Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 4 Воображение Виды Воображения По результатам- Репродуктивное воображение воссоздани

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-06-09

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

Лекция 4     Воображение

Виды Воображения

  1.  По результатам:
  2.  Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
  3.  Продуктивное (творческое) воображение:
  4.  с относительной новизной образов;
  5.  с абсолютной новизной образов.

2.По степени целенаправленности:

  1.  активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
  2.  пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

3.По виду образов:

  1.  конкретное;
  2.  абстрактное. пользуется образами высокой степени обобщенности, генерализованными образами — схемами, символами (в математике).

4.По приёмам воображения:

  1.  агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  2.  гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  3.  схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  4.  типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

5.По степени волевых усилий:

  1.  преднамеренное;
  2.  непреднамеренное.

Виды Памяти

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную..

А.Г. Маклаков Классификация Памяти

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Образы

  1.  Не только воспринятые ранее предметы и явления.
  2.  Никогда не воспринимаемые непосредственно картины далекого прошлого или будущего, места, где он никогда не был и не будет, существа, которых нет, не только на Земле, но и вообще во Вселенной.

Для чего Образы нужны Человеку?

Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве.

Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

С.Л. Рубинштейн говорил: «преобразование становиться основной характеристикой воображения. Воображать – это преображать»

С.Л. Рубинштейн

«Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии , которым человек изменяет мир, заключён кусочек фантазии..»

В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что таким образом не имеет никакого практического значения.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, — все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении. \

Рибо

«Всякое изображение, — говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений...»

Функции Воображения

  1.  В изменении образов, что является непременным условием любого творческого процессам.
  2.  Позволяет человеку предвидеть (представления) результаты своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели

Д.И. Писарев

«Если бы человек был совершенно лишен возможности мечтать, — если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте, тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставила его предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».

Отрицательная роль Фантазии

Иногда побуждения фантазии могут сыграть отрицательную роль.

ПРИМЕР: Люди в панике спрыгивают с верхних этажей зданий при пожаре вместо того, чтобы терпеливо дождаться очереди в лифт или подачи пожарной лестницы.

ПРИМЕР: Пассажиры, не умея плавать, бросались в море на верную гибель с только начинающего тонуть корабля, когда еще не исключены все шансы на их спасение.

Народные поговорки, объясняющие подобные случаи безрассудного поведения «лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас», «у страха глаза велики» и т.д.

Связь Воображения и Мышления

Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания.

ВООБРАЖЕНИЕ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ Так, если потребности древних людей объяснить происхождение и возникновение мира породили возникновение религиозных образов,

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ то в настоящее время для этого все чаще используются фантастические картины космических пришельцев.

Каждый писатель, художник в процессе творчества пытается передать, объяснить свою мысль другим, но не через отвлеченные понятия, а с помощью конкретных. Достаточно вспомнить любую басню, сказку, поговорки. Везде мы ищем основную мысль, основную идею, которые образно, наглядно раскрываются в этих произведениях.

Ф. Гойя Великий испанский художник говорил, что фантазия, лишенная разума, производит чудовищ; соединенная с ним она — мать искусства и источник его чудес.

Э. Резерфорд (физик) говорил: «Эксперимент без фантазии или фантазия, не опирающаяся на эксперимент, достигнут лишь немногого. Действительный прогресс имеет своим предположением соединение обоих сил».

Образное сравнение процессов мышления и воображения дано в романе А.С. Пушкина при характеристике Онегина и Ленского.

Они сошлись Волна и Камень,

             Стихи и Роза

                         Лед и Пламень,

                                         Не столь различны меж собой.

К. Д. Ушинский

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К Д Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Таким образом, можно заключить, что воображение (фантазия), представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.

Герберт Уэльс (писатель-фантаст)

Даже в изображении жителей Марса писателем-фантастом Гербертом Уэллсом можно найти земные реалии. По мнению автора, голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин оказывается похожим на огромного спрута.

Учёные и Фантазия

Без фантазии ученые не могли выдвигать гипотезы, делать предположения о причинах явлений, предвидеть события,

Писатели и Воображение

Писателям воображение необходимо для создания образов героев или художникам в поисках сюжета будущей картины.

Учителя и Воображение

Учителя не смогли бы готовиться к уроку, так как невозможно представить себе его ход, предугадать реакции учеников и т.д. Да и процесс учения вообще стал бы очень ограниченным, так как не опираясь на воображение, невозможно изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.

Отличие Мышления от Воображения и связь между ними

Мышление, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир;

Воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, очень часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли.

Физиологическая основа Воображения

Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. 

Иногда его процесс связывают только с работой правого полушария (левши). НЕТ! НЕТ! НЕТ!

Для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ Специфика правого полушария:

  1.  Оно не застревает на деталях;
  2.  Упрощает картину мира;
  3.  Дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства;
  4.  Тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ 

  1.  Упорядочивает эту информацию;
  2.  Позволяет выразить ее в речи,
  3.  Образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве.

ЕСТЬ МНЕНИЕ!!!!!

Физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

ЕСТЬ МНЕНИЕ!!!!!

  1.  Воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (создаваемая воображением картина вызывает учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков и т.д.).
  2.  Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Даже студенты медицинских институтов на младших курсах нередко находят у себя многие болезни, хотя в действительности их нет. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.

ПРИМЕР: (влияние воображения на появления устойчивых ощущений). Когда Флобер писал сцену отравления Эммы Бовари, героини знаменитого романа, он ясно ощущал во рту вкус мышьяка.

ПРИМЕР: По свидетельству М.Горького, при описании им сцены убийства цыганки в повести «Старуха Изергиль», у него на левой стороне груди возник красный рубец, не проходивший несколько дней.

Воображение и Самовнушение

(под воздействием создаваемых образов которые оказывают влияние на физиологические процессы в организме). Картины самовнушения могут привести и к более печальным последствиям.

ПРИМЕР: Венгерский психиатр Иштвана Гарди, рабочий одного из холодильников случайно оказался запертым в рефрижераторе и был убежден, что холодильная установка включена. Наутро его нашли мертвым, причем врач констатировал все признаки смерти от переохлаждения организма. При выяснении обстоятельств этого несчастного случая было, однако, установлено, что рефрижератор не был включен и что смерть, следовательно, наступила не от холода, а от ожидания и представления картины смерти.

ПРИМЕР: Иногда поводом для психического расстройства и последующего заболевания становится неправильно понятое слово авторитетного человека. Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью.

ПРИМЕР: Так, у одной больной заболевание развилось после неосторожного высказывания медицинского работника санатория. В санатории больная предпочитала проводить значительную часть времени в парке. Во время беседы врач сказал, что в связи с болезнью сердца она может без отдыха проходить только от скамейки к скамейке. В этот же день больная, пройдя несколько десятков шагов, почувствовала боль в области сердца и вынуждена была сесть, а затем совершенно уже не могла ходить. Состояние ее улучшилось только после лечения в психиатрической клинике.

Воображение и виды расстройств

Дидактогенные Возникает при неосторожном, бестактном, педагогически неграмотном высказывании учителя.

Использование Воображения в управлении органическими процессами

ПРИМЕР № 1 Воздействия: Достаточно ярко представить себе вкус лимона, как немедленно начинается слюноотделение. Интересно, что прямой самоприказ в отличие от представления не вызывает выделение слюны.

Виды Воображения

По степени выраженности активности

Два вида воображения: пассивное и активное. 

  1.  Пассивное воображение- характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. ПРИМЕР: (Н.В.Гоголь образ Манилова). Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями», «фантазерами». Нередко это люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые образы.

А) Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с воле. Эти образы получили название грез. 

1. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения-с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить спортсмен, готовящийся к соревнованию, или студент, идущий сдавать экзамен. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития. Так школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, может создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Б) Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности. Больное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации.

2. Активное воображение может быть воссоздающим и творческим.

А) Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт, исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) имеющимися у него знаниями.

Образный язык с использованием сравнений, метафор дает простор для воссоздания, поскольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. Одновременно то или иное содержание, полнота, яркость воссоздаваемого образа зависят и от степени развития воображения человека, воспринимающего данный образ. 

ПРИМЕР: при чтении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» у каждого читателя создается свой образ Онегина, Ленского, Татьяны и др. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию.

Нарушение воссоздания

Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности, мешают воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться и воссоздать образ того, что заключено в тексте. Измененные состояния психики, вызванные болезнью или алкоголем, также могут породить образы, не адекватные их первоначальному содержанию.

Б) Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение как объективно новое и как субъективно новое Объективно новые образы — это образы таких предметов, которых не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде Субъективно новое — это то, что ново для данного человека Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е воплощен в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно.

Творческое воображение и Детский возраст

ПРИМЕР: Л Н.Толстой писал о своем детстве « я изобразил синего зайца, потом нашел нужным переделать из синего зайца куст, куст тоже мне не понравился, я сделал из него дерево, из дерева — скирд, из скирда — облако. ».

Представления в детском возрасте играют большую роль:

  1.   Из-за малого жизненного опыта;
  2.  Отсутствия знаний;
  3.  Слабой критичности и фантазии представляют собой скорее глубокое искажение действительности, чем подлинное творчество.

ВООБРАЖЕНИЕ и ЛИЧНОСТЬ

У каждого человека — свой Евгений Онегин и Остап Бендер, Анна Каренина и Эллочка Людоедка Недаром, посещая спектакли и кинофильмы, люди выходят после окончание неудовлетворенными, утверждая, что актеры играли «непохоже» Но вероятность достичь сходства с образом, созданным каждым индивидуальным воображением, очень мала.

С.Л. Рубинштейн Виды ВООБРАЖЕНИЯ

CJI Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение

Образы конкретного воображения (различаются по модальности (виду):

  1.  Зрительные представления (например, букет из васильков, портрет А.С Пушкина, апельсин и т д.),
  2.  Слуховые представления (гудок тепловоза, удар грома, писк комара и т.д ),
  3.  Осязательные представления (укол иглы, прикосновение к снегу, щелчок и тд ), обонятельные представления (запах лука, бензина, сена и тд.);
  4.  Вкусовые представления (вкус соли, кофе, уксуса и т.д.),
  5.  Двигательные представления (качание на качелях, кружение на месте, взмах руки и тд )

Задание № 1

Какой вид образов конкретного воображения представлено в тексте А С Пушкина, при описании им Полтавской битвы?

Шары чугунные повсюду

Меж нами прыгают, разят,

        Прах роют и в крови шипят.

                      Швед, русский — колет, рубит, режет,

                              Бой барабанный, клики, скрежет,

                                      Гром пушек, топот, ржанье, сгон;

                                                 И смерть, и ад со всех сторон.

Ответ: Автор использует не только зрительные, но и слуховые образы боя.

Задание № 2

Какой вид образов конкретного воображения представлено в тексте М.Шолохова в «Поднятой целине»?

«В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. В полдень где-нибудь в затишке (если пригревает солнце) грустный, чуть внятный запах вишневой коры поднимается с пресной сыростью талого снега, с могучим и древним духом, проглянувшим из-под мертвой листвы земли».

Ответ: Автор использует обонятельные образы.

Вид Воображения МЕЧТА

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего.

Мечтать — значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может, того, что удовлетворяет самые сокровенные желания.

Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека.

Можно говорить о реальности и нереальности мечты:

  1.  Реальность мечты. Мечта тождественна цели деятельности и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения;
  2.  Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии или невозможности путей реализации. Нереальная мечта = равна грезам, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения.

ПРИМЕР: (Реальности Мечты) Многие романы Жюля Верна, Герберта Уэллса не оказались примером несбыточного фантазерства, как считали некоторые их современники. Большинство их идей воплотилось в действительность, и поэтому их творчество может рассматриваться как вид научного прогнозирования. 

ПРИМЕР: (Нереальности Мечты) Совершенно другой вид мечтаний наблюдается у гоголевского Манилова. «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары... Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

ПРИМЕР: Любой предмет человеческой деятельности (бумага, авторучка, машина и т.д.) представляет собой определенную мечту многих поколений людей. Чем длиннее история создания вещи, тем больше она изменялась, тем больше человеческих мечтаний в ней заключено.

Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту.

ПРИМЕР: Этот процесс можно легко проследить по этапам создания оконного стекла. Как известно, первоначально окон в жилищах людей не было или их заменяли естественные отверстия. По мере развития цивилизации люди, стремясь защитить жилье от холода, стали закрывать это отверстие какими-либо пленками, пропускающими дневной свет (обычно животного происхождения). Однако непрозрачность такого окна причиняла определенные неудобства и в результате появилось обычное оконное стекло. Современные изобретатели создали стекла, пропускающие ультрафиолетовые лучи, шумонепроницаемые, пуленепробиваемые, прозрачные только с одной стороны и т.д.

Так, осуществление одной мечты порождает новые, давая простор для воображения и творчества.

Роль воображения в творческом процессе

Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной.

Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах:

  1.  Изобретательском,
  2.   Научном,
  3.  Литературном,
  4.  Художественном и т.д.

Полет фантазии в творческом процессе:

А) обеспечивается: знаниями,

Б) подкрепляется: способностями,

В) стимулируется: целеустремленностью,

Г) сопровождается эмоциональным тоном.

В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность, обремененную случайными, не существенными деталями.

А.Эйнштейн

А-Эйнштейна, много лет прослужившего в патентном бюро. «Изобретатель — это человек, нашедший новую комбинацию уже известных в оборудовании», «Без знания нельзя изобретать, как нельзя слагать стихи, не зная языка».

Путь творчества

  1.  Господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было сформулировано французским психологом Г. Рибо следующим образом «Что касается до «методов изобретения», по поводу которых было написано много ученых рассуждений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров».
  2.  Постепенно эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач.

Стадии процесса Творчества

Г. УОЛЛЕС

Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

  1.  Подготовка (зарождение идеи);
  2.  Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
  3.  Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
  4.  Проверка.

Г.С. АЛЬТШУЛЕР

Г.С-Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач (5 уровней творчества).

1 уровень Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности.

2 уровень Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

3 уровень Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.

4 уровень При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.

5 уровень На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч' и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу.

Характер Воображения в Творческом процессе

В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Приёмы Воображения

Агглютинации

Агглютинации (в переводе с греческого — «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.

ПРИМЕР: образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д.

Леонардо да Винчи: 

«Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, — пусть это будет, скажем, змея, — то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

Л.Н.Толстой писал, что при создании образа Наташи в романе «Война и мир» он взял одни черты у своей жены Софьи Андреевны, другие — у ее сестры Татьяны, «перетолок» и таким образом получил образ Наташи.

Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы:

  1.  Троллейбус,
  2.  Аэросани,
  3.  Танк-амфибия,
  4.  Гидросамолет,
  5.  Аккордеон и пр.

Акцентирование

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным.

Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе.

ПРИМЕР: Пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, — иначе было бы неизвестно, кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты. Болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом и т.д.

Способы акцентирования

  1.  Увеличение объекта по сравнению с действительностью (гипербола);
  2.   Уменьшение объекта (литола).

ПРИМЕР: народные сказки, былины, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему победить целое войско врагов.

ПРИМЕР: Так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».

Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т д.

Схематизация

Представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план.

ПРИМЕР: национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца» или представителя любой другой нации. Однако, если попросить определить, в чем различия между ними, то это у многих вызовет затруднение, так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Типизация

Тип — это индивидуальный образ, в котором соединены в одно целое наиболее характерные признаки людей целой группы, класса, нации.

Процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование тех, а не иных черт, подбор при агглютинации таких, а не других моментов. В результате одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частностей, усложняющих деталей, третьи же, наоборот, усиливаются, а в целом весь образ преобразуется.

А.М. Горький

А.М.Горький писал. «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного рода, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это обобщенные типы».

Воображение и Эмоциональная сфера человека

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой.

Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха.

Чем сильнее чувство, тем ярче образы воображения.

У людей малочувствительных, холодных образы воображения обычно бледны и слабы.

Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости.

  1.  Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений,
  2.  Другие не выходят за рамки обыденного опыта.

Широта Воображения

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики.

Широкое воображение обычно богато по содержанию.

Именно таким воображением отличались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Горький, Ж.Верн, Ч. Диккенс и другие писатели, сумевшие отразить в своем творчестве факты и события разнообразных времен и мест.

Произвольность Воображения

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

И.А.Гончаров

о своих творческих процессах сообщил следующее. «У меня есть один образ и вместе с тем главный образ, он-то " ведет меня вперед, а по дороге я нечаянно захватываю, что попадается под руку, то есть что близко относится к нему. Тогда я работаю быстро, живо, рука едва поспевает писать...».

Неорганизованность Воображения

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.

Индивидуальность и Творческое Воображение

  1.  Определяется областью их профессиональной деятельности;
  2.  Доминирующими потребностями.
  3.  Преобладающий тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные, слуховые и т.д.).
  4.  Устойчивость данного процесса. Творчество — не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады.

Вдохновение

Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы.

По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.


Лекция № 5 Память

Память включает ряд процессов:

  1.  Запечатление (запоминание);
  2.  Узнавание или воспроизведение.

В процессе своей деятельности человек многое запоминает непроизвольно. НО!

По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы:

  1.  Непроизвольный процесс запоминания, совершающегося первоначально в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка или компонент,
  2.  Сознательное запоминание, преднамеренный акт. Запоминание превращается затем — по мере того как с ростом культуры и накоплением знаний объем материала, которым в своей деятельности должен располагать человек, все возрастает
  3.  Особая специально организованная деятельность заучивания (систематически организованное заучивание).

Сергей Леонидович Рубинштейн

«Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого».

Роль субъекта – проявление отношения к воспроизводимому образу, а это конечно включение своего сознания.

Что было бы если бы у человека не было памяти?

  1.  Без памяти мы были бы существами мгновения;
  2.   Наше прошлое было бы мертво для будущего.
  3.  Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом.
  4.  Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков;
  5.  Невозможен был бы факт по существу непрерывного учения.

Связь Памяти с другими Психическими процессами

Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т. д.).

Основная функция Памяти

Сохранение — это динамический процесс (С.Л. Рубинштейн), совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т. д.).

Этот процесс имеет свою динамику (Этапы)

  1.  Она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании;
  2.  Последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (реминисценция).

Сохранение – не как простое консервирование; оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д.

Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности.

Припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.

Воспроизведение – как необходимость в общественно организованной человеческой деятельности не только сохранять но и воспроизвести опыт для себя и для других (в словесной речевой форме).

Наличие памяти в органическом мире

  1.  У низших организмов (у беспозвоночных), можно констатировать факты изменения привычных реакций в результате личного «опыта» — под воздействием новых условий.

Пример: известно, что, удлиняя периоды заполнения бассейна водой, можно «приучить» устриц к тому, чтобы они в течение все большего числа часов не открывали раковин (Мильн, Эдвардс).

Пример: Новые «привычки» можно выработать и у растений. Привычный 12-часовой ритм «сонных движений», свойственных некоторым растениям, которые, как клевер и фасоль, мимоза или некоторые виды акаций, закрываются на ночь и открываются утром, сохраняется в течение некоторого времени как «привычка» и в новых условиях, при искусственном затемнении; но соответствующей периодичностью затемнения и освещения можно выработать, например у акации (Фефер), ритм иной продолжительности — в 18,6 и т. д. часов.

Э. Геринг

Физиолог Э. Геринг говорил о «памяти как общей функции органической материи». Согласно теории Геринга, всякий раздражитель оставляет физиологический след, или отпечаток, который и лежит в основе последующего воспроизведения.

Р. Семон

Впоследствии Р. Семон развил учение об органической памяти, обозначаемой им греческим словом «мнема». Р. Семон, возражая против материальных отпечатков, рассматривает раздражитель как энергетическое воздействие, которое изменяет возбудимость материи. Эти изменения материи Семон называет энграммами.

Т. Рибо

Т. Рибо считает, что по существу своему память — факт биологический, а психологическим фактом она бывает только случайно: органическая память по способу усвоения, сохранения и воспроизведения совершенно тожественна с памятью психологической, и все различие между ними заключается только в отсутствии у первой сознания.

Но!!!!

Психология, изучая память, должна выяснить, что специфично для памяти как психического явления.

Физиология Памяти

В основе памяти лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга.

Память основывается на сложных динамических сочетаниях последействий процессов возбуждения (или динамических стереотипах, пользуясь терминологией И. П. Павлова). Наличие этих последействий создает благоприятные условия для дальнейшего восстановления процессов возбуждения, благоприятствуя воспроизведению при соответствующих условиях уже имевших место процессов.

Поражение коры головного мозга. Амнезия

Амнезии (расстройства памяти) вызываются обычно нарушениями нормального функционирования коры.

Опорные точки для восстановления наших воспоминаний и их локализации доставляет нам социальная жизнь. Наши воспоминания обычно относятся к ситуациям, в которых принимали участие другие люди, хотя бы нашего ближайшего окружения. Очень часто основные вехи нашей жизни определяются событиями общественно-политической жизни.

Теория памяти

  1.  Теория памяти (ассоциативная теория) Г. Эббингауза и его продолжателей (Г. Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях.

Данная теория попыталась свести память к одним лишь ассоциативным связям, которые играют значительную роль, особенно в элементарных формах памяти.

С.Л. Рубинштейн утверждает, что

«работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям и не могут быть безостаточно объяснены ассоциативной теорией».

С.Л. Рубинштейн

«Помимо ассоциативных связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер».

Пример: 1. Сравнение результатов заучивания бессмысленных слогов и осмысленных слов,

  1.  Сравнивание отдельных осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные предложения связного текста

Вывод: работа памяти находится в прямой зависимости от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые целые.

Факт: факт лучшего запоминания осмысленного материала не подлежит сомнению; он подтверждается и повседневными наблюдениями.

А. Г. Комм

А. Г. Комм (эксперимент) испытуемым предлагалось воспроизвести один и тот же материал по разному плану. Оказалось, что с изменением интерпретации и общего плана рассказа изменяется подбор и воспроизводимых деталей: при одном плане и одной интерпретации воспроизводятся и выпадают одни части, при другом плане и другой интерпретации — другие части.

При воспроизведении осмысленных текстов слова текста (особенно непривычные) и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются при воспроизведении другими, более легкими и привычными, но так, что смысл при этом сохраняется.

Концепции памяти

Первая

А. Бине и К. Бюлер

А. Бине и К. Бюлер делают из этого тот вывод, что запоминаются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими обозначаются.

Вторая

Вторая концепция, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано.

Третья

Третья концепция,принципиально отличная как от первой, так и от второй, исходит из единства мышления и речи и вскрывает это единство в процессе запоминания и воспроизведения.

Роль установок в запоминании

В ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности.

Это отношение обусловлено направленностью личности — ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

Память человека носит избирательный характер.

Всякий человек что-то запоминает и что-то забывает.

Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определенного задания.

Установка запомнить является существенным условием запоминания, без нее простое повторение предъявленного ряда не дает эффекта. Классический ассоциативный эксперимент Г. Эббингауза и его продолжателей фактически всегда опирался не только на ассоциативные связи, но и на установки, хотя сами авторы не отдавали себе отчета в этом. Экспериментатор создавал эту установку, давая испытуемому инструкцию запомнить.

Эксперимент Сербского психолога П. Радоссавлевич, изучавший память с помощью методики Эббингауза,

Опыт с человеком, плохо понимавшим язык, на котором говорил экспериментатор. Испытуемому было предложено запомнить ряд из 8 слогов, читая их вслух. Ход событий Радоссавлевич описывает следующим образом: «Он читал ряд 20, 30, 40, 46 раз, не заявляя, однако, что выучил слоги, как это должно было быть согласно моей (не понятой им) инструкции. Я уже почти усомнился в возможности благоприятного результата и после 46 повторений, прекратив предъявление слогов, спросил, может ли испытуемый повторить этот ряд слогов наизусть. "Как? Так я должен заучивать эти слоги?" — был его ответ. Тогда он еще 6 раз прочел ряд слогов вслух и легко достиг цели».

Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность.

Опыт А. Ааля: учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было указано, какой текст они должны будут воспроизвести на следующий день и какой — через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого эксперимент создал установку на длительное запоминание, был воспроизведен лучше.

Эмоционально окрашенный материал запоминается — при прочих равных условиях — лучше, чем эмоционально безразличный.

В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается — приятное или неприятное. По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу:

  1.  Приятное (3. Фрейд), по данным других
  2.  Неприятное (П. П. Блонский).

Пример: Исследование Влияния приятных или Неприятных событий в детстве. Наиболее яркие, эмоционально окрашенные.

НО!!!!

Одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие неприятного (в зависимости от бодрого, оптимистического, жизнерадостного или от пессимистического склада их личности).

  1.  Одним — самолюбивым людям — особенно может запомниться то, что в положительном или отрицательном отношении затрагивает их личность;
  2.  Другим — то, что так же положительно или отрицательно затрагивает какую-либо иную характерную для них черту.

П.И. Зинченко

Исследования П. И. Зинченко* в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

Экспериментальные данные А. А. Смирнова 

показали также, что то, что испытуемые запоминали непроизвольно — в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они запоминали произвольно, специально выполняя задание запомнить.

Узнавание

Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении.

Узнать — это опознать: узнавание — акт познания.

Узнавание может происходить в нескольких планах.

Первая ступень узнавания: автоматическое узнавание в действии, проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель.

ПРИМЕР: Я прохожу по улице, думая о чем-то, но вдруг я машинально кланяюсь, лишь после припомнив, кто этот встретившийся мне человек.

ПРИМЕР: На надлежащем месте я, опять-таки автоматически, совершенно не думая об этом, сворачиваю вправо или влево по направлению к дому. Внешние впечатления автоматически регулируют мои действия. 

Вторая ступень узнавания: Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово.

В. Вундт

В. Вундт выдвигал «мы узнаем вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны сознания».

Третья ступень узнавания: 

Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный мне сейчас в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Но это всегда уже более или менее сложный познавательный акт.

Воспроизведение

В процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание.

В самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки — как существенный аспект воспроизведения.

Связь Памяти и Мышления в процессе воспроизведения

Память, воспроизводящая прошлое, и мышление, восстанавливающее это прошлое, опосредованно, путем умозаключения, сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве, взаимопроникая друг в друга.

Реконструкция в воспроизведении

Реконструкция как качественный аспект воспроизведения проявляется в различных формах (изменения плана, умозаключения и выводы, различного рода перестановки, сдвиги и т. д.). По своей психологической природе она является прежде всего результатом непреднамеренной, но безусловно направленной работы мысли внутри воспроизведения.

Реконструкция часто стимулируется самим текстом подлинника — его смысловым содержанием и речевым оформлением.

Воспоминание

Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.

Воспоминание — это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни.

Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Это историческая память, в которой выражается единство нашего личного сознания. Это специфическая человеческая память.

Вряд ли какое-либо животное имеет воспоминание о своем прошлом.

Сохранение и забывание

Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения и включает многообразные процессы переработки материала.*

Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание. 

Опыт

Г. Эббингауз, П. Радоссавлевич, А. Пьерон и другие исследовали ход забывания как функцию времени, прошедшего с момента заучивания. Выучив некоторый материал, Эббингауз по прошествии определенного времени, в течение которого этот материал частично забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания. Опыты Эббингауза дали следующие результаты: после 20 минут сохранилось 59,2% запоминавшегося материала, после 1 часа — 44,2%, после 9 часов — 35,8%, после 1 дня — 33,7%, после 2 дней — 27,8%, после 3 дней — 25,4%, после 31 дня — 21,1%.

Уровни памяти

Концепция П.П. Блонского

П. П. Блонский. различает 4 генетические ступени памяти, а именно:

1) моторную,

2) аффективную,

3) образную (по преимуществу зрительную)

4) вербальную память - смысловую память, память мысли в вербальной (словесной) форме.

Есть мнение!!!!!

Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни памяти.

Концепция С.Л. Рубенштейна

Уровни памяти

  1.  Элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования);
  2.  такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти.

Типы памяти

Сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения.

  1.  Одни люди лучше запоминают зрительные,
  2.  Другие — слуховые,
  3.  Третьи — двигательные данные.

Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные:

А) зрительно-двигательный,

Б) двигательно-слуховой;

В) зрительно-слуховой типы памяти.

Феноменальная память

Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области. Особое внимание привлекла совершенно феноменальная память людей-счетчиков Иноди, Диаманди, Арну и других. Иноди мог повторить 42 цифры после однократного прочтения и после трехчасового сеанса мог повторить все цифры чисел до 300, встречавшиеся в задачах, которые ему задавались. При этом у Иноди был ярко выраженный слуховой тип памяти. «Я слышу цифры, — говорил он о себе, — мое ухо улавливает их; я слышу, как они звучат около моего уха такими, какими я их произносил, и это внутреннее слышание остается у меня значительную часть дня. Зрение мне не помогает, я не вижу цифр.

Различие памяти у людей

Далее, память у людей различается:

1) по быстроте запоминания;

2) по его прочности или длительности;

3) по количеству или объему запоминаемого;

4) по точности.

Задание к семинару № 6

  1.  Физиологическая основа Воображения;
  2.  Виды Воображения;
  3.  Роль Воображения в творческом процессе;
  4.  Формы процессов памяти;
  5.  Функции Памяти.

Литература

  1.  Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
  2.  Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969. - С. 341-346.
  3.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
  4.  Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.
  5.  Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
  6.  Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987. - С. 217-223.
  7.  Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
  8.  Фарман И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Изд-во РАН, 1994. - 215 с.
  9.  Эйдман Е.В., Иванников В.А. Воображение как средство волевой регуляции // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1986. - 159 с.
  10.  Н. А. Рыбников, Логическая и механическая память // Психология и неврология. 1923. № 3.
  11.  Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания // Научные записки Харьковского гос. пед. ин-та иностр. яз. 1939. Т. 1.
  12.  Смирнов А. А. О влиянии направленности и характера деятельности на запоминание. Экспериментальное исследование //Труды Института психологии АН ГССР. Тбилиси, 1945. Т. 3.
  13.  Шардаков М. Н. Усвоение и сохранение в обучении // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. Л., 1941. Т. XXXV.
  14.  ЛеонтьевА. Н. Развитие памяти. М., 1931. С. 235-247.




1. схема подойдет новичкам но и опытным трейдерам поможет держать накопленную информацию в одном месте
2. ПЖТ форм и типов власти и их эффективности [7] 2.
3. Sophisticted risk mngements Holy Gril without hving rel understnding of its fundmentl elements nd how difficult it cn be to impose them
4. мне очень страшно до ура я это могу в голове экстремальщика происходит огромная палитра разнообразных в
5. задорная народная
6. І. РІЧКИ Гідрологія ~ це- Класичні праці яких вчених випередили європейську гідрологічну науку XVIII
7. Организация труда на предприятии
8. тема комплекс взаимосвязанная совокупность принципов и подходов исследовательской деятельности на котор
9. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА для студентов обучающихся по специальности Государственное управление и п
10. А.Эльянов Прежде всего хочу выразить искреннюю признательность всем участникам обсуждения животрепещущ
11. Доклады по образовательному праву- 1 секция руководитель- Панченко Александра Управление высшим учеб
12. 36 Реформа политико-территориального устройства Соединенного Королевства
13. Огромное меньшинств
14. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ ~ 2003
15. тема многообразных экономических отношений между людьми возникающих в процессе производства распределени
16. Мех движение ~ это изменение с течением времени взаимного расположения тел или их частей
17. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели конкретных задач
18. тема философии Гегеля понятие абсолютной идеи принцип бытия и мышления диалектика
19. Тема- Энергетические ресурсы Мирового Океанаrdquo;
20. Эпоха Средневековья в философско-исторических работах ЛПКарсавина