Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА- ФУНКЦИОНАЛЬНО СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-12-26

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

3  курс   ФАТ                                                                                            2012  уч. г.                                 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  № 6

ТЕМА: ФУНКЦИОНАЛЬНО СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ. ОБРАЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

           ВОПРОСЫ:

Функционально смысловые типы речи (описание, рассуждение, повествование). Особенности каждого из типов речи (типичная композиция, разновидности в пределах одного типа).  Анализ различных типов речи в художественном произведении.

Как в тексте проявляется морфологический уровень языка. Специфика разных частей речи и категорий в художественном тексте.

ЗАДАНИЯ:

1). Подготовить краткий конспект основных положений по теме «Функционально смысловые типы речи в художественном тексте». По пособию: Головкина С. Х., Смольников С. Н.  Лингвистический анализ текста: Материалы в помощь  учителю-словеснику. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006. С.60-90  (см. файл PDF в письме). Подготовить для сдачи на проверку.

2). Выполните филололгический  анализ стихотворения А.А.Фета с учетом всех пройденных тем: экстралингвистические параметры,  композиция, жанр, функционально смысловые типы речи, метр, лексика, словообразование, звукопись. Особенно внимательно отнеситесь к морфологическому уровню. При анализе обязательно пользоваться словарями и справочниками. Черновые материалы должны быть в тетради.

Ее не знает свет, - она еще ребенок;

Но очерк головы у ней так чист и тонок,

И столько томности во взгляде кротких глаз,

Что детства мирного последний близок час.

Дохнет тепло любви - младенческое око

Лазурным пламенем засветится глубоко,

И гребень, ласково-разборчив, будто сам

Пойдет медлительней по пышным волосам,

Персты румяные, бледнея, подлиннеют...

Блажен, кто замечал, как постепенно зреют

Златые гроздия, и знал, что виноград

Сбирая, он вопьет их сладкий аромат!

< 1847 >

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

На что обращать внимание  в первую очередь при анализе   морфологического   уровня художественного текста

 

1. Обратить внимание на соотношение частей речи в тексте. Объяснить преимущественное использование слов той или иной части речи. Например, в стихотворении    А.А.  Фета  «Шепот, робкое дыханье…» нет ни одного глагола. Так автор достигает необходимого ему эффекта чего-то таинственного, волнующего, волшебного.

2. Обратить внимание на значение в тексте различных грамматических категорий:

– глагол: время глагола (временной план), вид глагола (одновременность, следование действий одного за другим),  наклонение глагола (в стихотворении В. Маяковского  «А вы могли бы» глаголы в форме изъявительного наклонения, относящиеся к лирическому герою: смазал, прочел и т.д., противопоставляются условному наклонению в вопросе, обращенном к читателям), личные / безличные глаголы (Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло // Только мне не плачется – на душе светло. С. Есенин) и др.

–  имя существительное: род (М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «На севере диком…» созданы образы сосны и пальмы. Л. В. Щерба писал, что Г. Гейне «создал образ мужской неудовлетворенной любви к далекой, а потому недоступной женщине. Лермонтов женским родом сосны отнял у образа  всю его любовную устремленность и превратил сильную мужскую любовь в прекраснодушные мечты»2. Ф. И. Тютчев, стараясь сохранить авторский образ, в переводе того же стихотворения Гейне изобразил  кедр одинокий, которому снится юная пальма); число (в стихотворении Н. Заболоцкого «Клялась ты – до гроба…» интересны строки:

         Колеблется лебедь

На пламени вод.

Однако к земле ведь

И он уплывет.

         И вновь одиноко

          Заблещет вода.

И глянет ей в око

Ночная звезда.

Здесь  следует отметить форму множественного числа  воды со значением ‘большое пространство, занятое водой’. А также  форму ед. ч. слова око (более обычна форма мн. ч.), которая усиливает сему одиночества: одиноко заблещетглянет в око);  или: Сейчас же он явился к счастливым матерям, предложил имена для их крошек: Баррикада и Бебелина, так что первая выходила Баррикада Анемподистовна, а вторая просто Бебелина Ивановна, от чего обе матери отказались с плачем и даже хотели обратно забрать свои плоды (М. Булгаков). «Для существительного плод в значении ‘ребенок’ нормативной является форма единственного числа, поэтому употребление множественного, даже мотивированного реальной  неединичностью, воспринимается как необычное».

– имя прилагательное: степени сравнения, разряды, краткая / полная форма и т.п.

– категория состояния: используется для передачи внутреннего состояния или состояния природы и т.д.

3.  Отметить использование одних форм в значении других: настоящее историческое, форма единственного  числа в собирательном значении и т.п.

4. Отметить  и объяснить стилистически окрашенные формы слова.  Если грамматическая форма вариативна, объяснить, почему выбрана эта, а не другая: например, форма сахару считается более разговорной, чем сахара; цвести – цвесть. В настоящее время формы типа цвесть относят к литературному просторечию. В середине 19 века эти формы воспринимались как нейтральные. Особо отметить отступления от литературной нормы. Например,  у В. Маяковского («Облако в штанах»):

Пока вскипячивают, рифмами пиликая,

Из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

5. Отметить грамматические формы, которые часто повторяются, объяснить, какого эффекта удается при этом добиться автору. А. Блок «На лугу»:

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее на пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса...

Употребление форм сравнительной степени прилагательных (4 раза в небольшом контексте) позволяет автору передать изменения в природе, связанные с приходом весны.

2 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. «Сосна»  Лермонтова в сравнении с ее немецким прототипом // Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – С. 99.




1. Вариант Марка автомобиля Количество автомобилей Пробег с начала экс
2.  60ті рр ХІХ століття виявилися переломним періодом в історії педагогічної думки та школи
3. 1 Исходные данные проектирования 4 1
4. 21123 p2;q3 213 p4q3 22 3~-42~k;5~-42~k 22004450 2202 0~-4 221 ~-4~k 221446143432 4
5. Будапешт ~ Сентендре ~ Вена ~ МишкольцТапольце ~ Чоп ~ Львов
6. реферату- Міфологія Стародавнього РимуРозділ- Культура Міфологія Стародавнього Риму План Архаїчний пер
7. Тема выбрать тему интерес узнать что делали до тебя 1
8. База данных компьютерной фирмы
9.  Идентификация челк отождествляет себя с опредми группами2
10. задание- Соотнесите критерий классификации управленческих решений с правильным примером
11. Операційна медична сестра готує набори хір
12. Проблемы соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности
13. Информатика и системы управления ОПД
14. вание воспалительного процесса в зубах кариес который может при вести к остеомиелиту челюсти око
15. Молодежные субкультуры
16. Тема- Исследование вопросов передачи параметров в функции вариант 33 Выполнил- студент группы
17. Інноваційні технології навчання англійської мови та їх вплив на навчально-виховний процес
18. Счет Ядерная безопасность
19. РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
20. Ионная имплантация