У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

административного аппарата

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

Великая хартия вольностей.

 

Самую значительную, вторую группу статей Хартии составляют статьи, направленные на   пресечение злоупотреблений королевского судебно-административного аппарата. Это неудивительно, ибо эти статьи отражают в основном единодушные и наиболее однозначные  требования оппозиции; как в стане крупных земельных собственников, так и в массе более мелких фригольдеров и горожан. Эти статьи также расположены без особой  системы,  а отсутствие чёткого разделения судебного и административного аппарата короны ещё более затрудняет их систематизацию. И всё же можно  попытаться  выделить какие-то подгруппы статей, наиболее сходных внутри  данной  обширной  группы по направленности и содержанию. Ряд статей, например, подтверждает старинные  «справедливые»  обычаи  в области судопроизводства и те порядки, которые утвердились  в  этой  области со врёмен реформ Генриха II, войдя в фонд общего права  (18, 19, 20, 22, 32, 38). Так, ст.18, 19 в целом подтверждают  порядок  разбора  некоторых  специальных видов судебных исков по гражданским делам (ассиз) –  о новом захвате, о смерти предшественника и др., установленный Генрихом II. Они расследуются королевскими судьями с участием четырёх  рыцарей  от  графства по месту нахождения собственности. Специальное указание на эти ассизы в  Хартии отразило борьбу среди крупных феодалов за ренту, доходы, которая велась методами «кулачного» права – в форме захвата и увоза движимого имущества соседа, усиливающегося огораживания общинных земель и т.п. Ст.20 закрепляет принцип штрафования, нашедший отражение ещё в хартии Генриха I, детализируя и развивая его. Именно в этой статье Хартии 1215 г.  единственный  раз упоминается крепостной крестьянин – виллан. Однако это  упоминание  вряд  ли можно рассматривать как отход от  принципа  «исключения  вилланства»  и  как закрепление права виллана, аналогичного правам  перечисленных  рядом  с  ним категорий свободных. В известном трактате английского юриста Генри  Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIIIв.) указывается, что виллан не может  иметь никакого  имущества,  которое  не  могло  бы  стать собственностью   лорда: господин может отнять всё,  когда  ему  будет  угодно, включая и плуговую запряжку  виллана.  Отсюда  можно  заключить,  что  обязательство  короля  о нераспространении штрафа на плуговую запряжку виллана в ст.20 отражает  лишь стремление феодалов оградить своих  вилланов  от  вымогательств  центральной власти в интересах самих феодалов. Без этого основного инвентаря  виллан  не смог бы выполнять повинности.

Статьи  18, 19, 20, 38  кроме  прочего, официально  закрепляют   порядок расследования гражданских и уголовных дел с  помощью  присяжных  в  качестве свидетелей  или  обвинителей.  Следовательно,   этот   институт,   введённый Генрихом II, прочно укоренился в английском судебном процессе, равно  как  и система судебных приказов (ст.36). Вместе с тем изживший себя «суд  божий»  с ордалиями и судебным поединком ещё окончательно не  исчез  из  практики.  Об этом свидетельствует, правда косвенно,  содержание  ст.38  и  54.  Последняя статья, на первый взгляд весьма странная, имела целью  сократить  количество поединков, происходящих по жалобе женщин  и  часто  имеющих  неблагоприятный для обвиняемого исход: женщины –  истицы  могли  выставить  вместо  себя  на поединок любого рыцаря, в то время,  как  обвиняемый  вынужден  был  драться самостоятельно.

Несколько статей  (17, 24, 36, 39, 40, 45)  устанавливают в декларативной, как правило, форме  принципы и гарантии справедливого,  бескорыстного, доступного правосудия для всех свободных. В ряде  случаев  намеченные  этими статьями меры идут дальше реформ Генриха II. Так, по ст.17 суд  Общих  тяжб, находившийся всегда при королевской курии и перемещавшийся вместе с  ней  во время военных  походов,  теперь  должен  был  постоянно  пребывать  в  одном определённом месте  (им  стал  Вестминстерский  дворец  в  Лондоне). Ст.24, несмотря на свою краткость, очень многозначительная по содержанию. Указывая на  исключительность  юрисдикции  короны  по   подсудным   ей   делам,   она подтверждает высшую  судебную  компетенцию  короны,  отстраняет  королевских чиновников от вмешательства в судебное разбирательство. Ст36, 40  обещают  не превращать  в  дальнейшем   уголовное   и   всякое   правосудие,   права   и справедливости в предмет торговли. Ст.45 настаивает на назначении  на посты только квалифицированных и добросовестных судей и чиновников. Статья 39 – вероятно,  самая  известная  статья  Хартии  1215г.,  имеет особое значение. Сформулированная также весьма  декларативно,  она  содержит стилистические  обороты,  которые  приводят   к   спорам относительно её содержания. Прежде всего, эта статья относится только к свободным людям,  и, значит, в эпоху Хартии она не могла являться гарантией  неприкосновенности всякой личности,  как  это  утверждают  некоторые  буржуазные  историки.  По мнению  Д.М. Петрушевского весь контекст  ст.39,  где  устанавливается обязательность сословного суда пэров для наказания «свободного человека»,  а также слова о том, что король может  «идти»  на  этого  человека,  указывают именно  на  крупного  феодала  –  барона. Цель ст.39, по мнению  Е.В.Гутновой, заключалась в том, чтобы изъять баронов из-под действия обычных королевских судов, поставив в особо привилегированное положение. Такое предположение имеет значительные основания. Даже  если  мы  будем переводить «суд пэров» как «суд равных  себе»,  мы  увидим,  что  требование такого суда содержится в Хартии в ст.21, 52, 56, 57, 59, т.е.  только  там,  где речь идёт  об  интересах  крупнейших  феодалов.  Из  контекста  ст.52  и  55 складывается  впечатление,  что  именно  25  баронов,  о  которых   подробно говорится в ст.61, и должны выступить в качестве «суда  пэров»  для  решения всех спорных вопросов между королём и подданными.

Положения ст.39 Хартии, как и других «нематериальных» её статей, могут трактоваться и в более широком смысле. Видимо, ряд оснований к спорам по поводу этой статьи даёт несовершенство  перевода. Между тем, конструкция статьи в точном переводе выглядит следующим образом:  «Ни  один  свободный человек не будет арестован, или заключён в тюрьму, или лишён владения, или поставлен вне закона, или изгнан, или любым способом обездолен, и равным образом мы не пойдём и не пошлём на него, кроме как по  законному  приговору равных его (его пэров) или по закону (праву) страны». Такая конструкция позволяет сделать следующие заключения.

Прежде всего, последняя часть статьи,  начиная  со  слов  «кроме  как», вполне может относиться не только к словам о  посылке  сил,  но  и  ко  всем предшествующим словам, а это значит, что все  перечисленные  действия  могут быть совершены «по приговору суда равных» или «по закону  страны».  Само  по себе  требование  «суда  равных»  представляет  собой  право  феодалов  всех рангов. Но если даже бароны предусмотрели суд пэров только для себя,  о  чём свидетельствует содержание некоторых других статей  Хартии,  то  в  качестве альтернативы в статье присутствует «закон страны». Скорее всего положение  о «законе страны» относится здесь не к баронам, а к другим свободным людям,  в отношении же баронов  действует  «суд  пэров».  Но  даже  в  этом,  наиболее вероятном случае, содержание статьи позволяет  вывести  её  за  рамки  чисто «баронской». Что же понимается в  ст.39  под  «законом  страны»:  феодальный обычай или все нормы  гражданского  и  уголовного  права,  судопроизводства? Этот вопрос также не получил единой трактовки в литературе. На  мой  взгляд, более правильным было бы  перевести  словосочетание  Law  of  the  land  как «право страны», что подтверждается использованием этого же термина  в  таком же смысле в ст.23, 42 и особенно 45. Есть  основания  считать,  что  во  всех этих статьях имеется в виду не что иное, как  «общее право», основанное на обычаях», но уже включившее в свои предписания законодательство  королей предшествующей эпохи.

Характерно, что ст.39, которую часто относят к откровенно  «баронским», «конституционным» статьям Хартии  (12,14,61),  в  отличие  от  них  не  была исключена из текста при переизданиях документа в XIII в. Статьи 21 и 34 также заслуживают  особого  внимания.  Они  находятся  в резком противоречии  со  всей  массой  судебно-правовых  статей,  имеющих  в основном общее  значение.  Ст.21  прямо  изымает  графов  и  баронов  из-под действия укоренившейся со времён Генриха II судебной  процедуры  с  участием присяжных. В ст.34 речь опять идёт  о  всяком  «свободном  человеке»,  но,  в отличие от ст.39, содержание этого термина споров не вызывает.  Обладателями судебной  курии,  о  которой  здесь  говорится,  являлись  крупные  феодалы. Статья, таким образом, ограничивает вмешательство короны в  дела феодальных курий с помощью одного из видов  судебных  приказов,  наиболее  ненавистного феодалам.  

Наконец, во второй группе статей Хартии можно особо выделить статьи, пресекающие   злоупотребления королевского административного аппарата (чиновников) на местах (23, 25, 28, 30, 31). Они весьма просты для понимания и в основном подтверждают старые обычаи, запрещая  чиновникам брать имущество без согласия владельца и произвольно  принуждать  свободных  к  определённым видам работ.

В общем и целом   статьи,   касающиеся   деятельности   судебно-административного аппарата короны, главным образом, на местах, были  выгодны прежде всего мелким и средним  фригольдерам,  на  долю  которых  приходилась основная часть  злоупотреблений.  Они  были  выгодны  и  баронам,  поскольку ограждали от злоупотреблений чиновников их  имущественные  и  личные  права. Однако в этих статьях таилась и известная опасность  для  стратегических,  а не сиюминутных интересов баронства. Судебно-административные статьи  Хартии, в   конечном   счёте,   способствовали   укреплению и совершенствованию центрального и местного судебно-административого аппарата,  повышению его авторитета в массе свободных, а значит способствовали подрыву судебных привилегий и политического   влияния   феодальной   верхушки.   Сознавая невозможность, а во многом и не желая нанести значительный удар по  судебно-административной системе в том виде, в каком она уже укоренилась  со  времён Генриха II, бароны попытались кое в  чём  изъять  себя  из-под  её  действия (ст.21 и отчасти 39). Более того, в одном случае была сделана попытка  прямо ограничить  вмешательство  королевской  юрисдикции  в  их   судебные   права (ст.34).

4. Историческая роль Великой хартии вольностей.

Великая хартия вольностей ограничивала (в основном в интересах аристократии) права короля и предоставляла некоторые привилегии рыцарству, верхушке свободного крестьянства, городам. ВХВ сыграла известную роль в политической борьбе XIII- XIV вв., приведшей к складыванию английской сословной монархии.

Заложив в Англии основы правового порядка, который должен  был  сменить безраздельно господствовавшую систему правительственного произвола,  Великая Хартия не создала вполне удовлетворительных технических средств, которые бы гарантировали проведение в жизнь  юридически  поставленных  ею  принципов  и делали невозможным возвращение к старому  порядку.  Великая  Хартия  явилась лишь первым и чрезвычайно  важным  шагом  английского  общества  по  пути  к свободе.  Она  юридически  формулировала  выдвинутую  жизнью  задачу  и  тем создала почву для правомерной борьбы  и  дала  в  руки  обществу  широкую  и определённую программу, способную объединить  самые  различные  общественные элементы в их стремлении к свободе.

Юридическую силу Хартия 1215г. имела лишь несколько месяцев. В конце августа 1215г. римский папа, примирившийся  с  Иоанном,  аннулировал  Хартию папской буллой. Но  Хартия  уцелела. В условиях начавшейся баронской войны, после смерти Иоанна в 1216г.  от имени малолетнего Генриха III было осуществлено первое переиздание Хартии. 22 её статьи (10, 11, 12, 14, 15, 25, 27, 42, 45, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 55, 57, 58, 59, 61, 62, 63) не  были включены в Хартию 1216 г.

Второе переиздание документа произошло в 1217 г., когда  был воспроизведён вариант 1216 г. с незначительными изменениями. Последнее переиздание Хартии 1215 г. состоялось в 1225 г. Феодалам удалось добиться включения в текст 1225 г. некоторых уступок. В последней статье Хартии 1225 г. говорилось, что соблюдение  Хартии  зависит от  воли короля, взамен чего ему гарантируются субсидии со  стороны  большого  совета феодальных магнатов. Такой совет действительно  созывался  Генрихом  III до 1258 г. Однако в своей политике король совершенно не считался с  ним,  и при отказе в субсидиях пополнял казну за счёт различных налогов и поборов.

Текст 1225г.  был  окончательно  подтверждён  королём  Эдуардом I в парламенте и стал законом, который в  латинской  редакции  получил  название «Статус о неразрешении налогов» (1297г.). В этом  акте  было,  в  частности, провозглашено, что никакие налоги, пособия и поборы не  будут  налагаться  и взиматься без воли  и  общего  согласия  архиепископов,  епископов,  графов, баронов, рыцарей, горожан  и  иных  свободных  людей  королевства.  Из  всех статей  Хартии     1215г. в него вошли  с  изменениями ст.1, 9, 13, 20, 21, 22, 23, 33, 39, 40, 41, 47, причём они были сведены в 9 статей.

В дальнейшем Хартия постоянно модифицировалась, её  содержание толковалось и изменялось применительно к новым условиям. Особое внимание привлекала ст.39. Между 1331 и 1363г. парламент много раз интерпретировал эту статью, придав ей почти современное звучание. Так,  «законный приговор равных» получил трактовку «судебная процедура с участием жюри  присяжных»; термин «закон страны» приобрёл вид «надлежащей правовой процедуры»; слова «ни один свободный человек» были сначала заменены словом «никто», а затем словами «ни один человек, какого бы сословия или состояния он ни был…».

За три столетия после 1215 Великая хартия вольностей сделалась символом ограничения королевской власти, а со временем стала рассматриваться как основополагающий закон страны. Однако лишь начиная с 17 в. ее стали интерпретировать как государственный акт, обеспечивающий конституционный контроль за королевской властью, содержащий положение о недопустимости введения налогов или законов без согласия парламента, об обязательности рассмотрения уголовных дел судом присяжных и гарантиях против произвольного тюремного заключения и наказания, а также излагающий принципы демократического способа правления и беспристрастного судопроизводства. Своё подлинно новое существование она начнёт в период, предшествующий английской революции, в XVII веке в ходе ожесточенной борьбы с королями династии Стюартов, когда знаменитый судья и член парламента Эдуард Кок извлечёт её из архива, отряхнув «пыль веков», истолкует в интересах ликвидации абсолютизма, расширения парламентских и судебных полномочий. Общие формулировки Хартии, продиктованные социальным составом коалиции 1215г.,  в особенности постоянное упоминание «свободных  людей», облегчило дело, за которое ратовал Кок. Признанная официальной политической доктриной послереволюционного правительства, Хартия  становится символической частью неписаной английской конституции.

В XVIII в. правовед Уильям Блакстон ввел данную интерпретацию в свои знаменитые Комментарии к законам Англии (Commentaries on the Laws of England). Историки и государственные деятели 19 в. превозносили Хартию как великую гарантию английских свобод. В такой трактовке она оказала влияние на политические и правовые идеи в Америке и сыграла ключевую роль в колониальный период ее истории, в ходе Американской революции, при разработке основных положений конституции США. В государствах англо-саксонской системы права положения Хартии до сих пор используются в судебной практике, а в США и федеральная, и местные Конституции содержат идеи и цитаты из Великой Хартии Вольностей.

Великая хартия вольностей является памятником средневекового права Англии и входит в библию британской конституции (наряду с Хабеас корпус акт, Биллем о правах 1689 и Актом о престолонаследии 1701). Особое значение в великой хартии вольностей имеет именно 39 статья, в которой запрещались арест, заключение в тюрьму, лишение владения, объявление вне закона, изгнание и иное ущемление прав феодалов как свободных людей, иначе как по законному приговору равных. Эта и некоторые другие статьи хартии оказались наиболее жизнестойкими и составили основу последующих редакций хартии, придали ей в дальнейшем силу конституционного документа и значение манифеста «прав человека» — такую окончательную трактовку хартия получила в эпоху английской буржуазной революции. Н.М. Карамзин так отозвался о хартии после ознакомления с ней: «Спросите любого англичанина, в чем ее главные выводы? Он скажет: «Я живу, где хочу; уверен в том, что имею; не боюсь ничего, кроме законов. Разогните Магну Харту: в ней король утверждал клятвенно сии права для англичан – и в какое время? Когда все другие европейские народы были еще погружены в мрачное варварство».

Т.о., значение этого документа наиболее ярко проявилось в последующие эпохи, но с самого своего появления Хартия была символом протеста народа против притеснений власти, и каждое последующее поколение использовало её как гарантию соблюдения прав личности. Отойдя от реальной исторической почвы, на которой Хартия взросла и утвердилась, возникает своеобразный идеологический феномен: история Хартии становится историей ее истолкований, преследующих политические цели.

Среди отечественных историков и государствоведов до сих пор нет единого мнения относительно оценки Великой Хартии Вольностей 1215 года. Историки Д.М. Петрушевский и Р.Ю. Виннер усматривают в Хартии победу феодальной реакции. Благодаря опережающим время идеям, заложенным в Великой Хартии Вольностей 1215 года, она положила начало развитию законодательства о правах человека. Другие важнейшие документы, связанные с правами и свободами личности в Англии, в частности, Петиция о праве (1628) и Habeas Corpus Act (1679), основывались на тексте и главной идее Великой Хартии Вольностей: "ни один свободный человек не может быть подвергнут аресту или преследованию иначе как на основании решения суда".

В переводе с Греческого языка слово "хартия" означает "рукописный документ". А распространилось это слово в своем переносном значении - "права", "привилегии". Словом "Хартия" назывались несколько всемирно известных документов. Через них народы боролись за свои права: политические, экономические, социальные, гражданские.




1. EvidenceBsed Medicine медицина основанная на доказательствах впервые предложен--- американскими врачами обще
2. Оба устали и выбились из сил и лица их выражали терпеливую покорность след долгих лишений
3. Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов ’ 56 города Курска
4. капиталистическая модель предполагающая приоритетную роль частной собственности рыночноконкурентного м
5. Дипломная работа- Договор купли-продажи.html
6. Лабораторная работа 3
7. В основе патогенеза лежит массивный выброс биологически активных веществ которые резко повышают проницаем
8. особый товариграющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров
9. записка сдана 13 декабря то защита состоится 20 декабря если записка сдана 14 декабря то защита будет 21 декабря
10. ТЕМАТИКИ І МЕХАНІКИ КОЗАЧЕНКО Тетяна Олександрівна УДК 531
11. Дайте нам миллион и Дэвида Бекхэма
12. Шпоры для сдачи риторики
13. Школа Д. В.Ухтомского
14. Природа виндикационного притязания и элементы виндикационного иска
15. Лев Троцкий
16. Номадизм Кочевой тип производства
17. тема на юге Турции- It ws five o~clock on winter~s morning in Syri пять часов утра зима Сирия- было пять часов зимнего
18. Геологическое строение и нефтегазоносность Цубукско-Промысловской зоны поднятий
19. в 30 50е гг. На разложение и кризис феодализма большое воздействие оказывали рост антикрепостничес
20. Действует ли принцип объективной истины в гражданском процессе