Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Античная философия
Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.
Аристотель о человеке и государстве. Греко-римский (эллинистический) период античной философии. I. Гносеология Аристотеля. Аристотель критиковал скептиков и агностиков, полагал, что мир познаваем. Критиковал Платона за недооценку роли чувственного сознания. Описал формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление). Дал определение истины: «Истина это знание, соответствующее действительности». Подробно описал научное знание (эпистема), отделив научное знание от других видов познания. Аристотель о человеке и государстве. - Человек это политическое животное. - Человек одновременно принадлежит к двум мирам миру природному (животному) и миру социальному (общественному). - Человеком можно назвать только того, кто живет в государстве, кто участвует в политической жизни полиса. - Рабы, по мнению Аристотеля, не люди, они говорящее орудие труда. Они бесправны, они не граждане полиса. Формы правления. - Все формы государственного правления разделил на 2 группы «плохие» и «хорошие». Основание деления работа на государство или работа на себя. При этом неважно, сколько человек стоит у власти. «Плохие» формы правления: - тирания один у власти и работает на себя; - олигархия у власти немногие, а именно богатые, и работают тоже на себя; - демократия у власти большинство, но работают тоже на себя. «Хорошие» формы правления: - монархия у власти один, но работает на государство; - аристократия у власти немногие, но работают на государство; - полития у власти большинство и работают на государство. Значение философии Аристотеля. - В эпоху средневековья философия Аристотеля была взята за основу теологией. - Хотя у Аристотеля не было Бога как творца всего, у него было материя и форма. - Привлекла иерархичность мира растения, животные, человек, Бог. - То или иное теологическое положение считалось доказанным, если подтверждение ему найдено в работах Аристотеля. - Учение Аристотеля оказало существенное влияние на формирование европейского мировоззрения в целом как рационализм. - Рационализм разум на вершине познания, на вершине человеческой души. II. Греко-римский период античной философии. - Начало этого периода с 3 века до н.э., окончание 2-3 века н.э. - Господствующие направления: эпикуреизм, стоики, киники, неоплатонизм, неопифагореизм. - Признак упадка когда начинается обращаться в прошлом, даже не переиначивая то, что было. Особенности греко-римского периода. - На первый план выходит проблема человека, а именно этическая проблематика, вопросы о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о свободе и способах противостояния судьбе. - Теряется интерес к натурфилософии. Проблемы натурфилософии совсем не исчезают, но у многих философов этих проблем вообще нет. - Появляются элементы мистицизма, философия смыкается с религией, нарастают элементы иррационализма. Разум сбавляет свои обороты. - Обрывается связь с наукой. Центр научных исследований переносится из Афин в Александрию, а философы остаются в Афине. Не было такого, что философы одновременно и ученые. - Ослабевает творческий момент философия оглядывается в прошлое, из чего следует появление неопифагореизма, неоплатонизма переосмысление учений философов прошлого. Эпикур. - Главная задача философии сделать человека счастливым. - Человеку мешает быть счастливым страхи, их много, но главных три: - страх перед природными явления - страх загробной жизни - страх смерти. - Мир единое целое, природа не враждебна, поэтому не надо бояться природных явлений. - Боги находятся в другом мире, не оказывают влияния на людей, душа бессмертна, загробной жизни не существует. - Жизнь и смерть никогда не встречаются; когда жизнь есть смерти есть, а когда приходит смерть жизни нет. Человек не должен бояться смерти. Гедонизм Эпикура. - Человек достигнет счастья, если будет получать удовольствие, не все, а только необходимые. - Эпикур купил дом и сад; в саду основал философскую школу «Сад Эпикура» («Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие высшее благо»). Атомизм Эпикура. - Эпикур последовательно атомического учения Демокрита. Распространял слухи о том, что Левкипа не существует. - Высказал идею о самоотклонении атомов (т.е. причина движения не столкновение, не вне самих атомов, а внутри них). Стоики. - Название школы от архитектурного сооружения «стоя» - крылатая коллонада, где проводил беседы с учениками. Основатель стоицизма Зенон из Китиона. Последователи Зенона Хрисипп и Сенека. Основные положения стоицизма. - Все предопределено судьбой. - Счастья можно достичь атараксией (невозмутимостью) и апатией (невосприимчивость к ударам судьбы). - Человек должен научиться быть нечувствительным к страданиям, подчиниться судьбе. - Разработали теорию страстей. - Стоицизм противоположен гедонизму и эвдемонизму. Неоплатонизм. - Основатель Плотин, последователь Платона. - Время возникновения 3 в. н.э. Мироздание. - В основе всего Единое идеальная рационально непостижимая сущность. Разумом понять что такое единое нельзя, можно только почувствовать. - Эманация проистекание из Единого, в результате чего появляется вначале мировой ум, затем мировая душа, затем единичные души и далее материальные вещи. - Эманация излучение. Тогда источник не исчерпывается. - Мир представляет собой иерархию. Цель жизни человека. - Восхождение к Единому. - Единое постигается не разумом, а через сдерживание телесных влечений, через экстатическое состояние, мистическим образом соединяясь с божеством (Единым). Платон Платин. - Как и у Платона презрение к телесному, материальному миру, миру вещей. - В отличие от Платона, больше мистики и в работах нет диалогов. Когда диалог, тогда постигаем истину через разум. - Но диалектика присутствует: противоположности, существующие в единстве, что приводит к гармонии в мире Киники. - Название школы - от греческого кинюс собака. - Онтологические вопросы, натурфилософия (устройство мира, его происхождение) мало интересовали киников. - Предмет их изучения человек. - Цель жизни человека свобода. - Человек становится свободным, если освободится от влияния общественного мнения, от богатства, от чувственных потребностей. - Диоген жил в бочке, свел свои потребности до минимума. - Что попросил гревшийся на солнце Диоген у Александра Макендского? Не загораживать солнце. - Просил подаяния у статуй. - Люди подают нищим и калекам и никогда не подают Диогену. - В светлое время суток ходил по городу с фонарем. Он искал человека. Антисфен. - «Я, скорее, готов умереть, чем испытать удовольствие. Когда Антисфену сказали тебя многие он встревожился: «что же я сделал дурного?» (пренебрежение к общественному мнению). Античная философия: выводы. В эпоху античности сложились основные философские направления материализм, идеализм, агностицизм, скептицизм и т.д., представлены се разделы философии (онтология, гносеология, социальная философия). Философия в целом была ориентирована на науку, влияние религии, мифологии было незначительным, философия была свободной в поиске истины. Не было ссылки на авторитеты, философия доказывала, аргументировала. Но при этом оставалась умозрительной, не могла сослаться на данные экспериментальных наук, т.к. экспериментального уровня еще не было.