Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Литовка Т.М., специальность «Психология»
Научный руководитель к.пс.н., доцент Бортникова Л.Г.
ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В АФФИЛИАЦИИ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ В КОНФЛИКТНОМ ПОВЕДЕНИИ У ПОДРОСТКОВ
Классические и современные исследования подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Г. Гецер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.И. Крылов, Н.Н. Толстых, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что то переходное состояние между ребенком и взрослым, которое характеризует подростка, накладывает свой отпечаток не только на течение его мыслей и чувств, на его стремления и идеалы, но и на его образ действий.
Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого сплетения двух потребностей: обособления (эмансипации) и аффилиации, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.
Общение в подростковом возрасте выполняет, как отмечает И.С.Кон, ряд специфических функций. Во-первых, оно представляет собой канал информации, по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это отработка навыков социального взаимодействия. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости [4].
Кроме того, общение с равными по возрасту, но разными по личным качествам людьми способствует дальнейшему развитию самосознания личности подростка посредством социального сравнения. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь. В группах подростками отрабатывается, в том числе, и умение разрешать конфликтные ситуации.
Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта, а часто и неумение. В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит, и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.
Решающее значение для исхода конфликта имеют стратегии поведения, избираемые участниками конфликта [3].
В связи с тем, что одной из традиционных форм общения в этом возрасте является конфликтное общение, актуальным становится вопрос о влиянии потребности в аффилиации на выбор стратегии в конфликтном поведении у подростков.
Проблема нашего исследования состояла в изучении влияния уровня аффилиации, а в частности, двух устойчивых мотивов личности, входящих в структуру данного мотива стремление к принятию (СП) и страх отвержения (СО) на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков.
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся 7-х классов средней общеобразовательной школы в количестве 47 человек.
При решении основных задач исследования нами были использованы следующие методы и методики: наблюдение, беседа, тест «Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса и Р. Киллмена; тест - опросник мотивации аффилиации (ТМА) А. Мехрабина; методы математической статистики.
В процессе исследования были выявлены предпочитаемые подростками стратегии поведения в конфликте, что отражено в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Анализируя данную диаграмму, можно сказать, что подростки данной группы чаще выбирают деструктивные стратегии поведения в конфликте (65%). А именно избегание и приспособление. Это проявляется в том, что при всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление). Они проявляют нежелание вступать во взаимодействие с партнером по поводу возникших разногласий, а то и просто ограничивают контакты с ним. При этом у таких подростков проявляется неуверенность и склонность подчиняться более сильному без учёта ситуации.
Такие стратегии как избегание и приспособление, хотя и имеют разное психологическое содержание, фактически направлены на уход от конфликтного взаимодействия [1].
Дальнейшее исследование было направлено на изучение потребности в аффилиации. Результаты представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
В данной диаграмме отражена интенсивность двух мотивов (СП) и (СО).
Испытуемым группы «высокий низкий» характерен мотив «стремление к принятию» (30%). Таким подросткам важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой.
А испытуемым группы «низкий высокий» характерен мотив «страх отвержения» (26%). Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения, группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чём им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости [5].
У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова. При этом у одной из них («высокий высокий») интенсивность обоих мотивов высокая, а у другой низкая.
Качественный анализ и сопоставление результатов исследования позволяет говорить о наличии связи между афилиацией и стратегиями поведения в конфликте, то есть о влиянии уровня развития потребности в аффилиации на выбор стратегий поведения в конфликте.
Мы обнаружили, что в зависимости от того, какой у школьника преобладает мотив «стремление к принятию» или «страх отвержения», подросток будет выбирать определённую стратегию поведения. Так, например, подростки с преобладанием мотива «стремление к принятию», скорее всего, будут прибегать в конфликте к стратегии избегания (r =0,52). Для таких подростков характерен подчинённый тип отношений со сверстниками, что в конечном итоге отражается на их групповом статусе. Но есть и положительные стороны такого стремления: некоторые подростки начинают проявлять способность к лидерству, организовывают дисциплину в классе, проявляют отзывчивость к другим членам группы. Подросткам с преобладанием мотива «страх отвержения» характерна стратегия приспособления (r =0,58).
Часто школьники данной группы испытывают трудности в общении, проявлении социальных чувств к окружающим. Такие подростки характеризуются как «покорно-застенчивые». Они беспрекословно подчиняются всем нормам и правилам группы.
Полученные результаты значимы на уровне 5%. Это позволяет говорить о наличии средне- выраженной взаимосвязи между аффилиацией и стратегиями поведения в конфликте. В частности, между стремлением к принятию и избеганием, и страхом отвержения и приспособлением.
Подростковый возраст является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением уверенности в себе, чувства собственного достоинства, возрастает значимость интимно-личностного общения, особенно со сверстниками, начинается бурное развитие рефлексии, анализа собственного поведения, схожести с другими и отличиями от них.
Подросток восприимчив к воздействиям со стороны взрослого, в частности психолога. Работа, направленная на развитие рефлексии даёт возможность подростку понять свою «сущность». Именно поэтому основным механизмом воздействия в нашей развивающей программе выступает рефлексия.
Исходя из поставленной цели и задач, нами была разработана развивающая программа.
Программа разработанных занятий носит компилятивный характер. Практическую основу программы составили работы следующих авторов: Ворониной Г.Л., Драгуновой Т.В., Битяновой М.Р., Лидерса А.Г., Штерна В, Самоукиной Н.В.
В структуру занятий вошли коммуникативные игры, психогимнастические упражнения, общение в паре, эмпатическое слушание, невербальные упражнения и т.д.
В результате внедрения программы в экспериментальной группе произошли комплексные изменения. Подростки начали наиболее адекватно относиться к конфликтным ситуациям, научились принимать и оказывать помощь и поддержку друг другу. Также наблюдаются изменения в самооценке, эмпатии и чувстве юмора.
В ходе работы подростки имели возможность получать обратную связь и эмоциональную поддержку от других членов группы.
В целом, занятия проходили достаточно продуктивно и динамично.
Для того чтобы проследить эффективность развивающей программы, направленной на развитие рефлексивных умений и осознание подростками своих личностных качеств, в качестве наиболее оптимального метода анализа полученных результатов, мы выбрали Т критерий Вилкоксона.
Таким образом, было предположено, что развитие рефлексивных умений и осознание своих личностных качеств подростками ведёт к снижению потребности в аффилиации, что в свою очередь влечёт за собой выбор конструктивных стратегий поведения в конфликте.
После проведения контрольного этапа эксперимента нами были обнаружены следующие изменения:
В результате проведенной математической обработки, мы констатируем, что Тэмп попало в зону значимости, то есть изменения не случайны и значимы на уровне 1%. Эти данные являются признаком адекватного реагирования на ситуацию и могут свидетельствовать об эффективности проведенного формирующего эксперимента.
Таким образом, мы можем говорить о запуске механизма нашей развивающей работы. Необходимым условием развития специальных навыков является специально организованное социально-психологическое обучение подростков, основанное на групповом взаимодействии.
Подростки в зависимости от степени развития мотивов аффилиации, содержания потребности в аффилиации и сформированных аффилиативных ожиданий к окружающим людям используют различные стратегии поведения, которые являются как конструктивными, так и деструктивными.
Таким образом, выбор стратегии поведения подростков зависит от комплекса факторов: наличия общих интересов, типа темперамента подростка, но в большей степени развития личности подростка, потребности в общении со сверстниками, и его способности к самостоятельному рефлексивному мышлению.
Литература:
1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
2. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное пособие.М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. 208 с.
3. Журавлёв Д. Учитель и ученик: психология конфликтов. // Народное образование. - № 4, 2002.- С.81-93
4. Кон И.С. Психология ранней юности.// Психология подростка. Хрестоматия. Составитель Фролов Ю.И. М.: Российское пед. агентство, 1997. - С.431-473
5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя.- М: Просвещение, 1991.- 128 с.