Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Периодизация
Античность
Вавилоно-ассирийская культура - культура народов, населявших в древности, в 4-1-м тыс. до н.э., Месопотамию Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию.
Культура характеризуется высоким уровнем науки, литературы и искусства.
Древнейшая культура Месопотамии шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, южной и северной).
Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») древнейшая на земле эпическая поэма. Записанная клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником культуры Древнего Вавилона. Вавилонское (точнее древневавилонское) царство объединило север и юг области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 17921750 до н.э.) сделал его столицей своего царства. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошло, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). История культур Междуречья даёт пример интенсивного взаимовлияния, культурного наследования, заимствований и преемственности.
Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Архитектура стран Двуречья и Месопотамии.
01.1 Месопотамия: равнина в долине рек Тигр и Евфрат, Ассирия область в средней части долины Тигра, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
В Междуречье в древности существовало несколько государств, включая шумерские
города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак,
аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия и Вавилония.
Двуречье: южная часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек.
Наносная, образованная отложениями рек низменность.
Историческая справка.
Древнейшие жители называли эту землю Шумером. В течение IV тысячелетия они справились с катастрофическими разливами рек, осушили заболоченную почву каналами и использовали воды Евфрата для орошения.
До 2100 г. до н.э. Шумер и Аккад, после царство Шумера и Аккада III династии г.Ура.
2000 г. до н.э. полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев, аккадский язык стал общим для всего Двуречья.
XVIII в. до н.э. цари Вавилона, Хаммурапи царь-законодатель (1792-1750 гг до н.э.). После упадка Вавилонии в XII веке до н.э. начинается расцвет Ассирии с центром Ашшуром. В IX VIII вв. до н.э. Ассирия подчиняет себе всю Переднюю Азию.
В конце VII начале VI вв. до н.э. после разрушения Ассирийской державы новый подъем Вавилонии. Нововавилонское или Халдейское царство распространилось от гор Ирана до границ Египта. В 539-538 гг. до н.э. завоевано Персидской державой.
Месопотамия по-старому Халдея.
Изобретение сырцового кирпича. Обожженный кирпич применялся только для облицовки в исключительных случаях. Дерево очень ценилось, при переезде хозяин дома увозил с собой дверь. Сооружались ложные своды, в царских гробницах Ура наряду с ложными сооружены были каменные коробовые клинчатые своды (XXVI в. до н.э.) К особой категории построек относится единственное дошедшее до нас общественное сооружение помещение для народных собраний в Уруке, сохранилась 01.2, 01.3 красно-бело-черная мозаика.
К концу III тысячелетия до н.э. наряду с храмом на платформе появляется новый тип храма зиккурат. Это сырцовая ступенчатая пирамида с храмиком наверху, иногда 01.4 террасы озеленялись. Ур, Ур-Намму.
Царские дворцы украшены росписями, планы весьма хаотичны. Застройка городов производилась стихийно, однако в крупных поселениях уже имелась канализация. Три ряда крепостных стен: вокруг поселения, вокруг религиозно-административного центра, вокруг зиккурата, святилища и двора.
Особенности архитектуры Двуречья: строгий линейный ритм ниш и выступов, отсутствие криволинейных элементов, редкое применение колонн, использование сводчатых покрытий (часто ложных). Сырцовое кирпичное строительство не могло дать большего, но оказало влияние на архитектуру Ассирии, государств Малой Азии, где также преобладают постройки из кирпича, хотя на этих территориях достаточно леса и камня.
Города-крепости и укрепленные дворцы. Города строго распланированы.
Ниневия, по указу царя ширина главной улицы устанавливалась в 52 локтя (26 м).
Застройщику, заступившему за «красную» линию, грозило «посажение» на кол на
крыше своего дома.
02.1 Дур-Шаррукин резиденция Саргона II. Город площадью 28 га был огражден стеной с контрфорсами, имел семь ворот. 02.2, 02.3 Цитадель (храмы, дворец Саргона, дома приближенных) размещалась на севере, платформа площадью 10 га и высотой 14 м, к ней вели пандусы, по которым могли подниматься колесницы.
02.4, 02.6 Гигантские статуи крылатых быков (демонов-охранителей входов ламассу, шеду) стояли по сторонам входов во дворец (пятиногие и шестиногие шагающие). Четкая организация и симметрия внутреннего пространства. Зиккурат из семи разноцветных ярусов. Стены парадных залов покрыты росписями.
Тесная связь скульптуры с архитектурой..
В 717 г. до н. э. Саргон на месте деревушки Магганубба, несколько северо-восточнее Ниневин заложил свою новую резиденцию Дур-Шаррукин («Крепость Саргона»).
В 707 г. до н. э. строительство новой столицы было закончено. Там был построен великолепный царский дворец на искусственной террасе, обложенной кирпичом, храмы богам и семиэтажный Зиккурат высотой 43 м. Тщательно спланированный город был окружен стеной семикилометровой длины и высотой 20 м. Ширина стены была так велика, что по дороге, которая проходила по ней, вокруг всего города могли скакать в 7 рядов колесницы, не задевая друг друга. Через каждые 27 м над стеной возвышалась четырёхугольная башня высотой 24 м.
22 ташриту (сентябрь-октябрь) 707 г. до н э. город был освящён и статуи богов заняли свои места в новых храмах
.
Царь Навуходоносор II (605-563 гг. до н.э.). Вавилон этого периода город, созданный по определенному плану как целостный продуманный ансамбль с населением около 200000 человек. Площадь его около 10 кв.км. Вытянутый четырехугольник, поделенный Евфратом на две части: восточную старый город западную новый, соединенные мостом на каменных быках, поддерживавших деревянное пролетное строение. Важнейшие здания размещались в старом городе, пересеченном системой длинных прямых улиц «дорог процессий». Обнесен тремя оборонительными стенами первой, 7 м, из кирпича-сырца, второй на расстоянии 12 м толщиной 7,8 м, из обожженного кирпича, третьей каменной, 3,3 м, у рва. Двойная внутренняя из кирпича-сырца имела 8 ворот по именам главных богов. Основная магистраль с северо-запада на юго-восток дорога процессий богини Иштар соединяла главный храм (Мардука) города Эсагилу с северными воротами Иштар (в музее Берлина). 03.1 03.7
У юго-западного угла главного двора высилась храмовая башня Эсагилы зиккурат Этеменанки, по шумерски «Дом основания небес и земли» - знаменитая Вавилонская башня, разрушенная ассирийским царем, затем восстановленная его сыном и внуком. Начал разрушатся при персидском владычестве (VI-IV вв. до н.э.). Александр Македонский решил воздвигнуть его заново. Старая башня была снесена до основания, но Александр умер, и намерение не было исполнено.
Сохранились обмеры, сделанные вавилонянами в III веке до н.э. Нижний ярус квадратный 90х90 м высотой 33 м. Второй высотой 18 м, третий, четвертый и пятый, возможно и шестой, высотой по 6 м. Над верхним ярусом находилось святилище, вероятно, из обожженного кирпича с облицовкой синими изразцами, высотой 15 м. Вышка над святилищем 6 м, сооружение, предположительно, было увенчано огромными бычьими рогами из золоченой бронзы. ( Брейгель, Вавилонская башня )
Преобладание вертикальных членений: пилястр, ниш, желобов - характеризует все сооружения Вавилона. Основной принцип архитектуры прямые линии и резко очерченные углы.
Севернее и южнее священного участка располагались храмы других богов. Был раскопан Южный дворец-крепость неправильный в плане прямоугольник с пятью внутренними дворами, главный из которых был размером 55х60 м. Преобладание синего, голубого, желтого и белого цветов. Цветные глазурованные кирпичи.
В северо-восточном углу дворца, по-видимому, располагалось знаменитое в древности сооружение висячие сады. Горизонтальные ряды аркад, несущих на себе сады.
Борсиппа, храмовый комплекс Эзида, VI в.до н.э.
Урук, храм Анну и Анту, начало II в.до н.э. фасады оформлены с использованием приемов вавилонской архитектуры: ниши со ступенчатым обрамлением, полувалики, желобки, слабые выступы и т.д.
Нимруд, храм семи сфер. Ярусы храма были покрыты глазурованной плиткой разных цветов и, возможно, посвящены разным планетам. Нижний, черный Сатурну, оранжевый Юпитеру, красный Марсу, золотисто-желтый Солнцу, зеленый Венере, голубой Меркурию, белый или серебристый Луне. Один из немногих сохранившихся памятников из кирпича-сырца и дерева со сдвинутой от центра вертикальной осью.
Вавилонские архитектурные формы, оказав влияние на искусство времени Персидской державы, дожили до последних столетий до н.э., как в светском, так и в культовом строительстве.
Лишь в парфянский период сочетание элементов вавилонской архитектуры с эллинскими создало новый архитектурный стиль, формы которого лежат в основе всего последующего средневосточного зодчества.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ.
Египет и Передняя Азия.
В египетской архитектуре храм занимает первое место.
В архитектуре Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, культовый момент отходит на второй план.
Тектонике и симметрии Египта противопоставлена почти полная асимметрия Месопотамии.
Египетский храм построен по горизонтали, раскрытие его пространства последовательно и постепенно.
В месопотамском храме помещения слеплены одно с другим в зависимости от надобности.
Горизонтали Египта противопоставлена вертикаль зиккурата.
Садово-парковое искусство Двуречья и Ассирии.
В государствах Двуречья издавна существовала разветвленная сеть ирригационных
систем.
Начало паркового строительства восходит к 2340 г.до н.э., когда шумерский царь создает виноградники и рыбные пруды. 1100 г.до н.э. первое упоминание о парке: произрастали кедры и буки, а также растения, привезенные из завоеванных земель. Ассирийские парки отличались разнообразием растительности. Кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавры, самшит, мирт создавали пейзажи. Росли фруктовые деревья, виноград, пряные травы…
Нижние части зиккуратов платформы озеленялись. Возможно, это положило началу террасных садов, самый известный из них «Висячие сады» Семирамиды. Греческие историки Диодор и Страбон описали их восторженно, но с существенными различиями.
Сохранились только подвалы сооружения. По Страбону и Диодору длина стороны основания террасы была 48 м. М.Рюттен и М.Лакам в 1949 г. подробно описывают технику устройства и водоснабжения, по их данным, нижняя терраса 45х40 м, вторая 40х30 м. Первый этаж высотой 8 м включал 2 м растительного слоя, второй 13 м при том же слое земли, два верхних этажа имели по1 м земли.
Наличие террас, осевое построение, размещение в регулярной городской сетке классифицируют их как регулярные.
Дворцы, возводимые на террасах-платформах, и жилые дома развивали композицию не по продольной оси, как в Египте, а применяли поперечное развитие пространства. Помещения располагались асимметрично, плоские крыши и верхние террасы создавали городской силуэт. Парки для прогулок и охоты могут считаться прообразом лесопарков.
Типы садов и парков Двуречья:
- сады правителей прототипы современных ботанических садов,
- охотничьи и увеселительные парки и леса,
- «висячие сады».
Характерные особенности.
- поперечное построение пространства,
- зиккурат «породил» искусственные насыпные холмы в парках
с беседкой наверху,
- «висячие сады» на искусственных террасах,
- прообразы ботанических садов и зоопарков,
- прототипы лесопарков.
Архитектура
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IVIII тысячелетиям до н.э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячеле-тия до н.э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Ворота Иштар восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дороги украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из ливанского кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее Берлина из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Размеры восстановленных ворот Иштар 14 метров в высоту и 10 метров в длину.
Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.
Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.