У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Великий русский архитектор В.

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

Министерство образования и науки Украины

Одесская государственная академия строительства и архитектуры

Архитектурно – художественный институт

Кафедра основ архитектуры и дизайна архитектурной среды

«Великий русский архитектор

В.И. Баженов»

Вып.; ст.гр. А-168

Соловьева А.С.

Рук.; Диалло Л.Т.

Герасимова Д.Л.

Одесса-2010

Содержание

1.Введение.                                                                                Стр.3

II.Основная часть.

II .1.Биография и первые достижения.                                   Стр.4

II .2.Очередные взлеты и тяжелые неудачи.                          Стр.6

II .3. Самая грандиозная несбывшаяся мечта.                       Стр.8

II .4.Первый воплощенный проект – дом Пашкова.            Стр.11

II .5.Царица и Царицыно.                                                       Стр.12

III. Выводы и заключения.                                                     Стр.16


1.Введение

Баженов – архитектор уникальный. Уникальность эта состоит в самых необычных фактах. Флорентийская и Болонская академии архитектуры избирали его своим членом, в Париже го признали  профессором архитектуры, а в Петербурге присвоили  звание академика. Он был придворным  архитектором  Екатерины II  и Павла I. Но ,не смотря на это, лишь один его проект был воплощен в реальность при жизни этого человека, который полностью соответствовал авторским чертежам  зодчего. Это здание – дом Пашкова, выполненный на заказ, не имеющий никакого отношения к императорским высочествам.

Каждый человек, имеющий толк в архитектуре, без сомнений назовет В.И. Баженова великим архитектором и это вполне заслужено, хотя до нас дошло только одно весьма не притязательное его сооружение. Этот гений мыслил величайшими архитектурными ансамблями и композициями, его не интересовала работа над отдельными скромными зданиями. Но так как он работал предпочтительно в Москве и Петербурге у него не было возможности воплощать свои грандиозные идеи на улицах уже почти застроенных городов , точнее его в этом никто не поддерживал.

Ни один его масштабный проект не был воплощен в реальность. Хорошо это  ли плохо – мы не имеем права судить. Но зато мы имеем великую возможность окунуться в мир идей и фантазий этого человека, которые у него были неисчерпаемы , питаясь красотой и гармонией архитектуры барокко, ампира и классики.

Так Бог устраивает, что  по окончанию течения какого-либо направления в искусстве на земле появляются люди, которые несут совершенно новые и непонятные современникам идеи, а мы потом имеем возможность называть это «золотым веком» в искусстве. Таким человеком и был наш великий русский архитектор - В.И.Баженов.


II .1.Биография и первые достижения.

Васи́лий Ива́нович Баже́нов родился в феврале 1737 года в семье Ивана Баженова, служившего диаконом  в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву.

«Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, - рассказывал о себе сам Баженов. - Между прочим, по зимам из снегу я делал палаты и статуи, что и теперь я желал бы то видеть». Но мальчика отдали в певчие в Страстной монастырь: по заведенной традиции, ему следовало идти по стопам отца. Но Баженову безудержно хотелось рисовать: «Я святых из церкви переносил мыслью под переходы на стены и делал своей композицией, за что меня ставали и секали часто».

Мальчик починился воле отца, но воля Божия была иная. Через пять лет случилось вот что:

«Уже будучи в пятнадцати летах я нашол живописца, который Христа ради меня взял к себе и в ту пору еще я ево был уже лутче, он писывал вместо правой руки ли ноги левую, коему я примечал часто; еще несколько спустя я своему отцу приносил малинькое пропитание…»

Как-то раз Василий со своим наставником были на берегу Яузы в Лефортове, где шли строительные работы. После долгих исторических коллизий на этом месте реставрировался Головинский дворец, сгоревший в 1753 году. В это время полным ходом шли отделочные работы. Умелых рук крайне не хватало. Здесь и проявился первый раз талант Василия. По его воспоминаниям:

« по пожарному случаю дворец в Москве… строился, я в ту пору уже в оном по печам умел мрамор метать(расписывать под мрамор) и давали мне по 60 ко. на день, по которому случаю я стал учиться в лутчих мастеров и был в команде архитектора Ухтомскова…»

Эти он и зарабатывал свое «малинькое пропитание»

В 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Ухтомским. Приняли, но не зачислили. В списках учеников Ухтомского он нигде не значится. Василий, судя по всему, был определен туда вольным слушателем. В школе Ухтомского обучали архитектуре по правилам великих теоретиков архитектуры: Витрувия, Палладио, Серлио и Виньолы. Труды этих мастеров с многочисленными иллюстрациями и чертежами были настольными пособиями в школе Ухтомского. Сам Ухтомский в то время строил в Москве Красные ворота, колокольню Троице-Сергиевской лавры и многие другие сооружения в стиле нарядного барокко; вместе с тем он вёл работы в московском Кремле по достройкам и ремонту. Помогая Ухтомскому в его работе, В. И. Баженов хорошо ознакомился с архитектурой Москвы XVII в. и полюбил её своеобразную красоту.

Дмитрий Васильевич достаточно высоко оценил способности Баженова, но, зная об его бедственном положении, предпочел освободить своего воспитанника от обязательных занятий и часто предоставлял ему возможность подработать. По просьбе казенных учреждений и частных лиц он направлял Василия в качестве газеля (подмастерья) на стройки для составления смет, для осмотра зданий, нуждающихся в перестройке или ремонте.

Вскоре его приняли в свежеоткрытую гимназию при Московском университете. Здесь И.И. Шувалов, «предстатель муз», заметил юношу и стал часто принимать его  у себя в доме,где частенько бывала и сама государыня Елизавета Петровна.

«Чему учиться желаешь?» - милостиво спросила царица оробевшего молодого человека.»Рисовать и архитектуре», - ответил Василий Иванович. И в 1758 г. В. И. Баженов как один из способнейших к "изящным художествам" был направлен в Академию художеств в Петербург. Академия художеств, незадолго перед этим основанная И. М. Шуваловым, переживала свою лучшую пору. Президент её, меценат и вельможа И. М. Шувалов, искренно любил искусство и помогал наиболее талантливым ученикам. Помощником Шувалова был профессор А. Кокоринов. Преподавали в Академии профессор Чевакинский - ученик Растрелли, француз Валлен Дела-Мотт - крупный представитель школы французской классики, по проектам которого были выстроены здания Академии художеств и старого Эрмитажа (еще около 50 зданий в окрестностях Петербурга), и много других профессоров с крупными именами.

«Потом Академия мною первым началась», - горделиво заявлял он позже. Были ли у него основания считать себя первым? Пожалуй, да: на первом экзамене он получил первое место да и по возрасту был самым старшим.

Архитектурные классы ведутся как раз А.Ф. Кокориновым и  Ж.Б.Валлен-Деламотом.

В 1760 г. Кокоринов просит произвести Баженова в «ахитектурные втораго класса кондукторы». Шувалов ходатайствует за нег перед Сенатом – и Баженов становиться «архитектурии помощником в ранге прапорщика».Ученичество закончено , учеба – нет. Осенью того же 1760 года Академия художеств направляет своих лучших воспитанников – Баженова и Лосенко – за границу на стажировку. По приезде в Париж Баженов отправляется к приятелю и однокашнику Валлен- Деламота, ученику Блонделя - младшего архитектору Шарлю Де Вайи – одному из сорока «бессмертных», т.е. членов Французской академии. В его мастерской Василию предстоит провести полтора года. Баженов сразу оценил масштаб архитектурного и педагогического таланта своего наставника.»Мой же учитель, - писал он позднее, уже через несколько лет после возвращения в Россию, - только был там велик, что я еще до него во многом доитить не мог и поныне…». Правда, помимо Де Вайи , Баженов соперников себе в Париже не видел…. Поступив в ученики к профессору Де вайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра.

Несколько моделей памятников архитектуры, собственноручно исполненных в это время В. И. Баженовым, поразили профессоров мастерством своего исполнения настолько, что некоторые не верили, что модели - дело его рук. В. И. Баженов посылает отчёты в Петербург. В 1762 г. Петербургская академия художеств присуждает ему звание адъюнкта. По окончании Парижской академии В. И. Баженов едет заканчивать своё образование в Италию. Рим, куда уехал В. И. Баженов, был центром художественной жизни Европы. Туда стекались лучшие передовые художники, там изучалось великое наследие древности, производились обмеры памятников, раскопки, создавались имена и слава молодых талантов. В. И. Баженов живёт полной жизнью, изучая великие произведения и общаясь с большими европейскими мастерами; он находится в курсе передовых устремлений молодёжи, устраивает выставку своих работ, моделей и проектов. Среди моделей - Собор святого Петра в Риме, корпус Лувра Перро и другие памятники. На В. И. Баженова обращают внимание художественные круги Италии. Он участвует в конкурсе на проект монументальной лестницы для Капитолия вместе с лучшими мастерами Италии и Франции.

Римская академия святого Луки присуждает молодому В. И. Баженову диплом академика и профессора, а Флорентийская и Болонская академии избирают его своим членом. Петербургская академия предоставляет ему средства на дополнительное путешествие по Италии. Он посещает Флоренцию, Венецию, Геную, где с увлечением работает. По возвращении в Париж профессора архитектуры принимают его с почётом, как равного.

II .2.Очередные взлеты и тяжелые неудачи.

Прославленный и окрылённый успехом, молодой В. И. Баженов весной 1765 г. возвращается в Петербург и попадает на торжество открытия только что отстроенного здания Академии художеств. На торжестве присутствует Екатерина II с двенадцатилетним наследником Павлом, которому представляют В. И. Баженова. Президентом Петербургской академии художеств в это время был назначен Бецкий, проводивший в Академии новую воспитательную и учебную реформу. В. И. Баженову эта реформа не понравилась. Вероятно, это и послужило причиной охлаждения к нему Академии. За выставленные работы ему всё же присуждается звание академика. Работы В. И. Баженова имеют громадный успех, им заинтересовываются придворные круги. Однако кафедры профессора в Академии ему не предложили.

К этому времени архитектурный облик Петербурга был ещё далеко не закончен. Столица была хорошо, но не вполне обстроена. Нужно было ещё заканчивать гранитные берега Невы, создавать новые памятники и ввести большую строгость в архитектуру этого великолепного города, задуманного Петром I.

На развилке могучей Невы, в самом начале закладки города, Пётр I выстроил крепость, собор и колокольню с высоким золотым шпилем, а на набережных Васильевского острова - здание двенадцати коллегий и дворец Меньшикова. В дальнейшем при Елизавете вырастает Зимний дворец в пышном стиле любимого её архитектора В. В. Растрелли. Масштаб города правильно угадан, здания как бы вырастают на новых проспектах, на берегах каналов Невы.

Однако Екатерина II и Бецкий критически отнеслись к барочной архитектуре Петербурга. Были вызваны новые архитекторы-иностранцы: англичанин Камерон и итальянец Кваренги, внесшие строгий классический характер в новые строения столицы.

В. И. Баженов, воспитанный на французской классике, несмотря на свой выдающийся талант, не подошёл к новому направлению. Он получил только заказ построить на Каменном острове небольшой дворец для наследника Павла, который и закончил со свойственным ему вкусом.

Вторым его произведением была постройка Арсенала на Литейном, который также исполнен в формах французской классики. Самой лучшей его работой того времени является проект здания Смольного института, исполненный по заказу Екатерины. Задуманный свободно и широко, великолепно графически выполненный рукой самого мастера, проект этот расценивается как одно из выдающихся художественных произведений второй половины XVIII в. Игорь Грабарь в своей "Истории русского искусства" говорит, что в случае осуществления проекта здание было бы одним из лучших европейских строений того времени. Однако постройка осуществлена не была.


Деталь проекта Смольного института

Скрытое недоброжелательство профессуры Академии и её президента Бецкого не позволяли В. И. Баженову дальше оставаться в Петербурге и ждать получения подходящих заказов. Он вынужден был принять предложение графа Орлова переехать в Москву на службу в Артиллерийское ведомство, куда и уезжает в чине капитана артиллерии. Он остаётся в Москве почти до самой своей смерти. Временно Баженов поселяется в московском Кремле, где работает по достройкам и ремонту и, видимо, тоскует, не будучи в состоянии осуществить свои широкие замыслы и планы.


Проект Кремлёвского дворца. Фасад со стороны реки

II .3. Самая грандиозная несбывшаяся мечта.

К концу 70-х годов Екатерина II решает начать перепланировку обеих столиц. Хотя Екатерина прилежно недолюбливала Москву, но, тем не менее, она решила привести ее облик в порядок . В Москве не имеется достойной резиденции для приездов двора. В. И. Баженов задумывает создать дворец-резиденцию в Кремле. Здание должно быть по своей архитектуре и богатству новым архитектурным чудом, прославляющим русское государство, царствующую династию и, в частности, Екатерину, честолюбивую покровительницу наук и искусства, которую называли русской Минервой.

Орлов докладывает о проекте В. И. Баженова Екатерине. Проект нравится ей, даётся распоряжение разработать его и осуществить. На подготовительные работы ассигновываются огромные суммы. Окрылённый В. И, Баженов с восторгом принимается за работу. Помощником и заместителем приглашается архитектор М. Ф. Казаков - товарищ по школе Ухтомского. Начинается осуществление проекта и модели великолепного здания. Сотрудников подготовляют в мастерской, где В. И. Баженов выступает в роли учителя и руководителя, помогая молодёжи овладеть теорией и практикой новой архитектуры.

Прекрасно образованный, владеющий иностранными языками, он вместе с сотрудником Каржавиным переводит с французского языка трактат об архитектуре римского архитектора Витрувия, написанный в начале нашей эры и переведённый на французский язык. Академия наук издаёт перевод, являющийся ценным вкладом в русскую литературу по архитектуре. Этот перевод в течение почти полутораста лет был единственным русским переводом Витрувия.

Со свойственной В. И. Баженову энергией и подъёмом он пять лет проводит над созданием проекта и модели Кремлёвского дворца. Исполненная из липового дерева, оштукатуренная и отделанная под натуру, модель эта является лучшим образчиком модельного искусства. Впоследствии, в течение столетия её перевозили с места на место, частично разбирали и растеряли. Она была собрана недавно и выставлена в Московском музее архитектуры в 1938-1939 гг.

Баженовская модель Большого Кремлевского дворца выполнена в масштабе 1:48, то есть она лишь в 48 раз меньше оригинала. Это самая большая в Европе модель. Длина по главному фасаду – 17 м , ширина – 7 м.Хранится в Музее архитектуры А.В.Щусева.

В. И. Баженов задумал построить грандиозное здание дворца на южной стороне Кремля, на берегу Москва-реки, частично завернув его на Красную площадь и к арсеналу с другой стороны.

Участок Кремля, возвышающийся над рекой и освещенный с юга, давал возможность хорошо показать архитектуру здания. В. И. Баженов прекрасно разрешил план дворца, обогатив его круглыми и овальными формами дворов и внутренних зал, что придало архитектуре нарядность и разнообразие. План дворца охватывал почти весь Кремль.


Проект Кремлёвского дворца. Фрагмент

На высоком двухэтажном пьедестале установлены колоннады, обрамляющие верхние этажи здания. Колокольня Ивана Великого и храмы Кремля сохраняются и окружаются дворцовыми корпусами.

Проект и модель выполняются с величайшей тщательностью; группа В. И. Баженова вкладывает в разработку всё своё умение, мастерство и фантазию. О проекте можно написать специальный трактат, как о произведении исключительно высокого мастерства, стоящем в ряду величайших созданий мировой архитектуры (в макете внутри могли свободно расхаживать посетители).

После тщательного обследования кремлевских строений и детальной разработки планов строительства члены экспедиции приступили к составлению сметы. По предварительным подсчетам, должно было потребоваться двадцать или, в крайнем случае, тридцать миллионов рублей.Приближается закладка дворца. В. И. Баженов обставляет закладку с большим вкусом и декоративностью. Он создаёт ряд временных построек, строит лестницу с берега реки на Кремлёвский холм. Во время закладки он произнёс замечательную речь, в которой выявил своё архитектурное кредо, любовь к родине и, в частности, к Москве, где прошло его детство и где он учился, с восторгом говорит о московской архитектуре, описывает историю возникновения Москвы и подробно перечисляет её памятники. В своих исторических сравнениях он касается архитектуры древних народов Египта и Греции, даёт оценку московским памятникам, восторгается дорогими его сердцу памятниками XVII века.


Проект Кремлёвского дворца. Фрагмент

Годы работы над проектом Кремлёвского дворца были лучшими годами жизни В. И. Баженова. Он работал среди учеников своей мастерской, творил, изучал, экспериментировал над темой огромного значения. Как когда-то Микельанджело мечтал о грандиозной постройке памятника Юлию И, так и В. И. Баженов мечтал о дворце, который смело и широко задумал. Екатерина II всячески поощряла его, одобрила присланную в Петербург модель и выдала ссуду по представленной смете, которая достигла колоссальной цифры в 30-50 миллионов рублей.

Ещё в самом начале проектирования В. И. Баженов развернул работы по добыванию строительных материалов, заготовлял кирпич и камень, затребовал из Сибири сведения о камнях больших размеров.

Он прочно осел в Москве, женился, обзавёлся семьёй и построил собственный дом в Средних Садовниках. Он распустил свою мастерскую. Весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит суровый московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме.

На следующее лето праздником начался новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств. Весной 1775 года императрица приказала засыпать котлован, а значит, прекратить работу. Руководить засыпкой котлована оскорбленный Баженов отказался: «Оставляю тому, кто за благо избран будет». В. И. Баженов получил тяжёлый удар.

Но эта, хотя и не состоявшаяся, постройка благодаря своим подготовительным работам и особенно модели создала автору большую славу не только в России, но и в Европе. Английский путешественник Кларк, проф. Кембриджского университета, пишет в 1770 г. по поводу модели, что в случае осуществления дворца он явился бы одним из чудес мира, превосходя храм Соломона, виллу Адриана и форум Трояна.

Огромно было влияние В. И. Баженова и на архитектуру Москвы того времени. Прекрасный рисовальщик и гравёр, он поднял на небывалый уровень рисунок и строительную технику. Как воспитатель молодых кадров В. И. Баженов был незаменим. Лучшие ученики распространяли его идеи и впоследствии, при участии М. Ф. Казакова, создали московскую школу архитектуры.

К каждому своему произведению В. И. Баженов подходил по-новому, оригинально. По натуре он был экспериментатором, черпавшим идеи для творчества из самой жизни. Творил свободно, широко и разнообразно. Он был не эпигоном европейской архитектуры, а творцом и теоретиком новой русской оригинальной архитектуры.

II .4.Первый воплощенный проект – дом Пашкова.


Дом Пашкова (теперь библиотека им. В. И. Ленина)

После неудачи с Кремлёвским дворцом В. И. Баженов переходит к частным заказам, в которых в Москве не было в то время недостатка, так как богатые дворяне, приезжавшие из Петербурга или провинции в Москву, строили себе дворцы-особняки. Одним из таких дворцов был дом бригадира Пашкова (ныне здание библиотеки им. Ленина), стоящий на холме против Кремля. Автором этого здания, которое считается одним из красивейших зданий Москвы, был, по нашему исследованию, В. И. Баженов, а не Казаков, как это думают некоторые искусствоведы.

Стилистический анализ этой постройки, как и сравнение деталей её плана с деталями других построек В. И. Баженова (например, дом Прозоровских на Полянке), ясно показывает руку того же мастера, создавшего стройный силуэт дома и выбравшего для него такое эффектное местоположение. В устных преданиях и в старых путеводителях автором дома Пашкова также считается В. И. Баженов.

Между тем задача у архитектора была сложная: участок неровный, с одной стороны круто уходящий под гору, а с другой - резко сужающийся. Однако его неудобства Баженов сумел превратить в достоинства: поставил в узком конце нарядные ворота, сквозь которые открывается вид на дом, фасад же широко развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом - решение, не случайно перекликающееся с проектом перестройки Кремля.

Баженов создал здесь в буквальном смысле слова замок-сказку. Большой знаток и ценитель русской архитектуры И. Грабарь писал: «Трудно найти более совершенное соотношение всех частей единого сооружения, чем то, которое достигнуто здесь».

Мнение русских и иностранцев было единодушное: «Пашков дом» - это жемчужина русского зодчества. Знатоки архитектуры подчеркивали, что при всей изысканности композиционных приемов замысел художника отличается смелостью, полетом фантазии и вместе с тем продуманностью мельчайших деталей. Это в равной степени характерно как для композиции в целом и внутренней планировки помещений, так и для внешнего оформления.

II .5.Царица и Царицыно.

В 1774 г. закончилась русско – турецкая война . Чтобы скрасить неудачу с постройкой дворца в Кремле, В. И. Баженову предложили проектировать устройство декоративных построек на Ходынском поле в честь заключения Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией.

Празднества в честь мира с Турцией имели огромный успех. Екатерина прогуливалась среди толпы, окружённая блестящей свитой; в письмах к Гримму она называла В. И. Баженова своим архитектором и вернула ему свою благосклонность. Вскоре после празднества В. И. Баженову поручили новую постройку дворца-резиденции в Царицыне под Москвой. Баженов, хотя и был прилежно обижен на государыню, но все же принял заказ и с восторгом начал работать над проектом. По идее Екатерины В. И. Баженов спроектировал и выстроил фантастические здания, условно изображающие на земле моря, реки и завоёванные у турок города и крепости.

Успех декоративных построек Баженова и Казакова так увлёк Потёмкина и Екатерину, что они решили построить новую подмосковную резиденцию в духе нового нарождающегося в Европе романтического стиля. Осуществив эти постройки, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков блеснули своими декоративно-художественными и организаторскими талантами. Восточная, смешанная с европейской архитектура напоминает как бы театральные декорации.

Постройка затянулась на 10 лет. За это время  императрица ни разу не посетила Царицыно (Черную Грязь) .Но все же работы шли, хотя и медленно. Василий Иванович сам лично отчитывался перед ней по приезду в Петербург. С одной стороны Баженов был доволен – им строилась частная резиденция, поэтому здесь он мог командовать  абсолютно всем: закупать материалы, набирать рабочих, »выбивать деньги».С другой стороны его постигали большие скорби: государыня почти не спонсировала постройку в последние годы и Баженову приходилось постоянно  быть издерганным, уставшим, больным. В это же время умер его малолетний сын…


Главные ворота и часть ограды галереи (Царицыно)

Создавая Царицынский дворец в формах романтической архитектуры, В. И. Баженов шёл вразрез с классическим направлением, в котором работали Камерон, Кваренги и Старов. После произведений Камерона дворец В. И. Баженова, ещё незаконченный, насыщенный романтикой, не понравился Екатерине. В резкой форме она высказала своё недовольство. Главные дворцовые корпуса она приказала разобрать и полностью перестроить.  В. И. Баженов принуждён был снова распустить "команду" и даже распродать имущество. Даже частично уцелевшая до наших дней, эта постройка характеризует В. И. Баженова как прекрасного мастера с огромной фантазией, чувством пространства и рисовальщика чудесных деталей. Дворец, построенный в том же стиле М. Ф. Казаковым на фундаменте сломанной постройки В. И. Баженова, значительно суше и академичнее. Развалины павильонов В. И. Баженова, окружающие дворец, уцелели до сих пор. Живописно поросшие зеленью, они представляют собой как бы живую декорацию высокого художественного качества.

Это произведение даже и в развалинах прекрасно связано с русской природой. Красные кирпичные стены, башенки, облицованные белым камнем, и общая планировка дворцовых корпусов дают этой постройке место в ряду самых выдающихся произведений искусства.

Екатерина видела точные чертежи и планы этого проекта, но увы…Странно было для этой умной и здравомыслящей женщины воспылать неукротимым гневом с десятилетним опозданием..

Причину этого недовольства никто установить не может, но как факт – Екатерина приказала снести практически весь полностью готовый усадебные комплекс, вызывавший восхищение собратьев Баженова по архитектурным вкусам, и московской публике вообще…

Дворец в Царицыне был разрушен не сразу. М.М. Измайлов пытался было найти выход из создавшегося положения, чтобы хоть как-то помочь Баженову. Переживал за своего друга и Казаков. Коллеги договорились: Баженов без особого на то дозволения сделает новый вариант дворца и представит свой ранее, чем это сделает Казаков. Но ничего из этого не вышло, опять труд был потрачен зря. Екатерина отвергла работу Баженова, даже как следует не познакомившись с нею. В феврале 1786 года пришло распоряжение «о разборке в селе Царицыне построенного главного корпуса до основания и о производстве потом (нового здания) по вновь конфирмованному учиненному архитектором Казаковым плану».

Казаков в своем варианте дворца пытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль старорусской архитектуры. Но ему также не повезло. Дворец был спроектирован трехэтажным, с акцентом на центральную часть здания. Однако в ходе строительства пришлось многое переделать, так как ассигнования постоянно урезывались. В результате получилась большая разница между проектом и осуществленным зданием.

Василий Иванович оказался практически отстраненным от царицынского строительства. Он получил годовой отпуск по болезни: ухудшилось зрение, пошаливали сердце и нервы. В декабре 1786 года Баженов просил графа А.А. Безбородко, первого секретаря императрицы по принятию прошений, продлить отпуск с сохранением жалованья, чтобы окончательно поправить здоровье. В случае отказа Баженов соглашался и на отставку, «но с пенсиею, как и все верноподданные Ея Императорского Величества пользуются, ибо, как небезызвестно ваше сиятельству, не имею у себя столько содержания, сколько для большой семьи моей, а притом и для оплаты долгов, потребно». Прошение удовлетворили.

Еще до его второй, царицынской, катастрофы у архитектора появились новые друзья, помогавшие преодолевать душевную смуту и отчаяние. Это были масоны. Баженов был издавна знаком с наследником престола Павлом Петровичем и, приезжая в Петербург, передавал ему напечатанные в Москве масонские книги. Подозрительная Екатерина II обвинила масонов в том, что они хотят «уловить» наследника в свою секту, подчинить себе. Это было государственное преступление. Больше всех пострадал Николай Новиков, журналист и издатель, принявший когда-то Баженова в масонский орден. Самого архитектора не тронули, но работы для него у царицы больше не нашлось.

После смерти Екатерины Павел I в 1796 г. вызывает В. И. Баженова в Петербург. Павел, знавший с детства В. И. Баженова, очень любил и уважал его. В Петербурге В. И. Баженову поручается проект замка св. Михаила. Его назначают вице-президентом Академии художеств, дают высокий чин и награду. Михайловский замок по проекту В. И. Баженова строит архитектор Бренна; в архиве Воронцовых в Крыму найдены профессором Н. А. Кожиным чертежи замка, подписанные В. И. Баженовым. По проекту ясно видно, что идея здания принадлежит В. И. Баженову. Постройка замка была передана Бренна ввиду болезни, мешавшей В. И. Баженову строить самому.

Незадолго до своей смерти В. И. Баженов предложил Академии художеств изменить систему образования и обучения в Академии. Тогда он уже как вице-президент мог бороться с вредным наследием воспитательной системы Бецкого. Он также провёл в Академии художеств одно особенно важное для русской архитектуры постановление. Он предложил Академии собирать у архитекторов лучшие проекты сооружений в России для составления из них многотомной истории русской архитектуры. Смерть В. И. Баженова 13 августа 1799 г. прервала эту работу Академии, которая при осуществлении позволила бы иметь богатейшее собрание не только осуществлённых, но и исчезнувших сооружений эпохи XVIII в. в России.

Как многие великие мастера, В. И. Баженов в разные периоды своей деятельности и для разных объектов работал в различных манерах. В проекте Смольного института ещё чувствуется французское влияние. Кремлёвский дворец проектируется в строгих, величественных формах зрелой классики. Царицынский дворец показывает высокий образец романтического стиля. В частных постройках и в особенности в Пашковом доме он проявил себя создателем изящной новой русской классики. Только в немногих его работах чувствуется влияние Италии, среди них беседка-сноп в Царицыне и его собственный дом в Садовниках.

Но Василий Иванович Баженов оставил для нас один подарок: напротив московского Почтамта, на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка, по его проекту был построен  особняк И.И.Юшкова. Хотя здание в тот момент не было особенно притязательным, но сейчас в нем располагаются ВХУТЕМАС (высшие художественно – технические мастерские) и сооружение выглядит очень торжественно.

В конце июля, в одну из белых ночей, Василий Иванович попросил детей - Оленьку, Надежду, Веру, Владимира, Всеволода и старшего из сыновей, Константина, - собраться у его постели, чтобы держать прощальную речь. 2 августа великий архитектор скончался.


III. Выводы и заключения.

Подводя итоги, можно задастся вопросом : «Что ж , возможно, он и был гениальным архитектором, но ведь так и не создал ничего, за что мы  могли бы быть ему признательны?»

В. И. Баженов как учёный архитектор первый начал славную эпоху русских классиков архитектуры. Бессмертные произведения его могучего таланта, знания и мастерства ещё далеко не изучены. Не собраны сведения о нём в архивах Парижа и Рима, даже не найдено большинство проектов периода московской деятельности, оставшихся в архивах "Кремлёвской экспедиции" или у наследников. Он не оставил по себе памятников классической  архитектуры ,не создал величайших сооружений. Но мы можем быть уверены, что он сделал многое для развития тогдашней несозревшей эпохи классицизма. Он несомненно сильнейшим образом влиял на своих современников, давал им множество новых идей и открытий, парижские студенты «жадно копировали его прожекты». Словом, он многое оставил по себе, но забыл лишь самую малость  - воплощение своих проектов. К слову сказать, Баженов был не только представителем классики в искусстве. В нем, как и в любом гении можно проследить черты будущего барокко, романтизма, и даже ампира. Также он с большим восхищением и любовью относился к старорусскому зодчеству. Любил древнерусские традиции и чтил все наследие которое ему приходилось изучать.

Потомство ценит В. И. Баженова как великого борца за передовые идеи в архитектуре, великого мастера, которого не могли сломить неудачи, всегда стремившегося к просвещению и славе своей Родины, к изучению великого архитектурного наследия русского народа.





1. ~ это ВПРМ непрерывноциклического действия Производительность машины Пм 24003000 шп-ч Сателлит машины П
2. Тема 1 Современное понятие экологии
3. Рынок ~ форма функционирования экономики при которой обеспечивается взаимодействие производства и потреб
4. Теоретические аспекты стратегии роста фирм
5. Методы применения законов гидравлики 1
6. Доклад- Многозначные логики
7. корпоративного и обязательного государственного
8. Лекция 5 часть 1 Фотография в периодических печатных изданиях Наши знания о мире в котором мы
9. Контрольная работа1
10. это метод и форма коллективного решения сложных проблем на основе опыта саморазвития участников
11. Ограниченные вещные права
12.  2013 г ЗАДАНИЕ По дипломной работе Студенту Лещенко Елене Владимировне 1
13.  ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
14. Дипломная работа- Ювенальное правосудие
15. лектики- по вопросу связей старого и нового если диалектика признает наличие связей между старым и н
16. Лекция ’ 3. Собственность и её преобразование Вопросы лекции 1
17. Сосны и Сосенки Красноярская РЛС и вывод войск из Германии 500 дней Шаталина и Явлинского компиляция
18. Лавинные катастрофы в Европе зимой 1998-99 гг
19. Влияние вредных привычек на здоровье молодежи
20. McCrly FM Bugby JW The Legl Environment of Business