Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
2.
Брак добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи, вызывающий взаимные права и обязанности супругов
Брак- социально одобренный союз одного и более мужчин, одной или более женщин.
Психологические задачи
Девять психологических задач брака будут изложены кратко, а три задачи - налаживание и поддержание полноценной сексуальной жизни; обеспечение безопасного пространства для конфликтов и разногласий и способность каждого из партнеров сохранять двойное видение партнера будут рассмотрены более подробно.
1. Отделить себя эмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной мере вложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в тоже время, переоценить возможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Во-вторых браках в эту задачу входит сопротивление привязанностям к прошлым партнерам, равно как и избавление от призраков первого брака.
2. Данная задача близко связана с первой задачей это задача создания общности, основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании, относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим установление границ, защищающих автономию каждого партнера.Центральной проблемой современного брака является постоянная напряженность при сохранении баланса между общностью и автономией партнеров.
3. Создание полноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторжений со стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ.
4. Объединение усилий, связанных с пугающими обязательствами в связи с рождением ребенка, способность "держать удар" при драматическом появлении малыша в семье, при этом защита прав личности и близости супружеской пары.
5. Умение противостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни, поддерживать мощь семейных уз перед лицом неблагоприятных обстоятельств.
6. Создание безопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий, гнева и конфликтов.
7. Использование смеха и юмора при выяснении истинного положения вещей, а так же чтобы избежать скуки и отчуждения.
8. Обеспечение условий ухода и комфорта в отношении партнера, а также удовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональной и иных типов поддержки.
9. Последняя задача, как и все другие, сопровождает семейную пару на протяжении всей жизни: сохранение романтических, идеализированных представлений о любви при встрече с отрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.
С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.
По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.
Во-первых, пишет С. В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».
Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.
Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.
Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.
Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990).
А. В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, при чем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви» (Петровский А. В., 1983, с. 196-197).
Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.
О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.
У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков 25,81%).
Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, наименее (Юркевич Н. Г., 1971).
В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т. В., Толстова А. В., 2000).
Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.
Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь 32,8%, симпатию 13,01%. Появился ответ «безразличие» 4,47%. Не дали ответа 10,16%.
В неудачных браках превалировали привычка 44,85% и безразличие 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью 5,22%, симпатией 1,74%.
На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н. Г., 1971). Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости... Семья, лишенная этой здоровой центростремительное™, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и "семейных сцен", есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного "неудачничества"» (Ильин И. А., 1993).
О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, "мудрый брак"». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга?
Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» (цит. по: Троицкий С, 1995, с. 56).
«Брак чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь мучительно, тяжело, а вместе с тем легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я самодовлеющая единица, мне хватает меня самого... А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силам» (Сурожский А 1994 с. 3-4).
Основная задача консультанта - вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к поступающей информации. В связи с этим Г. С. Абрамова выделяет четыре типа задач взаимодействия клиента с консультантом. Во-первых, социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и информацию о других людях, ориентируясь на
социальные критерии и нормы («правильно - неправильно»). На этом этапе требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. Во-вторых -этические задачи, когда клиент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хорошо - плохо»). Консультанту необходимо показать ограниченность оценочной шкалы, которая не дает возможности клиенту анализировать динамичность наличной информации. В-третьих - нравственные задачи. Они связанны с ориентацией переживаний на критерии добра и зла, которые требуют осуществления выбора. Необходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию многообразия этих критериев для разных людей. В-четвертых, собственно личностные задачи. Они характеризуются тем, что клиент ставит вопрос о значении для себя той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения. Большую часть реальных клиентов составляют люди, ориентирующиеся на социальные и этические задачи взаимодействия с консультантом. Работа консультанта связана с тем, чтобы они совместно с клиентом переформулировали актуальную проблему в личностную задачу, что позволяет действительно оказать помощь, а не ориентировать клиента в системе оценок, как в большинстве случаев предлагают сами клиенты.
Основным и общим методом, реализуемым в рамках различных подходов к консультированию, является беседа, так как она является ситуацией принятия специалистом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются профессионально важные качества консультанта, осуществляется личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом. Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, целью - изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей. Основным способом воздействия консультанта на клиента в ходе интервью-беседы являются вопросы (Г. С. Абрамова).
Оригинально работающие отечественные психотерапевты Лосева В. К., Луньков А. И. выделили цели и способы задавания вопросов:
Цели |
Способы |
Примеры |
Получение информации |
Конкретизация. Вербализация переживания |
«Когда это началось?» «В чем конкретно выражается?» «Приведите последний случай» «Что этому предшествовало?» |
Проверка и уточнение гипотезы |
Интерпретация. Установление закономерности. Причинный и целевой анализ |
«Так ли я Вас понял?» «Можно ли сказать, что...?» «Это всегда приводило к...?» «Были ли исключения?» |
Ввод информации |
Проблематизация. Информирование о возрастных, профессиональных и иных нормах |
« Считаете ли Вы, что это исключительная ситуация, не встречающаяся у других? » «Видели ли Вы такие же проявления у других?» «Считаете ли Вы это типичным, нормальным...?» |
Этими же авторами сформулированы требования к конструированию вопроса, которые приводятся ниже.
Вопрос не должен |
Вопрос должен |
1. Содержать возможность односложного ответа «да» или «нет» |
1. Быть открытым |
2. Быть оценочным |
2. Предполагать развернутый ответ |
3. Содержать возможность эмоционального присоединения к психологу |
3. Исключать возможность манипуляции психологом |
4. Быть риторическим |
4. Быть оценочным |
|
5. Служить осмысленной цели, а не быть средством эмоциональной разрядки психолога |
Руководствуясь многочисленными теориями, консультанты воздействуют на клиента. Как бы не объяснялось это воздействие, в исследовании по эффективности психотерапевтической практики доказано, что результативность психологической помощи зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности консультанта, кроме того, во всех подходах к консультированию действуют одни и те же факторы. Цапкин В. Н. отмечает некоторые из них: во-первых, ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью, во-вторых, расширение репертуара когнитивных схем, в-третьих, изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии, в-четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и, в-пятых, усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения.
В процессе консультирования консультант, как правило, поэтапно решает основные задачи:
1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;
2) актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем.
Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники возникновения и развития проблем клиента. Терапевтическая задача - это процесс реализации помощи человеку с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.
Совокупность методов и способов направлена на: 1) создание моделей проблем и проблемных ситуаций; 2) разъяснение сути их; 3) создание условий для обучения и самообучения человека способам самодиагностики и разрешения проблем; 4) применение в предшествующий кризисам (проблемам) период.