Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

с т во. По с воему статусу глава с е м ьи п р е д с т а в л я ет с о б ой п р о образ и о т р аже н ие гос у

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Я ч е й к ой государства у  Б о д е на  выс т упа ет  с е м ья  ( д о м о х о з я й-

с т во). По  с воему статусу глава  с е м ьи  п р е д с т а в л я ет  с о б ой  п р о-

образ и  о т р аже н ие  гос ударс т в енной  вла с ти. Гос ударс т в еннос ть

к ак  о р г а н и з а ц ия  в о з н и к а ет  п о с р е д с т в ом  д о г о в о р а, и  в ы с ш ая  ее

цель не в  т о м, чтобы  о б е с п е ч и в а ть  в н е ш н ее  б л а г о д е н с т в ие  л ю-

д е й,  но чтобы,  г арантируя  м ир  вну три  о б щ н о с ти и  з а щ и щ ая

о б щ н о с ть  от  н а п а д е н ия  и з в н е,  з а б о т и т ь ся  об  и с т и н н ом  сча с т ье

и н д и в и д о в. По с л е д н ее  т р а д и ц и о н но  з а к люч а е т ся в  п о з н а н ии

Бог а, челов ека и  п р и р о д ы, а в  к о н е ч н ом итоге — в  п о ч и т а н ии

Бога. Не  д о л ж но быть  н и к а к их  п о в о д ов  д ля  в ы с т у п л е н ия  п р о-

тив государства, в  о с о б е н н о с ти  е ще и  п о т о м у, что  о но суве-

р е н н о.

Р а з р а б о т ка  п р о б л е мы суверенитета государства  е с ть  к р у п н е й-

ший вклад  Б о д е на в  р а з в и т ие  п о л и т и к о - т е о р е т и ч е с к о го  з н а н и я.

«Су в еренит е т, — утверждает  Б о д е н, —  е с ть  а б с о л ю т н ая и  п о-

с т о я н н ая  вла с т ь,  к о т о р ую  р и м л я не  н а з ы в а ют  в е л и ч и ем  (дос то-

и н с т в о м ) . ..  о з н а ч а ю щ им  высшую  вла с ть пов еле в а т ь ». Абсолют-

нос ть  с у в еренит е та  и м е ет ме с то тогда, когда  с у в е р е н н ая  вла с ть

не  з н а ет  к а к и х - л и бо  о г р а н и ч е н ий  д ля  п р о я в л е н ий  с в о е го могу-

ще с т в а.  П о с т о я н с т во  с у в е р е н и т е та  и м е ет  м е с то  тогда, когда су-

в е р е н н ая  вла с ть существует  н е и з м е н но в  т е ч е н ие  н е о п р е д е л е н-

но  д о л г о го  с р о к а;  в р е м е н н ая  вла с т ь,  у с т а н а в л и в а е м ая  на  к а к о й-

то  о п р е д е л е н н ый  п е р и о д, не  м ожет  с о х р а н я т ь ся в каче с т ве  в ер-

ховной  с и лы. Су в е р е н н ая  вла с т ь, по  Б о д е н у,  е с ть  т а кже  вла с ть

е д и н а я. В  том  с мыс ле  е д и н а я, что  ее  п р е р о г а т и вы  п р и н а д л е ж ат

т о л ь ко  е й;  о на  не  м ожет  ( не  д о л ж н а)  э ти  п р е р о г а т и вы  д е л и ть с

кем  бы  то  ни  был о;  о на  не  м ожет  ( не  д о л ж н а)  д о п у с к а ть  н и к а-

ких  о р г а н о в,  к о т о рые  с т о я ли бы над  н ею  и ли  с т о я ли  р я д ом и

к о н к у р и р о в а ли с  н е й.

Б о д ен  выд е л я ет  п я ть  о т л и ч и т е л ь ных  п р и з н а к ов  с у в е р е н и т е-

та.  П е р в ый из них —  и з д а н ие  з а к о н о в,  адре с у емых всем без  и с-

к люч е н ия  п о д д а н н ым и  у ч р ежд е н и ям  гос ударс т в а. Второй —

р е ш е н ие  в о п р о с ов  в о й ны и  м и р а.  Т р е т ий —  н а з н а ч е н ие  д о лж-

н о с т ных  л и ц. Че т в е р тый —  д е й с т в ие в  к а ч е с т ве  в ы с ш е го суда,

суда в  п о с л е д н ей  и н с т а н ц и и.  П я т ый —  п о м и л о в а н и е.

К  с воей  т р а к т о в ке  с у в е р е н и т е та  г о с у д а р с т в е н н ой власти  Б о-

д ен дела ет  р яд  в ажных  д о б а в л е н ий и  у т о ч н е н и й.  О д но  из них

ка с а е т ся тех  т р е б о в а н и й,  к о т о р ые  н е п р е м е н но  д о л ж ны  с о б лю-

да т ь ся  с у в е р е н н ой  гос ударс т в енной  в л а с т ью.  Н а п р и м е р,  п о-188 Глава 9. Эпоха Возрождения и Реформации

следней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, аб-

солютности) законы божественные и естественные. Вместе с

тем суверенной государственной власти, стоящей выше всяких

человеческих законов и свободно распоряжающейся жизнью и

смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи,

нарушать принцип веротерпимости, и в особенности взимать

подати с подданных без их согласия, помимо воли собственни-

ка. С точки зрения Бодена, единство, неделимость суверенитета

государственной власти на практике совмещаются с дифферен-

циацией власти и управления, которые не всегда находятся в

тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает вре-

менно и на определенных условиях осуществление некоторых

функций власти назначаемым должностным лицам. Без соот-

ветствующего поручения суверена должностные лица ничего не

могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг

друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по

значимости отличительному признаку суверенитета. Суверен

издает законы, но не создает право. Боден строго их различает,

понимает их разнокачественность. Право «несет с собой спра-

ведливость, а закон — приказ».

Как глубокий политический мыслитель, Боден не мог не по-

ставить вопрос о том, где коренится, как появляется суверени-

тет и способен ли он к отчуждению, передаче. На первую часть

вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в совокупности сво-

бодных и разумных существ, составляющих народ». Упомина-

ние тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что Боден —

приверженец народовластия. На вторую часть поставленного

вопроса он отвечает следующим образом: «Эту верховную и по-

стоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти на-

род может передать одному из граждан без всяких ограничений

так же, как может это сделать собственник, желающий кого-

либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх.

Вот его аргумент в пользу монархии. Подобно тому как во Все-

ленной над всем властвует Бог, а на небе — солнце, так и у

особей, образующих общность, должен быть один правитель.

Боден — убежденнейший сторонник действительно суверенной

(в его трактовке — абсолютистской) монархической власти. От-

сюда вовсе не вытекает категорическое отрицание им в услови-

ях монархизма отдельных элементов аристократических и де-4. Боден 189

м о к р а т и ч е с к их  ф о рм  п р а в л е н и я.  А р и с т о к р а т и ч е с к ие  э л е м е н ты

в о з м о ж н ы, в  ч а с т н о с т и, когда государь  н а з н а ч а ет на  д о л ж н о с ти

т о л ь ко  з н а т н ы х, лучших, бог а тых;  д е м о к р а т и ч е с к ие  э л е м е н ты

н а ч и н а ют прис у т с т вов а ть в  г о с у д а р с т в е н н ом  у п р а в л е н и и,  е сли

монарх  о т к рыв а ет дос т уп к  д о л ж н о с т ям  п р а к т и ч е с ки  в с ем  с в о-

б о д ным и  р а з у м н ым  и н д и в и д а м.

По  способу  о с уще с т в л е н ия  вла с ти  Б о д ен  д е л ит все государ-

ства  на  три вида:  з а к о н н ы е,  в о т ч и н н ые  ( с е н ь о р а л ь н ы е ),  т и р а-

н и ч е с к и е.  З а к о н н ым  я в л я е т ся  то  гос ударс т во, в  к о т о р ом под-

д а н н ые  п о в и н уют ся  з а к о н ам  с у в ерена, а  с ам  с у в е р ен —  з а к о н ам

п р и р о ды,  с о х р а н яя  за  с в о и ми  п о д д а н н ы ми  их  е с т е с т в е н н ую

с вободу и  с о б с т в е н н о с т ь.  В о т ч и н н ые  гос ударс т ва суть  т е, в  к о-

торых  с у в ерен  с и л ой  о р ужия  сделался  о б л а д а т е л ем  и м уще с т ва и

люд ей и  п р а в ит  и ми  к ак  о т ец  с е м е й с т ва  с е м ь е й. В  т и р а н и ч е-

ских государствах  с у в ерен  п р е з и р а ет  е с т е с т в е н н ые  з а к о н ы,  р а с-

п о р я ж а я сь  с в о б о д ными  л ю д ь м и,  к ак  р а б а м и, а их  с о б с т в е н н о-

с т ью —  к ак  с в о е й.

Л у ч ш и м, по  м н е н ию  Б о д е н а,  я в л я е т ся  т а к ое  гос ударс т во, в

к о т о р ом  с у в еренит ет  п р и н а д л е ж ит монарх у, а  у п р а в л е н ие име ет

а р и с т о к р а т и ч е с к ий и  д е м о к р а т и ч е с к ий  х а р а к т е р.  Т а к ое госу-

д а р с т во  он  н а зыв а ет  к о р о л е в с к ой  м о н а р х и е й.  И д е а л ь н ым  д ля

с т р а ны  я в л я е т ся  т а к ой  м о н а р х,  к о т о р ый  б о и т ся Бог а,  «мило-

с тив к  п р о в и н и в ш и м с я,  б л а г о р а з у м ен в  п р е д п р и я т и я х,  смел в

о с уще с т в л е н ии  п л а н о в,  умерен в  у спе х е,  т в ерд в  н е с ч а с т ь е,  н е-

п о к о л е б им в  д а н н ом  с л о в е, мудр в  сов е т а х,  з а б о т л ив о  п о д д а н-

ных,  в н и м а т е л ен к  д р у з ь я м,  с т р ашен  в р а г а м,  л ю б е з ен с  р а с п о-




1. Государственный кредит
2. Основные функции философии Основной функцией философии является мировоззренческая
3. ЛЕКЦИИ ПО КУРСУ ldquo;ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТrdquo; ДЛЯ 5 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 1204 И 1901 Тема 1- ldquo;Инн
4. Тема- Производственная мощность Задача 1
5. ТЕМА 1 Нервная система выполняет следующие функции- А транспортирует питательные вещества Б осуще
6. тематические методы и прикладные модели 1
7. Электротехника и техническая кибернетика КИНЕМАТИКА ПОСТУПАТЕЛЬНОГО И ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЙ
8.  Підбиття підсумків попередньої теми
9. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине- ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Вариант 3
10. Резерви збільшення виробничих потужностей промислового підприємства
11. матричная барьерная энергетическая структурная механическая В каком году была предложена
12. аграрное капиталистическое государство
13. On exercises nd provide our own guided tour so tht you cn experience firsthnd wht the excitement is ll bout
14. темах. Особенности и признаки интеллектуальности информационных систем.html
15. Знакомство с Windows XP
16. сосудистыми и эндокринными болезнями
17. Лекція 6 Методи соціальної роботи Досягнення успіху соціальноекономічного розвитку держави сьогодні мо
18. 02 с Творчество австрийских композиторов 1ой половины ХХ века
19. тема цен в экономике принципы дифференциации цен
20. Эра либерализма Александра I