Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Билет 19
1. Захват Армении арабами и попытки Армянских католиков соединится с Православной Церковью. В развернувшейся в начале VII века персо-византийской войне удача сперва сопутствовала Персии. Уже в 610 году вся Армения отошла к Персии. Однако, в конце этой войны, императору Ираклию (610641) удалось вновь присоединить к империи свои бывшие восточные земли: Сирию, Палестину, часть Армении и т. д. Преследуя политические цели, император изо всех сил старался угодить им, дабы в будущем Сирия, Палестина, Eгипет и Армения прочнее привязались к Византии.
Для утверждения согласия в церковном мире, находящемся в волнении уже более полутора столетий, патриарх Сергий (610-638) выдвигает идею монофелитского вероучения, согласно которому Христос имеет две природы, одно лицо, одну волю и одно действие (энергию).
Император Ираклий, одобрив это учение, предлагает церквам империи принять его. Патриарх Александрии Кир в одном из писем к патриарху Константинополя говорит, что, основываясь на идее монофелитского вероучения, выдвинутой императором и патриархом Сергием, ему удалось примирить противоборствующие стороны в Египте. Монофелитское вероучение было благосклонно принято как в Византии, так на Западе, её принял и Римский папа Гонорий I (625638). Однако представители крайних взглядов двух сторон отвергли это учение.
С предложением принять монофелитское вероучение император Ираклий обратился и к Армянской церкви. Католикос Езр (630641) попросил императора прислать ему текст согласительного вероучения. Получив его, отцы Армянской церкви обсудили его и пришли к выводу, что в основном он соответствует принципам Православия и приемлем, но в нём отсутствует осуждение Халкидонского Собора. Но достичь церковного мира так и не удалось, поскольку позже Византия ради мира с Римской церковью на Шестом Вселенском соборе приняла диофелитство.
Армяно-византийские церковные отношения во второй половине XII века. На протяжении многих веков Армянская и Византийская церкви неоднократно предпринимали попытки примириться. Впервые в 654 году при Католикосе Нерсесе III (641661) и), затем в VIII веке при патриархе Константинопольском Германе, в IX веке при патриархе Константинопольском Фотии. Но самая серьёзная попытка объединения Церквей имела место в XII веке. В истории Армении XI век был ознаменован миграцией армянского народа на территории восточных провинций Византии.
В 1080 году правитель Горной Киликии Рубен, родственник последнего царя Армении Гагика II, присоединил к своим владениям равнинную часть Киликии и основал Киликийское армянское княжество на северо-восточном берегу Средиземного моря. В 1198 году это княжество стало царством и просуществовало до 1375 года. Вместе с царским престолом в Киликию переместился и патриарший престол Армении (10621441).
В начале 1165 году епископ Нерсес Шнорали, брат Католикоса Григора III, имел беседу с византийским протостратором Алексом, зятем императора Мануила Комнина, о различиях между Армянской и Византийской церквами. Вручив Нерсесу вопросник, протостратор попросил его записать их разговор и ответить на вопросы, которые ему передали греческие архимандриты. Нерсес Шнорали подготовил и передал Алексу состоящее из двух частей «Изложение веры Армянской Церкви». В первой части говорилось о Святой Троице и воплощении Иисуса Христа, а во второй об обрядовых особенностях Армянской Церкви. Этот текст Алекс лично вручил императору Мануилу.
Император и патриарх Константинопольский Лука (11561169), обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской церквей. Нерсес Шнорали, ставший уже католикосом Армении (11661173), отправил императору ещё одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.
На это послание святого Нерсеса император и патриарх Михаил III (11691177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий, среди которых принятие оставшихся византийских Вселенских соборов, анафематствование миафизитства и всех его идеологов, исповедание двух природ, воль и действий, использование в Евхаристии квасного хлеба и разбавленного вина, утверждение армянского католикоса императором и много другое. Разочарованный святой Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения церквей, ответил, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьёзные вопросы и что он ответит на них после созыва Национально-церковного собора.
Обещанный собор созвал уже католикос Григор IV (11731193) в 1179 году в Ромкле. Собор в Ромкле, в котором участвовали епископы исконной Армении, Киликии с прилегающими землями, католикос Албании Кавказской и представитель патриарха Сирийской православной церкви, с одной стороны, осудил крайности реального монофизитства, с другой отверг учение о двух естествах, двух волях, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской церкви о единой природе Христа.
2. Особенности богослужения Коптской Церкви. Учение Коптской Церкви во многом совпадает с православным. Камнем преткновения является учение о 2 природах во Христе. Во всем прочем учение православно. Есть разница в каноне священных книг. Главным образом в Новом Завете. Ветхий Завет такой же. В Новом Завете кроме книг, признанных православной Церковью копты включают Послание Варнавы, Пастырь Ерма, Послание Климента Римского.
Каноническое право зиждется на 31 правиле патриарха Христодула (1047 1077) и его приемников, которые дополняли канон еще 30 правилами. Кирилл 3 (1235 1246) составил новые каноны и составил единый сборник являющийся каноническим сборником Церкви.
Коптская Церковь имеет 7 таинств. Крещение совершается троекратным погружением, младенцы мужского пола в 40 день, девочки в 80 й день. Затем следует таинство миропомазования. Крещение совершается до Литургии, во время литургии они причащаются.
Главным образом употребляется литургия Василия Великого, совершается на протяжении всего года, за исключением Рождества, Богоявления и Пасхи. Употребляются анафоры Кирилла Александрийского и Григория Богослова. Во время 40 цы совершается литургия Святого Марка.
Богослужебным языком является бухарский диалект коптского языка.
Церковные песнопения совершаются под аккомпонименты цитр и тимпанов.
Причащаются, мужчины с правой стороны , женщины с левой стороны алтаря. Нет традиции, хранить запасные дары. Для причащения больных совершается полная литургия. Это связано с теми трудными условиями, в которых существовала Коптская Церковь. Исповедь перед причащением обязательна, также перед бракосочетанием и смертью. На елеосвящении помазываются лоб, грудь и др. Брак совершается после литургии, где жених и невеста причащаются. Облачение такое же как у православных. Дьякон имеет еще и пояс. Имеют своеобразный покрой. Епископ во время богослужения благословляет крестом. Вне богослужения носят головной убор тюрбан. Антиминс у коптов деревянный, обернутый в шелковый плат.
Праздники делятся Господние и Богородические. К великим господским праздникам относятся: Благочестие, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господний, Пасха, Вознесение, 50-цы.
7 малых праздников: обрезание, чудо в Канне, Сретение, Тайная вечеря, неделя о Фоме, бегство в Египет, Преображение.
Копты очень чтят Богородицу, поэтому число праздников у них самое большое: к числу святых копты относят Диоскора Александрийского, Севира Ант и Тимофея Элура, т.е. отцов монафиситства. Копты соблюдают посты: Ниневийский, в память Ионы (3 дня) за две недели до Великого поста, пост Ираклия: в память взятие Иерусалима (7 дней), совпадает с 1-й неделей Великого поста: среда и пятницы обязательные постные дни.