хотя до прямой революционности Радищева не поднимались. Их издания: «Свиток муз», «Периодическое издание», «Журнал российской словесности» (18021805). В изданиях радищевцев широко культивируют обозрение, инвективу, сатирические жанры.
во время войны компенсировалось появлением журнала «Сын отечества», издаваемого Н.И. Гречем. Содержание его преимущественно связано с войной. Впервые появились корреспонденции с театра военных действий, публиковались обзорные статьи, посвященные ходу войны. крылов, карикатуры.
«Сын отечества», «Невский зритель», «Соревнователь благотворения и просвещения» - передовое дворянство о свержении монархии и уничтожении крепостничества (к временщику рылеева).
альманах «Полярная звезда» (18231825). Издателями его были А.А. Бестужев и К.Ф. Рылеев. внутр. цензура, гонорары.Воспитанию гражданских доблестей современников посвящались «Думы» Рылеева: «Рогнеда», «Иван Сусанин» и др. В альманахе печатались молодой А.С. Пушкин и другие поэты-романтики. Среди русских альманахов заслуживают внимания: «Мнемозина» декабриста В.К. Кюхельбекера, «Русская старина».
политическое противоборство консервативной печати во главе с Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем и О.И. Сенковским, которые в 30-е годы как бы составили реакционный триумвират в журналистике. Их издания газета «Северная пчела», журналы «Сын отечества» (после 1825 г.) и«Библиотека для чтения» (с 1833 г.) составляли сильную конкуренцию передовой прессе А. Пушкина, Н. Полевого, Н. Надеждина и В. Белинского.
«Московский телеграф» - Полевой. второй после вестника европы. начало - канун восстания. энциклопедический хар-р, критика дворянства как класса, соединение опоры на массовость и на просвещение. закрыт в 1834 из-за придирки да рецензию кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».
В 1831 г. возник прогрессивный журнал «Телескоп». Издатель журнала профессор Московского университета Н.И. Надеждин. программа реализма. пропаганда пушкина-реалиста. успех принес белинский. Работая в «Телескопе», Белинский приступил к созданию передовой теории журналистики в России. назвал ж. Сенковского «Библиотека для чтения» ж. без направления. закрыт в 1836 за «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева.
Важную роль в журналистике 30-х годов сыграл А.С. Пушкин. и как поэт, и как публицист. Особенно ценной была его причастность к борьбе против Булгарина и Греча приспособленцев-журналистов, служивших негласными агентами жандармерии и царского правительства. Пушкин сотрудничал в «Литературной газете» А.А. Дельвига, сам редактировал несколько номеров этой газеты. Против Булгарина и Греча он выступал также в московском журнале «Телескоп». Его фельетоны «О записках Видока», «О мизинце господина Булгарина и о прочем» были важным вкладом в борьбу прогрессивной печати с печатью проправительственной, какой были органы Булгарина и Греча («Северная пчела» и др.), обывательской литературой и саморекламой.
«Современник» Пушкина
В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. привлек гоголя. в стиле полярной звезды.
жур-ка 40-х
Белинский первым, исходя из реальной обстановки 40-х годов, серьезно двинул вперед принципы журнализма. Он прекрасно изучил и оценил опыт Карамзина, Пушкина и Полевого наиболее ярких журналистов первой трети XIX в.
В этих условиях сформировались такие идеологические течения, как
«официальная народность» (М.П. Погодин, С.П. Швырев),
«славянофилы» (И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.),
«западники» (В.П. Боткин, Т.Н. Грановский). В рядах «западников» очень скоро выделилась группа революционных демократов (Белинский, Герцен).
«Отечественные записки» Краевского «западники-либералы и революционные демократы могли сотрудничать вместе в таких изданиях, как журнал «Отечественные записки». Журнал «Отечественные записки», издававшийся с 1818 г. как исторический, далекий от злобы дня, обрел новую жизнь с 1838 г. под редакцией А.А. Краевского. выступал против библиотеки для чтения. с 39 сотрудничает белинский. в журнале приняли участие такие выдающиеся русские литераторы и журналисты, как Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, И.И. Панаев, Н.П. Огарев. Здесь печатаются М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и другие писатели. становится рупором борьбы против крепостничества, рутины, застоя, азиатчины. защита гоголевского направления в литературе как направления критического реализма. Не менее важным оказалось критическое отношение к идеализму в области философии. Статьи Герцена по философским вопросам «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», опубликованные в журнале, защита передового, материалистического мировоззрения. Белинский и Герцен истолковывают философию как алгебру революции. Белинский выступает как активный полемист против всех противников прогресса, а также против апологетов буржуазных отношений, начинается полемика со славянофилами. Памятниками этой борьбы являются статьи Белинского «Педант», «Парижские тайны», «Ответ "Москвитянину"», годичные обзоры литературы и др. Белинский превратил «Отечественные записки» в политическую трибуну борьбы против крепостничества, подготовки общественного сознания к неизбежности отмены крепостного права. Разбирая произведения Лермонтова, Пушкина, Гоголя, он выстроил свою систему ценностей в русской литературе, дал глубокое истолкование их творчества. В 1846 г. они имели 4 тысячи подписчиков. Однако политическая осторожность и эксплуататорские склонности Краевского заставили в 1846 г. уйти из журнала Белинского, Некрасова, Герцена и других.
«Современник» Некрасова
В 1846 г. Некрасов и Панаев приобретают у П.А. Плетнева журнал «Современник», основанный Пушкиным. Идейным руководителем журнала становится Белинский. 18471848 гг. короткий, но самый замечательный период в журналистской и общественно-политической деятельности Белинского. Понять его можно только в свете знаменитого «Письма к Гоголю» единственного произведения Белинского, написанного без оглядки на цензуру и известного долгое время только в рукописных списках. В этом произведении публицист выступил в защиту гражданского значения литературы, против крепостников и самодержавной формы правления, против догматов православной церкви. Самыми важными, насущными задачами своей страны он провозгласил уничтожение крепостного права, отмену телесного наказания и введение элементарной законности. Осуществление этих требований обеспечило бы прогресс России. С этих позиций и оценивает Белинский состояние литературы, журналистики, ведет полемику со всеми, кто мешает общественному и социальному прогрессу страны. Его обозрения русской литературы за 1846 и 1847 гг., статьи по поводу последних произведений Гоголя («Выбранные места из переписки с друзьями») стали манифестом передового движения России.
«Москвитянин»
Умеренную позицию занимали и возникавшие славянофильские журналы. Они издавались преимущественно в Москве «Московский наблюдатель», «Москвитянин» и другие. Наиболее крупный из них «Москвитянин» в 40-е годы имел отдел «Духовное красноречие», защищал национальную самобытность России, печатал сербских, болгарских, чешских авторов. Ведущую роль в нем играли братья Аксаковы, Хомяков, И. Киреевский и другие. Славянофилы пытались оспаривать взгляды Белинского на поэму Гоголя «Мертвые души», его представления о прогрессе.
В 50-е годы в журнале печатался драматург Н.А. Островский, оригинальный критик Ап.А. Григорьев. Объективная оценка купечества, высоких нравственных качеств купцов, их жен, дочерей существенно дополняла привычную негативную картину жизни этого сословия.
Ап. Григорьев (позднее работавший в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха») как критик не примыкал ни к лагерю Белинского, ни к сторонникам аристократического, эстетического направления, считая, что литература, искусство отражают жизнь, передают цвет и запах эпохи, а критика ищет в произведениях искусства связь с действительностью. Однако идеалом считал не прогресс, а патриархальную самобытность, нравственную чистоту героев. Григорьев был проникновенным истолкователем пьес Островского, женских образов русской литературы.
Позднее славянофилы издавали несколько газет: «Молва» (1857), «Парус» (1859) и др. К сожалению, они быстро закрывались правительством за противопоставление жизни простого народа и господ (статья К. Аксакова «Опыт синонимов: Публика народ» в газете «Молва»), за требование славянофилами свободы слова, гласности.
ВОЛЬНАЯ РУССКАЯ ПРЕССА ЗА ГРАНИЦЕЙ.
«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА» И «КОЛОКОЛ» А.И. ГЕРЦЕН
Герцен решил в конце 40-х годов уехать из России и стать эмигрантом. Герцен оказался за границей в Канун революции 1848 г. она провалилась, духовный кризис, но остается за границей. решает что россия может быстрее прийти к социализму, но тогда надо освободить крестьян и отдать им всю землю. теория утопического социализма. в 1849 г. у него возникает план организации русской свободной печати за границей, но осуществлено это намерение было только в 1853 г. Он печатает брошюры «Россия», «Русский народ и социализм», большую книгу на французском языке «О развитии революционных идей в России». затем издание революционной литературы для России. Публикует листовку-воззвание «Вольное русское книгопечатание в Лондоне. Братьям на Руси». Герцен убеждает русских передовых людей воспользоваться его типографией, призывает к сотрудничеству. «Все, написанное в духе свободы, будет напечатано», обещает он. Вскоре Герцен печатает листовки и брошюры: «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещеная собственность». В них он порицает крепостничество, защищает идею общинной солидарности, выдвигает требование передачи земли крестьянству. Если дворяне не поймут необходимости отмены крепостного права, утверждает он, то дело будет решено топором мужика.
Значительным документом революционной пропаганды была прокламация «Поляки прощают нас», выпущенная Герценом. Здесь речь шла о законности борьбы польского народа против царизма, об общности революционного дела польского и русского народов. русские революционеры помогут полякам добиться свободы.
«Полярная звезда» Герцена
Наконец в 1855 г. было предпринято издание периодического альманаха «Полярная звезда». И в названии («Полярная звезда» так назывался альманах декабристов), и в его обложке, на которой были изображены под сияющей звездой профили пятерых казненных декабристов, и в содержании номеров Герцен подчеркивал связь своего революционного издания с декабристами. В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи Пушкина «Вольность», «Деревня», стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи и воспоминания декабристов, произведения самого издателя. «Полярной звезде» была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей». Всего вышло семь номеров «Полярной звезды».
«Колокол»
В 1856 г. в Лондон приезжает Н.П. Огарев, тк. оживление после крымской войны они решают издавать еще что нибудь, чаще полярной звезды «Колокол». «Колокол» стал выходить с июля 1857 г. Это была газета, которую печатали один-два раза в месяц, но иногда периодичность меняли,«Vivovoco!», т.е. «Зову живых!» эпиграф. Позднее + «Земля и воля», главное требование по крестьянскому вопросу. В программе издания выдвигались три основных требования:
«Освобождения слова от цензуры!
Освобождение крестьян от помещиков!
Освобождение податного сословия <т.е. крестьян> от побоев!»
Герцен развернул в «Колоколе» критику крепостников-помещиков, всего государственного строя царской России. но надеется найти нормальных помещиков, готовых к отмене крепостного права..Герцен развил жанры и рубрики. появился прообраз передовой статьи. Он ввел много рубрик: «Под суд», «Правда ли?», «Под спудом», очень ярким сделал отдел мелких критических корреспонденции под названием «Смесь», успешно использовал памфлет, мастерски вел комментирование сообщений из России. Горячий патриотизм был основой всех разоблачений Герцена, его критики.
но Он еще верил в добрые намерения дворянского царя Александра II, он еще полагал возможным прогресс страны по доброй воле дворян, надеялся на отмену крепостничества «сверху». В конце 1850-х годов Герцен обращается с рядом открытых писем к царю, где выражает свою надежду, что он даст свободу крестьянам. сам факт обращения частного лица, журналиста, к царю был невиданной дерзостью. Но все же это была слабость Герцена, надежд на добрую волю царя. протест со стороны последовательных русских демократов, какими были Чернышевский и Добролюбов. Но, конечно, эти либеральные ноты у Герцена были лишь отступлением от демократической линии, а не выражением существа его издания. Герцен, выехавший из России в 1847 г., не мог еще видеть в ней революционного народа: народ спал, задавленный веками крепостнического гнета. Но стоило Герцену увидеть революционный народ в шестидесятые годы, он твердо встал за революцию.
реформа по отмене крепостного права сначала обрадовала герцена, но потом он увидел, что крестьян обманывают и они сами протестуют против условий освобождения. критикуют крестьянскую реформу 1861 г. «Народ царем обманут», пишет «Колокол» в июле 1861 г. «Русская кровь льется», пишет Герцен о карательных мерах царского правительства. Особенно его потрясло восстание в селе Бездна, где были расстреляны крестьяне и убит их предводитель Антон Петров.
Герцен осуждает правительство за арест и ссылку Н.Г. Чернышевского. Огарев пишет ряд прокламаций. «Заводите типографии!», советуют они революционерам в России. Герцен решительно рвет с либералами (Тургеневым и др.), которые встали на сторону правительства. их взволновало польское восстание 63 г. герцен привлек Гюго («Перед вами не неприятель, а пример».) в колокол для поддержки польских повстанцев. колокол осудил за призыв подавить восстание Каткова, он начал дискредитировать идеи герцена в ответ.
так как революции в россии так и не случилось, бунты подавили, чернышевского сослали, «Колокол» стал выходить реже и в 1867 г. перестает издаваться вовсе. Герцен в последний год издания «Колокола» начинает все чаще обращаться к фактам революционной борьбы европейского пролетариата, деятельности I Интернационала, организованного К. Марксом. «Письма к старому товарищу», написанные уже после закрытия «Колокола». Это обращение к концу жизни (Герцен умер в 1870 г.) к I Интернационалу.
ЖУРНАЛИСТИКА ЭПОХИ РЕФОРМ 60-Х ГОДОВ
тип литературно-общественного ежемесячника ведущий в системе печати. главный в издании лит. критик, он решает все.
проигрыш в крымской войне - отсталость россии. вторая половина 50-х рост революционных настроений, надежды на реформы. идеи белинского становятся важны для всех.
консерваторы - за сохранение/возврат крепостничества.
либералы - за освобождение, но привилегии для дворянства и помещиков.
революционные демократы - за полную свободу, землю крестьянам.
«Русский вестник»
Органом либерально-консервативного направления, прежде всего, оказался журнал М.Н. Каткова«Русский вестник», 1856 г. Журнал в канун реформ выступил за отмену крепостного права, устранение старой бюрократии, но при сохранении самодержавия и господствующего положения в стране дворян-помещиков. После крестьянской реформы Катков все больше поворачивает вправо. Активно выступает против демократов (особенно Герцена и Чернышевского), порицает польское восстание 1863 г., заявляет себя патриотом-государственником. В журнале и газете «Московские ведомости», которую он приобретает в аренду с 1863 г., Катков критикует любые антирусские действия и намерения европейских держав.
«Мы называем себя верноподданными», с гордостью утверждал публицист. авторитет Каткова-журналиста был достаточно высок. Либеральные позиции заняли «Отечественные записки» Краевского, газеты «Санкт-Петербургские ведомости», «Наше время» и другие.
«Современник» 16501860
Но самым важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», Н. Некрасова. Пережив годы «мрачного семилетия» (18481855), жестокую политическую реакцию, Некрасов с середины 50-х годов возрождает журнал, привлекает: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и др., открывает юмористический отдел «Ералаш» (где впервые появляется литературный персонаж-пародия Козьма Прутков).
с 54г. пишет чернышевский. «Об искренности в критике», «Очерки гоголевского периода русской литературы», диссертация «Об эстетических отношениях искусства к действительности», «Антропологический принцип в философии». некрасов его поддерживает и поэтому либералы, типа тургенева уходят из журнала. в 58 г. пришел добролюбов, революционные демократы усиливаются. с 59 г. современник играет важную роль, вопросы по крестьянству заменяются пропагандой революции. чернышевский понял, что реформа будет обманом, и поэтому готовит идейную основу для восстаний. чернышевский отдает лит. критику добролюбову, а сам уходит в политику. больше протестуют против либералов, считая их позицию соглашательством. добролюбов в лит. критике «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?» проводит революционные идеи.
в 59г. добролюбов открывает сатир. отдел "свисток" против международного либерализма и реакции. добролюбов анализирует опыт европы и говорит, что в росси все должно происходить все быстрее и решительнее, а в целом также (от москвы до лейпцига).
статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» на успенского - один из эталонов пропаганды, по виду лит. критика, но все идеи революции там изложены. + кусок из некрасова "песня убогого странничка", где прямое обращение к народу с упоминанием вопроса о земле.
современник очень популярен - в 60е 6-7 тыс. экз. чернышевский писал спец. отчеты о распространении журнала и упрекал места, где его не выписывали, хотя понимал, что не у всех есть деньги. Здесь были напечатаны лучшие статьи русской публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?», здесь началась сатирическая деятельность великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя.
Статьи Чернышевского, Добролюбова, стихи Некрасова читали с увлечением передовые деятели других народов, населявших Россию и славянские страны. потому что процесс развития освободительных идей в России 60-х годов совпал с пробуждением гражданской активности народов Украины, Закавказья, Поволжья, частично Средней Азии, борьбой за национальную и социальную независимость Болгарии, Польши, Сербии. Огромно было влияние Чернышевского и Добролюбова на Л. Каравелова, X. Ботева, С. Сераковского, С. Марковича.
«Русское слово»
1859 г., демократический характер приобрел только в 1860 г. с приходом нового редактора Г.Е. Благосветлова. Благосветлов типичный разночинец. Сын бедного священника, рано оставшийся без материальной поддержки, самостоятельно закончивший Петербургский университет, но не нашедший из-за демократических убеждений и политической неблагонадежности места на казенной службе. научно-популярный уклон. благовестов поднял тираж с 3 до 4,5 тыс. экз. на должность критика пригласил Писарева. он определил себя как сторонника «Современника» и Чернышевского, о чем заявил в статье «Схоластика XIX века». адвокат голодных и раздетых, за умственное раскрепощении мыслей от догм и нравственности крепостничества. защищает герцена в 1861, сторонник материализма. за попытку опубликовать статью про шедо ферроти в нелегальной типографии получает 4 года петропавловской.
Писарев выступает талантливым критиком, истолкователем творчества многих русских писателей: Л. Толстого, Тургенева, Островского, Достоевского, Чернышевского. защищает тип разночинца в литературе, тип новых людей, подобных Базарову из романа Тургенева «Отцы и дети», а затем героя романа Чернышевского «Что делать?» Рахметова и др. (статьи «Базаров», «Реалисты», «Мыслящий пролетариат»). Известна его талантливая защита образа Базарова и всего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева в полемике с критиком «Современника» М.А. Антоновичем.
последователь Белинского, выступает за искусство, верное правде жизни, реализм, высокую идейность и нравственность. порицал чистое искусство. делал ошибки, чтобы заострить проблему. парадоксальная постановка вопросов. Наряду с Писаревым в журнале «Русское слово» выступали в защиту «голодных и раздетых» Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев, Н.В. Соколов, П.Н. Ткачев. В качестве постоянного иностранного обозрева теля плодотворно сотруднич ал французский репортер и публицист Эли Реклю. Одновременно с «Современником» Некрасова «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г.
«Время»
18611863 гг. Здесь были опубликованы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные» Ф.М. Достоевского, «Житейские сцены» Н.А. Плещеева, «Грех да беда на кого не живет» А.Н. Островского и др. Большое место отводилось французской уголовной хронике, в статьях затрагивались вопросы воспитания молодежи; имелись отделы внутренних новостей и иностранных известий. до четырех тысяч подписчиков.
Достоевский спорил с добролюбовым по вопросам искусства.
критик-идеалист Н.Н. Страхов, защищал некую особую самобытность русского народа, развивал идеи так называемого почвенничества в противовес западничеству. Журнал утверждал, что беда России не в крепостном праве (тем более что оно отменено), а в отрыве интеллигенции от народа. Он обвинял «Современник» в беспочвенности, в стремлении привить русскому народу западноевропейские болезни, и хотя «почвенники» не были однородны по своим взглядам, но их объединяло именно несогласие с революционными демократами. не любил нигилистов. говорил что положение крестьянства можно поднять только религиозностью и моралью, но не материально.
журнал высмеивал каткова, спорил с Аксаковым, опираясь на большой разрыв привычек народа и элиты.
Салтыков-Щедрин, Антонович в «Современнике» обвиняли время в консерватизме, отказе от борьбы, непоследовательной программе.
В 1863 г. в связи с освещением причин польского восстания журнал был закрыт правительством. Но Ф.М. Достоевский открыл ж. «Эпоха»,1864-1865). Журнал «Эпоха» продолжал защищать идеи почвенничества, обсуждал новую судебную реформу и активизировал полемику с демократическими журналами «Современник» и «Русское слово».
«Искра»
сатир. издание18591873. Его издателями были известный поэт-переводчик Беранже Василий Курочкин и художник-карикатурист Николай Степанов. союзник современника и колокола. хорошее знание провинциальной жизни. обличала многие язвы российской действительности. после реформы 61г. искра усилила антимонархическое направление. Министерство внутренних дел заставило некоторых сотрудников отказаться от продолжения сотрудничества в журнале в 1865 г., а в 1870 г. журналу было запрещено помещать карикатуры. подорвало популярность. имел огромный авторитет, чиновники боялись выхода нового номера.
В 60-е годы заслуживают внимания и такие сатирические журналы, как «Будильник», «Гудок».
ЖУРНАЛИСТИКА ПОРЕФОРМЕННОЙ ЭПОХИ
Русское правительство, отменив в 1861 г. крепостное право, перешло к другим реформам: земской, судебной, военной и пр., в числе которых оказалась реформа печати.
Первый закон о печати
Назывался временный правила печати. либеральной отменялась предварительная цензура для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Общее наблюдение передавалось из Министерства просвещения в Министерство внутренних дел. За МВД оставалось право давать разрешения на новые издания, утверждать или не утверждать редакторов, делать предостережения изданиям, при третьем предостережении журнал или газету могли закрыть на срок до шести месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако судебные преследования печати не получили распространения: административные меры были удобнее для правительства. реформа способствовала дальнейшему росту печати, особенно либерально-буржуазного толка.
в 1866 из-за покушением Кракозова на царя началась жесткая реакция, были закрыты Современник и Русское слово. Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов редактор «Современника» в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского. сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публицистики.
часть публицистов журналов и газет все чаще начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка (Ф.М. Достоевский, Вл.С. Соловьев, В.В. Розанов и др.). Увеличилась коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется (Катков, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Михайловский, Короленко и др.). в 68 растет кол-во нелегальных газет, сначала из эмиграции, потом и в россии.
система русской печати состояла из 3 направлений:
консервативно-монархического (катков «Русский вестник», «Московские ведомости», мещерский «Гражданин» и др.),
либерально-буржуазного («Вестник Европы», «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русские ведомости» и др. + значительная часть провинциальной прессы) массовые дешевые издания. и либералы и люди без направленности. развлекательный характер маскировал четкую направленность издания.
демократического («Искра», «Отечественные записки», «Дело»).
развитие капитализма способствовало развитию буржуазной прессы. ведущими по содержанию были демократические журналы. в них с основном борьба против крепостничества, бюрократии, реакции в искусстве и литре. лучший журнал эпохи - отечественные записки.
«Отечественные записки» Некрасова
В качестве соредакторов выступали Сал-тыков-Щедрин и Елисеев, сохранял верность лучшим традициям журналистики 60-х годов. Прежде всего он выступал против обезземеливания крестьян, против сословной неравноправности основной массы русского населения, высоких налогов, особенно выкупных платежей за землю, против предпринимателей (новых эксплуататоров). отметили появление рабочего вопроса, но заниматься им не стали. отечественные записки поддерживали нелегальных деятелей, "русские женщины" некрасова - поддержка революционеров 70-х.
«Отечественные записки» уже в 1868 г. дали информацию о выходе книги «Das Kapital» К. Маркса на немецком языке. После выхода первого тома «Капитала» в 1872 г. на русском это был первый перевод «Капитала» на иностранный язык журнал напечатал несколько статей, связанных с книгой К. Маркса. Авторами были Н.К. Михайловский, В.И. Покровский и молодой Г.В. Плеханов. Однако всей глубины идей Маркса публицисты журнала не поняли, а Михайловский, будучи народником, выступил по вопросам марксизма, главным образом в полемических целях, одновременно используя критику капитализма в трудах Маркса. Как известно, народники отрицали прогрессивность капитализма в России.
в лит. критике здесь выступали Писарев, Салтыков-Щедрин и Михайловский. Все они были сторонниками реализма, критиковали теорию чистого искусства, натурализм и невзыскательность вкуса литературных ремесленников.
печатал обозрения жизни фр. публициста Шассена. уделял внимание славянским странам, болгарии в связи с войной 77-78г, поддерживали болгарских повстанцев, критиковали русских самодержцев.
сатирическая публицистика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Его публицистика это подлинная летопись пореформенной России: «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «Письма к тетеньке». пародировал буржуазную прессу. был глубоким критиком несовершенств буржуазной демократии, немецкого милитаризма, о чем ярко свидетельствует его книга очерков «За рубежом». после смерти некрасова с трудом отстоял прежний характер журнала, пока в 84 его не закрыло царское правительство.
«Дело» и «Неделя»
в русле отчественных записок.
Журнал «Дело» менее категоричен в вопросах о развитии капитализма в России. Журнал уделял больше внимания вопросам науки, молодежи и женской эмансипации, положению рабочего класса.
Иностранную хронику успешно вел Эли Реклю французский публицист-демократ, участник двух революций: 1848 и 1871 гг. Его сообщения передавались из горячих мест Европы, Северной Африки (Испания, Франция, Египет) и несли на себе яркий репортерский отпечаток. Преемственность с журналом «Русское слово» была очевидна.
Преодолевая особенно жесткие цензурные условия (материалы «Дела» подвергались вопреки закону предварительной цензуре), журнал сохранил демократическое направление до 1884 г.
Газета «Неделя» была прообразом позднейших газетных еженедельников. В 1868 г. она собрала интересный состав сотрудников из людей как радикального (П.Л. Лавров, Е.И. Конради, А.И. Герцен), так и умеренно-либерального лагеря (П.А. Гайдебуров). Под давлением цензуры постепенно состав сотрудников сменился, и с середины 70-х годов газета оказалась среди умеренно-либеральных, либерально-народнических изданий, развивавших культуртрегерскую программу «малых дел».
Вся демократическая печать последней трети XIX в. испытывала сильное влияние народнических идей. Народники отрицали развитие капитализма в России, видели зачатки социализма в крестьянской общине, не придавали значения классовой борьбе пролетариата, преувеличивали роль личности в истории. Но в 70-е годы они искренне сочувствовали угнетенному крестьянству, были в массе своей революционно настроены по отношению к самодержавию, искали пути насильственного свержения царизма, ликвидации пережитков крепостничества.
Бесцензурные периодические издания
революционное народничество, ушедшее в подполье, разделялось на несколько групп:
бакунисты, или анархисты, в 68 за границей организовали жур."народное дело". после выхода 1 номера начались разногласия и лидер бакунин ушел. во главе стал утин, ученик чернышевского. группа утина стала издавать его как орган русской секции 1 интернационала, хотя и не перешла на идеи марксизма. сыграло роль в принципах международной революционной организации. издавалось до 70г. за гарницей также они издавали ж."община" и газету "народник".
лавристы, или пропагандисты, газета "вперед!" 73-75г. информация о формах западных революций, публикация запрещенных произведений, развитие социалистического движения в славянских странах.
группа П.Н. Ткачева, которая придерживалась бланкистских установок. издавала журнал-газету набат. Энгельс раскритиковал социолого-теоретические и тактические понятия издания в работе "эмигрантская литра".
но этих изданий не хватало революционному движению. с 78г. попытки открыть нелегальные типографии. "начало" - первая революционная газета, изд. на территории страны. "земля и воля" - ее преемница, лучшие силы революционного народничества - С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, молодой Г.В. Плеханов (начинал в рядах народничества, но позднее в 80-е годы перешел на позиции марксизма и, создав группу «Освобождение труда», стал первым пропагандистом революционного учения Маркса в России) Газета «Земля и воля» просуществовала недолго. Разногласия в рядах народников по проблемам политической борьбы и тактики индивидуального террора привели к расколу «Земли и воли» на две организации и два издания: «Черный передел» и «Народная воля».
«Народная воля» газета целенаправленная. ее основное содержание отражало жизнь и деятельность революционеров-террористов. Факты революционной борьбы подавались с налетом сенсационности. Газета издавалась с 1880 по 1885 г. Всего вышло 12 номеров и несколько «Листков «"Народной воли"». Члены этой организации (А.И. Желябов) издали три номера «Рабочей газеты», чтобы привлечь народ. Народовольцам, державшимся тактики индивидуального террора, удалось 1 марта 1881 г. покушение на Александра II, но именно их тактика в наибольшей степени обнаружила негодность народнических методов борьбы за социальную справедливость.
Покушение на Александра II позволило правительству расправиться с революционно-народническим движением и вернуться к политике реакции.
В последующие годы правительству удалось существенно ослабить легальную демократическую прессу. Особенно ухудшилось ее положение после введения новых Временных правил о печати 1882 г.
После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» и фактического прекращения журнала «Дела» всем демократическим журналистам, оставшимся на свободе, приходилось вплоть до революции 1905 г. печататься в изданиях, направление которых часто не соответствовало их мировоззрению, и через эти органы влиять на читателя. Это относится к Г. Успенскому, Н. Шелгунову, М. Горькому и др.
«Вестник Европы»
В это время начинают играть заметную роль такие журналы, как буржуазно-либеральный «Вестник Европы», журналы либерально-народнической ориентации «Русское богатство» и «Русская мысль». отстаивали реформаторский путь дальнейших преобразований в стране, стремились к смягчению социальных противоречий. Введение конституции было главным политическим идеалом либеральной журналистики.
Наиболее крупный из них «Вестник Европы», возникнув в 1866 г. как преимущественно исторический журнал, издавался М.М. Стасюлевичем отставным профессором истории Петербургского университета. Профессия редактора-издателя надолго наложила отпечаток на характер журнала. Однако с 1868 г. он стал по своей структуре обычным ежемесячником второй половины XIX в. Первую часть каждого номера занимали беллетристика, статьи и очерки научного характера; вторая часть под названием «Хроника» включала в себя традиционные обозрения внутренней, иностранной жизни, литературную критику, библиографию и разного рода известия.
писатели: Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Островский, А. Толстой и др. иногда искуствовед Стасов, в 70-е привлечен Золя как критик и обозреватель фр. жизни. в 80-х стихи и критика Соловьева, 90-е стихи мережсковского и гиппиус.
ж. высоко ценил реформы 60-х, осознавал многие проблемы, но возражал против революции, все хотел решить путем реформ и конституции. тираж доходил до 14 тыс. экз.
В пореформенные годы растет газетная печать, но легально могли издаваться газеты только монархические и либерально-буржуазные. Издания, независимые от цензуры, администрации, как и раньше, продолжали возникать в эмиграции («Свободная Россия» и др.).
Лидирующую роль среди русских консервативных газет по-прежнему играют «Московские ведомости» Каткова, авторитет которого вырос благодаря патриотической позиции в 1863 г. во время польского восстания и во время русско-турецкой войны 18771878 гг. Катков открыто защищал интересы дворянства, монархии, резко порицал любые проявления свободомыслия, либерализма, осуждал социалистов-нигилистов, бунтующих крестьян и рабочих, требовал от правительства крутых мер.
«Новое время»
Суворин. в период войны 18771878 гг. заметно увеличила круг своих читателей. Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию А.П. Чехова создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража. Суворин полностью отрицал необходимость каких бы то ни было радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно, сохраняя внешний радикализм, шел параллельным курсом к правительству и помогал ему.
«Русские ведомости»
Защита интересов крестьян, а затем и рабочих, но в рамках государственного законодательства, устойчивые конституционные стремления, хорошая беллетристика создавали ей популярность среди русской интеллигенции (врачи, учителя, земские деятели), помогали постепенно формулировать принципы будущей кадетской партии.
В 80-е годы в газете сотрудничают: Г. Успенский, Михайловский, Короленко, революционный эмигрант П. Лавров, крупнейший русский ученый-демократ К.А. Тимирязев, академик Д.Н. Анучин, прогрессивный музыкальный критик Г.А. Ларош, репортер В.А. Гиляровский и др. Издавалась газета до 1918 г.
«Осколки»
В 80-е годы началась литературная и журналистская деятельность А.П. Чехова. Первоначально Чехов сотрудничал в юмористических еженедельниках Москвы («Стрекоза», «Будильник» и др.), но вскоре был приглашен в юмористический петербургский журнал «Осколки». Наряду с художественными произведениями писатель вел в «Осколках» фельетонное обозрение «Осколки московской жизни», где затрагивал многие злободневные вопросы, в том числе и положение московской печати, вступившей в полосу предпринимательства. В рассказах Чехова 80-х годов ярко (часто по-щедрински) запечатлен убогий тип журналиста-поденщика, приспособленца, утратившего благородные черты работника печати предшествующих десятилетий («Два газетчика», «Корреспондент», «Сон репортера» и др.)
С 1886 г. Чехов становится сотрудником газеты «Новое время». Здесь кроме рассказов им напечатаны такие материалы, как статья о русском путешественнике Н.М. Пржевальском, путевые зарисовки «Из Сибири». Писатель организовал в газете «литературные субботники» и внедрял жанр небольшого рассказа-новеллы.
После поездки на остров Сахалин в 1890 г. Чехов сотрудничает в журналах «Русская мысль», «Жизнь» и др. В «Русской мысли» он заведовал отделом беллетристики и впервые опубликовал здесь очерки «Остров Сахалин». Эти очерки, вышедшие вскоре в виде отдельной книги, вошли в золотой фонд русской публицистики.
Книга сочетает в себе глубину и точность научного исследования с ненавязчивой публицистичностью. Пренебрежение правительства к богатой окраине России, превращенной в каторжную тюрьму, острову Сахалину, Чехову непонятно. Не мог смириться писатель и с тем, что жизнь каторжников и населения Сахалина определяется не законом, а произволом администрации. Жизнь на острове напоминает ему крепостничество. Он не мог пройти мимо тяжелого положения женщин, детей, местного туземного населения на Сахалине; осуждает недостатки исправительной системы на каторге, экономическую отсталость края, отсутствие налаженной медицинской помощи. Проблемы, поднятые в книге, часто оказывались сходными с проблемами всей России. И вместе с тем Чехов в очерках «Из Сибири» и книге «Остров Сахалин» показал высокие моральные качества русского народа, особенно сибиряков-первопроходцев, предсказал большое будущее сибирскому краю.