У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Дзёмон след веревки поскольку были найдены керамические изделия украшенные орнаментом из глиняного жгу

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

6.2. Культура Японии

Япония размещается на множестве мелких и четырех больших островах (Хонсю, Кюсю, Хоккайдо, Сикоку). Морские пространства стали преградой для завоевателей. С VIII тысячелетии до н. э. японцы жили здесь обособленно. Хозяйственную основу первобытного японского общества составляли охота, рыболовство, собирательство. Первыми религиозными представлениями японцев были магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Период неолита в Японии назван «Дзёмон» (след веревки), поскольку были найдены керамические изделия, украшенные орнаментом из глиняного жгута.

В середине I тысячелетии до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство, и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Этот период носит название «культура Яёй» (по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры). В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. На культуру Японии большое влияние оказала китайская культура. В IVV вв. н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают научные знания, конфуцианство и буддизм. Однако в Японии, в отличие от Китая, представители аристократии (сёгуны) имели большую власть, чем «сын Неба». В отличие от китайцев, где к власти допускались те, кто прошел экзамены, в Японии власть захватывали представители наиболее сильных домов. В период складывания феодальных отношений все чаще и чаще вспыхивали восстания. Для борьбы с восстаниями и массовым уходом крестьян со своих земель стали создаваться отряды профессиональных военных из людей, искавших покровительства у знати. Так появилось сословие самураев. В их среде выработался особый кодекс чести, своя этика, требовавшая беспрекословной верности, самопожертвования, в крайнем случае – добровольной смерти (харакири). Так в Японии складывается особый менталитет – подчинение по вертикали.

Японская государственность образуется в начале VII в. В официальных документах это государство впервые упоминается в 607 г., когда принц-регент Умаядо в послании китайскому императору назвал свою страну китайским словом «Жибэнь», что в японском произношении звучит как «Ниппон» или «Нихон» – страна Солнечного Восхода.

6.2.1. Верования и чувство красоты в японской культуре

Японцы живут в тесной связи с природой. У них никогда не было стремления, свойственного европейцам, подчинить себе природу. Напротив, они постоянно ищут точки соприкосновения с природой, способы гармонизировать свои отношения с природой. Такой подход во многом определил эстетическое отношение к миру вообще, проявление чувства прекрасного во всем.

Тонкое чувство природы породило древнейшую религию Японии – синто («путь богов»). Возникновение синтоизма связано с земледелием, его магией, в которой заложены действия, которые должны благоприятствовать получению урожая. Среди магических обрядов главное место занимают весенние и осенние: действо испрашивания урожайного года, действо пробы нового хлеба. Божества не отделялись от природы, что наделяло природу в глазах японцев еще большей ценностью.

Синтоизм во многом близок мифологии. В этой религии утверждается, что в мире сначала царил хаос. Потом он упорядочился, небо отделилось от земли, мужское начало от женского. В результате соединения этих начал – богини Идзанами и ее мужа Идзанаги – родилась богиня солнца Аматарэсу, богиня луны Цуклёми и бог воды и бури Сусаноо. Спустя долгие годы Аматарэсу осталась на небе, а ее внук Ниниги сошел с неба и стал управлять государством. Символами его власти были зеркало (божественность), меч (могущество) и яшма (верность подданных). От Ниниги будто произошел первый японский император. Происхождением от божеств объясняют японцы свою особую миссию в мире.

Существует пять главных принципов синто:

  1.  Мир сам по себе хорош, совершенен.
  2.  Вера в естественную силу жизни.
  3.  Представление о единстве природы и человека. Синтоизм не делит мир на живой и неживой. Во всем, что окружает человека, есть дух.
  4.  Признание многобожия. В списке богов синто их оказалось 3132.
  5.  Дух «нами» породил только японцев: синто может быть только у японцев, но японцы могут веровать и в других богов.

На синтоистском мировоззрении основываются многие обряды и праздники: праздник любования сакурой, снегом, горой Фудзи, луной. Японский поэт Догэн писал:

Цветы – весной.

Кукушка – летом.

Осенью – луна.

Холодный чистый снег – зимой.

На территории Японии широкое распространение получил буддизм, особенно такое явление, как дзен-буддизм (с санскр. «дзен» – сосредоточение, созерцание) – самоуглубление, в результате чего происходит озарение – сантори. На основе дзен появилась чайная церемония, икебана, искусство создания садов и парков. Все религиозные верования в Японии можно свести к следующему: сам мир с его формами, красотой становится выражением божественного присутствия.

Японская эстетика выделяет 4 типа прекрасного: саби, ваби, сибуй и югэн. Саби – патина – красота естественного: трещины на посуде, шероховатости. Почувствовать красоту естественного можно в состоянии внутренней сосредоточенности, при отсутствии шума, толпы. Ваби – красота повседневного, обыденного. Сибуй – соединение естественности, функциональности и красоты. «Чашка хороша, если из нее удобно и приятно пить чай и если она при этом сохраняет первородную прелесть глины, побывавшей в руках гончара». Югэн («внутренняя глубина, сокровенное») – воплощает прелесть недоговоренного.

6.2.2. Художественная культура Японии

В I тыс. до н. э. с возникновением сельскохозяйственного уклада жизни возникали и первые храмы. Вначале это были деревянные амбары для хранения урожая. В них устраивались торжества по случаю уборки урожая. При строительстве зданий японцы всегда обращали внимание на окружающий ландшафт. Чувство природы станет основной особенностью архитектурных сооружений. Японцы мало внимания уделяют внутреннему убранству помещений: все просто и естественно. Простота планировки, ощущение пространства, возможность менять размеры жилища с помощью перегородок подчеркивали значимость каждого элемента. Для любого типа постройки важным было передать настроение. Природное начало заметно во всем: в материалах, формах, принципе асимметрии.

Япония – страна миниатюры, в которой любому творению придается мягкий, лирический оттенок. С приходом буддизма строятся пагоды (с санскр. бхагават – «священный»), монастыри. Появляются скульптуры, изображающие богов, полубогов, в чертах которых передается воинственный самурайский дух и эмоции, свойственные крайнему напряжению.

Высокого уровня развития достигла литература. Искусству Японии свойственен символизм. Символика, как правило, связана с природой. Поскольку в Японии не была антропоморфного божества, то божеством стала сама природа. Японское стремление увидеть и воспринимать гармонию природы в гармонии с человеческим существованием создает особую эмоциональность в восприятии. Каждое состояние мира поэт воспринимает как собственное состояние. Умение чувствовать скрытый смысл приводит к особой лаконичности. Все подробности, замеченные поэтом, передают ощущение целостности мироздания, красоты и покоя.

Один из древнейших жанров японской поэзии – танка, нерифмованные пятистишия.

Все озарилось. Поистине так светла

Эта лунная ночь,

Что сердце уплыло ввысь.

Там и живет – на небе.

Сайгё, буддийский монах. XII в.

Стихи писались иероглифами, поэтому мы, не видя изобразительной стороны иероглифа, воспринимаем лишь слабую тень образа. Другой жанр – хокку, трехстишие.

И осенью хочется жить

Этой бабочке: пьет торопливо

С хризантемы росу.

Басё, XVII в.

Появляется особый жанр в прозе – дзуйхицу, что значит «писать, следуя кисти». Это означало писать легко, повинуясь движениям души.

«Солнце всего прекрасней на закате. Его гаснущий свет еще озаряет алым блеском зубцы гор, а по небу тянутся облака, чуть подсвеченные желтым сиянием. Какая грустная красота!» (Сб. «Классическая японская проза XIXIV веков». М., 1988. С. 578).

В Х в. японская проза разделилась на мужскую и женскую. Мужчины, как правило, продолжали писать по-китайски, а женщины – на японском языке.

Особым видом поэтического творчества было изобразительное искусство. Тонкая техника, изысканная цветовая гамма, особое пространственное решение – все передавало гармонию мира, восторг перед природой. Живопись поначалу носила декоративно-прикладной характер: росписи ширм, вееров, украшений домашнего быта. Особая выразительность сложилась в японской гравюре (XIIIXIX вв.). Например, каждая из героинь Китагавы Утамары – воплощение изысканности, хрупкости. С помощью удлиненных линий художник достигает особого эффекта грациозности. Всемирной славы достигло творчество Кацусики Хокусая. Он ищет знаки величия мира в вечном источнике – природе.

Известен в мире японский национальный театр, который совмещает в себе поэзию, прозу, живопись. Театр возник из земледельческих мистерий, сопровождавших сезонные праздники. В синтоистских храмах создавались всевозможные действа, связанные с поклонениями солнцу, духам предков. В XII в. представление было в виде пантомимы, текста, музыки, танцев. Это стало основой для возникновения нового театра. В XIV в. его создал драматург Каньами Киёцугу. Этот театр стал называться Но – «умение, мастерство». Сюжеты для спектаклей черпались из синтоистских мифов, легенд, преданий. Все действие в нем носит характер музыкального представления, в котором актеры в масках совершают движения, сходные с ритуалом; каждое движение символично, каждый жест выверен. Действие идет в масках, некоторые из них являются традиционными: старец (ситэ), старуха, воин, молодая женщина, демонические существа. Действующим лицом был хор и музыканты: флейтист и три барабанщика. Декораций не было, все основывалось на внутренней силе актерской игры.

В XVII в. как чисто городское зрелище появился театр кабуки. Актеры выступали без масок, зато применялся грим, каждый элемент которого был символичен. Например, красные полосы на лице изображали гнев, резко поднятые брови – решительность. В театре кабуки рассказывалось о сильных страстях, в нем соединялись фарс и трагедия. Спектакли могли идти либо день, либо несколько дней. Японский театр требовал особого вчувствования в мир, в глубинное состояние героев.

* * *

Эффективность воздействия японской культуры обусловлена присущим ей механизмом заимствования – универсальным принципом, суть которого состоит в том, что приращение чужих культурных ценностей происходит на основе своих существующих культурных традиций, но не отрицая их.




1. ч после рождения
2. властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и ино
3. Тема Колво часов Дата 1 Введение
4. а и восемь текущих аттестаций срок обучения 25 года и итоговую
5.  Розроблювана у ВАТ робоча конструкторська документація КД за змістом і оформленням повинна задовольняти
6. Гражданско-правовые сделки с квартирами
7. атабабаларды~ ~рпа~тарына аманат еткен ~ыс~а на~ылдармен айтыл~ан ~негелі за~ мен парасатты ма~ынадан т~
8. Русская культура ХIX-начала ХХ века
9. Тема- Характеристика породы английский кокер спаниель и его практическое использование
10. Course tyler- cool tyler- your pretty You- Doy you hve wife children tyler- no You- Why If it is not secret You- So how old re you tyler- 32 tyler- tyler- so i told yo
11. Тема- Циклы с условиями
12. 1971 гг учеба в Николаевском кораблестроительном институте г
13. Контрольная работа- Методи вихованн
14. Аббревиатуры в современном русском языке (на материале СМИ)
15. технические прогнозы разрабатываются с целью определения возможных путей будущего развития науки и техники..
16. Лабораторная работа 7 Создание запросов на выборку с помощью Конструктора Содержание работы- 1
17. Реферат- Поп-арт.html
18. Производство и издержки 5
19. Jfri Studio Ivrit Украина Киев
20. Расчет технологического оборудования для процесса рекуперативного теплообмена